Смоленская земля богата поэтами, известными на всю Россию. Твардовский А.Т, Исаковский М.В, Рыленков Н.И, Мишин А.В. Каждый из них писал о своей родине в стихах. Представляем вам стихи смоленских поэтов

Алексей Викторович Мишин (1936- 2009)

Твардовский Александр Трифонович (1910-1971)

Исаковский Михаил Васильевич (1900-1973)

Рыленков Николай Иванович (1909-1969)

Стихи о смоленщине

Смоленщина (Мишин А)

Смоленщина!
Ты вся как на ладони
Моих минувших и грядущих лет.
Твои холмы и рощицы на склоне
Живут во мне,
Как воздух и как свет.

Просторы льна.
Густой медовый клевер,
И родники, что блюдца, здесь и там.
А сколько рек бегут на север
И к южным голубеющим морям?

Среди лесов, полей
Их путь недолгий,
То светлая Вазуза,
То Устром
Сливаются то с матушкою-Волгой,
А то неспешно с батюшкой-Днепром.

Какие весны!
Зори здесь какие!
Вечерний свет - рассветный достает!
Здесь соловей в минуты зоревые
Дуэтом в роще с иволгой поет.

И замирает каждая травинка.
Под эти трели и Гагарин рос,
И эти песни
Сам великий Глинка
Через года в душе своей пронес.

Мой трудный край
Не тихая обочина,
Полет судьбы его высок…
Что ни изба -
Свинцом войны прострочена,
Что ни верста - могилы у дорог…

Здесь вырастают новые таланты.
Рождаются и музыка и стих.
Уже и лайнеры,
И чудо-бриллианты
Страна берет из добрых рук твоих.

Я припаду к тебе, моя землица.
Где над цветком
Плывет шмелиный гуд.
Напьюсь воды,
Взгляну в родные лица -
И силы добрые по жилам потекут.

Бывают дни
Суровы, непогодливы.
От бед и слез
Мне добрый друг не мил,
Но я без этой малой родины,
Как будто бы
Птенец в гнезде без крыл.

О, как был прав
Твардовский в час покоя,
Сказав негромко,
Но на всю страну:
- Какое счастье дорогое
Иметь свою родную сторону!

Смоленск (Исаковский М.)

Я видел груды битого стекла,
Я видел горы каменных развалин…
Здесь городская улица была,
И нет её: здесь немцы побывали.

Я видел место, где в былые дни
Густые липы небо закрывали.
Их больше нет. Остались только пни:
Здесь враг прошёл. Здесь немцы побывали.

Я видел холм у старых стен Кремля,
И этот холм забудется едва ли.
Здесь вся в слезах и вся в крови земля:
Здесь был конец. Здесь в яму зарывали.

Я видел всё, что видеть мне пришлось,
Что враг терзал без всяких сожалений…
Но ни на миг ему не удалось
Тебя, Смоленск, поставить на колени.

Ты не склонился гордой головой,-
Пускай изранен, даже искалечен,
Но ты стоишь, но ты вовек живой,
Навстречу солнцу расправляешь плечи.

Ты вырвался из вражеских когтей,
Избавился от ночи окаянной.
И неустанно тысячи людей
Твои, Смоленск, залечивают раны.

И снова песни вольные звучат,
Звучит свое, родное сердцу, слово,
И бабушки баюкают внучат,
И солнце всходит и заходит снова.

Ты жив, Смоленск, и будешь вечно жить!
А те, что надругались над тобою,
Что всю страну хотели задушить,
За свой разбой заплатят нам с лихвою!

Ты слышишь - грянул благодатный гром,
Разя врагов ударом исполинским!
И сколько их свалилось за Днепром,
И сколько уничтожено под Минском!

Они лежат, повержены во прах,
Валяются, железной бурей смяты,
Они гниют в болотах и лесах -
Хваленые фашистские солдаты!

Кровавых дел им больше не вершить,
Над нашею землею не глумиться...
А ты живешь и вечно будешь жить,
И с каждым годом выше возноситься!

Сентябрь, 1944

КРАЙ МОЙ СМОЛЕНСКИЙ
(Исаковский М.)

Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.

Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.

В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.

В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарею.

Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Ее вспоминаю?

Ей никогда
Не вернуться обратно,
Желтые листья
Мне шепчут невнятно.

Гуси кричат,
Надо мной пролетая,
Что миновала
Пора золотая.

Кто-то чуть слышно
Ведет на гармошке:
- Позарастали
Стежки-дорожки;

Позарастали
Мохом, травою,
Где мы гуляли,
Милый, с тобою…

АПРЕЛЬ В СМОЛЕНСКЕ
(Исаковский М.)

Прокатилась весна тротуаром,
Расколола суровые льды.
Скоро, скоро зеленым пожаром
Запылают на солнце сады.

Все шумнее ватага воро нья,
Все теплей перелив ветерка.
И в квадрате ожившего Блонья
Зашумела людская река.

А вдали - за стеной крепостною,
У сверкающей солнцем стрехи,
Петухи опьянились весною
И поют о весне петухи.

Ты помнишь лето под Смоленском
Н.И. Рыленков 1944г

Ты помнишь лето под Смоленском,
Зеленый домик у Днепра?
Бродить по тихим перелескам
Я уходил с тобой с утра.

Еще туман стоит в низине,
Но облака ушли, как сны,
А небеса прозрачно-сини,
А травы влажно-зелены.

Свистят щеглы, спросонок нежась,
Шумят на вырубках овсы...
Всем телом мы вбираем свежесть
Листвы, тумана и росы.

Как будто снова в свете резком
Предстала первых встреч пора...
Ты помнишь летом под Смоленском
Зеленый домик у Днепра?

Закатов яркие открытки.
Ночей туманный окоем...
Да, было нам дано в избытке
Все то, что счастьем мы зовем.

Но, лишь постранствовав по свету,
Увидев дальние края,
Мы оценить сумели эту
Простую радость бытия!

Октябрь 1944

У меня в Смоленске
Рыленков Н.И. 1953


Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,

Все мне мило, все мне по душе в ней,
Улыбнется - на сердце весна.
Говорят, на фабрике на швейной
Мастерица первая она.

Поглядишь - к лицу ей все наряды,
Хоть она и ходит не в шелках.
Все ребята из моей бригады
Про нее поют на вечерах.

И хотя ни словом и ни взглядом
До сих пор ей не открылся я,
Счастлив тем, что ходит где-то рядом
Радость синеглазая моя!

Верю я: куда она ии глянет,
Поутру иль на исходе дня,
Мастеров-строителей вспомянет,
Вместе с ними вспомнит и меня!

У меня в Смоленске, в Заднепровье,
Девушка хорошая живет.
Синие глаза, а брови, брови,
Словно крылья ласточки, вразлет.

Семь холмов
Рыленков Н.И. 1962

Из глубины веков идет молва,
И Днепр ей вторит,
Стоит мой город.

Как Русь, он древен и, как время, нов,
Подобный чуду,
В него влюблен я, но его холмов
Считать не буду.

Где б мы ни родились в свой день и час,
В любимом деле
Есть семь холмов у каждого из нас,
Семь дней недели.

Мы сами воздвигаем те холмы
Судьбе подножьем,
И с тех холмов любые дали мы
Увидеть можем.

А все-таки приятна мне молва,
Ей сердце вторит,
Что на семи холмах, как и Москва,
Стоит мой город.

У памятника Глинке
Рыленков Н.И. 1957

Есть в древнем русском городе Смоленске
Уютный старый сад, и в том саду
Стоит он у Отчизны на виду,
Прислушиваясь к музыке вселенской.

Живет в нем русской песни деревенской
Простой напев про радость и беду,
Мазурки гром с его душой в ладу,
Испанской пляски радостные всплески.

Недаром он всю жизнь стремился в дали,
Везде искал и находил родство.
Как много песен нам родными стали,
Пройдя сквозь душу щедрую его.
С ним гений наш стоит на пьедестале,
Отзывчивости нашей торжество.

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то...
Рыленков Н.И. 1960

В Смоленске, на Смядыни, где когда-то
Был княжий двор, стоит старинный храм.
Я прихожу весной в часы заката
К нему, как в гости к древним мастерам.

Не зря он слыл, по слову летописца,
В полночных странах чудом красоты-
Мы и теперь не устаем дивиться,
Узнав величья прежнего черты.

Не божий дух, суровый и бесплотный,
Не лик войны, что снился у костров,
Запечатлелся взлет мечты народной
В творенье безымянных мастеров...
Рожденная в далекие века,
Нам та мечта понятна и близка.

Щитом Руси ты назван был недаром...

Щитом Руси ты назван был недаром,
Мой древний город, город молодой.
Стоял, готовый к вражеским ударам,
Ты над былинной, над живой водой.

Потерян счет в столетьях схваткам ярым
У стен твоих, где бился ты с бедой.
Ты голодом, и мором, и пожаром
Опустошался, город мой родной.

Я видел сам, как ты вставал из пепла,
Как, умываясь потом, молодел,
Пред Родиной, что в испытаньях крепла,
Не сетуя на трудный свой удел.
Тебе известно больше, чем кому,
Как дорог мир народу моему!

МАСТЕР ФЕДОР КОНЬ В СМОЛЕНСКЕ

Пока подвластны глина и огонь,
Отвес и камень - жить на свете стоит.
Холмы надежны. Мастер Федор Конь
Сей град на диво временам обстроит.

Пусть на Москве трезвонит царь-юрод,
Пусть ждет Борис его кончины скорой,
Он тут такую крепость возведет,
Что станет в бедах родине опорой.

Со всей Руси собрав гулящий люд,
Не выставлял он ни вина, ни меда.
Печет жара, косые ливни льют,
Но в общем деле не тяжка невзгода.
Сильней и выше царской власти тут
Дерзанье мастера и труд народа.

МОЙ ГОРОД

В нем воздух на истории настоян,
Не обошли века его причал.
Меня он сам, и труженик и воин,
Гражданственности высшей обучал.

Великие предвидя испытанья,
Он с юностью беседовал моей
То языком старинного преданья,
То языком легенды наших дней.

Припомню те уроки я и снова
Пред ним склоняю голову свою.
Он дал мне силы выстоять в бою,
Сберечь в душе святое, чувство слова.
Я чую родниковую струю,
И счастья мне не надобно иного.

СТИХИ, СКАЗАННЫЕ В КУТУЗОВСКОМ САДУ У СМОЛЕНСКОЙ КРЕПОСТНОЙ СТЕНЫ

Товарищ, помни: здесь погребены
Твоей отчизны верные сыны,
Что за нее не пожалели жизни.
Они свой долг исполнили сполна,
Прочти и повтори их имена
И, как они,учись служить отчизне

МОЕМУ ГОРОДУ

Город мой! Про тебя
Скажет каждый, кого не спроси:
Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Это память веков,
Что вошла в наши дни наяву...
С чем еще я сравню тебя?
Как я тебя назову?

Перед взором моим
В час, когда пламенеет закат,
Бастионы твои,
Как свидетели славы, стоят!

Сколько раз поднимал ты
Народ свой за Русь постоять!
От твердыни твоей
Отступила Батыева рать.

Здесь перчатки свои
Позабыл Бонапарт впопыхах.
Каждый камень в стене твоей
Кровью и дымом пропах.

Нет, недаром мы в юности,
Только повеет весной,
Собирались с друзьями
У старой стены крепостной.

И когда подымали
Мы в мае знамена весны -
Нам просторные улицы
Были узки и тесны.

И в литавры гремел
Старый город со всех площадей:
- Поколенье весны,
Всем под небом Отчизны владей!

Нам казалось, что предки
Глядели на нас из бойниц,
Говоря: ни пред кем
Никогда мы не падали ниц!

Ни пред кем, никогда,-
Так клялись мы друг другу весной
Над днепровской волной,
У старинной стены крепостной

Разве знали тогда мы -
Что близится час и в бою
Кровью будем скреплять
Мы суровую клятву свою!

Город мой! Мы прошли
Сквозь смертельный огонь навесной,
Чтобы встретиться вновь
У старинной стены крепостной!

Ты лежал перед нами -
Сожжен и поруган врагом,
На холмах твоих древних -
Чернели руины кругом.

Но руины твои -
Стали трижды священны для нас.
Знали мы, что из пепла
Вставал ты в столетьях не раз.

И тебе поклялись мы:
- Доколь ты не встанешь опять -
Нам покоя не знать,
Нам бессонных ночей не считать!

Верил каждый из нас:
Прорастет даже камень седой
У истоков Руси,
Над волшебной днепровской водой!

И пока не покатятся
Волны днепровские вспять,
Ты на круче веков -
Выше прежнего будешь стоять!

И, увидев тебя,
Скажет каждый, кого ни спроси:
- Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!

Рыленков Н.И. 1943-1947

30 мар 2015, 15:18
Смоленщина литературная

На Смоленской земле произошло становление многих выдающихся людей, добившихся успеха в разных сферах. Для смолян не секрет, что в Гжатске родился Юрий Гагарин, навсегда вошедший в историю мировой космонавтики, что Михаил Глинка, повлиявший на формирование классической музыки жил и творил в своем имении в Новоспасском, что Мария Тенишева, которую современники называли «Гордостью России», жила в Талашкино.


Сегодня мы предлагаем вам вспомнить целую плеяду знаменитых писателей и поэтов, родившихся на Смоленщине. Вместе с магазином «Кругозор» мы подготовили подборку книг, которые не только помогут ознакомиться с творчеством смоленских авторов, но и займут почетное место на ваших книжных полках.

Александр Беляев

Не всем известно, что Александр Беляев родился именно в Смоленске, в семье священника. Окончив духовную семинарию, он решил, что не пойдет по стопам отца. Образование он продолжил в Демидовском лицее в Ярославле. Беляев отучился на юриста, кем вскоре и стал работать. Несмотря на то, что карьера юриста складывалась очень удачно, Александр Романович оставил все и посвятил себя писательству. В 1920-е годы им были написаны такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия». В 1928 году он снова переехал, на этот раз в Ленинград, и уже полностью окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики, он пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо».

Ничего не скажет об авторе лучше, чем его самые знаменитые произведение. Именно поэтому мы советуем вам обратить внимание на книгу «Голова профессора Доуэля». В данный сборник включено самое раннее из крупных научно-фантастических произведений Беляева - «Голова профессора Доуэля» — и самое позднее - «Ариэль». В основе обоих произведений лежит вера писателя в безграничные возможности человека, не вменявшая ему на протяжении всего творческого пути.

Замечательным дополнением к предыдущей книге станет сборник «Приключения на море». Книгу классика отечественной научной фантастики составили популярнейшие его романы «Остров погибших кораблей» и «Человек - амфибия», их дополняет роман «Подводные земледельцы», который не переиздавался многие годы и потому представляет несомненный интерес для любителей творчества писателя. Все три произведения объединены темой моря и захватывающими фантастическими приключениями героев.

Михаил Исаковский

Михаил Васильевич родился в деревне Глотовка Смоленской губернии, в бедной крестьянской семье. Местный священник научил его читать и писать. Позже он проучится 2 года в гимназии. С 21 года Исаковский начал печататься в смоленских газетах, а позже переехал в Москву.

Первое стихотворение «Просьба солдата» Исаковский опубликовал ещё в 1914 году. С тех пор он издал огромное количество стихотворных сборников. Поэт продолжал линию крестьянских поэтов, таких как Клюев и Есенин. Исаковский был не деревенским и не городским поэтом, в его лирике впервые проявилась тема неразрывной связи города с деревней. В годы Великой Отечественной войны Исаковский пишет много патриотических произведений, в его стихах отражен героизм советских людей на фронте и в тылу.

В книгу «Слово о России» вошли избранные стихотворения русского поэта. Многие из них ярко и глубоко выразили характерные приметы нашего времени. На стихи Исаковского написан целый ряд полюбившихся народу песен: «Катюша», «Летят перелетные птицы», «Огонек», «Враги сожгли родную хату», «Снова замерло все до рассвета» и многие другие

На склоне лет Михаил Васильевич написал книгу «На Ельнинской земле: Автобиографические страницы» . Книга охватывает период с детских лет поэта до 1920-х годов. Рассказывая о своей работе над книгой, Исаковский отмечает: «...если даже я писал главным образом для самого себя, то все же никак не мог не писать о том времени, к которому относятся мои записки, не мог проходить мимо тех людей, которых я знал, не мог игнорировать всего того, что тогда происходило вокруг меня. Словом, выходило так, что пишу я не только свою сугубо личную автобиографию, но в известной степени и биографию времени, биографию многих других людей, из среды которых я вышел и сам».

Николай Рыленков

Николай Иванович родился в деревне Алексеевка Смоленской области, в крестьянской семье. В 1933 году он окончил факультет литературы в Смоленском университете, где подружился с Александром Твардовским, в этом же году выходит его первая книга «Мои герои». Перед самой войной он выпускает книгу «Берёзовый перелесок». А в 1943 году печатается сборник стихов поэта «Синее вино».

В 1950-1960-х годах поэт всё больше и больше размышляет о своей Родине и её непростой истории, о смысле жизни и излагает эти размышления в своих стихотворениях. Кроме стихов он также писал очерки, песни, исторические повести. Значительным вкладом в литературу стали его книги по истории поэзии - «Традиции и новаторство», где русская поэзия развернуто предстает от Ломоносова до Бокова, «Душа поэзии», в которую включены статьи о Пушкине, Крылове, Сурикове, Шевченко, Блоке и многие другие. Также занимался Рыленков переводами произведений белорусских поэтов, часть переводов собрана в книге «Журавлиные трубы». Николай Иванович был награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.

Книга поэта «Душа поэзии» полна ярких мыслей, острых наблюдений, она ценна особым, присущим только автору видением мира поэзии. Ломоносов, Рылеев, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Шевченко, Суриков, Блок, Есенин, Исаковский, Смеляков, Сельвинский, Маршак - вот неполный перечень имен художников, о творчестве которых размышляет Рыленков.

В исторической повести «На Старой Смоленской дороге» известный советский поэт рассказывает о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, смоленских крестьян и крестьянок, боровшихся с наполеоновскими захватчиками. Писатель собрал богатый фактический материал, использовал легенды и предания времен первой Отечественной войны, бытующие на Смоленщине, и создал правдивое поэтическое сказание о верности русского народа родной земле, о его извечном стремлении к свободе и счастью.

Александр Твардовский

Твардовский создал ряд произведений, принесших ему подлинную славу и народную любовь. Александр Трифонович родился в Смоленской области, на хуторе Загорье. Его отец был сельским кузнецом, человеком грамотным и весьма начитанным. В 15 лет, во время учебы в сельской школе, вышли в свет его первые стихи. В начале 1930-х годов он пишет стихотворения «Снег стает, отойдет земля», «Братья», «Лес осенью», а также поэму «Страна Муравия».

После школы Александр учится в Смоленском педагогическом институте. На этом его образование не заканчивается - в 1939 году он поступает в Институт философии, литературы и истории в Москве. Твардовский пишет о тяготах деревенской жизни после революции, проблемах коллективизации, занимается переводами белорусских, армянских, украинских поэтов.

Подлинную славу Александру Твардовскому приносят произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, прежде всего поэма «Василий Теркин», ее герой обретает поистине народную любовь. Ужасы войны, ее жестокость и бессмысленность описаны в поэме «Дом у дороги», в стихотворениях «Две строчки», «Я убит подо Ржевом». С 1950 года Твардовский является редактором журнала «Новый мир» и занимает этот пост почти до самой своей смерти.

Поэма «Василий Теркин» стала одной из вершин творчества поэта, в которой во всей полноте ожила народная душа. В книгу также включены поэмы «Страна Муравия» , «Дом у дороги», «За далью – даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти», в которой описана трагическая судьба отца Твардовского - раскулаченного и сосланного крестьянина-кузнеца; пейзажная лирика, военные стихотворения и стихотворения последних лет, рассказы и очерки.

В книгу «Стихотворения. Поэмы» включены произведения «Василий Теркин», «За далью - даль», «Теркин на том свете», «По нраву памяти» Твардовского. В приложениях к книге помещены отрывки из литературно-критических статей о творчестве поэта.

Еще больше книг, написанных великими земляками, вы найдете в крупнейшем книжном магазине города «Кругозор».


НИКОЛАЙ СУХАРЕВ

Николай Владимирович Сухарев родился в 1954 году в Алтайском крае. Служил в армии в г. Смоленске. Окончил филфак Смоленского пединститута. Работал журналистом многотиражных газет в Смоленске и области. Сейчас специализируется на кладке печей и каминов. Автор восьми поэтических сборников. Живет в Смоленске.


ЗЕМЛЯНКА ГАГАРИНА

..................

Землянка Гагарина

Велеречивы наши речи –

Иначе и не может быть.

Землянку чтоб увековечить,

Он должен подвиг совершить!

Не наши самолеты, танки...

Знал бы – его б фашист убил,

Но если б не было землянки –

Вселенную б не покорил.

В теснейшей капсуле спускался

На Землю, породнившись с ней,

Кумиром став планеты всей...

Нет, тесноты он не стеснялся –

В землянке было потесней!

Стр. 121 – 132

ВИКТОР ГУРОВ

Виктор Александрович Гуров родился в 1926 году. После окончания артспецшколы и артиллерийского училища был направлен на 1-й Дальневосточный фронт, в составе которого участвовал в войне с Японией. Окончил ракетный факультет Военной инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского, служил в войсковых частях, в аппарате главкома РВСН. Службу в Советской армии закончил в Смоленске на должности заместителя главного инженера 50-й ракетной армии в звании полковника. Награжден тремя орденами Советского Союза и многими медалями. После увольнения в запас работал старшим научным сотрудником НППО «Техноприбор».


ОТ ПЕРВОГО «ВОСТОКА» ДО ПЕРВОГО «СОЮЗА»

45 лет назад я проходил военную службу в должности главного инженера 29-й ракетной дивизии, которая имела в своем составе пять полков, дислоцированных на территории двух союзных республик – Латвии и Литвы. На вооружении дивизии находились все типы современных тогда ракет средней дальности как наземного, так и шахтного вариантов базирования.

Осуществлялось невиданное ранее по масштабам и темпам формирование нового вида Вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения.

Знакомый еще с военного времени голос диктора Юрия Левитана передал сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство. Торжественно звучал текст сообщения: «Первым пилотом-космонавтом корабля-спутника "Восток" является гражданин Союза Советских Социалистических Республик, летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич!» Это вызвало прилив чувства гордости за нашу страну. К ним прибавлялся еще и «местный» патриотизм, так как из последующих сообщений мы узнали, что Юрий Гагарин уроженец Смоленской земли. А в Смоленске размещался штаб нашей 50-й ракетной армии, имеющей самую мощную группировку Ракетных войск. Мы часто бывали в Смоленске по делам службы и по праву считали его своим городом.

Явилось ли само сообщение о полете человека в космос неожиданным для меня? Пожалуй, нет. Так как мое формирование как инженера-ракетчика проходило одновременно с развитием ракетной техники в Советском Союзе. После окончания факультета реактивного вооружения Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского в Москве я работал на полигоне Капустин Яр, там принимал непосредственное участие в пусках первых отечественных боевых ракет и освоении всех их последующих типов. На полигоне проводились также исследования влияния высотных полетов на живой организм. Так, 26 июня 1951 года впервые был осуществлен пуск ракеты с собаками Дезиком и Цыганом на борту на высоту 100 км, которые затем на парашюте в контейнере благополучно опустились на землю. Подобные запуски по программе Академии наук СССР продолжались и в последующие годы.

Космонавтика имеет военное начало. Звучит несколько парадоксально, но принятию правительством СССР решительных мер по развитию ракетной техники в послевоенное время «помогли» наши бывшие союзники по войне с фашистской Германией. 5 марта 1946 года бывший премьер-министр Великобритании У. Черчилль в своей речи в Фултоне призвал к уничтожению мирового социализма во главе с Советской Россией. Этим было положено начало «холодной» войне.

Принятая затем США доктрина «массированного возмездия», предусматривавшая возможность нанесения ядерного удара по Советскому Союзу, вынудила наше государство принимать адекватные меры по укреплению своей обороноспособности. Особое внимание было уделено созданию ядерного оружия и ракет, способных нести его.

В августе 1957 года в СССР была испытана в полете межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.

Прошло всего десять лет со времени пусков первых баллистических ракет на полигоне Капустин Яр! В опубликованном сообщении ТАСС говорилось: «... в Советском Союзе произведены успешные испытания межконтинентальной баллистической ракеты... Полученные результаты показывают, что имеется возможность пуска ракеты в любой район земного шара... »

1 января 1960 года на боевой стартовой станции под Плесецком Архангельской области была поставлена на боевое дежурство ракета Р-7 с ядерным зарядом. Этим был положен конец ядерному шантажу США, и теперь можно с уверенностью сказать, что создание в СССР ядерного и ракетного оружия удержало мир от развязывания ядерной войны.

С помощью ракеты Р-7 Советский Союз впервые в мире в 1957 году запустил первый искусственный спутник Земли, первым в 1959 году достиг поверхности Луны, первым вернул из космоса животных. Ракета Р-7 в апреле 1961 года вывела на орбиту и первый в мире космический корабль с человеком на борту. Этим человеком был русский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. С помощью доработанной ракеты Р-7А и до настоящего времени запускаются космические корабли «Союз».

После 12 апреля 1961 года имя Юрия Гагарина звучало как синоним необычайного героизма и мужества, как имя первопроходца космоса, олицетворявшего подвиг землян XX века.

Вместе с тем во всех опубликованных официальных документах подчеркивалось безупречное функционирование систем ракеты-носителя и космического корабля «Восток». Могло создаться впечатление, что героизм космонавта состоял в основном в преодолении больших трудностей на этапе подготовки к полету, безоговорочном решении совершить первым полет в неизведанное (к этому стремился каждый летчик из первого отряда космонавтов), в преодолении физических и эмоциональных перегрузок в полете. Остальное – дело техники.

После приземления в Саратовской области Ю. Гагарин был доставлен в обкомовский особняк города Куйбышева, где сделал подробный доклад Госкомиссии о своих впечатлениях в полете и о работе систем корабля. 30 лет этот доклад пролежал в «Особой папке» под грифом «Совершенно секретно». Он не был известен широкой общественности. А зря... Ознакомление с ним дает возможность более отчетливо понять трудности, возникающие на тернистом пути освоения космоса, и увидеть настоящее мужество и героизм, проявленные Юрием Гагариным во время его космического полета.

Из доклада следует, что на заключительном участке полета отделение приборного отсека от спускаемого аппарата по программе должно было произойти через 10 – 12 секунд после включения тормозной двигательной установки (ТДУ), но разделения не произошло. Хладнокровно оценив обстановку, он не стал «поднимать шум», рассчитав, что в таком положении он сможет приземлиться за несколько тысяч километров от намеченного района, но на территории Советского Союза. Разделение произошло через десять минут. Затем при спуске в атмосфере корабль начал беспорядочно вращаться, кувыркаться. Но и в этом случае космонавт не поддался панике. Через десять минут вращение корабля прекратилось и полет в атмосфере стабилизировался. Но трудности продолжались. После катапультирования не раскрылся запасной парашют, произошло только открытие ранца. При спуске на парашюте возникли проблемы с открытием дыхательного клапана, соединяющего воздушный объем герметичного скафандра с атмосферой.

К этому следует еще добавить то, что перед полетом пилотируемого корабля «Восток» было проведено пять запусков беспилотных кораблей типа «Восток», причем два из них были аварийными. По теории надежности вероятность успешного завершения полета составляла 50 – 60%. И об этом знал Юрий Гагарин.

Полагаю, что опубликование правды о первом космическом полете, конечно с сохранением действительных, а не надуманных государственных тайн, не умалило бы наших достижений в освоении космоса и в то же время значительно сократило бы появление всевозможных домыслов, сплетен и лжи, связанных с полетом первого человека в космос.

Прошло время. После полета в космос Юрий Алексеевич Гагарин испытывал большие «земные перегрузки»: он совершил поездки в 28 стран, расположенных на четырех континентах Земли, выступал с докладами, давал интервью, а кроме этого, он поступил в Военную академию им. Н. Е. Жуковского, где настойчиво учился, руководил отрядом космонавтов. Земляки-смоляне дважды (в 1962 и 1966 годах) избирали его депутатом Верховного Совета СССР. Причем к своим депутатским обязанностям Юрий Алексеевич Гагарин относился очень серьезно. Многим предприятиям и людям области он оказал практическую помощь.

Однако мечтой Юрия Алексеевича оставался новый полет в космос. «Я не мыслю себе жизни, – говорил он, – без авиации, без полетов, без космоса».

К началу 1967 года в нашей стране была закончена разработка нового космического корабля (КК) – «Союз», имеющего более широкие возможности для проведения исследований космического пространства. Первое испытание его в космосе при пилотируемом полете было поручено одному из самых подготовленных космонавтов, имеющему высшее инженерное образование, – Владимиру Комарову.

30 марта 1967 года специальная комиссия приняла экзамен у космонавтов, готовившихся по программе испытаний КК «Союз». Высокую готовность к полету показал и Юрий Алексеевич Гагарин: по всем проверяемым дисциплинам, а также по практике управления кораблем на тренажере он получил высшую оценку – «отлично». Юрий Гагарин был назначен дублером Владимира Комарова в этом полете.

В середине апреля 1967 года Комаров, а затем и Гагарин вылетели на полигон Байконур.

В то время я служил на должности для особых поручений главнокомандующего Ракетными войсками, маршала Советского Союза, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова. В мои многочисленные обязанности также входило сопровождение главкома во всех его поездках, посещениях частей и военных объектов.

В середине апреля 1967 года в войсках проводилась проверка с учением в 50-й ракетной армии. Помню, как во время учения при докладе начальника Оперативного управления ГШ РВ генерала А. Я. Попова на командный пункт армии по ВЧ аппарату связи позвонил министр общего машиностроения С. А. Афанасьев. Из его разговора с Н. И. Крыловым я узнал, что секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов требует принять необходимые меры по ускорению подготовки к запуску «Союза», чтобы до майских праздников завершить намеченную программу его испытаний.

Мы вернулись в Москву и с военного аэродрома в Щелково специальным рейсом вылетели на Байконур.

По прибытии на полигон главком заслушал доклады о ходе работ по подготовке запусков «Союзов».

Почему «Союзов»? Здесь следует остановиться на намеченной программе испытаний космического корабля «Союз», сведения о которой в открытой печати частично появились только десятилетия спустя. Вот она. Первоначально запускается первый корабль, с одним космонавтом на борту. На следующие сутки с этой же стартовой площадки запускается второй корабль, но уже с тремя космонавтами. В космосе должна произойти их стыковка. Причем при осуществлении стыковки первоначально предусматривался автоматический захват корабля в радиолокационный луч, а затем его точная ручная стыковка. Из второго корабля два космонавта должны были перейти в первый и уже в нем заканчивать полет и осуществлять спуск на Землю. Это был следующий значительный шаг в освоении космоса, намеченный в Советском Союзе, вновь выводивший его вперед в соревновании с США в области космических исследований.

По установившейся на полигоне традиции, накануне запусков пилотируемых космических кораблей всегда проводится митинг – встреча космонавтов с личным составом подразделений и представителями промышленности, участвующими в подготовке к запуску космического корабля. И на этот раз митинг проводился на стартовой площадке № 1 полигона, в непосредственной близости от ракеты, установленной в стартовое сооружение, но еще не заправленной компонентами топлива.

Личный состав, в том числе и представители промышленности, был построен на площадке перед стартом по периметру прямоугольника с одной открытой стороной, на которой был установлен стол, накрытый красным сукном. Рядом находился микрофон.

Космонавты выстроились в две шеренги: командир первого «Союза» – В. Комаров, за ним дублер – Ю. Гагарин. Экипаж второго «Союза»: командир В. Быковский, затем А. Елисеев и Е. Хрунов. За ними дублеры: командир А. Николаев, В. Горбатко и Г. Шонин (В. Кубасов). Среди присутствующих на стартовой площадке был и летчик-космонавт А. Леонов. День был солнечный. Настроение у всех было приподнятое.

Митинг открыл замполит войсковой части. В кратком вступительном слове он приветствовал летчиков-космонавтов, готовившихся к предстоящему полету, назвал их фамилии. Половина из их состава (В. Горбатко, А. Елисеев, Е. Хрунов и Г. Шонин (В. Кубасов)) еще не была известна большинству присутствующих. Известность и слава пришла к ним позже. Выступившие офицеры подразделений обеспечения запуска заверили космонавтов в том, что ими сделано все возможное для успешного выполнения программы полета.

Между прочим, почти каждый выступавший, по традиции, просил командиров экипажей взять с собой в полет на борт корабля вымпел комсомольской организации подразделения, чтобы по возвращении космонавтов из полета сделать его реликвией славы. Здесь же вымпелы передавались космонавтам Комарову и Быковскому.

От имени космонавтов выступил Владимир Комаров. Он говорил спокойно, уверенно, и все чувствовали, что перед нами умный, вдумчивый, уравновешенный человек. Он заверил присутствующих в том, что космонавты отдадут все силы, чтобы выполнить новое задание и оправдать доверие советского народа и коммунистической партии. Что же касается вымпелов подразделений, то космонавты смогут их взять только по разрешению главного конструктора. Сосредоточен был и Юрий Гагарин. В заключение митинга космонавтам вручили цветы, и они проделали круг почета.

После митинга Н. И. Крылов в сопровождении главного конструктора наземного оборудования В. П. Бармина и Г. А. Тюлина направился на осмотр макета ракеты Н-1 (предназначавшейся для лунной программы), который собирался на заводе, расположенном в монтажно-испытательном корпусе полигона. Ракета и стартовые сооружения производили грандиозное впечатление.

Запуск корабля «Союз-1» был назначен на 3 часа 35 минут 23 апреля. Около часа ночи мы были на стартовой площадке. Заправленная компонентами ракетного топлива ракета стояла в стартовом сооружении, ярко освещенная прожекторами. Поверхность кислородных баков дымилась парами окислителя, образующимися вследствие перепада температур. Была залита светом прожекторов и вся площадка. На ней было много корреспондентов, фотографов.

Из двери прибывшего автобуса легко шагнул Владимир Комаров и направился с рапортом к председателю Государственной комиссии генералу К. А. Керимову (начальник управления MOM). После рапорта, рукопожатий, прощальных объятий В. Комаров вошел в кабину лифта и начал подниматься на верхнюю площадку. Выйдя из лифта, сжав в приветствии руки над головой, он попрощался со всеми, находящимися на стартовой площадке. В свете прожекторов на фоне белой ракеты четко выделялась голубая куртка его полуспортивного костюма. Все зааплодировали.

После того как В. Комаров вошел внутрь космического корабля и за ним закрылся люк, маршал Н. И. Крылов переехал на наблюдательный пункт, расположенный в полутора-двух километрах от старта. Туда была проведена громкая связь, по которой транслировались все команды с пункта управления и доклады об их исполнении.

По временному графику подготовки космического корабля к запуску космонавт занимает свое место за два часа до старта ракеты-носителя. За это время проводятся заключительные проверки на функционирование систем корабля с участие космонавта.

Часто звучал позывной «Рубин», оставшийся за В. Комаровым еще с полета на КК «Восход», динамики озвучивали спокойные и обстоятельные доклады командира корабля.

Запуск состоялся в назначенное время. Ракета-носитель вывела космический корабль точно на расчетную траекторию. Напряженное ожидание предстартовых минут сменилось радостным оживлением на лицах всех присутствовавших на наблюдательном пункте. Однако уже через несколько минут обстановка изменилась: сразу же после выхода корабля на орбиту начались неполадки. Не раскрылась левая панель солнечной батареи системы электроснабжения, не удалось сориентировать корабль на Солнце, его начало закручивать. Попытки В. Комарова исправить положение не дали положительных результатов. С пункта управления полетом была дана команда внести изменения в документацию. Не представляя еще всей серьезности создавшегося положения, кто-то пошутил: вот, мол, и в космосе начинаются доработки. Дело в том, что часто промышленность из-за сжатых сроков разработки и изготовления ракетной техники поставляла ее в «сыром» виде, а затем уже вслед за ней поступала документация для проведения доработок прямо в войсковых условиях.

«Союз-1» по программе полета был активным кораблем. Он должен был совершать маневры сближения и стыковки, требующие повышенных затрат электроэнергии, которой явно было недостаточно из-за нераскрытия одной из панелей солнечной батареи. Учитывая и другие неполадки, запуск «Союза-2» был отменен и принято решение о посадке КК «Союз-1». На расчетном витке из-за низкой чувствительности ионных датчиков корабль не был сориентирован для посадки в автоматическом режиме и тормозные двигатели не включились. Было принято решение о ручной ориентации корабля. Владимир Комаров выполнил все операции безупречно, и после включения тормозных двигателей на девятнадцатом витке корабль пошел на спуск. После разделения отсеков связь с кораблем прекратилась.

В течение прошедших суток все причастные к этому полету люди находились в тревожном ожидании, стараясь не думать о возможных негативных последствиях. Сравнительно долго не было известий с места приземления корабля. Утром 24 апреля летчик поискового вертолета обнаружил место падения корабля восточнее города Орска Оренбургской области. Из его доклада мы узнали, что космонавт погиб.

Маршал Н. И. Крылов на самолете вылетел на ближайший от места падения аэродром. Там нас ожидал полковник М. П. Данильченко, бывший командир Добельского (Латвия) ракетного полка, также мой сослуживец по 29-й ракетной дивизии. На двух автомашинах УАЗ-469 в степи, по бездорожью, на большой скорости мы добрались до места катастрофы.

Четыре вертолета стояли по периметру площадки, центр которой был накрыт брезентом. После снятия его мы увидели срез вошедшего в землю спускаемого аппарата, заполненный горелыми проводами, трудноразличимыми предметами и деталями. Картина была ужасная. Хотя останки космонавта к нашему прибытию уже были собраны и увезены, от увиденного мы были в шоке. Невозможно передать наше состояние, огромную боль утраты человека, которого немногим более суток назад мы видели живым на стартовой площадке космодрома.

В опубликованном сообщении ТАСС о гибели летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза инженер-полковника Владимира Михайловича Комарова говорилось, что в течение испытательного полета была полностью выполнена намеченная программа отработки нового корабля. Системы корабля функционировали нормально. Однако во время посадки «при открытии основного парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большей скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова».

Эта версия гибели космонавта была подтверждена несколько месяцев спустя и в выводах Правительственной комиссии под председательством Д. Ф. Устинова, созданной для выявления всех обстоятельств гибели космонавта. Ею было поручено улучшить парашютную систему и в ближайшее время провести ее испытания. Скручивание стропов парашюта скрывало истинные причины катастрофы и списывало их на несчастный случай. В действительности же на месте катастрофы рядом с разбитым кораблем были обнаружены запасной и тормозной парашюты со спутанными стропами. Укладка основного парашюта, который должен был обеспечить мягкую посадку, как было установлено впоследствии, не вышла из контейнера спускаемого аппарата и осталась в нем до удара о землю.

Здесь мне хотелось бы высказать свою версию о дополнительных, а возможно, и основных причинах, приведших к катастрофе космического корабля.

Но прежде необходимо напомнить о нормальной последовательности операций задействования парашютной системы КК «Союз» при спуске. После входа в атмосферу вводится сначала тормозной парашют, который доводит спуск корабля до скорости, безопасной для ввода основного парашюта на высоте семь километров. Затем тормозной парашют отцепляется от корабля и вытаскивает из контейнера упаковку большого купола основного парашюта. Выполнив свою задачу, тормозной парашют отделяется, и спуск корабля происходит на основном парашюте. В случае отказа основного парашюта скорость снижения корабля остается недопустимо высокой, и на высоте четырех-пяти километров автоматика выдает команду на ввод запасного парашюта.

При полете «Союза-1» из-за отказа основного парашюта отделение тормозного парашюта не произошло, запасной парашют по команде автоматики вышел из контейнера. Предполагаю, что, несмотря на героические усилия и грамотные действия, опытному космонавту Владимиру Комарову не удалось ликвидировать вращение корабля, которое началось сразу же после вывода его на орбиту и увеличилось при спуске . Из-за этого произошло спутывание стропов парашютов и «задушение» купола запасного парашюта.

Впоследствии, при выяснении причин отказа основного парашюта, было установлено, что эллиптический по форме контейнер, в который запрессовывалась укладка парашюта, имел недостаточную жесткость стенок, и при открытии в разряженной атмосфере крышки контейнера образовывался перепад давления снаружи и внутри корабля, что способствовало «зажиму» упаковки в контейнере.

Следует также отметить, что при проведении беспилотных испытаний «Союза» не удалось проверить и подтвердить работоспособность парашютной системы в нормальных условиях полета. Так, при втором беспилотном полете «Союза» из-за прогара днища корабля при спуске не было перепада давления, сжимающего стенки парашютного контейнера, и основной парашют сработал.

В январе 1969 года при полете КК «Союз-5» с космонавтом Б. Волыновым на заключительном этапе спуска корабля на Землю возникла похожая ситуация, что и при полете «Союза-1», но, к счастью, не приведшая к такому же трагическому исходу. В установленное время не произошло разделения спускаемого аппарата с бытовым и приборным и агрегатным отсеками. Крылья солнечной батареи закручивали корабль, и он, беспорядочно вращаясь, несся к Земле в потоке огня. Только взрыв топливных баков позволил отделиться от лишних отсеков. Автоматика была уже не в состоянии стабилизировать аппарат, и он продолжал вращаться. На этот раз нормально сработала парашютная система, но вращающийся аппарат стал закручивать стропы и купол парашюта, превратив его в «грушу». Спасло то, что, дойдя до верхней точки, стропы стали закручиваться в обратную сторону. Аппарат с повышенной скоростью упал на мерзлую землю. Удар был невероятной силы. Несколько минут космонавт Б. Волынов приходил в себя. Рот его заполнило кровью – потом выяснилось, что сломана верхняя челюсть.

Была ли гибель космонавта Владимира Комарова трагической случайностью, как об этом говорилось во всех официальных сообщениях? По моему мнению, нет.

Испытание нового космического корабля с человеком на борту позволяет наиболее полно выявить конструктивные и производственные недостатки и существенно сократить сроки и затраты для доведения его до безопасной эксплуатации. Не вызывает сомнения то, что испытание нового космического корабля связано с риском для жизни космонавта, но степень этого риска должна быть допустимой, при которой хорошо подготовленный испытатель может справиться со сложными ситуациями, возникающими в полете. В любом случае риск не должен быть авантюрным. За земные недоработки космонавт не должен расплачиваться своей жизнью.

Перед полетом Владимира Комарова было проведено три испытания беспилотных «Союзов».

Первый запуск состоялся 28 ноября 1966 года. Сразу после выхода корабля на орбиту выяснилось, что не работает система стабилизации. С большими трудностями тогда удалось сориентировать его для спуска с орбиты, но по расчетам баллистиков он должен был упасть за пределами территории нашей страны. Корабль пришлось подорвать в полете.

При подготовке второго беспилотного «Союза», в декабре 1966 года, на стартовой площадке взорвалась ракета-носитель. По какой-то причине непосредственно перед запуском двигателей автоматика выдала команду на отмену пуска. Личный состав, задействованный в работах, для выяснения причин направился на стартовую позицию. Начали сводить фермы обслуживания. В это время обесточенные гироскопы ракеты-носителя на выбеге «завалились» и замкнули контакты системы аварийного спасения «Союза», сигнализируя о якобы ненормальном полете ракеты. Из-за конструктивных ошибок в электрических связях между ракетой и кораблем прошла команда на запуск пороховых двигателей системы аварийного спасения (САС) корабля.

В дни пребывания маршала Н. И. Крылова на полигоне ему была прокручена кинолента, на которой четко зафиксирован весь процесс горения и взрыва ракеты. Первоначально разрушилась и взорвалась третья ступень, затем по очереди рванули четыре боковых блока первой ступени и наконец – центральный блок второй ступени. За это время личный состав стартовой команды успел покинуть стартовую площадку. Но спаслись не все. Погиб от удушья газами один номер стартового расчета, находившийся в потерне стартового сооружения.

В отличие от ракеты Р-16 (8К64), при взрыве которой 24 октября 1960 года на полигоне погиб главком РВСН маршал артиллерии М. И. Неделин и с ним 74 человека, ракета-носитель «Союз», имевшая менее агрессивные компоненты ракетного топлива – керосин и жидкий кислород, – оказалась более безопасной.

Стартовое оборудование площадки № 31 – с нее запускались беспилотные «Союзы» – было тогда же полностью разрушено.

В этом месте я сделаю небольшое отступление от основной темы и расскажу об одном событии, имевшем место на полигоне Байконур, в котором я принимал непосредственное участие еще до полета «Союза-1».

Около семи лет я проходил службу в аппарате заместителя главкома РВСН по вооружению, возглавляемого генерал-полковником Н. Ф. Червяковым, из них более четырех лет – на должности заместителя начальника Центра эксплуатации ракетного вооружения (начальник генерал-майор А. В. Васильев).

Центр в организационном плане включал в себя четыре отдела и несколько отделений и служб. На него были возложены задачи по организации эксплуатации и контроля технического состояния групповых ракетных комплексов средней и межконтинентальной дальности, размещенных на всей территории Советского Союза. Полигон Байконур, до создания Космических Сил, входил в состав Ракетных войск стратегического назначения, и в какой-то мере наш центр принимал участие в контроле организации и технического состояния групповых ракетных комплексов полигона, поэтому по делам службы мне приходилось бывать на полигоне.

В 60-х годах Франция во взаимоотношениях с США демонстрировала независимость своей внешней политики. Естественно, это импонировало руководителям Советского государства, и для укрепления дружбы с Францией, а также для демонстрации военной мощи СССР было принято беспрецедентное по тем временам решение организовать на полигоне Байконур для президента Франции Шарля де Голля показ ракетной техники с пуском ракет. До этого на особо секретном полигоне не ступала нога ни одного иностранца, включая и дружественных нам руководителей стран Варшавского Договора.

Руководителем показа ракетной техники был главнокомандующий РВСН. Для непосредственного осуществления этого мероприятия из представителей главных управлений, управлений и служб главкомата был создан штаб руководства во главе с первым заместителем начальника Главного штаба РВСН генерал-лейтенантом А. С. Буцким. На заключительном этапе подготовки показа ракетной техники на полигон выехали генералы и офицеры, входившие в штаб, в том числе и группа офицеров центра, возглавляемая мной.

У въезда на 10-ю площадку (вначале называемую Тюра-Там, а затем – город Ленинск) со стороны аэродрома была вывешена табличка с названием населенного пункта – «Звездоград». Между прочим, тогда у командования было большое желание назвать так бурно развивающийся город. Но впоследствии эта идея не получила своего воплощения.

Итак, мы должны были проверить техническое состояние нескольких пусковых установок, с которых планировалось проведение показных пусков ракет. Наибольшие сложности возникли при проверке технической исправности межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 и оборудования шахтной пусковой установки. Дело в том, что стартовой командой полигона пусковое оборудование и ракеты были ранее проверены, все помещения опечатаны, и длительное время контроль за их состоянием практически не осуществлялся. Мы же обнаружили весьма неприглядную картину: большую загазованность помещений парами агрессивных компонентов ракетного топлива, коррозию и ржавчину оборудования. Но основные неприятности были еще впереди.

Обычно при проведении ответственных показов ракетной техники руководству страны для пуска готовилась еще и резервная ракета. Так было и на этот раз.

При проверке первой ракеты нормально не прошли комплексные испытания. Тогда мы совместно с полигонной командой испытателей приступили к поиску и устранению неисправности. При испытаниях второй шахтной ПУ также была обнаружена неисправность. Пришлось заняться и ее поиском и устранением.

В этот же день генерал А. С. Буцкий решил провести совещание с рассмотрением хода работ по проверке готовности полигона к показу ракетной техники. Кроме военных на совещании присутствовали также представители от всех основных конструкторских и производственных организаций промышленности, на уровне их руководителей или их заместителей.

В начале совещания генерал А. С. Буцкий предоставил мне первому слово для доклада о результатах проверки технического состояния и готовности ракет к пуску. Таким образом, я оказался в весьма затруднительном положении: докладывать ли о возникших неисправностях на шахтных ПУ с ракетами Р-16? В сложном процессе создания и освоения новой техники при возникновении серьезных проблем – поломок, неисправностей, аварий – часто просматривалось стремление членов комиссий возложить вину за причины их появления на другое ведомство. У меня не было сомнения в том, что причины неисправностей мы найдем и устраним, но для этого требовалось дополнительное время. Заявить об этом на совещании – значит дать возможность представителям промышленности в случае неудачного пуска обвинить в этом стартовую команду полигона. Умолчать о сложной ситуации также было нельзя. Поэтому я доложил, что из-за длительного нахождения шахтных ПУ в закрытом и опечатанном положении необходимо на три-четыре дня освободить стартовую команду от всех хозяйственных и других работ для приведения в порядок наземного оборудования и помещений.

Полигонное командование и представитель ГУРВО скептически отнеслись к моему предложению. «Подумаешь, ржавчина!»

После окончания совещания я попросил генерала А. С. Буцкого задержать начальника полигона генерала А. А. Курушина и начальника 3-го управления ГУРВО генерала А. С. Калашникова и доложил им более обстоятельно о состоянии ПУ и о неисправностях, выявленных на них. Теперь они отнеслись к моему докладу серьезно, поддержали мое предложение и отдали соответствующие распоряжения.

На первой шахтной ПУ причину неисправности выявили сравнительно быстро и сразу устранили ее. А вот для отыскания причины неисправности на второй ПУ пришлось затратить много времени. В отличие от боевых ракетных комплексов, на испытательном полигоне в систему управления наземного оборудования и ракеты включается еще система телеконтроля (СТК). Оказалось, что ранее при проведении очередной доработки был исключен из схемы один из кабелей, но отсоединить его от пульта управления забыли, а часть кабеля, идущего от ракеты, обрезали, свернули в бухту и оставили в потерне. По «закону пакости» замкнулись между собой какие-то жилы, и на пульт выдавалась ложная информация. После отсоединения разъема комплексные испытания ракеты прошли нормально.

Проведенный 25 июня 1966 года пуск ракеты Р-16 буквально ошеломил Шарля де Голля, находившегося на специально оборудованном наблюдательном пункте вместе с Л. И. Брежневым, А. Н. Косыгиным, Р. Я. Малиновским и Н. И. Крыловым. В 1966 году Франция отказалась от участия в военной организации блока НАТО.

Возвращаясь к событиям, связанным с испытаниями космического корабля «Союз», должен сказать, что при подготовке показа ракетной техники нашей группой были тщательно осмотрены и проверены стартовые сооружения площадки № 1, и я имел достаточно полное представление об их устройстве и понимал всю сложность восстановления разрушенной площадки № 31. Для ускорения работ главком РВ принял решение демонтировать стартовое оборудование ПУ № 2 на 48-й БСС полигона Плесецк и отправить его на Байконур. Все необходимое оборудование было демонтировано. Однако позже для восстановления стартовой площадки были использованы конструкции, присланные с заводов военной промышленности.

Полет третьего беспилотного корабля «Союз» в феврале 1967 года прошел тоже не совсем удачно. При спуске в атмосфере прогорело днище с теплоизолирующим экраном спускаемого аппарата. Корабль упал на лед Аральского моря, провалился, затем его с трудом подняли.

И вот после таких испытаний беспилотных космических кораблей было принято решение на полет сразу двух кораблей по сложной программе. Логично напрашивалось решение о проведении хотя бы еще одного запуска беспилотного «Союза», но приближался всенародный праздник – 1 Мая, – и времени для новых испытаний уже не было.

Корабль требовал серьезной доработки. Во время подготовки его к полету на полигоне военные специалисты и представители промышленности работали в крайне напряженном режиме, почти круглые сутки. Сроки готовности устанавливались сжатые, волевым решением. Возможно, все это и явилось одной из причин неполадок, возникших в полете, о которых упоминалось выше.

Реально ли оценивали члены Государственной комиссии степень готовности «Союза» к таким сложным испытаниям при принятии решения о их проведении? Накануне запуска корабля состоялось последнее рабочее заседание Госкомиссии. На нем присутствовали председатель К. А. Керимов, технический руководитель испытаний В. П. Мишин, президент Академии наук СССР М. В. Келдыш, главком РВСН Н. И. Крылов, главный конструктор наземного оборудования В. П. Бармин, Г. А. Тюлин и несколько других членов комиссии.

В. П. Мишин, ставший после смерти С. П. Королева главным конструктором ОКБ, держался несколько напыщенно. Мне запомнилось, как при рассмотрении всего комплекса к предстоящим полетам он заявил, что не может полностью ручаться за ракету-носитель – его изготавливала другая фирма, куйбышевское ЦСКБ «Прогресс», – что же касается корабля, то он уверен в надежности его функционирования. Члены комиссии при этом были немногословны. Молчал и М. В. Келдыш.

Некоторое оживление вызвало уточнение текста предстоящего заявления ТАСС о запуске «Союза». В частности, возник вопрос: как назвать «Союз»? Некоторые члены комиссии предложили назвать просто «Союз», без указания номера, по подобию с «Востоком», что не исключало у них сомнений в успешном завершении полета. Другие предлагали назвать корабль «Союз-1». Мнения разделились. К. А. Керимов позвонил в Москву ответственному работнику аппарата ЦК. Тот без колебаний утвердил название «Союз-1».

Думаю, что многие члены Госкомиссии, и в первую очередь технический руководитель программы «Союз» В. П. Мишин, представляли повышенную опасность пилотируемого полета явно «сырого» корабля, но велико было давление на них со стороны политического руководства страны, требовавшего очередного успеха в области космонавтики в юбилейном году – году 50-летия Великого Октября.

При военном и идеологическом противостоянии двух великих держав, СССР и США, в условиях жесткой космической гонки и в стремлении обогнать соперника в этой области, политические амбиции и идеологические установки превалировали над оценкой технических возможностей космонавтики.

Нельзя исключить и того, что информация о реальном состоянии дел с разработкой «Союза», представляемая руководству страны, была недостаточно объективной, приукрашенной.

Как же оценивал техническую готовность космического корабля сам Владимир Комаров? По воспоминаниям очевидцев и его дочери Ирины, опубликованным в последние годы, В. Комаров, профессионализм которого не вызывает сомнения, ясно осознавал, что корабль не доработан до летных испытаний: «Все беспилотные "Союзы", слетавшие до сих пор, благополучно угроблены». «Машина "сырая". Но лететь надо... именно мне».

А о том, что «Союз» требовал действительно серьезных доработок, свидетельствует ход последующих его летных испытаний. И конечно, эти доработки не ограничились «совершенствованием парашютной системы».

Прошло полтора года, прежде чем 26 октября 1968 года был осуществлен полет «Союза-3» с летчиком-космонавтом Г. Т. Береговым. Корабль сблизился с ранее запущенным беспилотным «Союзом-2», но стыковка их не произошла, несмотря на неоднократные попытки.

Лишь спустя два месяца стартовали «Союз-4» с В. Шаталовым и «Союз-5» с Б. Волыновым, А. Елисеевым и Е. Хруновым. Им удалось выполнить программу испытаний, намеченную на апрель 1967 года.

Юрий Алексеевич Гагарин тяжело переживал гибель своего товарища – Владимира Михайловича Комарова.

В мае 1967 года в беседе с корреспондентом газеты «Комсомольская правда», возвращаясь к памяти своего друга, он сказал: «Комаров сделал важное дело: испытал новый корабль, но и другое очень важное дело сделал он: заставил всех нас быть еще собраннее, еще придирчивее к технике, еще внимательнее ко всем этапам проверок и испытаний, еще бдительнее при встрече с неизвестным. Он показал нам, как крута дорога в космос... Мы научим летать "Союз". В этом я вижу наш долг, долг перед памятью Володи. Это отличный, умный корабль. Он будет летать».

Советские космонавты – друзья Владимира Михайловича Комарова научили летать «Союз». За прошедшие 30 лет на базе опыта разработки и испытаний «Союза» было создано целое семейство космических кораблей «Союз-Т», «Союз-ТМ», автоматические грузовые транспортные корабли «Прогресс», появились космические станции.

31 октября 2000 года с российского космодрома «Байконур» в российском космическом корабле «Союз ТМ-31» на международную космическую станцию (МКС) был отправлен первый международный космический экипаж в составе российских космонавтов Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева и американского астронавта Билла Шепарда.

Нельзя забывать, что у истоков этого трудного и сложного пути развития одного из направлений отечественной и мировой космонавтики стоял Владимир Михайлович Комаров, отдавший свою жизнь ради будущего.

Плотная стена секретности, закрытости, замалчивания наших неудач, сложных ситуаций, возникавших в космосе, скрывала трудности и опасности тернистого пути по дороге в космос, умаляла действительные подвиги и героизм первопроходцев космоса, порождала ложь, сплетни и домыслы. Такая политика носила пропагандистский характер, рассчитанный в основном на советский народ. Не раз приходилось убеждаться в том, что информация о наших неудачах в космосе какими-то путями проникала за рубеж и широко распространялась там, но уже в искаженном и ложном виде.

Понимали ненормальность такого положения и сами космонавты. В беседе Юрия Гагарина с корреспондентом «Комсомольской правды» в мае 1967 года в ответе на вопрос, о чем думали космонавты после гибели Комарова, есть и такие слова: «... ваши, может быть, чересчур бодрые репортажи о нашей работе способствовали тому, что космические полеты воспринимались некоторыми как заведомо счастливый и легкий путь к славе».

Десятилетия спустя космонавты на страницах газет, журналов рассказали о многих неприятностях, а порой и трагических ситуациях, возникавших во время их полетов в космос.


Стр. 162 – 168

ГАЛИНА МОЗГУНОВА

ПРЕДКИ Ю. А. ГАГАРИНА


Родился Михаил Васильевич Исаковский в январе 1900 года на Смоленщине в деревне Глотовке Ельнинского уезда в бедной крестьянской семье. Грамоту одолел самоучкой никакой школы в нашей местности не было, когда же, наконец, она открылась, я окончил её за две зимы и весной 1913 года сдал выпускные экзамены, получив по всем предметам «5». На этих экзаменах, на которые сошлись учителя и выпускники нескольких школ и где за столом экзаменаторов восседал земский начальник и какой-то очень важный поп, я прочитал два своих стихотворения в том числе и под названием М.В. Ломоносов
Жил у нас в былые годы
Ломоносов Михаил.
Я читал его походы, -
Как учиться он ходил.
Тайно вышел он из дому,
И никто о том не знал,
Как в Москву с обозом рыбы
За наукой он бежал.
Ломоносовское стихотворение совершило в жизни Исаковского настоящий переворот. Все заговорили, что надо учиться дальше, что у него есть литературные
способности. И действительно, ему посчастливилось учиться дальше, хотя, к сожалению не долго. Летом 1915 года учитель Свистунов подготовил его для поступления в 4 класс гимназии в Смоленске. Кончить гимназию ему не удалось,
осенью 1917 года он вынужден был оставить её из-за материальной необеспеченности. После ухода из школы некоторое время учительствовал в той
самой Глотовской школе, где когда-то учился сам.
В феврале 1919 года был назначен редактором Ельнинской газеты, а затем 10 лет работал в Смоленске в газете «Рабочий путь».
«Надо сказать, - вспоминает Исаковский,- болезнь глаз началась у меня с детства - и что ни год-зрение моё становилось всё хуже и хуже. Это было каким-то проклятием, всю жизнь преследовавшим меня. Болезнь глаз мешала мне, и учиться, и работать, и просто жить. Она безжалостно срывала мои дела и планы, а часто и вовсе выводила меня из строя на долгое время».
Всё из-за той же болезни глаз он больше нигде не мог работать постоянно, работал только дома, занимаясь литературой.
Настоящим началом своей поэтической работы считает Исаковский 1924 год. Первый сборник стихов «Провода в соломе» вышел в 1927 году. С тех пор
«В Смоленских местах родилось, возникло то, что потом стало целью моей
жизни - возникла моя поэзия, - вспоминает Исаковский, - это она, смоленская земля - дала мне для неё свои думы, свои напевы, свои слова, свои краски. Это её люди стали перед мысленным взором, когда я писал, свои стихи и песни. В Смоленске, который стал мне не только близким, но и родным городом, я научился по-настоящему понимать и ценить поэтическое слово. Я всегда буду, благодарен своей родной смоленской земле за то, что она породила меня и делала для меня всё, что могла сделать».
Говорят, что поэты похожи на свои стихи.
Исаковский тоже похож на свои стихи, искренне, чуть-чуть застенчивые. Поэзия
Исаковского художественная своеобразная летопись тех грандиозных преобразований, которые изменили всю жизнь народа, в ней отразились мысли и настроения тружеников.
«Слава родине»
В 30-е годы появляются его первые песни: «Катюша», «Провожанье», «И кто его знает».
Безграничны проявления человеческой красоты, с необычайным многообразием проявляет она себя в жизни и в искусстве, в частности в поэзии. Бывает красота совсем «простая», самая, что ни на есть обычная, на первый взгляд даже неприметная, но при ближайшем соприкосновении с нею она трогает душу своей безыскусственностью, естественностью. Такою неприметной, неброской красотой отмечена тихая и нежная лирика Михаила Исаковского. Вот поэт говорит об ушедшей весне своей юности:

Прошла моя незолотая,
Моя незвонкая, прошла.
И пусть она была такая -
Она такая мне мила.

В этих легких и грустных стихах отразилась не только частица жизни, но и эстетическая позиция поэта. Внешне неяркая, подчеркнуто скромная и простая поэзия его покоряет внутренней силой, нравственной свежестью и чистотой, органической музыкальностью - качествами, столь дорогими нам в наше бурное и тревожное время.
В русской поэзии Исаковский остается хранителем и продолжателем классических и народно-песенных лирических традиций.

Стихи и песни Исаковского, пронизанные теплом и добротой, сильнее, глубже иных громких фраз и бурных ритмов ратуют за великие цели нашего общества, за человеческое совершенство и красоту.

Поэзия Исаковского давно уже, стала неотъемлемой частью духовной культуры русских людей.


Общественная организация "Смоленская областная организация Союза писателей России"

Смоленская областная организация Союза писателей России имеет богатую историю становления и развития.

Первым объединением писателей Смоленщины в ХХ в. надо считать литературную студию Пролеткульта, основанную в 1919 г. С.А. Страдным, ставившую целью “дать своих Пушкиных, Кольцовых и Толстых”. После ее распада в 1921 г. возникла литературная группа “Арена”. Наряду с “Ареной” при областной газете “Рабочий путь” существовало литературное объединение во главе с М.В. Исаковским (Д. Земляк, Н. Буркин и др.), выступавшее за использование опыта классиков и более тесную связь литературы с жизнью.

В марте 1924 г. состоялось организационное собрание писателей Смоленщины всех групп и объединений с целью создания “филиального отделения” Всероссийского союза писателей. Фактически оно не внесло существенных изменений в литературную жизнь края. Поэтому в 1927 г. состоялась первая губернская конференция, объединившая группу т.н. “пролетарских писателей”, а в марте 1930 г. на областной писательской конференции была провозглашена ассоциация пролетарских писателей Западной области, поставившая по сути непроходимый барьер для проникновения в литературу крестьянских писателей и писателей из интеллигентного слоя. Это разобщение писательских сил устранил Первый областной съезд писателей, состоявшийся в апреле 1934 г. С докладом на нем выступил председатель оргкомитета М. Завьялов. Съезд создал Союз писателей Западной области, в состав которой тогда входили Смоленская, Брянская и часть Калужской областей. Созданный Союз избрал делегатов на Первый Всесоюзный съезд писателей СССР (М. Завьялов, Н. Рыленков, А. Твардовский).

После съезда писатели смоленской школы, объединившиеся на основе общего творческого метода, получили возможность печатать свои произведения не только в местных периодических изданиях (газетах “Рабочий путь”, “Большевистский молодняк”, “Бежицкий рабочий”, “Декадная литературная газета”, “За пролетарские педкадры”, “Колхозная газета”, “Красноармейская правда” и пр.; журналы “Западная область”, “Наступление”), но и в центральных изданиях (“Комсомольская правда”, “Знамя”, “Колхозник”, “Красная новь”, “Октябрь”), а также центральных издательствах.

С отъездом в Москву М.В. Исаковского (1931 г.) и А.Т. Твардовского (1936 г.) литературные силы Смоленщины объединились вокруг Н.И. Рыленкова, который в течение двадцати лет возглавлял Смоленскую областную писательскую организацию. В довоенные годы местные смоленские газеты, альманахи и другие книги Запоблгиза регулярно печатали стихи и художественную прозу писателей-смолян, выходили коллективные сборники произведений и книги отдельных авторов.

В годы Великой Отечественной войны многие писатели Смоленщины находились на фронте: Н.И. Рыленков, В.Ф. Шурыгин, Е.М. Марьенков, Н.М. Грибачев и ряд др.; в партизанах: В.А. Звездаева; в качестве фронтовых корреспондентов работали А.Т. Твардовский, Д.П. Дворецкий, Д.Д. Осин, В.А. Ардаматский, А.И. Гитович, С.А. Фиксин, Н.В. Поляков и др. Защищая Родину, погибли И. Кутасов, В. Горбатенков, Я. Синельников, Г. Нилов, А. Беляев, В. Аристов.

В послевоенные годы организация смоленских писателей укрепилась молодыми авторами. Их умело направлял Н.И. Рыленков, редактировавший и издававший первые произведения и первые их книги. Поэт успешно совмещал работу в руководящих органах Союза писателей СССР и РСФСР и Смоленской писательской организации. После его смерти в 1969 г. писательскую организацию возглавляли Н.Г. Антонов, Ю.В. Пашков, Л. И. Козырь, В. И. Тазов. Рядом с прозаиками и поэтами выступали и драматурги. Пьеса А. Бодренкова “Павел Бродов” в течение нескольких сезонов была в афише областного драматического театра, поставлена в Москве, передавалась по центральному телевидению и московскому радио. В это же время в драматургии выступают Т.Г. Ян и Н.А. Семенова. В Смоленском областном драмтеатре шли пьесы Т. Ян “Набат в летнюю ночь” и “Возлюбленные”, детский театр в Москве поставил пьесы “Девочка и апрель” (1969 г.) и “Дом под солнцем” (1970 г.). Драматургические произведения Н.А. Семеновой вышли за пределы Смоленщины и России - их узнали европейский, американский и японский зрители.

После распада СССР образовались две писательские организации: Союз российских писателей и Союз писателей России. Смоленскую организацию Союза писателей России возглавила Н.А. Семенова (1991-1996 гг.), а после ее смерти В.П. Смирнов.

С декабря 2013 года Смоленскую областную организацию Союза писателей России возглавляет О. И. Дорогань, секретарь Союза писателей России.

Смоленская областная организация Союза писателей России по праву ведёт свой отсчёт с 1924 года, когда была создана первая Смоленская писательская организация, объединившая литературные группы и отдельных писателей Смоленщины под руководством М.В.Исаковского, и осуществляет преемственную связь. В настоящее время в организации 59 членов Союза писателей России.

Выделены важнейшие направления работы Смоленской областной организации Союза писателей России:

Активизация деятельности творческого писательского союза для развития культуры и искусства на Смоленщине, организация и участие в культурно-массовых мероприятиях города и области;

Следование богатым историческим традициям и преумножение их, опора в своём творчестве и литературно-общественной деятельности на преемственность, связь ушедших и ныне живущих поколений, оказание приоритетного внимания - как почитаемым писателям старшего возраста, так и талантливой молодёжи.

Адресация и передача различным слоям гражданского общества духовных, этических и эстетических идеалов и ориентиров, художественных образцов искусства слова, исповедуемых писателями, что способствовало бы консолидации различных общественных сил, социальных слоёв и групп, во имя укрепления мира и согласия в гражданском обществе.

Совершенствование духовной доминанты проводимых мероприятий, достижение их качественного воспитательного воздействия в духе православной нравственности и патриотизма.

Во главу угла ставится показ роли России в мировом историческом процессе с высоко духовных православных позиций. Члены организации будут пресекать любые проявления ксенофобии, ненависти к другим национальностям, призывают дорожить дружбой между братскими народами, укреплять и приумножать её.

В качестве одной из приоритетных задач является оказание действенной помощи людям с ограниченными возможностями, одарённым и стремящимся проявить себя творчески.

В контексте единой комплексной культурной Программы Смоленская областная организация СП России, используя помощь и поддержку Департамента Смоленской области по культуре и туризму, различных социально-общественных структур, культурных и исторических бюджетных учреждений, проводит целый ряд основных проектов и мероприятий.

В писательской организации сложился состав наиболее активных писателей, которые участвуют во всех или почти всех мероприятиях. Регулярно члены писательской организации писательскими делегациями, «десантами», выступают на литературных площадках и митингах, посвящённых выдающимся поэтам Смоленщины - М.В.Исаковскому, А.Т. Твардовскому, Н.И. Рыленкову, а также писателю Б.Л. Васильеву, на мероприятиях в Смоленской областной универсальной научной библиотеке им. А.Т. Твардовского, городских библиотеках, в Литературной гостиной, созданной при Смоленском государственном музее-заповеднике. И, как правило, - бескорыстно и безвозмездно, можно сказать, на волонтёрских началах. Каждому члену писательской организации поставлена задача находить таланты, особенно среди молодёжи, и работать с ними. И члены нашей организации, основанной более 90 лет назад М.В.Исаковским, в большинстве своём стремятся продолжать и преумножать то разумное, доброе, и вечное, что сделано было нашими классиками для гуманизации и гармонизации гражданского общества в рамках своего времени.

Совместно с работниками Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А.Т.Твардовского проводится литературный конкурс «БиблиоПарнас», охватывающий все районы Смоленщины, привлекая одарённых талантливых авторов для участия в нём.

На основе Смоленской писательской организации создано Смоленское областное объединение православных писателей под руководством Н.Н.Кеженова, члена правления Смоленской областной организации СП России. Оно проводит заседания и мероприятия под влиянием и духовном пастырстве руководителя комиссии по работе православных библиотек при Свято-Успенского соборе митрофорного протоиерея отца Михаила (Горового). Регулярно, не реже одного раза в месяц, проводятся занятия при Успенском соборе, осуществляется духовно-нравственная и культурно-просветительская работа в вузах, в том числе Военной академии войск ПВО РФ, школах и гимназиях, среди студентов и учащихся, а также среди детей с ограниченными возможностями.

В плане привлечения к литературному творчеству как можно больше смоленских авторов ежемесячно проводятся заседания «Родника» - творческого объединения, созданного смоленским поэтом Ю.В.Пашковым, и оно теперь носит его имя. Его возглавляет Л.Сердечная, член Смоленской областной организации СП России.

Одним из важнейших факторов развития литературного процесса и охвата как можно большего числа творческих людей является проведение конкурсов. Наиболее значимой стала форма организации Международного Симоновского конкурса совместно с Могилёвским региональным отделением «Русского общества» и Могилёвским отделением Союза писателей Беларуси, в конкурсную комиссию вошли члены нашей Смоленской писательской организации в качестве сопредседателя и членов жюри.

Осуществляется постоянное взаимодействие с творческими организациями регионов России: правлением и секретариатом Союза писателей России, Литературным сообществом писателей России, Общероссийским литературным сообществом (в правление этих трёх организаций входит председатель Смоленской областной организации Союза писателей России). Налажены информационные и творческие связи с региональными организациями СП России Московской, Ленинградской, Псковской, Брянской, Орловской областей, с Ассоциацией «Содружество литераторов Верхневолжья» (в рамках Соглашения о сотрудничестве в сфере культуры Смоленской и Тверской областей).

При Смоленской писательской организации вышло в свет девять номеров альманаха «Сторона родная», осуществляется выпуск 1-го Всероссийского литературного журнала (Смоленский региональный выпуск) «ЛиФФт» (проект «Литературный фестиваль фестивалей»), Альманаха православных произведений смоленских авторов «Свет Одигитрии», литературно-художественного сборника «Связь поколений».

Таким образом, важнейшая задача, стоящая сегодня перед всей писательской организацией, - сеять смыслы добра и любви, человеколюбия и милосердия. Эти смыслы и есть те семена, которые осуществляют в сердцах и душах людей созидательную работу, помогая противостоять силам разрушения.

В информационном поле для освещения деятельности Смоленской областной организации СП России открыты два сайта.

В 2010 году М.Н.Парамонова, заместитель председателя правления Смоленской писательской организации, открыла основной сайт писательской организации: «Союз писателей России. Смоленская областная организация», освещая наиболее социально значимые события и проводимые мероприятия.

С начала 2018 года все мероприятия, проводимые при участии организации, а также её членами по отдельности, освещаются ещё и на сайте «Смолписатель», который ведёт Н.Н.Чепурных, член правления Смоленской областной писательской организации СП России.