Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»

Цель: учить детей связной речи с опорой на наглядность — «коллаж» и мнемотаблицу.

Задачи: -учить детей отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки;
— развивать умение подбирать слова, противоположные по смыслу;
— содействовать рассматриванию и рассказыванию сказки по мнемотаблице;
-продолжать совершенствовать диалогическую речь, привлекая детей к участию в беседе;
-развивать у детей познавательные процессы: память, внимание, мышление;
— воспитывать любовь к сказкам.

1.
В:-Ребята, я знаю, вы любите игры, песни,
загадки и пляски! Но нет ничего интересней,
чем наши русские сказки!

Мы с вами уже много прочитали сказок.
Какие из них вам больше всего понравились?

Ребята, а недавно была я в сказке, в дремучем
лесу. У старой ели там жизнь идет.
Пищат там мыши, шутя над кошкой,
медведь ест мед, забрав у пчел.
Лиса хитрит, смеясь над кошкой,
А зайчик плачет, ища друзей.
А еще в лесу стоит маленький деревянный домик,
в котором живет Сказочница. Она пригласила нас к себе
в гости.

Вы хотите пойти о мной и послушать новую сказку?
С собой в дорогу мы возьмем наше умение хорошо вести
себя в гостях и наши знания.Я думаю, что нам это пригодится.
Вот тропинка, по которой мы пойдем.

2.
а) Сказ. — ца: Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли
ко мне. Я расскажу вам новую сказку, которая называется «Снегурочка».
Усаживайтесь поудобнее и слушайте. (Сказ. — ца рассказывает сказку с
выкладыванием картинок на фланелеграфе)

б) Беседа. (беседует сказ.- ца)
-Как называется сказка?
-Кто слепил Снегурочку?
-В какое время года слепили Снегурочку?
-Какое время года наступило после зимы?
-Весна — чудесное время года. Солнышко пригревает,
травка зеленеет, природа радуется. А обрадовалась ли Снегурочка?
(Она запечалилась, пряталась от солнышка)

Почему Снегурочка пряталась от солнышка?
(потому что ее слепили из снега, а снег на солнышке тает)
-А чему обрадовалась Снегурочка? (граду)
-Почему она обрадовалась граду? (потому что град — маленькие
льдинки. Они холодные, а Снегурочка любит холод).
-Какое время года наступило вслед за весной?

— Что случилось летом? (Снегурочка пошла в лес с подружками гулять,
песни петь, плясать)
-Весело ли было Снегурочке?
-Наступил вечер. Что сделали Снегурочка с подружками? (разожгли костер
и стали прыгать через него).
-Что случилось со Снегурочкой когда она прыгнула? (превратилась в облачко и
и пропала в небе)

Почему она превратилась в облачко?(Снегурочка — девочка из снега а снег от
жары тает)
-Вам понравилась эта сказка?
-как вы считаете грустная эта сказка или веселая?
-Почему грустная? 9Снегурочка растаяла)
-Но мы с вами грустить не будем. Наступит снова зима выпадет снег
и старик со старухой смогут опять слепить себе Снегурочку.

в) Ребята вы не устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Солнце спит, небо спит (голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало (встают)
Все лучи свои послало (руки вверх с растопыренными пальцами)
Вдруг повеял ветерок (машут руками),
Небо тучей заволок (круговые движения руками)
И деревья раскачал (Раскачиваются из стороны в сторону).
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше (стучат пальцами по стулу).
Солнце клонится все ниже, (садятся).
Вот и спряталось за тучи, не один не виден лучик.(кладут руки за голову).

г) Воспит. — ль: ребята, внимательно вы слушали сказку?
Сейчас я уберу картинки, а вы попробуете сами выложить их
и пересказать сказку «Снегурочка».

д) Ск — ца: Молодцы, ребята! Хорошо запомнили сказку. За это я подарю вам
таблицу, в которой живет сказка «Снегурочка». Взглянув на нее, вы легко
вспомните всех героев и события этой сказки. Посмотрите! (показывает таблицу).

А сейчас вам пора отправляться домой. В следующий раз я вам расскажу
новую сказку.

3. В — ль: понравилось вам в гостях у Сказочницы?
-С какой сказкой она вас познакомила?
-Она вам понравилась?
-Кто хочет рассказать сказку с опорой на таблицу?
-Молодцы, ребята!

Название: Конспект образовательной деятельности по речевому развитию детей средней группы «Русская народная сказка «Снегурочка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, Средняя группа

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №3
Месторасположение: г. Елец Липецкая область

Цель : Способствовать развитию связной монологической речи.

Задачи :

1. Образовательная область «Коммуникация».

Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.

Обогатить лексику детей родственными словами к слову «снег», путем выделения из контекста; словами- признаками, путем подбора признаков к предметам. Развивать навык текстообразования.

2. Образовательная область «Познание».

Закрепить представления о временах года.

3. Образовательная область «Чтение художественной литературы» .

Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».

4. Образовательная область «Физическая культура».

Развивать общую моторику, умение выполнять координированные движения, сочетая с художественным словом, движением.

5. Образовательная область «Музыка».

Развивать умение слушать музыкальные произведения, эмоционально их воспринимать.

6. Образовательная область «Социализация».

Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.

Оборудование: Сюжетные картинки:

Старик и старуха лепят Снегурочку.

Снегурочка-помощница по дому.

Снегурочка грустит весной.

Снегурочка идет в лес с подружками.

Снегурочка превращается в облачко и улетает.

Костюм весны (для педагога), костюм Снегурочки (для ребенка 6-7 лет), силуэты Снегурочки для штриховки.

Магнитофон. Аудиозапись мелодий: «Весенние шумы», «Зимняя стужа».

Лингвистический материал : Слова : снег, Снегурочка, снежинка, снегопад, снежки, снежные и др.

Текст русской народной сказки «Снегурочка».

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Снегурочка» с воспитателем.

Ход НОД.

1 часть. Организационный момент.

(Включается аудиозапись мелодии «Весенние шумы»)

Логопед : Здравствуйте, дети! Сейчас я вам загадаю загадку. Внимательно послушайте и постарайтесь ее отгадать.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла …

Дети: Весна.

Логопед: Молодцы, наступило время года - весна, сейчас идет второй весенний месяц…

Дети: Апрель.

Логопед: Посмотрите внимательно на экран. Вот он - Апрель.

Логопед: А какое время года было перед весной?

Дети : Зима.

Логопед : Давайте вспомним, какие вы знаете зимние месяцы.

Дети : Декабрь, январь, февраль.

Логопед : Молодцы, верно, назвали зимние месяцы.

Сейчас я вам прочитаю небольшой текст, как вы только услышите в нем слова родственные со словом снег, хлопните в ладоши.

Будьте внимательны.

«Идет снег . Огромные снежные хлопья кружатся в воздухе и падают на землю. На дворе настоящий снегопад . Саня и Соня лепят снеговика . На варежку Сони упала пушистая снежинка . Коля и Петя играют в снежки ».

Логопед: Дети, какие вы слова услышали слова, родственные со словом «снег»? Произнесите их.

2 часть. Основная часть.

(Включается аудиозапись мелодии «Зимняя стужа»).

(Раздается стук в дверь, входит девочка из подготовительной к школе группы, одетая в костюм Снегурочки, здоровается с детьми).

Логопед: Кто это пожаловал к нам в гости?

Дети: Это Снегурочка.

Логопед: Верно. Здравствуй, Снегурочка. Она пришла к нам, чтобы рассказать вам русскую народную сказку о себе, которая так и называется «Снегурочка». Садись, Снегурочка, расскажи сказку, порадуй ребят. Слушайте внимательно, постарайтесь запомнить сказку. Потом мы будем ее пересказывать. (Приложение 1).

Логопед : Ребята, кто главный герой сказки?

Дети: Снегурочка.

Логопед : Почему сказка называется «Снегурочка»?

Дети: Потому что девочку слепили из снега и назвали «Снегурочка».

Логопед : Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку?

Дети : У них не было детей, им хотелось дочку, поэтому они решили слепить ее из снега.

Логопед : Чему радовались старик со старухой?

Дети : Снегурочка ожила и стала с ними жить и расти.

Логопед : Какая была Снегурочка?

Дети: Снегурочка была умная, смышленая, веселая, работящая.

Логопед : Какая Снегурочка стала весной?

Дети: Снегурочка стала печальная, грустная.

Логопед : Почему Снегурочка стала весной грустная?

Дети: Она по зимушке скучала, ведь она из снега слеплена.

Логопед : Куда пошла Снегурочка с подружками?

Дети: Снегурочка пошла в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать.

Логопед: Что с ней случилось в лесу?

Дети: Стала она прыгать через костер, прыгнула и растаяла.

Логопед : Почему она растаяла?

Дети : Потому что она из снега была сделана.

Логопед : Эта сказка веселая или грустная?

Дети : Сначала веселая, а в конце грустная.

Логопед : Ребята, вам понравилась сказка «Снегурочка?».

Дети : Да.

3 часть. Динамическая пауза

(Дети выходят на палас и встают в круг)

Логопед: Ребята, давайте расскажем и покажем, как просыпается природа в апреле.

Логопед: Посмотрите, какой красивый подснежник у нас расцвел.

Продолжение основной части

Логопед: Молодцы, садитесь. Продолжаем занятие.

Сейчас мы с вами рассмотрим картинки к сказке и вспомним саму сказку.

Логопед : На экране будут появляться картинки. Вам нужно будет вспомнить отрывки из сказки, подходящие к картинкам.

Что изображено на этой картинке?

Дети: Старик и старуха грустные сидят.

Логопед: Припомните, подберите отрывок из сказки к этой картинке.

Дети : Горе у старика со старухой было: детей у них не было.

Логопед : Что изображено на этой картинке?

Дети: Старик и старуха лепят девочку.

Логопед : Вспомните, как об этом в сказке говорится?

Дети: Говорит старик старухе:

А давай старуха мы из снега себе дочку слепим?

А старуха в ответ:

Давай дед позабавимся, слепим девочку себе снежную, назовем ее Снегурочкой. Вышли они во двор, и лепить девочку стали. Скатали ком снежный, руки, ноги, да голову приладили. Вылепил старик нос, рот и глаза – ладно личико у него получилось.

Логопед : А вот и следующая картинка, что на ней изображено?

Дети: Снегурочка помогает старику со старухой, несет им воды.

Логопед: А кто вспомнит, как об этом в сказке говорится?

Дети: Снегурочка растет умная да смышленая, веселая да работящая – за что не возьмется все у нее в реках спорится, а песнь затеет – заслушаешься. По дому первая помощница.
Логопед: Что вы видите на следующей картинке?

Дети: Снегурочка сидит и грустит весной.

Логопед: А как это в сказке описывается?

Дети : Вот и зима к концу подошла, весеннее солнышко землю пригрело, а Снегурочка с каждым днем печалится, ничего ее не радует.

Логопед : На следующей картинке вы видите, как подружки зовут Снегурочку в лес. Как это событие описывается в сказке?

Дети: Как-то раз собрались девушки в лес, да Снегурочку кличут:

Пойдем с нами Снегурочка в лес гулять, песни петь, хороводы водить, да у костра танцевать! Неохота Снегурочке в лес идти. А тут дед с бабкой велят: - Иди, иди снегурочка, повеселись с подружками.
Согласилась пойти с подругами Снегурочка, побежали они песни петь, хороводы водить.

Логопед : А что вы видите на этой картинке?

Дети: Снегурочка прыгает через костер.

Логопед: Припомните, как об этом в сказке говорится?

Дети : Когда солнце за лесами спряталось, разожгли они костер из хворосту, да давай по очереди через огонь прыгать-скакать, да желания загадывать. До Снегурочки последней очередь дошла. Неохота прыгать Снегурочке, да пристали подруженьки: - Прыгай, прыгай, Снегурочка!. Разбежалась Снегурочка и прыгнула.

Логопед: А на этой картинке мы видим, что Снегурочка обратилась в облачко. Как в сказке рассказывается об этом событии?

Дети : Обернулась облачком белым и в небо уплыла. Растаяла Снегурочка.

Логопед : Молодцы ребята, точно припомнили фразы из сказки.

Давайте теперь все вместе попробуем рассказать сказку, глядя на экран. Я буду вам помогать, старайтесь, будьте внимательными.

«Жили-были …»

Дети: старик со старухою.

Логопед : Все у них шло ладно, и жили они…

Дети : дружно.

Логопед : Все бы хорошо, да одно горе…

Дети: Бог детей не дал.

(Таким образом, с помощью договаривания фраз, начатых логопедом, дети пересказывают сказку).

Логопед: Молодцы. Кто пойдет и перескажет нам сказку, можно смотреть и опираться на картинки.

(Логопед предлагает пересказать сказку 2-3 детям. При необходимости оказывает помощь: подсказ нужных слов, фраз)

Ребята, вам понравилась, как Саша пересказал сказку?

Дети : Да, Саша очень подробно пересказал сказку, но забыл сказать, во что превратилась Снегурочка, когда прыгнула через костер.

Логопед : Вы очень внимательные, напомните Саше, во что превратилась Снегурочка?

Дети: Стала белым облачком и уплыла в небо.

(Логопед привлекает детей к анализу каждого пересказа. Дети тактично учатся отмечать достоинства и ошибки пересказов.)

Логопед : Молодца ребята, мне очень понравилось, как вы пересказали сказку. Вы старались пересказывать близко к тексту, пользуясь красивыми (образными) выражениями, описанными в тексте сказки. А тебе Снегурочка понравилось как ребята пересказывали сказку?

Снегурочка : Очень понравилась.

Логопед : Ребята, какое родственное слово к слову снег вы могли бы еще назвать. После знакомства со сказкой «Снегурочка?»

Дети : Снегурочка!

Логопед : Верно, вы очень внимательные.

3 часть: Итог.

Логопед: -Ребята, какую сказку сегодня на занятии вы учились пересказывать?

Дети: Сегодня на занятии мы учились пересказывать русскую народную сказку «Снегурочка».

Логопед : Верно. На память о встречи с вами Снегурочка хочет подарить каждому из вас силуэт Снегурочки, который нужно будет дома раскрасить.

(Снегурочка раздает детям силуэты Снегурочек, по желанию предлагает детям раскрасить их).

Снегурочка: А сейчас мне в лес пора, до встречи, ребята!

(Дети прощаются со Снегурочкой).

Логопед : Не забудьте дома своим родителям и друзьям пересказать полюбившуюся сказку «Снегурочка».

А сейчас давайте друг другу улыбнемся и похлопаем.

Ознакомление с художественной литературой
Чтение сказки «Снегурочка»
(подготовительная группа).

Цели: Познакомить детей с русской народной сказкой « Снегурочка». Учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями. Формировать умение слушать текст, понимать его содержание, отвечать полным предложением на вопросы по содержанию.
Задачи: Развивать слуховое внимание у детей, мелкую моторику, диалогическую речь. Воспитывать интерес к занятию и к художественной литературе. Учить характеризовать персонажей сказки по их поступкам, расширять представление о старинных русских обычаях, воспитывать любовь к близким, закреплять умение правильно рисовать выбранный объект, оценивать свои работы, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца
Планируемые результаты: ребёнок выражает положительные эмоции (радость, интерес) при прочтении сказки «Снегурочка», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время беседы по сказке, интересуется детской изобразительной деятельностью.
Материалы и оборудование: выставка сборников русских народных сказок, иллюстрации к сказке «Снегурочка»,домовенок Кузя (игрушка), символ хорошего настроения, ноутбук, проектор, CD-диск с записью песни «Сказки гуляют по свету в исполнеии В. Толкуновой)»арии из оперы «Снегурочка», индивидуальная парта с подсветкой, речной песок, спиртовая горелка для опыта, емкость со снегом.
Содержание организованной деятельности детей.
К нам с утра пришел в гости домовенок Кузя. Ему очень интересно, чем же дети занимаются в детском саду целый день. С нами он уже завтракал, дежурил, убирал посуду после еды
-Ребята,а давайте мы с вами сейчас поиграем. Кузя,а ты с нами будешь играть?
1. Игровая деятельность
1.Игра Мороз - Красный нос
По краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Считалкой выбираем ведущего.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!
Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:
Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!
(Играющие в ответ скандируют)
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»: те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Скажите ребята, а какое у вас стало настроение после игры?
- Предлагаю всем улыбнуться друг другу, вспомнив песенку, что может произойти от улыбки:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется
Поделись улыбкою своей
И она к тебе не раз еще вернется.
Какой символ(смайлик) соответствует хорошему настроению? Я думаю, что на протяжении всего нашего дня он будет нам напоминать о хорошем настроении.
(Дети берут нужный символ и прикрепляют его на магнитной доске посередине)

А Кузя пришел не с пустыми руками. Ой, что это у него в волшебном сундучке?
(воспитатель достает загадки и загадывает их детям)

1.Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) «Царевна-лягушка»
2.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля) «По щучьему веленью»
3.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) «Царевна-лягушка»
4.Пусть она - как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее? (Лиса) «Лиса и волк»
_ Какие молодцы наши дети,да Кузя?
- Ребята, а за то, что мы отгадали все загадки правильно,Кузя для нас приготовил подарок

(Дети подходят к проектору, на котором во время звучания песни, идут слайды с героями Сказок)Звучит песня «Сказки гуляют по свету», поет В.Толкунова.
- о чем же эта песня?
- что же главное в сказках?

2. Познание. Чтение художественной литературы
-Ребята, а кто придумывает, сочиняет сказки?
-Кто является героями сказок? (люди, звери, птицы, предметы, явления природы)
- А в волшебном сундучке еще одна загадка….
1.Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка) «Снегурочка»
- Кто отгадал, о какой сказке говорится в загадке? (Русская сказка «Снегурочка»).
- А кто такая Снегурочка?
- Как вы ее себе представляете?
(устное описание Снегурочки детьми)
- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте
внимательно. Кузя, садись тоже рядом с нами
(при чтении сказки показываются слайды)

Снегурочка Русская народная сказка
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают



















Стали они кликать её:
- Ау, ау, Снегурушка!

- Дети, вы прослушали сказку.
-Скажите, какой эпизод вам запомнился? Почему?
-Из чего слепили Снегурочку?
-Почему Снегурочка послушалась деда и бабку и пошла с подружками в лес? (Она хотела стать похожей на людей).
-Назовите главную причину исчезновения Снегурочки: (Она растаяла).
-Чем опасен огонь?
-А для человека чем опасен?
3. Физкультминутка
- А давайте ребята, с вами немного поиграем. Сейчас мы тоже слепим Снегурочку.
(Педагог читает стихи, а дети сопровождают движениями)
На поляне белоснежной
Спали зайки безмятяжно.
Спали волки, куропатки,
Спали белки и лисятки.
Солнце яркое вставало
Снег лежал как одеяло.
А дед и баба, чтоб тоску свою забыть
Стали снежную красавицу лепить.
Наводили брови черным угольком,
Натирали щеки до красна снежком.
Косы ей они сплели из пушинок их седых
А глаза из льдинок светло- голубых.
Вся в узорах шубка, словно жемчуг зубки.
Вдруг красавица взглянула,ожила,
Тонкой бровью повела…..
Вот какая у нас Снегурочка получилась……

4. Познание.Исследовательская работа
-Что отличает время года зиму от других времен года? Снег, лёд, холод, мороз, пурга… Самым главным словом зимы является слово снег, потому что с него и начинается это время года.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо
Падает, ложится.
А я вам предлагаю сейчас превратиться в исследователей.
- кто знает, что такое снег?
Снег – это осадки, выпадающие в виде кристалликов. Снег – это замёрзшая вода, а как мы знаем, лёд бесцветный. А почему же снег белый? Причина в том, что каждая снежинка состоит из большого количества ледяных кристалликов. Но они не гладкие, а с гранями. Отражение света
от граней этих кристалликов делает снег белым. Снег образуется, когда, вода, находящаяся в атмосфере в виде пара, замерзает. Пар замерзает, и получаются чистые прозрачные кристаллы. Движение воздуха заставляет эти кристаллы летать вверх и вниз. Двигаясь хаотично, кристаллы соединяются друг с другом. Когда кристаллов собирается слишком много, они падают на землю в виде снежинок. Кристаллы, из которых состоят снежинки, организованы определённым образом. Это шестиконечная звезда. Каждая грань шестиконечной звезды точно похожа на другую. Хотя все грани одной снежинки похожи друг на друга, едва ли можно встретить две одинаковые снежинки.(показать разнообразные снежинки)

Давайте вспомним сказку.
- Из чего дед и баба сделали Снегурочку?
- Почему же растаяла Снегурочка?
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: "Ау!" Обернулись они - а Снегурочки нет
(ответы детей, зачитывается данный эпизод)
Я вам предлагаю провести опыт. Что же происходит со снегом при нагревании?

(воспитатель проводит опыт. На спиртовую горелку ставим емкость со снегом и нагреваем.)-Что произошло со снегом?
- А если мы еще дольше будем нагревать воду, то под действием тепла, вода превратиться в пар и испариться.

5. Художественно-творческая деятельность детей.
О зиме можно рассказать очень много. Поэты написали красивые стихи. Художники заменили слова красками. Композиторы написали музыку. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Стихи, картины, музыка, фотографии – всё это может создать весёлое зимнее настроение.
- Ребята. Не только художники рисовали картины к сказкам. Композиторы даже сочиняли к ним музыку. Давайте с вами послушаем классическую музыку
??????. (Николай Римский-Корсаков: Опера «Снегурочка». Хор и оркестр Большого театра, дирижёр К. Кондрашин. Запись: 1946 год.
Ссылка: http://mp3.classic-music.ru/music/rimsky/sneg05.mp3 Действие 4).
- Какое настроение вам передала музыка?
- Что вы представили, слушая эту композицию?
-Какая погода бывает зимой?
Воспитатель читает стихотворение
Мороз рисует на окне узоры и снежинки
А я то знаю, это мне, он шлет свои картинки
- А сейчас мы с вами попробуем нарисовать морозные узоры или снежинки,из которых и была вылеплена наша Снегурочка.
-А если кто захочет, то пусть изобразит морозный узор, какой бывает на окне зимой.
(включается музыка и дети выполняют работу. Рисуем при помощи песка. В помещении выключен свет. Имеется индивидуальная подсветка на парте каждого ребенка)

6. Рефлексия
Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные.
Дети описывают свой рисунок.
Библиографический список.
1. Лободина, Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой / Н.В.Лободина. -Волгоград:Учитель, 2011. – С. 104, 147, 162.
Лаптева, О.И. Динамические минутки и физкультурные паузы в детском саду / О.И. Лаптева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010.- С.28.
Снегурочка
Русская народная сказкаЖили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно горе - детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают
- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем. - Давай, - говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь - a y Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели её в избу. Глядят на неё, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то всё краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растёт дочка и умная, и смышлёная, и весёлая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоёт - заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинках, запели жаворонки. А Снегурочка вдруг запечалилась
- А что с тобой, дочка? - спрашивают старики. Что ты такая невесёлая стала? Иль тебе неможется?
- Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется. Всё бы ей тень да холодок, а ещё лучше - дождичек.
Раз надвинулась чёрная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
- Идём с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила:- Пойди, дочка, повеселись с подружками
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костёр и давай друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черёд за подружками.
Прыгнула над огнём и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: "Ау!" Обернулись они - а Снегурочки нет
Стали они кликать её:
- Ау, ау, Снегурушка!
Только эхо им в лесу откликнулось...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в средней группе
Русская народная сказка «Снегурочка»
Цель: Способствовать развитию связной монологической речи. Расширить представления детей о свойствах воды и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает, превращается в воду, вода на морозе замерзает и превращается в лед.
Задачи:
1. Образовательная область «Коммуникация».
Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на серию сюжетных картинок.
2. Образовательная область «Познание».
Закрепить представления о временах года.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Упражнять детей в умении отгадывать загадки, познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
4. Образовательная область «Социализация».
Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
Экспериментальная деятельность со снегом
Оборудование: Сюжетные картинки к сказке «Снегурочка», силуэты Снегурочки.
Ход.
Воспитатель.Я принесла в группу комочек снега, как он называется?
Дети. Комочек снега называется – снежок.
Воспитатель. Правильно, потрогайте снежок, какой он на ощупь?
Дети. Холодный.
Воспитатель. Давайте оставим снежок в баночке и посмотрим, что с ним произойдет.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех
Мы из снега ком слепили
Ручки, ножки прилепили.
- Ребята, как вы думаете, кто же получился, кого вылепили из снега?
Дети. Снеговика.
Воспитатель. А хотите услышать сказку про девочку, которую вылепили из снега и назвали - Снегурочка?
(Воспитатель читает сказку)
Воспитатель. Вам понравилась сказка? Хотите послушать ее еще раз?
(Повторное чтение сказки).
Воспитатель. Ребята, о ком эта сказка?
Дети. Эта сказка о Снегурочке.
Воспитатель. Почему ее так назвали?
Дети. Потому что, ее вылепили из снега.
(Воспитатель выставляет сюжетные картинки к сказке «Снегурочка»)
Воспитатель. Расскажите сказку, глядя на картинки.
(2-3 детей пересказывают сказку с опорой на картинки)
Воспитатель. Ребята, с какого времени года начинается сказка?
Дети. Сказка начинается с зимы.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. Потому что, Снегурочку вылепили из снега, снег падает зимой.
Воспитатель. Что еще можно вылепить из снега?
Дети. Снеговика, крепость, разных животных.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что же произошло со снежком, который мы оставили в баночке.
Дети. Он растаял, потому что снег в тепле тает.
Воспитатель. Во что превращается снег, когда тает?
Дети. В воду.
Воспитатель. Давайте немного передохнем.
"Мы шагаем по сугробам".
(физкультминутка)
Мы шагаем по сугробам,По сугробам крутолобым.Поднимай повыше ногу,Проложи другим дорогу.Очень долго мы шагали,Наши ноженьки устали. Мы поляночку найдём.
И немного отдохнём.
Воспитатель. А сейчас давайте, нальем воду в пластиковый стаканчик и поставим на мороз. У вас на столах лежат листочки с силуэтом Снегурочки. Надо раскрасить Снегурочке одежду. Как вы думаете, какой любимый цвет у Снегурочки?
Дети. Синий, голубой.
Воспитатель. Вот в эти цвета и раскрасьте наряд Снегурочки.
(Дети раскрашивают силуэт Снегурочки)
Воспитатель. Пока вы раскрашивали Снегурочке одежду, я занесла нашу воду которую, мы выставляли на мороз. Посмотрите, что с ней произошло?
Дети. Она замерзла, превратилась в лед.
Воспитатель. Расскажите, какие превращения происходили с нашим снежком.
Дети. Снежок в тепле превратился в воду, он растаял. На морозе вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель. А что, произошло со Снегурочкой в конце сказки?
Дети. Она растаяла, превратилась в облачко, потому что прыгнула через костер.
Воспитатель. Вам нравится, как заканчивается сказка?
Дети. Нет, сказка заканчивается грустно.
Воспитатель. Давайте придумаем свое окончание сказки.
(Дети предлагают свои варианты концовки сказки)
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы очень добрые и умные. Сегодня вы хорошо занимались. Давайте похлопаем друг другу.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»

Цели урока:

Образовательные:

    Познакомить учащихся с отражением древних обрядов в народной сказке (тесная связь человека с Природой).

    Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера).

Развивающие:

Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к чтению, обогащать читательский опыт.

Цели урока направлены на развитие у учащихся следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой.

Регулятивные УУД:

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям;

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Основам смыслового восприятия художественных текстов;

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Коммуникативные УУД:

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Контролировать действия партнёра;

Использовать речь для регуляции своего действия;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ход урока

I . Организационный момент

(психологическая гимнастика)

Какое сейчас время года?

Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились.

Вам случайно попало снежком в лицо, изобразите огорчение.

Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы!

Какие красивые снеговики у вас получились.

У вас хорошее настроение? С таким же отличным настроением поработаем на уроке.

Речевая разминка

Работа с текстом на доске:

Этот текст нам прислали марсиане. Интересно, что здесь написано?

Ребята, вам хочется узнать, что здесь?

Давайте, переведём этот текст на наш родной язык.

Сьве ньде ёлш енгс. А чьюно чаласьна тельем. У давхо в лушко

лонаме шойльбо росубг. Таребя илявз паткило и литас тьтичис рожкидо.

Весь день шёл снег. А ночью началась метель. У входа в школу

намело большой сугроб. Ребята взяли лопатки и стали чистить дорожки.

Молодцы! Разгадали это загадочное послание. Вы уже быстро

справляетесь с такими заданиями.

Мы немножко размялись, пора перейти к проверке домашнего задания.

Проверка домашнего задания

Какое у вас было домашнее задание? (пересказ сказки по плану)

(рассказывание сказки детьми) 5 человек(оценивание)

II . Сообщение темы и цели урока.

Задание. - Соберите слово. (СКАЗКА)

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок.

Объясните, как вы понимаете это выражение?

Сказка – это вымысел, который содержит в себе поучение. Через сказку мы узнаем, как нужно поступать и как нельзя, что хорошо, а что плохо.

Какова задача жанра «сказка»?

Задача жанра «сказка» - рассказать читателям, что хорошо, а что плохо.

Рассказать о характерах, поступках, мыслях, чувствах людей и оценить их (что хорошо, что плохо).

Какие типы сказок вы знаете?

Назовите задачи каждого типа сказок.

Волшебные – вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

О животных – высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому, обиженному.

Бытовые – высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

Какие сказки древнее? Почему?

Древнее сказки волшебные, т.к. люди в древности верили в силу природы, поклонялись разным богам, верили в то, что часть предмета может обладать силой целого, верили в различные превращения.

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега!

Сидит ворона на дубу жар-птицей,

Стоят оградой терема-леса,

И кажется: вот-вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

Н. Рыленков

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

О каком сказочном герое говорится в этой загадке?

В этой загадке говорится о Снегурочке.

Определите тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы будем читателями и исследователями. А работать будем с русской народной сказкой «Снегурочка».

Что нам предстоит выяснить и доказать на уроке.

- В течение урока нам предстоит выяснить и доказать:

. К какому типу сказок относится сказка «Снегурочка»?

Давайте определим план нашей работы.

III . Работа по изучению нового материала

    Кому уже знакома эта сказка?

    Словарная работа : - Объясните значение слов и словосочетаний.

Подберите синонимы:

расти не по дням, а по часам – очень быстро

души не чаяли – очень любили

студеный ручей - холодный

дитятко - ребенок

хворост – сухие ветки

боязно - страшно

    Ну, а сейчас я предлагаю, вслушаться в знакомую с детства русскую народную сказку «Снегурочка».

Чтение сказки учащимися по ролям. (заранее подготовленными учащимися).

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Снежинки

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

    Исследование сказки.

Докажите, ребята, что это сказка.

Преддействие. Жили-были …

Сюжет построен по законам сказочной композиции: завязка, кульминация, развязка.

Использование слов с уменьшительно ласкательным значением;

Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много?

Есть ли в этой сказке признаки народной сказки?

Встречается разговорная лексика .

Ккакому типу сказок можно отнести сказку «Снегурочка»?

Волшебно-бытовая , т.к. выражает радостное удивление умом и находчивостью героев, также произошло чудо, волшебство, из снега появилась живая девочка.

Докажите текстом выбранный тип сказки.

Работа в группах: – Найдите и прочитайте отрывки из сказки, в которых рассказывается:

1-ая: как дед и баба слепили Снегурочку

2-ая: как она постепенно оживала,

3-я: какая стала.

4-ая: Как с приближением весны менялось настроение Снегурочки?

5-ая: Когда вам было радостно за деда и бабу, а когда стало их жалко?

6-ая: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и соотнесите её с текстом сказки. Прочитайте.

IV . Закрепление изученного материала

Наши ребята, во время подготовки чтения по ролям, заинтересовались этой сказкой и решили узнать о её происхождении и дальнейшей судьбе.

Родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. «Снегурочка» так раньше и называли костромскую девушку.

Образ этой милой девушки вдохновил серьезного автора-прозаика Александра Николаевича Островского на написание драматической сказки в стихах, которая сразу полюбилась и детям, и взрослым.

А композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение.

А прекрасные декорации создает художник, хорошо известный нам по картинам «Аленушка», «Три богатыря» - Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Практическая работа

Я предлагаю вам тоже побывать в роли художников и нарисовать, как постепенно оживлялась Снегурочка. Возьмите листы с изображением Снегурочки.

Поможет нам оживить Снегурочку стихотворение и музыкальное вступление из оперы Н. А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Жили-были Иван да Марья вдвоем.

Вот однажды на озябший лужок

Выпал свежий, молодой, густой снежок.

Иван да Марья, чтоб тоску свою забыть,

Стали снежную красавицу лепить.

Наводим брови черным угольком,

Натираем щеки докрасна снежком.

Были косы из пушинок из седых,

А глаза из льдинок светло-голубых.

Вдруг красавица взглянула, расцвела,

Тонкой бровью удивленно повела.

Иван да Марья не одни теперь живут,

Дочку ласково Снегурочкой зовут.

Домашнее задание:

Стр.155 задание 6

V . Рефлексия

Предлагаю проверить, хорошо ли вы изучили сказку «Снегурочка». Выполните Тест: (обвести правильный вариант ответа)

1. Из чего старики сделали Снегурочку?

а) из теста;

б) из снега;

в) из соломы.

2. От чего пряталась Снегурочка?

а) от дождя;

б) от ветра;

в) от солнца.

3. Чему была рада Снегурочка?

4. Куда подружки звали гулять Снегурочку?

а) на полянку;

б) в рощу;

в) на луг.

5. Во что превратилась Снегурочка?

а) в облачко;

б) в росу;

в) в туман.

    я всё хорошо запомнил;

    мне было интересно, но я работал медленно;

    вопросы для меня оказались трудными.

VI . Итог урока

Назовите произведение, с которым мы познакомились.

Вам многим была знакома эта сказка. А кому удалось сделать для себя на уроке новое открытие и какое?

Спасибо! Молодцы, мне было приятно с вами сегодня работать.