Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные цен- ности. Под термином «ценность» авторы понимают отношение субъекта к яв- лению, жизненному факту, объекту или субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Перечень жизненных ценностей включает: духовно-нравственные ценности (развитие себя, духовное удовлетворение, кре- ативность, активные социальные контакты) и эгоистически престижныеили прагматические ценности (собственный престиж, высокое материальное поло- жение, достижение, сохранение собственной индивидуальности). Тест состоит из 112 утверждений, каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе (от «не имеет никакого значения» до «имеет очень важ- ное значение»). В конструкцию теста входит шкала достоверности степени же- лания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого соответствует одобряемому образцу. Кри- тический порог (42 балла), после которого результаты признаются недостовер- ными. После подсчетов результатов делается вывод о направленности личности в гуманистическую или прагматическую сторону .

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Морфологический тест жизненных ценностей

релевантные научные источники:

  • Тесты по финансам

    Afana | 2016 | Задачи с решениями | 2016 | doc | 0.03 Мб

    тесты по финансам

  • Разработка технологии сбивных мучных изделий

    Шелест Тамара Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Воронеж - 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 11.75 Мб

    Специальность 05.18.01 - Технология обработки, хранения и переработки злаковых, бобовых культур, крупяных продуктов, плодоовощной продукции и виноградарства. Имеющиеся в настоящее время в пищевой

  • Клинико-морфологические особенности течения атрофического гастрита у лиц старших возрастных групп

    Анциферов Роман Владимирович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Санкт-Петербург - 2007 | Диссертация | 2007 | Россия | docx/pdf | 7.1 Мб

    14.00.53 - геронтология и гериатрия 14;00.15 - патологическая анатомия ВВЕДЕНИЕ 4 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА В НОРМЕ ПРИ АТРОФИЧЕСКОМ ГАСТРИТЕ И СТАРЕНИИ 1.1

  • Теоретические и практические аспекты использования биологически активных веществ в технологии выращивания овощных культур

    Демъянова-Рой Галина Борисовна | Диссертация на соискание ученой степени доктора сельскохозяйственных наук. Москва - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 9.98 Мб

    Специальность: 06.01.06 - Овощеводство. Актуальность темы Питание - это сложнейший биологический процесс, который лежит в жизнедеятельности всех живых организмов. Пища - это не только источник

  • Международное право

    Чепурнова Н. М. | Учебно-методический комплекс М.: ЕАОИ, - 295 с. | Учебно-методический комплекс | 2008 | Россия | pdf | 1.69 Мб

    Обеспечение стабильности, мира и прогрессивного раз- вития стран мира возможно лишь при согласованных, ком- плексных действиях всех государств. Правовой основой общей мировой политики государств

  • Наследственные болезни

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | docx | 13.28 Мб

    Развитие цитологии как науки. Основные положения клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории: 2.Классификация форм жизни. Вирусы: общий план строения, жизненный цикл, пути

  • Загальна лікарська підготовка. Відповіді на тести

    | Тесты с ответами | 2008 | Украина | docx | 0.11 Мб


Морфологический тест жизненных ценностей

(В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)
Методика используется для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности, данная методика появилась как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И.Г.Сенина.

Данная методика получила название «Морфологический тест жизненных ценностей», исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.

Основным диагностическим конструктом методики являются терминальные ценности. Под термином «ценность» понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни. 2. Сфера образования. 3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности. 5. Сфера увлечений. 6. Сфера физической активности.

Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.

В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты можно признать недостоверными.

Условия проведения

Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (см. ниже), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция: Просим оценить желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале. Читайте утверждение и, если утверждение для Вас сейчас:

не имеет никакого значения, поставьте в бланке цифру «1»;

имеет небольшое значение, поставьте цифру « 2»;

имеет определённое значение, поставьте цифру «3»;

важно, поставьте цифру «4»;

очень важно , поставьте цифру «5» .

Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру «3».

Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы, однако, каждый должен ответить индивидуально.

Текст опросника

1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

2. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании.

3. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся.

4. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности.

5. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я.

6. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов.

7. Испытывать антипатии к другим.

8. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня.

9. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании.

10. Быть лидером в моей семье.

11. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.

12. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.

13. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок.

14. Позлословить, когда у людей неприятности.

15. Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю.

16. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки.

17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности.

18. Состоять членом какого-либо клуба по интересам.

19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость.

20. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии.

22. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.

23. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.

24. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью.

25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение.

26. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях.

27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры.

28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.

29. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.

30. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании.

31. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде.

32. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.

33. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга.

34. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников.

35. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.

36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность.

37. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.

38. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби.

39. Придумывать новые упражнения для физической разминки.

40. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой.

41. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей.

42. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень.

43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.

44. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах.

45. Знать свои способности в сфере хобби.

46. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки.

47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был.

48. В работе быстро достигать намеченных целей.

49. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение.

50. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи.

51. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер.

52. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам.

53. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.).

54. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе».

55. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах.

56. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность.

57.Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности.

58. Учиться, получая при этом удовольствие.

59.Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.

60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.

61. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению.

62. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий.

63. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах.

64. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса.

65. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.

66. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой.

67.Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей.

69.Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение.

70. Не говорить с умыслом неприятных вещей.

71. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать.

72. В супружестве быть всегда абсолютно надежным.

73. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась.

74. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же.

75.Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство.

76. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

77. Чтобы приемы моей работы изменялись.

78. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей.

79. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.

80. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.

81. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.).

82. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы.

83. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.

84. Быть полезным для общества.

85. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби.

86. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей.

87. Внимательно следить за тем, как я одет.

88. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами.

89. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю.

90. Тщательно планировать свою семейную жизнь.

91. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение.

92. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении.

93.Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.

94. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени.

95. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке.

96. Всегда охотно признавать свои ошибки.

97. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других.

98.Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность.

99. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату.

100. Иметь собственные политические убеждения.

101. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся.

102. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте.

103. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться.

104. Перед началом работы четко ее распланировать.

105. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы).

106. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.

107.Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте.

108. Не завидовать удаче других.

109. Иметь высокооплачиваемую работу.

110. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.

111. Вести себя за столом дома так же, как и на людях.

112. Чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам.
Интерактивный диспут

«Мои жизненные ценности»

Ведущий: «Итальянскому философу О. Винсент Думинуко принадлежит фраза: «Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря».

Сейчас я хочу вам задать вопрос: «О каких ценностях говорил философ?» (ответы)

Как вы считаете, действительно ли ценности так важны в жизни человека? (ответы)

Что именно вы считаете ценностью? (ответы)

Вот видите, какие разные у всех нас понятия о ценностях. Говорят, где-то на Кавказе есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить примерно такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году, умер в 1858 году. Прожил 3 года», или «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году, умер в 1865 году. Прожил 120 лет».

Смысл приписок в том, что таким образом односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни данного человека. (Ответы)

Мы всё говорим «ценность», «Жизненная ценность» а может быть кто-нибудь знает. Что же такое «ценность»? Может это то же самое. Что цена? (Ответы)

Так какие же бывают ценности? (Ответы)

А считаете ли Вы различными понятия ценности и жизненные ценности. Если да, то почему, если нет, то в чем их сходство? (Ответы)

А как вы думаете, зачем нам вообще нужны жизненные ценности, может без них значительно проще? (Ответы)

Что Вы понимаете под словами «жизненные ценности»?» (Ответы)

(Слайд)

Ведущий: « Вот какое есть определение слова «ценность»: це́нность - это важность, значимость , польза , полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.

Так что скажем проще: это индивидуальные (у каждого человека они свои, особенные) особо дорогие мыслительные вещи, которым придается огромное значение. Вспомните фильм «Место встречи изменить нельзя- какая у Глеба Жеглова была ценность? «Вор должен сидеть в тюрьме». Это не просто убеждение – это его жизненная ценность. Я вот убеждена, что два плюс два – равно четыре, но это не влияет на мою жизнь и никак её не красит. «Вор должен сидеть в тюрьме» – ценность, наполненная для Глеба большим смыслом. Она и сподвигает его на борьбу против воров и карманников.

Ценности у людей индивидуальны, а, следовательно, строго индивидуальны смыслы. У одного человека высшая ценность – это спасти жизнь, которой грозит опасность. У другого человека высшая ценность – это спасти себя самого от всяких напастей. И логика их поступков будет противоположна, как небо и земля.

Один в критических ситуациях плевать хотел на свою жизнь ради чужой, а другой – на чужую ради своей. И оба – будут по-своему правы . И оба будут крутить пальцем у виска, и показывать друг на дружку пальцем: «Поглядите, дескать, люди добрые, на этого безумца».

Для каждой личности значение тех или иных жизненных ценностей определено им самим. А если создать свою иерархию ценностей (от наиболее важных до наименее важных), то структура этой иерархии будет произвольной . В иерархии потребностей материальная пища всегда доминирует над «духовной пищей».

Но в иерархии ценностей – это совершенно не обязательно. И для одних – «жить, чтобы есть», а для других – «есть, чтобы жить». Каждый выбирает сам. И сейчас я вам предлагаю составить свою иерархию ценностей: что для вас наиболее важно, а что не очень. (Ответы))

Великие умы всего мира не раз задумывались о жизненных ценностях и смысле жизни… Так, например православный монах Иоанн Лествичник описал жизненную лестницу в книге «Лестница», он советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство. Каждая ступенька – это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение, скромность. Как вы считаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья? (Ответы)

Как уже говорилось, жизненные ценности у всех разные и сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы: с вашей точки зрения-

Упражнение «Продолжи предложение»

1.Преуспевающий человек – это человек, который…

2.Неудачник – это человек, который…

3.Человек в жизни состоялся, если он имеет…

4.Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…

5.Истинные ценности – это …

6.Мнимые ценности – это … (Ответы)

Тибетская мудрость гласит: «Если человек не бездумен, его образ жизни определяется целями, которые он перед собой ставит». К сожалению ответы на вопросы о смысле жизни трудно найти, не соотнося их с ценностями. Как вы думаете, для чего мы себе ставим жизненные цели? (Ответы)

Конечно, цели нас ориентируют на то, куда нам двигаться в жизни. Как сказал Марк Твен: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда». А на что опираются жизненные цели? Правильно, на жизненные ценности: никто же из вас не ставит своей целью развязать войну, убить человека…А почему? Потому что ваши жизненные ценности не допускают даже мысли об этом. Жизненные ценности у каждого человека разные. Более того, в определённом возрасте у человека преобладают те, или иные ценности: в юности важно одно, в зрелом возрасте – другое, в старости – третье. И я хочу вас спросить, что для вас в вашем возрасте является наиболее важной жизненной ценностью. (Ответы)

И сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию о жизненных ценностях. (Презентация)

Как вы думаете, какого возраста человек мог сделать такую презентацию? Это жизненные ценности вашего однокурсника, друга, совпадает ли его мнение с вашим? (Ответы)

А сейчас я хочу предложить вам посмотреть один сюжет. Он тоже о жизненных ценностях, но о жизненных ценностях более зрелого человека. (Видео)

Как вы считаете, эти жизненные ценности, о которых говорится в фильме, истинные или мнимые? (Ответы)

Ведущий: «Послушайте одну древнюю притчу о каменотесах».

Три каменотеса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

Неужели ты не видишь – дроблю эти проклятые камни! – раздраженно буркнул один.

Зарабатываю себе на жизнь, ─пожал плечами другой.

Я строю храм! – гордо ответил третий.

Как вы думаете, у кого из каменотёсов самая благородная цель? (Ответы)

Первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели.

Второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать себе на хлеб.

Только третьего можно назвать по-настоящему счастливым: он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт.

Я вам желаю, чтобы вы всегда помнили о том, что только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит. Каким будет ваш жизненный путь.

И в завершение хочу рассказать вам ещё одну притчу.

В одном собрании заспорили, что на свете для человека хуже всего. Кто говорил - болезни, кто говорил- смерть, кто говорил- бедность…

Много всякого было сказано. Спросили и Ходжу Насреддина:
- А ты что думаешь? - Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, - ответил Насреддин. - Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, - подумав, добавил он.

Вывод. Пусть в вашей жизни сбывается только то, чего вы хотите и желаете, и пусть ваши желания опираются на истинные, а не мнимые ценности.

Итог занятия. Рефлексия «Что полезного я для себя взял сегодня» (каждый из обучающихся высказывается).

Психологический час

«Базовые ценности»
Цели: образовательные - познакомить детей с понятием «ценности», раскрыть основные виды ценностей с жизненной позиции и с научной точки зрения, сформировать представление о списке ценностей, сравнить значение материальных и духовных ценностей; воспитательные - помочь детям осознать, что является истинным богатством человеческого сердца, показать индивидуальность каждого ребенка; развивающие - развивать мышление, память, внимание, речь.

Оборудование: проектор, презентация, конверты с карточками, две шкатулки, жемчужины, солнце с лучиками и маленькие солнышки, карточки со словарем, драгоценности, ваза.

Словарь: счастье, ценности, материальные, эмоциональные, интеллектуальные, духовные, физические.

Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята.

Во все времена и во всех уголках земного шара люди хотели и хотят быть счастливыми.

А как вы думаете, что такое счастье?

Ответы: Счастье – это когда исполняются мечты. Счастье – это когда рядом есть близкие люди.

Ведущий: Каждый человек на Земле мечтает о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, которую человек старается исполнить, чтобы чувствовать себя счастливым. А как стать счастливым?

Ответы: Надо ставить себе цели и достигать их. Стараться делать все правильно и честно. Просто любить и быть любимыми.

Ведущий: Вы все сказали правильно. Все о чем вы говорили, называются жизненными ценностями. Жизненные ценности помогают человеку стать счастливым.

Как вы думаете, что такое ценности?

Ответы: Что-то ценное для человека. Ценности – это что-то важное, нужное для человека. Ценностью может быть все что хочется.

Ведущий: У меня есть два сундучка. Что кладут в сундуки.

Ответы: В сундук кладут украшения, деньги.

Ведущий: Посмотрите, в одном из сундуков тоже лежат драгоценности.

А что можно положить в другой сундучок?

Ведущий: Какое богатство находится в сердце человека? Доброта. Любовь. Уважение. Честность. Радость. Скромность.

Можем ли мы положить все эти ценности в наш сундучок.

Пирамида потребностей (по Маслоу)

Ответы: Нет. Потому что мы не можем их потрогать.

Потому что это чувства, а не предметы.

Ведущий: Как вы думаете, почему мы положим их в другой сундучок?

В первом сундучке есть жемчужные бусы. Пусть каждая жемчужина будет одной из ценностей, которая живет в сердце. Я беру одну жемчужину и кладу ее в пустой сундучок. Пусть это будет любовь. Кто из вас хочет положить жемчужину.

(Дети берут жемчужины, называя жизненную ценность, кладут ее в сундучок).

Ответы: деньги, здоровье, еда, развлечения, красивая внешность, путешествия, каникулы.

Ведущая: Как вы думаете, все богатства человеческого сердца мы положили в сундучок?

Попросим наших гостей помочь нам наполнить сундучок теми качествами, которые мы забыли.

Ответы: уважение, ответственность, помощь, спор, любовь, дружба, интерес.

Ведущая: Итак, у нас два сундучка. В одном богатство, которое мы можем потрогать, а другие мы можем только почувствовать.

Так человек разделяет ценности на материальные и духовные. Но ученые выделяют 4 группы жизненных ценностей:

интеллектуальные ценности – это ценности, которые помогают человеку находить новые знания;

физические ценности – все, что надо для тела человека;

эмоциональные – все, что связано с чувствами человека;

духовные ценности – все, что связано с представлениями человека, с его верой.

Предлагаю вам взять конверт «Физические ценности».

Что можно отнести к физическим ценностям? Всё, что необходимо нашему телу, поэтому эти ценности называются физическими.

Выберите 3 самых главных для вас физических ценности.

Возьмите конверт «Эмоциональные ценности».

Эмоциональные ценности - это ценности, связанные с эмоциями и чувствами, и поэтому называются – эмоциональными.

Выберите 3 самых главных для вас эмоциональных ценности.

Интеллектуальные ценности - всё, что связано с получением новых знаний и новой информации.

Выберите 3 самых главных для вас интеллектуальных ценности.

Духовные ценности - всё, что связано с красотой, душой и верой человека.

Выберите 3 самых главных для вас духовных ценности.

Ведущий: Сколько ценностей вы выбрали?

Но список ценностей человека может включать в себя от 3 до 7 ценностей.

Оставьте только нужные, самые важные и главные для вас ценности.

Посмотрите внимательно на списки ценностей каждого из вас. Одинаковые списки у вас получились выборы ценностей? А как вы думаете, почему они разные?

Так что же такое ценности? Это что-то важное, нужное для человека.

Как называются ценности, которые можно потрогать? Их можно назвать материальными ценностями.

А ценности, которые живут в нашем сердце? Это духовные ценности.

На какие 4 группы можно разделить все ценности?

Все ценности можно разделить на физические, интеллектуальные, эмоциональные и духовные ценности.

Сколько может включать в себя ценностей «список ценностей»?

Список ценностей включает в себя от 3 до 7 ценностей.

Как вы сегодня работали на занятии?

А сейчас скажите мне, как вы себя чувствуете?

(Ответы) Мы работали хорошо.Веселые, радостные, очень приятно, тепло на душе.

На что вы похожи в это момент? А может человек быть грозой? Когда?

Мне хочется, чтобы вы всегда были похожи на солнышко, которое дарит свет и тепло, как делает это большое солнце. Его тепла и света хватит каждому из нас. Сейчас каждый возьмет кусочек этого большого солнца. Пусть маленькие солнышки напоминают вам о нашем с вами занятии.

До свидания, всем солнечного дня и хорошего настроения.

Список использованной литературы

«Учимся эффективно распоряжаться временем» Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс. 2006г.

Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка». Изд. «Оникс. Мир образования», 2008г.
Занятие

Самоактуализационный тест

Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий.

Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., как более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

САТ измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Самоактуализации соответствует значение Т-баллов - 55-70. Значения выше рассматриваются как псевдосамоакуализация, желание выглядеть лучше, социальная желательность, значения 45-54 как физическая и психическая норма, умеренная выраженность стремления к актуализации своего потенциала, значения ниже 45 как наличие внутриличностного конфликта и невротических проявлений.

Базовые шкалы

Шкала Компетентности во времени (Тс). Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.



Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития (см., например, ).

Шкала поддержки (I) – измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности. Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

Дополнительные шкалы

В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных ориентации (SAV) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности (Здесь и далее высокий балл по шкале характеризует высокую степень самоактуализации).

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) диагносцирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала Самоуважения (Sr) диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc). Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т.д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала Принятия агрессии (А). Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (С) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Сr) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и креативности составляют блок отношения к познанию. диагностирует уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.


МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Данный тест был разработан с целью определения мотивационно-ценностной структуры личности. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» авторы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность. Авторы выделяют следующие жизненные ценности: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, высокое материальное положение, достижение и сохранение собственной индивидуальности. Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека.

При интерпретации анализируются результаты, имеющие наибольший вес (ценности и жизненные сферы, имеющие большее значение относительно других являются наиболее значимыми и актуальными для вас в данный период времени).

Также при интерпретации результатов можно разделить все ценности на два блока: морально-нравственные ценности (развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты) и эгоистически-престижные (собственный престиж, высокое материальное положение, достижения и сохранение собственной индивидуальности). Для выявления доминирующего блока ценностей посчитайте среднее арифметическое значение четырех ценностей каждого блока и сравните полученные результаты.


Приложение 7
Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ).

Испытуемым предлагается оценить утверждения по следующей схеме:


- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то оно оценивается как 1;

- если имеет небольшое значение – как 2;

- если имеет определенное значение – как 3;

- если для Вас это важно – как 4;

- если для Вас это очень важно – как 5.
Ответы заносятся в бланк теста (таблица 5.2).

Обработка результатов происходит следующим образом. Полученные данные суммируются в таблицу-дешифратор (таблица 5.3) в соответствии с ключом (таблица 5.4).

Таким образом, получаются первичные тестовые результаты. Общие баллы по шкалам в соответствии с нормами переводятся в стены (таблицы 5.5, 5.6, 5.7, 5.8).

Полученные результаты в стенах заносятся в таблицу-профиль (таблица 5.9). Полученный профиль отражает направленность жизнедеятельности личности: нравственно-деловой или эгоистически-престижной, а также указывает на преобладание тех или иных ценностей и жизненных сфер для индивида.

Приоритетными ценностями и жизненными сферами считаются те, оценки по которым расположены в диапазоне 8 – 10 стенов.

К отвергаемым, девальвированным ценностям и жизненным сферам относятся те из них, оценки по которым попадают в диапазон 1 – 3 стена.


Таблица 2.3
Опросник МТЖЦ

  1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

  1. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.

  1. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся.

  1. Общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности.

  1. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же, чем и я.

  1. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов.

  1. Испытывать антипатии к другим.

  1. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня.

  1. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знаний.

  1. Быть лидером в моей семье.

  1. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.

  1. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей.

  1. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хорошую заработок.

  1. Позлословить, когда у людей неприятности.

  1. Учиться, чтобы "не зарывать свой талант в землю".

  1. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки.

  1. Применять свои собственные методы в общественной деятельности.

  1. Состоять членом какого-либо клуба по интересам.

  1. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость.

  1. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.

  1. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии.

  1. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.

  1. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.

  1. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью.

  1. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение.

  1. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях.

  1. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры.

  1. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.

  1. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.

  1. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании.

  1. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде.

  1. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.

  1. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга.

  1. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников.

  1. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.

  1. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность.

  1. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.

  1. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби.

  1. Придумывать новые упражнения для физической разминки.

  1. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой.

  1. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей.

  1. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень.

  1. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.

  1. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах.

  1. Знать свои способности в сфере хобби.

  1. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки.

  1. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был.

  1. В работе быстро достигать намеченных целей.

  1. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение.

  1. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи.

  1. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер.

  1. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам.

  1. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.).

  1. Учиться, чтобы "не затеряться в толпе".

  1. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах.

  1. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность.

  1. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности.

  1. Учиться, получая при этом удовольствие.

  1. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.

  1. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.

  1. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению.

  1. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий.

  1. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах.

  1. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса.

  1. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.

  1. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой.

  1. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей.

  1. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.

  1. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение.

  1. Не говорить с умыслом неприятных вещей.

  1. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать.

  1. В супружестве быть всегда абсолютно надежным.

  1. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась.

  1. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же.

  1. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство.

  1. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

  1. Чтобы приемы моей работы изменялись.

  1. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей.

  1. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.

  1. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.

  1. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т.п.)

  1. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы.

  1. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.

  1. Быть полезным для общества.

  1. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби.

  1. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей.

  1. Внимательно следить за тем, как я одет.

  1. Чтобы бы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами.

  1. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю.

  1. Тщательно планировать свою семейную жизнь.

  1. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение.

  1. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении.

  1. Занимаясь общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.

  1. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени.

  1. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке.

  1. Всегда охотно признавать свои ошибки.

  1. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других.

  1. Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность.

  1. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату.

  1. Иметь собственные политические убеждения.

  1. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся.

  1. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте.

  1. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться.

  1. Перед началом работы четко ее распланировать.

  1. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы).

  1. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.

  1. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте.

  1. Не завидовать удаче других.

  1. Иметь высокооплачиваемую работу.

  1. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.

  1. Вести себя за столом дома так же, как и на людях.

  1. Чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам.

Таблица 2.4

Бланк ответов для «Морфологического теста жизненных ценностей»


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

Таблица 2.5


Ценности

Сфера професс. жизни

Сфера обучения и образован.

Сфера семейной жизни

Сфера обществ. жизни

Сфера увлечений

Сфера физическ. активности

Общий балл

Развитие себя

Духовное удовлетворение

Креативность

Активные социальные контакты

Собственный престиж

Достижения

Материальное положение



Общий балл

Дешифратор к «Морфологическому тесту жизненных ценностей»



Ценности

Сфера професс. жизни

Сфера обучения и образован.

Сфера семейной жизни

Сфера обществ. жизни

Сфера увлечений

Сфера физическ. активности

Общий балл

Развитие себя

1

15

27

37

45

51

57

71

83

93

101

107

Духовное удовлетворение

8

2

16

28

38

46

64

58

72

84

94

102

Креативность

21

9

3

17

29

39

77

65

59

73

85

95

Активные социальные контакты

32

22

10

4

18

30

88

78

66

60

74

86

Собственный престиж

41

33

23

11

5

19

97

89

79

67

61

75

Достижения

48

42

34

24

12

6

104

98

90

80

68

62

Материальное положение

53

49

43

35

25

13

109

105

99

91

81

69

Сохранение собственной индивидуальности

56

54

50

44

36

26

112

110

106

100

92

82

Общий балл