Натурализм (от лат. nаturа - природа) - это творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и его главных представителей - француза Огюста Конта (1798-1857), англичанина Герберта Спенсера (1820-1903) и др.

Натурализм в литературе.

Натурализм - это поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века.

Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов.

Натурализмом называют также художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений - без обобщений и типизации.

Термин «натурализм» в применении к литературе использовался ещё на рубеже XVIII—XIX веков, как обозначение стилевой тенденции, характерной для многих образцов так называемой «мещанской драмы», получившей широкое распространение во II половине XVIII века. Так, Фридрих Шиллер под натурализмом понимал «подражательное воспроизведение действительности» - интерес к мелким бытовым подробностям (в частности, в драмах А. В. Иффланда), призванным создать на театральных подмостках «иллюзию действительности». «Мещанская драма», в свою очередь, была тесно связана с философским натурализмом эпохи Просвещения. В самостоятельное художественное направление натурализм оформился лишь во II половине XIX века.

Писатели натуралисты стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно отображать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей - тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались натуралистами как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой, социальными условиями, бытовым и материальным окружением.

Натурализм возник под влиянием бурного развития естественных наук и может рассматриваться как перенесение научных методов наблюдения и анализа в область художественного творчества. Писатели-натуралисты в создании своих произведений опирались на тщательное изучение быта, условий труда и самой работы своих героев, технологий и инструментов, клинических отчетов, медицинских трудов. Естественнонаучное объяснение любых человеческих поступков действием «крови и нервов» (выражение Золя) приводило натуралистов к сомнениям в наличии у человека свободной воли. Детерминизм зачастую переходил у них в фатализм и крайний пессимизм.

Ключевое отличие натурализма от классического реализма в том, что герои натуралистических произведений не несут ответственности за свою жизнь, у них просто нет выбора. Многие персонажи натуралистов - беспомощные продукты окружающей среды и плохой наследственности, которых двигают по жизни животные инстинкты, удовлетворению же этих инстинктов мешают непреодолимые социально-экономические реалии.

Натурализм в живописи.

Натурализм (от лат. naturа - «природа») - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870-е годы.

Натуралистами называли бывших художников-академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса.

До появления термина «импрессионизм» его представителей тоже причисляли к натуралистам. Так, например, поступает Золя в очерке 1868 года «Натуралисты». По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом стала выполнять фотография.

В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие старинные картины мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно.

Художники-натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.

Среди мастеров натурализма, получивших всемирное признание, выделяются К. Менье, Т. Стейлен, М. Либерман, Ф. Перлстайн, Л. Фрейд, В. Вела, К. Кольвиц, Ф. П. Микетти.

Натурализм в сценическом искусстве.

Натуралистическая драма - это фокусное преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках.

Теоретики натуралистической драмы - Эмиль Золя во Франции и Вильгельм Бельше в Германии - подчеркивали связь нового литературного направления с эволюционной теорией Дарвина и требовали применения экспериментального метода естествознания в литературе.

Принцип документального изучения отображаемой среды из натуралистического романа переносится натуралистами и в драму.

Рассматривая как бы под микроскопом современное общество, среду, формирующую человека, натуралист не может не увидеть социальной несправедливости этого общества. Следствием веры в естествознание стало и широкое применение биологической теории Дарвина для объяснения человеческих поступков, а зачастую и его общественного положения.

В противовес аристократическому культу личности в романтической драме натуралистическая все меньшее место уделяет отдельному герою, все персонажи равноправны, героем становится или какая-нибудь проблема или целая семья, как в «Selicke Familie» Шляфа и «Счастье в уголке» Зудермана.

Натуралистическая драма, совершившая целую революцию как в области тематики, так и в области формы, прогремевшая на сценах всех европейских театров, уже к началу 1890-х годов начинает переживать глубокий кризис. Расслоение общества создает все новые и новые кадры интеллигентных пролетариев, которые не всегда находят себе применение. Всё больше и больше проникает в их среду разочарование в силе науки. Надежда на скорое разрешение социальной проблемы в рамках капитала терпит крушение.

Вследствие, тема социальной жалости, которой проникнуты почти все драмы раннего натурализма, теряет свою остроту и постепенно уступает место полному пессимизму. Также иссякает и социально-обличительная струя, столь сильная в первых натуралистических драмах Ибсена («Нора», «Столпы общества», «Союз молодежи» и др.).

В тематике натуралистической драмы начинают преобладать вопросы нравственного усовершенствования личности. Ради него герой драмы подчас отказывается от роли вождя масс, стремящихся к социально-политическому освобождению («Иоанн Креститель» Зудермана).

В драме позднего натурализма всё большее место уделяется настроению - моменту, ставшему особенно важным еще позднее - в импрессионистской и символистской драме. В то время как в натуралистической драме раннего периода был ещё возможен благоприятный конец, трагическая развязка неизбежно завершает каждую драма позднего натурализма.

Интеллигенцию, разочаровавшуюся в возможности преобразовать существующий общественный строй, охватывает ужас жизни, и она уже готова уйти от действительности в мир голого вымысла. Характерно, что почти ни один драматург-натуралист не остался им до конца. Даже такие корифеи натурализма, как Ибсен, Гауптман, Шляф, стали провозвестниками символизма.

Другие статьи этого раздела:

  • Языковые системы общения! Языки как основной фактор в системе развития знаний!
  • Традиции. Что такое традиция? Традиция в диалектическом развитие общества.
  • Пространство и время. Законы пространства. Открытое пространство. Движение. Пространство миров.
  • Эволюция и коэволюция. Эволюция и коэволюция в системе современных знаний. Принципы эволюции и коэволюции. Биологическая эволюция и коэволюция живой природы.
  • Синергетика и законы природы. Синергетика как наука. Синергетика как научный подход и метод. Универсальная теория эволюции - синергетика.
  • Можно или нельзя! Калейдоскоп событий и поступков через призму нельзя и можно!
  • Мир религии! Религия как форма человеческого сознания в осознании окружающего мира!
  • Искусство - Art! Искусство - это умение, которое способно вызвать восхищение!
  • Реализм! Реализм в искусстве! Реалистическое искусство!
  • Абстрактное искусство! Абстракция в искусстве! Абстрактная живопись! Абстракционизм!
  • Неофициальное искусство! Неофициальное искусство СССР!
  • Трэш - Thrash! Трэш в искусстве! Трэш в творчестве! Трэш в литературе! Кино трэш! Кибертрэш! Трэш-метал! Телетрэш!

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо , готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель , Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте , которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.


Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм (realism, от лат. realis - действительный, вещественный) - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм , понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями - символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

3. Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров - от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

Мастера символизма : Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura - природа) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей - братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX века (таких как Э. Мане, Э. Дега., М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и др.) однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма : Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

Реализм и натурализм в живописи

Словом реализм французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ ( -) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому, избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно - рабочего, трудового класса. Если в литературе слово «натурализм» получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим - не в духе французского языка. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов, избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см. Живопись). Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, поэтому она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) - родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. Никогда и нигде в продолжение последних четырех столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни; таков был, например, Рубенс . В выборе реальных тем для картин голландцы пошли дальше бытовой живописи, так как у них начался и достиг высокой степени простой обыденный пейзаж с крестьянскими фигурами и домашними животными. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см.); Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки, и картины его пользовались спросом и известностью. Знаменитый Мурильо, изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Веласкес , писавший святых, портреты (весьма реально), изображал также картежников и гуляк из простонародья. В Италии Караваджо в конце XVI-го столетия заявил себя поборником реализма, изображая сцены, в которых действующими лицами были солдаты, картежники, гуляки, часто пьяные и разбойничьего вида. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Всякий художник , конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Однако сходство не есть единственное достоинство портрета: требуется еще реальность высшего порядка - жизненность, и сверх того - характерность, только не грубая, тривиальная, низкая. Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon ), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги «Искусство» (на русском - перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане , 1832-83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. «plein air»); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Соединение реализма по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли, изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Их холсты изображают людей также в натуральную величину, хотя такие размеры картин вызваны менее требованиями сюжетов, чем протестом против исключительных размеров картин исторического содержания. - Смена направлений в живописи представляется законом, находящимся в соотношении с изменениями в ходе общественных идей, но вообще различия в личностях художников и в убеждениях отдельных частей общества приводит к совместному существованию многих эстетических течений. История живописи последних четырех или пяти столетий полна примеров Р.; к вышеназванным Веласкесу , Караваджо и др. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка , реалистов по исполнению. Рубенс даже не искал красоты, изображая только крепкие, здоровые тела. Однако Р. на время подавлялся идеализированием, переходившим даже в условность и манерность. Классический пейзаж, основанный Пуссеном и Лорреном в XVII стол., пустил более глубокие корни во Франции и выразился в виде облагораживания природы как там, так и отчасти в Голландии, - чем реальный пейзаж, имевший, однако, в Голландии таких высоких представителей как Вейнантс, Рюисдаль , Гоббема . Во Франции в XVIII стол. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. В виде реакции возник ко времени великой революции во Франции классицизм Давида с господством формы - по крайней мере, правильной - над колоритом. Наступивший в двадцатых гг. нашего столетия романтизм Делакруа с преобладанием колорита над формой отвергал классические сюжеты из мифологии и истории греков и римлян и сделал шаг к реализму в красочном отношении. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat ), Дюпре и др.) совершенно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В Англии еще в прошлом столетии Вильки поставил бытовую живопись на значительную высоту, но во Франции бытовая живопись затерялась в XVIII веке в манерности Ланкре , Патера и преимущественно - Буше. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии; с 1848 г. Милле (Millet ) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) - реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли - реалисты в неодинаковой степени; в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. В Бельгии в 1850-70 гг. также господствовало влияние Курбэ; Шарль de Гру (de Groux ) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов; Луи Дюбуа - может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Влияние французских пейзажистов на бельгийских началось уже в тридцатых годах, но бельгийцы сначала поклонялись величественным мотивам иностранной природы; только в пятидесятых годах Киндерманс первый возвратился к изображению простой отечественной природы, Фурмуа напомнил Гоббему , Теодор Барон - писал зимы и меланхолическую осень, Клайс - спокойное море, Лэманс - лунные ночи, Ферстретер, Куртенс - все это реалисты и колористы. Несмотря на то, бельгийская живопись, по мнению Мутера, не есть выразительница тонких ощущений.

В статье воспроизведен материал из

Модернизм (modeгnism ) - единое название многих стилей и направлений в живописи и литературе конца 19-20 века. Модернизм охватывает такие жанры, как , дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, функционализм и т. п. С точной датой возникновения модернизма споры ведутся до сих пор. Самой значимой датой, которую относят к его возникновению, считается 1863 г - год открытия “Салона отверженных”, где выставлялись работы художников, забракованные официальным салоном. Салон был сделан специально для того, что бы поместить туда работы модернистов для осмеяния. Однако вскоре в салон отверженных стало приходить людей намного больше, чем в другие и вовсе не для того, что бы поиздеваться. Так появилось новое течение, которое захватило умы художников и ценителей живописи. Такие художники, как , Мунк, опровергли мнение, что скульптура и картина должна отражать только реальные вещи и появились новые жанры - импрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм и т.д. Все новые течения, которые превозносили мир фантазии, стали называться модернизмом.

Мягкий стиль

Мягкий стиль - течение в искусстве 1380-1430 гг. Мягкий стиль был распространён в западноевропейском искусстве (германском и чешском). Мягкий стиль проникнут оккультными учениями, отличается лиричностью и чувственными образами, что говорит о развитии средневекового искусства. Яркими фигурами мягкого стиля были Мастер Тршебоньского алтаря, Конрад из Зёста, Верхнерейнский мастер.

Натурализм в живописи

Натурализм (франц. natuгalisme , от лат. natuгalis — природный, естественный, natuгa — природа). Направление в искусстве в Европейских странах и США сколько стоит в дубай тур , которое стремилось к точному воспроизведению наблюдаемой действительности. Художниками, которые использовали этот вид живописи, были: Э. Дега, Т. Стейнлен, К. Менье, М. Либерман, Х. Бартельса, В. Велу и другие. В последствие натурализм перерос в поверхностное изображение видимого мира, копирование подробностей и стал сочетаться с , порождая многочисленные разновидности. Ещё одна сторона натурализма - это страсть к фотографическому изображению мрачных, тёмных сторон жизни, жестокость, насилие, агрессия - отразилось в искусстве фашистских режимов и некоторых течениях современного модерна, например - сюрреализма. Преувеличенная, фотографическая точность деталей свойственная не только натурализму, но и гиперреализму.


Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная...

Натурализм в живописи Гюстав Курбе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная модель — символ жизнеутверждающей творческой энергии, слева социальные аллегории: группа бедняков, задумчивая крестьянка, маленький мальчик в оборванной одежде и охотничья собака. Картина выдержана в теплой коричневато-желтой гамме. Она по праву считается одним из лучших произведений Курбе. Коллеги художника называли эту работу настоящим художественным подвигом, так как сочли ее очень личной, а, значит, попирающей академические устои, запрещавшие возносить личное до уровня исторической эпопеи. Таким образом, можно сделать вывод, что начиная с 1847 года Курбе отдаляется от романтизма, который становится, по ею мнению, все более академичным. Художник многому учится у классиков, и романтиков, причем тщательно анализирует не только их несомненные успехи, но и досадные промахи, и в конце концов решает, как он сам выразился, «поднять флаг реалистическою искусства».Искусство реализма Курбе противопоставляет, прежде всего, классической школе и академизму. Художник часто повторяет: «Реализм — это отрицание идеала». Он также отбрасывает романтизм с его культом воображения, считая «Похороны в Ориане» похоронами и самого романтизма и утверждая, что из всего творческою наследия, оставленного миру этим направлением в живописи, стоит сохранить лишь картины Де лакруа и Жерико. Подчеркивая свою верность реализму, Курбе сжигает за собой все мосты. Между тем, он был универсальным художником, что позволяло ему выйти и рамки исключительно реализма, в которые он поначалу сам себя и заключил. В 1855 году, кона Курбе удается организовать свою первую независимую выставку, он проявляем еще большую изворотливость. С одной стороны, он называл свой павильон «Реализм», исключая тем самым любые разночтения представленной в нем живописи, а с другой, в каталоге выставки публикует своеобразный манифест, где призываем публику забыть как досадное недоразумениетот факт, что ему, Гюставу Курбе, когда-то был приклеен ярлык «художника-реалиста». «Имя „реалист“ было мне навязано точно гак же, как в 1830 годы художникам навязываюсь имя „романтик“. Подобные определения никогда ничего не выражали. Я не хочу никому подражать, никого копировать и тем более не стремится к „искусству для искусства“! Нет! Я просто хотел обрести в полном знании традиции осмысленное и независимое чувство моей собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь, — так я рассуждал. Быть в состоянии выразить нравы, идеи, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой."Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги „Искусство“ (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в реализме. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832−83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. „plein air“); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. ЗаключениеВ XIX века французская живопись переживала особый этап: в ее развитии ярко и последовательно отражались новые тенденции художественной культуры, которые нередко встречали противодействие со стороны официального направления. Самые значительные и оригинальные художественные течения возникали не в русле официальной школы, а, как правило, в борьбе с ее нормами и принципами. Французские художники второй половины XIX в. стремились запечатлеть жизнь такой, какая она есть, в быстроменяющемся мире, а также достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека. Для получения такого результата они искали новый способный правдиво отразить действительность, новые выразительные средства, способные отразить современную жизнь. Обращение к изменчивому и преходящему в окружающем мире сочеталось с потребностью художника выражать в своем произведении свои личные впечатления и настроения. Художники довели до высокого совершенства искусство закрепления мимолетного, которое до них нередко ускользало от внимания художников. В этом контексте, „натуралистическую“ картину можно сравнить с отрезком кинофильма сжатым в один кадр или с коллажем из множества детальных снимков. К слову, фото-коллаж, в общем-то, уже не совсем фотография, а художественное произведение выполненное фото-средствами.Помимо перечисленных качеств, картина художника-натуралиста, как и представителя любого другого направления живописи, должна обладать рядом качеств. И в первую очередь, быть сгармонирована, как композиционно, так и колористически, не говоря уже о том, что от создателя, под час, требуется филигранное владение инструментами и техникой живописи. В картине натуралиста нет места случайностям, характерным для фотографии, не говоря уже об эмоциональной составляющей и поиску эстетики в вещах заведомо не эстетичных, во всяком случае, считавшихся не эстетичными на момент возникновения натурализма как направления изобразительного искусства в конце XIX века. Быстро сойдя на нет, натурализм уступил место „заменившей“ его фотографии и народившемуся импрессионизму. Что интересно, это течение в живописи, до момента появления у него собственного названия, именовалось критиками как натурализм."Свет, который излучало искусство Курбе, был так ярок (…), что без него очертания всей со-временной живописи остались бы размытыми,» — утверждает Андре Бретон. Многие художники в поисках собственного стиля рано или поздно обращались к творчеству Курбе. Вез него у нас не было бы ни чудесных маринистических полотен Моне, но крайней мере таких, какими мы их знаем сейчас, ни «фирменного» мазка Сезанна с его работ шестидесятых годов, ни изысканной обнаженной натуры на картинах Ренуара. Если бы не явление Курбе в искусстве, большая часть живописи Мане, Уистлера, Гогена и Матисса оставалась бы не понятой. Однако ни один из этих художников не выразил своего преклонения перед талантом Курбе в той степени, в какой это сделал Пикассо, создав в 1950 году, в память о маэстро, проникновенную собственную версию его «Девушек, отдыхающих на берегу Сены» и продемонстрировав тем самым главный художественный принцип Курбе: в искусстве новаторство состоит в неустанном воссоздании традиций. Список используемой литературыЕвропейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006. — С.327Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 — 78. С. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. — Л., 1981. — 311 с. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века — М.: Искусство, 1993. — 348 с. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. — 640 с. Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. — 240 с. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л. — M., 1959. — С.185Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. — М.: Советский художник, 1972. — 205с. Кривцун, O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — С. 29−51.Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. — 305с. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. — 271с., ил. Приложение: Альбом иллюстрацийРисунок 1 — Гюстав Курбе. Похороны в Орнане.1849−1850 г., 315×668, Музей д`Орез, ПарижРисунок 2 — Гюстав Курбе. Купальщицы. 1853 г. 227×193. Музей Фабр, МонпельеРисунок 3 — Гюстав Курбе. Девушки, отдыхающие на берегу Сены. 1856−1857 г., 174×206, Пти-Пале, ПарижРисунок 4 — Гюстав Курбе. Мастерская («Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей жизни») 1855 г., 359×598. Музей д`Орез, Париж

Список литературы

  1. Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. - Т.2. - М.: Белый город, 2006. - С.327
  2. Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва : Издательство Академии Художеств СССР, 1962 - 78. С.
  3. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века . - Л., 1981. - 311 с.
  4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств . Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века - М.: Искусство, 1993. - 348 с.
  5. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. - 640 с.
  6. Наливайко , Д. С. Искусство : направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. - 240 с.
  7. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л . - M., 1959. - С.185
  8. Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. - М.: Советский художник, 1972. - 205с.
  9. Кривцун , O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. - С. 29−51.
  10. Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. - 305с.
  11. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. - 271с., ил.