Вот умер человек. Кладем его в могилу –

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мисЬами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.


Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками‑мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну‑вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну‑вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун‑оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем‑то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто‑то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, –

Кто‑то кость, ворча, грызет.

Ваня стал; – шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака –

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все‑таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все‑таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что‑то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

О происхождениях вампиров существует довольно много теорий и легенд. Одна из них гласит, что они являются потомками Каина, который стал первым библейским убийцей собственного брата. Но все это домыслы к основной версии. До сих пор не все знают, что происхождение вампира непосредственно связано с именем Влада Цепеша - румынского воеводы 15-го века, впоследствии - правителя Трансильвании. Именно он и есть тот самый знаменитый граф Дракула!

Граф - реальный являющийся национальным героем Румынии и борцом с преступностью. Его история уходит своими корнями в средневековую Трансильванию...

История графа Дракулы

Кровожадный правитель

Влад Цепеш был правителем Трансильвании (области, находящейся на северо-западе Румынии) с 1448 по 1476 год. Его любимым занятием были садистские пытки врагов и мирных жителей, среди которых и одно из ужасных - прокалывание ануса. За то что Влад Цепеш любил сажать на кол живых людей, его прозвали Владом-Прокалывателем. Однако его самое жестокое зверство заключалось в другом: как-то румынский воевода пригласил в свой замок (в котором он, собственно говоря, и проводил все пытки - см. фото ниже) на званый ужин большое количество нищих. Когда бедняги мирно трапезничали, граф Дракула запер их в комнате и поджёг. Кроме того, в летописи описан случай, когда этот садист приказал своим слугам прибить гвоздями к головам турецких послов их головные уборы только потому, что те отказались снять их перед правителем.

Подобные зверства наложили свой отпечаток на характер личности этого правителя. Граф Дракула стал прототипом героя одноименного романа, написанного Почему Цепеш был необычайно жесток? Почему он держал в страхе всю Трансильванию, приводя в смущение и замешательство всех европейских монархов? Об этом далее.

Коварный и жестокий граф Дракула

Трансильвания - место его рождения. "Дракул" (Дракон) - прозвище. В 13 лет сын валашского воеводы Владислава II был захвачен турками в плен и находился в заложниках почти 4 года. Именно этот факт повлиял на психику будущего правителя. О нем отзывались как о неуравновешенном человеке со множеством непонятных привычек и странных идей. К примеру, граф Дракула очень любил трапезничать на месте казни людей или недавнего сражения со смертельным исходом. Не правда ли, странно?

Прозвище "Дракона" Цепеш получил благодаря тому, что его отец имел членство в элитном Дракона, который был создан императором Сигизмундом в 1408 году. Что касается титула - Влад III, то его следовало бы называть господарем, а не графом, однако такое именование носит произвольный характер. Но почему же именно этот правитель считается прародителем вампиров?

Все дело в необыкновенной страсти Цепеша к кровопролитию, к нечеловеческим пыткам и убийствам. Тогда становится непонятно, почему русский царь из - Иоанн Васильевич - прозван "Грозным"? Его тоже следовало бы окрестить вампиром, ведь именно он утопил Древнюю Русь в крови в буквальном смысле этого слова. Но это уже другая история...

Дует сильный ветер, громыхает гром, Замок Дракулы время от времени вырисовывается на фоне черного неба, освещаемый яркими вспышками молний… И все это происходит в Трансильвании.

Почему же эта тихая область на северо-западе нынешней Румынии стала домом вампиров и самого Графа Дракулы? Почему реально существующий замок Бран считают и называют Замком Дракулы?

Граф Дракула

О кровососущих монстрах, вампирах, слагались легенды еще с античности. Персонаж же кровожадного графа появился значительно позже. Все началось в конце XIX века, когда ирландский писатель Брэм Стокер выпустил свою знаменитую книгу «Дракула». В этом произведении впервые появляется Граф Дракула, который в последствии становится самым популярным кинематографическим и литературным образом вампира.

Создавая свое бессмертное произведение, Стокер, скорее всего, черпал вдохновение в ирладских мифах о вампирах. Также на писателя имело влияние и вышедшее на 25 лет раньше, чем его «Дракула», произведение Шеридана ле Фаню «Кармилла», в котором идет рассказ о прекрасной вампирше.
Само имя «Дракула» было заимствовано у реально жившего человека - Влада III Дракулы (Влад Цепеш), известного своей ненормальной кровожадностью правителя средневековой Валахии (область сегодняшней Румынии). Во время работы над романом, Брэм Стокер основательно изучал историю и фольклор Трансильвании, а также постоянно брал в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Писатель собирал данные о Владе Дракуле.

В книге Стокера Граф Дракула обитал в замке недалеко от ущелья Борго в Трансильвании. Резиденция реального же человека, Влада Цепеша, ставшего прообразом Графа, находилась в Тырговиште, столице Валахии. Почему же книжный вампир жил в Трансильвании?

Замок Дракулы (Замок Бран)

Вполне возможно, Стокер в одной из изученных книг наткнулся на легенду о том, что Влад Цепеш нередко ночевал в замке Бран во время своих походов, а местность вокруг него была излюбленным местом охоты господаря Дракулы. При этом замок Бран находится как раз в Трансильвании, совсем не далеко от ущелья… Только это ущелье имеет другое название, нежели вымышленное Борго.
Именно поэтому теперь замок Бран и называют Замком Дракулы, хотя это здание никогда на самом деле не принадлежало знаменитому Владу Цепешу. Это название замок получил только в XX веке, после успеха «Дракулы», когда поклонники рассказов о вампирах отправились на поиски легендарного Замка и пришли к выводу, что замок Бран и есть прототип зловещего убежища монстра…

В наши дни Замок Дракулы является самым знаменитым и популярным в Румынии, и не только из-за таинственной связи с мрачным Графом. Готическая архитектура сооружения восхищает и завораживает. Замок возведен на вершине скалы и имеет необычную трапециевидную форму, с взмывающими к небу острыми башнями. Коридоры и залы замка Бран составляют таинственно-загадочный лабиринт, и все во внутреннем облике здания напоминает о тех далеких временах, когда жил Влад Дракула…
Что же представлял из себя Влад Цепеш, ставший прообразом «короля вампиров»?

Влад III получил прозвище Цепеш (колосажатель) за особую жестокость при расправе с подданными и врагами - Цепеш сажал провинившихся на кол. Прозвище же Дракул (переводится как «дракон») Владу досталось в наследство, от его отца Влада II, который состоял в элитном рыцарском ордене Дракона.

Влад Цепеш родился в 1431 году в небольшом городке Трансильвании - Сигишоаре. Когда Владу было 12 лет он попал в плен к туркам, которые в те времена вели постоянные войны с Венгрией, в том числе и с Трансильванией, тогда она была автономной частью этой страны. В плену Цепеш провел около 4х лет. Скорее всего, именно это событие так пагубно повлияло на психику будущего господаря Валахии.

Когда Владу исполняется 17 лет турки освобождают его и сажают на престол Валахии. Однако, уже через несколько месяцев Цепеш покидает престол под напором венгерского военного Яноша Хуньяди. Дракула бежит сначала в Молдавию, а потом в Венгрию и проводит около четырех лет в Трансильвании. В 1456 году Влад Цепеш вновь восходит на трон Валахии при помощи валашских бояр и венгров.
Владычество Дракулы длилось 5 лет. За это время, согласно рассказам современников, Влад Цепеш погубил огромное количество человек. Казни отличались неслыханной жестокостью и извращенностью, при этом существовало множество вариаций исполнения приговора. Мучения жертв Цепеша могли длиться по несколько дней, и практически все осужденные умирали в ужасных муках…

Также говорили, что Цепеш весьма жестоко расправлялся и со своими неверными женщинами, ради забавы мог убивать невинных людей, и самое страшное - Влад обожал принимать пищу в непосредственной близости от трупов, подвешенных на колах…

В 1462 году, благодаря действиям венгерского монарха Матьяша Корвина, Влад Цепеш вновь вынужден бежать в Венгрию, где вскоре по ложному обвинению в сговоре с турками Дракулу заключают под стражу. Влад проводит в тюрьме 12 лет.
Освободившись, Цепешу удается вернуть себе трон Валахии. Однако, через 2 месяца после этого, в том же 1476 году, Дракула погибает во время боя с османами недалеко от Бухареста. Существует не одна версия смерти Влада Цепеша: он мог погибнуть от рук врагов, также предполагают, что румыны приняли его за турка и закололи копьями. Наиболее вероятным историки считают, что Влада убили специально нанятые румынскими боярами люди.

После смерти Влада Цепеша в народе появилась легенда о том, что он превратился в вампира. На то были основания - бесчисленные жертвы монстра часто проклинали своего мучителя перед смертью, кроме того, Влад сменил веру. Этого, согласно фольклорным поверьям народов Карпат, вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Более того, по другой легенде, тело Дракулы вскоре после похорон исчезло из могилы.
Брэм Стокер, работая над своим творением, вероятно, узнал об этих легендах, и именно поэтому назвал своего героя Дракулой. К тому же, прозвище Влада III «Дракула» можно перевести не только как «дракон», но и как «дьявол».

Граф Дракула - герой множества мистических книг и фильмов. С именем знаменитого графа связана румынская туристическая индустрия. В каждой деревне Трансильвании (северо-запад современной Румынии) вы можете попробовать кроваво-красное вино которое называется «Дракула». 4 замка являются претендентами на звание места рождения легендарного князя.

«Интернационал Люцифера»

Кровь как известно обладает огромной магической силой. Ее применяли, давая страшные клятвы, а также делая попытки воскресить мертвых или омолодиться. , или «красные братья», как они себя называют (оказывается, они существуют и в наше время), пьют чужую кровь, для того чтобы продлить свою жизнь.

До недавнего времени в Лос-Анджелесе действовала секта «Цыганские шуты». Ее члены закалывали жертву, пили ее кровь и ели мясо, а все следы зверского ритуала уничтожали в переносной печи для кремации. Существует «Интернационал Люцифера», в состав которого входят кровавые секты по всему миру! Так кто же такой - их идейный вдохновитель, Влад Дракула?

Создание мифа

О Владе Цепеше, самом знаменитом вампире всех времен и народов, начало мифу положил в 1463 году король Венгрии Матьяш I. По его заказу был сфабрикован анонимный донос о страшных злодеяниях, которые якобы совершил Влад: о десятках тысяч замученных мирных жителей, заживо сожженных нищих, о шапках, прибитых гвоздями к головам неучтивых послов.

Большую роль в возникновении интереса к теме вампиризма сыграли книги о вурдалаках и упырях. Друг Байрона врач Полидори написал в 1819 году роман «Вампир», который стал образцом для подражания. Воспевший «красных братьев» Брэм Стокер (который кстати был, черным магом и членом магического ордена «Золотая Заря») лишь завершил создание мифа, когда опубликовал свой знаменитый роман «Дракула» в 1897 году. Его персонаж стал для кровопийц вполне реальным образом для подражания.

Культ вампиризма стал ассоциироваться с «посвящением» в древние знания даков, предков румын, и сажанием на кол. Символом вампиров стали два скрещенных заостренных кола. Считается, что Дракула возродил магический обряд своих далеких предков. А что говорят о его личности исторические документы?

Правда о «великом изверге»

Будущий господарь Влад III Дракула («сын дракона») родился в 1431 году и провел первые годы своей жизни в городе Сигишоара в Трансильвании. На его родовом гербе был изображен дракон - по-румынски «дракул», отсюда и прозвище. Единственный прижизненный портрет Влада совсем не соответствует образу свирепого и безжалостного злодея.

Красивое лицо: черные брови, широко открытые, обрамленные длинными ресницами зеленые глаза, орлиный нос, густые усы, бритый подбородок. Большие страдальческие глаза без тени жестокости и злобы, неестественная худоба и желтый, болезненный цвет лица говорят об испытаниях и перенесенных лишениях. На широкие плечи падают черные волнистые волосы. Благородный, полный достоинства облик.


Господарем Валахии (историческая область на территории Румынии) он стал в 1456 году, в тяжелые времена. Султан Османской империи Мехмед II Фатих (Завоеватель) уже взял штурмом Константинополь, столицу Византии, и двинулся на Европу. Турки оккупировали Болгарию и Сербию. А правитель маленькой Валахии не только отразил их натиск, но и напал на них сам.

В 1458 году он совершил поход в Болгарию, освободил и расселил в своем княжестве исповедующих православие болгарских крестьян. Мехмед II решил свергнуть непокорного князя Валахии и посадить на престол его младшего брата Раду Красивого, который принял ислам. Влад знал, что в одиночку ему не устоять, и обратился за помощью к соседям. Помощь обещали оказать Матьяш I Корвин, молдавский князь Штефан (двоюродный брат и друг Влада) и другие правители.

Но когда летом 1462 года турки напали на Валахию, никто не пришел на выручку. Силы были неравными, несмотря на то что Влад призвал в армию все мужское население Валахии, начиная с 12-летнего возраста, вел партизанскую войну и применял тактику выжженной земли. Султан подошел к столице княжества Тырговиште.

В стремительной ночной атаке семитысячный отряд Влада уничтожил около 15 000 турок и вызвал панику в их лагере. Но главной цели - убить султана, чтобы предотвратить дальнейшую агрессию, - достичь не удалось. После той кровавой ночи Мехмед II, оставив часть своих войск Раду Красивому, покинул Валахию. Защищая свою землю, Влад безжалостно истреблял ее врагов и действительно сажал их на кол. Но такую казнь тогда применяли во многих странах.

Черная измена

Дракула одержал победу над врагами, но Штефан предал его и перешел на сторону Раду. Князь отступил в Трансильванию, где стояли венгерские войска. Корвин, которому он когда-то помог занять престол Венгрии, называл Влада «любимым и верным другом». Матьяш организовал донос на Дракулу, а во время переговоров арестовал и заковал Влада в цепи, обвинив в связях с султаном, и продержал в тюрьме без суда и следствия 12 лет!

Дело в том, что Корвин растранжирил 40 000 гульденов, которые получил от папы римского Пия II на организацию крестового похода против турок, и решил свалить на Влада свою вину за его срыв. Такое обвинение в отношении человека, известного своей непримиримой борьбой с турками и фактически обратившего в бегство Мехмеда II, звучит абсурдно. Князь, несмотря на пытки, ни в чем не признался, и тогда Корвин, чтобы скрыть свои преступления, решил представить его извергом в глазах людей.

Последний взлет

При правлении Раду Красивого Валахия стала областью Османской империи. Турецкая угроза Европе нарастала. Новый папа римский Сикст IV, видимо, понимал, что именно Дракула, на деле показавший свои способности полководца, может повести христианскую армию на турок в крестовом походе. И «великий изверг» получил свободу, выполнив поставленные ему условия: переход из православной веры в католическую и женитьба на двоюродной сестре Корвина.

В 1476 году Влад в качестве командующего венгерской армией выступил в поход, чтобы освободить Валахию. Войска проходили по Трансильвании. Есть документы о том, как радостно приветствовали его возвращение горожане города Брашова, где, если верить доносу, он недавно творил неслыханные злодеяния. Выбив турок с территории княжества, Дракула 26 ноября 1476 года вновь стал господарем Валахии. Но его окружали явные и тайные враги.

В конце декабря он был предательски убит изменниками из своего ближайшего окружения. Его голову передали в дар турецкому султану и она была выставлена на одной из площадей Константинополя, который Мехмед II сделал столицей Османской империи. По преданию, обезглавленное тело Влада нашли монахи расположенного около Бухареста монастыря Снагов. Они и похоронили его в построенной им ранее часовне возле алтаря.

Истина в потоках лжи

Факты как известно — упрямая вещь, а они говорят о том, что Дракулу жестоко оклеветали. Он не совершал чудовищных преступлений, о которых нет никаких свидетельств в исторических документах. Невозможно, чтобы такие факты не нашли отражения в хрониках тех лет. В сочинениях придворных летописцев подлый Корвин представлен справедливым, а предатель Штефан, посадивший на кол 2 000 румын, - святым. Среди потоков лжи до нас, к счастью, дошли документы о правлении Влада.

За свою короткую, полную бед жизнь он основал Бухарест как крепость и построил в нем дворец Куртя-Веке, будущую резиденцию валашских князей, перед развалинами которой теперь стоит его бюст. Сохранились грамоты, в которых он дарил крестьянам земли. Влад храбро сражался с турками, защищая свой народ и свою землю, строил церкви и монастыри.

Он - национальный герой Румынии, преданный коварными «друзьями» мученик, убитый и оклеветанный. Незаурядную личность, умного и справедливого правителя, внушавшего ужас своим врагам, для всего мира превратили в мифического кровожадного монстра, который стал идеалом для современных, вполне реальных каннибалов и кровопийц.

Вампиры и зомби.

«Тайны ХХ века» — (Золотая серия)

Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был легендарным воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза – в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан. Дракула стал популярным фольклорным персонажем во многих странах Восточной Европы благодаря своим кровавым сражениям и защите православного христианства от вторжения османов. И одновременно является одной из самых популярных и кровавых фигур в истории поп-культуры. Холодящие кровь легенды о Дракуле известны практически всем, но каким же был настоящий Влад Цепеш.

1. Малая родина

Реальным историческим прообразом Дракулы был Влад III (Влад Цепеш). Он родился в городе Сигишоара, Трансильвания в 1431 году. Сегодня на его бывшем месте рождения построен ресторан, в который ежегодно стекаются тысячи туристов со всего мира.

2. Орден Дракона

Отца Дракулы называли Дракул, что означает “дракон”. Также согласно другим источникам, он имел прозвище “дьявол”. Подобное имя он получил, поскольку принадлежал к Ордену Дракона, который боролся с Османской империей.

3. Отец был женат на молдавской княжне Василисе

Хотя о матери Дракулы ничего не известно, предполагается, что в то время его отец был женат на молдавской княжне Василисе. Однако, поскольку у Влада II было несколько любовниц, никто не знает, кто же был настоящей матерью Дракулы.

4. Между двух огней

Дракула жил во времена постоянной войны. Трансильвания находилась на границе двух великих империй: Османской и австрийских Габсбургов. В молодости его заключили в тюрьму, сначала турки, а позже венгры. Отца Дракулы убили, а его старшего брата Мирчу ослепили раскаленными железными кольями и закопали живьем. Эти два факта сильно повлияли на то, каким мерзким и порочным Влад стал позже.

5.Константин XI Палеолог

Считается, что молодой Дракула провел некоторое время в Константинополе в 1443 году при дворе Константина XI Палеолога - легендарного персонажа греческого фольклора и последнего императора Византии. Некоторые историки предполагают, что именно там у него развилась ненависть к османам.

6. Сын и наследник Михня злой

Считается, что Дракула был женат дважды. Его первая жена неизвестна, хотя она, возможно, была трансильванской дворянкой. Она родила Владу сына и наследника, Михня злого. Влад женился во второй раз после того, как отбыл срок заключения в Венгрии. Второй супругой Дракулы была Илона Силадьи – дочь венгерского дворянина. Она родила ему двух сыновей, но ни один из них так и не стал правителем.

7. Прозвище “Цепеш”

Прозвище “Цепеш” в переводе с румынского означает “кольщик”. Оно появилось через 30 лет после смерти Влада. Влад III заработал свое прозвище “Цепеш” (от румынского слова țeapă 0 - “кол”), поскольку он убил тысячи турок жутким способом - сажая на кол. Об этой казни он узнал еще в подростковом возрасте, когда был политическим заложником Османской империи в Константинополе.

8. Злейший враг Османской империи

Считается, что Дракула виноват в гибели более ста тысяч человек (большинство из них – турки). Это сделало его злейшим врагом Османской империи.

9. Двадцать тысяч гниющих трупов испугали султана

В 1462 году, когда шла война между Османской империей и Валахией, которой правил Дракула, Султан Мехмед II бежал со своей армией, придя в ужас при виде двадцати тысяч гниющих трупов турков, насаженных на колья на окраине столицы княжества Влада, Тырговиште. Во время одной битвы Дракула отступил в близлежащие горы, оставляя за собой пленных, посаженных на колья. Это заставило турков прекратить погоню, поскольку султан не мог выносить зловония разлагающихся трупов.

10. Рождение легенды

Насаженные на колья трупы обычно выставляли в качестве предупреждения для других. При этом трупы были белыми, потому что кровь полностью вытекала из раны на шее. Именно отсюда пошла легенда, что Влад Цепеш был вампиром.

11. Тактика выжженной земли

Также Дракула стал известен тем, что при отступлении он сжигал за собой деревни по пути и убивал всех местных жителей. Подобные зверства творились для того, чтобы солдатам Оттоманской армии не было где отдыхать и чтобы не было женщин, которых они могли насиловать. В попытке очистить улицы столицы Валахии Тырговиште Дракула пригласил всех больных, бродяг и попрошаек к одному из своих домов под предлогом пира. В конце пира Дракула вышел из дома, запер его снаружи и поджег.

12. Голова Дракулы досталась султану

В 1476 году 45-летнего Влада в конечном счете схватили и обезглавили во время турецкого вторжения. Его голову привезли султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на ограде своего дворца.

13. Останки Дракулы

Считается, что археологи, которые искали Снагов (коммуну недалеко от Бухареста) в 1931 году нашли останки Дракулы. Останки были переданы в исторический музей в Бухаресте, но позже они исчезли без следа, оставив тайны реального князя Дракулы без ответа.

14. Дракула был очень религиозен

Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти монастырей. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

15. Чудовищный правитель

В Турции Дракула считается чудовищным и подлым правителем, который казнил своих врагов мучительным способом сугубо ради собственного удовольствия.

16. Трансильванская субкультура

Дракула пользовался огромной популярностью во второй половине двадцатого века. Было снято более двухсот фильмов с участием графа Дракулы, больше, чем с любой другой исторической фигурой. В центре этой субкультуры лежит легенда о Трансильвании, которая стала почти синонимом страны вампиров.

17. Дракула и Чаушеску

Бывший президент Румынии Николае Чаушеску (1965 – 1989 годы) использовал Дракулу в своей кампании. Если быть точнее, он ссылался на патриотизм Влада в речи перед венграми и другими этническими меньшинствами в Трансильвании.

18. В Румынии нет вампиров

Вопреки распространенному мнению, вампиры не являются частью румынского фольклора и этого слова даже нет в румынском языке. Слово происходит от сербского “Vampyr”.

19. “Как лягушки”

Согласно книге “В поисках Дракулы”, Влад имел очень странное чувство юмора. В книге рассказывается о том, как его жертвы часто дергались на кольях “как лягушки”. Влад считал это забавным, и однажды сказал о своих жертвах: “О, какую великую грациозность они проявляют”.

20. Страх и золотая чаша

Для того, чтобы доказать, насколько его боялись жители княжества, Дракула поставил золотую чашу в середине городской площади в Тырговиште. Он позволил людям пить из нее, но золотая чаша должна была постоянно оставаться на своем месте. Удивительно, но за все время правления Влада к золотой чаше так и не прикоснулись, хотя в городе жило шестьдесят тысяч людей, большинство в условиях крайней нищеты.