Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Композиция «Войны и мира « поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они
нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев
связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой
исторически правдиво создаёт образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в
репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей мы прежде всего видим проявление той «теплоты патриотизма»,
которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.
Одного из мужиков-партизан писатель рисует более крупным планом. Это «самый полезный и храбрый человек» в отряде
Денисова – Тихон Щербатый. В образе Тихона воплощены дух народа-мстителя, находчивость и удаль русского крестьянства. С
топором в руках идёт он на врага не потому, что кто-то его понуждает, а под воздействием естественного патриотического
чувства и ненависти к непрошеным гостям. Эти чувства настолько сильны, что Тихон становится порой жестоким, французы для
него не люди, а враги и только враги.
Мы ещё не видим Тихона, но образ его раскрывается в том, как о нём говорят его товарищи по оружию. В их грубоватых
словах чувствуется восхищение, уважение, даже своеобразная ласка: «Эка шельма», «Ну ловок», «Экая бестия». Движения его
ловки и быстры: в первый раз мы видим его бегущим, видим, как он свалился в речку, выбрался, побежал дальше. Он весь в
порыве, в действии. Так же динамична его речь: «Один и навернись... Я его таким манером и сгрёб... Пойдём, говорю, к
полковнику. Как загалдит! А тут их четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол,
Христос с вами...»
Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах отличает Тихона. Он был не только самый
полезный и храбрый человек, но и «шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину».
Полной противоположностью Тихона Щербатого является Платон Каратаев. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех
людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всём хочет видеть
«торжественное благообразие». И внешний облик Каратаева, и голос его, и манера говорить с «нежно-певучею лаской», и сам
характер его речей, полных раздумий о жизни, о людях, - всё резко отличает его от Щербатого.
Тихон о Боге не вспоминает, надеется только на себя, на свою силу и ловкость. А «круглый солдатик Апшеронского полка»
мыслит такими афоризмами: «Не нашим умом, а божьим судом», «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». В этих
пословицах – веками слагавшаяся философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в
которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон не из тех,
кто активно вмешивается в жизнь. Он скорее готов «безвинно напрасно пострадать».
В Платоне живёт дух правдоискательства, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду.
«Солдатик Апшеронского полка» навсегда остался мирным крестьянином-тружеником.
В душе Каратаева накопилась та же боль за отчизну, что и у всех русских людей. Живёт в нём и вера в гибель нашествия.
Но Платона, с его лаской и добротой, распространяющейся равно на всех людей, трудно представить себе сражающимся. Он не
робок, но любовь его не обернётся ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни
пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Вообще отдельная человеческая личность, и его собственная в том
числе, лишена для него значения: «...жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она
имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». И на вопрос: «Ты кто же, солдат?» – он отвечает
во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка» – и фамилию свою называет так: «Каратаевы прозвище...»
В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел
в жизни. И всё-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву не однозначно.
Рисуя борющийся народ, художник, верный жизненной правде, не мог изобразить его как народ Каратаевых. Писатель
прославляет не пассивный, а борющийся народ: «...благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как
по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею
до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».

Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».

Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса. Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою. Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу. — Пленного дайте сюда, — негромко сказал Денисов, не спуская глаз с французов. Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения. Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего-нибудь важного. — Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? — сказал Денисов, весело блеснув глазами. — Место удобное, — сказал эсаул. — Пехоту низом пошлем — болотами, — продолжал Денисов, — они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, — Денисов указал на лес за деревней, — а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу... — Лощиной нельзя будет — трясина, — сказал эсаул. — Коней увязишь, надо объезжать полевее... В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем-то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы. — Ведь это Тихон наш, — сказал эсаул. — Он! он и есть! — Эка шельма, — сказал Денисов. — Уйдет! — щуря глаза, сказал эсаул. Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились. — Ну ловок, — сказал эсаул. — Экая бестия! — с тем же выражением досады проговорил Денисов. — И что он делал до сих пор? — Это кто? — спросил Петя. — Это наш пластун. Я его посылал языка взять. — Ах, да, — сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова. Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что миродеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества. — Мы французам худого не делаем, — сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. — Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали... — На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его. Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки. Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое — выворотить плечом из грязи повозки, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, — все указывали, посмеиваясь, на Тихона. — Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, — говорили про него. Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренно и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон. — Что, брат, не будешь? Али скрючило? — смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных. Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Полная картина жизни в романе

Среди представителей дворянства образ Платона Каратаева в «Войне и мире» Толстого выделяется особенно ярко и выпукло. Создавая своё произведение, писатель стремился наиболее полно отобразить картину современной ему эпохи. В романе перед нами проходят многочисленные лица, разнообразные характеры. Мы знакомимся с императорами, фельдмаршалом, генералами. Изучаем жизнь светского общества, быт поместного дворянства. Не менее важную роль для понимания идейного содержания произведения играют герои из простого народа. Лев Николаевич Толстой, хорошо знавший условия жизни людей низшего сословия, талантливо отображает её в своём романе. Запоминающиеся образы Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Анисьи, охотника Данилы созданы писателем с особенно тёплым чувством. Благодаря этому перед нами возникает реалистичная и объективная картина жизни людей первой половины девятнадцатого века.

Мягкий облик Платона

Самым значительным персонажем из простонародья, безусловно, является Платон Каратаев. Именно в его уста вложена авторская концепция общей жизни и смысла существования человека на земле. Читатель видит Платона глазами Пьера Безухова, попавшего в плен к французам. Именно там происходит их знакомство. Под влиянием этого простого человека образованный Пьер меняет своё мировоззрение и находит верную дорогу в жизни. С помощью описания внешности и речевой характеристики автору удаётся создать неповторимый образ. Круглый и мягкий облик героя, неторопливые, но ловкие движения, ласковое и приветливое выражение лица излучают мудрость и добро. Платон с одинаковым участием и любовью относится к товарищам по несчастью, к своим врагам и к бродячей собаке. Он олицетворение лучших качеств русского народа: мира, добра, душевности. Речь героя, насыщенная поговорками, присказками, афоризмами, льётся размеренно и плавно. Он неспешно повествует о своей нехитрой судьбе, рассказывает сказки, напевает песни. Мудрые выражения легко, как птицы, слетают с его языка: «Час терпеть, а век жить», «Где суд, там и неправда», «Не нашим умом, а Божьим судом». Постоянно занятый полезным трудом, Платон не скучает, не рассуждает о жизни, не строит планов. Он живёт сегодняшним днём, во всём полагаясь на волю Бога. Познакомившись с этим человеком, Пьер понял простую и мудрую истину: «Жизнь его, как он сам смотрел на неё, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл как частица целого, которое он постоянно чувствовал».

Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Сравнительная характеристика

Мировоззрение и образ жизни Платона Каратаева наиболее близки и дороги писателю, но чтобы быть объективным и честным в изображении действительности, он использует сравнение Платона Каратаева и Тихона Щербатого в романе.

С Тихоном Щербатым мы встречаемся в партизанском отряде Василия Денисов. Этот человек из народа противопоставлен по своим качествам Платону Каратаеву. В отличие от миролюбивого и всепрощающего Платона герой полон ненависти к врагу. Мужчина не уповает на Бога и судьбу, а предпочитать действовать. Активный, смекалистый партизан является всеобщим любимцем в отряде. В случае необходимости он жесток и беспощаден и редко оставляет врага живым. Идея «непротивления злу насилием» чужда и непонятна Щербатому. Он «самый полезный и храбрый человек в отряде».

Давая характеристику Платону Каратаеву и Тихону Щербатому, Толстой сравнивает их внешние черты, качества характера и жизненную позицию. Тихон по-крестьянски трудолюбив и жизнерадостен. Он никогда не падает духом. Его грубоватая речь наполнена шутками и прибаутками. Сила, ловкость, уверенность в себе отличает его от мягкого и неторопливого Платона. Оба героя хорошо запоминаются, благодаря подробному описанию. Платон Каратаев – свежий опрятный, не имеющий седых волос. Тихона Щербатого выделяет недостаток зуба, отчего и пошло его прозвище.

Тихон Щербатый – персонаж, в котором олицетворяется образ русского народа – богатыря, ставшего на защиту своей Отчизны. Бесстрашие, сила и жестокость таких партизан вселяли ужас в сердца противника. Благодаря подобным героям, русский народ сумел одержать победу. Лев Николаевич Толстой понимает необходимость подобного поведения своего героя и частично оправдывает его в наших глазах.

Платон Каратаев – представитель другой половины русского народа, верящего в бога, умеющего терпеть, любить и прощать. Они, как половинки одного целого, необходимы для полного представления о характере русского мужика.

Дорогой автору образ Платона

Симпатии Льва Николаевича Толстого, безусловно, на стороне Платона Каратаева. Писатель – гуманист всю свою сознательную жизнь выступает против войны, самого бесчеловечного и жестокого, по его мнению, события в жизни общества. Своим творчеством он проповедует идеи нравственности, мира, любви, милосердия, а война несёт людям смерть и несчастья. Страшные картины Бородинского сражения, гибели юного Пети, мучительная смерть Андрея Болконского заставляют читателя содрогнуться от ужаса и боли, которые влечёт за собой любая война. Поэтому значение образа Платона в романе «Война и мир» трудно переоценить. Этот человек – воплощение главной идеи автора о гармоничной жизни в согласии с самим собой. Писатель сочувствует именно таким, как Платон Каратаев. Автор, например, одобряет поступок Пети, жалеющего французского пленного мальчика, понимает чувства Василия Денисова, не желающего расстреливать пленных французов. Толстой не приемлет бессердечность Долохова и излишнюю жестокость Тихона Щербатого, считая, что зло порождает зло. Понимая, что война невозможна без крови и насилия, писатель верит в победу разума и человечности.

Сочинение «Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир» лишь частично может вместить в себя идеи гуманизма и человеколюбия, которые хотел донести до читателя мудрый Лев Николаевич Толстой.

Тест по произведению

«Война и мир» представляет читателю героев, столкнувшихся с неожиданными жизненными перипетиями. Главными действующими лицами в произведении стали люди, чьи судьбы – лакмусовая бумажка эпохи. Сквозь образы героев автор преподносит вниманию аудитории собственную философию.

История создания персонажа

Толстой был уверен в том, что путь развития страны зависит не от желания конкретного правителя, а от воли народа. Духовная жизнь людей без званий и титулов определяет, каким образом закончится сражение и на чьей стороне будет триумф. Патриотизм играет важную роль в сложном противостоянии врагу в военное время. Гуманист и противник сражений, Толстой выступал против кровопролития. В сложные времена страну спасало не ораторское мастерство предводителей, а воля народа, отстаивавшего родную землю. Толстой верил в народный характер войны.

Проявляемая жестокость, желание мести становились аргументом для тех, на чью родину пришел враг. Партизанская война 1812 года захватывала сердце каждого русского человека.

Биография Тихона


Тихон Щербатый стал олицетворением партизан. Простой мужик из отряда Денисова, этот крестьянин оказался необходимым человеком. Выходец из села Покровское стал по-настоящему полезен отряду.

Внешность героя забавна. Прозвище оправдывается отсутствием одного зуба, что придает выражению лица хитроватый вид. В руках мужчины спорится любое дело. В полевых условиях ему нет равных: он разводит костер, добывает воду, сам делает посуду и готовит пищу. Противостояние захватчикам – истинное призвание героя. В отряде на нем лежит грязная работа. Поначалу он раскладывал костры и ухаживал за лошадьми. Его потенциал проявился позднее. Ночами лазутчик уходил на разведку и возвращался с трофеями в виде одежды французских солдат, приводил пленников. Спустя некоторое время Тихона перевели в казаки.


Мужчина передвигался пешком, но это не затормаживало его. Он шел наравне с кавалерией, неся мушкетон. Топор был главным орудием героя, символом жестокости и желания рвать врага зубами. Им солдат владел безупречно. В сражении герой выкладывался полностью. Крестьянин, которому жизнь сулила мирный труд, стал заступником для родной земли. Тихон Щербатый – воплощение мстителя, пример храбрости русских воинов.

Окружающие восхищаются удалью мужчины. Его уважают за ловкость и смекалку. Ловкие и быстрые движения помогали ему выделиться в бою, урвав победу. Даже речь персонажа имеет особую динамику. Он постоянно находится в движении. Впервые Тихон предстает перед читателем в момент падения в воду. Выбравшись из брода, он, не задерживаясь, бежит дальше. Людям, живущим в быстром темпе, сопутствует чувство юмора, и Щербатый не является исключением.


Биография Щербатого мало известна, так как он является эпизодическим героем. Герою автор противопоставляет , миролюбивого крестьянина. Народный мститель и добродушный миролюбивый солдат становятся противоположностями. Толстой восхищается энергичностью Тихона, но преимущество отдает Платону, ратующему за доброту, веру в бога и гуманизм.

Щербатый, в сравнении с Каратаевым, грубоват, его юмор суров. Любовь к богу уходит для него на второй план. Герой верит лишь в собственные силы и, в отличие от своего антагониста, не надеется на помощь свыше. При этом сам мужчина – не из числа вершителей собственной судьбы.

«Война и мир»


В романе Тихон Щербатый появляется на короткое время и упоминается в нескольких главах мимоходом. Ему выделена одна сцена, подробно рисующая образ персонажа. Вместе с другими представителями отряда герой отдыхает после военной деятельности. При разговоре мужчин присутствует юный . Щербатый рассказывает о том, как брал в плен французского солдата – «языка». Это подвиг, сродни тем, благодаря которым русские солдаты смогли выиграть сражение на Бородинском поле. Значение подобных поступков простых людей сложно недооценить. Благодаря им война обретала определенный ход.

Рассказ Щербатого сопровождается шутками, и поначалу все смеются над ними. Но, когда Петя понимает суть происшествия, юноше становится не по себе. Смерть противника Тихон воспринимает как должное. Подобное отношение к людям чуждо молодому Ростову. Оправданность убийства в романе объясняется необходимостью стоять за правое дело.

  • Тихон Щербатый относится к числу персонажей, отдельное внимание которым уделяют не все режиссеры, заинтересованные в экранизации романа. К подобным относится и Долохов. Постановщики, ограниченные эфирным временем и необходимостью уложить произведение в привычный зрителю хронометраж, часто избавляются от эпизодических персонажей.

  • Впервые Тихон Щербатый появился на экране в исполнении – в ленте « », вышедшей в 1965 году. В 1972 году постановщик Джон Дейвис пригласил Уилла Лейтона для работы над ролью. В одноименном проекте 2007 года, созданном Робертом Дорнхельмом, в образе Щербатого предстал Лех Дыблик. Телесериал 2012 года представил аудитории Дэвида Куилтера в облике русского солдата.