Русская народная сказка "Марья Моревна" повествует читателю об удивительной в своем постоянстве, удивительной в упорном преодолении страхов и трудностей, любви. Иван-царевич, главный герой сказки - имеет доброе сердце, способное преданно любить и бороться за свое счастье. Именно целеустремленность Ивана-царевича, его упорство в достижении поставленной цели привели главных героев сказки к счастливому финалу.
Красавица Марья Моревна, по имени которой названа сказка, своей красотой вызывает упрямое намерение Кощея Бессмертного похищать ее и держать в своих владениях. Такие "Кощеи" порой встречаются и в реальной жизни. Властью и богатством, а иногда и шантажом, пытаются привлечь к себе чужих жен, невест, чтобы потом хвастаться своей успешностью. Ни на какие романтические чувства Кащей не способен - Марья Моревна нужна ему исключительно для престижа.
Но Марья Моревна, как и ее возлюбленный супруг Иван-царевич, не из тех, кто пасуют перед трудностями. Даже угроза смерти не останавливает Ивана-царевича от третьей попытки побега вместе с женой из Кощеевых владений. По сюжету сказки, Кащей исполняет свою угрозу - жестоко убивает Ивана-царевича. В реальной жизни это означало бы конец истории, однако в сказках смерть главного героя часто символизирует сильное потрясение, упадок духа, подавленность и отчаяние.
Сказочный момент оживления убитого Кощеем Ивана-царевича с помощью волшебных вод моделирует те жизненные ситуации, когда человек, уставший от невыносимо тяжелой борьбы с препятствиями, как бы мертвеет духовно, впадает в депрессию. Тут то как раз и нужны друзья для подбадривания и помощи. Сказка учит тому, что даже из состояния самой глубокой депрессии можно и нужно выйти - это в своём роде та же самая борьба добра со злом, только происходящая внутри человека.
Сокол, орел и ворон, мужья трех сестер Ивана-царевича - символ надежной мужской дружбы. В свою очередь, жена царевича характеризуется не как пустая красотка, но как умная и умеющая выжидать подходящий для победы над врагом момент, воительница-королевна. Выведав у Кощея, что основная сила его в богатырском коне, Марья Моревна передает мужу необходимые сведения про способ достать такого же, как у Кощея, богатырского коня.
Волшебный богатырский конь - символ таких преимуществ одного противника над другим, которые не относятся к личным качествам. Это не сила духа, не храбрость, не ум, не находчивость и смекалка. С богатырским конем можно сравнить, например, материальный достаток, социальное положение, полезные связи, дорогостоящее техническое оборудование. Положительные личностные характеристики помогают выиграть честный бой, но если в силу вступают дополнительные скрытые факторы, то ни о каком честном поединке речь не идёт. Добыть такого же богатырского коня - значит уравнять шансы, добиться справедливости.
Линия веры людей в то, что добро всегда сильнее зла, проводится в сказке через приключения Ивана-царевича в угодьях бабы-яги. Многодневный голод, вынесенный царевичем по пути к бабе-яге, милосердное согласие не съедать птенца, не трогать пчелиного меда и не убивать для съедения львенка - равноценны акции, называемой в христианстве аскезой, то есть очень суровым постом, воздержанием. Зато приобретенные путем этой жертвы друзья (птица, пчеломатка и львица) спасают Ивана-царевича от смерти во владениях бабы-яги.
Есть люди, которые ради достижения своих эгоистичных интересов готовы "идти по головам". Этот путь многим представляется наиболее коротким и эффективным, однако же, за всё в жизни приходится платить - рано или поздно. Тем, кто привык ходить по чужим головам, нужно быть готовыми к тому, что однажды они почувствуют чужой ботинок и на своей голове. И наоборот, каждый, кто привык учитывать не только свои интересы, но и нужды и потребности окружающих, обязательно получит вознаграждение от жизни. Иван-царевич проявил человечность по отношению к животным в очень трудный жизненный период - и его новые знакомые впоследствии выручили его в ещё более сложных ситуациях.
Паршивый жеребенок, которого Иван-царевич хитроумно добыл по наущению пчелиной матки - быстро превратился в богатырского коня. Такие перемены случаются иной раз в социуме, когда умный руководитель своевременно замечает зачатки незаурядных способностей в ком-либо из малоприметных сотрудников и выращивает из такового ценный для производства кадр. Как известно, кадры решают все!Тот руководитель, который умеет растить хорошие кадры - растит и успешность своего бизнеса. Ведь хороший руководитель всегда становится на сторону добра, а добро всегда одерживает победу и приносит успех!
«Марья Моревна» краткое содержание русской народной сказки Вы можете вспомнить за 3 минуты.
«Марья Моревна» краткий пересказ
У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона.
Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.
Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит - а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.
Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.
Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.
Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.
Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.
Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.
Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.
Вырастил Иван Царевич из жеребенка прекрасного коня и все таки смог Марью Моревну в четвертый раз похитить. Кощей бросился в погоню и догнал было Ивана Царевича, но конь Ивана пнул его копытом и убил. А Иван Царевич добавил палицей, а потом останки его сжег и развеял.
И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.
«Марья Моревна» краткое содержание для читательского дневника:
- Иван Царевич выдает своих сестер замуж за Сокола, Ворона и Орла, а сам встречает Марью Моревну.
- Иван Царевич случайно освобождает Кощея, а тот уносит Марью Моревну.
- Трижды Иван пытался освободить супругу, и в последний раз Кощей изрубил его на кусочки.
- Зятья Ивана собрали его и оживили и отправился он к Бабе Яге за хорошим конем.
- С помощью львицы, птиц и пчел, он сберег коней и забрал жеребенка.
- Баба Яга в погоне за Иваном гибнет на мосту через огненную реку.
- Кощей в погоне за Иваном гибнет от копыта и палицы.
- Жили они долго и счастливо.
Л.В. Ефимцева, Т.Ф. Ошуркова
Великий космический ритуал жизни,
смерти и возрождения в
Русской народной сказке «Марья Моревна»
(пособие для родителей)
МАРЬЯ МОРЕВНА
(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него
было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья
Анна-царевна.
Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:
— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе
не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад
погулять.
Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.
— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к
ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом;
хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
— Коли люб ты сестрице, я ее не держу — пусть с идет!
Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошел
Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с
вихрем, с молнией.
— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич.
Только пришли во дворец — как ударил гром, распалася крыша, раздвоился
потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем.
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И
посватал Ольгу-царевну.
Отвечает Иван-царевич:
— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.
Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее
и унес в свое царство.
Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
— Пойдем, во зеленом саду погуляем!
Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.
— Вернемся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и
влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были
хороши собой, а этот еще лучше.
— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за
меня Анну-царевну.
— Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.
Вышла за Ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство. Остался
Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно.
— Пойду, — говорит, — искать сестриц.
Собрался в дорогу, шел, шел и видит — лежит в поле рать-сила побитая
Спрашивает Иван-царевич:
— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
— Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна.
навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.
— Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет — по воле аль по неволе?
Отвечал ей Иван-царевич:
— Добрые молодцы по неволе не ездят!
— Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне
и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство:
пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну
собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не
вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил
дверь, глянул — а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кащей у Ивана-царевича:
— Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел,
не пил — совсем в горле пересохло!
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!
Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил
третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кащей Бессмертный. — Теперь тебе никогда
не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную
королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:
„Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!"
Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У
дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился
оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Ах, шурин мой любезный!
Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его
здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них
царевич три дня и говорит:
— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну,
прекрасную королевну.
— Трудно тебе сыскать её,— отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай
свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.
Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он
день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле
дворца дуб стоит, на дубу орел сидит.
Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет.
Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про
здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич
погостил у них три денька и говорит:
— Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну,
прекрасную королевну.
Отвечает орел:
— Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее
смотреть, тебя вспоминать.
Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.
День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух,
возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.
Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет.
Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его
целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье
рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
— Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает ворон:
— Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее
смотреть, тебя вспоминать.
Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День
шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего
милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и
выпустил Кащея Бессмертного?
— Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не
видать Кащея Бессмертного; авось не догонит!
Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под
ним добрый конь спотыкается.
Отвечает
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить,
в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда
вдогонь ехать — и то поспеем!
— Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня
напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!
Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.
Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея
Бессмертного дома не случилося.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.
— Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали.
Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— А можно ли догнать их?
— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива
наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и
то поспеем!
Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича.
— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял
ее и увез к себе.
Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей
Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося.
— Поедем. Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.
— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.
Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый
конь спотыкается.
— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его на мелкие куски и поклал
в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в
синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел
за живой водою, а ворон — за мертвою.
Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски
Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой
водою — тело срослось, соединилось; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич
вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!
— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к
нам в гости.
— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну. Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кащея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.
Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кащея выспрашивать. Кащей
— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет
баба-яга. У ней есть такая кобылица, на которой она каждый год вокруг света
облетает. Много у ней и других славных кобылиц. Я у ней три дня пастухом
был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба-яга дала мне одного
жеребеночка.
— Как же ты через огненную реку переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза,
сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!
Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да
ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел
он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми
детками. Иван-царевич говорит:
— Съем-ка я одного цыпленочка.
— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я
— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку.
Пчелиная матка отзывается:
— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь. Он
— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!
— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица.— В некоторое время я тебе
пригожусь.
— Хорошо, пусть будет по-твоему!
Побрел голодный. Шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать
шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по
— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего три дня. Если упасешь
моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся —
торчать твоей голове на последнем шесте.
Иван-царевич согласился. Баба-яга его накормила-напоила и велела за дело
приниматься.
Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по
лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем
пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже
на закате, прилетела заморская птица и будит его:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома.
Царевич встал, домой пришел, а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц.
— Зачем вы домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам
глаза не выклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.
Переспал ночь Иван-царевич; наутро Баба-яга ему говорит:
— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть
твоей буйной головушке на шесте!
Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по
дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул.
Солнышко село за лес; прибежала львица.
— Вставай, Иван-царевич, кобылицы все собраны.
Иван-царевич встал и пошел домой. Баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит
на своих кобылиц:
— Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть
нас совсем не разорвали.
— Ну, вы завтра забегите в сине море.
Опять переспал ночь Иван-царевич; наутро посылает его Баба-яга кобылиц
— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.
Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и
забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень,
заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:
— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, Бабе-яге
на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть
паршивый жеребенок — в навозе валяется; ты возьми его и в глухую полночь
уходи из дому.
Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями. Баба-яга и шумит
и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего
света и давай нас со всех сторон жалить до крови!
Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у нее паршивого
жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки,
махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис
через реку высокий, славный мост.
Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два
раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась
баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; вo весь
дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след
заметает.
Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!». Поехала по
мосту, только добралась до средины — мост обломился, и баба-яга в реку
свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась!
Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь.
Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею.
— Как тебе удалось от смерти избавиться?
— Так и так, — говорит. — Поедем со мной.
— Боюсь, Иван-царевич! Если Кащей догонит, быть тебе опять изрублену.
— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица
летит. Сели они на коня и поехали.
Кащей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.
— Нет, не утерплю, — говорит Кащей Бессмертный, — поеду в погоню. Долго ли,
коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его
острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом
Кащея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.
После того накидал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кащея
Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
Марья Моревна села на Кащеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они
в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут,
всюду встречают их с радостью:
— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты
хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать —
другой не найти!
Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе
жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Солнцепутие
Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у
наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством
выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной
мудрости, сконцентрированной в слове».
С - буквица «Слово», образ: «Слове»
К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в »
АЗ - имя буквицы « А », образ: «земных основ,»
«Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове».
СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных»
АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал»
КА - корневая форма; образ: «Одна из форм»
«Одна из форм Духовных начал».
А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей.
М - буквица «Мыслете», образ: «мысли»
И - буквица «Иже», образ: «энергии»
I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя»
Ъ - буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил»
«Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил»
Поэтому и сказка, и миф - это принципы и архетипы, которые
проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические
события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует
воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира
нашими Предками.
В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет,
заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем
своей супруги, похищенной Кащеем.
В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу,
отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога - покровителя Ярилы
Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том,
что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного
Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что:
Нет деяний Белобога без деяний Чернобога;
Чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога;
Нет рождения Нового без смерти Старого;
Нет смерти Старого без рождения Нового.
И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и
Даждьбог неразлучно связаны. Это - Мара, Марёна, Марья Моревна.
Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»;
ЁН - звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»;
А - буквица «Азъ», образ: «Асу Земли»
«Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли».
МА - корневая форма, образ: «Великая Мать»;
РА - корневая форма, образ: «Света»
«Великая Мать Света».
МАРА - МАРЁНА - МАРЬЯ-МОРЕВНА - Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи,
Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих.
Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле, когда Мать ПриРода
набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного
мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему
человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара
даёт наставления - в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.
Мара Свароговна - супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея.
Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью - в царстве Кащея. Марёнушка
«разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону
одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг
к другу, Кащея - Тьму и Даждьбога - Свет, Мара преподносит одному из них по
очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется
ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и
смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в
жизнь Иную.
С - буквица «Слово», образ: «материализации»;
МЕР - корневая форма, образ « меру»;
ТЬ - корневая форма, образ: «творящая»
«Творящая меру материализации».
Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения
проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего
солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.
Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из
скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья - Моревна» в обработке А.Н.
Афанасьева.
Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке
вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.
В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего
солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом:
похоронив родителей, Иван-царевич отдает замуж троих своих сестер и остается
в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению
Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя.
Как свидетельствует подтекст сказки, Кащей в это время висит скованный на
двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему
Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц».
АК/КА - корневая форма, образ: «одна из форм»;
УК - имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»;
КС - звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»;
«Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа».
Оба они находятся в положении бездействия.
Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия.
дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном
полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день
становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает.
Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия,
когда Ярила - Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе
разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из
четырёх важнейших праздников Солнцепутия - Масленица, который празднуется
девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия.
Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной
рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты.
Сожжение чучела, как символа Богини Марены - это позднее языческое
наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине.
Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего
завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери
Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек
Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В
этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают
через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут
блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых
птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание.
В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты.
Во время масленицы также празднуют Комоедицу - Медвежий (Велесов)
праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого
Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой
Марья Моревна
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли. Умирая, они сыну наказывали:
– Кто первый за сестер станет свататься, за того и отдавай – при себе не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять.
Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.
– Пойдемте, сестрицы, домой, – говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец – как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:
– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом: хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
– Коли люб ты сестрице, я ее не держу – пусть идет.
Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами – целого года как не бывало. Пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.
– Пойдемте, сестрицы, домой, – говорит царевич.
Только пришли во дворец – как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел. Ударился орел об пол и сделался добрым молодцем.
– Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ездил, а теперь пришел сватом.
И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
– Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет, я с нее воли не снимаю.
Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж. Орел подхватил ее и унес в свое царство.
Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
– Пойдем, во зеленом саду погуляем!
Погуляли немножко. Опять встает туча с вихрем, с молнией.
– Вернемся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть – как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон. Ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот еще лучше.
– Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом: отдай за меня Анну-царевну.
– Я с сестрицы воли не снимаю. Коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.
Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство.
Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.
– Пойду, – говорит, – искать сестриц.
Собрался в дорогу, шел, шел и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
– Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
– Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
– Здравствуй, царевич. Куда тебя бог несет – по воле аль по неволе?
Отвечает ей Иван-царевич:
– Добрые молодцы по неволе не ездят.
– Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад: две ночи в шатрах ночевал. Полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство. Пожили они вместе столько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
– Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул – а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
– Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил – совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:
– Мне одним ведром не залить жажды. Дай еще!
Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье; а как выпил третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
– Спасибо, Иван-царевич, – сказал Кощей Бессмертный, – теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны как ушей своих!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.