Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

Старейший театр оперы и балета в России. Официальное название - Государственный академический Большой театр России. В разговорной речи театр называют просто Большой .


Большой театр - памятник архитектуры. Современное здание театра выстроено в стиле ампир. Фасад украшают 8 колонн, на портике - статуя древнегреческого бога искусств Аполлона, управляющего квадригой - двухколесной колесницей, запряженной в ряд четверкой коней (работа П.К. Клодта). Интерьеры театра богато украшены бронзой, позолотой, красным бархатом, зеркалами. Украшают зрительный зал хрустальные люстры, вышитый золотом занавес, роспись потолка, на котором изображены 9 муз - покровительниц разных видов искусства.
Год рождения театра - 1776 г., когда в Москве была организована первая профессиональная театральная труппа. В театре шли оперные, балетные и драматические спектакли. Собственного помещения труппа не имела, до 1780 г. спектакли ставились в доме графа Воронцова на Знаменке. Поэтому первоначально театр называли Знаменским, а также «театром Медокса» (по фамилии директора театра М. Медокса). В конце 1780 г. на Петровской улице было построено первое здание театра (архитектор Х. Розберг), и он стал называться Петровским. В 1805 г. здание театра сгорело, и в течение 20 лет спектакли шли на различных площадках Москвы: в Доме Пашкова , в Новом Арбатском театре и др. В 1824 г. архитектором О.И. Бове для Петровского театра было построено новое большое здание, второе по размерам после миланского «Ла Скала», поэтому театр стал называться Большим Петровским. Открытие театра состоялось в январе 1825 г. Тогда же драматическая труппа отделилась от оперной и балетной и переехала в новый - , построенный рядом с Большим.
В начале ХIХ в. в Большом театре ставились в основном произведения французских авторов, но вскоре появились первые оперы и балеты русских композиторов А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева , А.Е. Варламова . Руководителем балетной труппы был ученик Ш. Дидло - А.П. Глушковский. В середине века на сцене театра появились знаменитые европейские романтические балеты «Сильфида» Ж. Шнейцгофера, «Жизель» А. Адана, «Эсмеральда» Ц. Пуни.
Главным событием первой половины ХIХ в. стали премьеры двух опер М.И. Глинки - «Жизнь за царя» (1842 г.) и «Руслан и Людмила» (1846 г.).
В 1853 г. театр, построенный О.И. Бове, уничтожил пожар. Погибли декорации, костюмы, редкие инструменты, нотная библиотека. В конкурсе на лучший проект восстановления театра победил архитектор Альберт Кавос . По его проекту было построено здание, которое стоит до сих пор. В августе 1856 г. новый Большой театр открылся. В нем выступали оперные знаменитости Европы. Послушать Дезире Арто, Полину Виардо, Аделину Патти съезжалась вся Москва.
Во второй половине века расширился и русский оперный репертуар: была поставлена «Русалка» А.С. Даргомыжского (1858 г.), оперы А.Н. Серова - «Юдифь» (1865 г.) и «Рогнеда» (1868 г.); в 1870–1880-х гг. - «Демон» А.Г. Рубинштейна (1879 г.), «Евгений Онегин» П.И. Чайковского (1881 г.), «Борис Годунов» М.П. Мусоргского (1888 г.); в конце века - «Пиковая дама» (1891 г.) и «Иоланта» (1893 г.) Чайковского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова (1893 г.), «Князь Игорь» А.П. Бородина (1898 г.). Это способствовало тому, что в труппу пришли певцы, благодаря которым в следующем веке опера Большого театра достигла огромных высот. В конце ХIХ - начале XX в. в Большом театре пели Федор Шаляпин , Леонид Собинов , Антонина Нежданова , прославившие русскую оперную школу.
В великолепной профессиональной форме в конце XIX в. был и балет Большого театра. В эти годы здесь были поставлены , «Спящая красавица», Чайковского. Эти произведения стали символом русского балета, и с тех пор они постоянно в репертуаре Большого театра. В 1899 г. в Большом дебютировал балетмейстер А.А. Горский, с именем которого связан расцвет московского балета первой четверти XX в.
В XX в. в Большом театре танцевали великие балерины - Галина Уланова и Майя Плисецкая . На оперной сцене выступали кумиры публики - Сергей Лемешев , Иван Козловский , Ирина Архипова , Елена Образцова . Много лет в театре проработали выдающиеся деятели российского театра - режиссер Б.А. Покровский , дирижер Е.Ф. Светланов , балетмейстер Ю.Н. Григорович .
Начало XXI в. в Большом театре связано с обновлением репертуара, приглашением для постановок знаменитых театральных режиссеров и балетмейстеров разных стран, а также с работой ведущих солистов труппы на сценах зарубежных театров.
В Большом театре проводятся Международные конкурсы артистов балета. При театре работает Хореографическое училище.
На зарубежных гастролях балет Большого театра часто называют The Bolshoi ballet. Это наименование в русском варианте - Большой балет - в последние годы стало использоваться и в России.
Здание Большого театра на Театральной площади в Москве:

Зал Большого театра:


Россия. Большой лингвострановедческий словарь. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина. АСТ-Пресс . Т.Н. Чернявская, К.С. Милославская, Е.Г. Ростова, О.Е. Фролова, В.И. Борисенко, Ю.А. Вьюнов, В.П. Чуднов . 2007 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ ТЕАТР" в других словарях:

    Большой Театр - Здание Основной сцены Большого театра Место нахождения Москва, Координаты 55.760278, 37.618611 … Википедия

    Большой театр - Большой театр. Москва. Большой театр (Государственный академический театр оперы и балета России) (, 2), крупнейший центр российской и мировой музыкальной культуры. История Большого театра восходит к 1776 (см.). Первоначальное название Петровский … Москва (энциклопедия)

    Большой театр - Государственный академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский театр оперы и балета, крупнейший центр русской, советской и мировой музыкальной театральной культуры. Современное здание театра построено в 1820 24… … Художественная энциклопедия

    Большой театр - Большой театр. Театральная площадь в день открытия Большого театра 20 августа 1856 . Картина А. Садовникова. БОЛЬШОЙ ТЕАТР Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К.… … Русская история

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), театр оперы и балета. Один из центров русской и мировой музыкально театральной культуры. Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1824 (архитектор О.И. Бове; реконструировано в 1856, архитектором А.К.… … Современная энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный академический (ГАБТ), Основан в 1776 в Москве. Современное здание с 1825 (архитектор О. И. Бове; реконструировано в 1856, архитектор А. К. Кавос). Ставились иностранные и первые русские оперы и балеты М. И. Глинки, А. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Большой театр - У этого термина существуют и другие значения, см. Большой театр (значения). Большой театр … Википедия

    Большой театр - БОЛЬШÓЙ ТЕÁТР, Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР (ГАБТ), ведущий советский муз. т р, сыгравший выдающуюся роль в формировании и развитии нац. традиций балетного иск ва. Его возникновение связано с расцветом рус.… … Балет. Энциклопедия

    БОЛЬШОЙ ТЕАТР - Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза ССР, старейший рус. муз театр, крупнейший центр муз. театральной культуры, здание к рого являлось также местом проведения съездов, торжеств. заседании и др. обществ. мероприятий. Осн … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • Большой театр Культура и политика Новая история , Волков С. , Большой театр - один из самых прославленных брендов России. На Западе слово Bolshoi не нуждается в переводе. Сейчас кажется, что так было всегда. Отнюдь. Долгие годы главным музыкальным… Категория:

Название : Большой театр (ru), Bolshoi Theatre (en)

Другие названия : Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)

Местонахождение : Москва (Россия)

Создание :

  • 1825 г.: открыт театр по проекту О. И. Бове, А. А. Михайлов (площадь 1818-1824 гг., театр - 1821-1824 гг.)
  • 1853 - 1856 гг.: восстановлен по проекту архитектора Альберта Кавоса
  • 1886 -1893 гг. : задняя сторона театра перестроена архитектором Э. К. Гернетом
  • 2005 - 2011 гг.: реконструкция

Стиль : Классицизм

Архитектор(ы) : О. И. Бове, А. А. Михайлов

Архитектура Александрийского театраsit

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Существующий ныне Большой оперный театр в Москве, построенный Кавосом, является одним из крупнейших театров Европы. Строительство этого театра осуществлялось на тех же принципах, что и в Александрийском театре в Петербурге, то есть вся роскошь и все удобства были сосредоточены на помещениях, связанных с царской ложей и с фойе, обслуживающим эту ложу, а также лучшие ложи бенуара и бельэтажа.

Центральный вестибюль за главным портиком и обе прилегающие к нему огромные парадные лестницы были предназначены для того, чтобы лишь в редких случаях служить входом в среднюю главную ложу. Входы для рядовых посетителей запроектированы сбоку через очень скромные боковые вестибюли, откуда по специальным лестницам можно попасть в ярусы. Угловые полукруглые лестницы менее удобны, нежели в Александринском театре. Боковые фойе и буфеты довольно просторны, зрительный зал в плане решен очень хорошо. Кривую зрительного зала Кавос построил как среднюю между французской и итальянской кривой. Вследствие этого зрительный зал очень удачен как в акустическом, так и в оптическом отношении. Портал имеет очень широкое раскрытие (20 м), и по размеру рампы Большой театр еще до недавнего времени занимал первое место в Европе. Зал имеет партер, небольшой амфитеатр в задней части, 6 ярусов лож и вмещает 2 300 зрителей. Архитектурная обработка зала богата, но монотонна, чему способствует плоский и не интересный по живописи плафон. В общем, однако, огромный зрительный зал, благодаря удачному очертанию в плане, ритмично опоясанный барьерами лож, при богатой отделке с обилием золота, живописи и красного бархата, которым декорированы все ложи и обита мебель партера, очень хорош. Зрительный зал Большого театра во время спектакля, залитый морем электричества, с великолепным оркестром из 100 музыкантов, с огромной сценой, раскрывающей феерию оперных и балетных декораций, производит необыкновенно праздничное, нарядное впечатление.

Центральное фойе обработано богато, но тяжеловесно. Сцена очень большая и решена в плане с узкими боковыми помещениями, открытыми на сцену, для размещения в них декораций. Сцена сравнительно невысока (24 м), под один уровень с залом и с неглубоким трюмом (6 м). Планшет сцены значительно приподнят над уровнем земли и имеет сзади открытый довольно крутой пандус для подачи на сцену громоздких предметов. Артистические уборные комфортабельны и расположены удобно по обе стороны сцены.

Что касается внешней архитектуры, то ныне существующий Большой театр значительно ниже по качеству, нежели сгоревший театр Бове. Но в целом, благодаря огромным размерам. хорошим основным массам и исключительно удачной масштабности, Большой театр производит весьма импозантное впечатление. Колонны главного портика Большого театра настолько правильно взяты по своим абсолютным размерам, что служат масштабом при суждении о всякого рода высотных элементах современной архитектуры. Фасады Большого театра удачны и по своим членениям. Недостатком их архитектуры являются обилие, нзмельченность и сухость деталей. Фронтон увенчан великолепной бронзовой квадригой с четверкой лошадей и Аполлоном на колеснице.

    Источники:

  • М.Г. Бархин Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества Наука, М. 1979 г.
  • Архитектура гражданских и промышленных зданий: Учебник для вузов. В 5-ти т./Моск. инж.-строит. ин-т им. В.В. Куйбышева; Под общ. ред. В. М. Предтеченского. - М.: Стройиздат, 1975 - Т.I. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. 2-е изд., перераб. 1978. 255 с, 227 ил.
  • "История русской архитектуры" под редакцией С.В. Безсонова Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре 1951 г.
  • Е.Б. Новикова "Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)" . - М.: Стройиздат, 1984. - 272 с., ил.

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.