Проект

мини-музея времени

«Час за часом, день за днем»

Воспитатель: Шемонаева Т.Г.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта : познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год)

Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну

теряет время замечает, как стареет.»

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников -процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта : «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта : Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее, как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы :

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты :

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея :

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея : Шемонаева Татьяна Геннадьевна -воспитатель старшей группы.

Структура управления музеем :

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и столе. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, альбомы.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта :

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

Является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

Мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности :

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА).

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии:

а) составление плана экскурсии;

б) целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия.

в) общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музеев других групп детского сада. Участие в смотре - конкурса мини-музеев детского сада.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы – мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы :

«Что я знаю о часах»,

«Какие бывают часы»,

«Что случится, если часы будут идти по-разному?»

«Часы моей бабушки»,

«Современные часы».

«День и ночь»,

«Времена года»

Цикл рассказов для детей :

«Живые часы»,

«Часы – свечи»,

«Солнечные часы или часы на небе»,

«Что мы делаем в разное время

«Часы без стрелок» (песочные часы),

«Механические часы»

«Живые барометры» (цветочные),

«Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы :

«Тик-так» Анофриев,

«Без четверти шесть»

«В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева,

«Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Мы в часы мячом попали» С.Маршак,

Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова

«Шли часы через дорогу» Ю. Мориц,

стихи: «Который час» В.Суслов,

«Часы» И.Змай

«Почему солнце и месяц не дружат»

«Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин

«Солнечные часы» И. Фомичёва,

«Часы» О. Подтуркина

    Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов»

    «Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов». Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

    «Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички». Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

    «Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».Развитие мелкой моторики рук. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры. Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год. Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

    «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы»

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

    «Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

    «Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

«Каждому предмету своё место»,

«Путешествие в страну часов»

«Назови соседей»,

«Успей вовремя»,

«Тик-так»,

«Назови предыдущее и последующее число»

«Назови сутки»,

«Мои первые часы»

«Мой день»,

«Учим время»,

«О чём нам солнце говорит».

Создание проблемной ситуации

«Что будет, если часы остановятся?»

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение. Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели. Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками .

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Просмотр мультфильмов : «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Сюжетно-ролевые игры : «Фабрика часов»,

«Магазин часов»

«Часовая мастерская».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры : «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Игра-драматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

    Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

    Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов. Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов. Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

    Памятка для родителей «Учим определять время по часам». Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.

МБДОУ Воротынский детский сад № 2 «Светлячок»

Проект мини-музея
«Мир времени»

Педагог:

Гурьянова Е.Ю

Воротынец, 2014г.

Содержание

1.Паспортные данные мини-музея

2.Положения

3.Приказ

4.Аспекты музейной деятельности

5.План работы по созданию музея

6.Характеристика мини-музея

7.Тематический план проведения занятий в мини-музее

8.Перспектива развития мини-музея

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ ПРОЕКТА

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный (1 год)

Участники проекта: дети 6-7 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет.» Е.Шварц.

Актуальность

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать-важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте, детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Формирование представлений о времени у дошкольников-процесс сложный, требующий систематичной последовательной работы и творческого подхода.

Осваивая вместе с детьми временные категории, мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию.

Создание мини-музея является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Тема проекта: «Мир времени», возникла в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду», образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений: ориентировка во времени).

Цели проекта: Расширять представления о «чувствах времени», создавать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей и детей.

Задачи:

1.Формирование проектно-исследовательских умений и навыков, интереса к коллекционированию;

2.Формирование представления о музее. Как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;

3.Обогащение предметно-развивающей среды детского сада;

4. Знакомить детей с часами, формировать и обогащать знания о времени, его периодичности, сменяемости и в тоже время необратимости в играх;

5.Развитие творческого и логического мышления, воображения;

6.Включать родителей и детей в поисково-исследовательскую работу, сбор информации по заданной теме, развивать познавательную активность детей.

7.Воспитание у детей бережного отношения к экспонатам и их пополнение.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

1.Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

2.Принцип опоры на интересы ребёнка;

3. Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

4.Принцип наглядности;

5.Принцип последовательности;

6.Принцип сотрудничества и взаимоотношения.

Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены экспонаты: настенные часы, будильники, наручные, книги, д/игры, часы, сделанные родителями совместно с детьми, альбомы.

Совет музея:

Площадь, занятая под экспозицию: экспонаты располагаются на стене, столе в групповой комнате.

Руководитель музея: Гурьянова Елена Юрьевна-воспитатель подготовительной группы.

Структура управления музеем:

Руководитель музея, координирует. Контролирует работу в музее.

Оформление музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Его помещение разделено визуально на 2 зоны. Первая зона расположена на стене. Она представлена настенными часами. Вторая зона расположилась на стене и шкафу. Здесь представлены наручные часы, будильники, песочные часы, дидактические игры, альбомы и книги.

Все экспонаты были собраны и подарены детскому саду родителями, воспитателями, специалистами.

Этапы организации проекта:

1.Подготовительный этап

2.Практический этап

3.Заключительный этап

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем взрослым хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора - одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и

возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он -- соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

    музейная педагогика в условиях детского сада позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;

    является действительным модулем развивающей предметной: среды, средством индивидуализации образовательного процесса;

    способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

    помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада;

    мини-музеи в детском саду играют роль помещения для психологической разгрузки детей, и открывают новые возможности для коррекционной работы с "особыми" детьми.

Формы деятельности:

    фондовая;

    поисковая;

    экспозиционная;

    познавательная.

Педсовет.

Выбор темы и название: «Музей времени». Выбор места (групповая комната). Определение содержания экспозиции, родительские собрания, анкетирование, наблюдения, чтение книг, беседы.

Подбор экспонатов. Выдвижение гипотез. Оформление визитной карточки и паспорта мини-музея.

Разработка форм работы с экспозициями. Разработка ознакомительной экскурсии. Планирование организации поисково-познавательной деятельности.

Сентябр2014г.

Октябрь-ноябрь 2014г.

1.Определение темы и названия музея.

2. Выбор места для размещения.

3. Выбор инициативной группы.

Практический этап

Сбор информации из разных источников. Сбор и изготовление экспонатов. Оформление выставки. Определение темы и содержания экскурсии: а) составление плана экскурсии;

б) Целенаправленный показ экспозиции, общая экскурсия. В0общение с посетителями с целью обобщения полученной информации и ответов на вопросы. Индивидуальная работа с детьми (подготовка экскурсоводов).

Декабрь 2014г.

Январь-Февраль 2015г.

Создание мини-музея «Мир времени».

Заключительный этап

Обобщение и систематизация полученных знаний. Заседание инициативной группы. Рассказ друзьям и родителям группы. Посещение музея школы, музеев других групп детского сада. Участие в смотре-конкурса мини-музеев детского сада.

Май 2015г. В течении года.

Дети-экскурсоводы проводят экскурсии в мини-музее.

Предполагаемый результат

Дети приобретут полезный для них опыт. Произойдёт обобщение детских представлений о времени, окружающем мире, начнут определять и чувствовать определённые отрезки времени, определять время по часам. В процессе проекта будут созданы условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей.

Дети познакомятся с новой для них формой работы –мини-музей. В процессе проекта будет воспитываться бережное отношение к экспонатам.

Перспективное планирование работы музея

1.Экскурсии, просветительская работа;

2. Театрализованные досуги;

3.Мастер-классы, семинары;

4.Обмен опытом;

5.Работа с родителями;

6.Пополнение музея экспонатами;

7.Составление альбома участников, создание мини-музея и капитала экспонатов.

Беседы: «Что я знаю о часах», «Какие бывают часы».

Цикл рассказов для детей: «Живые часы», «Часы –свечи».

Чтение художественной литературы: «Тик-так» Анофриев, «Без четверти шесть».

НОД Рисование. Тема: «Настенные часы с кукушкой».

Учить детей называть разные кусочки времени. Знакомить с часами. Дать понятие о музее, как о хранилище времени, развивать способность понимать ценность времени в жизни человека.

Закреплять умение выделять особенности часов (циферблат, стрелки). Развивать воображение.

Октябрь

Беседы: «Что мы делаем в разное время?» «Что случится, если часы будут идти по-разному?»

Цикл рассказов: «Солнечные часы или часы на небе», «Что мы делаем в разное время?» Чтение художественной литературы «В гостях у гнома» Т. И. Ерофеева, «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений»)

НОД «История часов».

Д/и «Каждому предмету своё место», «Путешествие в страну часов».

Рассматривание энциклопедии «Как работают вещи» (Про часы).

Развивать интерес детей, любознательность, познавательную мотивацию и воображение.

Учить внимательно слушать произведения о часах, развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

Воспитывать интерес к истории предметов, дружеские взаимоотношения между детьми. Познакомить с историей часов. Вызвать интерес к понятию «время». Закреплять названия и последовательность дней недели.

Учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, память.

Ноябрь

Беседы: «Часы моей бабушки», «Современные часы».

Цикл рассказов для детей: «Часы без стрелок» (песочные часы), «Механические часы».

Чтение художественной литературы: «Мы в часы мячом попали» С.Маршак, «Всю ночь часть стучат» Н.Чупрунова.

«Художественно-эстетическое развитие». Аппликация. НОД. Тема; «Московские куранты».

Опыты-экспериментирование: Изготовление солнечных, песочных, водяных часов.

«Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром). НОД Тема: «Путешествие в прошлое часов».

Дать детям знания о часах прошлого и современных часах.

Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Учить передавать характерные особенности строения, формы, цвета Спасской башни с курантами.

Воспитывать самостоятельность, развивать исследовательский интерес и любознательность.

Формировать временные представления: «прошлое», «настоящее», «будующее».

Декабрь

Цикл рассказов для детей: «Живые барометры» (цветочные), «Самые известные часы в мире».

Чтение художественной литературы: «Шли часы через дорогу» Ю. Мориц, стихи: «Который час» В.Суслов, «Часы» И.Змай.

Беседа «День и ночь.

Д/игра «Назови соседей».

Мастер-класс для родителей по изготовлению часов.

«Художественно-эстетическое развитие», Лепка. Тема: «Весёлые будильнички».

Открытие музея часов (с последующим пополнением экспозиции).

Систематизировать знания о сутках.

Способствовать установлению творческого взаимодействия родителей и детей в процессе совместной продуктивной деятельности.

Развивать творчество детей. Закрепить приёмы лепки (раскатывание, примазывание).

Январь

Д/игры: «Успей вовремя», «Тик-так», «Назови предыдущее и последующее число».

Пальчиковая гимнастика «Долго мы часы заводим».

Знакомство с пословицами, поговорками, загадками.

Просмотр кинофильма «Сказка о потерянном времени».

Сюжетно-ролевые игры: «Фабрика часов», «Магазин часов».

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Беседа «Времена года».

Чтение художественной литературы: «Почему солнце и месяц не дружат».

«Художественно-эстетическое развитие». Рисование. Тема: «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Развитие мелкой моторики рук.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры.

Продолжать формировать представления о временных отношениях в пределах год.

Развивать желание выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

Февраль

Чтение художественной литературы: «Лесные часы», «Часы с боем» С. Жупанин.

Д\И «Назови сутки», «Мои первые часы». Создание проблемной ситуации «Что будет, если часы остановятся?»

«Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений) Тема: «Волшебные часы».

Создание презентации «Путешествие в прошлое часов». Просмотр.

«Художественно-эстетическое развитие» Лепка. Тема: «Необыкновенные часы».

Просмотр мультфильмов: «Путешествие в страну великанов», «Паровозик из Ромашкова».

Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через коллективную работу.

Способствовать развитию логического мышления, через решения математических задач.

Обобщить и закрепить знания детей о часах, их назначении. Продолжать формировать умение определять время по часам, с точностью до 1 часа.

Продолжать учить создавать модели функциональных предметов (корпус, циферблат). Закрепить приёмы лепки.

Март

Чтение художественной литературы «Солнечные часы» И. Фомичёва, «Часы» О. Подтуркина.

Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Изготовление бумажных макетов циферблата часов».

Прослушивание аудиозаписи «Часики» В.Гаврилина.

Сюжетно-ролевая игры: «Магазин часов», «Часовая мастерская».

Раскрашивание раскрасок с изображением часов.

Развивать двигательные навыки и умения.

Продолжать учить вырезать круг, изготавливать подвижные стрелки на циферблате.

Закрепление знаний о функциях магазина.

Закрепить умение аккуратно закрашивать раскраски.

Апрель

Д/и «Мой день», «Учим время», «О чём нам солнце говорит».

Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».

«Познавательное развитие» (Ознакомление с предметным окружением). Тема: «Экскурсия в музей часов».

Досуг «Путешествие в мир часов».

«Художественно-эстетическое развитие» (Прикладное творчество). Тема: «Настенные часы».

Систематизировать знания о различных видах часов, их роли в жизни человека.

Закрепить знание детей об истории часов.

Закрепить умения детей выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество).

Май

Составление пазлов «Часы».

Слушание мелодий на часах.

Игра-драмматизация «Часы с кукушкой» С.Прокофьевой.

Самостоятельная деятельность детей в мини-музее.

Развивать зрительное восприятие детей.

Сотрудничество с семьёй по проекту музей «Мир времени»

3

Участие в сборе экспонатов

Вовлечь родителей в сбор экспонатов для музея «Мир времени», их размещение.

Семинар-практикум «Мини-музей «Мир времени». Мастер-класс по изготовлению часов.

Познакомить родителей с задачами организованного в группе мини-музея «Мир времени». Отметить важность этой темы. Формировать знания. Умения, практические навыки по изготовлению часов.

Рассматривание иллюстраций. Ознакомление с приёмами изготовления.

Памятка для родителей «Учим определять время по часам».

Дать знания родителей о том, в какой последовательности знакомить детей с ориентировкой во времени, с часами.

Развлечение «История часов. Или какие бывают часы»,

Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми. Направить игровую инициативу взрослых на познание интересов ребёнка.

Театр, конкурсы, викторины сюрпризный момент.

Значение и использование мини-музея «Мир времени».

Мини-музей в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

1) Реализация проекта началась с опроса детей, чтобы выявить уровень знаний детей о времени. Для этого были созданы специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительность различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно сделать за эти отрезки времени;

2) Детям давались знания временных эталонов, они учились пользоваться часами, уточняли знания о почасовом распорядке жизни в детском саду. Для просвещения родителей проведено собрание, оформили выставку рисунков «Часы прошлого и настоящего». Родители приняли участие в конкурсе «Весь день по часам». Экспонаты музея используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Любой предмет мини-музея стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы. Работа будет продолжаться дальше.

Создание в группе мини-музея "Часов и календарей" прекрасный способ привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Деятельность мини-музея позволяет расширить кругозор детей и даёт возможность обогатить представления дошкольников о времени. Кроме того, экспонаты мини-музея обогащают предметно пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми, создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Руководитель мини-музея воспитатель Захарова Е.А.

Идея создания в группе мини-музея «Часов и календарей» возникла не случайно. Дело в том, что дети от природы – прирожденные маленькие исследователи окружающего мира. От того насколько активно ребёнок будет проявлять интерес к окружающему, зависит развитие его познавательной, интеллектуальной активности и любознательности, восприятие учебного материала в целом. Средства музейной педагогики помогают нам привлечь внимание и заинтересовать воспитанников. Кроме того, создание в ДОУ мини-музея в настоящее время актуально, поскольку расширяет кругозор детей, даёт возможность обогатить знания дошкольников об окружающем мире, помогает формированию проектно-исследовательских умений и навыков. А также обогащает предметно-пространственную развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями. Важная особенность мини-музея заключается в том, что его создание происходит при участии детей и тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Дети могут принимать участие в обсуждении тематики мини-музея, приносить из дома экспонаты. Экспонаты мини-музея используются для проведения образовательной деятельности, развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. А любой предмет мини-музея может стать темой для интересного разговора. Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Ориентировка во времени жизненно необходима дошкольнику в будущем. Но категория времени не дана уму ребёнка изначально. Представление о нём возникает в процессе жизни на основе личного опыта. А специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Деятельность мини-музея «Часов и календарей» делает формирование представлений о времени предметом специального внимания детей, создаёт благоприятные условия для усвоения воспитанниками чёткого представления о времени.

Создание специальных условий для развития интереса к понятию «время» через отдельные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Формирование у воспитанников представлений о музее. Формирование представлений о времени и способах его измерения. Знакомство воспитанников с историей возникновения часов и календарей, с различными их видами. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Вовлечение родителей и детей в поисково-исследовательскую деятельность, сбор информации по данной теме, экспонатов для мини-музея. Формирование у воспитанников привычки рационального использования времени. Обогащение предметно-пространственной развивающей среды группы.

Принцип доступности знаний и представлений об окружающем мире. Принцип индивидуальной направленности (основанного на личностно-ориентированном подходе к каждому ребёнку, с учётом возрастных и психофизиологических особенностей). Принцип сочетания обучающего компонента с развивающим. Принцип прочности усвоения знаний (реализующийся за счёт подбора интересного и разнообразного материала). Принцип интеграции работы с различными направлениями развития детей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное). Принцип наглядности (тщательного отбора материала, обусловленного возрастными возможностями детей). Принцип соединения обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности. Принцип мотивации (поддержания у детей интереса к изучаемому материалу). Принцип сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников.

Музейный материал В экспозиции мини-музея собраны предметы прошлых лет (часы, календари, плакаты, панно). Оформление мини-музея Музейные экспонаты данной коллекции располагаются на горизонтальных и на вертикальных поверхностях: столе, стене и полке; находятся в свободном доступе. Экспонаты можно переставлять, брать в руки и рассматривать. Коллекция постоянно пополняется. Коллекция мини-музея Экспонатами являются часы (настольные, наручные, будильники, часы-сковорода, электронные, часы-украшения, песочные и другие); календари (отрывные, перекидные, карманные, настенные), самодельное панно – календарь; плакаты - времена года и месяцы, «Моя неделя», части суток, «Календарь гномов». Есть экспонаты часов, изготовленные детьми и их родителями.

Проведение экскурсий на тему: «Путешествие в страну точного времени», «Какие бывают часы (календари)?», «Необычные часы (календари)» и др. Организация коммуникативной, познавательной (ФЭМП), познавательно-исследовательской деятельности с элементами игры, направленной на развитие: представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости; чувства времени, внимания, памяти, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка. Творческие задания: составление рассказов о часах (календарях), сделанных своими руками и принесённых на выставку. Исследовательская деятельность: создание моделей водяных, солнечных часов, знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков – секунд, минут). Игры-развлечения: «Расставь цифры на часах», «Впиши пропущенные цифры» и др. Игры-путешествия: «Как люди придумали часы?», «Какими раньше были часы?», «Как возникла семидневная неделя?», «Древние календари», «Главные часы России», «Знаменитые часы разных городов». Интеллектуально-творческие игры: «Как определить, сколько времени?» и др. Продуктивная деятельность: изготовление коллажей, рисунков, поделок, аппликаций часов и календарей: «Часы исполнения желаний», «Календарь дней рождения детей группы», «Календарь праздников в детском саду» и др.


«Человек, который понапрасну теряет время замечает, как стареет». Е. Шварц

Актуальность темы.

Создание мини – музеев в детском саду является одним из источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Дошкольники способны воспринимать и оценивать реальное и воображаемое, сюжеты старины и современности.

Тема : «История часов» возник в соответствии с реализацией «Программы воспитания в детском саду» по разделу «Формирование элементарных математических представлений» - блок: ориентировка во времени.

Силами педагогов и родителей были собраны экспонаты для нашего музея: разные виды часов.

Задачи:

Сделать этот мир понятным и интересным для каждого ребёнка и было данной задачей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музее не только можно, но и нужно. Разрешается менять, переставлять экспонаты, брать в руки, рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивным созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но его семья.

Одно из требований, предъявляемых к расположению музея, было следующим: он обязательно должен вписываться в интерьер помещения. И мы попытались органично «вписать» музей в интерьер нашей группы. Экспонаты располагаются на полках, стеллажах.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея отражает специфику возраста детей данной (подготовительной) группы.

Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В процессе создания нашего музея нам пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков.

Перспективный план работы с детьми

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

«История часов»

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе «Определение времени по часам».

Опыты экспериментирование

1.«Часы и время»

Цель: Развивать способности ребенка, понимать ценность времени в жизни человека; формировать представления о единицах измерения времени – секундах, минутах, часах.

2. Опыт

«Изготовление солнечных часов».

Цель: продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца.

Чтение литературных произведений : «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

Дидактическая игра

«Кто больше занят?»

Цель: Закреплять знание детей о разных видах часов, их строении. Расширять ориентировку в окружающем, развивать сообразительность.

Рисование «Нарисуй часы, которые ты бы хотел иметь».

Цель: Закрепить умение выделять особенности (циферблат, стрелки). Развивать воображение, творчество.

Роль родителей в реализации проекта.

Участие в сборе экспонатов

Развлечение «История часов, или какие бывают часы? ».

Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

Досуг:

«Путешествие в мир часов».

Цель: Закрепить знание детей об истории часов; подвести к пониманию их назначения и функции; закрепить умения выделять особенности предметов (форму, размер, части), определять признаки материала; научить устанавливать причинно – следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.); подвести к пониманию, что часы человек создал для облегчения своей жизни.

Викторина:

«Какие бывают часы»

Цель: расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах.

1.Дидактические игры. «Каждому предмету свое время»

Цель: закреплять умение определять, к какому времени относится предмет – прошлому или настоящему.

2.Дидактическая игра

« Выбери, что нужно для часов»

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.

Всю работу мы разделили на три этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В начале работы мы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения. Мини-музеи получился индивидуальный, и по оформлению и по содержанию.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ)

Следуя своей модели, мы создали мини-музей в группе. Большую роль в этом процессе сыграли родители, сотрудники которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа мы вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Расширение знаний детей о времени. Развитие любознательности и познавательных способностей детей. Развитие творческого воображения. Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.Участие в смотре-конкурсе мини-музеев детского сада.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ

Мини-музеи в нашей группе позволил нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музея, так и после этого многие родители посещали с детьми «настоящие» музеи - о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы и всего детского сада.

Экспонаты мини – музея используются для проведения различных занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребёнка.

Благодаря мини-музею, мы получили возможность «погружения» в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т. д.)

Цели:

  • сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;
  • расширить представления о содержании музейной культуры;
  • создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;
  • познакомить дошкольников с историей возникновения часов, календарей.

Задачи:

  • формирование у детей интереса к коллекционированию;
  • развитие представлений о времени у дошкольников;
  • воспитание бережного отношения к экспонатам;
  • пополнение экспонатов.

Предварительная работа.

1. Рассматривание рисунков и фотографий с разными часами.

2. Чтение литературных произведений: «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок», «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

3. Использование дидактических игр: «Всё о времени», «Учим часики»,

4. «Узнай время», «Времена года», «Время суток».

5. Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

6.Игры - драматизации для малышей о времени.

Роль родителей в реализации мини-музея:

Участие в сборе экспонатов;

Развлечение «История часов, или какие бывают часы? »;

Консультация «История возникновения часов», «Восточный календарь», «Календарь на глиняном сосуде».

Участие специалистов в осуществлении мини-музея:

Сбор экспонатов музея;

Подбор методического материала.

Продукт деятельности:

Создание мини – музея «История часов».

Раздел "Природные часы".

В данном разделе имеется следующее:

Солнце

(аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком - нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: "Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке, приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища".

Петушок

(игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени - петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: "Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов".

Раздел "Часы древних времен".

В данном разделе имеются:

Песочные часы

Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.) . в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнию, часы переворачивались.

Модель водяных часов.

Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду ("заводил часы") и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза "ваше время истекло" означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.

Изготовление водяных часов.

Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1, 5 л).отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие - проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.

Модель огненных часов

Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами - свечой, докладывая королю: "Ваше величество, один час прошел! "


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Бутурлиновские детский сад общеразвивающего вида №1»

ПОДГОТОВИЛА:БОРЩЕВА Е.А.

Паспорт мини-музея часов «Тик-так»

ВВЕДЕНИЕ
В МКДОУ Бутурлиновском детском саду № 1 в течение нескольких лет мы разрабатываем и внедряем различные образовательные технологии. В частности, успешно используем метод проектов. Один из наших проектов «Мини-музеи в детском саду».
Почему мы создали мини-музеи. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос родителей, и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся далеко от областного центра, где размещено много музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственные мини-музеи в групповых помещениях.
Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Детсадовские мини-музеи с начала своего существования интерактивны. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, а при желании даже взять домой на время. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают непосредственное участие в его создании. Они с гордостью показывают экспонаты и рассказывают о них.
Тематика мини-музеев может быть различной.
Важная особенность этих элементов развивающей среды участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.
Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Цели и задачи мини-музея:

реализация направления «Музейная педагогика»;
обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
формирование у дошкольников представлений о музее. Расширение кругозора дошкольников;
развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
формирование проектно - исследовательских умений и навыков;
формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
развитие творческого и логического мышления и воображения.

Принципы, которые учитываются в процессе создания мини-музеев:
интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
природосообразности - мини-музеи должны быть созданы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;
гуманизации и партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;
динамичности и вариативности - экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;
разнообразия - наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. Заключительный этап предусматривал подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

Этапы проекта «Мини-музеи в детском саду». В процессе создания музейного комплекса сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя и в роли дизайнеров, художников, и в роли музееведов, историков. Всю работу можно разделить на три этапа.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Воспитатель защищает собственный подпроект, который строится по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА). Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
3. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ МИНИ-МУЗЕЙ \ подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОУ, организация выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве \.

ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНИ-МУЗЕЕВ
Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, «экспресс-выставки». Дошкольников разных групп можно знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних, старших и подготовительных группах экскурсии проводят сами ребята, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытаются в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те, или иные предметы.
Экспонаты музеев постоянно используются воспитателями для работы с детьми по разным блокам программы, для ознакомления с окружающим миром. После каждого занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители посетили с детьми «настоящие» музеи г.Воронеж, о чем дошкольники потом с удовольствием рассказывали друг другу и воспитателям. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Цель:
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ.

Задачи:
1. Включить педагогов, детей и родителей в творческий процесс по созданию и пополнению мини – музея.
2. Обеспечить безопасные, психологически-комфортные, эстетические и здоровьесберегающие условия;
3. Способствовать формированию представлений о разновидностях часов;
4. Расширять кругозор воспитанников.
5. Повысить статус ДОУ и его конкурентоспособность.

Адресность

Мини - музей предназначен для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия в музыкальном зале, с использованием экспонатов музея.

Работа в музее строится на общепринятых принципах работы.

Формы деятельности музея:
- НОД;
- тематические досуги;

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников.
1. Беседа с родителями о музейной педагогике.
2. Изготовление родителями экспонатов.
3. Совместное творчество бабушек, мам и детей.
4. Консультация для родителей.

ПАСПОРТ МИНИ-МУЗЕЯ
"ТИК-ТАК"