по литературе. 2016 год.

Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?

Увидев Соню, Раскольников вернулся в контору, потому что девушка была своеобразным «якорем» героя, предостерегающим его от плохих действий и направляющим к спасению.

Именно Мармеладова подтолкнула Родиона на признание. Автор изобразил данного персонажа для спасения души заблудившегося в собственной теории Раскольникова. Перед тем, как прийти в контору, Родион пообещал верующей Соне, что он признается, потому что убийство – один из самых тяжких грехов. Герою было очень сложно рассказать правду. Однако, увидев Соню, которая предстала перед ним, как напоминание об обещании, переступив через себя, «с побледневшими губами, с неподвижным взглядом» герой сделал этот решительный шаг к своему спасению.

Я считаю, что именно из-за своего зарока Раскольников собрал волю в кулак и снова вернулся в контору.

В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

Существует множество произведений, герои которых проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования.

К примеру, персонаж романа Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Базаров. Герой — нигилист, он отрицает все общепринятые нормы поведения. Однако в его жизни случается переломный момент, который послужил для него своеобразным испытанием. Евгений безответно влюбился и понял, что теория его взглядов несовершенна и на свете действительно существует светлое чувство – любовь. Пережив сложное для себя время, герой разочаровался в жизни, поэтому полностью отдал себя работе. Как и у Раскольникова, жизнь Базарова после переломного момента была однообразной, наполненная переживаниями. Каждый герой пережил сильное потрясение, которое можно трактовать как наказание или избавление. Базаров умирает от заражения крови, а Раскольников был отправлен на каторгу. Эти моменты помогли героям осмыслить истинные ценности в жизни. Базаров прощается с Одинцовой и родителями, понимает, как многое эти люди значат для него. А Родиону выпал шанс раскаяться в своём грехе и начать жизнь заново, вместе с Соней.

Еще один персонаж, на чью долю выпали испытания и глубокие разочарования – Евгений, герой поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Жизнь персонажа была спокойной и однообразной. Он мечтал о тихом семейном счастье со своей возлюбленной Парашей. Однако все изменилось после очередного наводнения в Петербурге. «Невы державное теченье» унесло дом Параши. Для героя это был сильнейший удар, после которого он не смог оправиться. Все его планы и мечты рухнули вместе с ней. Автор изображает «маленького человека», который смог бросить вызов обществу. Чтобы найти в себе силы для такого действия, Евгению пришлось преодолеть трудности принятия действительности и пережить полнейшее разочарование в жизни. Герой так и не смог справиться с навалившимся на него грузом и сошёл с ума, а позже умер на одной из улиц Петербурга.

Я считаю, что в литературе изображено множество героев со сложной жизненной историей, а герои романа Тургенева и поэмы Пушкина — лишь немногие из них.

Почему «снисхождение» первого снега предстаёт в стихотворении «Шёл снег…» как событие значимое, поворотное в жизни человека?

«Снисхождение» первого снега в стихотворении «Шёл снег…» предстает как событие значимое, поворотное в жизни человека, потому что оно символизирует новую, чистую страничку жизни для героев, которая так и остается их своеобразной утопией.

Именно в момент серьезного разговора пары выпал первый снег. Природа создавала нужную атмосферу для героев, позволила им поверить «в светлую мечту». Автор изображает чистую землю, припудренную белым снегом, и как будто даёт им шанс на новую жизнь, начатую с такого же белоснежного листа. Однако в то же мгновение герои опомнились, вся та выдуманная сказка осталась позади, а в реальности же «восторг души сменил отчаянье…».

Я считаю, что «снисхождение» первого снега символизирует возможное начало новой жизни, нового витка отношений, поэтому оно имеет такое большое значение для пары.

В каких произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека и в чём они схожи со стихотворением В.Н. Соколова?

Во многих произведениях русской поэзии показано благотворное влияние природы на человека.

К примеру, стихотворение Есенина «Берёза». В нем лирический герой также описывает действия, происходящие зимой. Он тоже видит красоту зимнего пейзажа в особенном свете. В стихотворении Есенина снег «точно серебром» накрывает природу, он золотится на заре и покрывает окружающий мир всё новыми полотнами зимнего бархата. Автор выражает то, что благодаря этой красоте человек ощущает всю прелесть родного дома и любуется его просторами. Как и в стихотворении Соколова, герой замечает красоту окружающего его мира и отмечает неповторимость зимнего пейзажа.

В произведении Пушкина «Зимнее утро» герой тоже отмечает красоту зимнего пейзажа, также сопоставляет новый день с началом новой, свежей жизни. Вот только жизнь у Пушкина предстает чем-то образным и далеким, начинающимся с утра солнечного, морозного дня. А у Соколова шанс на «чистый лист» выпадает вместе с первым снегом. За время описания зимнего пейзажа герои каждого произведения успевают пережить целую массу чувств. У Пушкина персонаж впечатляется видами зимнего утра, природа дает ему глоток «свежего воздуха» и заставляет проявить еще большее рвение к жизни: «Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь?». Тогда как у Соколова герои лишь на мгновение поддаются волшебным чарам природы и задумываются о светлом будущем.

Я считаю, что именно в этих стихотворениях благотворное влияние природы на человека показано наиболее ярко.

Как меняется главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?

А.С. Пушкин — великий писатель и поэт нашего Отечества. «Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений автора. Сам Пушкин определял его жанр как роман в стихах. И действительно, в произведении есть рифма, но в то же время в нем прослеживается большой разветвлённый сюжет. Кроме того, специально для написания данного произведения автор придумал свой стихотворный размеронегинскую строфу. Существует целый ряд отличительных черт, которые позволяют читателю выделить для себя это произведение.

Некоторые из них заключаются в самом сюжете. Главный герой романа — Евгений Онегин. Именно за историей жизни этого персонажа читатель следит все произведение. Роман начинается с описания праздной жизни Евгения в городе. Мы видим молодого человека, который развлекает себя как всё светское общество того времени: балы, вечера, рестораны. Автор изображает «лишнего человека», который не может найти себе место среди других людей. Такая жизнь наскучила Онегину. Привычный быт Евгения нарушает весть о смерти дяди. Это событие заставляет «молодого повесу» переехать в деревню.
Там Онегин продолжает хандрить. Однако именно в деревне проявляются лучшие качества героя. К примеру, чтобы облегчить жизнь своих крестьян, он вводит оброк вместо барщины. В деревне он познакомился с новым для него человеком – Владимиром Ленским. История жизни этого человека оставила след в жизни Онегина. Евгений относился к Ленскому терпимо и снисходительно, потому что в деревне это была его единственная компания. Однако после бала у Лариных, когда герой приударил за возлюбленной Владимира, между ними состоялась дуэль, на которой Онегин убил своего товарища. Он так и не смог пойти против правил общества и не явиться на дуэль. Но благодаря этим событиям мы видим другого героя – страдальца, который искренне переживает за судьбу юного Владимира.

Также в деревне Онегин смог встретить девушку, которая полюбила его всем сердцем – Татьяну Ларину. К сожалению, Евгений слишком ценил свою свободу, поэтому не ответил девушке взаимностью. На данный момент для него её чувства всего лишь игра, детское заблуждение. Он не оценил того дара, который могла ему дать Татьяна. Тем самым Онегин разочаровал девушку и обрёк на страдания неразделённой любви.

После дуэли Евгений был вынужден уехать. В следующий раз читатель может увидеть героя спустя определённый промежуток времени. Он встречает старого друга на одном из светских вечеров. Приятель знакомит Онегина со своей женой, которой по воле случая оказалась та самая Татьяна Ларина. Евгений сразу же влюбляется в новую для него женщину, поразившую его своей красотой. В этот момент мы можем увидеть другого Онегина — по-настоящему страдающего, любящего героя. От высокомерного человека не остается и следа. Об этом говорят его способы добиться героини. Зная, что Татьяна замужем, он продолжает писать ей письма, на которые так и не получает ответа. Однажды, придя к ней домой и застав ее одну, он объясняется ей в своей любви, но Татьяна остается верна своему мужу и не поддается на слова Евгения.

Таким образом, мы можем наблюдать своеобразную эволюцию героя: от высокомерного эгоиста к чувствующему и любящему человеку. Я считаю, что жизненный путь Евгения очень сложен, поэтому требует особенного внимания читателя. Автор заканчивает своё произведение так, что мы можем сами додумать, нашел ли своё место этот страдающий «лишний человек» или так и остался за бортом всего общества.

Ирина Серёженко

Раскольников приходит в себя, говорит, что он выгнал Лужина, просит сестру не выходить за него замуж, так как это жертва. «Или я, или Лужин». Мать и сестра в панике, Разумихин их утешает, говорит, что сам все устроит, что будет ухаживать за больным. Разумихин влюбляется в Дуню, пытается отговорить от брака с Лужиным. «Он соглядатай и спекулянт, ... жид и фигляр, и это видно. Ну пара ли он вам?» Затем Разумихин идет проведать Раскольникова, но после этого возвращается к Дуне и ее матери и приводит к ним Зосимова, который тоже пытается их утешить, говоря, что у больного все в норме, только есть признаки некой мономании.

На следующее утро Разумихин снова идет в нумера и рассказывает сестре и матери Раскольникова всю историю с болезнью. Затем узнает, что Лужин должен был встретить их на вокзале, но вместо этого прислал лакея, пообещав придти на следующее утро. Но и утром прислал записку, где настаивает на том, чтобы при нем не принимали Раскольникова, передает о том, что Раскольников отдал всю сумму, которую мать с таким трудом собирала, пьянице, задавленному каретой, у которого дочь - «девица отъявленного поведения». Дуня говорит, что Родю надо обязательно позвать. Они идут к Раскольникову, застают там Зосимова.

Раскольников рассказывает о Мармеладове, объясняет, почему отдал деньги. Пульхерия Александровна упоминает, что умерла Марфа Петровна Свидригайлова, возможно, из-за того, что Свидригайлов ее избил. Раскольников вспоминает, как он влюбился в дочку хозяйки и хотел жениться. Она была дурнушка, всегда больная, мечтала о монастыре и любила нищим подавать. Затем Раскольников снова повторяет: «Или я, или Лужин». Раскольникову показывают письмо Лужина и просят непременно быть сегодня вечером. Внезапно к Раскольникову приходит Соня Мармеладова с приглашением от Катерины Ивановны на поминки. Раскольников говорит, что будет. Мать с сестрой уходят, гадая, что все это значит. Раскольников говорит Разумихину, что у старухи-процентщицы в закладе были его часы, доставшиеся от отца, и сестрино колечко, которое та подарила ему на память, и что он хочет их получить обратно. Разумихйн советует пойти к Порфирию Петровичу. Раскольников провожает до угла Соню, за ними следит какой-то незнакомец, идет незаметно до Сониного обиталища (Свидрйгай-лов). Раскольников и Разумихин идут к Порфирию. У того сидит Заметов. Говорят о часах и кольце, затем о сущнос-" ти преступлений. Раскольников не согласен с социалистами, которые все преступления объясняют дурным общественным устройством, против которого протестует личность, совершая преступление. Выходит, что стоит какой-нибудь «математической голове» выдумать хорошую социальную систему, так все сразу и устроится. Но это противоречит живому процессу жизни, живая душа жизни потребует, взбунтуется. Оттого-то социалисты так и не любят истории. Спорят. Порфирий Петрович упоминает статью Раскольникова «О преступлении», вышедшую в журнале два месяца назад, которую он написал, когда выходил из университета. Суть статьи состоит в том, что все люди делятся на две категории - обыкновенных, «тварей дрожащих», и людей необыкновенных, «право имеющих». Люди необыкновенные - наполеоны, магометы, солоны были преступниками хотя бы уже только потому, что давали новый закон, тем самым отвергая старый. Если бы у Ньютона на пути стояло несколько человек, препятствующих обнародованию его законов, он имел бы полное право их устранить. Речь идет не о том, что надо резать людей направо и налево, но о праве на преступление.

Все люди необыкновенные, и даже лишь чуть-чуть из общей колеи выходящие и способные сказать новое слово, должны быть непременно преступниками. Ничего обидного для людей обыкновенных в том, что они «материал», нет, это закон жизни. Люди обыкновенные - господа настоящего, они сохраняют мир и умножают его численно, необыкновенные - двигают мир и ведут его к цели. Любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершались. Порфирий спрашивает, как отличить одних от других, «может знаки какие от рождения на теле есть». Раскольников отвечает, что людей необыкновенных, способных сказать что-то новое, рождается до странности мало, что все остальные только и существуют для того, что-бы когда-нибудь выделить из своей среды такого, на тыщу, на миллион одного. Если же человек обыкновенный захочет вести себя как «право имеющий», то у него ничего не получится, он не сможет пойти по пути преступления до конца, потому что слаб и покорен от природы. Остановится на полпути, каяться начнет и т. д. Разумихин ужасается тому, что Раскольников своей теорией разрешает «крбвь по совести проливать», что, по его мнению, страшнее официального разрешения резать людей. Порфирий Петрович с ним соглашается и спрашивает Раскольникова, не считал ли он сам себя, когда писал статью, человеком необыкновенным («Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?»). Раскольников отвечает вызывающе, Заметов усмехается: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу старуху-процентщицу укокошил?»

Порфирий приглашает назавтра Раскольникова прийти в контору. Раскольников и Разумихин уходят, дорогой говорят о том, что Порфирий Раскольникова явно подозревает. Подходят к нумерам, где остановились мать и сестра Раскольникова. Внезапно Раскольников, оставив Разумихина, бросается домой, чтобы обшарить дыру в обоях, куда он после убийства прятал старухины вещи - не затерялось ли чего. Там он ничего не находит, но выходя из дома, замечает какого-то мещанина, который выспрашивает о нем дворника. Раскольников догоняет его, спрашивает, что ему нужно. Тот в ответ говорит: «Убивец!» и уходит. Раскольников возвращается к себе. Размышляет над своим состоянием. «Я убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался. Я не человека убил, я принцип убил». Раскольников понимает, что он «тварь дрожащая», потому что рассуждает о том, правильно он сделал или нет. «Право имеющий» не рассуждает, он идет, не оглядываясь, как Наполеон. Настоящий властелин не задумываясь «тратит» полмиллиона войска в московском походе, «забывает» армию в Египте, и после смерти ему возводят памятники и славят. Раскольников понимает, что своим поступком отрезал себя от матери, сестры, Сони - всех кротких, бедных, т. е. тех, кого называл «тварями дрожащими», но не смог внутренне очерстветь, перешагнуть через них. Раскольникову снится кошмар - старуха-процентщица жива и смеется над ним. Он пытается убить ее, но со всех сторон люди, они смотрят и молчат. Раскольников просыпается и видит у себя в комнате человека. Это Аркадий Иванович Свидригайлов.

Часть 4

Свидригайлов рассказывает Раскольникову о смерти своей жены, уверяя, что ни в чем не виноват, что с Дуней тоже вышло все случайно, что он имел самые лучшие намерения, а женщины иногда «очень любят быть оскорбленными, несмотря на все видимое негодование». Жену он лишь два раза хлыстиком стегнул, «но ведь есть такие женщины, с которыми и самый что ни на есть прогрессист за себя поручиться не сможет... Про чтение-то письма (Дуняшиного) слыхали? » Свидригайлов рассказывает, что был в юности шулером, кутил, делал долги. За долги же его посадили в тюрьму. Тут же и подвернулась Марфа Петровна, которая выкупила его из тюрьмы за «тридцать тысяч серебряников». Жили в деревне 7 лет безвыездно, а она все это время документ об этих 30 тыс. на чужое имя держала, на случай, если он вздумает взбунтоваться. Но это Свидригайлова не стесняло, Марфа Петровна на именины подарила ему и этот документ и приличную сумму денег. Свидригайлов рассказывает, что ему уже трижды являлось привидение Марфы Петровны. Свидригайлов сам говорит о себе, что он, возможно, болен, что он человек «развратный и праздный», но что между ним и Раскольниковым есть много общего. Он предлагает Раскольникову помощь в том, чтобы расстроить свадьбу Дуни и Лужина. Ссора с женой у Свидригайлова вышла из-за того, что она «состряпала» эту свадьбу. Свидригайлов говорит, что ему от Дуни ничего не надо, что он единственно хочет, чтобы она не выходила за Лужина, и в качестве компенсации готов ей дать 10 тыс. рублей. Просит Раскольникова передать это Дуне. Говорит, что и Марфа Петровна упомянула ее в завещании (3 тыс. руб.) Просит об одной встрече с Дуней, говоря, что скоро женится на «одной девице» или «отправится в вояж» (подразумевается самоубийство). Уходит. Раскольников с Разумихиным идут к Дуне и матери в нумера. Туда же приходит Лужин. Напряженная атмосфера. Мать и Лужин говорят о Свидригайлове и его жене. Лужин сообщает историю, со слов покойной Марфы Петровны, о том, как Свидригайлов был в знакомстве с какой-то Ресслих, процентщицей. У той жила дальняя родственница, лет четырнадцати, глухонемая. Ее нашли на чердаке повесившейся. Поступил донос, что якобы Свидригайлов «жестоко оскорбил ее», что и послужило причиной самоубийства. Стараниями и деньгами Марфы Петровны донос был ликвидирован. Лужин рассказывает о слуге Филиппе, которого якобы Свид-ригайлов истязаниями также довел до самоубийства. Дуня возражает, что Филипп был ипохондрик, «домашний философ», и удавился скорее от насмешек, а не от истязаний Свидригайлова, который при ней, напротив, со слугами обращался хорошо, и те его уважали, хотя и винили в смерти Филиппа. Раскольников сообщает, что Свидригайлов был у него, что Марфа Петровна оставила Дуне по завещанию деньги. Начинается выяснение недоразумения между Раскольниковым и Лужиным. Происходит скандал. Лужина выгоняют, так как выясняется, что он клеветник (его интерпретация того, почему Раскольников отдал Соне деньги). Лужин уходит, негодуя и вынашивая планы мести. Он специально собирался взять в жены девушку бедную, чтобы ее облагодетельствовать и тем самым над ней безраздельно властвовать. Кроме того, он рассчитывал с помощью жены сделать карьеру, так как отлично понимал, что в петербургском обществе красивая и умная женщина будет привлекать к себе внимание и способствовать его продвижению по службе. Теперь из-за Раскольникова все рухнуло. Раскольников тем временем рассказывает Дуне и матери о предложении Свидригайлова, добавляя, что по его мнению, от Свидригайлова ничего хорошего ждать не приходится. Разумихин радуется «отставке» Лужина и начинает развивать идеи о том, что на эти деньги, плюс его, Разумихина, тысячу, доставшуюся от дяди, можно заняться книгоизданием и т. д.

Раскольников вспоминает об убийстве и уходит, говоря родным, что, быть может, они в последний раз видятся. Разумихин догоняет его, Раскольников просит не оставлять мать и сестру. Затем Раскольников направляется к Соне. Там видит бедную комнату с убогой обстановкой. Говорит с Соней о Мармеладове и Катерине Ивановне. Соня любит их, несмотря ни на что, и жалеет. У Катерины Ивановны чахотка, и она должна скоро умереть. Раскольников говорит, что дети попадут на улицу и с Полечкой станет то же, что с Соней. Та не хочет в это верить и говорит, что Бог не допустит. Раскольников возражает, что Бога нет. Затем встает перед ней на колени, а на протесты Сони отвечает, что он не ей поклонился, а «всему страданию человеческому». Затем спрашивает, почему Соня не кончает жизнь самоубийством. «А с ними-то что будет?» - отвечает Соня. Раскольников понимает, что видит перед собой чистое существо, которое сумело остаться духовно незама-ранным, несмотря на окружающую его грязь. Соня часто молится Богу, а на комоде Раскольников замечает Евангелие, которое, как выясняется, Соне подарила Лизавета, сестра убитой старухи-процентщицы. Соня дружила с ней, служила по убитой панихиду. Раскольников просит Соню почитать Евангелие. Та читает эпизод о воскресении Лазаря (которого Иисус возвратил к жизни). Раскольников говорит Соне «пойдем вместе, мы оба прокляты». «Надо сломать все и страдание взять на себя. Свободу и власть... главное - власть! Над всею дрожащею тварью и надо всем муравейником! Если не приду завтра, про все услышишь сама, и тогда припомни все мои теперешние слова... Если же приду завтра, то скажу тебе, кто убил Лизавету». Уходит. В соседней комнате в это время находится Свидригайлов и подслушивает.

На следующее утро Раскольников идет в отделение пристава следственных дел - к Порфирию Петровичу. Порфирий Петрович очень хитер, умеет распутывать самые сложные дела, и Раскольников знает это. Порфирий Петрович вникает в психологию Раскольникова. Рассказывает, как люди совершают преступления, на чем и как попадаются - один «натуры своей не рассчитал, все прекрасно сделал, а потом в неподходящий момент в обморок хлопнулся». Раскольников понимает, что его подозревают в убийстве, кричит: «Не позволю!» Порфирий Петрович говорит, что знает, как Раскольников ходил после убийства на квартиру старухи, разговаривал с дворником и т. д. Раскольников кричит, чтобы Порфирий Петрович «подавал факты», почти выдает себя. Внезапно в комнату врывается арестованный Миколай и признается, что он убил старуху и ее сестру. Порфирий Петрович в растерянности. Раскольников уходит. Но Порфирий Петрович говорит ему, что они еще увидятся. Перед выходом Раскольников встречает мещанина, который при прошлой встрече назвал его «убивец». Мещанин просит у Раскольникова прощения за «злобные мысли». Раскольников на похороны Мармеладова опаздывает.

1. Заочное "знакомство" Сони и Раскольникова

В первый день действия романа Раскольников впервые слышит о Соне Мармеладовой от ее отца - чиновника Мармеладова. Пьяный Мармеладов рассказывает Раскольникову о своей дочери Соне и ее тяжелой судьбе. Так Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой. (Часть 1 глава II)

2.Личное знакомство Сони и Раскольникова

На восьмой день действия романа Раскольников впервые лично видит Соню. Это происходит в комнате Мармеладовых. Чиновник Мармеладов умирает у себя дома после того, как попадает под лошадей на улице. Соня появляется перед всеми в своем неприличном наряде.

В этой встречу Раскольников и Соня не разговаривают. Раскольников оставляет Мармеладовым деньги на похороны и уходит. (Часть 2 глава VII)

3. Соня приходит поблагодарить Раскольникова

На следующий день после смерти Мармеладова Соня приходит к Раскольникову в его каморку. Она благодарит его за деньги, которые он отдал им на похороны.

В этот момент в каморке сидят также мать и сестра Раскольникова. Он представляет им Соню. Мать и сестра вежливо ее приветствуют. (Часть 3 глава IV)

4.Раскольников приходит к Соне. "Первая встреча"

В тот же день Раскольников приходит к Соне в ее комнату. Герои разговаривают. Отношения Сони и Раскольникова становятся доверительными. Раскольников говорит, что позже придет рассказать, кто убил старуху-процентщицу и Лизавету. (Часть 4 глава IV)

5. Сони и Раскольников на поминках Мармеладова

На следующий день Раскольников приходит на поминки Мармеладова. Тут же присутствует и Соня. Лужин обвиняет Соню в воровстве. Лебезятников как свидетель обмана раскрывает подлый замысел Лужина. Раскольников объясняет гостям, почему Лужин оклеветал Соню. Соня убегает в слезах к себе. (Часть 5 глава III)

6. Раскольников приходит к Соне. "Вторая встреча"

В тот же день, после поминок, Раскольников снова приходит к Соне. В этом эпизоде отношения Раскольникова и Сони переходят на новый уровень доверия и глубины.

Раскольников рассказывает Соне о своем преступлении. В это время за стеной Свидригайлов подслушивает признание Раскольникова.

Соня выслушивает признание, но не осуждает Раскольникова. Она, напротив, сочувствует и разделяет его мучения. Соня советует Раскольникову покаяться. Но Раскольников говорит, что не хочет и не готов признаваться. (Часть 5 глава IV)

7. На улице с Катериной Ивановной

В этот же день мачеха Сони, Катерина Ивановна, падает на улице. У нее открывается смертельное кровотечение. Раскольников и Соня несут ее к Соне в комнату. Катерина Ивановна умирает. Свидригайлов берет на себя заботы о детях Катерины Ивановны и похоронах. (Часть 5 глава V)

8. Подготовка похорон

После смерти Катерины Ивановны Соня и Раскольников встречаются несколько раз по поводу организации похорон. Но они едва разговаривают друг с другом в эти дни. Автор мельком упоминает об этом в тексте.

9. Раскольников идет к Соне. "Третья встреча"

Через несколько дней Раскольников приходит к Соне. Он собирается пойти в контору, чтобы признаться в убийстве. Соня надевает Раскольникову крест на шею и идет следом за ним.

10. Раскольников и Соня в конторе

Раскольников идет на перекресток и молча становится на колени перед народом. Затем он идет в контору. Соня незаметно идет вслед за ним. Раскольников знает, что Соня следует за ним.

Придя в контору, Раскольников сначала трусит и не признается в убийстве. Он уходит. На улице он видит бледную и испуганную Соню. Тогда Раскольников поднимается снова в контору и признается в убийстве. (Часть 6 глава VIII)

11. Раскольников и Соня на каторге (Эпилог)

После суда Соня едет вслед за Раскольниковым в Сибирь. Там, на каторге, Раскольников ведет себя с ней холодно и безразлично. Но Соня продолжает ходить и поддерживать его.

Однажды Соня заболевает и не может приходить к Раскольникову несколько дней. Неожиданно для себя самого, он страдает от разлуки с Соней. После этой разлуки Раскольников наконец понимает, насколько дорога ему Соня.

С этого момента отношения Сони и Раскольникова становятся еще более глубокими и искренними. Их чувства становятся опорой и надеждой для них обоих - ведь впереди их ждут еще долгие годы каторги Раскольникова.

Так развивается история отношений Сони и Раскольникова в романе "Преступление и наказание".

История Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова это история взаимоотношений "блудницы" и "убийцы". Кажется, словно сама судьба свела этих героев вместе на улицах многолюдного, душного и мрачного Петербурга.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова. Если расчетливый и аморальный эгоизм Лужина или вульгарно-социалистические идеи Лебезягникова герой отвергает сразу, то выбирать между циничным индивидуализмом Свидригайлова и христианским мировоззрением Сонечки ему пришлось в мучительных метаниях. Идеи Свидригайлова, навеянные учением Ницше о превосходстве сильного человека над остальными, привлекают героя, но отталкивает его раскрывшаяся перед ним аморальность Свидригайлова. Взгляды Сони и восхищают, и вызывают раздражение проповедью христианского смирения, покорности. И так, мучаясь и в сотый раз задавая себе одни и те же вопросы, Родион все приходит к Соне. Ей он говорит, что пришел к ней за крестами, готовый раскаяться, но наедине признается самому себе, что хотел «на человека посмотреть». Для него Соня -единственный человек, достойный восхищения, в то время как большинство людей, его окружающих, ничем его не лучше. Он идет на Сенную, для публичного раскаяния, как считала необходимым Соня, причем к этой мысли он приходит неожиданно для самого себя. Просто невыносима для Родиона стала «безысходная тоска и тревога», так что внезапно охватившее его чувство заставило его упасть на колени и целовать грязную землю «с наслаждением и счастием». Но окружающие посмеялись над ним, посчитав его пьяным. Непонимание людей не дало возможности Раскольникову для публичного покаяния. Но, когда он увидел Соню, прятавшуюся за домами, он почувствовал, что «Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света, куда бы ему ни вышла судьба». Поднимаясь в контору, он опять сомневается, нужно ли ему идти, страшится грядущего. Поговорив с Ильей Петровичем о пустяках, он все еще колеблется, когда слышит новость о самоубийстве Свидригайлова. Это известие потрясло Раскольникова. Он, как никто, понимает, что это самоубийство - признание Свидригайлова в своем поражении. В смятении выходит он во двор и видит бледную, всю помертвевшую Соню. Она, конечно, поняла, что признания не произошло, и ее отчаянный взгляд заставил Раскольникова вернуться. Он снова поднимается в контору и бледный, «с неподвижным взглядом», произносит го, что намеревался, - признание в убийстве Лизаветы и ее сестры. Это - победа Сони, ее мировоззрения, идеи искупления греха страданием. Это еще нельзя назвать нравственным воскресением героя, оно произойдет гораздо позже, на каторге. Но это есть уже поражение бесчеловечной теории Раскольникова, буржуазного индивидуализма Свидригайлова, идеи циничного превосходства сильного человека, имеющего право «переступить через кровь».

Эпизод признания Раскольникова - это выражение гуманистической позиции автора, разделяющего христианские убеждения. Это тонкий анализ душевного состояния героя, его внутренней борьбы. Большую роль здесь играет внутренний монолог Раскольникова, раскрывающий художественное мастерство автора, его понимание психологии героя. Наконец, это закономерный финал романа о преступлении, совершенном героем, и главное, о самом страшном наказании, которое он понес, - муках собственной совести.


Мармеладов – бедный мелкий чиновник, страдающий алкоголизмом. На мой взгляд, Достоевский относится к своему герою с сочувствием и, несмотря на все его плохие качества, видит в нем благородные порывы души: перед смертью Мармеладов хочет попросить лишь прощения перед своими родными, которым причинил столько боли. Герой понимает все свои недостатки и ошибки, поэтому все, что копилось в душе героя в течение стольких лет, при виде дочери, вынужденной заняться проституцией, выражается у него на лице – это «бесконечное страдание».

Таким образом, умирающий Мармеладов вызывает у автора жалость и сочувствие.

В каких произведениях русской классики изображается судьба «маленького человека» и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского?

Судьба «маленького человека» изображается в таких произведениях, как повесть Н.В.

Гоголя «Шинель» и рассказ А. П. Платонова «Юшка».

Башмачина Гоголя помимо бедственного социального положения объединяет с Мармеладовым еще кое-что: оба героя совершенно не хотят менять свою жизнь. Если «вечный титулярный советник» застревает в своей должности, то Мармеладов без конца пьянствует, разоряя семью, хоть и понимает весь ужас действительности.

Юшка, главный герой одноименного произведения, бедный, безобидный старик, несмотря на то, что является униженным, оскорбленным и презираемым окружающими нищим человеком, имеет благородную душу. Этим герои и объединены.

Какие чувства борются в душе Раскольникова, пришедшего «делать пробу» перед преступлением?

Пришедший «делать пробу» перед преступлением Раскольников испытывает противоречивые чувства.

С одной стороны, он ненавидит злую старуху-процентщицу и его раздражает ее жадность. Считая ее существование бесполезным и даже губительным, Раскольников нарекает ее «тварью дрожащей». Но с другой стороны, герой понимает, что убийство старухи – подлость и гадость. Таким образом, в его душе борются жестокость и голос совести.

В каких произведениях русской литературы герои ищут выход из внутреннего кризиса и в чем этих героев можно сопоставить с Раскольниковым?

Выход из внутреннего кризиса ищут герои таких произведений, как драма А.Н. Островского «Гроза» и роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир»

Героиня Островского Катерина живет в разладе с собой с тех пор, как вышла замуж, а затем изменила мужу. Как и Раскольников, Катерина страдает от своего поступка тягчайшим образом, испытывает огромные душевные и физические муки и впоследствии раскаивается в содеянном.

Желая найти свой Тулон, Андрей отправляется на войну, однако уже на ней разочаровывается в собственных идеях: в стремлении обрести славу и признание и в величии своего кумира Наполеона. Подобно Раскольникову, Андрею, несмотря на пережитое разочарование в себе и в своих идеалах, удается прийти к истинным жизненным ценностям и поменять свои взгляды.

В каких произведениях русской литературы герои проходят через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования и в чем этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

Через трудные жизненные испытания и глубокие разочарования проходят такие герои, как Евгений Базарова из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети» и Андрей Болконский из романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого.

Герой Тургенева образован и умен, однако, в точности, как и Раскольников, категорически не признает общепринятых взглядов, а придерживается собственной теории, как ему кажется, единственно верной. Оба героя твердо верят в свои теории и идеализируют их, не замечая их абсурдности. Но Нигилист-Базаров, отрицающий все, что есть на свете, испытав глубокие переживания, в конце концов разочаровывается в себе и своей теории, а Раскольников на каторге предпринимает медленные, но верные шаги к отказу от своей.

Желая найти свой Тулон, Андрей отправляется на войну, однако уже на ней разочаровывается в собственных идеалах: в стремлении обрести славу и признание и в величии своего кумира Наполеона. Помимо того, что кумиром Андрея и Раскольникова до переломного момента является один и тот же человек – Наполеон, им обоим, несмотря на пережитое разочарование в себе и в своих взглядах, удается подобраться до истинных жизненных ценностей.

Почему, увидев Соню, Раскольников вернулся в контору?

В данном эпизоде Раскольников идет в контору с целью признаться в преступлении. Однако он не решается на этот шаг и в шоковом состоянии покидает контору, во дворе которой видит Соню. Бледный, измученный вид Сони и мольба в ее глазах заставляют его вернуться обратно и признаться. Раскольников знает, как важно для Сони его признание, ведь именно через него, по мнению Сони, возможен путь Родиона к самоочищению и всепрощению. Именно потому, что Соня – его спасительный маяк, он возвращается и дает показания.

Какие особенности личности Раскольникова раскрываются в разговоре с Настасьей?

В данном эпизоде посредством диалога между Раскольниковым и Настасьей Достоевский раскрывает некоторые особенности характера главного героя. Отвечая на вопросы Настасьи, он выдает короткие, рубленые фразы, что свидетельствует о том, что герой не слишком-то хочет вести беседу с простой бабой. Суровые, неохотно произнесенные им слова показывают его надменность в отношении к людям, подразделение их в его голове на «тварей дрожащих» и «право имущих». Более того, фраза Раскольникова о том, что он хочет получить все деньги разом, а не работать за копейки, говорит о том, что этот человек горделив и считает это недостойным себя - трудиться за мелочи. Именно таким предстает Раскольников в данном отрывке.

В каких произведениях русских писателей изображены герои, находящиеся в нравственном поиске, и в чём этих персонажей можно сопоставить с Раскольниковым?

Герои, находящиеся в нравственном поиске изображены в таких произведениях, как роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир».