Le musée du quai Branly Париж, Франция

Этнографический музей с чисто топографическим официальным названием был открыт на левом берегу Сены, у подножия символа Парижа – Эйфелевой башни. Инициатором создания необычного музея, в чьи фонды вошли экспонаты, демонстрирующие «примитивное искусство» народов Азии, Африки, Америки и Океании, был президент Франции Жак Ширак, большой любитель африканской самобытности. Теперь предстояло уникальную коллекцию из 300 000 предметов искусства облечь в достойную оболочку. Право создания выставочного пространства на международном конкурсе 1999 года, среди звезд мировой архитектуры, выпало гордости французской земли Жану Нувелю, с блеском реализовавшему оригинальность творческой идеи.

Среди урбанистического мегаполиса внезапно вырос экзотический ареал тропических джунглей, поражающий вечнозеленой флорой южных широт. Прозрачные стеклянные стены отнюдь не сдерживают буйства растительности, заплетающей стены и фасад сооружения, и являющейся живой изумрудной оправой для заокеанской коллекции. Знаменитый «вертикальный сад» из 150 растений различных видов, закрепленных на специальном нетканом материале, занимают всю площадь в 800 квадратных метров на торцовой стороне здания. Музей Бранли, сие сакральное сооружение для таинственных предметов древних цивилизаций, представляет 3500 экземпляров постоянной экспозиции. В многометровом стеклянном цилиндре, расположенном в центре «мистического» парка, в произвольном порядке заключены около 9000 музыкальных инструментов. Рокочущие звуки тамтамов и барабанов, воспроизводимые скрытыми динамиками, дополняют ощущение погруженности в мир чужеродный, неведомый и завораживающий.

Среди живых зарослей пампасов и тропического леса, искусно оформленных холмов, лужаек и водоемов, в пяти объемах, окрашенных в разные цвета соответственно континентам, представлены великолепные образцы «примитивного искусства» народов других частей света. Здесь удивляет количество и разнообразие ритуальных масок и тотемных столбов, оружия и предметов обихода, шаманских глиняных статуэток и культовых скульптурных божеств из дерева и камня, огромный красный мегалит вулканического происхождения, драгоценные этнические украшения, причудливая расписанная и вырезанная посуда, и прочее уникальное культурное многообразие.

Одним из самых знаменитых экспонатов коллекции, является, пожалуй, «парижский череп» весом в 2,5 кг и высотой 11 см, выточенный из цельного объема горного хрусталя. Это один из 12 подобных объектов, приписываемых ацтекской цивилизации, и называемых шедеврами «доколумбового искусства». Этот предмет был передан Музею человека коллекционером заокеанской этники Альфонсом Пинаром в 1878 году. И хотя научные исследования, проведенные в лаборатории музея Бранли, полностью разоблачили древность изготовления черепа, этот предмет искусства своей оригинальностью и точностью воспроизведения всё равно вызывает неподдельный интерес у публики.

Музей нового поколения представляет собой многофункциональный комплекс. Кроме непосредственно музея, экспонирующего «первоначальное искусство» неевропейских народов, Музей Бранли также является научно-образовательным центром, поддерживающим и развивающим отношения с научными историко-этнографическими организациями стран, на чьей земле были созданы представляемые произведения искусств. А также клубом, проводящим культурно-просветительские общественные мероприятия, специальные проекты и программы по изучению и защите культурного наследия стран других континентов. Это неизменно привлекает множество туристов и исследователей, увлеченных первозданной историей Африки и Азии, Океании и обеих Америк, и открывающих с музеем Бранли новую, яркую и необычную страницу музеологии.

Музей на набережной Бранли – Жак-Ширак, или музей искусств и цивилизаций Африки, Азии, Океании и Америк (неевропейских цивилизаций) расположен на набережной Бранли в 7 округе около . Музей был открыт по инициативе президента Жака Ширака 20 июня 2006 г. Сейчас входит в .

Эмблема музея – керамическая статуэтка Чупикуаро из Мексики.

Адрес:

37 Quai Branly, 75007 Paris, France

Время работы:

Вторник, среда, воскресенье – 11.00-19.00

Четверг, пятница, суббота – 11.00-21.00

Понедельник – выходной

Сад открыт 9.15-19.30 по вторникам-воскресеньям; до 21.15 по четвергам – субботам.

Библиотека музея открыта 11.00-19.30 по вторникам, средам, воскресеньям; до 21.30 по четвергам, пятницам, субботам.

Сайт Стоимость билета:

Постоянные выставки – 10 евро Временные выставки в Галерее сада – 10 евро / бесплатно для лиц младше 18 лет / бесплатно в первые воскресенья месяца

Билет на все выставки – 12 евро / 9 евро

Билет на спектакль без посещения музея – 20 евро; 10 евро для лиц младше 26 лет

Билет на концерт без посещения музея – 10 евро; бесплатно для лиц младше 26 лет.

Вход в сад бесплатный.

Действует

Как добраться до музея на набережной Бранли
  • Линия 9: станции Alma-Marceau или Iéna
  • Линия 8: станция Ecole Militaire
  • Линия 6: станция Bir Hakeim
  • RER C : станция Champ de Mars — Tour Eiffel
  • № 42: остановки Tour Eiffel или Bosquet-Rapp
  • №№ 63, 80, 92: остановка Bosquet-Rapp
  • № 69: остановка Champ de Mars
  • № 72: остановка Musée d’Art Moderne — Palais de Tokyo или Alma Marceau
  • № 82: остановка Varsovie или Champ de mars
  • № 87: остановка Rapp — La Bourdonnais

История основания музея на набережной Бранли

В начале 1990 г. Жак Кершаш, специалист по африканскому искусству, ратовал за появление в «примитивного искусства». Он встречался по этому поводу с мэром Парижа тех времен Жаком Шираком. Когда последний становится президентом страны в 1995 г., в Лувре такой отдел открывается. Но уже через год президент заявляет о намерении создать новый музей. В 1999 г. объявляется международный конкурс на архитектурный проект музея. Его победителем стал Жан Нувель.

Официальное открытие музея состоялось 20 июня 2006 г. Первоначальная коллекция состояла из коллекций, принадлежавших музею человека во дворце Шайо и музею искусств Африки и Океании.

В мае 2009 г. музей вошел в ассоциацию с еще тремя, расположенными по соседству, музеями, и вместе они образовали «Холм музеев» (Городок архитектуры и национального достояния, музей современного искусства города Парижа, Токийский дворец).

Коллекция музея в 2016 г. включала более миллиона объектов; изображения большинства из них оцифрованы и находятся в онлайн-каталоге. Это текстиль, скульптуры, картины, музыкальные инструменты и т.д., а также специализированные журналы, фильмы, видео и звуковые документы, диссертации по этнологии и антропологии, базы данных, энциклопедии и пр.

Выставка постоянно обновляется. Кроме постоянной экспозиции ежегодно организуются около 10 временных выставок.

Архитектурный ансамбль музея – это 40 600 квадратных метров в 4 зданиях и сад с тропинками, террасами, горками, прудами. Также в здании музея находятся театр Клода Леви-Стросса, кинозал и бар.

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Совсем недалеко от таких достопримечательностей, как Эйфелева башня и Лувр, находится впечатляющая своими масштабами этнографическая сокровищница – Музей Бранли. Официально он называется чуть иначе, Музей на набережной Бранли. То есть в полном соответствии со своим расположением в седьмом округе французской столицы, на левобережье Сены. Все его экспонаты можно охарактеризовать одним словом: экзотика. По-другому образцы туземного искусства коренных народов Азии, Африки, Америки и Океании, которых здесь ни много ни мало 300 тысяч, наверное, и не назвать. Но как бы критически ни относились к этому музею искусствоведы, считая его излишне театрализованным с уклоном на привлекательность внешних атрибутов в ущерб познавательности и информативности, его с удовольствием и интересом посещает множество людей.

Музей «три в одном»

В самом музее, разумеется, категорически не соглашаются с подобными замечаниями. Наоборот, это учреждение позиционирует себя как некое ноу-хау в области культуры, сочетающее в себе три основных вектора деятельности – музейное, образовательно-просветительское и научное. Но этим дело не ограничивается, поскольку здесь регулярно проводятся общественные мероприятия, что делает Музей Бранли еще и заведением клубного направления. Собственно музейный комплекс объединяет несколько зданий, в том числе и парковую зону. В главном из них выставлены три с половиной тысячи экспонатов. Для удобства восприятия их расположили по географическому принципу. Сначала мы видим произведения коренных народов Африки, потом Азии и затем Океании и Америки.

Столь уникальный музей новаторского толка был открыт в июне 2006 года. Этому событию предшествовали десять лет кропотливого труда, которые были затрачены на строительство и сбор экспонатом. Инициатором его создания был тогдашний президент Франции Жак Ширак. После того, как глава государства озвучил свою идею – кстати, он сам является большим поклонником туземной культуры – в 1995 году была образована специальная комиссия. Она тщательно изучила все «за» и «против» и таки пришла к решению, что такому музею в Париже – быть! Здание музея, не менее экзотичное, чем его коллекции, спроектировал известный французский архитектор Жан Нувель. А вот так называемую живую стену из различных растений (в том числе экзотических) длиной в двести метров и высотой в двенадцать, выглядящую как настоящие джунгли, придумали и высадили Патрик Блан и Жиль Клемен. Благодаря наличию систем орошения и дренажа, растения продолжают жить и радовать яркостью красок. Ухаживают за всем этим великолепием штатные садовники музея.

Какие представлены экспонаты?

Мы уже сказали, что постоянная экспозиция музея насчитывает 3500 экспонатов из имеющихся 300 тысяч. Где остальные, спросите вы? В хранилищах, поскольку в главном здании для них недостаточно места. Часть коллекции представлена в виде фотографий, аудиозаписей и кинодокументов. Их очень много, они рассредоточены по медиатекам и вполне доступны для обозрения. Что касается других коллекций, то их обязались их показать… в течение ближайшего десятилетия. Происходить это будет в рамках специально организуемых выставок, на каждой из которых будут выставляться новые экспонаты.

Под крышей Музея Бранли находятся уникальные коллекции этнографического отделения Музея человека и Национального музея искусства Африки и Океании (последний в настоящее время закрыт). Здесь же ценители экзотических направлений в культуре и изобразительном искусстве смогут насладиться произведениями туземных художников Австралии: Джона Мавурнджула, Кетлин Петиар, Нингуры Напуррулы, Пэдди Бедфорд и других. Некоторые мастера кисти – например, Напурулла – предпочитают в своих работах делать упор на черно-белые мотивы. Смотрится просто великолепно. Да так, что те же мотивы были использованы при оформлении потолков в той части музея, где располагается его руководство.

Несколько интересных фактов

1. Музей Бранли мог бы не увидеть свет, окажись знаменитый Лувр… просторнее. Дело в том, что поначалу была задумка создать этнографический отдел с образцами туземного искусства именно здесь. Но руководство Лувра категорически запротестовало.

2. Открытие музея, состоявшееся 23 июня 2006 года, было обставлено очень торжественно. Помимо президента Франции Жака Ширака и членов правительства присутствовал тогдашний генеральный секретарь ООН Кофи Аннан.

3. Музей Бранли часто ругают за «цензуру». Ведь при отборе экспонатов здесь руководствовались европейскими морально-эстетическими нормами, с которыми не совсем согласуется «примитивная» система ценностей туземных народов (правда, чтобы никому не было обидно, ее теперь называют «первоначальной»). Особо непримиримые критики видят в этом проявления неоколониализма и неуважение к культуре аборигенов.

4. Неискушенные зрители невольно обращают внимание на большой стеклянный цилиндр, в котором находятся какие-то темные предметы. Поначалу трудно понять, что там такое. Но, присмотревшись, они видят целую коллекцию музыкальных инструментов со всего мира – барабанов, бубнов, тамтамов и др. Всего их здесь с десяток тысяч. Экзотика еще в том, что цилиндр-хранилище оснащен динамиками (их не видно), которые тихо передают их звучание.

5. Политика музея направлена на то, чтобы подстегивать у посетителей эмоции и фантазию. Поэтому экспонаты не имеют обычной в практике других музеев систематичности и расположены с нарочитой произвольностью. Экспонаты не содержат и никаких комментариев.

6. Удивительно, но среди образцов аборигенной культуры можно видеть… христианские иконы из Черного континента, соседствующие с культовыми предметами традиционных местных верований (например, традиционными в Экваториальной Африке ритуальными масками). Здесь же находятся фрески, например, со стены одной из эфиопских церквей коптов. Однако такой контраст призван показать многообразие этнографического наследия этих народов и заставить посетителей задуматься о глубине природы человека, его нравственных, культурных и религиозных ценностях вне зависимости от региона проживания.

Адрес: Франция, Париж, набережная Бранли, 37
www.quaibranly.fr

Если идти по левой стороне Сены рядом с Эйфелевой башней, у Лувра и Токийского Дворца можно заметить сооружение, мимо которого нельзя пройти. От земли и до крыши оно покрыто тропическими лианами и яркими экзотическими растениями. Вертикальный сад украшение музея, сделавшее его главной достопримечательностью набережной.

Сам же музей на набережной Бранли в Париже представляет собой этнографическое, культурное наследие нового типа, центр изучения забытых цивилизаций, место, где проводят общественные мероприятия.

История создания

Торжественное объявление о сооружении музея было сделано президентом Французской Республики в 1996 году. Автором здания стал знаменитый французский архитектор и дизайнер Жан Нувель. Первым шагом создания музея было открытие в Павильоне Сессий отдела этнического искусства внеевропейских цивилизаций. В нем было представлено более 120 экспонатов.

Жак Ширак, большой ценитель примитивистского и восточного искусства, внимательно следил за ходом строительства и лично участвовал в его открытии в 2006 году. Официальное название «музей на набережной Бранли» произошло от месторасположения во избежание любых ассоциаций с его содержимым. Хотя часто можно услышать музей «примитивных искусств» или «взгляд на Иное».

Коллекция музея

В его основу легла коллекция Национального музея Африки и Океании, а также бывшего Музея Человека. Сейчас в нем собрано 300 тысяч объектов искусства. Строение похоже на коробку, нависающую над настоящим лесом. По замыслу архитектора это и есть среда существования предметов, находящихся в нем.

В самом здании нет отдельных залов. Отображая неразрывность и единство мировых цивилизаций, экспозиции разных стран и континентов сливаются и плавно переходят из одной в другую. Из динамиков слышится рокот тамтамов, бубнов и других музыкальных инструментов, также представленных в музее.

Стены украшены фресками, сделанными австралийскими аборигенами, и занавесками японского дизайнера Иссеи Мияке. Символом музея считается полихромная женская статуэтка «Ла-Чупикуаро», высотой 31 см, сделанная из обожженной глины и представляющая доколумбову эпоху.

Самым большим экспонатом считается красное каменное сооружение вулканического происхождения в виде лиры, камень для которого был доставлен из Сенегала. Высотой 240 см и 160 см шириной, весом более 6 тонн он был установлен до создания крыши. Расположен он в отделе искусства народов Африки и соседствует с деревянной статуей догонов из Мали XI-XII века.

Еще одной достопримечательностью, собирающей многочисленные экскурсии, является «Парижский череп». Принадлежащий цивилизации ацтеков, он вырезан из целого куска хрусталя и весит 2,5 кг.

К уже существующим предметам добавился подарок швейцарских коллекционеров: единственное в мире достояние этнических драгоценностей и украшений азиатских стран. На протяжении всего времени задействовано всего 3500 экспонатов. Остальные участвуют в тематических показах, время выхода которых запланировано на 12 лет.

Вертикальные сады П. Блана

Музей знаменит не только своей коллекцией, но и самой большой растительной стеной. Сооружение погружено в лес из 15 тыс. растений 150 видов разных стран мира. Живое полотно одно из произведений Патрика Блана.

П. Блан известный французский дизайнер и изобретатель ландшафтных вертикальных садов. Он потратил около 10 лет на создание технологии, с которой даже в суровом климате каменные стены могут быть превращены в тропические джунгли, цветущие в любое время года. Растения выращиваются гидропонным способом и не требуют наличия почвы. Полив осуществляется капельным путем. Сад выполняет не только декоративные свойства, но и должен защитить музей в случае наводнения.

Этнографический музей на набережной Бранли (Le musée du quai Branly) стал знаменит уже на стадии обсуждения проекта, настолько свежей и оригинальной была предложенная для его реализации концепция.

От идеи до открытия

Первым высказал мысль о создании этнографического музея нового типа в 1996 г. президент Франции Ж. Ширак. По его словам главной целью нового учреждения науки и культуры должно стать улучшение отношений с неевропейским миром. Концепция музея подразумевает, что собранные здесь экспонаты должны предстать перед посетителями в максимально приближенным к реальным условиям их использования, для чего применяются наиболее совершенные технические средства визуализации обстановки, идентичной месту их создания и бытования.

Время реализации проекта заняло целое десятилетие, в течение которого не утихали споры о целесообразности создания музея, комплектовании коллекции и сохранении исторического облика центра Парижа. Лишь после достижения конценсуса пришло время реализации разработанного архитектором Ж. Нувелем проекта. Открытие музея состоялось в присутствии генсека ООН К. Анана в начале лета 2006 года.

Архитектура музея и организация экспозиционного пространства

Здание имеет простую геометрическую форму, напоминающую вытянутую коробку длиной 220 метров с немного усечёнными углами. Над поверхностью земли её поддерживают 26 опор, расположенных в ассиметричном порядке. Главный вход в музей ведёт в просторное фойе, из которого посетители под тихий рокот тамтамов, бубнов и других ударных инструментов по широкой лестнице поднимаются к началу осмотра экспозиции.

В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов, или длинных переходов между ними. Все 5 000 м2 экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом. Огромный зал длиной 200 м и шириной от 20 до 35 м разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы.

Из более 300 тыс. собранных в фондах музея артефактов, одновременно доступно для обозрения не более 3, 5 тыс. экспонатов. Главный принцип, принятый за основу построения экспозиции – географическое зонирование Земли. Все экспонаты музея представлены в пяти разделах, отражающих своеобразие истории и культуры народов Южной и Северной Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Все экспонаты нарочито лишены комментариев, а границы между разделами экспозиции можно определить разве что по цвету пола, символизирующего каждый континент.

Внутри разделов экспонаты сгруппированы по хронологическому порядку, но не меньшее значение имеют ассоциативные связи между предметами. В целом, не один из принципов построения экспозиции не является сквозным и очевидно, что кураторы музея делают акцент не на традиционный системный поход, а на эмоциональное восприятие, провоцируя культурный шок.

В постоянной экспозиции музея реально одновременно разместить не более 1% экспонатов из того многообразия, что хранится в музейных фондах. С многочисленными фотографиями, аудио- и видеоматериалами можно ознакомиться в оборудованных по последнему слову техники медиатеках музея. Прочие объекты демонстрируются в рамках тематических выставок, график которых составлен на 12 лет вперёд.

В 2016 году значительную часть выставочного пространства заняла экспозиция «Белый человек, чёрный человек», в которой раскрываются аспекты взаимовлияние африканского и европейского искусства в ХХ в. Одновременно с ней предоставляется возможность посетить организованную к 10-летнему юбилею музея выставку «Жак Ширак и диалог культур». Посредством нескольких сотен картин, документов и экспонатов из стран Азии и Латинской Америки в ней воссоздан культурный портрет бывшего президента Франции.

Вертикальные сады П. Блана

Особой, совершенно ни на что не похожей экспозицией музея на набережной Бранли стал его главный фасад. Очень непривычно видеть покрытые густой растительностью стены современного здания в большом городе.

На создание этого современного чуда дизайнер и ботаник с мировым именем П. Блан потратил около 10 лет. В течение этого времени он проводил полевые исследования в горах Тайланда и Малайзии, изучая природные природные сообщества растений и занимался кропотливыми лабораторными исследованиями в Национальном Центре научных исследований.

Разработанная им технология основана на применении полотна двухслойного полиамида с прокладкой из вспененного ПВХ, закреплённого на вертикальной металлической обрешетке. Необходимые для роста растений питательные вещества подаются к корням через систему капельного орошения. Общая нагрузка на конструкцию не превышает 30 кг на 1 м2.

В живом полотне, окутывающем фасад, использована 15 000 экземляров 150 видов трав, мхов, папоротников и даже кустарников. Тщательно подобранные по цвету для инсталляции гейхеры, плющи, жимолость, герани, шалфеи и другие растения создают оригинальные, завораживающие глаза узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Эти невероятная стена из живых растений вряд ли может когда-нибудь стереться из памяти.

Как добраться

Адрес: 37 Quai Branly, Paris 75007
Телефон: +33 1 56 61 70 00
Сайт: http://www.quaibranly.fr/
Поезд RER: Pont de l"Alma
Время работы: 11:00-19:00

Цена билетов

  • Взрослый: 10 €
  • Льготный: 7 €
Обновлено: 11.04.2019