"Знающий целое может знать и его часть, но знающий часть еще не знает целого.
Мог бы Фидий, увидавший львиный коготь, узнать, что он - львиный, если бы никогда не видал льва целиком?"
(Лукиан - Греческий писатель-сатирик)

Стою пред образом Мадонны:
Его писал Монах святой,
Старинный мастер, не ученый;
Видна в нем робость, стиль сухой;

Но робость кисти лишь сугубит
Величье Девы: так она
Вам сострадает, так вас любит,
Такою благостью полна,

Что веришь, как гласит преданье,
Перед художником святым сиянье
Сама Пречистая в сиянье
Являлась,видима лишь им...

Измучен подвигом духовным,
Постом суровым изнурен,
Не раз на помосте церковном
Был поднят иноками он, -

И, призван к жизни их мольбами,
Еще глаза открыть боясь,
Он братью раздвигал руками
И шел к холсту, душой молясь.

Брался за кисть, и в умиленье
Он кистью то изображал,
Что от небесного виденья
В воспоминаньи сохранял, -

И слезы тихи катились
Вдоль бледных щек...И, страх тая,
Монахи вкруг него молились
И плакали - как плачу я...
Аполлон Майков. 1859, Флоренция

Фра Филиппо Липпи (итал. Fra Filippo Lippi, 1406-1469) - флорентийский живописец, один из самых заметных мастеров раннего итальянского Возрождения. Один из самых жизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды.

"Редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам".

Это утверждение, имевшее в виду талант Филиппо Липпи, в 16 веке приписывают Козимо де Медичи Старшему, меценату и преданному почитателю Фра Филиппо, заказчику многих его произведений. Фра Филиппо родился около 1406 года и уже пятнадцати лет вступил в орден кармелитских монахов, хотя по всем данным своей натуры, склонной к мирским благам, расточительности и любовным авантюрам, мало годился для монашеского сана.


И тут у меня ступор.... то ли рассказывать пробиографию художника, который в своих чувственных мадоннах изображал (как считают многие исследователи) своих возлюбленных, а позже и жену, которую выкрал с женского монастыря. Будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой. Он соблазнил одну из монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. На тот момент художнику было около пятидесяти лет.

Молодая девушка согласилась, но особо долго им пожить вместе не получилось. Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Он возвратился обратно в Прато, где по особому указу Папы Филиппо снял монашеский обет и законно вступил в брак. От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Женские образы выходили у художника очень нежными и лиричными. Мы не увидим у него Мадонну как мать человека, который должен своей смертью искупить грехи человеческие. Мадонны у Филиппо всегда юны и полны любви к своему непоседливому ребенку.

То ли писать про его роль в живописи ..... о его выдающихся творениях современники отзывались, как о гармоничных, привлекательных образах, вознося мастера за несравненную способность передавать чувства персонажей и атмосферу сцены.

"За высокие качества его ценили настолько, что многое предосудительное в его жизни было покрыто тем уровнем, которого достигла его доблесть".

Филиппо Липпи, освоив повествовательный жанр, соединил его с религиозным сюжетом, и это светское начало, стремление к увлекательному повествованию, лирическое земное чувство нашли яркое выражение в его работах. Обаятельный мастер многих работ, он сумел передать в них человеческую теплоту и поэтическую любовь. И даже великий Микеланджело "не только постоянно прославлял его, но и подражал ему во многих вещах".

Изображения кликабельны


Художники Возрождения:Фра Филиппо Липпи

Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах
. Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски
, Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь
Эпитафия в переводе А.Блока

В истории Раннего Возрождения много легендарных красавиц, без которых эпоха вообще не состоялась бы. Но одна особенно будоражит воображение, потому что спустя века мы можем увидеть ее нежную красоту.
Юная Лукреция ди Бути смотрит на нас с картин своего возлюбленного супруга - великого художника Филиппо Липпи…

Ф. Липпи. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. Ок. 1465

Лукреция закрыла глаза и порывисто вздохнула. Она сделала это! Или все же это сон? Сейчас она очнется, и все станет как прежде. Она откроет глаза и увидит серые стены монастыря. Отец определил ее туда по достижении 15 лет. Сейчас ей почти 18. Через несколько месяцев она стала бы послушницей, а потом и монахиней. И все ее имущество отошло бы монастырю. Но она сбежала!..

Пышная религиозная процессия медленно двигалась по главным улочкам Прато. Конечно, этот небольшой городок с процветающей соседкой Флоренцией не сравнить, но и у него есть свое сокровище, своя Святая Реликвия - пояс Богоматери Пречистой Девы Марии.

Fresco Duomo, Prato

The Feast of Herod_ Salome_s Dance, 1460-1464, Fresco Capella Mggiore, Duomo, Prato, Italy.

Раз в год с величайшим почетом реликвию проносят по улицам. На процессию выходят все горожане, приезжают паломники из Флоренции, даже из самого Рима. Народу собирается столько, что не протолкнуться. В этой-то суматохе Лукреция и ускользнула из-под бдительного ока монахинь, смешалась с толпой, а потом сбежала. Это оказалось так просто - ОН подал ей руку, и она пошла за ним.

Herod"s Banquet (фрагмент)

Монастырь никогда не был ей по сердцу. Но она покорилась отцовской воле. Смирилась с тем, что никогда не быть ей ни женой, ни матерью. Что поделаешь, на все воля Божья

Филиппо Липпи

И вдруг - Филиппо! Она увидела его случайно. Хотя в их монастыре он работал уже год. Мать настоятельница пригласила его, известнейшего художника из Флоренции, написать образ для главного алтаря и сделать настенные росписи.

Funeral of St Jerome (фрагмент)

Матушка мечтала, что монастырь Святой Маргариты прославится своими росписями, как монастыри самой Флоренции. Однако всех сестер настоятельница предостерегла - почтенный фра Филиппо Липпи, хоть и принадлежит сам к братству монахов-кармелитов, но жизнь ведет весьма вольную. Нет, он не выпивает и не безобразничает, но больно любит приударить за женским полом. Так что, пока фра Филиппо будет расписывать те или иные помещения, монахиням туда путь заказан.

Coronation of the Virgin

Фрагмент картины

Лукреция никогда не выходила из воли старших: сначала - отца, потом - настоятельницы. Она всегда держалась в тени, тихо выполняла любую работу. Может, потому настоятельница и послала ее с какой-то просьбой к флорентийскому художнику. Лукреция вошла, озираясь, боясь увидеть страшного зверя, бросающегося на бедных женщин. А увидела мягко улыбающегося мужчину - не красавца и не урода, но с такими ясными и зовущими глазами, что девушка даже забыла, зачем пришла…

Он так измучился в этом монастыре… Низкие своды, крошечные комнатки. Так мало света! За серыми стенами в Прато бушевала весна, виноградники на склонах стояли пронизанные светом, солнце золотилось в полуденной дымке. А в этом монастыре - сплошная тьма.
Он раздумывал, как бы положить на фрески побольше солнечных бликов.

Любезная Лукреция

Написать что-то солнечное, струящееся, изящное, как золотистые женские волосы. Поднял голову от рисунка и увидел…

Lippi, Vergine Annunziata, Angelo Annunziante, sant"Antonio Abate e san Giovanni Battista

Она стояла рядом, мило переминаясь с ноги на ногу, и наголовный платок медленно сползал с ее волос, открывая золотой водопад. И в ее взгляде было столько тепла и света, сколько может быть только в чистейшем взоре Богоматери.

View of the fresco cycle in Prato Cathedral, Italy - Herod"s Banquet - Salome (detail)
«Lucrezia Buti»

Филиппо сразу понял, что она - Мадонна, и только его. Потом он узнал, что она - Лукреция ди Франческо Бути, дочь флорентийского гражданина, синьора Франческо Бути, и пока не Христова невеста. И художник сразу решил, что она ею не будет, чего бы это ни стоило. Он видел ее не в монашеской рясе, а в красивом платье. И еще он видел ее с младенцем на руках. Со своим младенцем.

Саилко.incoronazione marsuppini, post 1444, da pinacoteca vaticana

Конечно, вряд ли Мадонна была бы к нему столь милостлива. Он ведь никогда не был праведником. Да и как он мог им стать? Сирота, с раннего детства сам пробивающий себе дорогу. Мать умерла после его родов.

Lippi, madonna della cintola, prato.Лукреция стоит на картине справа.

Через два года умер и отец. Так что, сколько Филиппо себя помнит, он всегда принадлежал монастырю дель Кармине. Монахи его воспитывали, монахи и учили.
Да только говорили, что он туп до крайности. А он каждую свободную минуту рисовал угольками. Все книги, что попадали в руки, испортил картинками на полях.

Birth and Naming St John

Однажды на монастырском мощеном дворе нарисовал зеленой землей громадную картину - папа вручает устав монастырю кармелитов. Это и решило дело. Настоятель купил послушнику краски и велел срисовывать на доски все те живописные фрески, что были в монастыре и окрестностях. Вот так - самоучкой - и осваивал Филиппо азы живописи. Благо осваивать было с чего. Ведь монастырскую капеллу только что расписал великий, и уже безвременно покойный, Андреа Мазаччо.

Fra Filippo Lippi - Disputation in the Synagogue (detail)

Филиппо работал столь ревностно, что все вокруг начали толковать - в одержимого Липпи вселился дух самого Мазаччо. Кармелиты решили не рисковать - зачем им такие разговоры? Своего юного брата они отослали в Неаполь. С тех пор и начались его странствия по городам и весям.

«Madonna and Child Enthroned with Saints»

И в этих странствиях как-то забылось, что он - монах чуть не с рождения, недаром же его зовут «фра» - святой брат. А поскольку о работах его говорили, что созданы они так изящно и прекрасно, что лучше не сделаешь, Филиппо получил покровительство сильных мира сего - и семейства Медичи, и самого папы римского. Так что жил Филиппо в свое удовольствие, зарабатывал немало, увеселений и компаний не чурался.

Страшный суд.Картина в алтарной нише собора св.Георгия в Ферраре.

И вдруг - монашка! Сколько женщин он видел, ни разу не встречал такой величайшей прелести и чистоты. Свет земной и небесный! Филиппо уговорил настоятельницу позволить ему писать портрет Лукреции, добился разрешения поместить ее в виде фигуры Богоматери на свои росписи. Он перестал есть и спать, рисовал как одержимый. Она позировала ему целыми днями. И вот он похитил ее из монастыря. Украл у этих никчемных монашек их самое драгоценное сокровище!

«Seven Saints»

…Синьор Бути бушевал. Разыскав беглецов, он львиным рыком заявил, что не даст за своей вероломной дочерью ничего. Все отойдет монастырю, как и договаривались.

The Funeral of St Stephen (фрагмент)

Пока синьор Бути буйствовал, Филиппо лишь плечами пожимал. Неужели он, живописец, не может обеспечить любимую? Да он уже получил множество заказов. Об этом Филиппо и сказал разъяренному папаше, когда тот наконец перестал кричать.

The Funeral of St Stephen

Лицо синьора пошло пятнами, и он повернулся к дочери. Неужели та не понимает, что обесчестила свою семью? Да и себя тоже! Ведь этот похотливый старик - ему же пятьдесят лет! - всегда бегал за юбками. Всей Флоренции известно, как однажды Козимо Медичи, напрасно дожидающийся от Филиппо обещанной картины, запер его наверху своего загородного дома.

St Stephen is Born and Replaced by Another Child (фрагмент)

Так этот сластолюбец, чтобы не пропустить очередное свидание, разодрал простыни на веревки и по ним спустился вниз. Бедный Козимо еле нашел потом своего живописца у какой-то белошвейки. Неужели Лукреция хочет связать жизнь с таким животным?! К тому же он - монах. Он же не сможет на ней жениться!

Ambrosius-Legende

Отец ушел, оставив одни проклятия. Будто мало им других бед!
«Бог не осудит нас! - прошептала Лукреция. - Он поможет тебе что-нибудь придумать. Ты придумаешь!» Лукреция сжала веки, чтобы сдержать слезы.

LIPPI, Fra Filippo St Matthew the Evangelist

Fresco Duomo, Prato

Spoleto Cathedral

Ее Филиппо - не старик. Да он моложе всех самых молодых! И он не сдастся! Нашел же он выход, когда его похитили разбойники и продали в рабство. Полтора года он работал на хозяина, терпел голод и побои.

Death of the Virgin (фрагмент)

Но однажды ему в голову пришла мысль - использовать свой дар. Он нарисовал портрет хозяина, правда, углем, красок у него не было. И хозяин был так поражен его талантом, что отпустил художника. «Ты придумаешь! - повторила Лукреция, как заклинание. - Ты же художник!»

The death of Mary", fresco by Filippo Lippi; apse of the cathedral of Spoleto, Italy; depicted on the right side: Filippo Lippi, his son, and his helpers Fra" Damiante and Pier Matteo d"Amelia

"Annunciation", fresco by Filippo Lippi ; apse of the cathedral of Spoleto, Italy

Он был художником. И ему не надо было придумывать. Он послал в родной монастырь покаянное письмо, а Медичи - свои картины. Те, где Богородица с чистым обликом Лукреции благословляла мир.

Мадонна с младенцем (фрагмент)

И случилось невероятное - любовь победила все преграды! По ходатайству Медичи папа Пий II в 1461 году, спустя пять лет после побега влюбленных из монастыря Святой Маргариты, снял монашеский сан с Филиппо и разрешил ему вступить в законный брак со своей возлюбленной.

Filippo Lippi, Madonna col Bambino, pala lignea conservata nel Palazzo Medici Riccardi a Firenze.

Весельчак и жизнелюбец Липпи оказался прав - он воочию увидел свою жену не только в нарядных платьях, но и с младенцем на руках, и даже с двумя младенцами. В 1457 году родился их первенец, названный матерью в честь любимого мужа - Филиппино (то есть маленький Филиппо).

Madonna del Ceppo

Теперь отец рисовал его рядом с матерью то в виде Младенца Иисуса, то - святого ангела. Интересно, что сын тоже стал очень известным художником, но имя уменьшительное не выправил. Так и остался в истории - Филиппино Липпи, в отличие от большого - Филиппо.

Thronende Madonna

В 1465 году Лукреция родила дочку Александру. И теперь счастливый отец рисовал уже целое семейство - поразительно изящную Мадонну и счастливых, здоровых, вполне упитанных ангелочков.

Madonna dell"Umiltà con angeli e santi carmelitani o Madonna Trivulzio.

И этот трогательный облик юной матери со своими детьми (далеко не религиозный, а обаятельно-светский) вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно,Флоренции.

В 1469 году, когда Лукреции было 31 год, Филиппино - 12, а Александре - всего 4 года, Филиппо Липпи не стало. Было ему около 63 лет, но он был по-прежнему полон сил - отправился в город Сполето расписывать местный собор. И по-прежнему он оставался жизнелюбом в полном смысле этого слова. То есть любил жизнь и, конечно, женщин.

Verkündigung an Maria

Благовещение. 1450.Старая пинакотека.Мюнхен

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Правда, теперь никто не распространялся о его похождениях, ибо синьору Лукрецию уважали все. Когда же он умер, поползли слухи, что в Сполето Филиппо отравил какой-то родственник его очередной пассии. Но слухи эти быстро оборвались. Ибо и Лукреция, и дети так горевали по мужу и отцу, что ни у кого язык не повернулся сказать что-то, порочащее Филиппо.

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Сначала Козимо, потом его внук Лоренцо Медичи ездили за прахом своего авантюрного монаха-художника. Но сполетцы не разрешили перевезти его во Флоренцию. Так и остался Филиппо там - в соборе. Говорят, до сих пор иногда посреди мраморных плит раздаются тяжелые вздохи. Говорят, это старый художник вздыхает о своей Мадонне.

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Благовещение Пресвятой Богородицы (фрагмент)

Вот только где она - мы не знаем. Знаем, что 12-летний Филиппино пришел в мастерскую к ученику своего отца - великому Сандро Боттичелли. Больше идти ему было некуда. А значит, его матери, Лукреции, уже не было на этом свете. Она, как всегда, ушла за мужем. Или он снова украл ее. Это же так просто: он подал руку - и она пошла за ним.

Богоматерь с Младенцем и святыми Фредианом и Августином_Алтарь Барбадори 1437-1438, Париж, Лувр

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.

Его мадонны — очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Virgin with the Child and Scenes from the Life of St Anne (Tondo Bartolini)

Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму — писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.

La Vierge et saint Jean-Baptiste adorant l"Enfant Jésus

Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти. Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же

Madonna of Humility with Angels and Donor Fra Filippo Lippi

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.
Был учителем Сандро Боттичелли.
Библиография
Фосси Г. Филиппо Липпи. М., 1997.
Ссылки
. Фра Филиппо Липпи на artcyclopedia.com
. Фра Филиппо Липпи (1406—1469) на style-epohi.ru
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)

Нравы художественных мастерских были вольными и демократичными. Многие подростки-ученики с самого начала не только трут краски и постигают азы технологии, но зачастую становятся любимыми моделями своих наставников. Художники упражняются в рисовании друг с друга, пока, уже в конце столетия, не появляются профессиональные натурщики. Случалось, конечно, что кое-кого поколачивали за шалость или провинность, но даже это проделывалось, скорее, патриархально, по-семейному, ничем не напоминая административный подход.

«Семейственная» вольница мастерской, разумеется, сильно рознилась своей несомненной наклонностью к буйству от тихой богобоязненной атмосферы, к которой привык подросток Сандро в родительском доме. Зато дружелюбие и щедрость вольнодумной и шумной боттеги обычно не знали границ. В легенды художнического мира вошла корзинка для добровольных взносов на общее и единичное пользование, подвешенная к потолку в скульптурной мастерской Донателло, который сам, по словам Вазари, «никогда не придавал никакой цены деньгам». Даже весьма сребролюбивый биограф в данном исключительном случае приписывает столь безоглядное бескорыстие не порокам, но душевным «доблестям Донато».

Особенно колоритную фигуру в плане буйного и вместе самого безобидного для окружающих вольнолюбия представлял добродушный и щедрый учитель Боттичелли фра Филиппо Липпи. По достоверным сведениям, «фра Филиппо очень любил веселых людей и сам всегда жил в свое удовольствие». Монах-кармелит, открыто и явно для всех пренебрегший монашескими обязанностями, приверженный всем мирским соблазнам, буквально излучал жизнерадостность. Его весьма бурная и занимательная, как авантюрный роман, биография послужила обильным источником печатных новелл и изустных преданий.

Фра Филиппо, сын мясника Томмазо ди Липпо, родившийся в 1406 г. во Флоренции, потеряв в двухлетнем возрасте отца, до восьми лет кое-как воспитывался попечением тетки, которая, будучи не в силах содержать его по собственной бедности и по чрезмерной резвости племянника, сбыла его с рук в флорентинский монастырь дель Кармине. Так в 1421 г. Филиппо в силу житейской необходимости волей-неволей стал монахом. Бойкий, общительный, не признававший малейшей узды дисциплины, отнюдь не склонный к созерцанию и размышлению, он «с ранних лет явил себя столь же ловким и находчивым в ручном труде, сколь тупым и плохо восприимчивым к изучению наук, почему он никогда не испытал желания приложить к ним свой талант и с ними сдружиться», а потому вместо чтения и зубрежки, «вместо учения занимался не чем иным, как только пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». Последнее неизбежно повлекло обучение живописи, и шаловливого монашка откомандировали в мастерскую благочестивого и кроткого живописца фра Анджелико.

Одну из жизненных легенд фра Филиппо излагает новеллист Маттео Банделло, утверждая, что слышал ее в Милане от самого Леонардо да Винчи, который поведал историю Липпи специально в подтверждение того, что «в своем превосходстве редкостные таланты подобны небожителям, а не вьючным ослам». Это крылатое изречение приписывалось «Отцу отечества» Козимо Медичи, который, будучи сам непритязательным и придерживаясь весьма строгих нравственных правил, тем не менее от пристрастия к обаятельному живописцу если не поощрял открыто до вседозволенности, то с благодушием покрывал целый ряд сумасбродных его похождений.

И самое нашумевшее, самое романтическое из них — похищение из монастыря в Прато хорошенькой юной монахини Лукреции Бути.

Тогда, в 1456 г., Фра Филиппо не пожелал разлучаться с возлюбленной, однако с монашеским званием тоже — «дабы не лишать себя связанной с этим свободы». Хотя влиятельные церковные лица не раз предлагали снять с него духовный сан, он «не захотел связать себя узами брака», предпочитая «располагать собою и своими склонностями так, как ему вздумается».

Плодами этого романа фра Филиппо явились дочь и сын Филиппино, унаследовавший профессию отца. Только в 1461 г. с особого разрешения папы Пия II кармелит обвенчался с бывшей монахиней.

Нерадивый инок и приятный живописец был торжественно погребен в 1469 г. в Сполето, в великолепной гробнице из белого и красного мрамора, в церкви, расписанной им самим. Богобоязненные сполетцы чтили захоронение великого грешника наподобие местной реликвии и даже отказали сыну покойного, просившему от имени Медичи перевезти останки отца на родину, мотивируя свой отказ тем, что во Флоренции и без того довольно достопримечательностей. Филиппино Липпи позволили только высечь на отцовской гробнице латинскую эпитафию сочинения отменного поэта Анджело Полициано:

«Здесь я покоюсь, Филипп, живописец, навеки бессмертный,

Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах.

Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски,

Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,

Принуждена меня звать мастером, равным себе».

Делая скидку на погребальное красноречие тех времен, которое требовало непременно превосходной степени в оценке заслуг усопшего, следует все же признать большие достоинства фра Филиппо как живописца — звучную красоту его красок, естественную жизненность образов в сочетании со светлою их поэтичностью. У Липпи меньше сказочной изобретательности, чем у Гоццоли, зато нет и его утомительного перечисления житейских подробностей.

Общеизвестному сумасбродству учителя несомненно пришлось по душе скрытое сумасбродство ученика — фра Филиппо не мог не постигнуть хотя бы отчасти того, чего не сумели разгадать родственники Сандро, что приводило в такое недоумение его отца. Художник становится для душевно одинокого подростка первым истинным духовным отцом — отцом по святому призванию к живописи, по вольнолюбию, по искусству.

Тем не менее, скоро познав секреты мастерства Липпи, по отъезде учителя на работу в Сполето (откуда тот уже не вернется) в 1467-1468 гг. Боттичелли начинает посещать мастерскую иной, уже более интеллектуальной направленности. Боттега Андреа Верроккио походила не столько на художническую вольницу, сколько на серьезную художественную школу, на маленькую академию, на научно-экспериментальную лабораторию. Искусство Андреа и его многочисленных учеников готовилось к миссии самой ответственной на данном этапе — концентрировать в себе все важнейшие достижения художественной практики под контролем научной мысли, почти в полном согласии со строгим идеалом Леон-Батиста Альберти.

Сам Андреа Верроккио в яркости личности далеко уступал фра Филиппо Липпи, зато был одареннейшим педагогом. Тонко угадывая особенности развития каждого, не оказывая ни малейшего давления, Верроккио тактично и осторожно направлял индивидуальность учеников. В его «академии» царила удивительная «одновременность разных возрастов» и дарований, направлений и мнений в самом широком смысле. Здесь жития Христа, Богоматери и святых с непринужденностью переносятся в современную обстановку, а Рождество или Успение, да и всякое священное чудо показывают как реальное общественное событие уже без карнавала Гоццоли и вне компромиссного небесно-земного решения, всегда отличавшего Липпи. Правда, искусству, проводимому в жизнь спокойной трезвостью Верроккио, не требуется уже и высокая этическая страсть, которая придавала нечто общечеловеческое произведениям Мазаччо. Здесь царит рассудительная логика сегодняшнего дня. Но неизвестно еще, в каком направлении повернет всю эту трезвую ясность прихотливое своенравие таких учеников неутомимого экспериментатора, как Сандро Боттичелли и Леонардо да Винчи.

Пробыв у Верроккио чем-то вроде вольнослушателя примерно до 1469 г., в 1470-м Боттичелли уже работает самостоятельно.



Начало -

Филиппо Липпи (1406-1469) - флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Биография Филиппо Липпи

Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. В раннем детстве потерял родителей и остался на попечении тетки, от которой несколько времени спустя был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 15 лет от роду принял обет монашества («фра» - сокращение от итал. frate, то есть брат).

Работал преимущественно во Флоренции, некоторое время в Падуе (1434), в Прато (1453-65) и наконец в Сполето, где и умер 9 октября 1469 г.

Был учителем Сандро Боттичелли. Имел сына-художника, которого тоже звали Филиппо.

Творчество Липпи

Художник развился под влиянием Мазолино и Мазаччо; на его художественное образование также повлиял Фра Анджелико Фьезольский.

Значение Липпи в истории искусства состоит в том, что он после Мазаччо ещё решительнее и сильнее направил возродившуюся итальянскую живопись на путь натурализма. Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в его произведениях, несмотря на то, что их темы относятся к области религиозных олицетворений. В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи.

Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы-Христы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем и весельем. Достоинство его живописи возвышается сильным, блестящим, жизненным колоритом и веселым пейзажем или нарядными архитектурными мотивами, составляющими обстановку сцены.

Особенно стоит выделить картину «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написанную художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела, которого мы видим на переднем плане, - его дети. Обращает на себя внимание и то, что волосы Мадонны у самого пробора выщипаны - как предписывала флорентийская мода того времени.

Из фресковых работ этого высокодаровитого художника наиболее замечательные находятся в соборе Прато (сцены из жития св. Стефана, среди которых особенно хороши «Погребение св. Стефана» и «Пир Ирода») и в соборе Сполето (два ряда сцен из жития Богоматери, в том числе прелестное «Коронование Приснодевы»).

Относительно станковых картин Липпи надо заметить, что он первый стал придавать им круглую форму - писать картины, для которых итальянцы усвоили название quadri tondi (рус. тондо) и которые вскоре вошли в употребление не только в домашних молельнях, но и церквах, взамен распространенных перед тем триптихов.

Флорентийские галереи содержат в себе много произведений Липпи в этом роде. Таково, между прочим, восхитительное «Коронование Марии» (галерея Уффици) и «Мадонна со сценой Рождества Богородицы на заднем плане» во дворце Питти.

Из картин Липпи, встречающихся вне Италии, особенно любопытны: «Венчание Богоматери» (кругл. формы) в луврском музее, «Пресв. Дева, поклоняющаяся Младенцу Христу» в берлинском музее, «Св. Иоанн-Предтеча» в Лондонской национальной галере и «Крещение Господне» там же.

Бросив в 1431 г. монастырскую жизнь, Липпи продолжал, однако, носить иноческую одежду. Старинные биографы рассказывают, будто он был захвачен в Анконе берберийскими пиратами, увезен ими в Африку и провёл там несколько лет в рабстве. И будто Липпи так поразил хозяина своим искусством, что тот отпустил его на волю.

Однако это предание не подтверждается документами.

Напротив того, не подлежит сомнению другой эпизод в жизни Липпи - похищение им в 1456 г. из женского монастыря в Прато молодой монахини Лукреции Бути и женитьба на ней, вследствие которой ему пришлось испытать много неприятностей и тревог, пока папа, по ходатайству Козимо Медичи, не освободил супругов от монашеского обета и не признал их брак законным. Однако и после того, несмотря на свою громкую известность, Липпи не знал покоя и по причине своей беспорядочной жизни и расточительности был преследуем кредиторами.

Мне хотелось бы описывать любимых художников как людей возвышенных, не от мира сего, думающих только о прекрасном и духовном. Но это будет ложь. Во все века художники влюблялись, страдали, добивались счастья для себя, кормили семьи, и … дрались. Некоторые. Воинственным был красавец Караваджо, Бенвенуто Челлини….
Жизнь бурлила в этих великих мастерах, эмоциональных, чувствующих, взрывных. И чем сильнее они реагировали на все происходящее, тем ярче выражался их талант. Сегодня расскажу о Липпи.


Фра Филиппо Липпи (1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения.

Он потрясающий. Он был лицом своей эпохи и оказал такое влияние на искусство, какое трудно переоценить.

Необычайно талантливый художник, он имел несчастье быть конкурентом некоторым из величайших художников в истории. В результате, сегодня он менее известен, чем того заслуживает.

Но есть одна область, где репутация Липпи затмила своих современников. Его любовные похождения читаются, как сценарий приключенческого фильма, насыщенного чувственными похождениями героя.

Родился в 1406 году в бедном квартале Флоренции. Его отец, Томмазо ди Липпи, был мясником.

К несчастью, мать умерла спустя несколько дней после родов, а через два года умирает и отец. Несмотря на всеобщую бедность, его на воспитание к себе берет сестра отца, тетка монна Лапаччи.
Когда мальчику минуло восемь лет, она отдала его в находящийся на одной улице монастырь кармелитов дель Кармине.

15 лет от роду принял обет монашества («фра» — сокращение от лат. frater - брат) и оставался в общине вплоть до 1432 г.

Вазари в своих знаменитых "Жизнеописаниях" отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, "пачкал всякими уродцами свои чужие книги", и приор решил дать ему возможность обучаться живописи.

Вместе с другими мальчиками он стал посещать различные церкви Флоренции, подражая знаменитым мастерам и копируя их фрески.

На фоне остальных воспитанников Филиппо выгодно отличался своим талантом и новизной в манере писания картин, поэтому монахи решили поручить ему завершить росписи, которые оставил после себя Мазаччо.

Успешно справившись с этим заданием, Филиппо постепенно начинает получать заказы для росписи других церквей. В связи с этим в 1431 году он покидает стены монастыря, дабы пуститься в свободное плавание.

Его жизнь окутана каким-то невероятными легендами, и если хоть часть из них правда - а скорей всего так и есть, то Филиппо предстает перед нами невероятно энергичной, жизнелюбивой натурой, не обращающим внимания на всякие там строгие моральные устои, которыми славилось в те времена общество.

В 1438 году его берет под покровительство Козимо Медичи, который вплоть до самой смерти художника обеспечивал его деньгами и заказами.

Именно с его помощью Филиппо назначают сначала капелланом в церковь Сан Джованно, а потом переводят в церковь Сан Кирико, что под Флоренцией.
Эти годы считаются самыми плодотворными в жизни художника, в это время он создает самые свои известные работы.

Но в 1455 году Филиппо осудили за подлог и махинации с деньгами. Представляете? Маститый к тому времени художник, облаченный в сан, целый капеллан - и мошенничество!

Его спасло высокое положение его покровителей. За него заступился не только Козимо Медичи, но и сам папа Евгений IV.

В результате этого художник не только легко отделался: он был переведен в другой монастырь, да еще и повышен в должности. Отныне он капеллан в женском монастыре святой Маргариты в Прато.

Здесь опять любопытная история, как результат проявления его цельной натуры - Филиппо был очень влюбчивым человеком. Его натура была страстной и порывистой. Он был без ума от хорошеньких женщин и делал все возможное, чтобы они отвечали ему взаимностью.

Из-за его характера ему приписывали, а возможно, и просто описывали приключения и похождения, которые Вазари не преминул отметить.

Вот еще по Вазари: Для того, чтобы Филиппо все свое время посвящал живописи и заказам, его патрон, Козимо Медичи, однажды запер его в комнате. Художник не выдержал даже двух дней. Порезав простыни на длинные лоскуты, он связал их и с помощью такого приспособления спустился через окно на улицу.

Козимо не смог его найти, поэтому о местопребывании художника остается только гадать. Тем не менее, спустя несколько дней Филиппо вернулся к работе и завершил заказ.

С тех пор Козимо Медичи не только не запрещал ему предаваться удовольствиям, но и всячески потворствовал ему.

Так вот, будучи назначенным капелланом в женский монастырь, Филиппо не преминул воспользоваться случаем, так удачно предоставляемым ему судьбой.

Он соблазнил одну из хорошеньких монахинь, Лукрецию Бути, и предложил ей вместе бежать с ним из монастыря. Напомню, что на тот момент художнику было около пятидесяти лет. Молодая девушка согласилась.

Спустя несколько недель Филиппо арестовали и только благодаря очередному вмешательству Козимо Медичи его отпустили. Везло Филиппо - по особому указу папы он снял монашеский обет и законно вступил в брак.

От этого союза родились сын Филлипино, который пошел по стопам отца, став художником, и дочь Александра. Именно в это время к нему в ученики поступает еще молодой и неопытный Сандро Боттичелли, впоследствии усвоивший многое у своего учителя. Об этом напоминают и ранние работы Боттичелли, со своими изящными Мадоннами, так похожими на манеру Филиппо.

Скончался мастер в возрасте 63-х лет, во время работы в Сполето, над очередным циклом фресок. Тот же Вазари предполагал, что Филиппо был отравлен родственниками Лукреции.

Тем не менее, когда Козимо захотел забрать останки художника, дабы захоронить их на родине, во Флоренции, жители Сполето воспротивились и упросили оставить его прах у себя в городе.

Ну и пару слов о его живописи, ведь именно его мощный талант потрясает, поражает, и благодарные современники и потомки восхищаются им и помнят его жизнь.

Он писал невероятно прекрасных женщин. Лица мадонн - живые, нежные, полные одухотворенности, чистоты и нежной любви молодых матерей к своим детям производят неотразимое впечатление, в его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что порой они прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его младенцы-Христы и ангелы — прелестные реальные малыши, пышущие здоровьем и весельем. Архитектура, окружающая главное действие на фресках мастера - яркая, веселая, подчеркивающая торжество события. Он был большим мастером композиции.

Если прочитали все выше, то вот еще одна легенда о Липпи, только прошу учесть, нет никаких подтверждений правдивости происшествия. Впрочем, и отрицания тоже нет. А сама легенда говорит о том, что Филиппо Липпи был личность потрясающая, а его талант признавался современниками.

Приключение в Африке. По хронологии оно как раз приходится на то время, когда он покинул свой родной монастырь во Флоренции. Вместе с друзьями Филиппо отправился путешествовать по морю, как внезапно их лодку захватили мавры и отправили пленников рабами в свою страну.

Филиппо, естественно, посадили в темницу, где он от нечего делать вздумал рисовать на стенах углем.
В том числе написал он и портрет предводителя мавров. Последний был так польщен своим изображением, что отпустил Филиппо обратно в Италию.

Одним из первых он стал писать тондо (картину в круге), ставшую затем форматом, характерным для эпохи в целом.