Вера Алмазова является центральным героем в рассказе Куст сирени. Она существует практически только для своего супруга – Николая Ефграфовича.

Эта героиня представляет собой положительный образ верной и преданной женщины, которая всегда готова помочь своему супругу. Конечно, многие женщины хотят помочь своему мужчине, но не каждые в действительности могут. Вера Алмазова в свою очередь обладает мудростью и действительно может помочь ценным советом.

Отсюда вполне возможно сделать вывод не просто о мудрости этой женщины, но и о работе над собой, тактичности и умении самосовершенствоваться. Только такой человек, который действительно работает над собой, может помогать другим и умеет грамотно держать себя.

Такое поведение мы видим в самом начале рассказа, когда Вера невероятно тактично относится к своему супругу, она может выслушать его, не обращать внимание на его резкость и даже незначительные упреки.

Только мудрая женщина всегда старается выглядеть, скажем так, немного глупее своего мужчины. Не для того чтобы потешить его тщеславие, но чтобы дать ему немного уверенности.

Как ни странно, но помимо этого Вера является главным инициатором процветания семьи. Ведь если бы не она, то Алмазов не сдавал бы повторно экзамены и не додумался бы сажать куст сирени. Поэтому не следует отрицать особого значения этой женщины для Николая Ефграфовича.

На самом деле Куприн специально дал своей героине такое имя – Вера. Он также подразумевает тут символ искренней и настоящей веры, которая всегда способна принести благо другому человеку и всегда является скромной.

Подобным образом и Вера Алмазова не выставляет себя и держит себя скромно, возможно, она внутренне понимает собственное высокое значение, но не акцентируется на этом факте и не гордится чрезмерно. Ведь суть веры заключается не в том, чтобы чего-то добиваться или гордиться, но в том, чтобы служить другому с искренностью и не присваивать себе подобных достижений. Поэтому, когда супруг не хочет отправляться сажать куст и считает подобное предприятие «вздором» она просто и легко настаивает и воодушевляет, а когда предприятие удается, она просто радостно смеется, сорадуется со своим супругом.

Этот образ – невероятно положительного героя, хотя такие, существуют в этом мире. Конечно, не каждому удается достигнуть такого идеала, но этот идеал, к которому следует стремится.

Если обратить внимание на то как Вера переспрашивает многократно у супруга о том как он общался потом с профессором, то легко увидеть простую искренность в душе этой женщины. Вера просто наслаждается рассказом Алмазова и с удовольствием узнает подробности. Наверное, она может даже не осознавать полностью каким положительным героем является, в этом тоже заключается положительное качество, ведь такие люди не задумываются о том приносят ли пользу другим, они просто действуют на благо остальным.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является Вера Алмазова, представленная писателем в образе супруги главного героя рассказа небогатого офицера Николая Алмазова.

Героиня описывается автором в виде красивой, молодой женщины, отличающейся умом, мудростью, чуткостью, а также чувствительной натурой. Вера имеет отличное образование и хорошее воспитание, которое получила от своих добрых и любящих родителей.

Характерными чертами образа Веры Алмазовой являются ее энергичность, настойчивость, позитивное настроение, жизнелюбие, забота о муже и собственной семье.

Брак Веры с Николаем Алмазовым строится на взаимной, страстной любви друг к другу. Однако по характеру муж Веры является ее полной противоположностью, обладая пессимизмом, склонностью к отчаянию.

Вся жизнь молодой женщины вертится вокруг любимого супруга, который неоднократно пытается поступить в высшее военное заведение на учебу с целью построения дальнейшей успешной карьеры. Вера во всем помогает Николаю, ограждая его от бытовых проблем и стараясь поддерживать в муже бодрость духа и оптимистичное настроение. Она становится для супруга не просто женой, но и верным другом, соратницей и помощницей, корректируя его испорченные чертежи, читая вслух мужу необходимую литературу, занимаясь с ним сложными предметами, переписывая лекции.

Неудачи в учебе раздражают Николая, который переносит свои негативные эмоции на супругу, однако Вера терпеливо и снисходительно относится к переменам в настроении Николая, не обижаясь и пытаясь найти выход из создавшегося положения.

В критической ситуации перед последним экзаменом в Академии, связанной с кляксой в виде куста, посаженной Николаем на подготовленный чертеж определенной территории, Вера проявляет чудеса стойкости и смекалки. С целью доказать приемной комиссии реальное наличие кустов на местности, которую начертил Николай, Вера относит в ломбард свои немногочисленные драгоценности и на вырученную денежную сумму приглашает специалистов, в короткие сроки посадивших несколько кустов сирени. При этом женщина ни на минуту не отходит от рабочих, контролируя процесс посадки до самых мелочей, а затем ни одним словом не попрекает мужа в происходящем, тактично и осторожно ведя себя по отношению к нему.

В результате Николай оказывается принятым в число слушателей Академии, а вознаграждением для Веры служит беззаботная и счастливая улыбка мужа.

Описывая образ Веры Алмазовой, писатель раскрывает основы крепкой и дружной семьи, заключающиеся в понимании, терпении и проявлению мудрости друг к другу.

Сочинение на тему Вера Алмазова

В рассказе Куст сирени автор рассказывает нам про чету Алмазовых – молодую семью, небогатого офицера и его супругу. Николай Алмазов является простым молодым человеком, военным, в меру вспыльчивым и в меру сдержанным, трудолюбивым.

Рассказ начинается с описания поведения Алмазова, который вернулся с экзамена и весьма злится по поводу пятна, которое он оставил на чертеже и превратил в кусты. Оказывается, профессор, который принимал экзамен, отлично знает эту территорию и знает об отсутствии там кустов. Николай в печали и злится, по-видимому ему не окончить академию, так как вскоре нужно возвращаться в полк.

Тем не менее, во всем помогает Николаю его супруга, которая всегда может отыскать выход из ситуации. Как пишет сам автор, только благодаря упорству Веры, Николай продолжал поступать в академию и поступил с третьего раза. Именно благодаря своей супруге офицер продолжал учиться и получал нужную поддержку.

Соответственно, мы можем заключить относительное упорство этого человека, он стремится к лучшему для себя и собственной семьи, но не всегда может совладать с собственными эмоциями. И теперь он тоже не знает как реагировать на сложившуюся трудность, немного ругает профессора и себя. В этом заключается склонность к самокритичности, то есть он не переваливает всю вину на профессора и говорит о том как ему самому следовало бы поступить.

Также Николай является честным человеком, он не может и помыслить об обмане и в завершении рассказа сожалеет об обмане профессора, благодаря которому смог выдержать экзамен. Тут, конечно, нужно сделать ремарку и сказать об этом обмане, который не является коварством или чем-то подобным. Если говорить простыми словами и не углубляться в демагогию, то такое поведение является вполне допустимым в нравственном смысле.

В завершении рассказа мы видим как Николай радуется завершенному экзамену и начинает хвалить профессора, описывать его положительные качества. Из этого мы заключаем какой этот герой позитивный и искренний человек. Он открыто радуется приятному событию, наслаждается и вспоминает об этом со смехом, который только укрепляет отношения в семье Алмазовых.

Образец 4

Вера - это основной персонаж данной произведения. Она известна по сути только для мужа, которого зовут Николай Ефграфович.

В её собирательный образ вошли женская преданность и верность. В любую минут она готова прийти на помощь Николаю, насколько занята она бы ни была. Понятное дело, что практически весь женский пол хочет помочь супругу, но у них не всегда это получается. Но Вера же, в отличие от других женщин, сможет помочь полезным советом. У неё присутствует женская мудрость.

Эта девушка умеет проводить на собой работу, по улучшению её душевных качеств. Она обладает тактичностью и способностью к самосовершенствованию. Люди данного типа вполне сумеют держать себя в руках и вовремя помогать родным и близким людям.

Данное поведение наблюдается ещё в начале рассказа. Там она обращается с супругом, во всю соблюдая тактичность. Вера слушает мужа, по он полностью не выскажет свою мысль. Также она старается по мере своих возможностей не сердиться и не обращать внимания на упрёки Николая. Женщина, по-настоящему мудрая, держит себя даже немного глупее собственного супруга. Но она делает это не с целью порадовать тщеславие мужа, но чтобы тот чувствовал себя более уверенным.

Кроме того, как бы это странно не выглядело, героиня старается сделать семью процветающей, чтобы она ни в чём не нуждалась. Ведь именно благодаря инициативе Веры, Николай стал сдавать экзамены ещё раз, а затем посадил куст сирени. Поэтому для Алмазова, эта женщина сыграла особую роль.

Вера не собирается распространяться о своей персоне. Она держит себя в руках и обладает большой долей скромности и сдержанности. Её главным желанием не было сделать что-либо, чтобы потом всю оставшуюся жизнь гордится этим поступком. Нет, она желала искренне сострадать и помогать другому человеку, так как для неё это было приятно. Когда же Николая противиться её желанию посадить куст, то она с лёгкостью настаивает. Когда же куст посажен, она ликует и смеётся вместе с мужем.

Этот образ - настоящий идеал, коих немного, но к нему необходимо стремиться каждому.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение рассуждение Идеальный мир

    Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.

  • С самого детства нам всегда говорят, что за все отвечает мозг. Но увы, взрослые ошибались. Нравственность – это разум сердца, а не мозга. Конечно же, мозг решает делать ли ту или иную вещь, но в итоге сердце подсказывает верный путь.

  • Анализ рассказа Бунина Окаянные дни

    Все хотят, чтобы их жизнь протекла без потрясений. Иван Бунин тоже этого хотел. Но ему не повезло. Вначале первая мировая война и поражения русской армии, а затем, уж и вовсе революция с её неизбежными ужасами

  • Анализ рассказа Ночь исцеления Екимова 11 класс

    Очень важный и поучительный рассказ, в котором автор учит с состраданием относиться к проблемам других людей. В рассказе автор поднимает проблемы, которые война оставила в душах людей.

  • Анализ трагедии Фауст произведения Гете

    Произведение Гёте стало одним из самых знаковых и влияющих на мир литературы, поэзии, и искусства. В процессе его повествования раскрываются несколько сюжетных линий, происходит трагическая любовная история

Меню статьи:

Рассказы А.И. Куприна всегда вызывали ажиотаж у читателей. И это не удивительно, немногие писатели могли бы так живо рассказать о кратковременных событиях в жизни персонажей и при этом изобразить красочно сами образы, как Куприн. Одним из таких рассказов является «Куст сирени».

Алмазов – главный герой рассказа

Главным героем рассказа является Николай Евграфович Алмазов. Молодой человек находится в звании поручика. На момент повествования Алмазов живет в Петербурге, так как он обучается «в Академии генерального штаба».

Алмазов – очень восприимчивый человек, ему сложно сдержать свои эмоции. Когда он расстроен, как, например, в начале рассказа, он принимает самый что ни на есть удрученный вид: «насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой.

В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами».

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Куприн.

Обучение Алмазову не дается легко, как, впрочем, и само поступление в Академию – два года Николай Евграфович безуспешно пытался стать слушателем лекций в этом учебном заведении и уже был готов прекратить любые попытки, однако его жена Вера обладала большим упорством и оптимизмом – на третий год попытка Николая обвенчалась успехом.

Практическая работа

Однако радость его была недолгой – процесс обучения оказался совсем не легким. Однако обратного пути уже не было (Куприн не вдается в подробности и не объясняет, почему процесс обучения был таким сложным для Алмазова). И вот, к счастью осталась «самая последняя и трудная практическая работа».
Алмазов должен был выполнить чертеж местности. Однако, когда работа была практически закончена, Николай Евграфович по причине усталости поставил краской пятно на чертеж. Переделывать работу уже не было времени, и, после того, как он неудачно пытался подчистить пятно, решился на хитрость – проявив смекалку, задекорировал его удачно под кусты.


Профессор, принимавший работу, хорошо знал местность и указал Алмазову на ошибку. Николай Евграфыч признавать свою вину не захотел, однако, благодаря стараниям жены Веры, выход из ситуации был найден – свежепосаженные кусты сирени позволили избежать Алмазову позора.

Николай Алмазов и жена

Николай Алмазов не является подкаблучником, хоть он и беспрекословно следует за своей женой. Исходя из общего настроения рассказа, можно говорить о гармоничном взаимодействии супругов. Вначале кажется, что Куприн наталкивает читателя на мысль о бездеятельности Алмазова – его жена с готовностью помогает ему в обучении, поддерживает после неудач и вселяет уверенность в возможность невозможного.

Однако однозначно говорить об этой ситуации невозможно, так как Куприн не описывает ни приоритетов Алмазова, ни его желаний, ни реакции на другие жизненные ситуации.

Вполне вероятно, что Николай желал обучаться в Академии, но ему не хватало упорства и веры в себя, а Вера удачно вселяла в своего мужа недостающие качества.

Предлагаем проследить за который написал А. Куприн.

Также Алмазова стоит отнести к совестливым людям – обманув профессора, он ощущает себя виноватым, ему неловко за свой поступок. «Право, мне жаль, что я его обманул» – утверждает он.


Таким образом, Куприн не дает возможности полноценно оценить образ Николая Алмазова – описание единственного фрагмента из его жизни обличает только некоторые черты его характера и не позволяет всесторонне охарактеризовать персонаж. Представленный материал в рассказе позволяет говорить о Алмазове как о человеке старательном, эмоциональном и совестливом, наделенным смекалкой и в то же время не отличающимся упорством.

Николай Алмазов Верочка Алмазова
Черты характера
  • Недовольный, раздражительный, слабый трусливый, упорный, целеустремленный.
  • Неудачи сделали его неуверенным и нервозным.
Нежная, спокойна, терпеливая, ласковая, сдержанная, сильная.
Характеристики Беспомощный, пассивный, морщит лоб и разводит руки от изумления, чрезмерно честолюбивый. Точная, находчивая, деятельная, быстрая, активная, решительная, поглощена любовью к мужу.
Вера в исход дела Неуверен в успехе, не может найти выход. Уверена в успехе дела, надеется на хороший исход. В любой ситуации может найти выход.
Семейные отношения Полностью следует указаниям жены. Чувствует ответственность за мужа и его будущего. В трудной ситуации берет руководство на себя.
Поступки Идёт на обман, чтобы добиться желаемого.
  • Отказывается от всего необходимого для того, чтобы создать мужу максимальный комфорт.
  • Находит выход из ситуации: оправдать пятно на плане местности кустами сирени.
Реакция на удачу До конца не верил в жену, но в итоге радовался сбывшийся мечте. Долго суетилась, пока не осуществила свой план
Цитаты, которые описывают характер и действия героя
  • «…он злобно ткнул портфель с чертежами…»
  • «Самый безобразнейший педант, какие только есть на свете, да ещё немец вдобавок».
  • «Во всё время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол».
  • «Она научилась встречать каждую неудачу с ясным, почти весёлым лицом. Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешёвый, но всё-таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт».
  • «Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дёрн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловину».
  • Николай Вера Портрет героев В рассказе нет описания героев. Куприн, как мне кажется, намерено избегает этого приема характеристики персонажей, чтобы обратить внимание читателя на внутреннее состояние героев, показать их переживания. Характеристика Беспомощность, пассивность («Алмазов сидел, не снимая пальто, он отвернулся в сторону...»); раздраженность («Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздраженно»); неудовольствие («Николай Евгеньевич весь сморщился, точно от […]
  • Тема поисков счастья – одна из ключевых тем в произведениях русской классической литературы, однако немногим автором удается раскрыть ее так глубоко и при этом немногословно, как это делает Куприн в рассказе «Куст сирени». Рассказ совсем не большой по объему, и в нем всего одна сюжетная линия – отношения Николая Алмазова и его жены, Верочки. Оба героя этого произведения ищут счастья, каждый по-своему, и каждый достаточно успешно. Алмазов – молодой амбициозный офицер, жаждущий славы и блестящей карьеры. При […]
  • Сочинение-рассуждение План: 1. Вступление 2. Основная часть а) тема любви в произведении б) вопрос о человеческом счастье в) проблема поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях 3. Заключение Рассказ Александра Куприна «Куст сирени» был написан в 1984 году, и относится к раннему творчеству автора. Но в нем раскрывается мастерство писателя, его умение тонко передавать психологическое состояние героев. Небольшое по объему произведение несет в себе глубокое содержание, поднимает немало важных и […]
  • Олеся Иван Тимофеевич Социальное положение Простая девушка. Городской интеллигент. «Барин», как называют его Мануйлиха и Олеся, «паныч» называет Ярмила. Образ жизни, занятия Живет с бабкой в лесу и довольна своей жизнью. Охоту не признает. Очень любит животных и заботится о них. Городской житель, волей судьбы оказавшийся в глухой деревне. Пробует писать рассказы. В деревне надеялся найти множество легенд, преданий, но очень быстро заскучал. Единственным развлечением стала […]
  • Куприн изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, - писал Куприн, - всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном […]
  • Образ природы органичен для художественного мира Куприна и неразрывно связан с его концепцией человека. Можно выделить целый ряд произведений писателя, в которых природа занимает важное место. Таковы живописный Полесский цикл, лирические миниатюры «Вальдшнепы», «Ночь в лесу», размышления о природных явлениях - «Пустые дачи» (начало осени), «Золотой петух» (восход солнца). Сюда же примыкает цикл лирических очерков о балаклавских рыбаках «Листригоны». Впервые купринская концепция человека и природы была […]
  • Загадка любви вечна. Многие писатели и поэты безуспешно пытались разгадать ее. Русские художники слова посвятили великому чувству любви лучшие страницы своих произведений. Любовь пробуждает и невероятно усиливает лучшие качества в душе человека, делает его способным к творчеству. Счастье любви невозможно сравнить ни с чем: душа человека летает, она свободна и полна восторгом. Влюбленный готов обнять весь мир, свернуть горы, в нем открываются силы, о которых он и не подозревал. Куприну принадлежат замечательные […]
  • Жилин Костылин Место службы Кавказ Кавказ Военное звание Офицер Офицер Статус Дворянин из обедневшего рода Дворянин. При деньгах, изнежен. Внешность Небольшого роста, но удалой. Плотного телосложения, сильно потеет. Отношения читателя к персонажу Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на […]
  • В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
  • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
  • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
  • Ольга Сергеевна Ильинская Агафья Матвеевна Пшеницына Качества характера Пленительная, восхитительная, многообещающая, добродушная, сердечная и непритворная, особенная, невинная, самолюбива. Добродушная, открытая, доверчивая, милая и сдержанная, попечительная, запасливая, аккуратная, самостоятельная, постоянная, стоит на своём. Внешность Высокий рост, светлое лицо, нежная тонка шея, серо-голубые глаза, пушистые брови, длинная коса, маленькие сжатые губы. Сероглазая; славное лицо; упитанная; […]
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
  • Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и неправдами стремится выбиться в люди. Внешний вид Не раз Лермонтов акцентирует внимание на внешних проявлениях аристократизма Печорина, таких, как бледность, маленькая кисть, «ослепительно чистое белье». При этом Печорин не зациклен на собственной внешности, ему достаточно выглядеть […]
  • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
  • Герой Портрет Социальный статус Черты характера Отношения с другими героями Хорь Лысый, низкого роста, плечистый и плотный старик. Напоминает Сократа: лоб высокий, шишковатый, маленькие глазки и курносый нос. Борода курчавая, усы длинные. Движения и манера говорить с достоинством, медленно. Говорит мало, но "разумеет про себя". Оброчный крестьянин, платит оброк, не выкупая себе свободу. Живёт особняком от других крестьян, посреди леса, обстроившись на расчищенной и разработанной поляне. […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов. Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими […]
  • На балу После бала Чувства героя Он "очень сильно" влюблен; восхищен девушкой, жизнью, балом, красотой и изяществом окружающего мира (в т.ч. интерьеров); подмечает все детали на волне радости и любви, готов умиляться и прослезиться от любого пустяка. Без вина - пьян - любовью. Любуется Варей, надеется, трепещет, счастлив быть избранным ею. Легок, не чувствует собственного тела, "парит". Восторг и благодарность (за перо от веера), "весел и доволен", счастлив, "блажен", добр, "неземное существо". С […]

Замечательный русский классик, которому блестяще удавались и короткие, и длинные рассказы (достаточно вспомнить «Суламифь»), А. И. Куприн родился в 1870 году в семье потомственного дворянина. Человек, искренне любивший Родину, пережил тяжелую эмиграцию. В 1936 году ему было разрешено вернуться в Россию, но писатель не нашел в себе сил оправиться от пережитого, и в 1938-м он умер в Ленинграде. Лучшие годы жизни пришлись на рубеж столетий. Были талант, желание писать, были друзья и семья. А. И. Куприн, жизнелюб и необычайно плодовитый писатель, был невероятно популярен в годы, на которые пришелся расцвет его творчества. Будучи вхож к Чеховым (одно время он ухаживал за сестрой драматурга Машей, и даже соперничал в этом предприятии со своим другом Буниным), талантливый прозаик хорошо усвоил советы классика о краткости повествования как показателе таланта.

Николай Алмазов - типичный интеллигент

О внешности мужа в рассказе Куприна «Куст сирени» не сказано ничего, а Верочка описана как красавица. Она подвижна, у нее красивое, нервное лицо. В том, что она безумно любит мужа, не сомневаешься ни на секунду. Если женщина находится рядом с любимым человеком, она, как правило, счастлива. Красивая, любящая и любимая, очень энергичная, находчивая и предприимчивая - такова характеристика Веры Алмазовой.

Ее любимый муж, можно предположить, был тоже хорош собой - ведь за что-то она любила его так самозабвенно. А. И. Куприн двумя фразами описывает нерешительного, безынициативного, подверженного упадническим настроениям человека. Раздражительный паникер - вот краткая характеристика Николая Алмазова. Хотя, как не паниковать, когда под угрозой звание квалифицированного инженера, а вместе с ним надежды на достойную, безбедную жизнь. Ему все давалось с большим трудом. Он дважды проваливался на вступительных экзаменах в Академию генерального штаба. Если бы не жена, не было бы ни второго, ни третьего (удачного) поступления. Николая и Веры Алмазовых - явно не в пользу первого.

Есть такие люди, которым все дается тяжелее, чем другим, и это у них не вырабатывает ожесточенного задора, а наоборот, повергает в уныние. Но, очевидно, он добр, по-своему признает главенство жены. Все держится на ней. Жену трудности как будто подхлестывают, она лихорадочно ищет и находит выход из создавшейся ситуации.

В горящую избу войдет…

Сравнительные характеристики Николая и Веры Алмазовых говорят не о том, что они антагонисты, а о том, что они, скорее, дополняют друг друга.

Начинается рассказ приходом крайне расстроенного мужа домой - он еле дожидается момента, когда жена отворит ему двери. Он падает в кресло, сжимает руки до хруста, швыряет портфель, расшвыривает чертежи. В данный момент жизнь для него окончена или прошла мимо. Раздражение он срывает на жене. И так, очевидно, было всегда или часто, потому что автор говорит о выработанной Верочкой привычке встречать неприятности с веселой улыбкой.

Хотя поручик - человек, очевидно, талантливый. Последний, заключительный чертеж местности, по свидетельству специалистов, сделан превосходно, он великолепно раскрашен (иллюминован), но вот беда, в последний момент усталый дипломант в 3 часа ночи ставит зеленую кляксу. Пытаясь удалить ее, делает еще хуже. Чтобы как-то выйти из ситуации, он рисует на этом месте кусты. А вот если бы он сразу обратился за помощью к Вере, может быть, все и обошлось бы, ведь таланты секретаря у нее завидные. На протяжении всех четырех лет получения образования она была правой рукой мужа. Трудность в том, что преподаватель, которому был сдан чертеж, не поверил в существование кустов на месте кляксы, так как знал участок, по словам Николая, «лучше своей спальни». Слово за слово, и в присутствии большого количества людей Николаю был предложен выезд на местность на следующий день ранним утром. Перед поручиком встает безрадостная перспектива позорного возвращения в полк, невозможность получения в ближайшее время образования, публичное обвинение во лжи. Николай киснет, страдает, бурчит и бездействует.

Ячейка капиталистической России

Сравнительные характеристики Николая и Веры Алмазовых не унижают мужа - он такой, как есть. Просто Николай без Веры не состоялся бы, во всяком случае, как специалист. Это она, Верочка Алмазова, расшевелила его, заставила все рассказать, придумала план, собрала и заложила свои украшения, в том числе и семейное кольцо с бриллиантом. Это она нашла садовника, уговорила его, убедила ночью поднять работников и посадить на участке кусты, обложить их дерном, чтобы все выглядело естественно. Вера мешала всем своей суетливостью, так она хотела осуществить свой план. Все получилось. Руководитель убедился в существовании кустов и принес извинения, объяснив все забывчивостью по старости. На следующий день эта молодая женщина, которой в полной мере присуща типично русская самозабвенная жертвенность, выглядывая мужа (поехать с ним было решительно невозможно), моментально поняла, почувствовала сразу, что дальше все будет хорошо..

Удивительный рассказ - емкий, интересный и бесконечно милый.

Все закончилось замечательно

Совсем небольшой рассказ (всего 4-5 страниц) «Куст сирени», изданный в 1894 году, ярко демонстрирует мастерство Куприна как новеллиста. Описывающий всего сутки из жизни небольшой (он да жена) семьи поручика, рассказ представляет довольно четкую картинку того времени - взаимоотношения людей, русские характеры, покупательную способность рубля, наконец. Хохочущая пара, идущая по улице, взявшись за руки, и вызывающая удивление прохожих, так и стоит перед глазами читателя. Улочка пригорода (потому что объект, изображенный на чертеже, очевидно, находился за городом), по ней бредут молодой инженер и его красавица жена. Они счастливы. Представив это, можно сделать первые сравнительные характеристики Николая и Веры Алмазовых. Семья хохотала и дома, взглянув друг на друга и одновременно вспомнив одни и те же ситуации произошедшего.