Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности.

В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия-выстраивание его содержания для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. В подобном случае доминируют те виды деятельности, которые могут ее развить. Используется этот вид занятий на занятиях фронтальных, индивидуальных и по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие также может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Комплексное занятие содержит различные виды искусства, виды художественной деятельности. Оно бывает фронтальным, проводится со всей группой детей.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития.

Типы музыкальных занятий

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам и фронтальные в зависимости от числа участвующих в них детей.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно. Этот вид занятий применяется и в других группах, чтобы уделить внимание развитию каждого ребенка.

Фронтальные занятия проводятся со всей группой детей. В них представлены все виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательный вид.

Занятия индивидуальные и по подгруппам

Детей принимают в дошкольные учреждения с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5-10 минут.

В 1,5-2 года малыши уже свободно ходят, бегают, начинают овладевать речью, но у них еще нет опыта общения с другими детьми.

Особенностью типового занятия в группах раннего возраста является слитность всех разделов, объединение различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Репертуар содержит народные песенные и плясовые мелодии, произведения современных композиторов (песни, игры, пляски).

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений (например, колыбельная - плясовая).

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, - восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Как уже говорилось, индивидуальные занятия проводятся не только с детьми раннего возраста, но также во всех возрастных группах. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

Фронтальные занятия

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всей группой детей и имеют все разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере необходимости. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Они делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают все виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия «Слушание музыки» и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Установки, которые дает педагог перед слушанием произведений, подводят детей к пониманию содержания музыки. Они приобретают опыт слушания классической музыки, учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Слушание развивает важнейшую музыкальную способность - эмоциональную отзывчивость на музыку, которая необходима для успешного обучения всем видам музыкальной деятельности.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но необходимо постоянно варьировать ее.

Структура музыкального занятия для детей

Обучение ребенка музыке будет успешным, если педагогом был выбран правильный подход к построению музыкальных занятий. Если говорить коротко, то для дошкольников эффективными считаются занятия, в которых используются разные виды деятельности, применяется игровая методика. При правильном построении музыкальных занятий осуществляется систематическое и всестороннее развитие детей, направленное на достижение поставленных целей. При этом малышам интересно выполнять задачи педагога, они с удовольствием знакомятся с новым материалом, приобретая новые и полезные навыки, умения, знания.

Виды музыкальных занятий

Прежде чем начать занятия музыкой с ребенком, педагог должен определить вид этого занятия, что поможет подобрать дальнейшую структуру и последовательность работы.

Виды музыкальных занятий

Характеристика

Индивидуальная работа и работа с подгруппами Чаще применяется в занятиях с младшими дошкольниками, которым сложно работать большими группами. Длительность таких занятий - 5-10 минут, частота – 2 раза в неделю. Для эффективности индивидуальных занятий объединяют разные виды деятельности, используют игровые приемы, яркие наглядные атрибуты. Индивидуальные занятия могут понадобиться не только детям, которые отстают от своих сверстников: часто подобная работа направлена на развитие и совершенствование конкретных музыкальных способностей, на обучение игры на музыкальных инструментах. Работа с подгруппами уместна, когда несколько детей проявляют интерес к одному музыкальному виду деятельности.
Фронтальные занятия Охватывают все виды музыкальной деятельности, проводятся с детьми всей группы.
Доминантные занятия Доминантное занятие актуально для развития конкретной музыкальной способности, и заключается в доминировании одного из видов музыкальной деятельности:
  • восприятия музыки;
  • пения;
  • музыкально-ритмических движений;
  • игры на музыкальных инструментах;
  • детского музыкального творчества.
Тематическая работа Тематические занятия предусматривают использование всех видов музыкальной деятельности, объединенных общей темой. Различают 3 вида таких занятий: собственно тематическое (может проводиться вместо утренника), музыкально-тематическое, где тема занятия связана непосредственно с музыкой (например, «Динамика», «Тембр в музыке» и т.д.), и сюжетное, которое объединено единой темой и имеет общую сюжетную линию.
Комплексные занятия Содержат различные виды искусства и художественной деятельности, чаще бывают фронтальными, проводятся с группой детей. Целью комплексных занятий является:
  • познакомить детей со спецификой различных видов искусства;
  • акцентировать внимание на особенностях художественных средств разных видов искусства;
  • научить передавать свои мысли и настроения за счет разных видов деятельности.
Рекомендуемая частота таких занятий – раз в месяц.
Типовые занятия Как правило, на типовых занятиях используются различные виды музыкальной деятельности. На практике же выясняется, что во время занятий не используется какой-то один вид деятельности, например, игра на музыкальных инструментах. Если это явление имеет непостоянный характер, то нарушений в организации типового занятия нет – это норма.

Каким требованиям должно отвечать музыкальное занятие?

Хороший педагог, профессионал своего дела, составляя музыкальное занятие должен учитывать общепринятые требования:

  1. Физическую, умственную и эмоциональную нагрузку ребенка.
  2. Последовательность используемых видов музыкальной деятельности и репертуара.
  3. Связь развития музыкальных способностей, освоения навыков и знаний, разучивание музыкального репертуара.
  4. Возрастные особенности учеников, наличие и специфику отклонений в развитии.
  5. Соответствие занятий учебным задачам музыкального развития.

В большей степени эффективность музыкальных занятий зависит от:

  • учебного материала, его качества и содержания;
  • поставленных целей и задач;
  • особенностей ребенка (возрастных и индивидуальных);
  • методов, приемов обучения;
  • профессионализма педагога и его умения контактировать с ребенком.

Структура стандартного музыкального занятия

Стандартное занятие на развитие музыкальных способностей ребенка включает 4 основных направления:

  1. Слушание музыки.
  2. Ритмика.
  3. Развитие слуха.
  4. Развитие способностей к музицированию.

С каждым новым занятием материал должен усложняться и обогащаться новой информацией. Однако не стоит забывать о повторении уже пройденного материала. В каждом музыкальном занятии должна присутствовать новизна, сюрприз, элемент неожиданности. Педагог должен тщательно продумывать каждую секунду предстоящего занятия, тщательно готовиться к его проведению. В музыкальных занятиях приветствуется импровизация – она позволяет творчески подходить к решению поставленных задач, что очень полезно для развития познавательных процессов ребенка.

В музыкальном занятии должны использоваться разные методы музыкальной деятельности. В целом структура занятия может выглядеть так:

  1. Вводная часть занятия: музыкально-ритмические упражнения. Задача: настроить ребенка на занятие, развитие танцевальных навыков, разучивание простых танцевальных движений.
  2. Основная часть занятия:
    a) Слушание музыки. Задача: воспитывать в ребенке умение вслушиваться в мелодию и аккомпанемент, которые создают художественно-музыкальные образы, учить эмоционально реагировать на прослушиваемые произведения.
    b) Пение и подпевание. Задача: развивать певческие навыки ребенка, способствовать развитию музыкального слуха, учить петь чисто, не напрягая голос, правильно забирать и распределять дыхание во время пения.
    c) Музыкально-дидактические игры. Задача – познакомить ребенка с музыкальными инструментами, их особенностями и характеристиками; развивать познавательные процессы ребенка и музыкально-сенсорные способности.
  3. Заключительная часть занятия. Игра или пляска на выбор. Задача: вызывать у детей интерес к занятиям, желание заниматься музыкой; доставлять эмоциональное наслаждение от выполняемых действий, вызывать чувство радости.

Любое музыкальное занятие можно и нужно корректировать, подстраивать под необходимые цели и задачи, учитывая степень усвоения детьми изучаемого материала и их психоэмоционального состояния. И главное помнить, что музыкальное занятие должно обучать и развивать способности ребенка.

Что влияет на эффективность музыкального занятия?

Существует несколько правил, влияющих на успешность и эффективность музыкальных занятий с детьми.

  1. Педагог должен продумать занятие заранее, тщательно изучить его.
  2. Материал должен отвечать возрасту ребенка, быть последовательным.
  3. Занятия должны включать разные виды музыкальной деятельности.
  4. Наличие музыкально-педагогического оборудования на занятиях музыкой обязательно (музыкальные игрушки и инструменты, дидактические игры музыкального характера, звуковые и экранные пособия со специальным оборудованием, записи классической музыки, костюмы, атрибуты и многое другое).
  5. Важно использовать игровую методику обучения, моменты неожиданности.
  6. Занятия должны быть эмоционально насыщенными, веселыми и интересными.

Не менее важно, чтобы занятия проводились регулярно. Ребенка ничто не должно отвлекать, пока он занимается музыкой, поскольку несосредоточенность негативно влияет на восприятие и запоминание материала, а значит, занятие будет неэффективным, при этом драгоценное время будет потрачено впустую.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимости от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, включения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т.д.

В зависимости от состава детей занятия подразделяют на следующие виды: фронтальные (объединяющие всю возрастную группу), групповые (большие группы по 4 -- 7 детей), индивидуальные, объединенные (занимаются 2 - З возрастные группы). В зависимости от содержания занятий они могут быть тематическими (в старших группах) и комплексными14.

Каждый из видов занятий отвечает общим задачам музыкального воспитания и имеет свои специфические задачи, это все отражается в перспективном и календарном планах. Соотношение указанных видов занятий в возрастной группе детского сада определяется учебно-воспитательными задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.

Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизического состояния детей.

Детей принимают в дошкольное учреждение с полутора лет. В этом возрасте ребенок нуждается в особом внимании взрослого. Он еще не способен согласовывать свои действия с действиями окружающих; поэтому музыкальные занятия проводятся в индивидуальной форме два раза в неделю, продолжительность занятия 5 -- 10 минут.

Педагог следит за проявлениями каждого ребенка, стремится вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточение на ее звучании, желании подпевать, двигаться.

Ребенок слушает музыку и реагирует на ее характер движениями, одновременно он может подпевать взрослому без слов, помахивая в такт музыке игрушкой.

Нужно всегда помнить, что уже в этом возрасте следует разнообразить музыкальные впечатления дошкольников. Они должны накапливать опыт слушания и классических произведений, как созданных произведений специально для детей, так и коротких произведений или небольших фрагментов классической музыки разных времен, близкой детям по эмоционально-образному содержанию.

Важно вызвать у ребенка радость общения с музыкой, соответствующие ее характеру эмоциональные проявления, внимание, интерес. Повторяемость репертуара помогает этому, так как знакомые мелодии воспринимаются с большим удовольствием. Чтобы усилить эмоциональную реакцию детей, применяется сопоставление контрастных произведений.

Для формирования устойчивого положительного отношения к музыке в этом возрасте широко используются игровые приемы, игрушки, атрибутика.

Ведущий вид музыкальной деятельности, объединяющий занятие, -- восприятие музыки, которое включает простейшие движения, игровые действия детей, подпевание.

Педагог должен поощрять малейшие музыкальные проявления малышей, одобрять их действия, согласующиеся с музыкой, тактично поправлять ошибки.

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, педагог советует родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах. С одаренными детьми он проводит особые индивидуальные занятия, консультирует родителей.

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учете уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционально жизненного тонуса.

Индивидуальные занятия и по подгруппам проводятся не только с детьми раннего возраста и младшего дошкольного возраста, когда малыши еще не могут выполнять задания коллективно, но также во всех возрастных группах.

Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны; с другой стороны, спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности.

Индивидуальные доминантные занятия необходимы при обучении игре на музыкальных инструментах. Сведения об инструментах, некоторые способы игры на них, подготовительные упражнения на различения высоты звуков даются всей группе детей, начиная с младшего возраста.

Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся действовать в коллективе сверстников. В индивидуальных занятиях нуждаются не только отстающие дети, но и опережающие в развитии своих сверстников. Ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех отсталых детей. На таких занятиях решаются задачи музыкально-сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, музыкально-ритмическим движениям, игре в ансамбле на детских музыкальных инструментах, творческие музыкальные задачи.

Музыкальные объединенные групповые занятия проводятся эпизодически. Они организуются педагогом в целях установления слаженности коллективного исполнения песен, танцев, шествия детей при входе на праздник. Проверяется общая слаженность движений для праздничного шествия, входа: начало движения после вступления к маршу, поочередный выход отдельных групп, размещение в зале и т.д.

Все виды музыкальных занятий представляют собой учебный, развивающий воспитательно-образовательный комплекс целенаправленной, различно организуемой музыкальной деятельности детей. Все виды этой деятельности оказывают на ребенка эмоционально -- эстетическое воздействие, создают особую заинтересованность в процессе обучения, воспитывают у детей любовь к музыке, стремление к музыкальному исполнительству и творчеству15.

По форме организации музыкальные занятия могут быть фронтальными (когда участвует вся возрастная группа детей), подгрупповыми (если в занятии участвуют несколько детей - 4 - 7) и индивидуальными.

Фронтальные занятия являются основной формой обучения детей. Они проводятся с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся с детьми, которые не успевают усваивать программный материал или пропустили много занятий из-за болезни. На индивидуальных занятиях у детей закрепляются основные умения и навыки в музыкальной деятельности. Фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю (в дневные часы), индивидуальные - один раз в неделю с каждым ребенком примерно по 10-12 мин (в утренние часы).

В ДОУ компенсирующего вида индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми очень важны, поскольку темп усвоения учебного материала в процессе занятий у разных детей различен и определяется индивидуальными особенностями детей и степенью отклонений в развитии.

Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий позволяет более целенаправленно проводить обучение, ориентируясь на индивидуальный темп усвоения ребенком материала, что помогает несколько выравнивать уровень музыкального развития всех детей в группе, «подтягивая» отстающих и не сдерживая активности, инициативы других детей.

Фронтальные занятия проводятся обязательно с участием воспитателя, который помогает в организации и коррекции движений под музыку; в работе с глухими и слабослышащими детьми дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упражнениях для развития голоса, ритмодекламациях, осуществляет показ табличек во время звучания музыки.

Один раз в неделю в каждой возрастной группе музыкальные занятия дополняются коррекционными занятиями по ритмике.

Следует отметить, что музыкальные занятия, в отличие от других художественных занятий, имеют свою специфику. Она заключается в том, что в каждом занятии обязательно объединяются не-

сколько разных видов музыкальной деятельности, например слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

Структура музыкального занятия зависит от содержания музыкального материала. Она должна быть вариативной, т.е. меняться в зависимости от видов музыкальной деятельности, от постановки тех или иных учебных задач.

При построении музыкальных занятий следует:

учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;

устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков;

обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;

учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;

обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.

Эффективность структуры музыкального занятия зависит от:

учебных целей и задач;

методов и приемов обучения;

возрастных и индивидуальных особенностей детей;

профессиональных качеств педагога, его умения контактировать с детьми, его владения технологией музыкального развития ребенка с проблемами.

В зависимости от структуры и содержания музыкальные занятия делятся на традиционные (или типовые), доминантные, тематические и комплексные.

Рассмотрим более подробно выделенные типы занятий.

Традиционные, или как их еще называют типовые, музыкальные занятия являются наиболее распространенными в практике дошкольных учреждений. В их структуру входят почти все виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах), последовательность которых может быть различна.

При умелой организации таких занятий педагог, экономно используя отведенное время, дает детям необходимые знания о музыке, приобщает их к разным видам музыкальной деятельности, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход в обучении и реализацию программных задач. Проведение традиционных занятий обеспечивает систематичность и последовательность усвоения учебного материала, постепенное усвоение определенных умений и навыков.

Доминантные занятия - это занятия, в структуре которых доминирует, преобладает какой-либо из видов музыкальной деятель-

ности. Используется этот тип занятий для преодоления отставания детей в определенном виде музыкальной деятельности. В этом случае другие виды музыкальной деятельности являются вспомогательными. В связи с этим принято выделять несколько вариантов структуры доминантного занятия:

занятие с доминированием восприятия-слушания музыки;

занятие, в структуре которого доминирует певческая деятельность;

занятие с доминированием музыкально-ритмической деятельности;

занятие, в структуре которого преобладает игра на детских музыкальных инструментах.

Данный тип занятия может использоваться педагогом, если, например, дети определенной возрастной группы отстают в развитии певческой деятельности или затрудняются в освоении музыкально-ритмических движений и т.д.



Учитывая степень и характер затруднений детей, педагог заранее продумывает структуру доминантного занятия, в котором целенаправленно применяет соответствующие методы и приемы обучения, активизирующие самостоятельные действия детей в конкретном виде музыкальной деятельности, тем самым преодолевая отставание.

Как уже упоминалось выше, доминантное занятие кроме основного вида музыкальной деятельности может включать ее другие виды как вспомогательные. Например, в занятии, где преобладает певческая деятельность, детям может быть предложено задание по драматизации знакомой песни, могут также использоваться детские музыкальные инструменты (бубен, треугольник, барабан, металлофон и др.) для исполнения ритмического рисунка знакомых попевок и т.д.

В процессе занятий с помощью доминирующего вида деятельности могут решаться задачи, тесно связанные с другими видами музыкальной деятельности. Этот тип занятий позволяет осуществлять учебный процесс целенаправленно, выделяя более узкую педагогическую задачу.

Так, при необходимости в процессе одного доминантного занятия педагог может акцентировать внимание детей на восприятии музыки, различении ее характера, жанровых особенностей, на другом - на овладение певческими навыками, привлекая и в том и в другом случае иные виды музыкальной деятельности.

Отличительной чертой тематических занятий является то, что здесь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой. Это дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия. При этом активность детей значительно повышается. Смена видов деятельности способствует более быстрой ориенти-1

ровке детей в определении характера музыки, в восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности, что показано Е.Ф.Корой.

Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекая их внимание к музыке и к окружающему миру. Структура тематических занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, музыкального репертуара, возраста детей.

В процессе тематического занятия может использоваться вспомогательный художественный материал - произведения устного народного творчества (загадки, потешки, считалки, игры-забавы и др.), предметы изобразительного творчества (рисунки, картины, репродукции и др.), т.е. все, что может способствовать раскрытию основной темы и сделать занятие более ярким, красочным.

Тематика занятия может быть различной. В зависимости от этого их можно подразделить на тематические, в которых тема связана с предметами и явлениями окружающей действительности («Золотая осень», «Подснежники» и др.), бытом, традициями («Любимые игрушки», «Праздник города»); и на музыкально-тематические, где тема непосредственно связана с особенностями музыки - жанрами, формой, средствами выразительности и т.д. («Музыкальные загадки», «Песня -танец-марш», «Познакомимся с народными музыкальными инструментами»).

Комплексные занятия - это занятия, в процессе которых обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализованной). Такие занятия помогают реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию детей, идею синтеза искусств.

Форма организации таких занятий необычна. Она позволяет создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. Дети чувствуют себя на таких занятиях более раскованными, раскрепощенными. Педагог помогает детям реализовать их творческие возможности, стимулирует их активность, самостоятельность детей, участвует в совместной деятельности с ними.

В комплексных занятиях учебные задания и художественный материал объединяются общей темой. В этом комплексные занятия схожи с тематическими. Но, в отличие от тематических, тема в них раскрывается средствами разных видов искусства. Все виды художественной деятельности в таком занятии объединены единым художественным образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественными средствами. Например, образ весны можно почувствовать и в музыке П.Чайковского, и в стихах С. Есенина, и в картинах И. Саврасова. Благодаря этому ребенок начинает

более осознанно воспринимать художественные произведения, учится их сопоставлять, выделяя в них различие и сходство, обращая внимание на наиболее яркие средства выразительности, присущие разным видам искусства.

Тематика комплексных занятий также может быть разнообразной. Например, связанной с образами природы («Зимушка-зима», «Встречаем птиц»), с народными и общественными традициями, праздниками («Осенины», «Проводы Масленицы», «Ярмарка», «Самая любимая» - тема, посвященная женскому дню 8 Марта и др.), с общественными явлениями («Умелые руки», «Строим дом», «Космонавты»).

Наряду с общей темой, нацеленной на ознакомление с окружающим, в комплексном занятии может ставиться и более конкретная задача, связанная непосредственно с особенностями разных видов искусств. Например, может стоять задача ознакомления детей с такими понятиями, как «ритм», «жанр», «композиция» и др.

Так, тема «Ритм» может быть отражена в музыкально-ритмической деятельности и в игре на инструментах, в восприятии и выразительном чтении стихов, в изобразительной деятельности, в передаче определенного ритма в расположении деталей узора в рисунке и т.д.

На комплексных занятиях дети исполняют хорошо знакомый художественный материал - поют, танцуют, играют в музыкальные игры, а также рисуют, лепят, вспоминают и читают знакомые стихи, загадки, считалки, участвуют в драматизациях и т.д.

В комплексном занятии может использоваться и новый, незнакомый детям материал, который исполняется взрослыми или заранее подготовленным ребенком. Это вносит в занятие элемент неожиданности и вызывает у детей неподдельный интерес. Комплексное занятие не должно напоминать развлечение и обязательно должно включать элементы обучения, но в основном на этапе закрепления материала.

Комплексные занятия непросты по своей организации. В их подготовке и проведении принимают участие музыкальный руководитель и один из воспитателей группы. В день проведения комплексного занятия в данной возрастной группе снимается одно из занятий художественного цикла.

Комплексное занятие длится почти столько же, сколько и обычное (в зависимости от возраста детей), с незначительным увеличением времени на 5 -7 мин.

Перед комплексным занятием обычно проводится подготовительная работа: выбирается тема, ставятся учебные и воспитательные задачи, определяется основной и дополнительный художественный материал, который может использоваться в процессе занятия, подготавливаются соответствующие пособия, атрибуты.

Иногда возникает необходимость заранее подготовить материалы для изобразительной деятельности детей, поскольку она требует гораздо больше времени по сравнению с другими видами художественной деятельности. Поэтому воспитатели могут подготовить, например, панно, на котором будут рисовать дети (тонировать его, изобразить отдельные элементы, детали, которые самим детям сделать сложно), вырезать из цветной бумаги формы, из которых дети будут составлять узоры в виде аппликации. На одном из занятий по лепке можно, например, предложить детям слепить из глины игрушки, которые на самом комплексном занятии дети будут расписывать красками.

Одной из важных особенностей комплексного занятия является то, что в процессе его обязательно соблюдается личностно-ориентированный подход к детям. Известно, что уровень развития детей в группе разный. У каждого ребенка свои индивидуальные особенности, связанные с его личностным развитием, с теми нарушениями, которые у него имеются. Поэтому педагоги заранее должны продумать разные варианты одного и того же учебного задания, имеющие разную степень сложности, с тем чтобы выполнение его было доступно всем детям.

При планировании и организации комплексных занятий важно продумать и то, в каком помещении будет проводиться занятие (в зале, в групповой комнате) и как при этом должно быть оборудовано это помещение (где и как расположить столы или мольберты для рисования, разместить художественные материалы, пособия, музыкальные инструменты и т.д.).

Во время комплексных занятий повышается активность детей, поскольку им обеспечивается свобода выбора действий, средств реализации поставленной задачи. Раскрепощаются даже самые застенчивые дети. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии. Часть заданий выполняется коллективно, все дети видят результат совместного труда и радуются ему. В процессе комплексного занятия царит творческая атмосфера, устанавливаются очень доверительные партнерские и дружеские отношения между детьми и педагогами.

Под воздействием художественных образов у детей возникают сильные эмоции. Это позволяет воспитывать у них эстетические чувства, способность сопереживания. Логическая последовательность разных видов художественной деятельности делает занятия динамичными, увлекательными не только для старших, но и для младших дошкольников.

Данный тип занятий является своеобразной учетно-контрольной формой работы с детьми, позволяющей выявить уровень развития художественных способностей, индивидуальные интересы и потребности детей, уровень владения разнообразными способами художественной деятельности. Поэтому такие занятия рекоменду-

ется проводить в конце квартала, подводя итоги проведенной работы за определенный период.

Таким образом, у комплексного занятия очень много достоинств. Однако, выстраивая всю систему работы по музыкально-эстетическому воспитанию в ДОУ компенсирующего вида, необходимо учитывать целесообразность применения всех видов и типов музыкальных занятий. Только в этом случае процесс музыкального воспитания будет более гибким и эффективным.

В условиях использовании вариативных форм занятий дети достигают значительно лучших результатов. Применение системы музыкальных занятий, различных по структуре, дает возможность более гибко строить учебный процесс, учитывая уровень развития детей, степень освоения ими программного материала, осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с особенностями существующих у него нарушений. Все это позволяет преодолеть излишнюю заорганизованность в построении занятий и помогает педагогам творчески относиться к своей работе.

Планирование музыкальных занятий

Успех проведения музыкальных занятий во многом зависит от их умелого планирования. Планирование, считает Н.А. Ветлуги-на, можно рассматривать как один из способов управления работой по музыкальному воспитанию детей. Оно позволяет: намечать учебные и воспитательные задачи музыкального развития ребенка с учетом возраста детей и с учетом основных направлений кор-рекционно-педагогической работы; применять соответствующую структуру занятий; продумывать их содержание; устанавливать взаимосвязи между видами музыкальной деятельности в процессе занятия; учитывать последовательность в усвоении музыкального репертуара необходимых знаний, умений, навыков; выбирать наиболее эффективные методы и приемы музыкального развития; оценивать полученные в ходе занятий результаты.

Музыкальные занятия удобнее намечать в календарном плане, который составляется на 1 - 2 недели. В таком плане представляются: примерная структура занятий, задачи музыкальнокоррек-ционного развития, музыкальный репертуар, методические приемы, перечень необходимого оборудования. Здесь же могут быть I поставлены задачи, связанные с осуществлением индивидуальной работы с конкретными детьми, а также проведение учетно-контрольных заданий. После каждого занятия его результаты фиксируются либо в отдельной тетради, либо в календарном плане в i специально отведенном для этого месте.

План проведения музыкальных занятий обязательно обсуждается с воспитателями и дефектологом для того, чтобы намечать и

решать коррекционные задачи средствами музыкального воспитания, а также для того, чтобы в процессе проведения музыкальных занятий эти специалисты могли оказывать музыкальному руководителю необходимую помощь.

Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.