В. Г. Белинский писал: “…что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения”. Современный русский язык – самый распространенный европейский язык. Его международным признанием стало постоянное членство в Клубе мировых языков. Конечно, когда мы говорим о любом языке, в первую очередь речь идет о средстве воспитания, инструменте коммуникации, освоения окружающего нас мира. Именно язык формирует культуру любого общества, его духовную и национальную самобытность. Сегодня русский язык как государственный

Язык Российской Федерации является действенным средством межнационального общения народов, проживающих на обширной территории нашей Отчизны. Он выполняет интеграционную функцию в политической, социальной и культурной сферах, выступает фактором консолидации граждан разных национальностей и вероисповеданий. Безусловно, русский язык будет всегда залогом сохранения и развития языков и культур всех народов страны.

Необычайное богатство, тончайшие оттенки и нюансы, глубокий и особенный смысл – русский язык действительно велик и всесилен, ему доступны любые возможности, и нет таких природных красот или человеческих

Эмоций, которые нельзя было бы точно, красочно и достоверно описать.

Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.

С помощью слова можно стать не только поэтом или писателем, филологом или лингвистом, но и исключительно удачливым бизнесменом, умеющим проводить любые сложные переговоры для пользы общественного созидания и собственного процветания. Можно стать выдающимся дипломатом, работая на благо родного государства. Велика сила слова и у работников журналистики, с их помощью формируется общественное мнение, бесспорно влияющее на всю политическую и социальную жизнь страны.

Обладая красивым и правильным русским языком, можно стать счастливым и в личной жизни, найти свою любовь, изъясниться в своих искренних чувствах, признаться в своей страсти, не боясь быть неверно или превратно понятым.

Сравнивая русский язык с другими распространенными языками мира, такими как лаконичный английский или отрывистый немецкий, мы невольно отмечаем богатство эпитетов, замысловатых оборотов, едва уловимых оттенков и прочих признаков истинного величия и небывалого многообразия.

Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, смакуя их великолепный слог и собственный, неповторимый стиль, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.

Описание темы: Русский язык оставался и есть сейчас языком поэтов и прозаиков, языком культуры и средством передачи народного достояния огромного культурного наследия от поколения к поколению.

Закрадывается ощущение, что сейчас русский язык недооценен и его роль занижена, а то и вовсе им только и пользуются в своих корыстных целях современного общества, оставляя темные пятна бранных слов, замещая англоязычными и другими словами иностранных словарей, интернет жаргонизмом и “простословием”.

А ведь секрет Русского языка в том, что он удивительно гибок и богат, им могут общаться все сословия и одно и то же слово может звучать в десятках вариаций и значений. Так “В чем секрет русского языка”, “Русского слова” и “Почему я люблю русский язык?”

Давайте поразмышляем вместе, а рассуждения напишем в виде сочинения на тему:

“Великий и могучий русский язык”.

Русский язык Богатство, благозвучие и величие русского языка – предмет восхищения многих отечественных классиков. Тем более удивительно, что наши современники недооценивают его роль, замусоривая свою речь англицизмами, жаргонизмами, просторечными выражениями, новомодным интернет-сленгом и бранными словами. Если бы каждый задумался, какую ценность представляет собой русский язык и какими огромными возможностями для выражения мыслей он обладает, то стремился бы познать его еще глубже и пренебрег бы другими средствами. В чем же секрет русского языка и почему я его так люблю? Попробую объяснить с помощью весомых аргументов и наглядных примеров.

Богатство русского языка – не в количестве лексических единиц, зафиксированных в словаре, а в его гибкости, не имеющей границ. Так, например, считается, что больше всего слов содержится в английском языке – около миллиона на сегодняшний день. В “Словаре современного русского литературного языка” – только 131000. Но при этом не учитывается уникальная особенность нашей речи: если принять во внимание все возможные словоформы, то количество лексических единиц в русском языке превысит 1,5 миллиона.

Докажем состоятельность приведенного аргумента на конкретном примере. Возьмем любое существительное из словаря русского языка. Пусть это будет “мама”. Создадим словоформы (грамматические разновидности) по падежам и числу: маме, маму, мамой, мамы (родительный падеж единственного числа), мамы (именительный падеж множественного числа), мам, мамам, (о) мамах. В английском языке слово “мама” имеет только 1 словоформу – “Mothers” (множественное число). Такое сравнение можно привести почти с каждым существительным в русском языке: большинство из них может иметь в 8 раз больше словоформ, чем в том же английском.

Великий и Могучий Русский язык

Словарь русского языка внушителен по объему и гибкости смысловых значений настолько, что не хватит жизни для полного овладения даже при условии, если речь идет о человеке, у которого этот язык – родной. Очень наглядно доказывают цифры: абсолютный рекорд по количеству используемых слов принадлежит А. С. Пушкину – около 24 тысяч слов (из “Словаря языка Пушкина”). Высокообразованный человек применяет в своей речи максимум 8000 слов. Среднестатистический “носитель русского языка” имеет и того меньше: около 3-4 тысяч слов. Это ли не повод задуматься о том, как ограниченно мы пользуемся огромным потенциалом русского языка и насколько нелепы попытки “обогатить” свою речь жаргонизмами или интернет-сленгом.

Возможности русского языка широки настолько, что можно в течение всей жизни пополнять свой словарный запас и не освоить даже половины. Разнообразие словоформ и значений позволяет передавать мельчайшие оттенки смыслов, составлять красочные образные описания, доходчиво выражать свои мысли – в этом и заключается виртуозное использование богатства русского языка.

(Пока оценок нет)

О русский язык!

С какой небрежностью и лёгкою свободой

Рассыпал ты повсюду красоту

Сравнить тебя могу лишь с дивною природой,

Где смог ты уловить волшебную черту.

Русский язык – один из богатейших языков мира. Этоязык величия, эмоций, чувств.

Философ Иван Алексеевич Ильин, выступая на Пушкинскомюбилее в 1837 году, сказал о русском языке: «И ещё один дар дала нам наша Россия: это нашдивный,наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость, и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и красота»

« Великий, могучий, правдивый и свободный», - такими словами характеризовал русский язык И. С.Тургенев.

О богатстве любого языка свидетельствует его словарный запас. Словарь русского литературного языка, складывавшийся на протяжении многих столетий, очень богат и по числу слов, и по разнообразию оттенков их значений, и по тонкостям стилистической окраски. В создании словаря лексики литературного языка участвовал весь русский народ, его великие писатели, критики, учёные. Известно, что семнадцатитомный «Словарь современного русского литературного языка» включает 120480 слов. «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля 200000 тысяч. Определить с максимальной точностью количество слов в современном русском языке невозможно, так как он постоянно обновляется и обогащается.

Об этом красноречиво говорят словари-справочники «Новые слова и значения» (под ред. Н.Э. Котеловой), а также ежегодные выпуски серии «Новое в русской лексике: Словарные материалы». Так, словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. (1984) содержит около 5500 новых слов и словосочетаний, а также слов с новыми значениями, не вошедших в толковые словари русского языка, изданные до 1970 г. В «Словарные материалы-80» (1984) включено более 2700 словарных статей и 1000 новых слов с неполным описанием (без толкований и этимолого-словообразовательных справок), встретившихся в периодических изданиях с сентября по декабрь 1980 г.

Но о богатстве языка судят не по количеству слов. Русский язык обогащают многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы. Паронимы, фразеологизмы, а также пласты слов, представляющие историю развития нашего языка, - архаизмы, историзмы, неологизмы.

И я остановлюсь на некоторых из них.

Многозначные слова.

Наличие у многих слов русского языка не одного, а несколько значений составляют богатство речи,и позволяет использовать эту особенность как

средство выразительности. Вот некоторые примеры многозначных слов:лист (клёна) – лист (картона), глухой (старик) – глухая (стена), идёт (человек) – идёт (фильм).

Омонимы (от греч. homos – "одинаковый" и omyna – "имя") – это слова, которые одинаково произносятся, но обозначают различные, никак не связанные между собой понятия: ключ ("источник") – ключ ("для отпирания замка") – ключ ("к шифру"); коса ("орудие") – коса ("волосы") – коса ("вид отмели или полуострова").

Существуют разные виды омонимов. Омонимами являются слова, которые одинаково звучат, но по-разному пишутся: труд – трут, лук – луг.

К омонимам относят слова, которые звучат по-разному, но пишутся одинаково: мука – мука, парить – парить, замок – замок.

Иногда на почве омонимии возникает двусмысленность:

Побывать на дне науки. (День науки или дно науки?)

К вечеру все будет готово. (Вечерние часы или вечернее представление?)

Паронимы

Паронимы (от греч. para – "около" и onyma – "имя") – это слова, в большинстве случаев однокоренные, близкие по звучанию, но имеющие различные значения: адресант – "отправитель" – адресат – "получатель"; эмигрант – "выезжающий из страны" – иммигрант – "въезжающий".

Паронимами являются слова методичный – методический – методологический, значение каждого из этих слов обусловлено первообразным словом в процессе словообразования (методичность – методика – методология). Так, мы говорим методичный обстрел – "строго последовательный, по плану", методическое пособие – "сделанное по методике", методологический анализ – "совокупность приемов исследования".

Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный. Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая почта); дипломатичным – что-то корректное, соответствующее этикету (дипломатичное поведение сторон).

Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и предоставить. Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый учитель представляется классу, о вот возможность совершить учебную экскурсию предоставляется. Следует таким образом определять значение этих паронимов: представить: 1) дать, вручить, сообщить о чем-либо для ознакомления, осведомления; 2) показать, продемонстрировать что-то; предоставить: 1) дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо; 2) дать возможность делать что-либо, поручить кому-либо исполнение какого-либо дела.

Смешение паронимов часто приводит к искажению смысла: Верней клади ступень ноги (вместо: ступню); Он щелкнул щиколоткой калитки (вместо: щеколдой).

Смешение паронимов также свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего: Он одел свитер (вместо: надел)

Архаизмы, историзмы, неологизмы.

Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из активного словаря и вместо которых появились новые, имеющие то же значение: лицедей – актер, повинен – обязан, вельми – очень, токмо – только. Архаически звучат сегодня следующие канцеляризмы: безотлагательно, войти с ходатайством, взимать, возымело, всемерно, всуе, дабы, вышеозначенный, нижеупомянутый, подлежит, присовокупить, тем паче, учинить и др.

Состав архаизмов непостоянен и изменчив. Слова, входящие сегодня в общеупотребительный словарь, завтра могут стать архаизмами, а нынешние архаизмы завтра могут быть забыты.

Историзмы – это слова, которые соответствовали идеологическим и бытовым понятиям и явлениям, ушедшим в прошлое. К ним относятся названия уже не существующих должностей, занятий, званий: боярин, посадник, околоточный, надзиратель, предводитель дворянства. Заменить эти историзмы современными словами нельзя, так как сегодня уже не существует соответствующих понятий.

Историзмами стали слова, появившиеся в русском языке в советскую эпоху: продразверстка, шкраб (школьный работник), губнарообраз (губернский отдел народного образования), нэп, ликбез.

Историзмы и архаизмы вводятся в речь для придания колорита той или иной эпохе. Так, описывая XVIII век можно использовать архаизмы не токмо, понеже, сей и др., а также заимствованные слова, которые были в активном употреблении в то время: виктория, вояж, политес, без всякого сансу.

Неологизмы – это слова, недавно появившееся в языке. Неологизмами они считаются до тех пор, пока говорящие ощущают их новизну.

Неологизмы рождаются на протяжении всей истории народа. Изменения в области производственных и общественных отношений, открытия в науке и технике, появление новых понятий становятся причиной их возникновения в языке.

Неологизмами пришли в литературный язык XX века такие слова, как факс,

ксерокс, принтер, мобильный телефон, пейджер, ноутбук и мн. др.

Творцами неологизмов – терминов в науке и технике – в наше время являются ученые, изобретатели. В зависимости от условий создания неологизмы делятся на две группы. Возникновение одних никак не связывается с именем создателя, другие, наоборот, вводятся в употребление известными людьми. Никто не может сказать, кем были придуманы когда-то слова: колхоз, комсомол, пятилетка. Зато закреплено авторство создателей следующих слов: созвездие, полнолуние, притяжение – М.В. Ломоносов; общественность, общедоступный, человечный – Н.М. Карамзин; понятие – А.Д. Кантемир; стушеваться – Ф.М. Достоевский; головотяп – М.Е. Салтыков-Щедрин; гражданин – А.Н. Радищев.

Сравнивая русский язык с другими распространёнными языками мира, такими как лаконичный английский язык или отрывистый немецкий, мы невольно отмечаем богатство эпитетов, замысловатых оборотов, едва уловимых оттенков и прочих признаков истинного величия и небывалого многообразия.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского языка позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи. Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами; « мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист». О верном друге можно сказать и словами « надёжный, преданный, постоянный, готов в огонь и в воду».

А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия «засмеяться»! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят – хихикнул, если внезапно – фыркнул, прыснул (разговорное), если громко –захохотал, расхохотался, разразился (или залился) смехом, загоготал (разговорное).

А вот какие слова нашёл и использовал писатель Л.Кассиль в своём рассказе «Пекины бутсы». « Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои – рассыльные, усмехался сам хозяин отеля» Эти слова – синонимы (9 слов, 9 различных оттенков и ни одного повторения).Разнообразной, яркой, красочной делают речь синонимы.Можно привести ещё пример:синонимы слова «говорить» -выражаться. Изъясняться, заливаться, соловьём, произносить, молоть, нести, плести – различаясь оттенками значения и сферой применения, помогают выразить мысль образно и при этом избежать однообразия повторений слов.Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками, выбрав нужное слово, из ряда других, близких по значению.

О богатстве речи свидетельствуют наличие в языке пословиц и поговорок:

Выразительны русские пословицы и поговорки -сокровищница мудрости:

Счастье придёт -и на печи найдёт.

Не спеши языком – торопись делом.

Что посеешь – то и пожнёшь.

Язык разум открывает.

Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь.

Русский язык выделяется среди других языков удивительным богатством и словообразованием морфем – суффиксов, приставок. Изменятьзначения слов и придавать им самые тонкие значения могут приставки и суффиксы, например, бежать – прибежать, перебежать, убежать. Отбежать, выбежать;

Мальчик – мальчишка, мальчуган, мальчонка.

Оттенки этой мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями:

С полей сошёл снег и обнажил парящую землю.

С полей сошёл снег, обнажив парящую землю.

С полей сошёл снег, и обнажилась парящая земля.

С полей сошёл снег-обнажилась парящая земля.

Фразеологизмы.

Богатство русского языка составляет фразеологизмы, то есть устойчивые сочетания с несвободным значением каждого слова. Смысл фразеологизма представляет собой не сумму значений входящих в него слов, а нечто целое. Например, словосочетание собаку съесть означает "быть опытным, искушенным в каких-то вопросах" и, разумеется, никакого отношения к значению отдельных слов - собака и съесть не имеет. Выражение спустя рукава означает "кое-как" (сравните его с выражением он примеривал костюм, спустив рукава рубашки, где слова спустиви рукаваимеют прямое, самостоятельное значение).

Происхождение фразеологических словосочетаний не всегда можно легко установить.

Спустя рукава и засучив рукава.

Эти выражения зародились в те далёкие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говоря, что онработает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

По своему происхождению фразеологические словосочетания могут быть разделены на следующие группы:

1) пословицы и поговорки: валить через пень-колоду; толочь воду в ступе; ни кола, ни двора; кашу маслом не испортишь; дело в шляпе; за семь верст киселя хлебать; одна ласточка весны не делает; пальца в рот не клади и т.п.;

2) библейские выражения: метать бисер перед свиньями; не от мира сего; камень дать вместо хлеба; левая рука не знает, что делает правая; око за око,

зуб за зуб;беречь как зеницу ока и др.;

3) мифологические выражения: сизифов труд; муки Тантала; авгиевы

конюшни; нить Ариадны; прокрустово ложе; ахиллесова пята; дамоклов меч; пожинать лавры; пиррова победа и т.д.;

4) фразеологизмы профессионального происхождения: бить баклуши; довести до белого каления; играть первую скрипку; ни сучка ни задоринки; взять под обстрел; тянуть канитель;

Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства языка. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания:

вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно характеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Компоненты интонации: мелодика, логическое ударение, громкость, темп речи, паузы. Все интонационные средства языка делают речь богатой, придают ейяркость, выразительность. Понятно,что интонационный рисунок, разнообразящий речь, особенно значим в устной звучащей речи. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.

В русском языке немало слов, обладающих экспрессией. Передавая положительное и отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Например, великодушный, очаровательный, волшебный, совершенный, изящный – эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка,растяпа, лгун, недотёпа, невежда -характеризуются отрицательной экспрессией.

Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слов, но иего звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные стороны, особенности, своеобразие. Так Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке « все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может,живой, как жизнь, обогащаться ежеминутно…» .Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, критик В. Г. Белинский отмечал: « Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен…».

Классик французской литературы ПросперМериме, изучивший русский язык, писал: « Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый подобно греческому. Почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданный для поэзии»

Наслаждаясь классическими литературными произведениями знаменитых русских авторов, мы каждый раз находим для себя ответы на многие вопросы и темы, трогающие до глубины души, поскольку мастерство их поистине поразительно и заставляет осознать подлинную многогранность и изумительную гармонию русского языка.

Использованная литература:

1. В.А. Артёмов, Очерк психологии речи. – М., 1954г.

2. О.М. Казарцева, Культура речевого общения. – М.: Флинта, Наука, 2001 г.,

3. А.В. Калинин, Лексика русского языка. Издательство Московского университета, 1978 г

4. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова, Современный русский язык. – М.: Рольф, 2002г.

5. Н.С. Валгина, Активные процессы в современном русском языке. – М.: Логос, 2003 г.

6. Л.В. Щерба, Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974г.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку,- дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

К. Паустовский

Русский язык - один из развитых языков мира

1 . Прочитайте. В чём заключается богатство русского языка? Запишите свой ответ.

Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом - гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощью точно и ярко выражаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неиссякаемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке, говорил Николай Васильевич Гоголь, «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно».

развитый ребёнок
развитой язык

2 . Прочитайте высказывания о русском языке. Подготовьтесь записать их под диктовку.

1. Русский язык необыкновенно богат. (В. Белинский.) 2. Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К. Паустовский.) 3. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём. (А. Герцен.) 4. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. Куприн.) 5. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев.)

3 . Спишите высказывание о языке писателя К. Паустовского из упр. 2. Используя это высказывание как тезис, постройте рассуждение. Приведите примеры из произведений художественной литературы.

Класс: 6-й (общеобразовательный).

Тип урока: сообщение новых сведений.

Тема лингвистическая: русский язык – один из развитых языков мира.

Дидактический материал: толковые словари С.И.Ожегова, стихотворение А.Яшина "Русский язык".

Цели:

  • Познавательные :
    • повторить ранее изученные сведения о русском языке(синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны);
    • раскрыть понятие развитой язык .
  • Практические :
    • закрепить умение подбирать синонимы, антонимы;
    • уметь объяснять понятие развитой язык , отличать от понятия развитый ребёнок .
  • Общепредметные :
    • воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, нравственные качества школьников;
    • развивать память, логическое мышление, речь;
    • формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Оформление доски:

Русский язык – один из развитых языков мира.

(Эпиграф выведен через кодоскоп)

Карл V, римский император говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка.

М.В.Ломоносов

(Этот эпиграф закрыт в начале урока)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

И. Тургенев.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи. Что такое притча? (Притча – это рассказ нравоучительного, философского характера .)

– Послушайте притчу.

Притча из "Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа".

(Материал для учителя.)

Однажды Ксанф решил отблагодарить своих учеников угощением за угощение и говорит Эзопу: "Эзоп, сегодня к обеду придут мои друзья, так ты ступай и свари нам самого лучшего, самого прекрасного, что есть на свете!"
"Ладно, – думает Эзоп, – ужо я научу его не давать глупых приказаний". Пошёл он в мясную лавку, купил языков, и когда пришёл домой, то одни приготовил жареными, другие вареными, третьи холодными с приправой. Вот пришли гости; Ксанф говорит: "Эзоп, принеси нам поесть!".
Эзоп подаёт каждому вареный язык под соусом.
– Ого, учитель! – говорят ученики, – даже обед у тебя философский: ничего не упустишь из виду! Только мы устроились за столом, а нам уже подают язык!
Посидели они чуть-чуть, Эзоп опять подаёт каждому жареный язык под перцем с солью.
– Божественно, учитель, великолепно! – говорят ученики. – От огня, да ещё от перца с солью у языка всегда острее вкус: едкость соли с природной остротой языка, соединяясь, дают вкус приятный и пряный.
В третий раз Эзоп подаёт каждому холодный язык с кореньями. Всем стало плохо.
Ксанф говорит: "Эзоп, подай нам похлёбки!"
Подаёт Эзоп отвар, оставшийся от языков. Гости и смотреть не хотят. А Ксанф говорит:
– Да разве не сказал я тебе: "Купи всего самого лучшего, самого прекрасного на свете!"
Эзоп отвечает:
– Счастье моё, что ты меня попрекаешь в присутствии этих учёных господ. Подумай: ты мне сказал: "Купи самого лучшего, самого прекрасного на свете". А есть ли что на свете лучше и прекраснее, чем язык? Разве не языком держится вся философия вся учёность? Без языка ничего нельзя сделать – ни дать, ни взять, ни купить; порядок в государстве, законы, постановления – всё это существует лишь благодаря языку. Всей нашей жизни основа – язык; нет ничего лучше на свете.
Ученики похвалили Эзопа за рассуждения и разошлись.
На следующий день они вновь пришли к Ксанфу. А тот говорит:
– Мои учёные друзья, сегодня я угощу вас настоящим обедом: вот послушайте, как я распоряжусь! – И, кликнув Эзопа, он ему говорит: " Так как всё, что говорят, ты выворачиваешь наизнанку, то вот тебе мой приказ ступай на рынок и купи там самого дрянного, самого негодного на свете!"
Эзоп это выслушал и бровью не повёл. Он опять пошёл в мясную лавку, опять накупил языков от всех заколотых свиней и опять состряпал из них обед. Тем временем явился Ксанф с учениками, устроились они за столом, выпили по первой чаше, и Ксанф сказал: "Эзоп, принеси нам поесть!"
Эзоп вновь стал подавать блюда из языков, Ксанф разозлился:
– Ты опять за старое, злодей? Да как ты смел это покупать? Разве я не сказал тебе: "Ступай на рынок и купи самого дрянного, самого негодного на свете!
Эзоп отвечает:
– Что же на свете хуже языка? Язык нам несёт раздоры, заговоры, обманы, побоища, зависть, распри, войну… разве может быть что-то ещё хуже, ещё презреннее, чем язык?

II. Беседа по притчи

– Что о языке говорит Эзоп? (Язык – это самое прекрасное, что есть на свете, т.к. языком держится вся философия и учёность, язык – основа нашей жизни, без языка ничего нельзя сделать. Но в то же время, язык – самое дрянное, т. к. несёт раздоры, обманы, зависть, распри, войну.)

– В каком значении употребляется слово "язык" в притче? (Язык – орган в полости рта, являющийся органом вкуса, и язык – речь, способность говорить.)

III. Повторение за 5 класс

– Как называются такие слова? (Омонимы)

– А как называются слова дрянное и прекрасное , встречающиеся в тексте? (Антонимы)

– Какие группы слов мы с вами ещё изучали в 5 классе в разделе лексика? (Омофоны, многозначные слова, синонимы)

– Давайте вспомним, что называется омофонами, синонимами, многозначными словами? (Ответ детей)

IV. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы будем говорить о языке. Запишите в тетради тему нашего урока.

Русский язык – один из развитых языков мира.

1. – Что именно говорится в теме урока о русском языке? (Что русский язык является развитым языком.)

– Перед вами лежат толковые словари, посмотрите значение слова РАЗВИТОЙ. (Словарь С.И. Ожегова. Развитой – 1). Достигший высокой степени развития. 2). Духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

– В каком из двух этих значений слово язык употребляется в названии темы? (В первом. Развитой – достигший высокой степени развития.)

– А в каком значении слово язык употребляется в словосочетании развитый ребёнок ? (Во втором. Развитый ребёнок – это ребёнок духовно зрелый, просвещённый, культурный.)

(Обратить внимание на ударение: развитОй язык, но рАзвитый ребёнок.)

– Составьте предложения с этими словосочетаниями.

2. – Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку.

Читают слова М.В.Ломоносова о русском языке.

– Почему на русском языке "прилично" говорить и с Богом, и с врагом, и с другом, и с женщиной? (Русский язык может быть нежным, ласковым, а может быть грозным. Одну мысль можно выразить кратко, а можно распространить синонимами, сравнениями. Одну и ту же фразу мы можем произнести с разной интонацией. Русский язык богат разнообразием звуков, лексическими единицами, синтаксическими конструкциями.)

V. Закрепление

– Давайте обратимся с вами к стихотворению А.Яшина "Русский язык" и постараемся найти подтверждение того, что русский язык – развитой язык.

(Стихотворение спроецировано через кодоскоп.)

Я люблю свой родной язык.
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души,
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земли, живуч.

– Выразительно прочитайте стихотворение. Объясните орфограммы. Выпишите слова-ключи, которые доказывают, что русский язык является одним из развитых языков. (Певуч, многолик, могуч, живуч.)

– Язык певуч. Докажите правильность этой мысли. (В русском языке много звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких. Русский язык отличается мелодичностью, звучностью.)

Задание по рядам:

1-й ряд подбирает синонимы к слову богатство (языка). Обилие, изобилие.
2-й ряд приводит примеры многозначных слов, пользуясь толковым словарём учебника.
3-й ряд подбирает антонимы к слову большой . Небольшой, маленький, крохотный и т.д.

Затем с этими словами 1 вариант составляет предложения с однородными членами.

  • 2 вариант составляет предложения с обращениями.
  • 3 вариант – предложения с прямой речью.
  • 4 вариант – сложносочинённые предложения.
  • 5 вариант – сложноподчинённые предложения.
  • 6 вариант – предложения с обобщающими словами.

– Почему А. Яшин в стихотворении говорит, что язык многолик, как русский народ? (Потому что русский народ многонациональный.)

– Как называется этот художественный приём? (Сравнение.)

– Почему язык могуч? (Словом можно убедить человека, поднять на защиту Родины, словом можно убить человека, а можно спасти.)

– Прочитайте четверостишье В.Шефнера.

(Стихотворение заранее записано на обратной стороне доски.)

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать, и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

– Что значит выражение: слово можно в разящий свинец перелить ? (Свинцовые пули убивают или тяжело ранят. Словом тоже можно убить, как пулей.)

– Прочитайте это стихотворение ещё раз и запишите по памяти.

– Что значит выражение язык живуч ? (Язык появился давно. Поколения сменяют друг друга, а язык сохраняется. Если слово исчезает, то в языке находится замена ему. Русский язык пополняется за счёт образования новых слов различными способами. Есть в русском языке историзмы и архаизмы, которые находятся в пассивном запасе языка.)
– Объясните лексическое значение слова держава . Подберите к нему синонимы. (Родина, Отечество, страна, Отчизна.)

– Как вы понимаете словосочетание боль души ? (Беспокоиться, сострадать, переживать.)

VI. Итоги урока

– Ребята, сегодня на уроке мы с вами сказали о языке очень много. Давайте подведём итоги, почему же русский язык – развитой язык. (Русский язык богат звуками, интонацией, лексикой, синтаксическими конструкциями. Слова в русском языке вступают в различные отношения: синонимии, антонимии, омонимии. С помощью языка можно передать различные мысли, чувства, запахи и т.д. У русского языка богатая история.)

– Вот поэтому мы должны беречь наш родной язык, соблюдать языковые нормы и передать потомкам красивый, звучный, богатый язык, которым мы владеем. К этому призывал нас И.Тургенев, посмотрите на 2 эпиграф к нашему уроку.

Чтение эпиграфа.

VII. Домашнее задание

Упражнение 3. Выучить наизусть 2 высказывания о языке из упражнения или найденные самостоятельно.

Использованная литература :

  1. Францман Г.К. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. -М.: Просвещение, 1995.-240 с.
  2. Ломоносов М.В. Российская грамматика//Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений/АН СССР. – М.; Л., 1950–1983. Т.7: Труды по филологии 1739–1758 гг. – М.; Л.: Издательство АН СССР,1952. – с.389-578.
  3. А.Яшин . Избранные стихотворения. М.: Художественная литература, 1961 г.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологии: здоровьесбережения,формирования творческих способностей учащихся, личностно ориентированного обучения.

Планируемые результаты

Предметные: научиться понимать высказывания на лингвистическую тему, составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Метапредметные УУД

  • Коммуникативные : слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Регулятивные : самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
  • Познавательные : объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста.

Личностные УУД : формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Надеюсь, что учебный год принесёт вам радость открытия новых знаний.

II. Целеполагание. Мотивация.

Послушайте высказывание Куприна А.И., где пропущено словосочетание: «… в умелых руках и опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Предположите, о чём пойдёт речь на уроке? (Русский язык – один из богатейших языков мира).
Какова цель нашего урока? (Закрепление полученных ранее представлений о языке как средстве общения, осознание богатства, красоты, выразительности русского языка).

Для чего нам это нужно? (Изучение русского языка поможет нам лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли).

III. Новый материал.

Выступления школьников на тему «Русский язык – один из богатейших языков мира» (во время выступлений обучающиеся должны записывать основные положения, работа в парах).

1 выступающий.

Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия, но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
В этом нам помогают синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли. Ими пользуются также для того, чтобы не повторять одно и то же слово. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым и храбрым, а человека, состоящего с кем-либо во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. А вот синонимы слова сказать: произнести, проговорить, выговорить, молвить, изречь, бросить, проронить, буркнуть, вставить, ввернуть, выпалить, отпустить, сказануть, выдать и другие.

Выбирайте такое слово, которое больше всего подходит к стилю вашей речи, выступления.

2 выступающий.

Очень выразительны русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости. Что написано пером, того не вырубишь топором. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Доброе братство лучше богатства. Хорошая книга, да чтец плох. Всякая птица своё гнездо любит. За правое дело стой смело. Поспешишь – людей насмешишь. Хвататься за соломинку. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной.

3 выступающий.

Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: дочь – дочка, доченька; друг – дружок, дружище, белый – белизна, белеть, беловатый, беленький, бело; ходить – входить, выходить, заходить, уходить, отходить, сходить, переходить, приходить; смелый – несмелый; автор – соавтор.

4 выступающий.

Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, и обнажилась парящая земля. Когда с полей сошёл снег, обнажилась парящая земля.
(Возможные записи в тетради учащихся

Русский язык – один из богатейших языков мира.

1. Синонимы: смелый и храбрый; враг, неприятель, противник.

2. Русские пословицы и поговорки – сокровища народной мудрости.

  • Что написано пером, того не вырубишь топором.
  • Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

3. Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: дочь – дочка, доченька; автор – соавтор.

4. Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, и обнажилась парящая земля.)

IV. Закрепление.

1. Упр. 2

2. Упр. 6

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

3. Соберите «лесные» слова (работа в парах). Но сначала послушайте, как собирал «лесные» слова писатель К.Г.Паустовский.

Выразительное чтение обучающимся отрывка из книги К. Паустовского «Золотая роза».

«Первое лесное слово, которое меня совершенно заворожило, было – глухомань. Правда, оно относится не только к лесу, но я впервые услышал его (как и слово глушняк) от лесников. А затем уже шли настоящие лесные слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, мшары (сухие лесные болота), гари, чернолесье, пустошь, опушка… и много других простых слов, наполненных живописным содержанием».

Какие «лесные» слова добавите вы? Запишите их и подберите синонимы.

4. Работа в группах: напишите сочинение-миниатюру (на выбор): «Шёпот лесного ручейка», «Летний день в лесу», «Сбор лесных ягод».

V. Культура нашей речи.

Агитбригада «Язык мой – друг мой»

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

2. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен.

3. И слово, язык – наш друг.

4. Благодаря языку люди общаются,-

5. Получают информацию о прошлом и настоящем, -

6. Совершают поступки, - Плакаты

7. Создают культуру. -

8. Но, к большому сожалению, правильная речь стала редкостью.

1. Она подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению.

2. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями.

Слово – мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовнёй -
Это слово сделалось плохим.

Это слово пагубно стихам,
Это слово – дом, который сгнил.
Лучше бы его я не слыхал,
Не читал, не знал, не говорил.

5. Сквернословие незаметно становится болезнью.

6. Болезнью зла, жестокости, лжи, бессердечия.

7. Особенно неприятно, когда произносит плохие слова ребёнок, услышав их от взрослых.

Так начинается разрушение, разложение нравственного мира маленького человека.

8. Стрела, запущенная злой силой через уста человеческие, поражает и того, кто её выпустил, и того, в кого она попала.

1. Любое «нечистое» слово оставляет чёрное пятно в нашем сердце.

2. Не зря говорят: «Доброе слово лечит, а злое – калечит».

3. Наша повседневная жизнь снабжена и жаргонной лексикой.

4. Устная речь современной молодёжи просто усыпана жаргонами.

Сценка №1.

Привет!
- Привет!
- Всё? Отстрелялся?
- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.
- А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клёво получить «4». Она говорит: иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.
- Ну, похиляли. Кранты.

5. И речисто, да не чисто. Вот как надо.

Сценка №2.

Здравствуй, Коля!
- Здравствуй, Антон!
- Экзамен сдал?
- Да, всё хорошо. Химия – мой любимый предмет. Я получил «5». А как ты сдал?
- Я получил «4». Но это потому, что недоучил. А куда ты сейчас идешь?
- Домой.
- Нам по пути. Пошли вместе.

6. Запомните слова Алексея Толстого: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

7. Проблема чистоты языка – это и обилие в нашей речи иностранных слов, которые порой вовсе не понятны большинству людей.

8. И пресса, и телевидение, и мы, общаясь друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве русского языка.

1. Употребление людьми иностранных слов часто используется как дань моде или для того, чтобы затемнить смысл сказанного.

2. Прежде чем употребить новомодное слово – убедитесь, что точно знаете его значение.

3. А то может получиться так же, как в следующей истории-были.

4. Однажды В.И.Даль угостил сына писателя Мельникова-Печёрского Андрея домашним квасом.

Сценка №3

Что, хорош квас?
- Хорош, Владимир Иванович.
- А чем хорош?
- Вкусный, холодный, с эрфиксом
- С чем?
Юный Мельников смутился, не зная, как перевести эрфикс на русский язык.

Эрфикс (фр. слово) – игристый.

5. А главное – подумайте: нужно ли иностранное слово в данном случае?

6. Ещё М.В.Ломоносов отмечал: «Русский язык богаче всех, ибо в нём есть живость французского, твёрдость немецкого, нежность итальянского и возвышенность испанского».

7. Жили и продолжают жить диалектизмы.

8. Но употреблять везде диалектные слова – значит быть непонятым.

Диалог.

Неправда, я очень умная, смогу объяснить и понять любое слово
- Попробуй. Что это? Вытопок, стега, обходница, межинка.
- Не знаю.
- Пешеходная тропинка.
- А ещё.
- Сипуча, гиба, засипух, кутиха.
- Сдаюсь.
- Снегопад.

1. Ребята, не злоупотребляйте диалектными словами в своей речи.

3. Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

4. А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

На собрании
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.

Потом встал опять,
Что-то хотел сказать.
Но решил промолчать
И не сказал ни слова
Потом встал,
Потом сел.

Сел-встал,
Сел-встал
И сел снова.
Устал и упал
Так и не взял слова.

5. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны.

6. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

7. Если вы хотите, чтобы язык стал настоящим другом, прислушайтесь к нашим советам:

8. Больше читайте. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».

1. Пользуйтесь словарями. - Плакаты

2. Не давайте слову опережать мысли. -

Вместе. Берегите наш прекрасный русский язык.

VI. Вывод.

1. Какую роль играет речь в нашей жизни? (С помощью языка мы общаемся друг с другом, передаём свои мысли, чувства, изучаем опыт поколений, приобретаем знания)

2. Среди данных высказываний писателей о русском языке (раздаточный материал) выберите то, которое наиболее полно отражает тему и основную мысль нашего урока. Докажите своё мнение.

1) Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (А.Н.Толстой)

2) Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни. (К.Паустовский)

3) Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли. (Л.Успенский)

VII. Домашнее задание.

1. Для всех: Т. стр. 9-10 (пересказ).

2. По выбору учащихся:

1) выразительное чтение высказываний о русском языке, наизусть 1 высказывание (смотри раздаточный материал урока);

2) собрать «школьные» слова, написать сочинение-миниатюру о школе (тему выбрать самостоятельно);

3) упр. 4 (устно).

VIII. Рефлексия.

Допишите одно из высказываний.

Главная мысль, которую я уношу с урока, - это …

Урок заставил меня задуматься над тем, что …