Арендаторы знаменитой усадьбы не намерены ее «бросать»

Константин Михайлов

11 марта в Твери пройдет круглый стол на тему: «Состояние архитектурного наследия Н.А. Львова в Тверской области». Организаторами мероприятия обозначены “Общество имени архитектора Н.А. Львова”, “Рождественский благотворительный фонд” и блог “Летопись русской усадьбы”. В дискуссии, как обещается, примут участие представители Росимущества, Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, регионального отделения ВООПИК, градозащитники из “Тверских сводов”, искусствоведы, краеведы и архитекторы. На круглый стол организаторы приглашают “всех желающих, кому небезразлична судьба усадьбы Знаменское-Раек и других торжокских усадеб: Арпачево, Никольское-Черенчицы, Митино”.

Показательно, что среди “заявленных” участников нет представителей частного арендатора, уже более 10 лет занимающегося восстановлением усадьбы Знаменское-Раек.

Организаторам, кажется, заранее известны итоги, к которым должна привести дискуссия. Региональному госоргану охраны наследия предписывается “создать компетентную комиссию для обследования состояния объектов культурного наследия усадеб Никольское-Черенчицы , Митино и Знаменское-Раёк”. Вторым пунктом, правда, не совсем ясно, к кому обращенным, обозначено “получить разрешение на ремонт кровли Главного дома на усадьбе Знаменское-Раек”. И наконец, необходимо “прояснить вопрос по аренде усадьбы Знаменское Раек”.



Нашумевшее собрание

Круглый стол в Твери выглядит вполне логичным продолжением небольшой серии тревожных публикаций о судьбе Знаменского-Райка, увидевших свет после того, как 10 февраля 2016 года в Твери, «в приемной уполномоченного по правам человека в Тверской области Владимира Бабичева » прошло открытое заседание президиума Совета регионального отделения ВООПИК.

Несмотря на то, что из всего львовского усадебного созвездия новоторжской земли только Знаменское-Раек находится в ведении частных арендаторов, а другие жемчужиры русского палладианства пребывают в бесхозности, тревога за судьбу именно этой усадьбы стала главной темой собрания. А резюме публикаций оптимизма не внушало : «Знаменитый усадебный комплекс в Знаменском-Райке находится под угрозой полного исчезновения».

В общем-то, это совершенно правильно: в вопросах российской охраны наследия обычно лучше дуть на воду.

Согласно отчетам, в ходе обсуждения выяснилось, что у усадьбы такого класса отсутствуют точные границы и предмет охраны (!) Как совершенно справедливо заметила зампредседателя Совета ТРО ВООПИК Александра Смирнова , из-за этого “очень сложно контролировать сохранность памятника”. Однако “самым острым вопросом для всех сохранившихся усадеб Тверской области, и для Райка в том числе” она назвала “отсутствие гарантий для арендаторов”.

Архитектор и меценат Эдвард Човушян, занимавшийся реставрацией другой известной тверской усадьбы - Чукавина, сетовал: “ Основная проблема всей этой сферы – несовершенство законодательной системы. Госструктуры существуют параллельно друг с другом и не пересекаются. Так, за качество реставрации отвечает Главное управление по охране объектов культурного наследия. А вот арендную плату берет Росимущество, и им, по сути, все равно, в каком состоянии объект. Более того, у них по документам все объекты приписаны словом «недвижимость» – будь то памятник или сарай. Разве это правильно?”



Однако главной «сенсацией» публикаций о собрании 10 февраля стали не эти факты, а намерение арендатора – компании «Парк Яхрома» - «расторгнуть договор аренды». Представитель арендатора архитектор Алина Воеводина, по свидетельству градозащитников, “огорошила собравшихся заявлением, что «Яхрома» начала процесс отказа от аренды, ссылаясь на финансовые сложности и кризис… Содержание усадьбы является для арендатора непосильным бременем, хотя, возможно, если бы какие-то рассрочки платежей и отсрочки сроков реставрации были бы представлены, арендатор и мог бы что-то продолжать делать”.

Поскольку очередь из арендаторов у ворот Знаменского-Райка не стоит, такой поворот событий был справедливо расценен тверскими общественниками как угроза утраты уникального памятника.

Позиция тверской градозащиты

Проект “Тверские своды” оценил происходящее с Райком следующим образом: «На наших глазах прекращает свое существование один из самых знаменитых рекламных проектов предыдущей тверской областной администрации. Именно под лозунгом успешной отдачи в аренду Знаменского-Райка администрация Дмитрия Зеленина трубила на всю Россию о подъеме туризма в Тверской области и подъеме Тверской области в сытые «нулевые» вообще. Раек был не просто одной из усадеб. Это было знамя, которым размахивали эффектно и часто ».

В отличие от председателя “Общества имени архитектора Н.А. Львова” Нины Беляевой , беззаветной хранительницы усадьбы в 1990-е годы, градозащитники из “Тверских сводов” в целом позитивно оценивают происходившее в усадьбе в последнее десятилетие: “Был, конечно, и положительный эффект от отдачи Райка в аренду – и огромный. Какая-никакая, а медленная реставрация усадьбы велась. Велись исследовательские и изыскательские работы. В усадьбе поработали археологи, установившие немало интересных фактов о том, как виртуозно и с какой сумасшедшей расточительностью ручного (а значит, практически бесплатного) труда велись работы по планированию территории, устройству отводов воды и строительству оранжерей. Оранжереи стали последним крупным усадебным проектом уже в последние год-два работ в ней – и тысячи купленных роз остались на многочисленных фотосессиях (арендаторы создали в Знаменском-Райке розарий – Ред.). Кроме всего этого, были расчищены уникальные росписи – ни одна другая усадьба Тверской области не имеет в таком объеме сохранившиеся росписи XVIII века, включающие не только живопись в главном доме, но и масонские по своей программе росписи в часовне в Васильевой Горе. В общем, знатоки и ценители готовы были ждать хоть десять, хоть двадцать лет – но с тем, чтобы все-таки в итоге увидеть единственную в своем роде усадьбу в полном блеске. Убирался парк. К этой части работ было больше всего вопросов…но, опять-таки, специалисты привлекались, и ошибки, как возможно, исправлялись”.



Замруководителя территориального отделения Росимущества Александр Кабликов сообщил собравшимся, что Знаменское-Раек “стоит в планах на приватизацию”.

После этого на руководителя регионального управления охраны памятников Михаила Смирнова обрушился целый град вопросов: каким образом в отсутствие утвержденных границ и предмета охраны памятника можно его приватизировать? На основании каких документов будет реставрироваться главный дом? И почему бы Управлению не поторопиться снабдить усадьбу комплектом необходимых документов? По свидетельству “Тверских сводов”, Михаил Смирнов ответил очень просто: «В областном бюджете денег на это нет».

Констатировав, что “пусть не очень идеальный, но все-таки арендатор, -лучше, чем отсутствие хозяина”, тверские градозащитники признались: “Выхода, если честно, пока не видится никакого”.



Знаменское-Раек зимой 2016 года

Оценить состояние знаменитой усадьбы позволяет подробный недавний (февраль 2016 года) фоторепортаж автора блога «Летопись русской усадьбы» Вадима Разумова : «белое безмолвие», отреставрированная колоннада парадного двора, пустующий главный дом. По свидетельству Разумова, “над бельведером, по всей видимости, разошлись швы между листами кровли, и вода во время дождей и таяния снега льётся на паркетный пол… Из-за этого в парадной столовой несколько протечек. В овальной гостиной с потолка обваливается штукатурка, пол паркетный вздулся и вот-вот провалится на первый этаж. Во многих комнатах вдоль стен лежит снег”.

Согласно письму областного управления по госохране памятников (декабрь 2015 года), “объект культурного наследия усадьба “Знаменское-Раек” изначально был передан в поьзование по охранно-арендному договору ЗАО “Строительно-инвестиционная компания “КОНКОР”, в дальнейшем право пользования указанным объектом передано Обществу с ограниченной ответственностью “Спортивно-развлекательный парк культуры и отдыха “ЯХРОМА”. С данной организацией заключены охранные обязательства, срок выполнения которых установлен до 2020 года”.

Восстановлением Знаменского-Райка руководит московская супружеская пара Кононовых (Владимир – депутат Госдумы, Ирина – бизнесмен). Они занимались этим неспешно, и не только по финансовым причинам, но и потому, что считали, что спешка таким комплексам противопоказана. В 2014 году мы беседовали с ними о восстановлении Знаменского-Райка, и Ирина Кононова говорила буквально следующее: « Что касается восстановления усадеб, то я бы всем, кто этим занимается, не советовала делать это быстро. Да, если есть деньги, то можно все сделать быстро. Но мне кажется, в стремительных строительных работах будет «закопано» самое главное. Когда ты все делаешь осмысленно и постепенно, усадьба возрождается естественным образом. Ведь она простояла двести лет в забытье. И нельзя сразу пытаться «раскачать» ее, резко пробудить от искусственного сна. Ведь человек не побежит сразу же после реанимации, ему нужно время».

Приступив к восстановлению усадьбы в 2005 году, Кононовы стремились дополнить ее историческую ауру неким новым содержанием, зрелищами и локальными туристическими брендами. Знаменское-Раек как «живая история любви» счастливых хозяев-основателей – четы Глебовых, розарий, специальные экскурсионные маршруты и сценарии – фрагменты постепенно складывавшегося замысла. В заброшенную в 1990-е годы усадьбу началось паломничество, появились волонтеры… В 2007 году открыли гостевой дом в отреставрированном усадебном флигеле, отделывался второй. В главном доме предполагалось общественное пространство – для конференций, свадебных и иных церемоний, выставок современного искусства.

Весьма нелишне привести здесь отзыв Марины Хрусталевой , соучредителя Центра капитализации наследия и координатора «Архнадзора», по словам которой, Владимир Кононовбыл одним из самых многообещающих «возрождателей» усадеб в стране”: “На его стороне было многое: искренняя заинтересованность бывшего губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, делавшего ставку на государственно-частное партнерство в деле сохранения культурного наследия; благоприятные условия 49-летней аренды; завидный административный и финансовый ресурс; опыт реставрации старинного дома в Калязине; поддержка жены и ближайших членов команды. Да и сама усадьба работала на успех: не поверить в блестящее будущее такого шедевра было бы трудно… Кононова, как и любого арендатора любого памятника архитектуры, можно критиковать за медлительность, за неправильную очередность шагов, за маниловщину и вкусовщину. Но пускай критикует тот, кто сам планомерно тратил в течение десяти лет многие сотни тысяч рублей на охрану, садовников, реставраторов, архивистов. Кононов шел по пути научной реставрации, которая не может быть быстрой, даже если нет недостатка в деньгах”.

В общем, я и сам готов подписаться под этими словами Марины, но не готов соглашаться с прошедшим временем ее глаголов. Мне кажется, что сейчас самая главная задача и Росимущества, заведующего условиями аренд и приватизаций, и тверского управления охраны памятников, контролирующего обстоятельства их сохранения, вплоть до протечек в кровле – не допустить, чтобы многолетний проект восстановления Знаменского-Райка оказался в прошедшем времени.


Ирина Кононова: Раек никто не собирается бросать на произвол судьбы

И наконец, странно то, что практически за целый месяц публикаций о судьбе усадьбы никто не поинтересовался мнением ее арендаторов. Постараемся восполнить и этот пробел. По просьбе «Хранителей Наследия» ситуацию комментирует Ирина Кононова, представитель арендатора усадьбы - компании «Парк Яхрома», входящей в группу «Конкор» :

В связи с распространенными в нескольких СМИ и блогах сообщениями о том, что арендаторы «уходят» из усадьбы Знаменское-Раек и чуть ли не бросили ее уже на произвол судьбы – хочу отметить, что не стоит безоговорочно доверять эмоциональным оценкам некоторых местных жителей. Безусловно, они любят усадьбу и архитектора Николая Львова, но высказывают чрезмерные опасения – в данном случае, в адрес людей, которые любят Знаменское-Раек не меньше их, и при этом уже десять лет предпринимают вполне реальные действия по спасению уникальной усадьбы. И вкладывают в это, между прочим, немалые средства.

Во-первых, усадьбу никто не бросил на произвол судьбы и не собирается этого делать. Сейчас усадьба функционирует так, как она всегда обычно функционирует в зимний период: территория охраняется, проводятся экскурсии, экскурсантов, правда, зимой немного. Гостевой дом не закрыт, а ждет теплого сезона. В общем, все как обычно.

На совещании в Твери 10 февраля наш представитель действительно выступал, но вовсе не с сообщением о том, что мы хотим «бросить» Знаменское-Раек. Согласитесь, это было бы весьма странно после стольких лет трудов и стольких вложений. Наш охранно-арендный договор мы не расторгали, он действует, да мы, кстати, и не можем расторгнуть его в одностороннем порядке. А все упоминания о «прекращении аренды» можно рассматривать только в том контексте, что наша компания хотела бы приобрести усадьбу Знаменское-Раек в собственность. Это согласитесь, тоже вполне логично, с учетом все тех же наших нескольких лет нелегких трудов и немалых вложений. А быть одновременно собственником и арендатором невозможно.

Сейчас идет очень сложная работа по подготовке усадьбы к приватизации. Не думаю, что уместно называть сейчас конкретные цифры оценки стоимости усадьбы, замечу лишь, что суммы наших инвестиций в Усадьбу исчисляются десятками миллионов рублей.

В любом случае Раек не будет «брошен». Даже если допустить самый нежелательный оборот событий - что мы не сможем выкупить усадьбу у государстваи примем решение закончить наш проект, усадьба не будет пустовать: мы не «уйдем» из нее, пока нам на смену не будет подыскан ответственный арендатор или по итогам приватизации у усадьбы не появится новый собственник.


Досье. Первые документальные свидетельства об усадьбе Знаменское-Раек относятся к 1746 году, когда рядом со старой церковью Знамения в погосте Рай началось строительство каменного храма на средства генерал-аншефа, сенатора Ивана Федоровича Глебова.

Дошедший до нашего времени дворцово-парковый ансамбль создан Николаем Львовым в конце XVIII века, когда усадьба принадлежала видному вельможе екатерининского времени, сенатору, генерал-аншефу Федору Глебову. В 1772 году второй женой Ф.И.Глебова стала Елизавета Петровна Стрешнева (1751-1837), последняя представительница знатного боярского рода, к которому принадлежала царица Евдокия Лукьяновна, супруга царя Михаила Романова.

Подготовка к строительству новой усадьбы началась в 1781 году, а 30 июля 1787 года на высоком холме рядом со Знаменской церковью состоялась закладка нового усадебного дома-дворца. Строительство дома было завершено в 1799 году. Усадьба принадлежала Глебовым и их наследникам до конца XIX века, но в 1888 г. была продана А.С. Дубасовой, жене адмирала Ф.В. Дубасова.

Знаменское-Раек заслуженно считается одним из шедевров зодчего Н.А. Львова (1751 - 1803), одного из самых ярких представителей палладианства в русской архитектуре. В работе над созданием усадебного ансамбля принимали также участие архитекторы К. Буци, А. Трофимов, В. Ирвен, Ф.Руска. Изразцовые печи, паркет, предметы интерьера и даже посуда были выполнены по эскизам Н.А.Львова.

Планировка усадьбы, тесно связанная с рельефом окружающей местности, имеет осевое строение и ярко выраженную симметрию. Главный дом усадьбы соединен крытой колоннадой с четырьмя боковыми флигелями и воротами, напоминающими триумфальную арку. Окруженный колоннадой обширный овальный парадный двор является ядром усадебного комплекса. От главного дома, продолжая четкую осевую композицию усадьбы, спускается к реке Логовежь обширный парк. Его живописнейшие уголки были украшены павильонами, беседками и гротами.

После 1917 года в усадьбе размещался дом отдыха, а во время Великой Отечественной войны - военный госпиталь. До 1994 года усадьбу занимал профилакторий одного из тверских предприятий. Затем она была заброшена, и уцелела только благодаря попечению местных жителей.

Раек — одно из любимейших зрелищ на петербургских народных гуляньях. «Небольшой, аршинный во все стороны, ящик, с двумя увеличительными стеклами. Внутри него перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий».

«Зрители, «по копейке с рыла», глядят в стекла, — раешник передвигает картинки и сопровождает каждый новый нумер присказкой».

Картинки эти были выполнены часто в лубочном стиле. И первоначально имели религиозное содержание - отсюда название «раёк». И лишь спустя время стали отображать самые разнообразные темы, включая политические.

История успеха

Скорее всего, раек попал в Санкт-Петербург в 1820 году из Москвы, где ежегодно под Новинским устраивались городские увеселения. Правда, новое зрелище не сразу привлекло внимание периодики. Лишь в 1834 году «Северная пчела» впервые упомянула «райки, в которых за грош можно увидеть Адама с семейством, потоп и погребение кота».

Однако уже в 1842 году та же газета сообщала:

«Самая замечательная вещь под качелями — это маленькая подвижная косморама, которую переносит на плечах русский мужичок, толкуя зрителям чудесные дела своим языком — рифмованною прозою — с присказками и прибаутками. Смешно до слез!»

С этого времени переносная панорама все чаще упоминается в репортажах о площадных праздниках. Так, в 1843 году П.Фурманн в своем обзоре «Физиономия масленичных балаганов» писал о райке:

«Еще одна, доселе почти незамеченная, собственно русская забава…Их было ныне множество. Остановитесь и послушайте, какою рифмованною прозой, чрезвычайно вольной, русская бородка объясняет незатейливые лубочные виды своей подвижной косморамы».

«Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, большая в нем колонна, куда поставили Напалиона; в двенадцатом году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились».

Раек, как и другие зрелищные формы площадного искусства, ориентировался на активную игровую реакцию со стороны аудитории, и зритель был не просто потребителем, а порой и сотворцом происходящего. Но подчас привлечь его было не так просто.

Для этого у каждого раешника был свой прием. У некоторых, например, сопровождающий текст не всегда соответствовал картинке. А порой пояснения косморамщика к изображению и вовсе противоречили его сюжету. К такому приему «балаганщики» прибегали, когда состязались с соперниками, стремясь перетянуть слушателей.

Часто для привлечения публики использовались куклы, находящиеся на крыше райка и приводимые в движение владельцем панорамы. Раек осознавался его содержателем как театр:

«Честные господа! Пожалуйте сюда! Моего киатра посмотрите, копеечку или грошик подарите!»

Зрелища и представления в праздничных балаганах, памятные исторические события, сенсационные новости и городской быт — все это с 1830-х годов входит в репертуар райка.

Переносная панорама стала играть роль своеобразной устной народной газеты.

Перед зрителями под комментарий владельца «потешной панорамы» проносились вперемежку виды городов, герои пантомимы-арлекинады, бородатая женщина Юлия Пастрана (показывалась в Пассаже в середине XIX века), музыканты и скоморохи, вожаки с учеными медведями, уличные торговцы, кит, пойманный в Белом море, знаменитая австрийская балерина Фанни Эльслер, выступавшая в столице, картины русской истории, популярные лубки; мчался поезд в Царское Село и Москву, уходили из столицы в новые порты пароходы, поднимался на воздушном шаре в Юсуповом саду Берг, извергались Этна и Везувий.

Откликнулись райки и на знаменитые пожары 1862 года:

«А вот пожар Апраксина рынка!.. Пожарные скачут, в бочки полуштофы прячут — воды не хватает, так они водкой заливают… чтобы поярче горело!»

Книги-райки

В 1840-х годах для ознакомления иногородней публики с народными праздниками были выпущены специальные игры (с картонными человеческими фигурками и изображениями увеселительных построек): Гулянье под качелями на святой неделе в Санкт-Петербурге. Новая картонажная игра (изданная и изготовленная Карлом Губертом. Спб., 1848).

Губерт подробно описывает представления в балаганах, а также приводит выкрики косморамщиков. А уже в 1848 году он посвящает им отдельную книгу — «Рассказы косморамщика, или Объяснение к 16 картинкам, находящимся в космораме».

Кем был Губерт — установить не удалось. Что касается картинок, то они явно немецкого происхождения, но приспособлены к тематике русского райка.

К сожалению, издатель не дает никаких пояснений к публикуемым прибауткам, и трудно судить, насколько они аутентичны реальным выкрикам; тем не менее тексты передают характер комментария раешника.

Появление подобных книг было вызвано большой популярностью и огромным воздействием райка на народную аудиторию.

Развитие райка

С середины XIX века наряду с переносной «косморамой» на площади появляются внушительные сооружения (стационарные и на колесах), а вместо двух стекол-оконцев теперь их на райке три или четыре.

В переносном райке картинки менялись, как правило, перематыванием с одного валика на другой полосы с изображениями. Здесь же картинки наклеивались на картон или вставлялись в раму и помещались в специальном возвышении над райком. Эти картинки опускались на шнурах и заменяли или просто загораживали одна другую. В последней четверти XIX века в райках демонстировались не только лубки, но также живописные полотна и даже иллюстрации из изданий.

Анастасия Некрасова

Райком кормился дедушка, Москву и Кремль показывал... (Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

Райком кормился дедушка,

Москву и Кремль показывал...

(Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

На ярмарочной площади - беспорядочное движение: не смолкает говор, доносится музыка из балаганов. В толпе появляется бойкий мужичок. Он везет тележку, на ней - разукрашенный ящик размером аршин на аршин. Остановился. Вокруг него собираются жаждущие развлечений. В ящике - два отверстия с увеличительными стеклами. Заплати копейку - и можешь смотреть в них. Внутри картинка, а хозяин ящика объясняет, что изображено: «...Барская фамилия по улицам Палермо чинно гуляет и нищих тальянских русскими деньгами щедро наделяет. А вот, извольте посмотреть, андермандир штук - другой вид. Успенский собор в Москве стоит. Своих нищих в шею бьют, ничего не дают». Картинки сменяют одна другую, идут новые пояснения...

Такое зрелище появилось на Руси в начале XIX века. Ящик, в котором с валика на валик перематывалась полоса с картинками, назывался райком или косморамой, а хозяин его - раёшником.

Представление пользовалось огромным успехом на гуляньях и ярмарках: это подчеркивали в своих произведениях многие русские писатели. А.И. Левитов, например, в очерке «Типы и сцены сельской ярмарки» описание этого зрелища заканчивает фразой: «Толпа ревела от удовольствия...»

Существует несколько версий происхождения райка как вида зрелища. Академик А.Н. Веселовский считал, что образцом для них послужили вертепы, где действовали рисованные фигурки. Историк И.В. Забелин утверждал, что ящик с отверстиями - космораму занесли к нам с Запада бродячие артисты. Как бы то ни было, можно предположить, что первыми раёшниками у нас стали офени, коробейники, продававшие лубочные картинки. Чтобы товар шел быстрее, они привлекали внимание покупателей тем, что давали шутливые пояснения к содержанию лубков. А лубочные картинки были действительно интересными.

Для показа в потешных панорамах, или райках, избирались картинки на самые разные темы. Портреты русских императоров, полководцев, а также, например, шута Балакирева, Александра Македонского, былинных богатырей, самого Адама и т. п. Демонстрировались изображения различных событий прошлого и настоящего, войны, стихийные бедствия: Синопское сражение и извержение Везувия, схватка с черкесами и комета Бела, «которая чуть нашу планету хвостом не задела»; нечто любопытное: «Полет на воздушном шаре», «Охота на львов в Африке», «Прогулка на слоне в Персии» и тому подобное.

Естественно, каждый раёшник, чтобы привлечь к себе внимание, старался сделать свои выступления позанимательнее, позабавнее. Для этого он вступал со зрителями в шутливые диалоги, используя приемы, манеру поведения дедов-зазывал на раусах балаганов и других балаганных комиков.

Например, хозяин райка, дающий пояснения к одной из картинок, произносит:

А вот два дурака дерутся, третий стоит да смотрит.

Припавший к оконцу в ящике удивляется:

Дяденька, а где третий?

А ты-то!?

Бытовые сценки чаще всего окрашивались юмором грубоватым, но очень понятным простому люду. Высмеивались лень, жадность, лукавство, претензии безродного выглядеть аристократом. Часто потешались над франтом и его «зазнобой»: «Вот, смотрите в оба: идет парень и его зазноба. Надели платья модные да думают, что благородные. Парень - сухопарый, сюртук где-то купил старый, за целковый, и кричит, что он новый. А зазноба - отменная: баба здоровенная, чудо красоты, толщины в три версты, нос - в полпуда да глаза - просто чудо: один глядит на нас, а другой в Арзамас. Занятно!»

Даже о событиях, которые, казалось бы, совсем не дают повода для веселья, «потешники» все равно старались рассказать как можно забавнее: «А вот пожар Апраксина рынка. Пожарные скачут, в бочках полштофы прячут; воды не хватает - так они водкой заливают, чтобы поярче горело!»

Но, конечно, далеко не всё в выступлениях раёшников сводилось к шуткам. Существовало, например, патриотическое направление, которое получало развитие во время войн. О победах российской армии говорилось с гордостью и пафосом. Показывая рисунок перехода русской армии через Альпы, раёшник восклицал: «А вот отрадная картина! Наш родной Суворов переходит через Чертов мост. Ура! Бери в штыки!» И с какой пренебрежительностью хозяин райка повествовал, скажем, о Наполеоне, нарочито искажая слова для большей потехи: «Я вам доложу: французский царь Наполеон, тот самый, которого наш Александр Благословенный сослал на остров Еленцию за худую поведенцию».

Часть публики с интересом разглядывала картинки с видами Москвы, Петербурга, Парижа, других городов. Слушали: «Это, извольте смотреть, Москва - золотые маковки. Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, Успенский собор: 600 - вышины, 900 - ширины или немножко поменьше. Ежели не верите - пошлите поверенного - пускай проверит да померит». Или: «А это - город Петербург. Петропавловская крепость стоит. Из крепости пушки палят, а в казематах преступники сидят».

Представьте себе картинку, изображающую железную дорогу Петербург-Царское Село. Раёшник начинает рассказывать: «Не хотите ли повеселиться? По железной дороге в Царское Село прокатиться? Вот механики чудеса: пар вертит колесаѕ, впереди бежит паровоз и тащит за собой целый обоз. Кареты, линейки и вагоны, в которых сидят разные персоны. В полчаса двадцать верст прокатили, вот к Царскому подкатили! Стой! Выходи, господа, пожалуйста, в станцию сюда. Погодите немного, скоро будет готова и Московская дорога.

Ну, теперь поедемте назад, уже парыѕ свистят опять. Кондуктор зазывает, дверцы в вагоны отворяет. Сюда, скорее, господа, опоздаете - будет беда!

Сейчас паровоз идет, тронулись вот. Полетели стрелой! Дым валит из трубы полосой, леса и деревни мелькают! В Питер обратно вот приезжают. Что, каково прокатились? И не видели, как очутились! Вот какова механики сила! Прежде вас кляча возила»...

Более чем за сто лет выступления раёшников, разумеется, менялись. Происходили технические усовершенствования ящика. Увеличивали его размеры, делали не два, а четыре отверстия. Появились стационарные панорамы. А к лубочным картинкам добавлялись уже цветные репродукции. В текстах раёшников все больше чувствовалось влияние газетного языка, других печатных изданий.

В самом начале ХХ века количество райков на ярмарках и гуляньях резко уменьшилось. Видимо, интерес к ним падал: вытеснял кинематограф, иные новые зрелища. А вскоре раёшники, которые более ста лет развлекали и просвещали российских жителей, исчезли бесследно...


Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

РАЕК

вид представления на ярмарках: ящик с 2 отверстиями (снабженными увеличительными стеклами) для демонстрации зрителям различных картинок. Показ сопровождался пояснениями раешника. Устаревшее выражение - верхний ярус зрительного зала (галерка).

Что такое РАЕК , РАЕК это, значение слова РАЕК , происхождение (этимология) РАЕК , синонимы к РАЕК , парадигма (формы слова) РАЕК в других словарях

РАЕК - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный 2. м. устар.

Радужная оболочка глаза.

3. м. устар.

1) Верхний ярус в зрительном зале театра.

2) Зрители, сидящие в таком ярусе.

4. м. разг.

РАЕК - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

раек

РАЁК, райка, м.

1. В старину: ящик с передвижными картинками, показ к-рых сопровождался различными комическими прибаутками; самый такой показ, прибаутки. Ярмарочный р.

2. Театральная галёрка (устар. ). Сидеть в райке.

| прил. раёшный , -ая, -ое (к 1 знач. ). Раёшные стихи.

РАЕК - Малый академический словарь русского языка

раёк

райка, м.

Вид народного зрелища на ярмарках в 18-19 вв. - ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки, а также показ таких картинок, сопровождавшийся шутливыми пояснениями в рифмованной прозе.

Райком кормился дедушка, Москву да Кремль показывал. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо.

{Данила Григорьич:} В старину, бывало, на перекрестках шарманки игрывали, али кто раек показывал: извольте, город Париж, как доедешь, угоришь. И. Горбунов, Самодур.

2. Лит.

Рифмованный монолог на злободневную тему, преимущественно сатирический, изобилующий народными идиомами, прибаутками и т. п.

{Гриша Мальцев} для самодеятельности делал райки и частушки на местные темы. Горбатов, Перед войной.

3. Разг. устар.

Верхний ярус театрального зала; галерка.

В театре был «весь Тифлис» - военные, чиновники, богатейшие люди города, а в райке, на галерее - учащаяся молодежь. Никулин, Федор Шаляпин.

РБУРГСКИЙ РАЕК

А вот, извольте видеть, господа,
Андерманир штук - хороший вид:
Город Кострома горит;
Вон у забора мужик стоит - с[...]т;
Квартальный его за ворот хватает, -
Говорит, что поджигает,
А тот кричит, что заливает.

Петр Первый стоит;
Государь был славный,
Да притом же и православный;
На болоте выстроил столицу [...],
А вот андерманир штук - другой вид:

Город Палерма стоит;
Барская фамилия по улицам чинно гуляет
И нищих тальянских русскими деньгами щедро наделяет;
А вот, извольте посмотреть,
Андерманир штук - другой вид:
Успенский собор в Москве стоит;
Своих нищих в шею бьют,
Ничего не дают.

Подходите, подходите,
Да только карманы берегите
И глаза протрите!..
А вот и я, развеселый потешник,
Известный столичный раешник,
Со своею потешною панорамою:
Картинки верчу-поворачиваю,
Публику обморачиваю,
Себе пятачки заколачиваю!..
А вот, извольте видеть, город Рим,
Дворец Ватикан,
Всем дворцам великан!..
А живет в нем римский папа,
Загребистая лапа!..
А вот город Париж,
Как туда приедешь -
Тотчас угоришь!..
Наша именитая знать
Ездит туда денежки мотать:
Туда-то едет с полным золота мешком,
А оттуда возвращается без сапог пешком.,
А вот, извольте видеть, город Берлин!..
Живет в нем Бисмарк-господин,
Его политика богата,
Только интригами таровата!..
В неметчине народ грубый,
На все точит зубы...

Им давно хочется
На балтийский край броситься,
Да боятся, как бы сдуру
Не лишились б сами шкуры, -
Ведь вот в двенадцатом году
Француз сам себе наделал беду!..

Подходи, люд честной, люд божий,
Крытый рогожей,
За медный пятак
Покажу все этак и так.
Будете довольны.
Вот французский город Париж,
Приедешь - угоришь.
Ономедни и самому там сенатору Гамбету
Подали карету, -
Дескать, проваливай.
А вот коварный англичан,
Надулся, ровно чан.
Хоша он нам и гадит,
Зато и наш брат русский его не гладит.
Супротив русского кулака
Аглицкая наука далека,
И слова мы не скажем,
Уж так-то разуважим, -
Мокренько будет.

А вот, судари мои, - долетает до вас голос раешника, - Царство Китай, где продают чай. Здесь представлен китайский город Нанка, откуда получается к нам нанка. А вот смотрите, господа, битва Седан: немцы французов побивают и в плен Наполеона забирают. Французы ружья, сабли положили и пардону попросили.

МОС КОВСКИЙ РАЕК

I
А вот, извольте видеть, господа, андерманир штук - хороший вид, город Кострома горит, у забора мужик стоит с..., квартальный его за ворот хватает, говорит, что он поджигает, а тот кричит, что заливает.
А вот андерманир штук - другой вид, город Палерма стоит, барская фамилия по улицам гуляет и нищих тальянских деньгами оделяет.
А вот, извольте видеть, андерманир штук - другой вид. Успенский собор в Москве стоит, своих нищих в шею бьют, ничего не дают.
Вот погляди, город Аривань, князь Иван Федорович въезжает и войска созывает, посмотри, как турки валются, как чурки.
Вот посмотри турецкую баталию, где воюет тетка Наталья. Сделала по всей деревне колокольный звон, пушечную стрельбу, сама три кочерги разбила, деревню в полон взяла, а деревня большая: два двора, три кола, пять ворот, прямо Андрюше в огород. Нищим жить просторно. Печей нет, труб не закрывают, никогда не угорают, и гарью не пахнет. Ага, хороша штучка, да последняя!

II
1. Покалякать здесь со мной подходи, народ честной: и парни, и девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки, и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки с вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат!
2. Вот, смотрите в оба: идет парень и его зазноба, надели платья модные, да думают, что благородные. Парень сухопарый сюртук где-то старый купил за целковый и кричит, что он новый. А зазноба отменная - баба здоровенная, чудо красоты,

Толщина в три версты, нос в полпуда, да глаза просто чудо: один глядит на вас, а другой в Арзамас. Занятно!
3. А вот город Вена, где живет прекрасная Елена, мастерица французские хлебы печь. Затопила она печь, посадила хлебов пять, а вынула тридцать пять. Все хлебы хорошие, поджарые, сверху пригорели, снизу подопрели, по краям тесто, а в середине пресно. Страсть как вкусно!
4. Перед вами город Краков. Продают торговки раков. Сидят торговки все красные и кричат: раки прекрасные! Что ни рак - стоит четвертак, а мы за десяток дивный берем только три гривны, да каждому для придачи даем гривну сдачи. Торговля!
5. Друзья сердечные, тараканы запечные, карманы держите да дальше смотрите. Вот на Ходынском поле гуляет франт, сапоги в рант, брови колесом, шишка под носом, подле носа папироса, кудри завиты, глаза подбиты, так фонари и светят до зари. А вот и еще три: один в шапке, другой в тряпке, третий на железной подкладке, нос в табаку, сам провалился в кабаку. Раздолье!
6. А вот в московском «Яре» беготня как на базаре. Кутит купец московский, нализамшись уж чертовски, а все выпить рад. Сам черт ему не брат, не препятствуй его ндраву, разнесет все на славу. А от него направо плывет, точно пава, мамзель из иностранок, из тамбовских мещанок, поцелуй ему подносит да ласково так просит: «Распотешь свою мамзелю, разуважь на целую неделю, поднеси аглицкого элю». И купец потешает, мамзель угощает, а сам водку пьет, инда носом клюет, закусочку готовит да чертей под столом ловит. Дай бог всякому!
7. А вот в городе Цареграде стоит султан на ограде. Он рукой махает, Омер-пашу призывает: «Омер-паша, наш городок не стоит ни гроша!» Вот подбежал русский солдат, банником хвать его в лоб, тот и повалился, как сноп, все равно что на грош табачку понюхал. Ловко!
8. Глядь, нация женская: вот изба деревенская, на полатях мужик пьяный выворотил карманы, накрылся и спит да как дудка храпит. А женка кособокая, баба краснощекая, на пьяного дуется и в углу с парнем целуется. Приятно!
9. Поворачиваю еще машину, а вы дайте по алтыну старику

На водку, промочу свою глотку. Перед вами барин, не то еврей, не то татарин, а то, может быть, и грек, очень богатый человек. Он по бульвару спокойно гуляет, вдруг кто-то из кармана платок таскает. Барин это слышит да нарочно еле дышит. На то он и держит банкирскую контору, чтоб не мешать никакому вору. Сам, видно, с маленького начинал. Чисто! 10. Бот вам площадь городская, хорошая такая и убранная к тому же, что ни шаг, то лужи, и украшениям нет счета, где ни взглянь - там болото, а пахнет так, будто роза, потому что везде кучи навоза. Чисто!

ТУЛ ЬСКИЙ РАЕК

Сражения-баталия
При тетке Наталье:
Турки
Валятся, как чурки,
А наши палят,
Хоть и без голов стоят,
Лишь табачок понюхивают.
________

А эвто - тетушка Матрена,
Голова палена,
Завивает пукли,
А глаза распухли.
Она блины становила,
Да глаза себе подбила.
Позади ж ее франт
Надевает фрак
Об шестнадцати фалд,
Четырнадцать карманов.
Из одного кармана
Торчит мочала,
Так начнемте, господа, сначала!

ПРИ БАУТКА ЯРОСЛАВСКОГО РАЕШНИКА

Святой город Иерусалим
И святые места.
Город Варшава, река Висла,
Да в ней вода скисла.
Тут бабушка Софья
Три года на печи сохла.
А как этой водицы попила,
Еще тридцать три года прожила.

НИЖ ЕГОРОДСКИЕ ЯРМАРОЧНЫЕ РАЙКИ

Площадь перед самокатами вся залита народом; со всех сторон из балаганов слышится самая разнообразная музыка, раздаются громкие зазывания в «комедии», крики разносчиков, громкий говор толпы, остроты забубенной головушки-мастерового, и в том числе однообразно звучит рассказ служивого, от которого у публики животики подводит, а служивый-то сам и усом не поведет и глазом не мигнет.
- Вот я вам буду спервоначально рассказывать и показывать, - говорит он монотонным, всего на двух или трех нотах, голосом, - иностранных местов, разных городов, городов прекрасных; города мои прекрасные, не пропадут денежки напрасно; города мои смотрите, а карманы берегите.
- Это, извольте смотреть, Москва - золотые маковки, Ивана Великого колокольня, Сухарева башня, усиленский собор, 600 вышины, а 900 ширины, а немножко поменьше; ежели не верите, то пошлите поверенного, - пускай поверит да померит.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как на Хотинском поле из Петросьского дворца сам анпиратор Лександра Николаич выезжает в Москву на коронацию: артиллерия, кавалерия по правую сторону, а пехота по левую.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как от фрянцюсьского Наполеона бежат триста кораб-лев, полтораста галетов, с дымом, с пылью, с свиными рогами, с

Заморским салом, дорогим товаром, а этот товар московского купца Левки, торгует ловко.
- А это вот, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, город Париж, поглядишь - угоришь; а кто не был в Париже, так купите лыжи: завтра будете в Париже.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Лександровский сад; там девушки гуляют в шубках, в юбках и в тряпках, зеленых подкладках; пукли фальшивы, а головы плешивы.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, Царьград; из Царяграда выезжает сам салтан турецький со своими турками, с мурзами и татарами-булгаметами и с своими пашами; и сбирается в Расею воевать, и трубку табаку курит, и себе нос коптит, потому что у нас, в Расее, зимой бывают большие холода, а носу от того большая вреда, а копченый нос никогда не портится и на морозе не лопается.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как князь Меньшиков Севастополь брал:турки палят - все мимо да мимо, а наши палят - все в рыло да в рыло; а наших бог помиловал без головушек стоят, да трубочки курят, да табачок нюхают да кверху брюхом лежат.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, как в городе в Адесте, на прекрасном месте, верст за двести, прапорщик Щеголев агличан угощает, калеными арбузами в зубы запущает.
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и разглядывать, московский пожар; как пожарная команда скачет, по карманам пироги прячет, а Яшка-кривой сидит на бочке за трубой да плачет, что мало выпил, да кричит: «Князя Голицына дом горит».
- А это, извольте смотреть-рассматривать, глядеть и, разглядывать, нижегородская Макарьевская ярманка; как московские купцы в Нижегородской ярманке торгуют; московский купец Левка торгует ловко, приезжал в Макарьевскую ярманку, - лошадь-от одна пегая, со двора не бегает, а другая - чала, головой качает; а приехал с форсу, с дымом, с пылью, с копотью, а домой-то приедет - неча лопати: барыша-то привез только три гроша; хотел было жене купить дом о крышкой, а привез глаз с шишкой...

РУ ССКИЙ РАЕК

Вот смотри-гляди: большой город Париж, побываешь - угоришь, где все по моде, были бы денежки только в комоде, всё лишь и гуляй, только деньги давай. Вон как, смотри, барышни по реке, сели, катаются на шлюпках в широках юбках, в шляпках модных, никуда не годных. А вон, немного поближе, большой мост в Париже, вон как по нем франтики с бородками гуляют, барышням с улыбкою головкой кивают, а у прохожих зевак из карманов платочки летают. Бррр... Хороша штучка, да последняя!

ВСЕ МИРНАЯ КОСМОРАМА

В сей космораме показывается всякой город и разные виды житейски, страны халдейски и город Париж - как въедешь, так от шуму угоришь, и страны Американски, откуда привозятся калоши дамски.
Вот извольте видеть:

Салтан машет платком,
ему грозят штыком,
завязалась кутерьма -
огнем горят дома,
гром пушек,
кваканье лягушек,
бабий храпеж.
Ничего не разберешь!

Вот идет мужик с женой. Его зовут Данилой, а жену Ненилой. Третью ночь к ней ходит Кузьма милой. Тут муж опасается - вилой запасается, в овин убирается, а милый Кузьма - малый не без ума: прямо тем временем в спальню пробирается.

Бразильская обезьяна Юлия Пастрана -
славная дама.

Немец мудреный посадил в клетку
и народу за деньги кажет,
про чудо заморское историю расскажет.
А это чудище - в кринолиновой юбище.

А вот извольте видеть, как армейский капральной с ярославской бабой «чижика» под старую балалайку отхватывают, ногами такие ениташа отрабатывают.