В музее хранятся произведения живописи, графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, а также археологические экспонаты из более чем ста стран.

Музей возник в 1918 году на волне интереса советской власти к сохранению мирового наследия: за пять послереволюционных лет было открыто более 250 музеев по стране. На тот момент в фонд Музея Востока, или Ars Asiatica, как он тогда назывался, вошли восточные коллекции Национального музейного фонда, музея бывшего Строгановского училища, ковровых и антикварных магазинов, складов «Северной компании». Со временем музею передали свои восточные коллекции Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Политехнический музей и многие другие. Также фонд значительно расширялся благодаря частным собраниям, закупочным и археологическим экспедициям. Многие экспонаты были переданы в дар музею входящими в состав СССР республиками и союзными странами. Особое место в постоянной экспозиции советского периода занимал раздел «Образ вождей пролетарской революции в искусстве нацреспублик». В частности, можно было увидеть, как в творчестве художников советского Востока раскрывается образ Ленина.

Окончательное местоположение музея и его коллекции было определено не сразу. Среди бывших залов Музея Востока − дом Гиршмана у Красных ворот, Исторический музей, Строгановское училище, Цветковская галерея на Кропоткинской набережной и здание церкви Илии Пророка на Воронцовом поле.

Сегодня древнейшая китайская керамика II тысячелетия до н. э. соседствует здесь с традиционными ритуальными предметами из Бурятии, которые неопытному глазу кажутся такими же древними, как и китайские, но на деле созданы не более ста лет назад. Это создает иллюзию, будто на Востоке время идет иначе, а где-то и вовсе остановилось. На одном этаже можно увидеть шедевр мирового значения − ворсовый шелковый ковер из Индии XVII века − и современный шерстяной ковер из Афганистана, где в традиционный узор совершенно естественно вплетены изображения танков и автоматов Калашникова. Если понятие «дизайн» применимо к древности, то за тысячи лет в азиатском дизайне мало что изменилось.

Каждый зал или группа залов музея посвящены отдельной стране или региону Востока: таким образом, начав с Ирана, вы заканчиваете путешествие в Казахстане, успев осмотреть щит из кожи носорога в Индии, гигантские маски для буддистской религиозной мистерии Цам в Монголии, японские боевые мечи катана, китайские баночки для сверчков, индонезийский теневой театр, рукописную книгу на пальмовых листьях в Лаосе, ковры Кавказа и вышивки сюзани в Узбекистане. В японском зале представлена уникальная фигурная композиция: белоснежный орел на сосне на фоне ширмы с изображением бушующего моря. Фигура орла выполнена в сложнейшей технике комбинированной сборки: туловище и крылья изготовлены из дерева, а оперение состоит из 1500 отдельных пластин слоновой кости. Но особенно интересно то, что эта композиция была привезена в Россию в 1896 году в качестве подарка Николаю II по случаю его коронации от японского императора Мэйдзи. Самого императора в составе делегации, прибывшей в Россию, не было, императорскую семью представлял принц Саданару Фушима. У всех ваз, кувшинов, мечей и ковров, у каждого предмета своя история. И у этих историй есть хранители. В научно-исследовательском институте при музее работает более 300 специалистов.

По-настоящему неожиданным после такого путешествия по традиционному Востоку становится последний зал живописи Кавказа и Средней Азии, где особого внимания заслуживают работы крупнейших мировых художников XX века Нико Пиросмани и Мартироса Сарьяна.

Александр Николаевич Скрябин оставил, безусловно, заметный след в отечественной музыке. Его творчество стоит несколько особняком. Классическим музыкальным произведениям великий композитор и пианист старался придать более полные формы, насытить их не только звуками, но и другими чувствами. Например, Скрябин вошел в историю, как первый в мире создатель светомузыки.

Последние годы своей жизни композитор провел в Москве. Его квартира располагалась в старинном здании по адресу Николопесковский переулок, дом №11. И сегодня там организован музей, экспонаты которого ярко демонстрируют все аспекты жизни Александра Скрябина. В этой квартире пианист жил со своей семьей, и здесь же были созданы самые знаменитые его творения.

Также этот дом в начале XX века был одним из культурных центров столицы. Александр Скрябин водил дружбу со многими известными людьми того времени. В гостях у композитора нередко собиралась, что называется, творческая интеллигенция. В этих стенах бывали Михаил Булгаков, Николай Бердяев, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд и Владимир Бальмонт.

Жизнь и творчество Александра Скрябина

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 6 января 1972 года. Его отец был дворянином, служил при дворе императора Николая II. А вот мать была талантливой пианисткой, и именно от нее сын на всю жизнь заразился музыкой.

Неудивительно, что уже в 5 лет юный Саша научился играть на фортепиано. После этого последовало обучение в Московской консерватории, которую будущий композитор окончил с золотой медалью.

Всю свою жизнь Александр Скрябин переезжал с места на место. Он не так часто бывал в России, предпочитая жить и работать за границей. Чаще всего он был во Франции, где зарабатывал «на хлеб», давая концерты и сочиняя собственные сочинения. Но последние годы жизни композитор все-таки провел в Москве.

Именно здесь были созданы самые главные его произведения – три симфонии для пианино с оркестром, «Поэма Экстаза» и «Прометей». Последнее стала и вовсе уникальным. В нем Скрябин сумел соединить музыку и цвет. Именно так и получилась та самая светомузыка, без которой сегодня не обходятся ни один ночной клуб или дискотека.

Незадолго до смерти Александр Скрябин задумал создать нечто и вовсе не постижимое. Он хотел собрать воедино не только музыку и цвет, но также запахи, движения и даже архитектуру. Сегодня это бы назвали световым шоу. Но к сожалению, композитор не успел осуществить задуманное. Он умер в 1915 году, похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Дом-музей Александра Скрябина

Через три года после смерти композитора квартире в Николопестовском переулке придали статус национального культурного достояния, а уже в 1922 году на ее основе был открыт музей Александра Скрябина. Кстати, это единственное место в мире, где можно узнать о жизни и творчестве композитора.

В квартире-музее удалось сохранить все в точности до мельчайших подробностей. Она выглядит так же, как и сто лет назад. Разные комнаты рассказывают обо всех аспектах жизни Александра Скрябина. Например, есть спальня, кухня и рабочий кабинет пианиста. Последний представляет наибольший интерес, так как в нем представлены уникальные экспонаты – рояль Бехштейн, который был собран специально для него, библиотека, различные предметы искусства. Центральное место отводится под уникальный цветосветовой аппарат, который изобрел Скрябин.

В других комнатах можно посмотреть одежду композитора, какие-то его личные вещи, предметы мебели.

Сегодня квартира-музей Александра Скрябина является еще и культурным центром. На первом этаже дома расположен концертный зал, в котором периодически выступают различные пианисты.

Весна все еще маскировалась под зиму
Вечер таял медленно, как мороженое на холоде
А мы торопливо шли по арбатским переулкам в музей Скрябина
Благодаря приглашению от Москультура мы впервые побывали в зале Музея Скрябина на замечательном концерте. "РОМАНТИКА VS СОВРЕМЕННОСТЬ"
В первой части давали Брамса, и да простит меня великий Брамс, вторая часть и мне и дочке понравилась намного больше
Видимо, мы все таки настроены на современные гармонии.
Но начнем все-таки с начала – в первой половине мы прослушали замечательное исполнение Сонаты для кларнета и фортепиано №2 и Трио для кларнета, виолончели и фортепиано. Все музыканты играли темпераментно и великолепно, но я не устану признаваться в любви к голосу виолончели, от которого сердце то замирает, то трепещет
Во второй части я думаю всех поразило звучание кларнета, измененного и дополненного сабре. новую технологию SABRe – это мульти-сенсор, размером со спичечный коробок, который, подключаясь к кларнету, расширяет возможности исполнителя и дарит композитору совершенно новые возможности инструменту. На пример – музыкант уже не играет, а заданный звук дрожит, разливается и даже усиливается. Антон улыбается, глядя на нас, пораженных такими возможностями звучаний. Это исполняется пьеса самого Антона Мойсеенко - «Северный океан» для кларнета и фортепиано. К сожалению, сабре видимо действует загадочно и на мою технику, не давая снимать, но позволяя расслабиться и наслаждаться музыкой.
Затем Антон исполняет соло на кларнете. Темная ночь («La noche oscura») шведского композитора Тобиаса Брострёма, звучит органично после Северного океана, это несомненно северная ночь, с голосами ветра, звезд, морских заливов и эхом пустынных прибрежных пещер, по которым путешествует одинокий путник. По крайней мере, так все это привидилось мне.
Ну а вспоминая «Облака» автор которых также Антон Мойсеенко, я замираю от удовольствия. Они нас просто покорили. Композитор признался, что написал их и посвятил маленькому сыну, увлеченному облачной тематикой. Это очень нежное, легкое, проникновенное произведение, слушаешь, и будто видишь и слышишь небо, по которому то рябятся совсем небольшие барашки, то налетают порывы ветра, принося густую облачность, потом разражается почти что гроза, само всегда изменчивое небо звучит голосами фортепьяно, кларнета и виолончели.
Из забавных моментов – я впервые наблюдала так близко игру на кларнете, и сначала мне показалось, что музыкант после каждой музыкальной части целует свой инструмент, потом я уже поняла, что видимо этот способ продуть какие-то важные отверстия инструмента.
Мы желаем проекту SoundOut успехов и развития, и ждем новых встреч!
Наши искренние благодарности уютному залу Мемориального музея Скрябина https://www.scriabinmuseum.ru/ – за гостеприимство
Проекту Москультура https://moscultura.ru/, https://moscultura.livejournal.com/ и лично https://tushinetc.livejournal.com/ за приглашение
И музыкантам https://www.soundout.ru/ за прекрасный вечер!