Где вы, волшебные мосты,-
От человека к человеку,
Как будто бойкие побеги,
Что к солнцу тянут все листы..

Живым синонимом целебным
Прикосновения души..
..Вы жизни Вечной обереги,
Духовных стражи вы вершин..
*
*
*
..Парк привокзальный..На пороге осень..
Пусты скамейки, и в тиши аллей
Дум водопад взволнованно уносит
В прошедший век, что много мне милей..

Чеканю бодро..ровная брусчатка
Звучит и эхо обронив в эфир,
Предстанет мне таинственной загадкой,
Связавшей двери в тот и этот мир..

*
..И вот уже звенящим переливом
Дрожит она под цокотом копыт..
Луч солнца блещет в тополях и ивах..
Карета с тройкой, торопясь, бежит..

Парк привокзальный..Солнце в завитушках
Скамьи резной..Так дивно, словно сон..
Вот я сижу..и локонов воздушность
Волной охватит бледное лицо..

Раскрылась книга..Ветерок страницы
Перелистает бережной рукой..
На пять минут сомкнула я ресницы,
Стихи читая в парке над рекой..

Век девятнадцатый..Вся та поспешность,
Присуща что грядущим временам,-
Во взглядах, чтящих лишь пустую внешность,
Ещё неведома дотоле там..

Там дух особый..Нынче он утерян..
Витал он в воздухе, пронзал насквозь
Он всё пространство..И скамейку в сквере..
Костюм, одет в который званый гость..

Изящна поступь..С грацией особой
Передвигались дамы, не спеша..
Нарядов тех возвышенная скромность,-
Что созерцать их только чуть дыша..

А хамский тон и наглая развязность,
Разгульный нрав, - как дам, так и мужчин,
Фривольность мыслей, поведенья праздность,-
Всё осуждалось, несмотря на чин..

Царил душевный облик атмосферы,
Боялись люди,(многим не понять..)-
В добро убить в своём собрате веру,
Обидев словом резким невзначай..

*
..Печаль теснит мне грудь несоразмерно..
Но всё ж живу в своём столетьи, где
Я собираю исподволь из плевел-
Зерно, слагая гимны Доброте..

Рецензии

Чудесное стихотворение, наполненное колоритом прекрасной, и, увы, ушедшей эпохи. Тогда людям был ещё чужд потребительский взгляд на мир, и, что ни говори, больше задумывались о духе. Иногда мне кажется, что я родилась не в своём веке... Ваше стихотворение очень созвучно моей душе, спасибо за него! Успехов в творчестве и счастья Вам!

Ведана, благодарю Вас за отклик, очень рада, что Вам понравилось..Мне также очень близок век прошедший, очень люблю читать художественную литературу и смотреть фильмы об ушедшей эпохе..И тогда верится,после этих прочтений и просмотров..- что есть на свете- и Уважение..и Дружба и Любовь..

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

2.5. Развитие путешествий в 19 - начале 20 в.

Начало 19 в. ознаменовалось крупными морскими кругосветными путешествиями, в которых русским мореплавателям принадлежала главная роль во многих отношениях.

В России только впервые три десятилетия 19 в. были снаряжены пять больших кругосветных экспедиций.

Главную роль в организации и руководстве путешествиями во многих странах стали географические общества, из которых первое было открыто в 1821 г. в Париже, второе в 1828г. - в Берлине, в 1830 - в Лондоне, в 1845 г. - Русское географическое общество в Петербурге.

Во второй половине 19 в. начинается новый этап путешествий. Теперь морские экспедиции снаряжались и для научных исследований Мирового океана.

За несколько веков истории путешествий, географических открытий были собраны многочисленные научные и литературные материалы, отчёты и дневники. У людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всё это послужило причиной для возникновения особой формы путешествий - туризма.

Естественно, что процесс активизации хозяйственных связей не только увеличивал в огромных масштабах подвижность населения, но и сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостинец, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей.

Так, в конце 18 в. представителей имущих классов европейских государств, посещающих зарубежные страны из любопытства и с целью развлечения, стали называть «туристами». Во второй половине 19 в. разрозненное движение в Европе, представленное энтузиастами одиночками, начинает приобретать определённые организационные формы.

Доподлинно известно, что туры из Англии во Францию организовывались еще в 1815 г. Писатель и путешественник Д. Джалиниани был инициатором и организатором таких туров для широкой публики в Париж из Лондона. А уже в 1829 г. вышел первый в мире путеводитель для путешественников, подготовленный и изданный K.Бедекером. Этот путеводитель издается и в наши дни и пользуется популярностью у туристов, путешествующих по Европе.

Томас Кук, баптистский пастор, сегодня признанный основоположником современного туризма, первым понял сущность и выгодность организованных массовых перемещений путешественников и в 1843 г. устроил первый железнодорожный тур для своей паствы. Успех сопутствовал пастору. И в 1851 г. он привез 165 тыс. англичан со всех провинций страны на международную выставку в Париж. Выставочные туры оказались выгодными, и Кук стал организатором массового посещения туристами из Англии Всемирной выставки в Париже и в 1855 г. В 1856 г. путешествия по Европе стали регулярными, было создано туристское агентство Кука и множество филиалов. Фантастический успех туристской компании подтверждается опубликованным каталогом из 8000 отелей и гостиниц, в которых Кук предлагал размещение туристам. Клиентами туристской фирмы «Томас Кук» в 1870 г. стали 500 тыс. англичан.

Регулярное пароходное сообщение между европейским и американским континентами было открыто в 1832 г., а в 1866 г. Кук направляет в США первые две группы туристов. Туры были продолжительные и длились до пяти месяцев. Среди именитых американских туристов, воспользовавшихся услугами Томаса Кука, следует назвать Марка Твена, который путешествовал в группе из 60 человек и впоследствии детально описал эту поездку. Томас Кук первым предложил кругосветное путешествие всем желающим в 1872 г., поставив кругосветный тур на индустриальную основу. Первые 20 путешественников совершили кругосветный тур за 220 дней. Томас Кук умер в 1892 г., его дело продолжили сын и компаньоны. Компания существенно расширила ареал деятельности, став крупным финансовым институтом и выпустив дорожные чеки для путешественников. Это по существу изобретение века - безопасные деньги (113). Сегодня компания «Томас Кук» владеет 12 тыс. туристских агентств во всех странах мира и обслуживает 20 млн. туристов.

В 1857 г. в Лондоне возникло первое мини-объединение любителей путешествий в горах - Английский Альпийский клуб. Вслед за Английским в 1862 г. появляются Австрийский горный клуб и Клуб в Турине, преобразованный позже в Итальянский горный клуб; в 1863 г. учреждается Швейцарский клуб. К началу 90-х годов 19 в. альпийские клубы возникли во многих европейских странах, а также в США. Большинство клубов стали издавать свои журналы, посвященные горам и путешествиям в них.

В России первое объединение любителей гор возникло в Тифлисе.

Во второй половине 19 - начале 20 веков национальный и международный туризм продолжал развиваться, вовлекая в свою орбиту новые страны. Однако по-прежнему туризм и экскурсии были доступны в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечения. В это время открываются национальные и международные курорты и центры туризма во Франции, Италии, Чехословакии, горных районах Швейцарии.

Контрольные вопросы

1. Правомерно ли говорить о "первобытном туризме"?
2. Каковы были мотивы миграций в первобытности?
3. Что вы знаете о первобытной картографии?
4. Куда и с какими целями направлялись экспедиции Древнего Египта?
5. На каком уровне находилась географическая культура Древнего Китая? Какие факты это подтверждают?
6. Какие виды туризма существовали в Древней Греции?
7. Приведите данные, говорящие о зарождении индустрии туризма в Древнем Риме.
8. Какие виды странствий практиковались представителями монашества в средние века?
9. Что вам известно о крестовых походах?
10. Расскажите о великих географических открытиях и их значении для туризма.
11. Назовите первые туристские объединения. Где они появились?

Хотелось бы Вам побывать в прошлом? В XIX веке, к примеру? На Бородинском сражении?!
Вживую увидеть, как это было, почувствовать обстановку?
Мне это удалось!
Хочу рассказать, как мы ездили на Бородинскую битву.

- Ну что, поедешь со мной в Бородино?
- Поеду! А с малышом как быть? С собой?
- Конечно. А ты думаешь, он нам помешает?
- Ну как он может помешать?!

А у самой в голове крутятся мысли: как ехать с годовалым малышом, который ещё не умеет ходить? Мало того, что для него нужна куча вещей: памперсы, одежда, детское питание, и т.д. Как он поведёт себя в дороге? Вдруг будет плакать?

Ладно, будем решать проблемы по мере их появления,- подумала я и начала паковать сумки.
В результате получилось две больших сумки и два рюкзака.
Ехать мы решили на поезде. Купили билеты - два взрослых и один детский, для старшего сына. Отправление поезда в 23 часа. Малыш к этому времени крепко спал. Переложили его из переносной люльки на полку и сами легли спать.
Москва встретила нас празднично украшенными улицами. Восьмое сентября. Как раз отмечался День Города.
Мужу надо было съездить по своим делам, мне таскаться с ним не захотелось. Решили, что я с детьми пока съезжу на ВДНХ, а он, как освободится, приедет к нам.

Итак, я с мальчишками добралась до цели. Погода была не солнечная, время полвосьмого утра, чем заняться?
Для начала мы решили побродить вокруг. Увидели огромный шар, наполненный маленькими шарами, сооруженный по случаю праздника.

Малыш громко требовал дать ему шар, не понимал, что вовнутрь не залезть.
Потом мы пошли в Макдональдс, перекусить. Пришлось немного подождать, он открывается с 8 часов. Зато дети были довольны. Старший перекусил, а малыш изучил флору в кафе, попытался растения повыдирать. Хорошо, что я вовремя заметила и остановила.

Время у нас еще оставалось, мы решили покататься на монорельсовой дороге.

Поснимали достопримечательности из окна. Малыш в поезде заснул. А тут и муж приехал.

Посоветовавшись, мы решили съездить в парк, на качели, т.к. ехать в Бородино еще было рано.

Там дети покатались, поиграли, и мы поехали на Белорусский вокзал.
На электричке добрались до Бородино, там пришлось взять такси, чтобы добраться до места нашей стоянки.

В палаточном городке нас встретили друзья. Выделили нашей семье отдельную палатку, дали спальник. Еще один у нас был свой.
В первый день была подготовка к празднику, репетиция, примерка костюмов, потом ужин и песни у костра до полуночи.

Кроме нас, с детьми было еще несколько человек, им всем дали костюмы на праздник.
Как мне рассказали, самый юный участник этого мероприятия был трёх месяцев от роду, годом раньше. Надо сказать, что мой малыш вел себя просто великолепно. Капризничал мало, кушал, играл. Единственная трудность, что не ходил, постоянно на руках.

В воскресенье нас подняли с самого утра, на сборы. Мужчины надели военные костюмы XIX века. У наших были костюмы русской армии.

Были еще и французы.

Часов в 10 мы пошли стройной колонной в Бородино.

Дорога заняла примерно час.

Мой малыш все это время спал. Нести его было очень тяжело, спасибо курсантам, помогли. Выглядело это презабавно: сын полка!

В Бородино было очень много приезжих: туристы, местные жители, артисты-участники шоу.

Столько интересных костюмов!!!

Мы пришли к Бородинскому музею.

Там наши вояки фотографировались с желающими.

Потом начался концерт. На нем собрали военные оркестры.

После этого был салют, трехцветный, как российский триколор.

Все поле было оцеплено металлоискателями, на случай безопасности.

Народа было очень много. Для желающих установили трибуны. Мы же решили устроить себе привал прямо на земле.

Было очень жарко. Наши мужчины в костюмах просто изнемогали от жары.
Тут же была палаточная ярмарка, где можно было купить еду и сувениры.

Рядом ходили дамы из XIX cтолетия...

На поле начали съезжаться войска. На лошадях, в костюмах ехали гусары, драгуны… Зрелище было потрясающее.

Потом началось само сражение. На поле выстроились войска.

Была воссоздана реальная историческая картина события. Только участников раз в 10 меньше, чем на самом деле.

Постоянно раздавались взрывы. Стреляли по-настоящему, из пушек и ружей. Было видно, как пушку вначале чистят, потом заправляют снарядом… пухх! Выстрел, грохот, и облако дыма!...

Я поинтересовалась, не бывает ли травм на таких мероприятиях. Сказали, что бывает. Но несерьезно. Как-то в ногу попало участнику, и в лошадь однажды. К счастью, несильно.

Все сражение продолжалось где-то час. Ощущения фантастические! Перемешалась реальность XXI века с культурой, костюмами и военными событиями XIX.

Мне очень понравилось. Новый взгляд на известный исторический факт, удалось прочувствовать атмосферу, увидеть войну живыми глазами.
Детям тоже было очень интересно.

После окончания Бородинского сражения, мы отправились в свой лагерь собирать вещи. И – домой!

В этом году планируем поехать на машине уже с тремя детьми. Думаю, справимся.

Для тех, кому интересно, скажу, что это мероприятие проводится ежегодно, в Бородино, чуть больше 100 км от Москвы, в первое или во второе воскресенье сентября.
Вход бесплатный для всех желающих. Приезжайте, не пожалеете!

Сборы в дорогу

Чтобы отправиться в путь, путешественнику нужно было собрать великое множество узлов, котомок и чемоданов. В дворянской семье приготовления к поездке начинались за несколько дней. «Мать аккуратно сама укладывала вещи и белье в огромный красный деревянный, обитый жестью дорожный сундук, еще старых времен.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник

Горничная Анюта с характерным постукиванием гладила в передней гору выстиранного белья, от которого поднимался пар, с приятным «чистым» запахом; в кухне жарились цыплята и пеклись особые «дорожные» пирожки и яйца; отец совещался с Гаврилой: кого запрячь в тройку в тарантас, кроме гнедого четверика в коляску, а кого — пару в телегу — под вещи, «чтобы не отставали», — так вспоминал об этом Андрей Достоевский, младший брат писателя.

Путешествие воспринимали как настоящий праздник. Если путь предстоял неблизкий, то друзья нередко провожали человека на некоторое расстояние. Например, когда Александр Герцен в 1847 году уезжал за границу, друзья провожали его до Черной Грязи — первой почтовой станции.

Подорожные и прогоны

Подорожная для путника была хорошим подспорьем в дороге. «Кто езжал на почте, тот знает, что подорожная есть оберегательное письмо, без которого всякому кошельку, — генеральский, может быть, исключая, — будет накладно. Вынув ее из кармана, я шел с нею, как ходят иногда для защиты своей со крестом», — писал Александр Радищев.



Путнику без подорожной приходилось платить ямщикам из своего кармана, причем обходились они куда дороже, чем казенные прогоны. Вот что пишет об этом все тот же Радищев. «Между тем как в моей повозке запрягали лошадей, приехала еще кибитка, тройкою запряженная. Из нее вышел человек, закутанный в большую япанчу, и шляпа с распущенными полями, глубоко надетая, препятствовала мне видеть его лицо.

Путешественника без подорожной могли задержать на заставе

Он требовал лошадей без подорожной; и как многие повозчики, окружив его, с ним торговались, то он, не дожидаясь конца их торга, сказал одному из них с нетерпением: — Запрягай поскорее, я дам по четыре копейки на версту. Ямщик побежал за лошадьми. Другие, видя, что договариваться уже было не о чем, все от него отошли». Без подорожной путник часто не мог покинуть пределы города. Путешественника останавливали на заставе и отправляли обратно за бумагами.

Брички и кареты

В XIX веке существовали два вида путешествий: «на почтовых» и «на долгих» лошадях. Почтовых лошадей меняли на каждой станции, так что путь пролетал незаметно. Если человек выбирал «долгих» лошадей, то он мог экономить на прогонах и сам выбирать, где ему остановиться. Да и багажа с собой можно было взять значительно больше. Но приходилось часто останавливаться, чтобы дать лошадям отдохнуть — это замедляло движение.

Радищев отправился из Петербурга в Москву в кибитке

На каретах ездила в основном знать. Маркиз де Кюстин писал: «Расстояние — наше проклятие», — сказал мне однажды император. Справедливость этого замечания можно проверить даже на улицах Петербурга. Так, не из чувства тщеславия разъезжают там в каретах, запряженных четверкой лошадей. Ибо поездки с визитом — это целое путешествие. Русские лошади, нервные и полные огня, уступают нашим в мускульной силе. Пара лошадей не может долго мчать тяжелую коляску по скверным петербургским мостовым. Поэтому четверка лошадей является предметом первой необходимости для всякого, желающего вести светский образ жизни».


Дилижанс

Большой популярностью пользовались брички. Иван Аксаков вспоминал: «Бричка хоть и покойнее телеги, но недалеко ушла от нее и вдесятеро беспокойнее тарантаса и зимней повозки». Нередко для путешествия выбирали кибитки, тарантасы или дроги. В кибитке, например, отправился в путь Александр Радищев.


Дороги и бездорожье

В 1849 году Иван Аксаков колесил по Ярославской губернии и емко резюмировал свои впечатления от местных дорог: «Дорога гнуснейшая всюду». Самой оживленной дорогой империи по праву считался путь из Петербурга в Москву. Радищев писал: «"Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великою грязь среди лета и сделала ее непроходимою…»


Большая коронационная карета, выставляется в Государственном Эрмитаже

Но ближе к провинции ситуация менялась. Франсиско де Миранда вспоминал, например: «Дорога проходит тут по топким местам и потому везде вымощена бревнами, как водится у русских, и это сущий ад для путешественника, вынужденного трястись в своей карете или кибитке… так что, когда я на четверке лошадей прибыл в Хотилов, преодолев 36 верст, всё тело болело, словно после порки».

Иван Аксаков писал: «Дорога гнуснейшая всюду»

Маркиз де Кюстин писал о путешествии из Москвы в Ярославль: «Дорога оказалась ужасной — и не только на протяжении трети всего пути. Если верить русским, все дороги у них летом хороши. Я же нахожу их из рук вон плохими. Лошади вязнут по колено в песке, выбиваются из сил, рвут постромки и каждые двадцать шагов останавливаются. А выбравшись из песку, вы попадаете в море грязи, из которой торчат пни и огромные камни, ломающие экипаж и калечащие лошадей».

Кто: Семен Дежнев, казачий атаман, купец, торговец мехами.

Когда: 1648

Что открыл: Первым прошел Берингов пролив, что отделяет Евразию от Северной Америки.

Таким образом, выяснил, что Евразия и Северная Америка – два разных континента, и что они не смыкаются.

Кто: Фаддей Беллинсгаузен, русский адмирал, мореплаватель.

Путешествия

Когда: 1820.

Что открыл: Антарктиду вместе с Михаилом Лазаревым на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Востоком». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно.

Также экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который ошибочно был нанесен на всех средневековых картах Европы.

Мореплаватели, включая знаменитого капитана Джеймса Кука, без всякого успеха искали в Индийском океане этот «Южный материк» больше трехсот пятидесяти лет, и конечно, ничего не находили.

Кто: Камчатый Иван, казак и охотник за соболями.

Когда: 1650-е годы.

Что открыл: полустров Камчатку, названа в его честь.

Кто: Семен Челюскин, полярник, офицер русского флота

Когда: 1742

Что открыл: самый северный мыс Евразии, названый в его честь мысом Челюскин.

Кто: Ермак Тимофеевич, казачий атаман на службе русского царя. Фамилия Ермака неизвестна. Возможно, Токмак.

Когда: 1581-1585

Что открыл: завоевал и исследовал Сибирь для Русского государства. Для этого вступил в успешную вооруженную борьбу с татарскими ханами в Сибири.

Иван Крузенштерн, офицер российского флота, адмирал

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное путешествие вместе с Юрием Лисянским на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Надеждой»

Кто: Юрий Лисянский, офицер российского флота, капитан

Когда: 1803-1806.

Что открыл: Совершил первым из русских мореплавателей кругосветное плавание вместе с Иваном Крузенштерном на шлюпах «Надежда» и «Нева». Командовал «Невой».

Кто: Петр Семенов-Тян-Шанский

Когда: 1856-57

Что открыл: Первым из европейцев исследовал Тянь-Шаньские горы.

Также позже изучил ряд областей в Центральной Азии. За исследование горной системы и заслуги перед наукой получил от властей Россиской империи почетную фамилию Тянь-Шанский,которую имел право передавать и по наследству.

Кто: Витус Беринг

Когда: 1727-29

Что открыл: Вторым (после Семена Дежнева) и первым из ученых исследователей достиг Северной Америки, пройдя по Берингову проливу, тем самым, подтвердил его существование. Подтвердил, что Северная Америка и Евразия – два разных континента.

Кто: Хабаров Ерофей, казак, торговец пушниной

Когда: 1649-53

Что открыл: освоил для русских часть Сибири и Дальнего Востока, изучил земли близ реки Амур.

Кто: Михаил Лазарев, русский офицер флота.

Когда: 1820

Что открыл: Антарктиду вместе с Фаддеем Беллингсгаузеном на фрегатах «Восток» и «Мирный».

Командовал «Мирным». До экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена о существовании этого материка было ничего неизвестно. Также российская экспедиция окончательно развеяла миф о существовании мифического «Южного материка», который был нанесен на средневековых европейских картах, и который безуспешно искали мореплаватели четыреста лет подряд.

Особое значение имели достижения русских ученых в области географических исследований. Русские путешественники побывали в таких местах, куда прежде не ступала нога европейца. Во второй половине XIX в . их усилия были сосредоточены на исследовании глубинных районов Азии.

Начало экспедициям в глубь Азии было положено Петром Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1827—1914) , географом, статистиком, ботаником.

Он совершил ряд путешествий в горы Средней Азии, на Тянь-Шань. Возглавив Русское географическое общество, он стал играть ведущую роль в разработке планов новых экспедиций.

С Русским географическим обществом была связана деятельность и других русских путешественников — П.

А. Кропоткина и Н. М. Пржевальского.

П. А. Кропоткин в 1864—1866 годах совершил путешествие по Северной Маньчжурии, Саянам и Витимскому плоскогорью.

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) первую свою экспедицию совершил по Уссурийскому краю, затем его пути пролегли через самые труднодоступные районы Центральной Азии.

Он несколько раз пересек Монголию, Северный Китай, исследовал пустыню Гоби, Тянь-Шань, побывал в Тибете. Он умер в пути, в начале своей последней экспедиции. В связи с известием о его смерти А. П. Чехов писал, что такие «подвижники нужны как солнце». «Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, — добавлял он,— они возбуждают, утешают и облагораживают…

Русские путешественники 19 века(кратко)

Если положительные типы, создаваемые литературою, составляют ценный воспитательный материал, то те же самые типы, даваемые самою жизнью, стоят вне всякой цены».

Заокеанские путешествия русских ученых во второй половине XIX в .

приобрели более целенаправленный характер. Если прежде они в основном ограничивались описанием и нанесением на карту береговой линии, то теперь изучались быт, культура, обычаи местных народов. Это направление, начало которому в XVIII в. положил С. П. Крашенинников, было продолжено Николаем Николаевичем Миклухо-Маклаем (1846—1888) .

Первые свои путешествия он совершил на Канарские острова и по Северной Африке. В начале 70-х годов он посетил ряд островов Тихого океана, изучал быт местных народов. 16 месяцев прожил он среди папуасов на северо-восточном берегу Новой Гвинеи (это место с тех пор называется берегом Маклая).

Русский ученый завоевал доверие и любовь местных жителей. Затем он путешествовал по Филиппинам, Индонезии, Малакке, вновь возвращался на «берег Маклая». Составленные ученым описания быта и нравов, хозяйства и культуры народов Океании в значительной части были изданы лишь после его смерти.

Мировая географическая наука в те годы во многом опиралась на достижения русских исследователей.

К концу XIX в. завершилась эпоха географических открытий . И только ледяные просторы Арктики и Антарктики все еще хранили многие свои тайны. Героическая эпопея последних географических открытий, активное участие в которых приняли русские исследователи, падает на начало XX века.

§Первый русский марксист В.

Г. Плеханов
§Начало революционной деятельности Ленина
§Начало царствования Александра I
§Начало Отечественной войны 1812 г.
§Конец Отечественной войны 1812 г.