При прочтении романа читатели встречают на страницах его героев, которые подают жизненные примеры нравственности и вызывают симпатию. Они прошли уже нелегкий жизненный путь, служа родине, воспитывая детей. Именно таким описан Николай Андреевич Болконский. Образ отставного генерала, сосланного в деревню Лысые горы, сам не относится к центральным персонажам произведения. Он является отцом двух главных его героев: Маши и Андрея Болконских. Но, тем не менее, его образ запоминается своей яркой неповторимостью.

У него, как и у большинства персонажей Толстого, есть реальный прототип, князь Н.С.Волконский. Когда читаешь в романе о старом князе, замечаешь, что и самом автор с теплотой относится к своему герою, уважает его.

Характеристика персонажа

Перед нами предстает человек тяжелого нрава, но умный, способный на глубокие чувства. Князь, даже проживая в деревне, не умеет скучать - он умеет беречь свое время, не может бездельничать. Он занимается с дочерью Машей, работает в саду, пишет мемуары. Это человек, любящий порядок.

("Старый князь Н.А. Болконский", художник А.В. Николаев, 1960 )

Князь строг и суров, превыше всего ценит фамильную честь. Эти черты особенно ярко проявляются в его поведении, а также во взаимоотношениях с детьми. «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно!» - говорит он старшему сыну, когда тот отправляется на фронт. Николай не дает сыну при прощании напутствий, не обнимает его, только молча смотрит, а потом сердито кричит, чтоб тот уходил. Своим поведением старый князь прикрывает глубокое чувство любви к нему. После ухода сына, он, закрывшись в кабинете, долго плакал, о чем свидетельствуют сморкания и вздохи, слышные даже за дверью.

Образ героя в произведении

(Анатолий Кторов в роли князя Николая Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Николая отличает невысокий рост, маленькие сухие руки, умные, постоянно блестящие глаза, немного насупленные висячие брови. Ходить он предпочитает в "кафтане и пудре". По характеру герой требователен и резок, но справедлив и принципиален, горд и сдержан, интересуетсясобытиями, которые происходят вокруг в мире.

Болконский патриот, обладающий чувством долга, порядочный, благородный. И детей своих воспитывает такими же. Семья князя резко выделяется из ряда других семей аристократического света. Болконские трудолюбивы и деятельны. Они близки к народу, умеют вникать в проблемы простых людей, понимают их.

Князь твердо убежден, что основой жизни являются «…только две добродетели - деятельность и ум». В дочери Марье он воспитывает такие же убеждения, потому и обучает ее всем наукам, которые знает сам.

Николай Болконский представлен Л.Н. Толстым как собирательный образ патриотов своего Отечества, людей высокой нравственности. Но он не является представителем уходящего поколения. Андрей вырос таким же, как отец. Люди, подобные Болконским, будут всегда среди передовых представителей народа.

Этот мальчик на семь лет моложе Пушкина и на восемь лет старше Лермонтова; он - между ними.

Самый младший из всех героев «Войны и мира», он родился на наших глазах 19 марта 1806 года, в ночь, когда его отец, которого считали убитым, вернулся с войны живой, а мать умерла, и на мертвом лице ее был укоризненный вопрос: «Ах, что вы со мной сделали?»

Мы помним этого мальчика годовалым, когда он «улыбнулся Пьеру и пошел к нему на руки». Мы помним его семилетним у постели умирающего отца, когда он «все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей вслед за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал».

В конце 1820 года ему почти пятнадцать лет. Где-то в другом доме бегает с игрушечной саблей мальчик моложе его - любимый брат Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, Ипполит. Восемнадцати лет он пойдет с братьями под знамена восстания и, увидев, что оно разгромлено, выстрелит себе в рот.

Николеньке Болконскому будет в то время почти двадцать, и он станет не просто Николенькой, а князем Николаем Андреевичем Болконским.

Болконские живы в подростке с тонкой шеей, с приподнятой верхней губой, как у матери, и с лучистым взглядом отца. Он живет в доме тетки - в том доме, где был бы хозяином его отец, если бы остался жив. Никто не обижает мальчика: конечно, он сыт и одет, у него тот самый гувернер-швейцарец, которого еще отец привез из своего путешествия за границу; графиня Марья любит его, и дядя Николай заботливо ведет хозяйство в его имениях...

Будущее мальчика ясно: блестящее образование, богатство, знатность; перед ним - Болконским - открыта любая карьера; он может возродить забытое имя отца и деда, продолжить их древний род. Но Николенька одинок в этой большой семье, в этом шумном доме. Графиня Марья беспокоится за него: «он вечно один со своими мыслями». Вероятно, она права в своем беспокойстве. В пятнадцать лет человек очень зорко видит и слышит все, что происходит вокруг него, и очень твердо судит о людях, и хорошо знает, чего он хочет от жизни. Позднее, что-то может измениться, но все-таки в пятнадцать лет многое в человеке сформировалось уже навсегда. Чем живет одинокий мальчик - князь Николай Болконский? Он «любил дядю; но любил с чуть заметным оттенком презрения. Пьера же он обожал. Он не хотел быть ни гусаром, ни георгиевским кавалером, как дядя Николай, он хотел быть ученым, умным и добрым, как Пьер».

Он придумал князя Андрея - как всякий мальчик, выросший без отца, придумывает его себе. «Несмотря на то, что в доме было два похожих портрета, Николенька никогда не воображал князя Андрея в человеческом образе». Он был «божеством, которого нельзя было себе вообразить», а Пьер был его другом, и он любил Наташу, которую любил отец. Его представление о том, что было между Наташей, его отцом]и Пьером, о жизни отца р Пьера до войны - верно и неверно. Что-то он знает из рассказов взрослых, но освещает в своем воображении волшебным, поэтическим светом. Что-то он придумывает - и уже навсегда верит тому, что придумал.


Но, как бы ни было, из всех людей на земле он выбрал образцом для себя Пьера - того, кого любил и кому верил его отец, с кем бы он был вместе.

И Пьер выделяет его среди всех детей: «Мы совсем не видались с тобой. Мари, как он похож становится...

На отца? - сказал мальчик, багрово вспыхнув и снизу вверх глядя на Пьера восхищенными, блестящими глазами».

Все, что говорит Пьер, остается в его душе. «Он не проранивал ни одного слова из того, что говорил Пьер, и потом с Десалем и сам с собою вспоминал и соображал значение каждого слова Пьера».

О чем же говорит Пьер? Денисов расспрашивает его «то о только что случившейся истории в Семеновском полку, то об Аракчееве, то о Библейском обществе». Мальчик, забытый в своем уголке, слушает. «Денисов, недовольный правительством за свои неудачи по службе, с радостью узнавал все глупости, которые, по его мнению, делались теперь в Петербурге...» Даже Николай, расспрашивая Пьера о петербургских делах, невольно подогревает любопытство мальчика. Да еще Денисов кричит: «Ох! спустил бы опять молодца нашего Бонапаг"та! Он бы всю дуг"ь повыбил».

Почему они так говорят? Чем они недовольны? И что думает обо всем этом ученый, умный и добрый дядя Пьер?

Пьер считает, «что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил.

Что ж честные люди могут сделать? - слегка нахмурившись, сказал Николай. - Что же можно сделать?»

Николай, как и всякий ограниченный человек, считает, что подростку - для его же блага - лучше не слышать, о чем спорят взрослые.

«- Зачем ты здесь?

Отчего? Оставь его, - сказал Пьер.

И, оставшись с большими в кабинете, Николенька услышал: «...все гибнет. В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучат народ; просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!..»

Пьер говорит это в декабре 1820 года, когда изнуренный лихорадкой Александр Пушкин томится в кишиневской ссылке, когда Павел Пестель по ночам думает над рукописью «Русской правды», по всей армии слышатся разговоры о восстании, всколыхнувшем Семеновский полк, а стихотворение Рылеева «К временщику» уже пошло по рукам, и люди учатся думать, читая эту злую сатиру на Аракчеева.

В Петербурге честные люди собираются, чтобы содействовать просвещению и благотворительности. Пьер считает: «Цель прекрасная и все, но в настоящих обстоятельствах надо другое... пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Пьер ненавидит Аракчеева, но, кроме того, он боится народного бунта. «Мы только для того, чтобы завтра Пугачев не пришел зарезать и моих и твоих детей и чтобы Аракчеев не послал меня в военное поселение...»

Мальчик Николенька не думает ни об Аракчееве, ни о Пугачеве; его волнует справедливость. «Бледный, с блестящими, лучистыми глазами», он напоминает о себе:

«- Дядя Пьер... вы... нет... Ежели бы папа был жив... он бы согласен был с вами? - спросил он.

Пьер вдруг понял, какая особенная, независимая, сложная и сильная работа чувства и мысли должна была происходить в этом мальчике во все время его разговора, и, вспомнив все, что он говорил, ему стало досадно, что мальчик слышал его. Однако надо было ответить ему.

Я думаю, что да, - сказал он неохотно и вышел из кабинета».

Николай твердо знает, что Николеньке «вовсе тут и быть не следовало». Пьеру тоже «стало досадно, что мальчик слышал его», - но в нем живет то редкое, естественное чувство правдивости по отношению к детям, которое рождает настоящих воспитателей. Пусть неохотно, но он отвечает мальчику правду.

И вот Николенька видит сон, которым кончается сюжетная часть романа Толстого (в эпилоге есть еще вторая часть, философская, но последнее событие в книге - сон Николеньки). «Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска... Впереди была слава... Они - он и Пьер - неслись легко и радостно все ближе; и ближе к цели. Вдруг нити, которые двигали их, стали ослабевать, путаться; стало тяжело. И дядя Николай Ильич остановился перед ними в грозной и строгой позе...»

Потом Пьер превратился в отца; отец ласкал и жалел Николеньку, но «дядя Николай Ильич все ближе и ближе надвигался на них. Ужас обхватил Николеньку, и он проснулся».

Этот сон можно толковать по-разному; конечно, он навеян сегодняшними разговорами, но в нем, кроме того, - вся душевная работа замкнутого мальчика за долгие месяцы.

Что будет с этим мальчиком через пять лет - в декабре 1825 года? Как может сложиться его судьба, если он честен и умеет думать, если он верит Пьеру и мечтает о славе, как его дед - под Измаилом, отец - под Аустерлицем? Куда может привести судьба чистого, самоотверженного мальчика 1806 года рождения, наследника лучших людей русской интеллигенции?

Его отец и дед живут в нем; и он, сам того не зная, живет их духом. «А отец? Отец! Отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...» (Курсив Толстого.)

Так думает князь Николай Андреевич Болконский - в Сибири он перестанет быть князем, потому что царь лишит декабристов дворянства, но везде он останется Болконским, и князь Андрей пройдет с ним и с Пьером Сенатскую площадь, тюрьму и каторгу - почетный путь русского дворянина.