Городов и сёл

Саранск. Спортивные и нежные
SmartNews составил портрет жительницы Саранска

Красота российских женщин известна во всем мире. Образы россиянок так же разнообразны, как и национальный колорит нашей большой страны. И различия эти не только во внешности, но и в характере, на формирование которого повлияли уклад жизни, религия и культура. SmartNews выбрал индивидуальные черты жительниц России от Калининграда до Сахалина.

~~~~~~~~~~~



Красота жительниц Саранска всегда поражала гостей столицы Мордовии своей естественностью. Темные волосы, карие глаза, розовые щеки — вот от чего теряют голову приезжие мужчины. В Республике Мордовии гармонично уживаются три нации: русская, эрзянская и мокшанская (и татарская - прим. mamlas ).

В настоящее время сложно отличить мордовских девушек от русских, так как внешность мордовок сходна со славянской внешностью. Да и за многие годы в Саранске произошла сильная ассимиляция, и браки среди мордвы и русских давно не редкость.

Экспертное мнение

— У большинства саранчанок смешанный тип внешности: это широкие скулы, темные глаза, в основном брюнетки со смуглым цветом кожи и с тонкими чертами лица. Но встречаются и белокурые с серыми глазами и округлой формой лица. Рост приблизительно одинаковый, массивность телосложения и пухлые щеки присутствуют, однако ничуть не полнят девушек, а только приукрашивают их формы.
Екатерина Торгашова , физиогномист


Эксперты отмечают, что у многих жителей Мордовии наблюдаются монголоидные черты.

Экспертное мнение

— Внешность девушек в Саранске и Мордовии в большинстве случаев не отличается от внешности славяноязычных соседей, однако имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях — явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к уральской расе, ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Внешность городских представителей в целом — сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.
Эдуард Рогачев , краевед, историк


Красоту в отметил еще в далеком 1925 году Иван Алексеевич Бунин в своем рассказе «Мордовский сарафан», где писал: «Заходите как-нибудь на огонек! Буду сердечно рада. Заходите, когда вздумается, я всегда дома. Заходите завтра, я вам покажу мой новый мордовский сарафан…» Конечно, мордовские сарафаны уже не носят так, как раньше, но стилизация мордовского орнамента присутствует в разных элементах одежды. Также популярны у саранчанок свадьбы в мордовских национальных костюмах. Девушки на улицах города одеты ярко, но просто, изощрений в одежде нет. Главное — это удобство, считают саранчанки, поэтому брюки у них в почете.

— Простота в одежде — вот чем отличаются девушки Саранска, они стараются надеть на себя то, что поудобнее. Длинное платье или просто брюки — главное, комфортно себя в этом чувствовать. Но вот с обувью все наоборот. «Какие угодно, лишь бы каблуки» — популярная фраза среди молодежи. Скорее всего, это связано с невысоким ростом наших девушек. Если с фасонами одежды все просто и удобно, то с цветами — чем ярче, тем лучше. Синий, желтый, коралловый, оранжевый, зеленый — каких только цветных девушек не встретишь. Выигрывает, конечно же, красный цвет, это такая нотка мордвы сказывается. Но не только красным цветом проявляется мордовская национальность, но и различными стилизациями мордовских узоров. Вместо популярного свитера с оленями в Саранске носят свитер с мордовской розеткой, может, это кажется и смешно, но это действительно так. Быть ярче и выразительнее стремится женский пол Мордовии.
Кристина Ваганова , дизайнер, модельер



В жизни саранчанок также присутствует спортивный стиль, примером для этого служат известные спортсменки Мордовии: Светлана Хоркина, Елена Лашманова, Ольга Каниськина. Девушки Саранска не только одеваются по-спортивному, но и ведут спортивный образ жизни. Почти каждая вторая занимается бегом или танцами, ведь спорт — залог здоровья, а здоровье у мордвы всегда должно быть крепкое.

— Мне очень нравится моделировать одежду, иногда, идя по городу, я представляю, как та или иная девушка сейчас бы шла не в своих джинсах, а в моем фирменном платье. На нашем факультете мы уделяем больше внимания стилизации национальных костюмов. Наши работы бывают на выставках не только в России, но и за рубежом. Около месяца назад мы летали в Ниццу, где заняли призовое место на конкурсе по костюму.
Мария Илиева , студентка МГУ им. Н.П. Огарева, учится по специальности «дизайн костюма»


Характер у саранских девушек на первый взгляд спокойный и умеренный, но, как только дело доходит до обстоятельств, которые им не нравятся, они превращаются в истинных мордовок, даже если таковыми и не являются. Проявляется упертость и крикливость, чем, впрочем, девушки и добиваются изменения ситуации в их пользу. Скорее всего, это связано с тем, что, обитая в плодородных лесных местностях, изрезанных реками и испещренных озерами, мордва с незапамятных времен занималась земледелием, лесными промыслами, звериной охотой и рыбной ловлей. Подобные занятия рисуют миролюбивый характер мордвы. Но мирные ее занятия нередко нарушались опустошительными набегами завистливых соседей. От столь страшных погромов нервы стали шаткими.

Что касается того, во сколько лет мордовские девушки заводят семью, то специалисты едины во мнении.

— Студентки нынче стремятся побыстрее выйти замуж, на старших курсах у нас почти все замужем, да и с детьми. На тех, кто закончил университет и еще не родил, девушки странно поглядывают и рассуждают, что, наверно, со здоровьем не все в порядке. Успевать совмещать работу, учебу и семью — это, конечно, трудно, но иначе когда нужно заводить детей? В старости нужно, чтоб они тебе самой помогали, а не в школу только пошли.
Галина Афанасьева , кандидат наук, преподаватель МГУ им. Н.П. Огарева



Мордовские мужчины любят порассуждать о сущности местных женщин.

— Девушки в Саранске наделены от природы хорошими умственными способностями и хорошей памятью, что им вполне позволяет поступать на бюджетные места в университете.
Григорий Васильев , профессор историко-социологического факультета МГУ им. Н.П. Огарева
-----

— Когда я придумываю новый образ, я ищу в толпе девушку, которая подошла бы для этого образа и согласилась на фотосъемку. Чаще всего это сделать легко, так как у нас проживает огромное количество не только симпатичных, но и совершенно разных по внешности девушек.
Артур Ивойлов , фотограф
-----

— Везде есть красивые девушки, но в Мордовии они самые-самые красивые! Одна улыбка и ямочки на щеках чего стоят. Да и не только красотой девушки у нас славятся. Моя жена работает моделью, но не за красоту я ее выбрал, а за твердый характер и умелые ручки. Она и блинчиков напечет, и гвоздь забьет, где нужно.
Иван Шлепнев , предприниматель, житель Саранска
-----

— Во многих городах я был, но краше наших девушек нет нигде. Яркие цвета в одежде их выделяют из толпы.
Михаил Карпов , журналист, житель Саранска


Эти слова подтверждаются результатами конкурсов красоты, которые ежегодно проходят в Мордовии.

Добро пожаловать!

Вы находитесь на главной странице Энциклопедии Нижнего Новгорода - центральном справочном ресурсе региона, выходящем при поддержке общественных организаций Нижнего Новгорода .

В настоящий момент Энциклопедия представляет собой описание региональной жизни и окружающего её внешнего мира с точки зрения самих нижегородцев. Здесь Вы свободно можете публиковать материалы информационного, коммерческого и личного характера, создавать удобные ссылки вида и вносить свое мнение в большинство существующих текстов. Особое внимание редакция Энциклопедии уделяет авторитетным источникам – сообщениям влиятельных, информированных и успешных нижегородских персон .

Приглашаем ввести больше нижегородской информации в Энциклопедию, стать экспертом , и, возможно, одним из администраторов .

Принципы Энциклопедии:

2. В отличии от Википедии, в Нижегородской Энциклопедии может быть информация и статья про любое, даже самое малое нижегородское явление. Кроме того не требуется наукообразность, нейтральность и тому подобное.

3. Простота изложения и естественный человеческий язык – основа нашего стиля и всячески приветствуется, когда помогают донести правду. Статьи энциклопедии призваны быть понятными и приносить практическую пользу.

4. Допускаются разные и взаимоисключающие точки зрения. Про одно и то же явление можно создавать разные статьи. Например – положение дел на бумаге, в реальности, в народном изложении, с точки зрения определенной группы лиц.

5. Аргументированное народное слово имеет всегда приоритет над административно-канцелярским стилем.

Читайте основные положения

Приглашаем вас написать статьи – о нижегородских явлениях в которых вы по вашему мнению разбираетесь.

Статус проекта

Нижегородская энциклопедия является полностью независимым проектом. ЭНН финансируется и поддерживается исключительно частными лицами и развивается активистами, на некоммерческой основе.

Официальные контакты

Некоммерческая Организация «Открытая Нижегородская Энциклопедия » (самопровозглашенная организация)

Мордва - это общее название двух близкородственных народов - мокша и эрзя, языки и некоторые элементы культуры которых немного отличаются друг от друга. Название «мордва» встречается в русских летописях, но в старинных и обрядовых песнях и сказаниях мокши и эрзи, всегда встречается только мокша или эрзя. Многим людям слово «мордва» кажется чудным, неблагозвучным. О происхождении этого названия есть разные предположения. Наиболее близкое к истине, видимо, следующее: в основе слова базовый корень -означающий«люди». На удмуртском языке «мурт» - это «люди», на языке коми люди - «морт». Сравните: «Уд-мурт» и «Морт-ва». В слове Мордва «т» озвучился в «д». Следует сказать, что удмуртский и коми языки являются дальнородственными по отношению к мордовским языкам. Вообще к финно-угорским языкам относятся коми языки, удмуртский, марийский языки, мокшанский, эрзянский, вепсский, карельский, финский, эстонский, ижорский, вотский, ливский, саамский. О происхождении частицы «ва» есть также множество разных предположений. Но это требует отдельного рассмотрения. Впервые термин «мордва» упоминается у Иордана (VI в.). Позднее Константин Багрянородный (913-959 гг.) упоминает Мордию, удаленную от страны печенегов на 10 дней пути. Как считают некоторые исследователи слово «мордва» имеет иранское происхождение. Соответствует аналогичным формам в древнеиндийском и авестийском языках, означает «человек», «мужчина».

Мордва - относится к финно-угорской группе народов, которая обитает в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва это бинарный этнос, так как народ состоит из двух главных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя - в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

История

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). В начале-середине I тыс. н. э. в междуречье Оки и Волги сформировались племена мари, мери, мокшан, муромы и эрзян. К этому времени позднегородецкие племена приобретают устойчивый обряд в грунтовых могильниках. К началу второй половины I тысячелетия н. э. между перечисленными племенами возникают заметные различия. В процессе своего развития как мокшане так и эрзяне имели тесные контакты с различными ираноязычными и тюркоязычными племенами на южных границах своего расселения, а на севере и западе - с балтоязычными.

Полагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в. Согласно археологическим данным, до 13 в. Мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя осваивала северную часть этого региона, а мокша – южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности привел к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость », во главе его стоял князь Пургас.

Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении. Уже в первой половине 17 в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в 18 в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в половине 18 в.).

Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

На всём протяжении своей истории мордва вступала в контакты и этногенетические связи с различными племенами и народами, населявшими евроазиатскую часть северного полушария, что отразились в его антропологическом облике. Так, материалы антропологического обследования мордовского и соседних народов дают основание заключить, что в формировании мордвы участвовало, в основном, два расовых компонента: светлый массивный широколицый европеоидный тип, прослеживаемый особенно у мордвы-эрзи; тёмный грацильный узколицый европеоидный тип, преобладающий среди мордвы-мокши на юго-западе Мордовии; и небольшой компонент-примесь субуральского типа.

ИСТОКИ ЭТНОСА :
ПОЯВЛЕНИЕ ДРЕВНЕМОРДОВСКИХ ПЛЕМЁН

Расселение древней мордвы и ее соседей в I - VII веках (А - древнемордовские могильники, Б - могильники андреев-ского типа, В - рязанские могильники, Г - территория ря-занского населения, Д - территория древней мордвы, Е - территория среднесурского населения).

На рубеже нашей эры (2000 лет назад ) городецкая культура «переросла» в древнемордовскую . Архе-ологические сведения и фольклор дают очень скуд-ные сведения почему и как это происходило. Предпо-ложительно, в эти времена древнемордовские племе-на существовали,будучи известными окружающим народам под однимизсле-дующих имён: андрофаги , будины , йирки, фиссаге-ты . Вот как Геродот - "отец истории" - описы-вает их:

«Андрофаги . «Среди всех племен самые дикие нравы у андрофагов. Они не зна-ют ни судов, ни законов и

являются кочевниками. Одежду носят подобную скифской, но язык у них осо-бый. Это единственное племя людоедов в той стране».

«Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло-голубые глаза и рыжие волосы... Каждые три года будины справляют празднество в честь Ди-ониса и приходят в вакхическое исступление... Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками... (примечание : уточнение лингвистов - не шишками, а белками, питающимися сосновыми шишками ). Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное боло-тами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой. Мехом этих зверей будины оторачивают свои шу-бы... »

Йирки «промышляют охотой и ловят зверя следующим образом. Охотники подстерегают добычу на д еревьях (ведь по всей их стране густые леса). У каж-дого охотника наготове конь, приученный лежать на брюхе, чтобы меньше бросаться в глаза, и собака. Заметив зверя, охотник с дерева стреляет из лука, а затем вскакивает на коня и бросается в погоню, собака же бежит за ним».

Фиссагеты . «За будинами к северу сначала простирается пустыня на семь дней пути, а потом далее на восток живут фиссагеты - многочисленное и своеоб-разное племя. Живут они охотой... Из их земли текут четыре большие реки че-рез область меотов и впадают в так называемое озеро Меотиду . Название этих рек : Лик, Оар , Танаис и Сиргис ».

У Геродота же историки находят описание скифо-персидской войны 512 года до нашей эры, войны, в ызвавшей серьезные передвижения народов на север. Есте-ственно, это передвижение затронуло и городецкие племена . Вряд ли они сня-лись с обжитых мест, однако на их земли пришли иноплеменники. В истории го-родецких племен таким образом возник внешнеполитический фактор. Он-то, видимо, и ускорил оформление древнемордовской культуры .

События второй половины первого тысячелетия нашей эры способствовали установлению тесных контактов предков мордвы с южными сармат-скими племенами . Наиболее частыми они были в I– IV веках нашей эры. Именно в это время по-лучают широкое развитие торговые связи. Основ-ным продуктом торгового обмена мордвы были меха и шкуры, продукты земледелия, в которых испытывали нужду их южные соседи. Сарматы же меняли предметы вооружения, изделия из ме-таллов. Но кочевники были ненадежными торго-выми партнерами. Нередко на смену торговому каравану приходил отряд конных воинов, и тогда неминуемо вспыхивала сеча. Железные трехлопа-стные наконечники сарматски х стрел довольно

Часто археологи находят на валах мордовских городищ в Нижнем Присурье .

Набеги мелких сарматских отрядов сменились в конце концов нашествием боль-шой лавы всадников, которые подчинили себе некоторые мордовские племена . На территории современного Большеигнатовского района неподалеку от села Андреевка археологи раскопали курган - захоронение вождя завоевателей и его дружинников. В центре могилы был установлен специальный помост, куда было возложено тело вождя, рядом покоились два вооруженных воина. В ногах лежал связанный пленник или раб.

Однако господство пришельцев было недолгим, они довольно быстро были ас-симилированы древней мордвой и растворились в её среде. Борьба древней мордвы с южными пришельцами была поистине героической. Ведь последние стояли на более высокой ступени развития. Мордовские же племена в I-IV веках жили в условиях начинающегося разложения первобытно-общинных отно-шений. В то далекое от нас время племена объединяли несколько родов. Каждый род состоял из нескольких больших патриархальных семей. Во главе семьи обыч-но стоял куд-атя . Род или несколько родов составляли поселение - веле . Зани-мали они в основном удобные, приречные места. Лишь к середине I тысячелетия нашей эры поселения стали иметь мощные оборонительные сооружения.

Древняя мордва селилась в плодородных долинах рек Оки , среднего течения Волги , Цны , Мокши и Суры . Это был край с тучной, плодородной землей, бо-гатый густыми лесами, реки изобиловали рыбой. Всё это наложило отпечаток на хозяйство наших предков.

Главным занятием древней мордвы было земледелие. Сеяли ячмень, рожь, пол-бу, горох. Пользовались серпом и косой, пашенное земледелие появится позднее.

Раскопки археологов свидетельствуют о высоком уровне развития ремесел у мордвы . Обнаруженные орудия труда говорят нам о довольно развитой древней металлургии.

Немалую роль в жизни древнемордовских племен играли охота, рыбная ловля, бортничество - сбор меда диких пчел. Природные богатства (пушнина, мед, ры-ба) давали возможность нашим предкам вести торговлю с соседями.

стоянная боевая дружина. Земледелие стало пашенным. Возникло и стало разви-ваться имущественное и социальное неравенство.

На этой ступени развития зафиксировали предков современной мордвы и ино-земные авторы. В VI веке историк готских королей Иордан в своей книге под на-званием «О происхождении и деяниях готов», описывая племена Восточной Европы , назвал народ «морденс» . Это было первое упоминание в письменных источниках о мордовском народе . (см. Что знали о мордве другие народы в VI-XVII веках )

Мордва ... Как возникло имя народа? Является ли оно самоназванием или же так называли наших предков соседние племена? В ирано-скифских языках суще-ствовало слово martiya , переводимое как мужчина , человек . Оно-то и легло в основу этнонима мордва. В русском же языке к основе «морд » присоединился суффикс «ва », имеющий оттенок собирательности, общности. Так и возникло имя народа, имя, существующее уже полторы тысячи лет.

В середине I тысячелетия нашей эры история древнемордовских племён связа-на с передвижениями народов, которое известно под названием «великого пере-селения». В конце IV века сарматы были разбиты пришедшими с востока гун-нами . Современник гуннского нашествия римский историк Аммиан Марцел-лин писал о гуннах как о подвижном и неукротимом народе, пылающем «не-удержимой страстью к похищению чужой собственности» . Внезапность при-хода гуннов усилила страх перед ними. Тот же Марцеллин оставил нам такую запись: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает всё, что попадается навстречу, подобно вихрю, не-сущемуся с высоких гор».

А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более гроз-ные А позже на южных границах мордовских земель появились новые, более грозные враги. Это ускорило процесс развития древнемордовских племен , дало толчок возникновению боевых дружин. Тревожная обстановка на юге заставила мобилизовать все внутренние силы народа. Может быть, поэтому все попытки подчинить мордовские племена в IV-VII веках проваливались, были безу-спешными, а вплоть до VIII века границы их расселения не менялись.

На рубеже VII-VIII веков обстановка резко изменилась. Давление кочевников юга усилилось, и мордовские племена не смогли уже успешно противостоять натиску.

В VII веке в Среднем Поволжье появились племена булгар . По свидетельству персидского автора X столетия, булгары - народ «отважный, воинственный и внушающий ужас. Их характер подобен характеру тюрок , живущих возле страны хазар » . Булгары потеснили мордву . Оседая на Волге , они стали её восточными соседями. Одновременно аланское население Северного Кавказа , теснимое арабскими завоевателями, переселилось в верховье Северного Дон-ца , Оскола и Дона , на пограничные с цнинской мордвой земли. Следом нахлы-нула новая кочевая волна - хазары .

Сарматский катафрактарий - тяжело-вооружённый конный воин. Реконструкция.

Южные степи всегда были для мордовских племен источником опасности, с юга волна за волной накатывались кочевые орды. Ски-фы ,превратившие лесостепь Вос -точной Европы в поле охоты за рабами, сменились сарматами . Следом смерчем прошли неизвест-ные восточные конники-гунны . И далее век от века конные лавины булгар , алан ... Столетия мордов-ские племена вели ожесточенные схваткисостепью. И выходили по- бедителями. О мордовские укреп-

Ленные городища и военные дружиныраскалывались пускай частые, но слабо организованные набеги мелких кочевых орд. Но государственной организации могучего Хазарского каганата (VIII-X вв.) древние мордовские племена не смогли противостоять. Основная часть южной мордвы покинула свои исконные земли в верховьях Суры и ушла на запад и северо-запад. Оставшиеся были вы-нуждены платить дань.

Размеры хазарской дани с мордвы трудно установить. Возможно, она была та-кой же, как и со славянских племен - по серебряной монете и белке с дыма, возможно, гораздо большей. Однако достоверно известно, что она не была чётко определенной, поскольку сами хазары не знали численности мордовского насе-ления. Не случайно хазарский каган Иосиф в письме сановнику при дворе кор-довского халифа Абд-ал-Рахмана III Хасдаю Ибн-Шафруту , написанном не позднее осени 961 года, говорил следующее о народах Среднего Поволжья : «Их девять народов, которые не поддаются точному распознаванию и кото-рым нет числа».

В период хазарского владычества у мордовских племен начинает исчезать военная дружина. В южномордовских могильниках V-VII веков археологи в каждом втором погребении мужчины обнаруживают конного воина, а в могиль-никах периода хазарского владычества только в каждом пятом. Хазары не поз-воляли местному населению создавать боевые дружины. Они обеспечивали себе тем самым повиновение и возможность грабежа покоренного населения.

Во второй половине I тысячелетия нашей эры, в результате внутреннего разви-тия и внешнего давления произошло разделение единого древнемордовского племени .

В X веке хазарский каган Иосиф в одном из своих посланий упомянул народ «арису ». Это было первое письменное упоминание об эрзе . Следом об эрзянах арджанах ») сообщал летописец монголов Рашид-ад-Дин , позднее писал о них ногайский князь Юсуф .

Первое упоминание о мокше встречается позднее, оно обнаружено в записках фламандского путешественника Гильома Рубрука . О мокше пишут Рашид-ад-Дин , венецианец Иосафат Барбаро . Встречается этноним в форме «мухшы » позднее и на булгаро-татарских могильных камнях.

Эти этнонимы индоевропейского происхождения. Эрзя восходит в своей основе к иранскому слову arsan , что переводится как мужчина , герой , а мокша по прои-схождению связано с наименованием реки, истоки которого уходят к индоевро-пейскому населению Среднего Поволжья , обитавшему здесь отдельными группами еще до расселения финно-угров .

К концу I – началу II тысячелетия нашей эры различия между мокшей и эрзей стали весьма существенными. Главной отличительной особенностью явились различия в погребальном обряде. Северная группа, эрзянская, хоронила своих покойников головой на север, реже на северо-запад. Для южной, мокшанской, группы могильников, наоборот, характерна южная и юго-западная ориенти-ровка погребений .

Борьба с хазарским владычеством, конеч-но, велась. Однако слишком неравными были силы. Обстановка меняется в X ве-ке. Каганат начинают раздирать внутрен-ние смуты, сотрясать удары внешних вра-гов - печенегов и русских князей . По-следний удар нанёс Хазарии киевский князь Святослав , который, как сообщает нам русский летописец, «легко ходил в по-ходах, как пардус, и много воевал» . В 964 году его дружина появилась на берегах Оки и Волги . Здесь Святослав провёл целый год, готовя прочный тыл для сво-его похода в сердце хазарской державы - Итиль . По сведениям арабского автора Ибн-Хаукаля за это время он нейтрали-зовал союзников хазар на Средней Волге . В 965 году русские дружины спустились вниз по Волге и взяли Итиль и другие хазарские крепости: Семендер на Тереке и Саркел на Дону .

Арабский географ Ибн-Хаукаль писал о последствиях похода Святослава : «Те-перь не осталось и следа ни от Булгара , ни от буртасов , ни от хазар , потому что Русь уничтожила всех их, отобрала от них и присоединила к себе их край, а те, кто спасся... разбежались по окрестным местам в надежде договориться с Русью и стать под её власть».

Крушение хазарской державы привело к освобождению народов, плативших дань хазарам. Возможность свободного развития получают и мордовские племе-на. Они начинают залечивать раны, нанесенные в ходе неравной борьбы.

По материалам В.Юрченкова
Рисунки А. Коровина

Мордва - это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордвины делятся на два основных племени - эрзя (эрзят) и мокша (мокшет).

Многие историки интересуются происхождением народа мордва. Внешность их в большинстве случаев не отличается от внешности их славяноязычных соседей, однако говорят они на языке совершенно другой группы. Их культура отличается от русской, но не радикально. Происхождение мордвы многие историки видят в древнем народе так называемой «городецкой культуры». В давних русских источниках этот народ упоминается с одиннадцатого века. В конце двенадцатого столетия у мордвы исчезает первобытный строй. На ее землях образуется держава, известная славянам как «Пургасова волость». Затем эти территории вошли в состав Руси. По вероисповеданию в большинстве являются православными, однако все же в последние десятилетия проявляют интерес к древней религии своих предков.

Старинные традиции сохранила до наших дней мордва. Внешность человека из этого

Народа, одетого в традиционный костюм, кажется весьма самобытной и красочной. Существенно различается стиль женского и мужского костюма. Традиционная кухня напоминает русскую: каши, квашеная капуста, кислый хлеб, вареное мясо. Из напитков популярен квас.

Неоднородным, бинарным народом является мордва. Внешность их имеет остатки монголоидности, а в некоторых случаях - явные ее признаки. Связано это с тем, что несколько тысяч лет назад население Урала двигалось в сторону Запада, смешиваясь с европеоидными народами. Этим обусловлена также и замена языка людей древней городецкой культуры на язык финно-угорской группы. Захватчики, принадлежавшие к ассимилировали местное население, в немалой степени смешавшись с ним. Так образовался народ мордва. Внешность его представителей в целом - сочетание европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием первых.

Численность данного народа в наше время сокращается. В немалой степени это связано с процессами ассимиляции. Значительная часть этого народа использует русский в качестве языка повседневного общения. Ассимиляция началась еще во времена Руси. С тех пор темпы ассимиляции мордвы постоянно возрастали. Некоторые ее этнографические группы давно обрусели и растворились в массе русских.

Единого, общего не существует - есть эрзянский и Различаются они незначительно, и общего между ними больше, чем отличий. Когда-то они были всего лишь диалектами единого языка, на котором говорила мордва. Происхождение его - угро-финнское, с некоторыми заимствованиями из языка соседних народов, в частности, из татарского и русского.