Непревзойденный исполнитель, Чарли Паркер является не просто культовым музыкантом. Он был одним из родоначальников совершенно нового музыкального направления – бибопа. Как говорил он сам: «Бибоп не имеет к джазу никакого отношения, это что угодно, но не джаз. В нем нет свинга». Тем не менее джазовые музыкальные заслуги Паркера нельзя недооценивать, ведь его учителями были известнейшие джазмены, у которых он перенял манеру игры, некоторые исполнительские приемы и чувство стиля. Паркер – величайший импровизатор, выходящий далеко за пределы классических общепринятых джазовых традиций. Недаром бибоп называли «прогрессивным джазом». Яркий новатор, Паркер был одним из тех молодых исполнителей, которые искали собственный путь к славе – и в итоге нашли его.

Краткая биография

Чарльз Кристофер Паркер, как его назвали родители, появился на свет 29 августа 1920 года в городе Канзас Сити, штате Канзас. Отец мальчика – Чарльз Паркер, был достаточно музыкальным человеком. Он подрабатывал в нескольких амплуа: играл на фортепиано, танцевал и пел. А вот мать – Эдди Паркер, не имела музыкальных талантов и работала уборщицей. Несмотря на то, что Чарльз был единственным ребенком в семье, отец не баловал его вниманием, а всю заботу о воспитании взяла на себя мать.


Через 7 лет после рождения Паркера семья переезжает в штат Миссури, в город с аналогичным названием – Канзас Сити. В нем маленький Чарли и провел все свое детство и юношество, в этом же городе он пошел в общеобразовательную школу.

В начале 1930-х годов отец Паркера бросает семью, что очень сильно отразилось на душевном равновесии мальчика. Чтобы отвлечься, он начинает играть в школьном ансамбле на разновидности медного духового инструмента – эйфониуме, а его мать покупает ему саксофон-альт , чтобы поднять сыну настроение.


Когда Паркеру исполнилось 14 лет, Эдди Паркер зачисляет сына в Высшую школу Линкольна. Но обучение абсолютно не давалось Чарльзу, так как все его мысли всецело начала поглощать музыка. Пользуясь тем, что мать отсутствовала по вечерам, работая уборщицей, Паркер сбегал из дома и отправлялся в ночные клубы. В одном из них он услышал альтового саксофониста Лестера Янга, который стал для мальчика кумиром. Через год, когда ему исполнилось 15 лет, Чарли бросает школу и присоединяется к выступающим городским музыкантам. В этом же возрасте подросток начинает употреблять наркотики.

В скором времени Паркер начинает выступать в ночных клубах, не имея никакого музыкального образования. Отчасти, его спасала наглость, ведь как исполнитель он был все еще очень слабым. Пальцы не поспевали за стремительными идеями, рождавшимися у него в голове, поэтому он мог сбиться с ритма или вовсе остановиться посреди произведения. За это он зачастую бывал осмеянным, что очень сильно его задевало. Например, в 1937 году посреди джем-сессии в клубе «Reno» Паркер потерял чувство гармонии и прекратил играть, замерев в растерянности, за что был осмеян публикой и с позором выгнан из зала.


Чтобы доказать всем свое превосходство, Чарли стал заниматься по 15 часов в день, абсолютно не жалея себя. Он вступает в группу «Buster Smith » и перенимает у них многие приемы игры.

Поворотным для Паркера стал 1938 год, когда он присоединился к биг-бенду Джея МакШенна. В 1939 он отправляется с ними в турне в Нью-Йорк и решает остаться в этом городе. Чтобы заработать денег на еду, он моет посуду, одновременно с этим участвуя в джем-сессиях в ночных клубах. На одной из них к Паркеру внезапно приходит осознание того, что если использовать верхние ноты сложных аккордов в качестве мелодической линии, можно модулировать в любую тональность, не ограничивая себя ничем. Это открытие позволило ему наконец-то выразить то, что он не мог передать с помощью обычной музыки.

В 1941 году вместе с оркестром Джея МакШенна Паркер записывает композицию «Honeysuckle Rose» и к нему приходит известность. В это время он и заработал свою кличку «Yardbird». В 1942 году Чарльз вместе с группой единомышленником, среди которых был Диззи Гиллеспи, начинает экспериментировать с джазом в ночных клубах Гарлема. Уже через 3 года Чарли создает собственную группу, играющую бибоп. Доведя новый стиль до совершенства, коллектив Паркера совершает революцию в джазовой музыке. Десятки оркестров начинают пытаться играть в той же манере, что и коллектив Паркера. В 1947 Чарли создает квинтет, с которым записывает свои известнейшие произведения. С этого момента он начинает вести активную гастрольную и творческую деятельность.

В 1949 году Чарли Паркер делает запись шести произведений совместно со струнным оркестром. Его звук в этих записях гораздо чище и мягче, а импровизации более продуманные и гармоничные. В это время Паркер не принимал наркотиков, и это ясно слышно по более изящным и естественным сольным вставкам.


В 1954 году, из-за смерти своего ребенка, Паркер окончательно теряет волю к жизни. Последний его концерт был дан в клубе «Birdland», названного в честь музыканта. Выступление окончилось скандалом и от Паркера отвернулись все владельцы клубов. Ни одно заведение не хотело больше пускать к себя человека, впадающего в ярость от любых мелочей.

Паркер уехал от всех и стал жить у своей поклонницы – баронессы де Кенигсвартер. В один из дней, смотря телевизор, Чарли Паркер скончался. Произошло это 12 марта 1955 года.



Интересные факты

  • Насчет появления прозвища «Птаха» есть несколько разных мнений. Самое распространенное – это имя пошло от его друзей, из-за чрезмерного пристрастия Паркера к жареным цыплятам. Еще одно гласит, что во время путешествия со своей группой Паркер случайно въехал в курятник. Поэтому его в шутку прозвали «Yardbird» (Птичий двор), а затем сократили до простого «Bird» (птаха). Ну и последнее гласит, что так его прозвали из-за неимоверно легких, «порхающих» пальцев.
  • Названия многих произведений, записанных им, имеют отсылки к птицам.
  • Паркер просто обожал музыку скрипача Яши Хейфеца и мог часами слушать его пластинки.
  • Его любимые записи со струнным оркестром оттолкнули от него многочисленных поклонников. Они утверждали, что Паркер продался за деньги, чем сильно ранили музыканта.
  • Величайший джазмен – Луи Армстронг , сравнивал звучание бибопа с разучиванием упражнений.
  • По свидетельствам его друзей, Паркер прекрасно разбирался в музыке: от классической европейской до латиноамериканской и кантри.
  • Всю жизнь он пытался избавиться от героиновой зависимости, заменяя ее пристрастием к алкоголю.
  • Его композиция «Night and Day» звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV.
  • В 1948 году он заслужил титул «музыкант года» по версии авторитетного журнала «Метроном».


  • Он очень интересовался музыкой Игоря Стравинского , находя в нем своего единомышленника в некоторых моментах использования музыкальной фактуры.
  • В классический квинтет Паркера входил известнейший впоследствии трубач Майлс Дэвис.
  • В 1953 году Паркер использовал пластиковый саксофон фирмы Grafton на одном из своих концертов.
  • Он играл на 5 саксофонах , в том числе на одном, изготовленном специально для него на заказ фирмой «King».
  • Под конец жизни Паркер принял ислам, став членом ахмадийского движения в США.
  • Врач, делавший посмертное вскрытие, оценил возраст Паркера от 50 до 60 лет , хотя ему было всего 34 года.
  • Похороны Паркера были оплачены Диззи Гиллеспи.

Личная жизнь


Чарли Паркер был очень популярен у женского пола, настолько, что некоторые поклонницы преследовали его из штата в штат. Неудивительно, что с таким отношением к себе он был женат несколько раз, причем женитьба абсолютно не мешала его разгульным похождениям. Первая его жена – Ребекка Раффин, вышла за него в 1936 году, когда Паркеру было всего 15 лет. От этого брака у Чарльза появилось двое детей – Леон и Фрэнсис. Брак был недолгим и распался уже через 3 года.

В 1943 году он женился на танцовщице Джеральдине Скотт, но вместе они прожили совсем недолго. Из-за постоянных ссор пара быстро разошлась. Натура Паркера не терпела одиночества и вскоре он женится снова, на этот раз на Дорис Снайдор. Из-за пристрастия Паркера к наркотикам брак продержался всего 2 года, хотя официально они так и не развелись. В 1950 году он начинает жить с моделью Чан Ричардсон и ее дочерью Ким. Официально расписаться они не могли, так как Паркер не хотел разводиться с прежней женой – Дорис. Чан родила ему двоих детей, но в 1954 году маленькая дочка При умирает, что окончательно погружает великого джазмена в пучину наркозависимости.

Лучшие композиции

«Ornithology» – чуть ли не самое известное произведение в стиле бибоп, впервые записанное ансамблем Паркера в 1946 году. Название намекает на прозвище Паркера – Птаха.

«Parker"s Mood» – прекрасный блюз, записанный и исполненный Паркером в 1948 году вместе с Джоном Льюисом, Керли Расселлом и Максом Роучем.

«Yardbird Suite» – очередная отсылка к прозвищу Чарли, джазовый стандарт, записанный в 1946 году. Эта композиция стала своеобразным гимном бибопа.

«Confirmation» – чрезвычайно сложная композиция со рваным ритмом и очень сложной гармонией, записанная в 1946 году. Как и почти каждая вещь Паркера, стала джазовым стандартом.

«Lover man» – эта вещь считается одной из лучших, записанных Паркером. Во время записи музыкант находился под действием героина, так что его продюсеру Россу Расселлу пришлось поддерживать его перед микрофоном, пока произведение не было записано.

«Moose the Mooche» – записана Чарли вскоре после ухода из его ансамбляДиззи Гиллеспи. Есть предположение, что вещь названа в честь прозвища дилера, который снабжал Паркера наркотиками в течение нескольких лет.

«Billie"s Bounce» – отличный блюз, записанный Паркером в 1945 году. В 2002 году включен в Зал славы премии «Грэмми».

Фильмы с участием Чарли Паркера и его музыкой


  • «Jivin" in Be-Bop» (1946)
  • «The Cool of the Evening» (1967)
  • «Sven Klangs kvintett» (1976)
  • «Птица» (1988)
  • «The Last Days of Chez Nous» (1992)
  • «Куда бы ветер не дул» (2003)
  • «Professor Norman Cornett» (2009)
  • «Совсем низко» (2014)

К сожалению, жизнь талантливого музыканта оборвалась чересчур рано. Неизвестно, сколько еще он мог бы сказать миру, и сколько нереализованных идей оставалось у него в запасе. Признанный при жизни гений, не терпящий ничьих советов и живущий по своим правилам, Чарли Паркер навсегда вошел в историю как бунтарь, чью манеру игры не под силу повторить практически ни одному человеку. Смело и решительно отвергавший классические правила и традиции, он создавал новую музыку, настолько объемную по содержанию, что ее практически невозможно измерить.

Видео: слушать Чарли Паркера

американский джазовый саксофонист, композитор (1920-1955)

Бытует мнение, что в истории джаза было два подлинных гения: Луи Армстронг, любимец и любитель публики, и Чарли Паркер, который ненавидел публику всей душой.

Контраст между музыкантами, вышедшими примерно из одной среды,- разительный.


Чарлз Кристофер Паркер родился 29 августа 1920 года в пригороде Канзас-Сити. Его отец Чарлз Паркер-старший был провинциальным певцом и танцором. Гастрольная судьба забросила его в Канзас-Сити, где он женился и остался надолго. Когда маленькому Чарли было восемь лет, семья перебралась в негритянское гетто: там Паркер-старший рассчитывал найти работу на сцене одного из клубов. В этом был определенный смысл, поскольку в этом районе жили саксофонисты Лестер Янг и Бен Уэбстер, выступали с концертами другие джазовые музыканты. Однако, как и многим другим в то время, Паркерам не повезло: началась Великая депрессия, людям стало не до музыки. Кризис подорвал и отношения в семье: вскоре Паркер-старший бросил жену. Мать Чарли всю свою нереализованную любовь отдавала сыну.

Чарли скоро увлекся музыкой. В это время он посещал школу, в которой был любительский оркестр. Из него впоследствии вышло немало известных музыкантов. Однажды мать, сэкономив деньги, купила сыну старенький альт-саксофон, которым Чарли увлекся сразу и бесповоротно. Он не имел никакого понятия о законах музыки, был самоучкой и стремился просто повторить то, что слышал от других. Многие более опытные мастера саксофона в эти годы стремились стать его наставниками, но он ни с кем не шел на сближение. Для него было делом принципа овладеть секретами инструмента самостоятельно, так что в учебе он продвигало медленно, но верно. Когда Чарли было 14 лет, его мать пошла работать уборщицей, и по вечерам он оставался один, уходил из дома, чтобы в местном кабаре слушать игру знаменитых музыкантов. Из всех исполнителей он скоро выделил Лестера Янга.


Вскоре Чарли стал участником школьного танцевального оркестра, а затем бросил учебу и ушел из школы. В 15 лет Паркер считал себя видавшим виды музыкантом, несмотря на то, что по-настоящему мог сыграть лишь две-три мелодии. Он держал себя необычайно заносчиво, его не раз с насмешками прогоняли со сцены, но он не обращал на это внимания. Из-за своего раннего пристрастия к наркотикам Паркер даже попал за решетку, где и удосужился знаменитого прозвища «Бёрд» - «птица». Еще практически мальчиком он женился на девушке, старше его на 4 года, но женитьба была неудачной.
И все это время Паркер ни на день не оставлял инструмента. Летом 1936 года, получив страховку после автомобильной аварии, он купил новый саксофон и поступил в оркестр Томми Дугласа, у которого было консерваторское образование. Оркестр играл каждый вечер, и Чарли Паркер стал стремительно набирать форму.
Некто Бастер Смит, саксофонист оркестра «The Blue Devils», вызвался в то время быть наставником Паркера. В 1938 году Смит собрал оркестр и взял Паркера к себе. И произошло чудо: Смит настолько понравился Паркеру, что Чарли стал трепетно называть его отцом и перенял у Смита все, что касалось трактовки -музыкальных произведений.


В 1938 году Чарли Паркер переехал в Чикаго, немного поработал там и перебрался в Нью-Йорк, где три месяца вынужден был мыть посуду в ресторане. Однако в этом же ресторане он слышал многих знаменитых джазменов и продолжал учиться. С конца 1939 года он уже выступает в джаз-оркестрах Нью-Йорка, однако скоро был вынужден вернуться в Канзас-Сити и стал музыкантом оркестра пианиста Джея Мак-Шенна. В 1941 году оркестр записал несколько пьес на радио. Записи, дошедшие до нашего времени,- первые с участием Чарли Паркера. По ним, кстати, можно сделать вывод, что в те времена в исполнении Чарли Паркера еще сложно было уловить те особенности, которые впоследствии сделают его выдающейся фигурой в мире джаза.
В январе 1942 года оркестр Мак-Шенна с Чарли Паркером в составе выступил в Нью-Йорке. Пианист Джон Льюис позже утверждал, что Паркер примерно в это время «уже нашел новую систему звучания и ритма». Однако некий Джерри Ньюмен, который тогда ходил по клубам с портативным магнитофоном, довольно редкой по тем временам вещью, и все услышанное записывал, зафиксировал на пленке то, как играл Паркер в 1942 году. Записи позволяют сделать вывод, что восторженная оценка Джона Льюиса была несколько преждевременной.

И все-таки Паркер шел вперед семимильными шагами, и это не лучшим образом отражалось на его характере. Саксофонист мало считался с окружающими, прослыл нетерпимым и высокомерным. Он жил по принципу: Берд - только один, всех остальных - много... Но друзья, как могли, все же помогали ему. Диззи Гиллеспи, например, уговорил его перейти в оркестр Билли Экстайна. Это был 1944 год-расцвет творческих сил Паркера. Видимо, поэтому он особенно высоко задирал нос и через некоторое время со скандалом ушел из оркестра.


Паркер и Гиллеспи нашли работу в клубах на 52-й улице Нью-Йорка, в первую очередь в «Minton"s Playhouse», где они играли с большим успехом. Вторая мировая война к этому времени уже закончилась, и удача сопутствовала Чарли Паркеру: он играл с такими мастерами, как барабанщики Кении Кларк и Макс Роач, пианист Телониус Монк, гитарист Чарли Крисчиен, сделал первые сольные записи, но, в остальном, его жизнь все ухудшалась. Тем не менее Паркер и Гиллеспи участвовали в двух весьма престижных концертах «Джаз в филармонии», которые оказали огромное влияние на развитие всего джаза.
Но то, что родилось во время клубных выступлений Паркера, перевернуло в джазе все ранее существовавшие понятия. Паркер, Гиллеспи и игравшие с ними музыканты создали принципиально новый стиль - бибоп, или просто боп, с которого и начинается отсчет всего современного джаза. Суть бопа заключалась в следующем: эту музыку, звучащую очень громко, выдержанную в невероятно быстром темпе, исполняли не оркестры, а малые группы, чаще всего квартеты и квинтеты. Музыканты начинали импровизировать без привычного ранее вступления, используя необычные аккорды и гармонии, что превращало до этого благозвучную, приятную на слух джазовую музыку в нечто совершенно невообразимое. Многие музыканты старшего поколения просто плевались, как только начинал звучать боп. Молодые же толпами ходили за Паркером по клубам, понимая, что они становятся свидетелями рождения новой, революционной музыки, которая ломала все ранее существовавшие представления о джазе.


Однако Паркер уже был законченным алкоголиком и наркоманом. Такие люди, как правило, отличаются неуравновешенной психикой. В 1947 году Паркер вернулся из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк и возродил свой квинтет, с которым принялся выступать в клубах города. Но к этому времени он поссорился даже с Диззи Гиллеспи, поэтому пригласил в квинтет барабанщика Макса Роача и молодого трубача Майлса Дэйвиса. Этот год в творческом отношении стал удачным: было записано много музыки, но характер Паркера портился все более. Было такое впечатление, что он намеренно поставил себе целью обрубить все нити, связывавшие его с прежними друзьями. Однажды вечером в 1948 году Макс Роач и Майлс Дэйвис также ушли от Паркера, не выдержав его высокомерия и безответственности.
При всем при том странней факт, что в 1948 году по опросам журнала «Metronom» Паркер был назван самым популярным музыкантом... В те годы открылся джаз-клуб, который назвали «Birdland»,-разумеется, в честь Чарли Паркера. Ему удалось обновить квинтет, и этот ансамбль процветал, а музыканты получали неплохие гонорары. В начале 50-х годов Паркер совершил несколько гастрольных поездок по Европе и записался со струнной группой, после чего поклонники бопа стали обвинять его в измене новой музыке.

Паркер вошел в крутое «пике». Однажды во время выступления в «Бёрдленде» он вышел из себя и разогнал ансамбль. Тогда менеджер заявил, что он может не рассчитывать на дальнейшие выступления в клубе. На деле это означало для музыканта очередной психологический кризис: Паркер вновь запил.
9 марта 1955 года он оказался в номере баронессы Панноники де Кенигсвартер, восторженной поклонницы бопа. Паркер был болен, баронесса вызвала врача, но Чарли не дал себя госпитализировать.

Он умер 12 марта 1955 года во время просмотра какого-то шоу по телевизору. Причиной смерти стал острый приступ язвенной болезни. Когда врачи приехали осматривать его, Паркер выглядел настолько плохо, что в графе «возраст» доктор проставил цифры 53. На самом деле Паркеру не было и тридцати пяти...
Так ушел из жизни феноменально одаренный музыкант. По всеобщему признанию, Чарли Паркер был жертвой аномалии, которую медики называют «расстройством психики». Это своеобразный эгоизм, когда для человека существует только собственное «я», а окружающие рассматриваются им как приложения. Он третировал всех, высокомерно держал себя с владельцами клубов, поклонниками и, что самое ужасное, с работодателями. В итоге с ним общались только те, кто был согласен терпеть все его капризы.


Характерная черта его исполнительского мастерства - стремление насыщать мелодию акцентами, как правило, в самых неожиданных местах. Музыкальные темы, созданные Паркером («Ornithology», «Now Is The Time», «Moose The Mooche», «Scrapple From The Apple» и другие), представляли собой не совсем законченные мелодии, а скорее наброски, этакие мелодические импульсы, которые музыкант посылал в стремлении обнаружить единомышленников. Как показала практика, таких единомышленников у него обнаружилось поразительно много.

29/08/2010

Американский джазовый саксофонист и композитор Чарльз Кристофер Паркер (Charles Christopher Jr. Charlie Parker) родился 29 августа 1920 года в негритянском квартале Канзас-Сити. Отец его был водевильным артистом, мать медсестрой. Чарли учился в школе, где был большой оркестр, и его первые музыкальные впечатления связаны с игрой на духовом баритоне и кларнете. Постоянно слушая джаз, мальчик мечтал об альт саксофоне. Мать купила ему инструмент и с тех пор страсть к музыке не покидала его.

Он учился музыке самостоятельно. Вечерами слушал игру городских музыкантов, а днями учился сам. В 14 лет Чарли бросил школу и все свое время посвятил освоению саксофона. Играл с местными группами, пытался попасть в оркестр Каунта Бэйси, однако его затейливые импровизации не были поняты музыкантами оркестра. Он перебрал целый ряд составов, побывал в Чикаго и Нью-Йорке.

В конце 1938 года, вернувшись в Канзас-Сити, Чарли Паркер поступил в оркестр пианиста Джея Макшенна. С этим составом он играл более трех лет, и первые известные его записи были сделаны также с этим оркестром.

В начале карьеры у Паркера него было прозвище"Ярдберд" (Yardbird), которое затем сократилось до Bird (англ. "птица"). Этот прозвище часто использовалось в названии его произведений (Yardbird Suite и Bird Feathers).

Позже в честь Паркера был назван нью йоркский клуб Birdland (Страна птиц).

В начале 1942 года он ушел из оркестра Джея Макшенна и, ведя полуголодное, нищенское существование, продолжал играть свою музыку в разных нью йоркских клубах. В основном Паркер работал в клубе Uptown House Кларка Монро.

В ту пору среди джазменов были популярны так называемые after hours - игры после работы, которые потом стали называться джем-сейшены. На каждый джем собиралась своя компания музыкантов. Паркер постоянно появлялся на джем-сейшнз в клубе Минтона (Mintons Playhouse), приобретя репутацию одного из самых сильных инструменталистов. На джемах в гарлемских клубах, прежде всего в клубе Генри Минтона, по легенде, Паркер создал свой стиль новой музыки, которую стали называть то бибоп, то рибопом, то бопом (термин "бибоп" скорее всего звукоподражательный).

В 1943 году, когда освободилось место тенор-саксофониста, Паркер перешел в оркестр Эрла Хайнза. В 1944 году он играл на альт-саксофоне в квинтете бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна, собравшего всех будущих звезд бибопа - Гиллеспи, Наварро, Ститта, Эммонса, Гордона, Деймрона, Art Blakey.

В феврале-марте 1945 года Чарли Паркер и Диззи Гиллепси записали серию пластинок, во всем блеске представивших новый стиль. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме Dial.

В 1945 году Паркер собрал собственный квинтет. К концу года он стал выступать в одном из клубов на 52 улице, которая становится улицей боперов, Боп Стрит. Возвратившаяся с войны молодежь с восторгом приняла бибоп и Паркера.

В 1946 году он уехал на Западное побережье с антрепризой Нормана Грэнца Jazz At The Philharmonic и играл в ансамбле Хауарда МакГи. Огромный успех принесли записи квинтета с Майлзом Дэвисом, Дюком Джорданом, Томми Поттером и Максом Роучем (1947), записи со струнной группой (1950) и оригинальные композиции (Billies Bounce, Nows The Time, K.C.Blues, Confirmation, Ornithology, Scrapple From The Apple, Donna Lee, Ko Ko).

Карьера Паркера была неровной, он обладал неуживчивым характером, часто подводил партнеров и много времени проводил в клиниках. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки избавиться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя. В 1946 году в Лос-Анджелесе Паркер "сорвался" и попал в больницу Камарилло, после выхода из которой музыканты собирали ему деньги на одежду и инструмент.

К активной деятельности он вернулся лишь в начале 1947 года. В сентябре 1947 года Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

В 1949 году Паркер выступил на первом международном джаз фестивале в Париже и возвратился в Нью-Йорк, чтобы открыть клуб Birdland.

На следующий год он гастролировал в Скандинавии, Париже, Лондоне, состоялся его концерт в Масси-Холле в Торонто. Затем была череда клубных выступлений, запоев, записей, скандалов и попыток самоубийства.

В 1954 году Берд получил тяжелый удар - умерла его двухлетняя дочь При. Все попытки Паркера вернуть психологическое равновесие оказались тщетными. Серия его выступлений в нью-йоркском клубе, названном в его честь Birdland, закончилась скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались иметь с ним дело. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки.

12 марта 1955 года Чарли Паркер скончался. Смерть застигла его в Нью-Йорке в доме его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер, когда он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Причиной смерти врачи назвали цирроз печени и язву желудка.

Музыкальным миром альт-саксофонист Чарли Паркер признан одной из главнейших фигур в джазе ХХ века. Он был виртуозом, величайшим джазовым новатором, одним из родоначальников бибопа.

Клинт Иствуд снял о нем кинофильм "Птица" (1988), а Хулио Кортасар сделал его героем повести "Преследователь". В 2006 году в издательстве Скифия вышла книга Роберта Джорджа Рейзнера "Пташка. Легенда о Чарли Паркере".

Чарли Паркера многие называют отцом современного джаза. Он часто был настолько же невыносим в личной жизни, насколько великолепен на сцене. Его привычка ставить себя выше других стала для него роковой: он так и не смог раскрыть до конца весь свой талант.

Неуживчивый характер Паркера, пренебрежительное отношение к партнерам и частое пребывание в клиниках сделали его карьеру очень трудной и неровной. Тем не менее, в современном джазе он всегда пользовался неизменным уважением.

(Charles (Charlie) Parker) родился 29 августа 1920 гoда в пригороде Канзас-Сити. Его отец, Чарльз Паркер-старший, был провинциальным певцом и танцором. Через восемь лет его семья перебралась в негритянское гетто в центре города. Там Паркер-старший хотел найти работу. Однако это ему не удалось, и через гoд Паркер-старший ушел из семьи.

Мать Чарли, Эдди Паркер, как могла, старалась скрасить его тяжелое детство. Одним из ее подарков сыну, определившим всю его судьбу, был старенький альт-саксофон, купленный за 45 долларов.

Паркер начал учиться играть самостоятельно, без учебников и преподавателей. Он занимался по 11-15 часов в день. Неуживчивым характером Чарли обладал уже с детства, поэтому он даже отказывался от помощи мастеров джаза, которую они ему предлагали.

В 15 лет Чарли оставил школу и стал заниматься музыкой профессионально. Он играл в различных джаз-бэндах, выступал в ночных клубах.

Тогда же Паркер получил свое прозвище «Yаrdbird» («Дoмaшняя птицa»), которое вскоре укоротилось до «Вird» («Птицa»). По одной из версий, Чарли получил его потому, что жареный цыпленок был его любимым блюдом. В дальнейшем это прозвище появлялось в названии таких его произведений, как «Yаrdbird Suitе» и «Вird Fеathers».

В 17 лет Паркер познакомился с наркотиками. Эта зависимость уже не отпускала его до конца жизни. Когда он пытался избавиться от нее, его тут же притягивал алкоголь.

В конце 1938 гoда Чарли принимают в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна, в котором он выступал более трех лет. В 1940 гoду оркестр записал несколько пьес для радио. Эти записи стали первыми в музыкальной карьере Паркера. У Мак-Шенна он стал настоящим мастером, но чувствовал, что своего стиля ему здесь не найти.

В начале 1942 гoда Чарли покинул оркестр. Ему пришлось жить в нищенских условиях, но он продолжал играть свою собственную музыку в различных нью-йоркских клубах. И это привело его к успеху. Паркер нашел своих единомышленников. Ими оказались трубач Диззи Гиллеспи и пианист Телониус Монк.

В феврале и марте 1945 гoда вместе с Диззи Гиллеспи сделал целую серию записей, в которых прозвучал во всем блеске новый стиль - бибоп. Паркер стал королем этого стиля. Он был на вершине успеха, им восхищались и публика, и музыканты. Своеобразной «визитной карточкой» Паркера стала одна из его лучших композиций – «Koko». Она появилась в самом начале эпохи бопа, на одном из его выступлений в ноябре 1945 гoда.

Разумеется, Паркер обладал высочайшей техникой исполнения, но кроме этого в его игре было нечто, присущее ему одному. Он был способен путем интерпретации извлечь из своего инструмента почти неуловимые переливы звука, которые невозможно описать никакими нотными знаками. Темы Чарли Паркера, как правило, являлись лишь короткими эпизодами музыкальных произведений, но именно они делали эти композиции неповторимыми.

В конце 1945 гoда у Паркера случился первый нервный кризис. Вернуться на эстраду он смог только в начале 1947 гoда. Чарли собрал весь прежний состав своего оркестра и с успехом продолжил свои выступления. В сентябре 1947 гoда он дал триумфальный концерт в Карнеги-Холл. А в 1948 гoду в анкете журнала «Метроном» Чарли Паркер был назван музыкантом гoда.

Однако психическое расстройство уже оставило неизгладимый след на личности Паркера.

Charlie «Bird» Parker (Чарли Паркер) - один из основателей стиля бибоп, американский саксофонист, джазовый композитор. Считается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов, наряду с Луи Армстронгом и Дюком Эллингтоном .

Паркер - один из немногих артистов, чей гений был признан современниками при жизни. Он до сих пор остается легендой, оказывающей значительное влияние на сегодняшних исполнителей. Сложно представить современного джазового музыканта, который в той или иной степени не поддался воздействию исполнительского языка Чарльза Паркера.

В одном из многочисленных интервью 50-х годов музыкант вспоминал, как в паре с гитаристом Биди Флинтом играл «Cherokee» ночью 1939 года. В этот момент ему в голову пришла внезапная идея о том, как можно сделать соло разнообразнее. Открытие это стало одной из наиболее значимых инновацией в мире джаза: мелодию можно направлять в любую тональность, если использовать все 12 звуков хроматической гаммы. Это разрушило некоторые принципы построения соло, принятые в джазе до тех пор.

Темы Паркера носили названия «Орнитология», «Опавшие листья», «Птичье гнездо»... Он выступал в знаменитом «Бердленде» (Нью-Йорк) с колыбельной Ширинга и маршами Завинула, неудивительно, что в среде джазменов вскоре получил прозвище «Bird» - «Пташка». В это время молодой музыкант учился у известного в то время американского композитора, аранжировщика Мори Дойтча.

Чарли присоединяется к молодым исполнителям, играющим в гарлемских клубах «Кларк Монроуз Аптаун Хаус», «Три Дюшес», «Оникс» и «Минтон Плейхаус». Среди начинающих музыкантов были , Диззи Гиллеспи, Кенни Кларк и Чарли Крисчен. Сегодня они - украшение джазового "пантеона славы", а тогда - всего лишь юные возмутители спокойствия в нью-йоркских клубах. Именно в ту эпоху и была сформулирована основная позиция бопперов, высказанная : «Мы желаем делать музыку, которую «они» не смогут играть». «Они» - это руководители оркестров, заносчивые и амбициозные белые, которые переняли манеру свинга чернокожих и неплохо зарабатывали на этом.

Стиль бибоп на раннем этапе своего развития был жестко раскритикован джазистами - приверженцами свинга. Они относились снисходительно к молодым коллегам и не особенно прислушивались к новым веяниям. В свою очередь, бопперы дали представителям «старой школы» прозвище moldy figs, что можно перевести как «заплесневелая форма». К молодым дарованиям серьезно прислушивались, пожалуй, лишь Бенни Гудман и Хокинс Коулман, участвующие в совместных джемах и записях студийных пластинок. К сожалению, запрет на создание коммерческих записей, действовавший в США с 1942 по 1944 год, поэтому практически не сохранилось ранних аудиозаписей в стиле бибоп. До заврешения Второй Мировой новое направление было представлено только на волнах эфирного радио и не снискало широкого признания у слушателей. После снятия запрета Паркер с Гиллеспи, Роучем и Пауэллом будто ворвались в джазовый мир, перевернув его с ног на голову. В дальнейшем их знаменитое первое выступление «Концерт в Нью-Йорк Таун Холл. 22 июня 1945 года» было неоднократно переиздано. Бибоп получил заслуженное признание как среди джазистов, так и среди меломанов. Спустя несколько месяцев после этого поворотного события, в ноябре 1945 года, Чарльз Паркер сделал запись для лейбла «Savoy», которую до сих пор называют не иначе как «величайшая джазовая сессия всех времен».

Дискография Charlie «Bird» Parker:

The Immortal Charlie Parker

Bird: Master Takes

Dizzy Gillespie - Groovin" High

The Genius Of Charlie Parker

The Charlie Parker Story

Charlie Parker Memorial, Vol. 2

Charlie Parker Memorial, Vol. 1

Bird At The Roost, Vol. 1

Newly Discovered Sides By Charlie Parker

The "Bird" Returns

Bird At The Roost, Vol. 2

Bird At The Roost

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet

Red Norvo"s Fabulous Jam Session

Alternate Masters, Vol. 2

The Bird Blows The Blues

Cool Blues c/w Bird"s Nest

Alternate Masters, Vol. 1

Crazeology c/w Crazeology, II: 3 Ways Of Playing A Chorus

Charlie Parker, Vol. 4

Jazz At The Philharmonic, Vol. 2

Jazz At The Philharmonic, Vol. 4

Various Artists - Potpourri Of Jazz

The Charlie Parker Story, #1

The Genius Of Charlie Parker, #7 - Jazz Perennial

Jazz At The Philharmonic, Vol. 7

Jazz At The Philharmonic - The Ella Fitzgerald Set

The Complete Charlie Parker On Verve - Bird

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz

The Charlie Parker Story, #3

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time

The Quartet Of Charlie Parker

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (released posthumously)

The Genius Of Charlie Parker, #1 - night and day - Verve MGV-8003- mono (released posthumously)

Bird"s Eyes, Vol. 1 (Philology)

Charlie Parker With Jay McShann And His Orchestra - Early Bird (Stash)

Jay McShann Orchestra Featuring Charlie Parker - Early Bird (Spotlight)

Jay McShann - The Early Bird Charlie Parker, 1941-1943: Jazz Heritage Series (MCA)

The Complete Birth Of The Bebop (Stash)

Birth Of The Bebop: Bird On Tenor 1943 (Stash)

Every Bit Of It 1945 (Spotlight)

Charlie Parker, Vol. 3 Young Bird 1945 (Masters of Jazz)

Dizzy Gillespie - In The Beginning (Prestige)

Bird"s Eyes, Vol. 17 (Philology)

Charlie Parker On Dial, Vol. 5 (Spotlight)

Red Norvo"s Fabulous Jam Session (Spotlight)

Dizzy Gillespie/Charlie Parker - Town Hall, New York City, June 22, 1945 (Uptown Records (jazz))

Bird"s Eyes, Vol. 4 (Philology)

Yardbird In Lotus Land (Spotlight)

Rappin" With Bird (Meexa)

Jazz At The Philharmonic - How High The Moon (Mercury)

Charlie Parker On Dial, Vol. 1 (Spotlight)

The Legendary Dial Masters, Vol. 2 (Stash)

Various Artists - Lullaby In Rhythm (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 2 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 3 (Spotlight)

Charlie Parker On Dial, Vol. 4 (Spotlight)

Various Artists - Anthropology (Spotlight)

Allen Eager - In The Land Of Oo-Bla-Dee 1947-1953 (Uptown)

Charlie Parker On Dial, Vol. 6 (Spotlight)

Various Artists - The Jazz Scene (Clef)

Gene Roland Band Featuring Charlie Parker - The Band That Never Was (Spotlight)

Bird"s Eyes, Vol. 6 (Philology)

Bird on 52nd St. (Jazz Workshop)

Charlie Parker (Prestige)

Charlie Parker - Live Performances (ESP)

Charlie Parker On The Air, Vol. 1 (Everest)

Charlie Parker - Broadcast Performances, Vol. 2 (ESP)

The Metronome All Stars - From Swing To Be-Bop (RCA Camden)

Jazz At The Philharmonic - J.A.T.P. At Carnegie Hall 1949 (Pablo)

Rara Avis Avis, Rare Bird (Stash)

Various Artists - Alto Saxes (Norgran)

Bird On The Road (Jazz Showcase)

Charlie Parker/Dizzy Gillespie - Bird And Diz (Universal (Japan))

Charlie Parker - Bird In Paris (Bird in Paris)

Charlie Parker In France 1949 (Jazz O.P. (France))

Charlie Parker - Bird Box, Vol. 2 (Jazz Up (Italy))

Bird"s Eyes, Vol. 5 (Philology)

Charlie Parker with Strings (Clef)

Bird"s Eyes, Vol. 2 (Philology)

Bird"s Eyes, Vol. 3 (Philology)

Dance Of The Infidels (S.C.A.M.)

Charlie Parker Live Birdland 1950 (EPM Musique (F) FDC 5710)

Charlie Parker - Bird at St. Nick"s (Jazz Workshop JWS 500)

Charlie Parker At The Apollo Theater And St. Nick"s Arena (Zim ZM 1007)

Charlie Parker - Bird"s Eyes, Vol. 15 (Philology (It) W 845-2)

Charlie Parker - Fats Navarro - Bud Powell (Ozone 4)

Charlie Parker - One Night In Birdland (Columbia JG 34808)

Charlie Parker - Bud Powell - Fats Navarro (Ozone 9)

Charlie Parker - Just Friends (S.C.A.M. JPG 4)

Charlie Parker - Apartment Jam Sessions (Zim ZM 1006)

V.A. - Our Best (Clef MGC 639)

The Genius Of Charlie Parker, #4 - Bird And Diz (Verve MGV 8006)

The Persuasively Coherent Miles Davis (Alto AL 701)

Charlie Parker - Ultimate Bird 1949-50 (Grotto 495)

Charlie Parker - Ballads And Birdland (Klacto (E) MG 101)

Charlie Parker Big Band (Mercury MGC 609)

Charlie Parker - Parker Plus Strings (Charlie Parker PLP 513)

Charlie Parker - Bird With Strings Live At The Apollo, Carnegie Hall And Birdland (Columbia JC 34832)

Charlie Parker - The Bird You Never Heard (Stash STCD 10)

Norman Granz Jazz Concert (Norgran MGN 3501-2)

Charlie Parker At The Pershing Ballroom Chicago 1950 (Zim ZM 1003)

The Charlie Parker Story, #3 (Verve MGV 8002)

Charlie Parker - Bird In Sweden (Spotlite (E) SPJ 124/25)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 2 (Royal Jazz (D) RJD 506)

Machito - Afro-Cuban Jazz (Clef MGC 689)

An Evening At Home With Charlie Parker Sextet (Savoy MG 12152)

The Genius Of Charlie Parker, #8 - Swedish Schnapps (Verve MGV 8010)

The Magnificent Charlie Parker (Clef MGC 646)

The Genius Of Charlie Parker, #6 - Fiesta (Verve MGV 8008)

Charlie Parker - Summit Meeting At Birdland (Columbia JC 34831)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Klacto (E) MG 102)

Charlie Parker - The Happy "Bird" (Charlie Parker PLP 404)

Charlie Parker Live Boston, Philadelphia, Brooklyn 1951 (EPM Musique (F) FDC 5711)

Charlie Parker - Bird With The Herd 1951 (Alamac QSR 2442)

Charlie Parker - More Unissued, Vol. 1 (Royal Jazz (D) RJD 505)

Charlie Parker - New Bird, Vol. 2 (Phoenix LP 12)

Charlie Parker/Sonny Criss/Chet Baker - Inglewood Jam 6-16-"52 (Jazz Chronicles JCS 102)

Norman Granz" Jam Session, #1 (Mercury MGC 601)

Norman Granz" Jam Session, #2 (Mercury MGC 602)

Charlie Parker Live At Rockland Palace (Charlie Parker PLP 502)

Charlie Parker - Cheers (S.C.A.M. JPG 2)

The Genius Of Charlie Parker, #3 - Now"s The Time (Verve MGV 8005)

Miles Davis - Collectors" Items (Prestige PRLP 7044, released posthumously in 1956)

Charlie Parker - Montreal 1953 (Uptown UP 27.36)

Charlie Parker/Miles Davis/Dizzy Gillespie - Bird With Miles And Dizzy (Queen Disc (It) Q-002)

Charlie Parker - One Night In Washington (Elektra/Musician E1 60019)

Charlie Parker - Yardbird-DC-53 (VGM 0009)

Charlie Parker At Storyville (Blue Note BT 85108)

Charlie Parker - Star Eyes (Klacto (E) MG 100)

Charles Mingus - The Complete Debut Recordings (Debut 12DCD 4402-2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall, Vol. 1 (Debut DLP 2)

The Quintet - Jazz At Massey Hall (Debut DEB 124)

Charlie Parker - Bird Meets Birks (Mark Gardner (E) MG 102)

Bud Powell - Summer Broadcasts 1953 (ESP-Disk" ESP 3023)

Charlie Parker - New Bird: Hi Hat Broadcasts 1953 (Phoenix LP 10)

The Quartet Of Charlie Parker (Verve 825 671-2)

Hi-Hat All Stars, Guest Artists, Charlie Parker (Fresh Sound (Sp) FSR 303)

Charlie Parker - Kenton And Bird (Jazz Supreme JS 703)

The Genius Of Charlie Parker, #5 - Charlie Parker Plays Cole Porter (Verve MGV 8007)

Charlie Parker - Miles Davis - Lee Konitz (Ozone 2)

V.A. - Echoes Of An Era: The Birdland All Stars Live At Carnegie Hall (Roulette RE 127)

Live at Townhall w. Dizzy (1945)

Yardbird in Lotus Land (1945)

Bird and Pres (1946) (Verve)

Jazz at the Philharmonic (1946) (Polygram)

Rapping with Bird (1946-1951)

Bird and Diz at Carnegie Hall (1947) (Blue Note)

The Complete Savoy Live Performances (1947–1950)

Bird on 52nd Street (1948)

The Complete Dean Benedetti Recordings (1948–1951) (7 cds)

Jazz at the Philharmonic (1949) (Verve)

Charlie Parker and the Stars of Modern Jazz at Carnegie Hall (1949) (Jass)

Bird in Paris (1949)

Bird in France (1949)

Charlie Parker All Stars Live at the Royal Roost (1949)

One Night in Birdland (1950) (Columbia)

Bird at St. Nick"s (1950)

Bird at the Apollo Theatre and St. Nicklas Arena (1950)

Apartment Jam Sessions (1950)

Charlie Parker at the Pershing Ballroom Chicago 1950 (1950)

Bird in Sweden (1950) (Storyville)

Happy Bird (1951)

Summit Meeting at Birdland (1951) (Columbia)

Live at Rockland Palace (1952)

Jam Session (1952) (Polygram)

At Jirayr Zorthian"s Ranch, July 14, 1952 (1952) (Rare Live Recordings)

The Complete Legendary Rockland Palace Concert (1952)

Charlie Parker: Montreal 1953 (1953)

One Night in Washington (1953) (VGM)

Bird at the High Hat (1953) (Blue Note)

Charlie Parker at Storyville (1953)

Jazz at Massey Hall aka.The Greatest Jazz Concert Ever (1953)