На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

История создания

Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре , сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображён шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Отличия картины Ван Гога от гравюры Доре

Ван Гог воспроизвёл гравюру с некоторыми изменениями:

  • Задняя стена стала гораздо уже, создавая впечатление, что стены стиснули человеческий круг.
  • На гравюре действие происходит в шестиугольном дворе, а у Ван Гога, за счёт уменьшения задней стены, двор становится четырёхугольным.
  • У Доре плиты пола и кирпичи в стенах вычерчены с предельной точностью. Ван Гог отказывается от геометричности, благодаря разнонаправленности штрихов.
  • На картине цвета из бледных вверху превращаются в густые, мрачные и холодные внизу.

Винсент ван Гог - Прогулка заключённых.

Год создания: 1890

Холст, масло.

Оригинальный размер: 80 × 64 см

Пушкинский музей, Москва

«Прогулка заключённых» — картина Винсента ван Гога, написанная в феврале 1890 года. Копия с гравюры «Острог» Гюстава Доре (1872). На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. «Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.

Описание картины: Одна из самых известных картин Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых» (1890) является «ремейком» гравюры Гюстава Доре «Острог» (1872). Но голландский постимпрессионист внес несколько незначительных на первый взгляд изменений, которые серьезно изменили эмоциональную нагрузку картины.

Как и у многих работ Ван Гога у «Прогулки заключенных» незамысловатый сюжет: в сине-зеленом колодце тесного тюремного дворика сине-зеленые заключенные обреченно движутся по кругу. Легко угадывается заключенный в картине смысл - такой художник видит нашу жизнь, которая идет по замкнутому кругу. Лица заключенных прорисованы нечетко, несколькими мазками, за исключением центральной фигуры. В ней легко угадывается сам Ван Гог. Отбрасываемые арестантами на передний план тени напоминают решетку, что усиливает ощущение замкнутости и безнадежности.

Картина была создана художником во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла в монастырк монастыре Сен-Реми недалеко от Арля. Брат Ван Гога Тео при поддержке директора лечебницы, доктора Пейона, старался создать Винсенту все условия для творчества. И так как он не мог рисовать с натуры, Ван Гог стал перерисовывать гравюры, литографии и чёрно-белые репродукции работ известных художников: Рембрандта, Домье, Делакруа, Домье. В числе прочих оказалась и гравюра Доре «Острог», которая создавалась как иллюстрация для сборника Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На исходной гравюре Доре изображен двор Нью-Гейтской тюрьмы, где проходит «парад заключенных». Суть этого мероприятия заключается в том, что сыщики просматривали заключенных, запоминая их лица. Именно сыщики изображены в правом нижнем углу картины.

Как уже было сказано, Ван Гог внес несколько изменений в композицию картины. Во-первых, он значительно сузил заднюю стену, что создает впечатление, словно стены стискивают человеческий круг. Во-вторых, художник уменьшил освещенность, что создает эффект безнадежности. В-третьих, Ван Гог отказался от детализации стены и пола (у Доре плитка и кирпичи вырисованы с максимальной точностью), благодаря разнонаправленным штрихам у голландца вся картина кажется единым целым.

В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы — доктор Пейон и брат Ван Гога — Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать.

Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье.

Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и Ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872).

На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

«Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.


На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. «Прогулка заключённых» символизирует жизнь, подобную, по мнению художника, замкнутому кругу. Центральная фигура на переднем плане наиболее индивидуализирована в отличие от других заключённых, чьи лица написаны лишь несколькими мазками. В этом персонаже угадываются черты самого ван Гога.
В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы - доктор Пейон и брат Ван Гога - Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать. Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье. Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872). На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

В мае 1889 из-за повторяющихся приступов душевной болезни Ван Гог добровольно принимает решение отправиться в лечебницу, которая располагалась в монастыре Сен-Реми неподалеку от Арля. Здесь он провел почти год. В больнице были созданы все условия для того, чтобы художник мог работать, однако тяжелое состояние не всегда позволяло ему рисовать с натуры. Поэтому основным занятием здесь для него стало копирование работ других мастеров, таких как Милле, Рембрандт и другие.

Эта картина была написана на основе гравюры «Острог» Гюстава Доре, которая в свое время послужила иллюстрацией к книге Б. Жерральда «Лондон». На оригинале был изображен двор одной из лондонских тюрем, в которой происходил смотр заключенных. Ван Гог точно скопировал композицию картины. Этот мотив мог быть ему близок, поскольку в лечебнице он чувствовал себя узником, сломленным и как будто увязшем в замкнутом пространстве.

Художник наделяет картину своим собственным эмоциональным звучанием, благодаря чему она перестает быть просто копией гравюры. В отличие от Доре, Ван Гог рисует стены тюрьмы нечеткими линиями. Разнонаправленные мазки, несмотря на использование контрастных сочетаний, окрашивают стены в холодные безжизненные тона. На этом фоне бредущие по кругу заключенные сливаются в одну мрачную массу. У Ван Гога этот круг явился образом безысходности жизни, лишенной радости и солнечного света. В одном из узников можно четко различить черты самого художника.

Картина художника Винсента Ван Гога «Прогулка заключённых (по гравюре Доре)» 1890 г.
Холст, масло. 80.0 x 64.0 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.

2014-06-26

Еще одна картина из моей личной виртуальной галереи - это гениальное полотно Винсента ван Гога "Прогулка заключенных" (Пушкинский музей, Москва) , написанная в феврале 1890 года. Эту картину я увидел в Пушкинском музее изобразительных искусств. До этого видел в репродукциях и ничего особенного не испытывал. Впервые, увидев подлинник, я простоял у нее около 30 минут и комок подступил к горлу. Это удивительная и сильная картина, символизирующая жизнь современного человека, лишенного веры.

На картине изображён колодец маленького и тесного тюремного двора, на котором по кругу обречённо движутся заключённые. Картина выполнена в сине-зелёной гамме. В конце декабря 1888 года у Ван Гога произошёл первый приступ душевной болезни, вскоре припадки стали повторяться, и он добровольно отправился в психиатрическую лечебницу Святого Павла, которая располагалась в бывшем августинском монастыре Сен-Реми неподалёку от Арля. В лечебнице Ван Гог провёл с мая 1889 по май 1890. Директор этой лечебницы — доктор Пейон и брат Ван Гога — Тео старались создать художнику все условия, чтобы он мог работать.

Находясь в больнице, Ван Гог не мог рисовать с натуры, поэтому он начал использовать литографии, гравюры и чёрно-белые репродукции других художников в качестве натуры для своих произведений. В частности, в этот период он делает копии с гравюр Милле, Рембрандта, Делакруа и Домье. Однажды он просил брата Тео прислать ему гравюру «Каторга» Регаме, но, видимо, Тео не смог достать её, и ван Гог начал работу над картиной по сюжету гравюры «Острог» Гюстава Доре, сделанную для книги Б. Жерральда «Лондон» (1872). На гравюре Г. Доре изображен шестиугольный двор Нью-Гейтской тюрьмы, в котором происходит так называемый «парад заключенных». Суть этого «парада» заключалась в том, что преступников много раз проводили перед сыщиками, чтобы те могли хорошо запомнить их лица.

Ван Гог всегда любил Г. Доре и серию эту хорошо знал. Его картина "Прогулка заключенных" почти буквально воспроизводит композицию Г. Доре, правда, это "почти" сделано "чуть-чуть иначе", и это "чуть-чуть" превращает гравюру в художественную картину. На полотне Ван Гога зритель видит совсем иное действие, которое у него происходит в прямоугольном, даже трапециевидном, дворе. Задняя стена этого двора стала гораздо уже, чем у Г. Доре, так что боковые стены стиснули человеческий круг. На дне этого каменного колодца бессмысленно и безвольно, как заведенные механизмы, бредут по замкнутому кругу люди. Их взбудораженные тени в беспорядке ложатся на плиты двора, и от этих теней камни словно начинают шевелиться, а окна, как живые, тупо взирают со стен.

Картина стала своеобразной терапией Ван Гога. Все фигуры на ней написаны очень схематично и лишь центральная фигура написана я ярко, художник в ней изобразил самого себя. Это единственный человек, который идет с высоко поднятой головой. Он не смирился с тем привычным ходом жизни, на который обречен человек, лишенный веры. В стороне стоят три фигуры, и, не смотря на то, что они не являются заключенными, они также находятся в тюрьме. Но я не считаю это полотно мрачным. Наоборот, в нем столько жизни и воли к ней, что она поражает до глубины души. Поражает и его сильный диагноз обществу - люди, лишенные веры, обречены на жизнь без надежды, не в силах посмотреть вверх, как утверждал сам художник, туда "где порхают бабочки".