ВЕРА НИКОЛАЕВНА (1852-1942) - русская общественная деятельница, революционерка-народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», писательница.

Родилась 25 июня (7 июля) 1852 в с.Христофоровка Тетюшинского у. Казанской губ в дворянской семье, получила домашнее образование. «Как отец, так и мать были люди очень энергичные, деятельные и работоспособные; крепкие физически, они отличались и волевым темпераментом. В этом отношении они передали нам хорошее наследие», - писала она о себе. Помимо нее, в семье было шестеро детей. Три сестры - Вера, Лидия и Евгения - стали революционерками. Младшая Ольга пошла за мужем в ссылку, в Сибирь, и даже занималась там культурно-просветительной работой. Брат Николай стал певцом, а Петр, - известным горным инженером.

В 1863-1869 Вера училась в закрытом женском учебном заведении - казанском Родионовском институте благородных девиц, уделявшем особое внимание религиозному воспитанию учащихся. Однако она стала в этом институте убежденной атеисткой, и из Евангелия вынесла «некоторые принципы», такие, как «отдача себя всецело раз избранной цели» и «другие высшие моральные ценности», которые она впоследствии увязала именно с революционной работой.

В 1870 поступила в Казанский университет, где прослушала курс лекций известного анатома П.Ф.Лесгафта. В том же году вышла замуж за судебного следователя А.В.Филиппова, чтобы вместе с ним выехать в Швейцарию и завершить там медицинское образование (фиктивный брак был для раннего русского феминизма типичным способом «бегства» от родителей и выбора своего жизненного пути).

В 1872 поступила на медицинский факультет Цюрихского университета. Ее революционный путь определила встреча с народницей Софьей Бардиной и сложившимся вокруг нее кружком русских студенток (так называемых «фричей», от англ. free - свободный). С 1873 Фигнер вместе с ними изучала политэкономию, историю социалистических учений и революционного развития в Европе. В 1874, перейдя на учебу в Бернский университет, познакомилась с П.Л.Лавровым и М.А.Бакуниным, после чего кружок «фричей» превратился в ядро «Всероссийской социально-революционной организации».

В 1875 решилась (по требованию коллег по организации), возвратиться в Россию даже не завершив образования. Там сдала экзамены на звание фельдшерицы и развелась с мужем, не разделявшим ее революционных взглядов. «И с 24 лет моя жизнь связана исключительно с судьбами русской революционной партии», - писала она позже.

В 1876 стала участницей «хождения в народ», вела пропаганду среди крестьян в селе Студенцы, Самарской губернии, в 1878 году - 10 месяцев в селе Вязьмино, Саратовской губернии, где работала фельдшером. Формально она не входила в организацию «Земля и воля», но возглавляла созданный ею автономный кружок «сепаратистов» (Александр Иванчин-Писарев, Юрий Богданович, Александр Соловьев и др.), который разделял платформу землевольцев и сотрудничал с ними. В 1879 участвовала в Воронежском съезде землевольцев.

После распада «Земли и воли» вошла в организацию «Народная воля», вела агитацию среди студентов и военных в Петербурге и Кронштадте, вошла в Исполнительный комитет организации, готовивший террористические акты.

Умная, элегантная интеллектуалка, Фигнер в трудных ситуациях проявляла железную волю (она утверждала, что ее любимый литературный герой - тургеневский Рахметов). Многие в ее окружении полагали, что она зависима от людей, подобных А.И.Желябову, отмечая при этом ее самоотверженность.

Фигнер лично участвовала в подготовке покушений на Александра II в Одессе (1880) и Петербурге (1881). При этом она считала, что «террор никогда сам по себе не был целью партии, но был средством обороны, самозащиты, считался могучим орудием агитации и употреблялся лишь постольку, поскольку имелось в виду достижение целей организационных».

После убийства Александра II I марта 1881 и разгрома «Народной воли» она смогла скрыться, оказавшись единственным не арестованным полицией членом организации.

Выехав в Одессу, участвовала (вместе со Степаном Халтуриным) в покушении на военного прокурора Стрельникова. Весной 1882 в Харькове была выдана полиции С.П.Дегаевым, ее приятелем, оказавшимся провокатором, арестована и предана суду. Александр III, узнав об ее аресте, воскликнул: «Наконец-то эта ужасная женщина арестована!» Она представляла опасность, поскольку обладала незаурядным организационным и ораторским талантом. «Гибкий и блестящий ум ее в соединении с красивой внешностью, чисто женская способность очаровывать людей с первого взгляда, с первого слова, уменье незаметно приводить их к признанию своей идеи - все это производило такое впечатление, что не раз один час разговора с ней встряхивал человека и выводил его на другую дорогу», - отмечал один из ее современников. «Захватывала она своей цельностью, сквозившею в каждом ее слове, в каждом ее жесте: для нее не было колебаний и сомнений. Не было, однако, в ней и той аскетической суровости, которая часто бывает свойственна людям этого типа», - говорил соратник Фигнер по борьбе, литературный критик Н.К.Михайловский. «Все студентки были от нее без ума», утверждал В.К.Плеве, директор департамента полиции и будущий министр внутренних дел.
В сентябре 1884 по «Процессу 14-ти» Фигнер была приговорена Петербургским военно-окружным судом к смертной казни. 9 дней она ожидала исполнения приговора, но казнь была заменена бессрочной каторгой.

Проведя 20 лет в одиночном заключения в Шлиссельбургской крепости, Фигнер не пала духом. Она заставляла себя ежедневно делать физические упражнения, вышагивала по камере из угла в угол до 10 верст в день. После этого она садилась за книги. «Если я писательница, - отметила она позже, - то меня сделал ею Шлиссельбург». В тюрьме она начала писать стихи. Пыталась установить связь с политическими заключенными в крепости (в частности, с Н.М.Морозовым и др.), организовывать коллективные протесты против тяжелых условий содержания.

В 1904 была направлена в ссылку - вначале в Нёноксу Архангельской губ., затем - в Казанскую губ., оттуда - в Нижний Новгород. В 1906 получила разрешение выехать за границу для лечения. В 1907 вступила в партию эсеров, после разоблачения Е.Ф.Азефа вышла из партии.

В 1910 была инициатором создания «Парижского комитета помощи политкаторжанам», сблизилась в ходе его организации с Е.П.Пешковой. Комитет ставил целью организовать общественное мнение на Западе на защиту политических заключенных в России и одновременно оказать им материальную помощь. Для этого он вел работу в Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии. Денежные взносы поступали из Гамбурга и Бухареста, Неаполя и Чикаго.

В Париже Фигнер была написана брошюра Русские тюрьмы, переведенная впоследствии на многие языки мира и оказавшая влияние на формирование европейского общественного мнения в отношении политической власти в России. Сама Фигнер, неплохо освоившая английский и французский языки, постоянно выступала на митингах, в частных домах, на студенческих собраниях. Ее рассказы о политическом застенке в Шлиссельбурге, преследованиях в России противников власти, трагическом положении политических заключенных вызывали живое сочувствие.

Опубликовала ряд злободневных статей на политические темы в зарубежных журналах. Стиль ее статей вызвал одобрение И.А.Бунина, который утверждал: («Вот у кого нужно учиться писать!». В 1915 при возвращении в Россию на границе была арестована, судима и сослана под надзор полиции в Нижний Новгород.

В 1916 году Фигнер впервые встретилась публично с русской молодежью. Это случилось в Харькове, куда она приехала на лекции своего давнего товарища по организации, Н.М.Морозова. На первой же лекции, куда Вера пришла инкогнито, публика узнала ее и устроила восторженные овации.

В декабре 1916 благодаря ее брату Николаю, солисту Императорских театров, она получила разрешение жить в Петрограде.

Февральскую революцию 1917 встретила в качестве председателя Комитета помощи освобожденным каторжанам и ссыльным. В марте 1917 участвовала в манифестации солдат и работниц, требовавших равноправия женщин. На приеме, устроенным председателем Временного правительства князем Г.Е Львовым потребовала предоставления женщинам избирательных прав на выборах в Учредительное Собрание. В апреле 1917 была избрана почётным членом Всероссийского съезда учителей, членом ИК Всероссийского совета крестьянских депутатов, на II съезде Трудовой группы призывала к объединению народнических групп в одну партию. В мае на Всероссийском съезде представителей Советов Партии конституционных демократов была выбрана ее почетным членом, вошла в Исполком этой партии.

18 июня 1917 подписала Воззвание старых революционеров ко всем гражданам России за продолжение войны «до победного конца». В июне 1917 от партии кадетов была избрана кандидатом в члены Учредительного Собрания. Считала, что большевики «необузданностью и неосуществимыми приманками темных масс постыдно продают родину немцам, а свободу - реакции», что «Россия раздавлена несчастной войной». Была членом так называемого Предпарламента. Октябрьскую революцию 1917 не приняла, роспуск большевиками Учредительного собрания восприняла как «унижение заветной мечты многих поколений».

С апреля 1918 вместе с А.М.Горьким возглавляла общество «Культура и Свобода», созданное в память о Февральской революции. В связи с болезнью уехала в деревню в Севский у.Орловской губ.

В марте 1920 вернулась в Москву, чтобы посвятить себя литературной деятельности. Сохраняя в памяти потомков наследство революционеров, написала двухтомный Запечатленный труд об истории русского революционного движения. Книга, написанная глубоко правдиво, просто и сдержанно, оказывала большое воздействие, ее полное драматизма содержание, связанное единым стилем и настроением, мастерство художника, оживляющего картины прошлого и людей, одухотворенность, высокие моральные установки автора книги выдвинули Запечатленный труд в число выдающихся историко-литературных произведений. Не случайно, что эта книга была переведена на многие европейские языки, как и написанные Фигнер биографии ее друзей-революционеров.

В середине 1920-х Фигнер приняла участие в создании Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, а также в организации его деятельности (в 1928 имело не менее 50 филиалов в разных городах), равно как деятельности множества других общественных организаций (около 15).
Героическое прошлое этой отважной революционерки, твердость и ясность ее принципиальных суждений, честность и последовательность в отстаивании взглядов создавало Фигнер громадный моральный авторитет. В 1922 ее 70-летие было отмечено торжественным заседанием в Музее Революции в Москве. В 1926 специальным постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным В.В.Куйбышевым, Фигнер в числе восьми других «участников цареубийства 1 марта 1881 года» была назначена пожизненная пенсия. Эти события заставили Фигнер решиться в числе группы «старых революционеров» обратиться к советскому правительству с требованием прекратить политические репрессии (1927), но ее голос не был услышан.

В день 80-летия (1932) ее приветствовали ветераны революционного движения, а сообщения о чествованиях были помещены в центральных газетах. Писатель В.В.Вересаев назвал ее «великолепный экземпляром сокола в человеческом образе». Тогда же было издано полное собрание ее сочинений в семи томах - рассказ об ужасах жизни в «царских застенках» как раз в то время, когда новая власть создавала новые тюрьмы и карательный аппарат для новых оппозиционеров.

Фигнер так и не стала членом Коммунистической партии, хотя люди обычно воспринимали ее как коммунистку. Они просили ее о поддержке в годы репрессий, она писала обращения к властям, тщетно пытаясь спасти от гибели людей, обращалась за поддержкой к М.И.Калинину, Ем. Ярославскому. Тяжелым ударом для нее самой было постепенное забвение памяти народовольцев в конце 1930-х.

Дело российской революции, как это ни странно, совпало со стремительной феминизацией женщин. Все больше девушек в конце 19 - начале 20 века отказывались от роли жены и матери и окунались в активную борьбу не только за свои права, но и вообще за права человека. Одной из ярких участниц революционного движения на рубеже веков была Вера Фигнер, вошедшая в историю подготовкой дерзкого покушения на императора Александра II.

Происхождение

Известная революционерка Фигнер Вера Николаевна, как это обыкновенно водилось в зарождавшемся революционном движении, была дворянского происхождения. В автобиографии, которую она написала в Москве в 1926 году, уже будучи глубоко убежденной революционеркой, она указывала, что Александр Александрович Фигнер, ее дед со стороны отца, был дворянином из Лифляндии (территория современной Прибалтики). В 1828 году, будучи в чине подполковника, был приписан к дворянству в Казанской губернии.

Помещики были также и по материнской линии. Дедушка Веры Николаевны, Христофор Петрович Куприянов, из крупных помещиков, служил Он владел землями в Тетюшинском уезде и Уфимской губернии. Однако от его богатства остались только 400 десятин деревни Христофоровка, которые и отошли ее матери. Отец, Николай Александрович Фигнер, в 1847 году в звании штабс-капитана вышел в отставку.

Детство

Сама Вера Фигнер родилась в 1852 году в Казанской губернии. В семье было еще пятеро детей: сестры Лидия, Евгения и Ольга, братья Николай и Петр. Вспоминая своих родителей, будущая террористка писала, что они были абсолютно разными по темпераменту, но в то же время энергичными и волевыми, к тому же невероятно деятельными. Эти качества, вспоминает она, были привиты в той или иной мере всем детям, каждый из которых, вероятно, благодаря суровому воспитанию, оставил свой след в истории.

Вера Фигнер, биография которой подробно изложена в ее книге «Запечатленный труд», писала, что в ее детстве не признавалось личности за ребенком, также не было родственной близости между родителями и детьми. В основе воспитания лежала строжайшая дисциплина, прививались спартанские привычки. Более того, братья подвергались и телесным наказаниям. Единственным близким человеком для детей была их старая няня Наталья Макарьевна. И тем не менее Вера Фигнер отмечает, что в семье никогда не было ссор, не раздавалось бранных слов «и не было лжи». Из-за службы отца семья жила в деревне и была лишена условностей городской жизни, а потому, говорит Вера Николаевна, «мы не знали ни лицемерия, ни пересудов и злословия».

Юность

В результате или вопреки, но все отпрыски семейства вышли, как принято говорить, в люди: Петр стал крупным Николай - известным оперным певцом. А вот сестры, все трое, посвятили себя революционной борьбе.

И Фигнер Вера Николаевна, краткая биография которой представлена в нашем обзоре, также посвятила себя светлому делу революции.

Детство закончилось, когда девочка была определена в Казанский Родионовский Обучение основывалось на религиозных догматах, к которым Вера оставалась равнодушной, уходя все глубже в атеизм. Обучение длилось шесть лет, в течение которых девочка ездила домой на каникулы всего четыре раза.

После окончания института Вера Фигнер вернулась домой, в деревню. Как она сама писала, в глуши их посещал только дядя Петр Куприянов, который отлично знал идеи Чернышевского, Добролюбова и Писарева, а также учение утилитаризма, которым и прониклась юная девица. Непосредственного знакомства с крестьянством у нее не было, реальная жизнь и действительность, по меткому ее замечанию, проходила мимо нее, что неблагоприятно сказалось на ее знакомстве с жизнью и людьми.

Внешнее влияние

Первое знакомство с серьезной литературой у Фигнер произошло в 13 лет, когда ее дядя Куприянов разрешил взять с собой в институт годовую подшивку журнала «Русское слово». Однако прочитанные там произведения не оказали никакого влияния на девушку. В институте чтение было под запретом, а книги, которые давала мать, относились к художественной литературе и влияли более на чувственность, нежели на интеллектуальное развитие. Серьезная публицистика не попадала в ее руки до определенного времени.

Первое сильное впечатление на нее произвел роман «Один в поле не воин» Шпильгагена. Как ни странно, но важной для себя книгой Вера Фигнер отмечала Евангелие. Несмотря на приверженность атеизму, она извлекла из книги жизни принципы, которыми руководствовалась всю жизнь. В частности, всецелая отдача себя раз избранной цели. Поэма Некрасова «Саша», которая учила не отделять слово от дела, завершила формирование мировоззренческого фундамента личности будущей революционерки.

Замужество

Желание быть полезной, принести как можно больше счастья как можно большему количеству людей логичным образом вызвало в ней стремление учиться на эскулапа. Она решила обучаться медицине в Швейцарии. Но реализовать это намерение ей удалось только в 1870 году, после того как она вышла замуж за молодого следователя Алексея Викторовича Филиппова. Услышав однажды, каким образом происходит допрос подозреваемого и увидев в этом гнусность, убедила мужа бросить это занятие и уехать с ней получать медицинское образование в Цюрихском университете.

Приехав за границу, Фигнер Вера Николаевна впервые познакомилась и прониклась идеями социализма, коммуны и Выбор стороны социалистических преобразований начался с посещений кружка «фричей» в Цюрихе, где она познакомилась с французскими социалистами Кабэ, Сен-Симоном, Фурье, Луи Бланом, Прудоном. Как она сама отмечала, выбрать сторону революции ее подвигло не столько острое чувство справедливости, сколько «жестокость подавления революционных движений правящим классом».

Возвращение в Россию

В 1875 году приехавшие в Россию члены кружка «фричей» для пропаганды социалистических идей среди рабочего класса были арестованы. Получив призыв от своих товарищей возобновить революционные связи в России, Вера Фигнер - биография кратко касается ее переживаний и сомнений на этот счет - вынуждена была оставить обучение в университете и вернуться на родину. Сомнения ее связаны были с тем, что она бросает дело на полдороги, хотя всегда считала это малодушием. В России она все же сдала экзамены на фельдшера. После пяти лет замужества она развелась с мужем, который не разделял ее увлечения революцией, и отправилась в Петербург.

К середине 70-х годов 19 века начал формироваться новый революционный центр, программа которого несла уже не просто революционную романтику, но и конкретные действия. В частности, реальную борьбу с властью. Тогда впервые заговорили о применении динамита в борьбе.

В 1878 году прозвучал первый революционный выстрел, изменивший направления этого движения в России. В петербургского градоначальника Трепова выстрелила Вера Засулич. Это была месть за телесные наказания, которые перенес один политический каторжанин за то, что не снял перед начальством шапки. После этого по всей стране прошли акции возмездия с применением террора.

Создание «Народной воли»

Вера Фигнер хоть и не входила напрямую в движение «Земля и воля», тем не менее примыкала к нему идеями и собственным автономным кружком «сепаратистов». Участвовала в съезде организации в Воронеже. Однако, как она писала, на съезде ни до чего так и не договорились. Компромисс сводился к тому, чтобы продолжать революционное просвещение в деревне и в то же время вести борьбу с правительством. Компромисс, как водится, привел к тому, что движение разделилось. Те, кто считал необходимым активно бороться с правительством и видел свой задачей свержение самодержавия, объединились в партию «Народная воля». Вера Фигнер вошла в ее исполнительный комитет.

Члены новой партии были настроены крайне решительно. Несколько членов организации готовили динамит, а остальные разрабатывали план покушения на императора Александра II. Вера Фигнер, фото которой нам говорит о тонкой и цельной девушке, но никак не о террористке, принимала активное участие в подготовке покушений в Одессе в 1880 году и в Петербурге в 1881 году. Изначально ее участие не планировалось, но, как она сама писала, «мои слезы смягчили товарищей», и она приняла участие в своей первой террористической вылазке.

От смертной казни на волоске

Вся организация попала в руки сыска в 1883 году. Вера провела в Петропавловской крепости 20 месяцев в полной изоляции. Затем была предана суду и приговорена к смертной казни, которую заменили на бессрочную каторгу. В Шлиссельбурге она провела двадцать лет. В 1904 году ее отправили в Архангельскую, затем в Казанскую губернию. После перевода в Нижний Новгород ей разрешили покинуть Россию, и в 1906 году она выехала лечить свою нервную систему за границу.

На родину она вернулась только в 1915 году, была избрана в после Однако Октябрьскую революцию не приняла и членом компартии так и не стала. В 1932 году, в год ее восьмидесятилетия, было издано полное собрание сочинений в семи томах, куда вошел ее главный опус - роман «Запечатленный труд» о российском революционном движении.

Русский певец, антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М. И. Фигнер. Искусство этого певца сыграло важную роль в развитии всего отечественного оперного театра, в формировании того типа певца-актера, который стал примечательной фигурой русской оперной школы.

Когда-то Собинов, обращаясь к Фигнеру, писал: «Под чарами твоего таланта трепетали даже холодные, зачерствелые сердца. Эти минуты высокого подъема и красоты не забудет, кто хоть раз слышал тебя».

А вот мнение замечательного музыканта А. Пазовского: «Обладая отнюдь не замечательным по красоте тембра характерным тенором, Фигнер тем не менее умел волновать, порою даже потрясать своим пением самую разнообразную аудиторию, в том числе наиболее взыскательную в вопросах вокально-сценического искусства».

Николай Николаевич Фигнер родился в городе Мамадыше Казанской губернии 21 февраля 1857 года. Сначала он учился в казанской гимназии. Но, не дав ему закончить там курса, родители отдали его в петербургский Морской кадетский корпус, куда он поступил 11 сентября 1874 года. Оттуда через четыре года Николай был выпущен гардемарином.

Зачисленный во флотский экипаж, Фигнер был назначен в плавание на корвете «Аскольд», на котором совершил кругосветное путешествие. В 1879 году Николая произвели в мичманы, а 9 февраля 1881 года его уволили по болезни со службы с чином лейтенанта.

Его морская карьера неожиданно прервалась при обстоятельствах не совсем обычных. Николай влюбился в бонну-итальянку, служившую в семье его знакомых. Вопреки правилам военного ведомства Фигнер решил незамедлительно жениться без разрешения начальства. Николай тайно увез Луизу и обвенчался с ней.

Начался новый, решительно не подготовленный предыдущей жизнью этап в биографии Фигнера. Он решает стать певцом. Отправляется в Петербургскую консерваторию. На консерваторской пробе известный баритон и преподаватель пения И.П. Прянишников берет Фигнера к себе в класс.

Однако сначала Прянишников, затем знаменитый педагог К. Эверарди дали ему понять, что у него нет вокальных данных, и посоветовали отказаться от этой затеи. Фигнер, очевидно, был другого мнения о своем даровании.

За короткие недели учебы Фигнер приходит, однако, к определенному заключению. «Мне нужны время, воля и работа!» - говорит он себе. Воспользовавшись предложенной ему материальной поддержкой, он вместе с Луизой, которая уже ждала ребенка, уезжает в Италию. В Милане Фигнер надеялся найти признание у прославленных вокальных педагогов.

"Добравшись до Христофоровой галереи в Милане - этой певческой биржи, - Фигнер попадает в лапы какого-то шарлатана из «профессоров пения», и тот быстро оставляет его не только без денег, но и без голоса, - пишет Левик. - О его горестном положении узнает какой-то заштатный хормейстер - грек Дерокзас - и протягивает ему руку помощи. Он берет его на полное иждивение и в шесть месяцев приготовляет к сцене. В 1882 году Н.Н. Фигнер дебютирует в Неаполе.

Начиная карьеру на Западе, Н.Н. Фигнер, как прозорливый и умный человек, ко всему внимательно приглядывается. Он еще молод, но уже достаточно зрел для того, чтобы понять, что на пути одного сладкоголосого пения у него даже в Италии может оказаться гораздо больше шипов, чем роз. Логика творческого мышления, реализм исполнения - вот те вехи, на которые он ориентируется. Он прежде всего начинает вырабатывать в себе чувство художественной меры и определять границы того, что называется хорошим вкусом.

Фигнер отмечает, что итальянские оперные певцы в массе своей почти не владеют речитативом, а если владеют, то не придают ему должного значения. Они ждут арии или фразы с высокой нотой, с концовкой, удобной для филирования или всяческих звуковых замираний, с эффектной вокальной позицией или каскадом соблазнительных по тесситуре звуков, но они явно выключаются из действия, когда поют их партнеры. Они равнодушны к ансамблям, то есть к местам, по существу, выражающим кульминацию той или иной сцены, и поют их почти всегда полным голосом, главным образом для того, чтобы их было слышно. Фигнер вовремя понял, что эти особенности отнюдь еще не свидетельствуют о достоинствах певца, что они нередко вредны для общего художественного впечатления и часто идут вразрез с намерениями композитора. Перед его глазами стоят и лучшие русские певцы его времени, и созданные ими прекрасные образы Сусанина, Руслана, Олоферна.

И первое, что отличает Фигнера с начальных его шагов, - это необычная для того времени на итальянской сцене подача речитативов. Ни одного слова без максимального внимания к музыкальной линии, ни одной ноты вне связи со словом… Вторая особенность фигнеровского пения - верный расчет света и тени, сочного тона и приглушенного полутона, ярчайших контрастов.

Как бы предвосхищая гениальную звуковую «экономику» Шаляпина, Фигнер умел держать слушателей под обаянием чеканно произнесенного слова. Минимум общей звучности, минимум каждого звука в отдельности - ровно столько, сколько необходимо, чтобы певец был одинаково хорошо слышен во всех уголках зала и чтобы до слушателя доходили тембровые краски".

Не прошло и полугода, как Фигнер с успехом дебютировал в Неаполе в опере Гуно «Филемон и Бавкида», а через несколько дней - в «Фаусте». Его сразу заметили. Им заинтересовались. Начались гастроли по разным городам Италии. Вот только один из восторженных откликов итальянской прессы. Газета «Ривиста» (Феррара) в 1883 году писала: «Тенор Фигнер, хотя и не обладает голосом большого диапазона, привлекает богатством фразировки, безупречной интонацией, изяществом исполнения и больше всего красотой высоких нот, которые звучат у него чисто и энергично, без малейшего усилия. В арии „Привет тебе, приют священный“, в отрывке, в котором он превосходен, артист дает грудное „до“ такое чистое и звонкое, что вызывает самые бурные аплодисменты. В трио вызова, в любовном дуэте и в трио финальном также были удачные моменты. Однако, поскольку средства его хотя и не безграничны, но все же предоставляют ему эту возможность, - желательно, чтобы таким же чувством и таким же подъемом были насыщены и другие моменты, в частности пролог, который требовал интерпретации более горячей и убедительной. Певец еще молод. Но благодаря уму и прекрасным качествам, которыми щедро одарен, он сможет - при условии тщательно подобранного репертуара - далеко продвинуться на своем пути».

После гастролей по Италии Фигнер выступает в Испании, совершает турне по Южной Америке. Его имя очень быстро стало широко известным. После Южной Америки следуют выступления в Англии. Так Фигнер в течение пяти лет (1882-1887) становится одной из заметных величин в европейском оперном театре того времени.

В 1887 году его уже приглашают в Мариинский театр, и на невиданно выгодных условиях. Тогда высший оклад артиста Мариинского театра составлял 12 тыс. рублей в год. Контракт, заключенный с четою Фигнер с самого начала, предусматривал оплату 500 рублей за спектакль при минимальной норме 80 выступлений за сезон, то есть составлял сумму 40 тыс. рублей в год!

К тому времени Луиза была покинута Фигнером в Италии, там же осталась и его дочь. В гастрольных скитаниях он встретился с молодой итальянской певицей Медеей Мей. С ней Фигнер и вернулся в Петербург. Вскоре Медея стала его женой. Супружеская пара образовала поистине идеальный вокальный дуэт, долгие годы украшавший столичную оперную сцену.

В апреле 1887 года он впервые вышел на сцену Мариинского театра в партии Радамеса и с этого момента до 1904 года оставался ведущим солистом труппы, ее опорой и гордостью.

Вероятно, чтобы увековечить имя этого певца, хватило бы и того, что именно он был первым исполнителем партий Германа в «Пиковой даме». Так известный юрист А.Ф. Кони писал: "Н.Н. Фигнер в роли Германа сделал удивительные вещи. Он понял и представил Германа как целую клиническую картину душевного расстройства… Когда я увидел Н.Н. Фигнера, я был поражен. Я поразился, до какой степени он верно и глубоко изобразил безумие… и как оно у него развивалось. Если бы я был профессиональным психиатром, я сказал бы слушателям: «Идите, посмотрите Н.Н. Фигнера. Он вам покажет картину развития безумия, которой вы никогда не встретите и не найдете!.. Как Н.Н. Фигнер все это играл! Когда мы смотрели налицо Николая Николаевича, на устремленный в одну точку взгляд и на полное безразличие к окружающим, за него становилось страшно… Кто видел Н.Н. Фигнера в роли Германа, тот мог по этапам проследить на его игре безумие. Тут сказалось его великое творчество. Я не был знаком в то время с Николаем Николаевичем, но потом имел честь с ним встречаться. Я спросил его: „Скажите, Николай Николаевич, где вы изучали сумасшествие? Читали книги или видели?“ - „Нет, не читал и не изучал, просто мне кажется, что это должно быть так“. Вот это интуиция…»

Конечно, не только в роли Германа проявилось его замечательное актерское дарование. Столь же захватывающе правдивым был и его Канио в «Паяцах». И в этой роли певец умело передавал целую гамму чувств, достигая на коротком отрезке одного акта огромного драматического нарастания, завершавшегося трагической развязкой. Сильнейшее впечатление оставлял артист в роли Хозе («Кармен»), где все в его игре было продуманно, внутренне оправданно и вместе с тем озарено страстью.

Музыкальный критик В. Коломийцев писал в конце 1907 года, когда Фигнер уже завершил свои выступления:

"За свое двадцатилетнее пребывание в Петербурге он спел очень много партий. Успех не изменял ему нигде, но особенно подходил к его артистической индивидуальности тот именно репертуар «плаща и шпаги», о котором я говорил выше. Это был герой сильных и эффектных, хотя и оперно-условных страстей. Типично русские и немецкие оперы в большинстве случаев удавались ему меньше. Вообще, если быть справедливым и беспристрастным, то следует сказать, что разнообразных сценических типов Фигнер не создавал (в том смысле, как создает их, например, Шаляпин): почти всегда и во всем он оставался самим собой, то есть все тем же изящным, нервным и страстным первым тенором. Даже грим его почти не менялся - менялись только костюмы, соответственно сгущались или ослаблялись краски, оттенялись те или другие подробности. Но, повторяю, личные, весьма яркие качества этого артиста очень шли к лучшим партиям его репертуара; к тому же не следует забывать, что сами эти специфически теноровые партии, по существу, своему, весьма однородны.

В операх Глинки Фигнер, если не ошибаюсь, не появлялся ни разу. Не пел он и Вагнера, если не считать малоудачной попытки изобразить Лоэнгрина. В русских операх бесспорно великолепен он был в образе Дубровского в опере Направника и особенно Германа в «Пиковой даме» Чайковского. А затем это был несравненный Альфред, Фауст (в «Мефистофеле»), Радамес, Хозе, Фра-Дьяволо.

Но в чем Фигнер оставлял поистине неизгладимое впечатление, так это в партиях Рауля в «Гугенотах» Мейербера и Отелло в опере Верди. В этих двух операх он много раз доставлял нам громадное, редкое наслаждение".

Фигнер покинул сцену в расцвете своего таланта. Большинство слушателей считали, что причиной этого стал развод с женой в 1904 году. Причем виновата в разрыве была Медея. Фигнеру оказалось невозможно выступать вместе с ней на одной сцене…

В 1907 году состоялся прощальный бенефис Фигнера, покидавшего оперную сцену. «Русская музыкальная газета» в этой связи писала: «Его звезда взошла как-то внезапно и сразу же ослепила и публику, и дирекцию, и, еще более того, высшее общество, благоволение коего подняло артистический престиж Фигнера на высоту, до тех пор неизведанную русскими оперными певцами… Фигнер ошеломил. Он пришел к нам если не с выдающимся голосом, то с удивительной манерой приспособить партию к своим вокальным средствам и еще более удивительной вокальной и драматической игрой».

Но и завершив карьеру певца, Фигнер остался в русской опере. Он стал организатором и руководителем нескольких трупп в Одессе, Тифлисе, Нижнем Новгороде, вел активную и разностороннюю общественную деятельность, выступал в общедоступных концертах, был организатором конкурса на создание оперных произведений. Наиболее заметный след в культурной жизни оставила его деятельность на посту руководителя оперной труппы петербургского Народного дома, где проявились и незаурядные режиссерские способности Фигнера.

Значение ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Краткой биографической энциклопедии

ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА

Фигнер (Вера Николаевна) - русская политическая деятельница. Родилась в 1852 году в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс казанского института для благородных девиц; в 1870 году вышла замуж за судебного следователя Филиппова, в 1871 году уехала вместе с ним за границу и поступила в Цюрихе на медицинский факультет; в 1873 году, когда русское правительство потребовало от русских учащихся в Цюрихе немедленного возвращения на родину, под страхом вечного изгнания из России, уехала в Берн. Одновременно с этим произошел ее разрыв с мужем; дело скоро кончилось формальным разводом. В 1875 году была арестована сестра Веры Ф., Лидия. В. Ф. вернулась в Россию, чтобы продолжать начатую ее сестрою пропаганду. В декабре 1876 года она принимала участие в революционной демонстрации на Казанской площади в С.-Петербурге. Около этого времени она вступила в революционный кружок народников, уцелевший от полицейского разгрома в 1874 году и известный под шутливым прозвищем троглодитов; он старался организовать дело социалистической пропаганды в крестьянстве. Вместе с сестрой Евгенией, В. Ф. поселилась в деревне Самарской губернии, в качестве земской фельдшерицы, но вскоре оставила место вследствие преследований, вернулась в СПб. и приняла деятельное участие в организации партии "Земля и Воля". Летом 1878 года она опять работала в деревне (в Саратовской губернии) в качестве земской фельдшерицы и приобрела большую популярность среди крестьян. После покушения 2 апреля 1879 года Вере Ф. грозил арест; она принуждена была скрыться и перейти на нелегальное положение. Когда в партии "Земля и Воля" началась борьба между старым народническим течением и новым - народовольческим, В. Ф. стала одной из наиболее влиятельных сторонниц последнего и приняла деятельное участие в исполнительном комитете партии Народной Воли; вместе с тем она вела пропаганду в кругах рабочих, студенческих и других. Она имела близкие знакомства в литературных кругах Петербурга; Н.К. Михайловский поддерживал с нею дружеские отношения и в воспоминаниях своих (напечатанных после его смерти в "Революционной России") отзывался о ней как о человеке исключительной духовной силы. В феврале 1883 года В. Ф. была арестована; в то же время был уничтожен исполнительный комитет Народной Воли. В 1884 году она судилась по "процессу 14" в военно-окружном суде и приговорена к смертной казни, но помилована и заключена в Шлиссельбургскую крепость, где и высидела 20 лет в крайне тяжелых условиях. В Шлиссельбурге она начала писать, между прочим, стихотворения; некоторые из них удалось переслать друзьям, и они были напечатаны в "Ниве" (при выборе журнала имелось в виду, что "Нива" проникает в Шлиссельбург, и автор может увидеть свое произведение в печати). В 1904 году, на основании амнистии, В. Ф. была освобождена и поселена в Архангельской губернии, в 1905 году переведена на родину в Казанскую губернию, а в 1906 году отпущена за границу. В 1906 году она издала сборник стихотворений и напечатала рассказ "Моя няня" в XII "Сборнике Знания", а также ряд биографических статей о своих товарищах по шлиссельбургскому заключению в сборнике "Галерея шлиссельбургских узников" (часть I, СПб., 1907). Две ее характеристики, написанные С. Елпатьевским и ее товарищем по заключению С. Ивановым, помещены в том же сборнике. В. В-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (по мужу Филиппова) Вера Николаевна , русская революционерка, народница, член …
  • ФИГНЕР, ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    ? русская политическая деятельница. Род. в 1852 г. в дворянском семействе в Казанской губернии; окончила курс Казанского института для благородных …
  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    (1852-1942) российская революционерка, писательница. Член Исполкома "Народной воли". Участница подготовки покушений на императора Александра II. В 1884 приговорена к вечной …
  • ФИГНЕР ВЕРА НИКОЛАЕВНА
    русская политическая деятельница. Род. в 1852 г. в дворянском семействе в Казанской губ.; окончила курс Казанского института для благородных девиц; …
  • ВЕРА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-17 Time: 20:32:31 - * Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Апостол Иаков) * …
  • ВЕРА в Новейшем философском словаре:
    глубинная общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая комплексный феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в …
  • ВЕРА в Словаре значений Цыганских имен:
    (заимств., жен.) - «вера» …
  • ВЕРА в Библейской энциклопедии Никифора:
    - одна из трех главных христианских добродетелей. По ап. Павлу, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Без веры …
  • ФИГНЕР в 1000 биографий знаменитых людей:
    Вера Николаевна (1852-1942). Деятель российского революционного движения, писательница. Участница подготовки покушений на Александра II. С 1882 г. пыталась восстановить разгромленную …
  • ВЕРА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , религиозно-этическая категория, отражающая непосредственный и целостный акт свободного принятия человеком системы высших ценностей, ориентированной на идеальное преображение жизни. В …
  • ВЕРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Пистис) Римская (ум. ок. 137) 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
  • ФИГНЕР
  • ВЕРА в Современном энциклопедическом словаре:
  • ФИГНЕР
    (по мужу Филиппова) Вера Николаевна (1852 - 1942), российская революционерка, мемуаристка. В революционном движении с 1873, с 1876 примыкала к …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словарике:
    1) в теистических религиях личное доверие к Богу и его слову, обращенному к человеку (божественное откровение). Вера включает в себя …
  • ВЕРА в Энциклопедическом словаре:
    , -ы, ас. 1. Убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-н. В. в победу. В. в людей. 2. Убежденность в существовании Бога, …
  • ФИГНЕР
    Ф́ИГНЕР Ник. Ник. (1857-1918), певец (лирико-драм. тенор). Брат В.Н. Фигнер. Пел в Мариинском т-ре (1887-1907), дир. оперной труппы Нар. дома …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Медея Ив. (1859-1952), певица (драм. сопрано). По происхождению итальянка. Жена Н.Н. Фигнера. Пела в Мариинском т-ре (1887-1912). Первая исполнительница …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Вера Ник. (1852-1942), участница рос. рев. движения, писательница. Сестра Н.Н. Фигнера. Чл. Исполкома "Нар. воли". Участница подготовки покушений на …
  • ФИГНЕР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Ф́ИГНЕР Ал-др Самойлович (1787-1813), участник Отеч. войны 1812, полк. рус. армии (1813). Успешно руководил партиз. отрядом, под видом франц. офицера …
  • ВЕРА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    В́ЕРА, в теистич. религиях личное доверие и верность Богу и вытекающее отсюда безусловное принятие исходящего от него Откровения. В …
  • ВЕРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (филос.) означает признание чего-либо истинным с такою решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств Это не значит, что …
  • ВЕРА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ве"ра, ве"ры, ве"ры, ве"р, ве"ре, ве"рам, ве"ру, ве"ры, ве"рой, ве"рою, ве"рами, ве"ре, …
  • ВЕРА в Словаре эпитетов:
    Уверенность, убежденность в чем-либо. Абсолютная, безграничная, безмерная, безраздельная, бескорыстная, большая, великая, восторженная, глубокая, гордая, горячая, громадная, железная (разг.), живая, искренняя, …
  • ВЕРА в словаре Анаграмм.
  • ВЕРА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -ы, только ед. , ж. 1) Отсутствие сомнений, убежденность, уверенность в ком-л. или в чем-л.; твердая надежда, что ожидаемое произойдет, …
  • ВЕРА
    Сестра Нади и …
  • ВЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • ВЕРА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ВЕРА в Тезаурусе русской деловой лексики:
    1. Syn: доверие Ant: недоверие 2. Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн., уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Тезаурусе русского языка:
    1. Syn: доверие Ant: недоверие 2. Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн. , уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Словаре синонимов Абрамова:
    вероисповедание, закон, исповедание, религия, верованье, убеждение, правоверие, православие, ересь; доверие, кредит, уверенность. Веры: христианство, иудейство (Моисеево вероисповедание, иудаизм, еврейство, жидовство), …
  • ВЕРА в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: доверие Ant: недоверие Syn: вероисповедание (кн.), исповедание (кн.)уст.), религия, верование Ant: …
  • ВЕРА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Признание чего-л. истинной силой, превосходящей силу аргументов, фактов и логики. б) Убеждение в реальном существовании предметов религии …
  • ВЕРА в Словаре русского языка Лопатина:
    в`ера, …
  • ВЕРА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ВЕРА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    вера, …
  • ВЕРА в Орфографическом словаре:
    в`ера, …
  • ВЕРА в Словаре русского языка Ожегова:
    убежденность, глубокая уверенность в ком-чем-либо В. в победу. В. в людей. вера убежденность в существовании высших сил, божества В. в …
  • ВЕРА в Словаре Даля:
    жен. уверенность, убеждение, твердое сознание, понятие о чем-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; | верование; отсутствие всякого сомнения или …
  • ФИГНЕР
    Александр Самойлович (1787-1813) , герой Отечественной войны 1812, полковник (1813). Успешно руководил партизанским отрядом, под видом французского офицера вел разведку …
  • ВЕРА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Пистис) Римская (ум. ок. 137), 12-летняя отроковица, христианская мученица, пострадавшая в гонение императора Адриана; одна из трех дочерей (вместе с …
  • ВЕРА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    веры, ж. 1. Состояние сознания верующего, религия (книжн.). Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье. …
  • УЛЬЯНОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ульянова Наталья Николаевна (1889 - 1938), послушница, преподобномученица. Память 9 марта, …
  • КРЫМОВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крымова Елизавета Николаевна (1877 - 1937), мученица. Память 18 октября, в Соборе …
  • ГРИМБЛИТ ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гримблит Татьяна Николаевна (1903 - 1937), мученица. Память 10 сентября, в Соборе …
  • ВОЛНУХИНА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Волнухина Мария Николаевна (1876 - 1937), мученица. Память 8 октября, в Соборе …

ФИГНЕР Николай Николаевич (9(21).2.1857, Мамадыш, Казанской губ. - 13(26).12.1918, Киев) - оперный певец (лирико-драматический тенор), антрепренер, вокальный педагог. Муж певицы М.И.Фигнер.

Фигнер Медея Ивановна (урожденная Мей) (4 (16) апреля 1859, Флоренция - 8 июля 1952, Париж) - русская певица (драматическое сопрано). По национальности итальянка. Солистка Его Императорского Величества. (1894).

Н.Фигнер получил прекрасное образование в кадетском корпусе в Петербурге, по окончании служил во флоте. Непродолжительное время занимался пением в Петербургской консерватории. Продолжил совершенствование вокального мастерства в Италии, где начал сценическую деятельность. В 1887 году, после многократных выступлений на европейских сценах, дебютировал в Мариинском театре в Петербурге в главных партиях в операх "Аида" Верди и "Фауст" Гуно. С 1904 Н.Фигнер пел в частных оперных труппах России, в московском Большом театре, выступал в собственных антрепризах (Нижний Новгород, Тбилиси). В 1910-15 солист, художественный руководитель и директор оперной труппы Петербургского народного дома. В 1891 организовал благотворительный концерт в Петербурге, которым дирижировал П.И.Чайковский. С 1915 занимался педагогической деятельностью, в том числе в Киевской консерватории.

Творческую биографию М.Фигнер составляют две главы: первая связана с Италией, вторая - с Россией. Увлечение пением, театром началось с детства. В 14 лет М.Мей поступает во флорентийскую консерваторию. Через несколько месяцев занятия были прерваны - юная певица потеряла голос, а год спустя вновь предстала перед своим преподавателем. В 16 лет М.Мей дебютировала в партии Азучены ("Трубадур"). Восхищенные слушатели выпустили в зал стаю белых голубей - так на родине оперы принято было приветствовать восходящую звезду. Она с триумфом гастролирует по городам Италии, Испании, в странах Южной Америки, поет в ансамбле с корифеями оперной сцены. Во время гастрольных скитаний М.Мей встретилась с русским певцом Н.Н.Фигнером. В 1887 году она приехала в Петербург, и "непостижимая судьба сделала милую Россию моей второй отчизной", - писала певица. Она покорила театральный Петербург.

Вначале М.Мей выступала под своей девичьей фамилией. В 1889 году, связав свою жизнь с Н.Н.Фигнером, она приняла фамилию мужа. Так сложилась "неразделимая чета Фигнер", блиставшая на сцене и в жизни, которой суждено было составить целую эпоху в истории русской оперы. И, хотя впоследствии брак певцов Фигнер распался, Медея до конца жизни носила фамилию Фигнер, под которой и вошла в историю русской оперы. Заканчивала М.Фигнер сценическую карьеру одна. На сцене Мариинского театра она пела до 1912 года. Покинув сцену, продолжала давать концерты, до преклонного возраста сохранив красоту своего неповторимого голоса. В 30-х годах певица переехала во Францию, где занималась педагогической деятельностью и изредка выступала.

С именами супругов Фигнер связаны две последние оперы Чайковского - "Пиковая дама" и "Иоланта" . Они были главными исполнителями, можно сказать для них и в расчете на их вокальные и сцениеческие возможности Чайковский писал эти произведения. Сочиняя "Пиковую даму", композитор писал партию Германа применительно к таланту Фигнера. И даже в эскизах оперы нередко вместо имени Германа писал "Фигнер". В последний год жизни Чайковский посвятил Фигнеру свой цикл из 6 романсов, ор.73 (на стихи Ратгауза). На клавире оперы "Пиковая дама" Чайковский сделал дарственную надпись, назвав Н.Фигнера виновником возникновения этой оперы.

Партии Германа и Лизы разучивались под руководством П.И.Чайковского. Свои впечатления о посещении семьи Фигнер в их имении Лобынское (Тульской губернии) в июле 1890 он изложил в письме к М.И.Чайковскому : "Я вернулся третьего дня вечером из поездки к Фигнеру. Он в восторге от партии, говорит о ней со слезами на глазах - хороший признак! Отчасти партию уже знает, и я убедился, как он умен и понятлив. Все его намерения вполне соответствуют моим желаниям". "Ездил к Фигнеру проходить с ним партию Германа. Он будет великолепен" - писал Чайковский в письме к А.И.Зилоти . По воспоминаниям М.Фигнер, занятия с Чайковским были для нее подлинным наслаждением. Композитор же, учитывая пожелания первой исполнительницы, сделал изменения в партии Лизы в соответствии с индивидуальными особенностями ее голоса. Роль Лизы удалась М.Фигнер и в драматическом и в вокальном отношении. На премьере "Пиковой дамы", состоявшейся 7 декабря 1890 года "чары сильного, свежего голоса" М.Фигнер оказывали на всех присутствующих в зале "магическое действие".

"Направник в управлении оперой, Фигнер в роли Германа превзошли себя и, несомненно, больше всех содействовали громадному успеху оперы", - написал о 1-м представлении "Пиковой дамы" 7 дек. 1890 года М.И.Чайковский.

6 декабря 1892 года супруги Фигнер с успехом спели заглавные партии в опере Чайковского "Иоланта". М.Фигнер столь правдиво воплотила роль слепой девушки, что ей задавали вопрос, не испытала ли она подобного страшного недуга в жизни. 17 и 22 февраля 1894 года супруги Фигнер приняли участие в спектаклях, посвященных памяти П.И.Чайковского, сбор с которых был направлен на сооружение памятника на могиле композитора и в Петербургской консерватории.