Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.

Стандартный набор: прогулки, кафе, пляжи, покупки, музеи. Музыкант (или большой любитель музыки) всегда постарается найти какие-нибудь хорошие концерты на местности, или посетить музыкальный музей. Об одном из самых известных таких мест, Зале Славы Рок-н-ролла, . А сегодня расскажем про еще несколько важных для истории музыки и интересных музеев.

1. THE BEATLES STORY - ЛИВЕРПУЛЬ, АНГЛИЯ

Музей был основан в 1990 году, размещён он в подвальной части Альберт-дока, на территории исторических зданий Ливерпульского порта. На входе в посетители могут получить аудиогид, в том числе на русском языке. Переходя из комнаты в комнату, посетители наблюдают историю зарождения и расцвета группы Битлз. Каждая комната посвящена одному из периодов истории Битлз и её участников: рождение первой группы Джона Леннона Quarrymen, поездка Битлз в Гамбург, знакомство с Брайаном Эпстайном, выступления в клубе Cavern и так далее, вплоть до распада группы в 1970 году.

В музее собраны уникальные экспонаты: концертные костюмы и инструменты участников группы, фотографии, тексты песен, пластинки, воспоминания очевидцев и архивные видео. Отдельный стенд выделен для подарков, присланных русскими поклонниками группы. На выходе из музея располагается магазин сувениров с символикой легендарной группы. http://www.beatlesstory.com

2. МУЗЕЙ МУЗЫКИ И НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ - СИЭТТЛ, США


Главный вдохновитель проекта - миллиардер Пол Ален, бывший соратник по компании Microsoft Била Гейтса и большой поклонник Джимми Хендрикса. Он много лет вынашивал подобный проект. Идея создать такое необычное строение возникла у архитектора Фрэнка Гэри после того, как он разрезал электрогитару. Он замыслил сооружение без точных форм и правильного расположения стен, окон и потолка как символ пластичности и энергии музыки. После того, как здание распахнуло свои двери в 2000 году, в 2004 к нему добавился Музей научной фантастики и зал славы, и теперь весь комплекс носит единое название - Experience Music Project and Science Fiction Museum and Hall of Fame.

В рамках выставки Музея научной фантастики представлены разнообразные фантастические книги, журналы, газеты и различные предметы, которые использовались для съемок фильмов. Среди «фантастических» предметов можно увидеть сидение капитана Кирка из легендарного сериала «Звездный путь», шлем злого Дарта Вэйдэра из «Звездных войн», а также огромного пришельца, высотой 6 метров, из фильма «Чужие». http://www.empmuseum.org

3. BRITISH MUSIC EXPERIENCE - ЛОНДОН, АНГЛИЯ


Если вы знаете, в чем особенности любимой гитары Ноэля Галлахера и помните, кто такой Клифф Ричардс, то получите неописумое удовольствие от посещения интерактивной экспозиции, расположившейся в самой большой лондонской арене О2. Музей был открыт шотландской группой The View в 2009 году.

Свыше 3000 фото и картин, 600 видеоклипов и столько же предметов, принадлежавших звездам поп- и рок-музыки. Также здесь находится коллекция аудиотехники с 40-х годов прошлого века, интерактивная студия, у посетителей есть возможность разучить «танец десятилетия» (причем в полном одиночестве!), попробовать себя в роли ди-джея и узнать все о любимом исполнителе или группе.

4. МУЗЫКОГРАД - ПАРИЖ, ФРАНЦИЯ


Музыкоград - группа посвященных музыке учреждений, расположенных в квартале Ла Виллет, в 19 районе Парижа. Сооружение было спроектировано архитектором Кристианом де Портзампарком и открылось в 1995 году. В нем находится лекционный зал, концертный зал на 800–1000 мест, музей музыки со значительной коллекцией инструментов, датирующихся в основном XV–XX веками, выставочные залы, помещения для практических занятий и архивов. Музыкоград, один из Больших проектов Франсуа Миттерана наряду с Парком Ля Вилетт заново открыл для публики бывший район скотобойни Ля Вилетт.

5. БРАЗИЛЬСКИЙ МУЗЕЙ МИРОВОЙ МУЗЫКИ - САН-ПАУЛУ, БРАЗИЛИЯ


Более миллиона различных релизов хранится в этом музее - здесь представлена самая большая коллекция записей во всей Южной Америке. Это архив и исследовательский центр - здесь собирают популярную музыку всех стран и времен. Артисты, представленные здесь, не ограничиваются подписанными на лейблы - в музее можно найти записи независимых музыкантов.

Также одна из амбиций музея - это собрать релизы каждой языковой группы, существующей в мире. http://www.brazilworldmusicmuseum.com/

6. МУЗЕЙ КАЛАКУТА - ЛАГОС, НИГЕРИЯ


В 2012 году городское управление Лагоса превратило дом легенды афробита Фелы Кути в музей, чтобы “поддержать культурное наследие и отпраздновать 74 день рождения” мультиинструменталиста и активного участника движения за права человека. В музее находится огромная коллекция одежды Кути, его инструментов, записей и многого другого.

7. МУЗЕЙ RAMONES - БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ


Музей Ramones в Берлине открылся спустя год после смерти Джонни Рамона, 16 сентября 2005 года. Располагался он на улице Solmsstrasse, а его экспозиция насчитывала более 300 так или иначе связанных с группой предметов, среди которых находились уникальные и единственные в своем роде вещи.

На его сайте можно прочитать следующее: «Вы спросите: какого черта первый и единственный музей Ramones появился не в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Лондоне, Токио, Риме, Буэнос-Айресе, а в Берлине, в Германии?». История музея связана с именем Фло Хайлера, который обзавелся первыми вещами с символикой Ramones на берлинском концерте 1990 года и больше не смог остановиться, успев неоднократно лично пообщаться с музыкантами.

В ноябре 2007 года основатель музея был вынужден закрыть его по причине непомерно возросшей арендной платы, но спустя меньше чем год, 8 октября 2008 года, заведение открылось в новом месте – и по сей день оно располагается по адресу Krausnickstraße 23. https://www.ramonesmuseum.com/

8. ДОМ-МУЗЕЙ БОБА МАРЛИ - КИНГСТОН, ЯМАЙКА


Эту ярчайшую достопримечательность Кингстона ежегодно посещают тысячи меломанов и туристов, чтобы больше узнать о жизни, прожитой легендарным исполнителем регги.

Дом, находящийся за кирпичной стеной, разрисован портретами Марли. Во внутреннем дворике стоит скульптура - Боб Марли со своей гитарой. Вырезки из газет (с репортажами о гастролях), многочисленные фотографии, платиновые и золотые диски украшают стены двухэтажного дома.

Здесь все осталось почти без изменений: спальня с просторной кроватью, покрытой покрывалом в красно-желто-зеленых тонах, а на ней лежит гитара Боба Марли в форме звезды, маленькая кухня. На стенах дыры от пуль, они остались с того времени, когда была попытка покушения на певца в 1976 году. http://www.bobmarleymuseum.com/

9. МУЗЕЙ ДЖОННИ КЭША - НЭШВИЛЛ, США


В американской столице кантри Нэшвилле в 2013 году открылся музей Джонни Кэша в честь 80-летия легендарного музыканта, скончавшегося в 2003-м году. Инициатором открытия музея стал Билл Миллер, коллекционер и эксперт по творчеству Кэша.

В числе экспонатов, помимо прочего, здесь выставлены и памятные вещи, находившиеся в первом мемориальном музее Джонни Кэша в Теннесси, просуществовавшем до 1999-го года. Эту коллекцию передала в распоряжение Миллера семья звезды кантри. Новый музей располагается на одной из центральных улиц Нэшвилла - Лоуэр-бродвей.

«Билл Миллер оказывал неоценимую поддержку моему отцу при жизни, - отметила дочь Джонни Кэша, известная кантри-певица Розанна Кэш, - и его коллекция, должно быть, самая полная в мире. Экспонаты музея подобраны в высшей степени профессионально и академично».

В планах наследников музыканта организация еще одного музея – в семейном доме Кэшей в Диссе, штат Арканзас. Там предполагается восстановить интерьеры, в которых Кэш рос в 30-е и 40-е.

Имени Глинки является одной из крупнейших сокровищниц, в которой представлены памятники музыкального искусства. Она не имеет аналогов в мире.

Общая информация

В музее хранятся не только литературные и нотные рукописи, но и многие исследования, а также редкие книги. В коллекции сосредоточены автографы и письма, разнообразные документы, которые связаны с творчеством известных деятелей культуры, как русских, так и зарубежных.

Особый интерес вызывают музыкальные инструменты многих народов мира. В 2010 году Государственная коллекция передала Музею крупнейшее собрание творений мастеров разных эпох. Среди них шедевры, сделанные руками А. Страдивари, представителей семей Амати и Гварнери. Музыкальный Музей имени Глинки гордится установленными в его стенах старейшими органами, в том числе и работы Ф. Ладегаста.

Основная работа

Здесь выставлены постоянные экспозиции. По предварительной заявке организуются концерты-диалоги, экскурсии и вечера звукозаписи. Желающие могут посещать интерактивные занятия, а также познавательные детские праздники.

История

Свое начало Музей музыкальной культуры им. Глинки берет из Московской консерватории. Именно здесь с первого момента ее существования энтузиасты начали собирать по собственной инициативе редкие музыкальные материалы - документы и автографы, а также рукописи и инструменты, которые и стали основой сегодняшней коллекции.

Одиннадцатого марта 1912-го года в стенах небольшого зала рядом с библиотекой консерватории был открыт Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Он был посвящен памяти этого выдающегося музыкального деятеля, которого особенно любила столичная публика. Именно Рубинштейн основал консерваторию и Московское отделение Русского музобщества. Здесь были сосредоточены документы ИРМО, редкие инструменты и книги, его личные вещи, а также письма и автографы.

Изменения

На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени - приобретением новых экспонатов.

В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.

В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.

Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.

Признание

Постепенно, год за годом стала складываться как структура, так и направление работы. Труды, которые издавал Музей Глинки, получали широкое распространение и входили в общекультурный обиход. Благодаря источниковедческим работам, этот культурный центр начал приобретать статус научно-исследовательского. Однако официально Музей Глинки его получил только в 1974-м году. Но несмотря на то, что это произошло с некоторым запозданием, ничего уже не могло помешать преданным своему любимому делу сотрудникам заниматься научной деятельностью.

На протяжении всей своей истории Музей Глинки в Москве дважды менял свой адрес. После территории консерватории он почти два десятка лет располагался в красивом старинном особняке - в палатах, принадлежавших боярам Троекуровым. Это строение находилось в Георгиевском переулке: его хорошо знали коренные москвичи. Но уже с начала 1980-х годов Музей музыкальной культуры им. Глинки наконец-то приобрел свой окончательный дом: специально для него было построено здание по улице Фадеева.

Коллекция записей

В настоящее время его называют одним из крупнейших в мире фондов музыкальной культуры. Его коллекции насчитывают около одного миллиона единиц хранения, которые охватывают все составляющие музыкальной культуры. Здесь можно увидеть не только авторские рукописи, но и автографы, и фотографии, на которых изображены самые известные деятели культуры.

Музей Глинки располагает как огромной коллекцией музыкальных инструментов различных эпох, так и аудио- и видеозаписями произведений всех жанров и видов, начиная от классических, в том числе и современных, и до народных.

Здесь же находятся и самые первые российские грампластинки. Их около шестидесяти тысяч единиц хранения. Показаны также первые выпуски компаний «Граммофон» и «Зонофон», «Пате» и «Метрополь». Немало изданий советского периода, которые производила фирма «Мелодия», а также ведущих зарубежных музыкальных организаций.

Музей Глинки на Фадеева - место, где хранятся рукописи произведений композиторов. Среди них - такие мэтры, как Глазунов, Рахманинов, Шостакович, Гречанинов и многие другие. Эти удивительные документы отлично сохранились. Они доступны для просмотра, поэтому ими может любоваться каждый, кто посетит Музей Глинки.

Здесь же действует и собственная студия звукозаписи, которая оборудована современной аппаратурой. Записывать свои произведения в Музей приезжают музыканты самых разных направлений.

Подразделения

В состав Всероссийского музея музкультуры им. Глинки, кроме главного здания, расположенного на улице Фадеева, сегодня входят и филиалы. Эти отделы находятся в центре столицы. О них знают многие ее жители - поклонники музыки. Это мемориальная усадьба Прокофьева, «П. Чайковский и Москва», квартиры А. Гольденвейзера и Н. Голованова, а также Дом-музей который еще на стадии создания.

В 1995 году указом Президента РФ Музей Глинки включили в Государственный свод, в который занесены особо ценные объекты наследия культуры.

Просветительская работа

Его научные сотрудники ведут около двадцати абонементных циклов лекций-концертов, образовательных курсов для посетителей разных возрастов и уровней знаний. Существует отдельная программа для развития детей - инструментов с музыкальными вставками, рассказы об их возникновении и истории создания.

Тематические выставки можно посмотреть, не только посетив Музей Глинки на Фадеева или другие столичные филиалы, но и в других городах страны и за рубежом, куда коллекции привозятся постоянно.

Сотрудники подготавливают и выпускают и музыкально-текстовые издания, проводят работу для публикаций музыкально-научных исследований.

Музей Глинки проводит не только музыкальные концерты и выставки. С 2007-го года здесь действует Московский оперный клуб. Поначалу он был открыт в Музее кино, после переместился в Театральный зал им А. А. Бахрушина, а уже с 2007-го прочно обосновался в стенах Музея имени М. Глинки. Программы клуба посвящены вполне определенной тематике: это биографии композиторов или певцов, или оперные школы. В рамках его деятельности проходят семинары, в которых принимают участие зарубежные исполнители, музыканты и музыковеды.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн - капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат - это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты - вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века - всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

М узей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года.

Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия.

Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея.

В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.

Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год.

В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.