Иногда в разных публикациях можно услышать, чтобы буряты перестали делиться, объединились и выступили единым фронтом для того чтобы наш регион развивался, люди у нас жили бы достойно и пр. К великому сожалению это невозможно, по одной причине, у людей не может быть единодушного мнения, прошли те времена, когда мы строем ходили, голосовали и митинговали.

Люди объединяются, вокруг какой-то значимой для них идеи, посыла и человека, который смог внятно сформулировать их и обладает достаточными личностными характеристиками для того чтобы реализовать эти идеи.

Я как то написал и там указал что буряты также как и любые другие народы при выборе главы Бурятии должны руководствоваться не национальностью, а личностными характеристиками. Но в последнее время стал сомневаться в этом.

Только сильная титульная нация во главе с сильным местным лидером может противостоять центру, для того чтобы защищать интересы людей которые проживают на местах.

В этом же посте я провел детальный анализ всех 22 национальных республик России и выяснил, что в 4 из них руководителями регионов ни разу не были представители титульной нации. В том числе Бурятия.

1. Республика Карелия - русских 80%, карелов -8%.

2. Республика Хакасия, русских 80%, хакасы- 12%.

3. Республика Удмуртия, русские-60, удмурты - 30%.

4. Республика Бурятия, русских 65%, бурят-30%.

Из этих четырех республик в Удмуртии и Бурятии исходя из национального состава, руководителем региона должен был хоть раз стать представитель титульной нации. И то что среди бурят не появился человек, который объединил бы интересы местного населения, а не приезжих москвичей и томичей, в этом позор всего нашего бурятского народа. Я не говорю от лица всего народа, а лишь выражаю свое мнение.

Если я был бы удмуртом, то сказал бы, то же самое про них.

Вы буряты - прихлебатели этих варягов, еще хуже. Позор это нам простым людям без роду и племени, что допускаем такое.

Чеченцы хоть их всего пару миллионов, но давно нагнули всю кремлевскую рать, ходят с оружием в руках по Москве, контролируют основные криминальные потоки и пр. Это они собирают дань с федералов. Пусть хоть один контракт уйдет федералам, им не поздоровиться. Трудно представить что там, в Чечне варяги ходят на полусогнутых коленях, боясь шелохнуться. Настоящие потомки Чингисхана это чеченцы, а не мы буряты. Я не утверждаю что ходить с оружием в руке по Москве это нормально. Также как и убивать людей возле Кремля. Пусть там у них в Чечне не все, так как хотелось бы в правовом государстве, но они называют сыновей чеченскими именами.

Для бурята позор говорить на своем родном языке, мы манкурты первого и последнего уровня. Это мы бегаем на полусогнутых коленях перед пришлыми и боимся шелохнуться. У нас забирают практически все крупные госконтракты, банкротятся крупнейшие фирмы из-за откатов федералам, как написал один мой оппонент «идет хищнический раздербан региона федералами». Наш бизнес налогами задавили по не хочу. Назначают нам практически всех министров, добрались до университетов. Короче, употребляют нас, как хотят и в любой позе.

И эта тема не только про бурят, но и всех жителей Бурятии, которые сводят концы с концами, завалены кредитами, считающих копейки от нищенской зарплаты, из-за этого это они идут и голосуют строем за их партию, в надежде на лучшую жизнь.

А они там покупают часы стоимостью многоквартирного дома, летают на частных самолетах в оперу, у них счета на миллиарды американских и европейских бумажек. Их дети учатся в лучших мировых вузах, живут в самых дорогих апартаментах и прочая херня. Один из таких лелеятелей бурятского народа, самый богатый депутат Госдумы Слипенчук. Который и поставил тут нам Наговицына, смотреть за своей загородной дачей. Иногда он приезжает сюда, раздавать бусы и зеркала нищим туземцам. Имхо.

Испытание для молодого специалиста - атака даунов

После окончания медицинского института мою маму распределили в город Иркутск. Конечно, можно было отказаться. Во-первых, мама была замужем. Во-вторых - она была беременной(пусть и на маленьком сроке). В-третьих, ей предлагали остаться в ординатуре… Но мама была верной своему долгу и клятве Гиппократа - решила ехать.
Папа был против, но деваться некуда. Меня же, по понятным причинам, никто не спрашивал.
В славном городе Иркутске местный начальник решил дожать ситуацию до конца и сыграл на гражданственных струнах: в глухом и далеком районе Иркутской области в тот момент вообще не было врачей. Ни одного. Если не считать пожилого и спившегося пенсионера… Отца соблазнили высокой должностью, служебным газиком, большим домом со всеми удобствами(они оказались во дворе) и прикрепленной за госсчет домработницей-кухаркой.
В общем, поехали в эту тьму-таракань… И мама в первый же день(точнее, ночь) включилась в работу - начала принимать роды. В принципе с этим успешно справлялась опытная медсестра, но мама рвалась в бой.
Первые роды прошли нормально, вот только ребенок оказался… дауном. Так она и попросила записать медсестру. Та лишь молча кивнула - «столичному медицинскому светиле» виднее.
Вторые роды - и снова даун.

Третьи роды… Да что же это за напасть такая, подумала мама и попросила сестричку сходить за пенсионером-алкоголиком.
Тот пришел, обдал ее облаком перегара, а потом долго ржал.
«Деточка, - укоризненно сказал он, - ты роженицам-то в глаза смотрела? У всех буряток такие лица, у новорожденных - тем более».
В общем, первый день обернулся конфузом… Потом дела пошли лучше, появился опыт, местное население зауважало и потянулось со своими болячками.
Перед уходом в декретный отпуск маму перевели в Иркутск. Там она и рожала. Всё прошло штатно, вот только молока у мамы не было, совсем… Кормилицей моей была полногрудая бурятка - подъедал остатки за ее двойней.
Отец тем временем - ему сибирская экзотика явно надоела - хлопотал о возвращении в Москву. Что скоро и случилось: привезли четырехмесячного(в животе), четырехмесячного и увезли.
Больше в городе Иркутске я никогда не был, так уж случилось. Смущаюсь, когда увидев запись в паспорте, начинают расспрашивать.
Как-то в одном из литературных обзоров назвали писателем-сибиряком - звание, конечно, почетное, но ощутил себя самозванцем.
И последнее: к бурятам - по понятным причинам - отношусь с искренней симпатией.


КОММЕНТАРИИ


Или мне показалось, что в этом тексте присутствует лёгкий налёт высокомерия и снисходительности под названием великодержавный шовинизм?

=к бурятам - по понятным причинам - отношусь с искренней симпатией.=
Надо понимать, если причины отсутствуют, то и о симпатиях говорить не приходится? Не заслужили-с...

В любом случае имеет место некая отделённость. Для вас эти узкоглазые - не равные вам соотечественники, они всего лишь элемент российской экзотики, типа, как собачки-хаски. Где-то на подсознательном уровне, и это прорывается в текстах, подобных этому, вы ощущаете своё несомненное превосходство над всеми этими чукчами и якутами, забывая при этом, что сегодня именно их земли кормят всю страну. А если вдруг якуты отделятся, что делать будете? Впрочем, не отделятся. Поздно. Споили их.

Личутин вообще считает, что все эти племена нужно поселить в резервациях по типу индейских.
Если это случится, я сразу вспомню о том, что мой отец происходит из одного из сибирских племён, я постараюсь задавить русскую половину своей крови и тоже отправлюсь за колючую проволоку, где меня будут показывать туристам со словами: "Эй, посмотрите на неё, она не только русские буквы знает, но даже может складывать из них некоторые слова!" А я в шапке с лисьим хвостом и с бубном буду прыгать вокруг костра, потому что другой возможности заработать на хлеб у меня уже не будет.
PS Вот уж действительно, стоит сколупнуть корочку с русского интеллигента, из него такое полезет...
У вас нет ощущения, что размещая подобные тексты вы рубите сук, на котором сидите? В пределах московского княжества желаете оказаться? Либерасты на низком старте, они вам (мне, "чукче", теперь сложно здесь писать "нам") в этом помогут.

Межнациональные отношения - не просто деликатная, но чрезвычайно деликатная и очень болезненная тема. Её вообще нельзя трогать без нужды. Да если и по нужде, необходимо прежде сто раз подумать. И в любом случае облик достойного бурятского народа не должен быть предметом стёба.


Сегодня, как впрочем и раньше, малые народы Сибири находятся под жесточайшим прессингом местных элит, которые мечтают об отделении своих народов от России. Любое неудачно сказанное русским слово обязательно будет использовано для раскола. Не следует подкидывать врагам такие слова.

Сейчас бурятская тема по известным причинам бродит в Рунете, их имя становится именем нарицательным, предметом дурацких и мерзких шуток и анекдотов. Раньше в этой роли выступали чукчи, а теперь вот они. Это всё неспроста и чрезвычайно опасно.
Кто-то где-то в России пошутит, а буряты услышат и сказажут: "хватит!" И местная своекорыстная байская сволота подхватит этот клич: "Нас оскорбляют, наш народ сказал "хватит!" и поэтому мы требуем отделения!". Их не волнует, что с уходом из России народ впадёт в ничтожество и прекратит своё существование. Для них главное - получит сегодняшний гешефт.

Меня совершенно убивает бездумное высокомерие, которое сидит в подкорке у многих русских. Они говорят: мы русская нация, мы единый народ со всеми малыми народами, но при этом они даже мысли не допускают, что те же чукчи в массе своей не просто умные, а очень умные люди. Просто у них, как и у большинства представителей других малых народов, никогда не было возможности там у себя на родине получить хорошее школьное образование и в силу этого они были отрезаны от образования высшего. Власть всегда за этим внимательно следила. А теперь русские удивляются: "Как могут быть умными эти узкоглазые уроды с лицами даунов?"
Признаюсь, я в ужасе. Я в отчаянии. Все свои силы трачу на то, чтобы укрепить в общественном сознании понимание единства нации, а тут вдруг такое...
Как, ну как не понимать того, что такими своими действиями русские отталкивают от себя нас, тех немногих "чукчей", которые пытаются удержать соединяющие народы мосты?

miss_marple_lll "
...в шапке с лисьим хвостом и с бубном буду прыгать вокруг костра" - так вот какой у Вас сложился образ бурятов:)

В том абзаце я вообще-то говорила о себе и о своей исторической родине - Горном Алтае. Алтайцы до сих пор носят такие шапки, да и шаманы у них не перевелись. Мой прадед был шаманом. А что, это позорно? Или свидетельствует об алтайском недоумстве? А что, они тоже подходят, тем более подходят под определение узкоглазых даунов ибо дикари-с!

miss_marple_lll
Наоборот, это Вы привели описание шаманов в унижающем тоне ("прыгать вокруг костра" - вместо камлать), поэтому я и удивилась.

Как вы могли бы заметить, я вела речь совершенно о другом и в любом случае это не ваше дело, что и как я пишу об обычаях своего народа.
Мне было бы интереснее прочитать ваш коммент по поводу взаимного уважения всех народов как обязательного условия единства нации, а вы вместо этого встреваете между мной и бурятами или между мной и алтайцами. Уж если вам хочется кого-то от чего-то защитить, то защитите бурят, дети которых названы здесь узкоглазыми даунами. Это возмутительно даже если подобный образ был использован в порядке шутки.

miss_marple_lll
Уважаемая Софья! Вы человек с жизненным опытом и знаете, что обижаются и принимают на свой счёт какие-то абстрактные обвинения те, кто имеет какой-то комплекс неполноценности.

В статье автора никакого даже намёка не было принизить бурятов или других людей монголоидной расы. Рассказан забавный медицинский случай с неопытным специалистом, впервые(в день приезда!!!) принимавшего роды в местности с не славянским населением. Да, болезнь дауна выявляют сразу после рождения ребёнка сначала по внешним признакам, коими являются МОНГОЛОИДНЫН ЧЕРТЫ ЛИЦА. Ну вот свойство у этой болезни такое, что тут поделаешь?
Не уподобляйтесь евреям, которые почему-то считают непозволительным и обидным сказать им, что они евреи:) Не следует сразу становится в оборонительную позицию, когда произносится слово "бурят", "монголоид" и т.п. Это смешно и жалко.
Когда меня называют, желая обидеть, москалём - я горжусь и радуюсь. Когда говорят, что русские - это водка, балалайка и медведь - мне смешно, и это повод подивиться забугорной тупости и неграмотности. Всего-то.

(=.
..кто имеет какой-то комплекс неполноценности. =
Вообще-то я здесь не о себе говорю. И даже не о своём народе. И даже не о башкирах. Им всем на эти разговоры наплевать. Они вас знать не знают и ведать о вас не ведают. Пока им не рассказали об этом. А ведь рано или поздно расскажут!
Здесь я говорю о русской нации. И о простейших правилах поведения внутри неё.
Нельзя провоцировать своих соотечественников особенно в такое сложнейшее время. Вы что, действительно намерены утерять расположение этих спокойных и доброжелательных народов? Вам что, Кавказа мало? Украины? Стебитесь над ними! Стебитесь над жидами, которые всех нас задолбали, но не трогайте малые народы Сибири. Вообще близко к ним не подходите. Они и так терпят оскорбления от разных местных полудурков, они и так прекрасно знают все пословицы и поговорки, которые те выкрикивают в их адрес, обыгрывая именно их внешность, именно внешность, поскольку других отличий попросту нет.
Нужно вообще не чувствовать проблему, чтобы хотя бы краем её коснуться в таком формате.
Когда я читаю выделенную вами прописными буквами фразу "МОНГОЛОИДНАЯ РАСА", причём совершенно неважно, в каком контексте она была произнесена, я совершенно чётко понимаю, что имею дело с нацисткой.
Других способов ощутить собственную полноценность не имеете? Мне стыдно за вас!

=Вы привели описание шаманов в унижающем тоне=

Защищать от меня алтайцев или бурят в контексте этого поста - величайшее лицемерие. По большому счёту это свидетельствует о подлости натуры, если вы понимаете, что я имею ввиду.
Мне не требуются чванливые морализаторши, которые прибегают со стороны и с лёту начинают учить и наставлять. Я уж как-нибудь сама для себя определю, что в этой жизни хорошо, а что плохо.

Может быть теперь о вас поговорим?

Дети есть? Не уроды? На даунов не похожи?
Это у бурят ребёнок с лицом дауна может быть нормальным, а у вашего племени ребёнок с лицом дауна непременно дауном и будет.
Родители есть? Не маразматики? Под себя не мочатся? И как, вам не надоело за ними горшки выносить? Или вы сдали их в богадельню?...
Ах, вам не нравятся такие вопросы? Вы говорите: "Ну и что, что даун?"...

Я не буду продолжать, потому что говорить подобное - стыдное дело.Я даже извинюсь перед вами:
Видите ли, я всего лишь пошутила. Понимаете, это была шутка. Этакий лёгкий стёб, не имеющий целью вас обидеть.
Вы же интеллигентный человек и не должны обижаться на шутки, не так ли?

Фото Александра Гармаева и предоставлено героем публикации

Откровенное интервью молодых людей, принявших новую веру

По словам имама Абдусабура Исламдинова, буряты и русские начали интересоваться исламом.

В месяц примерно пять-шесть человек из числа русских и бурят принимают ислам. Также есть те, которые просто приходят и интересуются исламом, - говорит имам.

Несмотря на его слова, найти бурята или русского, принявших ислам, оказалось довольно сложно. Но мы все же нашли тех, кто отказался от веры предков в пользу ислама, и выяснили причины таких решений.

Баиру Дугарову 26 лет, его родители были буддистами.

- Баир, что вас побудило принять ислам? Что не устроило в религии предков?

Исламом я начал интересоваться в 2004 году, так как у меня были друзья киргизы, которые жили по соседству в посёлке Машзавод. В ходе дружбы с ними я начал интересоваться исламом, изучать его основы. Затем весной 2007 года я столкнулся с личной трагедией, у меня умерла мать. После её смерти я практически остался на улице. В данной ситуации мне очень помогли братья мусульмане Эрлан и Мирлан Султановы и его родители, за что я им по жизни благодарен! Они мне показали, что ислам - это религия братства, настоящего братства. Далее они мне помогли устроиться на работу и найти жильё.

- А когда вы приняли ислам?

В 2007 году я принял ислам и произнёс шахаду, это обязательно для принятия ислама. Я изучал Коран и заказывал книги по исламу из иркутской мечети, так как на тот момент у нас в Улан-Удэ не было мечети. С 2008 года я читал намаз пять раз в день по законам ислама и держал уразу, то есть пост в месяц Рамадан. Пост соблюдаю каждый год. Ведь пост в месяц Рамадан - это один из основных столпов ислама.

- Ваша жизнь изменилась с принятием ислама?

Ислам очень сильно поменял меня, как духовно, так и психологически. Также в исламе я веду трезвую жизнь без алкоголя, не курю, чего в нашем обществе сильно недостаёт.

- Чем ещё привлекателен для вас ислам?

Ислам - это как спасение всего человечества. Так как мы погрязли во лжи, алкоголе, наркотиках и табакокурении. Ислам привлекателен тем, что в нём есть все ответы как на простые вопросы, возникающие у человека, так и на самые серьёзные жизненные вопросы.

- Как ваши родственники и друзья отнеслись к принятию вами ислама?

Другие родственники? После смерти матери я практически не общался с ними. Они отреагировали нормально. Скорее всего, им было плевать, что со мной.

- Как вы относитесь к другим религиям? Я слышала, что ислам не признает других религий. Это правда?

К другим религиям отношусь с уважением! В детстве я интересовался буддизмом, а также читал Библию. Я искал духовные пути к Богу и остановился на исламе. Нет, ислам признаёт все религии и относится ко всем с уважением. В Коране написано об Иисусе Христе и о Ноевом ковчеге, об Адаме и Еве.

- В дацан, значит, вы не ходите?

Не хожу.

- Вы женаты? Ваша жена тоже приняла ислам?

Я женился в 2011 году, жена моя бурятка-буддистка. К исламу она относится с уважением, но не приняла его полностью. Это её право, об исламе я ей рассказываю всегда.

- Как вы будете воспитывать детей?

На данный момент я отец троих детей. Старший сын 2013 года рождения, Арья зовут, и дочки близняшки - Амина и Алина 2015 года рождения. Детей я намерен воспитывать в духе ислама. Но навязывать и принуждать я никого не собираюсь.

- Не ущемляются ли права женщин в исламе?

В исламе я никогда не видел подобного. Насколько знаю я, мужчина и женщина на равных правах, у каждого есть свобода слова и право на выбор. Ислам не ущемляет ничьих прав. У меня в семье все на равных.

- Жёны мусульман ваших друзей носят хиджаб?

Да, многие носят. Но это зависит от воспитания и собственного отношения к исламу. Например, выходцы из таких республик, как Киргизия и Узбекистан, не носят хиджаб. В России это зависит от собственных вероубеждений. У кого вера сильная, у кого слабая.

- Изменился ли рацион питания после принятия ислама? Что вы едите? Что не едите?

Я питаюсь в соответствии с законами ислама. Пренебрегаю свининой, ем исключительно халял.

- Часто ли посещаете мечеть? Были ли вы на Курбан-Байраме?

Мечеть посещаю каждую пятницу на джума-намаз и по праздникам. Я был на Курбан-Байраме. Братьев было много и разных национальностей.

18-летний русский парень Вадим принял ислам три года назад. Мы задали те же вопросы.

- Вадим, что вас побудило принять ислам?

К принятию ислама сподвигла любовь к моей девушке-мусульманке. Она родом из Узбекистана. Я её очень люблю! Скоро мы поженимся.

- А выбор религии - это ваш выбор или родственники невесты всё-таки настаивали на этом?

Нет, это мой личный выбор.

- Как изменилась ваша жизнь после принятия ислама?

После принятия ислама я стал более терпеливым, лучше понимать людей. Я не боюсь умереть, как это было раньше, теперь я знаю, что есть жизнь после смерти. У мусульман принято так, что брат за брата всегда и везде, помогут, выслушают и т.д. В исламе один за всех и все за одного.

- Как отнеслись ваши родственники к такому решению?

Сначала все были против этого, но вскоре они смирились и мою девушку полюбили как свою дочь.

- А ваши родители христиане? Как вы относитесь к другим религиям?

Да, христиане. Нам запрещено заходить в дацан, в церковь и т.д. Мы должны соблюдать шариат. Там прописано, что запрещено. Хотя я ничего не имею против других религий. Бог один.

- Изменился ли рацион питания? Соблюдаете ли пост во время Рамадана?

После принятия ислама изменился. Можно есть любое мясо, кроме свинины. Свинина запрещена. Другое мясо должно быть убито по мусульманским канонам. А так можно перечислять очень долго. Нам нельзя, например, сильно жирное, соленое, пересахаренное. Мусульманину запрещено есть лежа на спине, на животе, стоя или при ходьбе. Запрещено употреблять алкоголь, курить табак и т.д. Пост во время Рамадана обязательно соблюдаю.

- В мечеть часто ходите? Были ли вы на Курбан-Байраме?

Один раз в две недели в пятницу хожу. На Курбан-Байраме, конечно, был. Это священный праздник для мусульман.

Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.

Почему буряты называются «бурятами»?

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.

Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.

Племена и роды

Буряты - этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.

Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные - хоринцы.

В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.

Черная и желтая вера

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг - «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.

Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

Культ борьбы

Буряты - один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана - народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.

Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце - Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.

Михаханов - сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» - это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет - под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.

Охота на гитлеровцев

В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.

Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно - умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.

Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.