Образная система «Войны и мира» исчисляется сотнями. На первый взгляд, кажется, что она просто не поддается описанию. Но все же это не так.
Группа исторических образов в романе
Прежде всего в эпопее действует группа , так как в произведении отражены реальные исторические события. Это император Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский, видный российский масон Баздеев. Центром этой группы являются антагонистические выступает не только как историк, но и философ. История творится людьми, ее течение стихийно скалывается из множества поступков, воль, интересов множества людей. Исторические личности же
«суть ярлыки, дающие наименование событию. Велик и истинно историчен тот государственный деятель, которые смог прочувствовать ход истории и подчинить свои действия ему. Такой человек не думает о значении собственной личности, о своей роли, он просто исполняет свой долг.
Таков Кутузов. Не таков Наполеон, самолюбивый, эгоистичный, мелочный в своем стремлении к славе. Девиз Толстого:
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,
— полностью определяет принципы построения образов исторических лиц.
Группа образов русского дворянства
Вторую группу персонажей представляет . Эта группа неоднородна, в ней выделяются два взаимопротивоположных лагеря:
- высший свет — петербург
- московское и поместное дворянство.
Высший свет эгоистичен, лжив, пронизан стремлением к собственной выгоде, отрезан от народа и нации. В центре петербургского общества семья Курагиных — князь Василий, его дети — Ипполит, Анатоль, Элен. Толстой подчеркивает физическую красоту и душевную ущербность каждого члена этой семьи.
«Там, где вы, там ложь,»
— говорит Пьер Элен.
Символично, что Элен умирает от неожиданной болезни, Анатоль теряет ногу после Бородинского сражения. Так писатель как бы играет роль судьи над своими героями. Такова и семья Друбецких — матери и сына Бориса. Борис в стремлении к богатству готов на все, он практически продает себя, женившись на Жюли Карагиной. Чем стремительнее карьера Бориса, тем дальше он оказывается от семьи Ростовых, к которой он был близок в детстве.
Московское и поместное дворянство, представленное как центральными героями романа, так и второстепенными, характеризует:
- высокое чувство ,
- близость к народу,
- умение подчинить собственные интересы интересам родины, высокое чувство красоты.
Таковы Ахросимова, дядюшка Ростовых, та московская барыня, которая покинула Москву со всею челядью, сознавая, что она не слуга Бонапарту. Эти персонажи появляются в романе только один раз, но именно они создают обобщенный образ лучших российских дворян.
Группа семей в романе «Война и мир»
В центре этой группы семьи Ростовых и Болконских, семьи Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николай и Марья).
Высокие нравственные качества, истинный патриотизм, идея служения отечеству, а не отдельным лицам, высокие требования к себе — вот, что отличает эти семьи.
Группа основных героев
Любимые герои Толстого, находятся в постоянной поиске истины, правды. Они совершают ошибки, теряют веру в жизнь, но каждый из них находит в себе силы искать истину дальше. Особую роль в романе в судьбе Пьера и Андрея играет . Эта героиня в высшей степени наделена умением любить.
«Сущность ее жизни — любовь»,
— говорит Толстой.
В любой обстановке Ростова естественна, она прекрасна духовно, и эту ее духовность сознают все герои, кроме, пожалуй, Анатоля Курагина. Дворяне, лучшие представители этого сословия, по Толстому, всегда близки к народу, который во многом и является мерилом истины.
Так, для каждого из героев встреча с человеком из народа является в какой-то мере откровением. Впервые князь Андрей начинает задумываться о лживости своего стремления к славе, когда видит подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении. Знание и понимание сущности жизни дает Пьеру общение с Платоном Каратаевым в плену.
Группа народных образов «Войны и мира»
Итак, еще одна группа образной системы романа — народ.
- и офицеры Тушин и Тимохин, которые составляют одно целое со своими солдатами, незаметные герои русских сражений,
- и купец Ферапонтов, открывающий амбары при отступлении из Смоленска,
- и солдаты батареи Раевского, с которыми судьба сводит Пьера в Бородинском сражении,
- и ополченцы, которые перед сражением надели чистые рубахи, как перед смертью,
- это и солдаты роты Тимохина, отказавшиеся пить водку перед Бородином («не такой день»),
- и девочка Малаша, невольная свидетельница совета в Филях, называющая Кутузова дедушкой и интуитивно чувствующая настроение и позиции присутствующих и многие, многие другие.
Патриархальность жизни истинного русского дворянства состояла в чувстве единения и господ, и слуг, что и показывает Толстой.
Среди народных образов Толстой выделяет два, которые воплощают в себе русские народные типы — Тихона Щербатова и Платона Каратаева.
- Тихон как самый нужный человек в отряде Денисова воплощает в себе силу, деятельный характер русского народа.
- Платон Каратаев — тип философа, который принимает эту жизнь во всех ее проявления, соотносит себя с Именно его мудрость помогает Пьеру пережить тяготы плена.
Грандиозность замысла Толстого нашла свое выражение и в глобальной системе образов, которая помогает читателю понять и почувствовать жизнь людей далекой от нас эпохи.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь«Гобсек отверг его, словно перышко, и отворил двери. Какое зрелище явилось перед нами! В комнате властвовал страшный беспорядок. Графиня стояла неподвижно, разлохмаченная, на лице у нее было выражение отчаяния. Застигнутая неожиданно, она растерянно смотрела на нас горящими глазами, а вокруг нее был разбросан всякий хлам, бумаги, одежда умершего, тряпье. Жутко было видеть этот хаос вокруг покойника. Едва лишь граф умер, его жена сломала все ящики в письменном столе, ковер вокруг нее устилали куски порванных писем; сундучок был сломан, портфели разрезаны – везде рыскали ее дерзкие руки. Возможно, сначала ее поиски были напрасными, но теперь ее вид и волнение свидетельствовали, что она, в конце концов, таки нашла тайные бумаги».
IV. Формирование умений и навыков
IV группа характеризует тех героев, которых бы они выделили еще (кроме упомянутых).
Я знаю, дорогая, добрая княжна,- сказала Анна Михайловна, хватаясь рукой за портфель и так крепко, что видно было - она не скоро его отпустит…Княжна молчала. Слышно было лишь звуки усилий борьбы за портфель. Видно было, что когда она заговорит, то заговорит неутешительно для Анны Михайловны.
Материалы для работы групп и ожидаемые результаты
III. Актуализация опорных знаний
Цель : помочь ученикам разобраться в сложности системы персонажей романа как носителей определенных идей и полноценных, художественно завершенных образов; развивать навыки характеризовать образы, их сопоставление, определение их роли в произведении, высказывание своих мыслей и их доказывание; воспитывать уважение к общечеловеческим морально-этическим нормам, стремление к самосовершенствованию.
Сего же вы молчите, мой кузен? – вдруг крикнула княжна так громко, что в гостиной услышали и испугались ее голоса.- Чего вы молчите, когда здесь неизвестно кто разрешает себе вмешиваться и делать сцены на пороге комнаты умирающего? Интриганка! – прошипела она люто и схватилась за портфель изо всей силы, но Анна Михайловна сделала несколько шагов, чтобы не отстать от портфеля, и перехватила руку».
Специфика системы образов романа «Война и мир» определяется прежде всего единым центром («мысль народная»), по отношению к которому характеризуются все герои романа. В группу персонажей, которые входят в общенародный «мир» (в нацию) или в процессе жизненных исканий находит путь соединения с ним, входят «любимые» автором герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Они относятся к типу романных героев, в отличие от эпических, к которым среди персонажей «мира» принадлежит Кутузов. Эпические образы обладают такими качествами, как статичность, монументальность, поскольку воплощают неизменные качества. Так в образе Кутузова представлены лучшие качества русского национального характера. Эти качества можно обнаружить и в романных героях, но они обладают изменчивостью, постоянно находятся в процессе поисков истины и своего места в жизни и пройдя через путь ошибок и заблуждений, приходят к решению своих проблем через единение со всей нацией - «миром». Таких героев еще называют «героями пути», они интересны и важны для автора, поскольку воплощают идею необходимости духовного развития, поиска пути самосовершенствования для каждого человека. В противоположность им среди романных персонажей выделяются «герои вне пути», остановившиеся в своем внутреннем развитии и воплощающие авторскую мысль: «спокойствие - душевная подлость» (Анатоль и Элен Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера, Берг, Жюли и другие). Все они входят в группу персонажей, которые находятся вне нации, отделены от общенационального «мира» и вызывают крайнее неприятие автора. При этом критерием определения места персонажа в системе образов по отношению к «мысли народной» является его поведение во время Отечественной войны 1812 года. Вот почему среди «героев пути» оказывается и такой персонаж, как Борис Друбецкой, который проходит свой путь исканий, но, озабоченный эгоистическими интересами, он меняется не к лучшему, а духовно деградирует. Если вначале он овеян поэзией чисто русской семьи Ростовых, то затем в своем стремлении сделать во что бы то ни стало карьеру и выгодно жениться он сближается с семьей Курагиных - входит в круг Элен, а потом, отказавшись от любви к Наташе, ради денег и положения в обществе женится на Жюли. Окончательная оценка этого персонажа дается во время Бородинского сражения, когда Друбецкой в момент наивысшего единения всей нации озабочен лишь своими эгоистическими корыстными интересами, рассчитывая, какой исход сражения ему выгоднее с точки зрения карьеры. С другой стороны, среди «героев вне пути» оказывается Николай Ростов, кровно связанный с самой любимой автором семьей, воплотившей в себе лучшие черты национального характера. Безусловно, это относится и к Николаю Ростову, но этот образ интересен писателю с другой точки зрения. В отличие от исключительных, неординарных натур, подобных князю Андрею и Пьеру, Николай Ростов - типичный средний человек. В нем воплотилось то, что присуще большей части дворянской молодежи. Толстой убедительно показывает, что главная опасность, таящаяся в таком характере, это отсутствие самостоятельности, независимости мнений и поступков. Недаром Николай так комфортно чувствует себя в условиях армейской жизни, не случайно у него всегда есть кумиры, которым он во всем подражает: сначала Денисов, потом Долохов. Человек, подобный Николаю Ростову, может проявить прекрасные черты своей натуры - доброту, честность, храбрость, истинный патриотизм, искреннюю любовь к близким, но может, как это следует из разговора между Николаем и Пьером в эпилоге, оказаться послушной игрушкой в руках тех, кому он подчиняется. В художественном полотне «Войны и мира» протягиваются нити «сцеплений» между разными группами персонажей. Единение всех слоев общества перед лицом опасности, грозящей отечеству, всей нации, показано через образные параллели, связывающие представителей различных групп дворянства и народа: Пьер Безухов - Платон Каратаев, княжна Марья - «божьи люди», старый князь Болконский - Тихон, Николай Ростов - Лаврушка, Кутузов - Малаша и другие. Но яснее всего «сцепления» проявляются в своеобразных образных параллелях, Соотносимых с противопоставлением двух основных контрастных человеческих типов. Удачное название придумал для них критик Н.Н. Страхов - «хищный» и «смирный» типы людей. В наиболее полном, законченном, «монументальном» виде это противопоставление представлено в образах эпических героев произведения - Кутузове и Наполеоне. Отрицая культ Наполеона, изображая его как «хищный тип», Толстой сознательно снижает его образ и противопоставляет образу Кутузова - истинно народного вождя, воплощающего дух нации, простоту и естественность народа, его гуманистическую основу («смирный тип»). Но не только в монументально-эпических образах Наполеона и Кутузова, но и в отдельных человеческих судьбах других - романных - героев как бы преломляются представления о «хищном» и «смирном» типе, что создает единство образной системы - романной и реализующей жанровые признаки эпопеи. При этом герои варьируются, дублируя друг друга и как бы перетекая друг в друга. Так, например, уменьшенным вариантом Наполеона в «романной» части оказывается Долохов, человек, который и в мирное время сумел привнести войну, агрессию. Черты Наполеона можно найти и в других персонажах, таких, как Анатоль Курагин, Берг и даже Элен. С другой стороны, Петя Ростов, подобно Кутузову, на войне умудряется сохранить домашний мирный уклад (например, в сцене, когда он предлагает партизанам изюм). Подобные параллели можно продолжить. Можно сказать, что к образам Наполеона и Кутузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные тем самым на людей «войны» и людей «мира». Так оказывается, что «Война и мир» - это изображение двух универсальных состояний человеческого бытия, жизни общества. Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором «Войны и мира». Эта целостность возникает только на основе культурных традиций и преданий. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на смерть. Но, безусловно, проявление «хищного» типа в большей мере относится к тем героям, которые стоят вне нации. Они воплощают вненациональную среду, вносящую в общенародный «мир» атмосферу вражды и ненависти, лжи и фальши. С этого и начинается роман. Салон Анны Павловны Шерер похож на прядильную мастерскую с ее упорядоченным, механическим раз и навсегда заведенным ритмом. Здесь все подчинено логике благопристойности и приличий, но нет места естественному человеческому чувству. Вот почему Элен, принадлежащая к этому обществу, несмотря на ее внешнюю красоту, признается автором эталоном ложной красоты. Ведь внутренняя сущность Элен безобразна: она эгоистична, корыстна, безнравственна и жестока, то есть целиком отвечает тому типу, который определен как «хищный». Чужеродными с самого начала выглядят в этой среде любимые герои Толстого - князь Андрей и Пьер. Оба не могут вписаться в этот внешне упорядоченный мир, где все исполняют свои роли. Пьер слишком естествен, а потому непредсказуем, а свободный и независимый Андрей Болконский, презирающий этот мир, никому не позволит сделать себя игрушкой в руках других людей. Но, как это не парадоксально, основное качество этого мира, которое связывается в романе с образом Наполеона и может быть названо «наполеонизм», присуще поначалу и Пьеру и князю Андрею. Как и для многих других современников этих героев, отраженных в литературе, например в образе Онегина, Наполеон - их кумир. Но их жизненный путь иной, чем у героев, связанных с салонной жизнью высшей аристократии и близких им по духу. Если путь Бориса Друбецкого - это приобщение к миру «наполеонизма», то путь любимых героев Толстого - избавление от него. Таким образом, рассматривая историю любимых героев, показывая их «диалектику души», Толстой ведет речь о необходимости и путях борьбы с «наполеонизмом» в душах людей, о пути избавления от эгоистических устремлений и соединения с интересами всего народа, всей нации. А это, безусловно, проблема, выходящая далеко за пределы изображаемой эпохи и прямо связанная с животрепещущими вопросами того времени, когда создавался роман. В исканиях Андрея Болконского и Пьера Безухова, несмотря на значительную разницу в их характерах, много общего, хотя их пути исканий имеют и ряд существенных отличий. Переворот в душе князя Андрея впервые происходит на поле Аустерлица, где он ищет славы, подобной наполеоновской, и как будто совершает настоящий подвиг. Но Толстой развенчивает его, показывая ложность идеалов князя Андрея в сравнении с «высоким бесконечным небом», то есть с тем, что неизмеримо выше любых эгоистических устремлений человека. «Высокое небо» высвечивает и истинную сущность бывшего кумира князя Андрея - Наполеона. Но попытка замкнуть себя в ограниченном семейном мире после возвращения из плена, рождения сына и смерти жены, не может удовлетворить высокие жизненные запросы Андрея Болконского. Пьер, одушевленный в то время масонскими идеями, выводит князя Андрея из состояния апатии и возвращает его к мысли о необходимости вести активную жизнь, направленную на благо других людей. И вновь этот душевный переворот соотносится с природным явлением - старым дубом, который князь Андрей видит по пути в имение Ростовых Отрадное и который оказывается способным откликнуться на общее весеннее возрождение, позеленеть и помолодеть. «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год», - решает для себя Андрей Болконский и с энтузиазмом принимается за работу в комиссии Сперанского, подготавливающей проект, связанный с проведением в России либеральных реформ. Но этот идеал тоже оказывается ложным, и вновь открыть его несостоятельность помогает князю Андрею столкновение с «живой жизнью» - теперь воплощенной в юной Наташе Ростовой. Любовь к Наташе освежает и очищает душу князя, проясняет призрачность и фальшь Сперанского и его реформ. Через Наташу Андрей Болконский приближается к жизни земной, и кажется, он почти достигает счастья, представляющегося ему теперь в семейной жизни. Но для этого князь Андрей не создан, более того: он оказывается не способен понять свою избранницу и соглашается на невыполнимое для нее условие. Своей отсрочкой свадьбы на год, неумением ловить живую жизнь в ее прекрасных мгновениях он, по сути, провоцирует катастрофу, а присущая всем Болконским гордость не позволяет ему простить Наташе ошибку. Лишь в огне народной войны, найдя свое место на полях ее сражений, среди простых русских солдат и офицеров, князь Андрей в корне меняет свои представления и, наконец, оказывается способным понять законность существования «других, совершенно чуждых ему» человеческих интересов. После ранения он не только оказывается способен понять и простить Наташу, но даже к раненому Анатолю Курагину испытывает чувство глубокого сострадания. Кажется, что теперь перед ним и Наташей вновь открыта дорога к счастью, но путь Андрея Болконского обрывает смерть. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом, эта борьба проявляется в двух формах любви: земной - к Наташе, и - ко всем людям; первая - теплая, живая, а вторая - внеземная и несколько холодноватая. Именно эта идеальная любовь и отделяет Андрея окончательно от земли и растворяет в том высоком небе, к которому он всю жизнь стремился.Путь исканий Пьера имеет иной результат: он обретает истину в единении с народом и в этом находит выход и для себя. Как и Андрей Болконский, Пьер проходит через целый ряд заблуждений, прежде чем ему открывается эта истина. Несчастливая семейная жизнь с Элен приводит его к кризисному состоянию: он, человек по натуре добрый, способный к пониманию других и состраданию, чуть не оказывается убийцей на дуэли с Долоховым. Этот поворотный момент заставляет его не только расстаться с Элен, воплощением зла и фальши окружающей его жизни, но и попытаться найти для себя достойный жизненный ориентир, которым на определенное время становится для него масонство. Пьер искренне считает, что масоны озабочены тем, чтобы помогать страждущим, но убедившись в несоответствии их лозунгов реальным делам, он разочаровывается в масонстве. Как и князь Андрей, на пороге войны Пьер чувствует себя абсолютно потерянным, он близок к полному отчаянию. Вот почему он так торопится оказаться в гуще событий и спешит на Бородинское поле, где должна произойти решающая битва. Человек невоенный, он не сразу понимает военную значимость предстоящего сражения - это объясняет ему князь Андрей, с которым Пьер случайно встречается перед Бородинской битвой. Но зато Пьер чувствует, как единый патриотический порыв охватывает всех - от простых солдат, ополченцев, до высших офицеров, в том числе и Андрея Болконского, и отдается этому единению целиком. Он оказывается на батарее Раевского своим среди простых солдат, а после сражения уже не хочет расставаться с ними, ест с солдатами из одного котла. Довершают духовное перерождение Пьера плен и встреча с Платоном Каратаевым, в котором его покоряет любовь к миру без малейшей примеси эгоистического чувства. Общение с Каратаевым дает Пьеру более глубокое, народное, понимание смысла жизни, основанной на любви к людям и Богу. Пьеру открывается тайна народной религиозности, основанной не на отречении от мира, а на деятельной любви к нему. Повествование в романе строится так, что описание последних дней жизни и смерти князя Андрея перекликается с духовным переломом в Пьере, для которого жизненная философия Платона Каратаева надолго становится основой собственного мировоззрения. В Пьере, в отличие от князя Андрея, побеждает любовь к жизни, которая и реализуется в его любви и счастье с Наташей Ростовой. Наташа - особая героиня романа, его «живая жизнь», по словам автора. Вот почему ей не надо, как князю Андрею и Пьеру, задумываться о смысле жизни, постигать его умом - она живет им, знает его своим сердцем, душой. Не случайно Пьер говорит о ней: «Она не удостаивает быть умной», - потому что Наташа выше и сложнее понятий ума и глупости. Мир она познает целостно, как человек искусства. Не случайно писатель наделяет ее удивительным певческим талантом. Но главное в ней - талант жизни, чувства, интуиции. ней - талант жизни, чувства, интуиции. Она проста и естественна всегда, в каждый момент своего существования. Но вместе с тем ей открываются тайны человеческой души. «Живая жизнь», Наташа «заражает» людей своим оптимизмом, неистощимой энергией, открывает им новый взгляд на мир. Так происходит с Андреем Болконским и Пьером. Свет, источаемый Наташей, оказывается способен даже спасти от смерти - так было с ее матерью, убитой известием о смерти Пети, но воскрешенной деятельной любовью Наташи. Эта же потребность нести любовь и жизнь проявляется в Наташе и тогда, когда она чувствует свою сопричастность «общей жизни». Именно это чувство, выраженное в словах молитвы «Миром господу помолимся!», помогает Наташе преодолеть тот тяжкий кризис, в котором она оказывается перед началом войны в результате истории с Анатолем. Кажется невозможным, чтобы этот безнравственный, эгоистичней, недостойный человек оказался близок Наташе. Но Толстой не раз отмечал, что именно здесь находится важнейший психологический узел романа. И не только потому, что героиня получает здесь нелегкий, но важный жизненный урок. Главное, что в этом эпизоде вырвалась наружу сила самой жизни - непредсказуемой, иррациональной. Именно эта стихийная сила сближает Наташу и Анатоля. Ведь ему также присуща полная раскованность, не ограниченная никакими условными рамками. Но если для Анатоля безграничная свобода - это свобода и от нравственных норм, то для Наташи нравственность - естественная сторона ее натуры, а потому ее глубочайшее раскаяние в случившемся неизбежно. Так в этом эпизоде романа Толстой проводит очень важную для него мысль. Он показывает, что пагубен не только избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, как в князе Андрее, но и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармоничное сочетание этих качеств. И показательно, что Пьер, нашедший истину в глубинах народного сознания, соединяет свою жизнь с Наташей, воплощающей стихию народной жизни. Она наполняет сущность героини так естественно, что даже не возникает вопроса о том, принадлежит ли эта «графинечка» нации, народу, или нет. Свидетельство тому - сцена охоты и пляски в деревенском доме родственника Ростовых: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы? … Но дух и приемы эти были те самые, не подражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Она умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». И такое же понимание глубинных основ жизни Наташа сохраняет, став замужней дамой, матерью семейства, женой Пьера. В эпилоге, где представлены семейные союзы, соединившие любимых героев Толстого, мы видим, как снимаются противоположности меду супругами, в общении между ними взаимно дополняются личности каждого из них. Таковы семьи Марии Болконской и Николая Ростова, Пьера и Наташи. Многим современникам Толстого Наташа в эпилоге показалась опустившейся, утратившей свое очарование, связь с живой жизнью. Но это не так: писатель просто демонстрирует действие выведенного им непреложного «закона текучести». Наташа - идеальное воплощение женственности - в зрелом возрасте остается верной сама себе. Все природные богатства ее натуры, вся полнота ее жизнелюбивого существа не исчезают, а как бы «перетекают» в другую форму - в материнство и семью. Как жена и мать Наташа по-прежнему прекрасна. Таково завершение поисков героев Толстого: они приходят к исконным истинам и ценностям - это любовь, семья, дружба. Познать их им помогло единение с народом, в котором эти естественные основы жизни остаются всегда. Но жизнь течет, появляется новое поколение - дети толстовских героев - которому вновь предстоит решать те же проблемы. К ним, своим современникам и последующим поколениям, и обращается Толстой, призывая в новых условиях открывать для себя пути поисков истины и добра. По словам Достоевского, «Война и мир» - это «великолепная историческая картина, которая перейдет в потомство и без которой не обойдется потомство».
Специфика системы образов романа «Война и мир» определяется прежде всего единым центром («мысль народная»), по отношению к которому характеризуются все герои романа. В группу персонажей, которые входят в общенародный «мир» (в нацию) или в процессе жизненных исканий находит путь соединения с ним, входят «любимые» автором герои - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья. Они относятся к типу романных героев, в отличие от эпических, к которым среди персонажей «мира» принадлежит Кутузов. Эпические образы обладают такими качествами, как статичность, монументальность, поскольку воплощают неизменные качества.
Так в образе Кутузова представлены лучшие качества русского национального характера. Эти качества можно обнаружить и в романных героях, но они обладают изменчивостью, постоянно находятся в процессе поисков истины и своего места в жизни и пройдя через путь ошибок и заблуждений, приходят к решению своих проблем через единение со всей нацией - «миром». Таких героев еще называют «героями пути», они интересны и важны для автора, поскольку воплощают идею необходимости духовного развития, поиска пути самосовершенствования для каждого человека. В противоположность им среди романных персонажей выделяются «герои вне пути», остановившиеся в своем внутреннем развитии и воплощающие авторскую мысль: «спокойствие - душевная подлость» (Анатоль и Элен Курагины, Анна Павловна Шерер, Вера, Берг, Жюли и другие). Все они входят в группу персонажей, которые находятся вне нации, отделены от общенационального «мира» и вызывают крайнее неприятие автора.
При этом критерием определения места персонажа в системе образов по отношению к «мысли народной» является его поведение во время Отечественной войны 1812 года. Вот почему среди «героев пути» оказывается и такой персонаж, как Борис Друбецкой, который проходит свой путь исканий, но, озабоченный эгоистическими интересами, он меняется не к лучшему, а духовно деградирует. Если вначале он овеян поэзией чисто русской семьи Ростовых, то затем в своем стремлении сделать во что бы то ни стало карьеру и выгодно жениться он сближается с семьей Курагиных - входит в круг Элен, а потом, отказавшись от любви к Наташе, ради денег и положения в обществе женится на Жюли. Окончательная оценка этого персонажа дается во время Бородинского сражения, когда Друбецкой в момент наивысшего единения всей нации озабочен лишь своими эгоистическими корыстными интересами, рассчитывая, какой исход сражения ему выгоднее с точки зрения карьеры.
С другой стороны, среди «героев вне пути» оказывается Николай Ростов, кровно связанный с самой любимой автором семьей, воплотившей в себе лучшие черты национального характера. Безусловно, это относится и к Николаю Ростову, но этот образ интересен писателю с другой точки зрения. В отличие от исключительных, неординарных натур, подобных князю Андрею и Пьеру, Николай Ростов - типичный средний человек. В нем воплотилось то, что присуще большей части дворянской молодежи. Толстой убедительно показывает, что главная опасность, таящаяся в таком характере, это отсутствие самостоятельности, независимости мнений и поступков. Недаром Николай так комфортно чувствует себя в условиях армейской жизни, не случайно у него всегда есть кумиры, которым он во всем подражает: сначала Денисов, потом Долохов. Человек, подобный Николаю Ростову, может проявить прекрасные черты своей натуры - доброту, честность, храбрость, истинный патриотизм, искреннюю любовь к близким, но может, как это следует из разговора между Николаем и Пьером в эпилоге, оказаться послушной игрушкой в руках тех, кому он подчиняется.
В художественном полотне «Войны и мира» протягиваются нити «сцеплений» между разными группами персонажей. Единение всех слоев общества перед лицом опасности, грозящей отечеству, всей нации, показано через образные параллели, связывающие представителей различных групп дворянства и народа: Пьер Безухов - Платон Каратаев, княжна Марья - «божьи люди», старый князь Болконский - Тихон, Николай Ростов - Лаврушка, Кутузов - Малаша и другие. Но яснее всего «сцепления» проявляются в своеобразных образных параллелях, Соотносимых с противопоставлением двух основных контрастных человеческих типов. Удачное название придумал для них критик Н.Н. Страхов - «хищный» и «смирный» типы людей. В наиболее полном, законченном, «монументальном» виде это противопоставление представлено в образах эпических героев произведения - Кутузове и Наполеоне. Отрицая культ Наполеона, изображая его как «хищный тип», Толстой сознательно снижает его образ и противопоставляет образу Кутузова - истинно народного вождя, воплощающего дух нации, простоту и естественность народа, его гуманистическую основу («смирный тип»). Но не только в монументально-эпических образах Наполеона и Кутузова, но и в отдельных человеческих судьбах других - романных - героев как бы преломляются представления о «хищном» и «смирном» типе, что создает единство образной системы - романной и реализующей жанровые признаки эпопеи. При этом герои варьируются, дублируя друг друга и как бы перетекая друг в друга. Так, например, уменьшенным вариантом Наполеона в «романной» части оказывается Долохов, человек, который и в мирное время сумел привнести войну, агрессию. Черты Наполеона можно найти и в других персонажах, таких, как Анатоль Курагин, Берг и даже Элен. С другой стороны, Петя Ростов, подобно Кутузову, на войне умудряется сохранить домашний мирный уклад (например, в сцене, когда он предлагает партизанам изюм). Подобные параллели можно продолжить. Можно сказать, что к образам Наполеона и Кутузова, к «хищному» и «смирному» типу, тяготеют практически все персонажи «Войны и мира», разделенные тем самым на людей «войны» и людей «мира». Так оказывается, что «Война и мир» - это изображение двух универсальных состояний человеческого бытия, жизни общества. Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором «Войны и мира». Эта целостность возникает только на основе культурных традиций и преданий. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на смерть.
Но, безусловно, проявление «хищного» типа в большей мере относится к тем героям, которые стоят вне нации. Они воплощают вненациональную среду, вносящую в общенародный «мир» атмосферу вражды и ненависти, лжи и фальши. С этого и начинается роман. Салон Анны Павловны Шерер похож на прядильную мастерскую с ее упорядоченным, механическим раз и навсегда заведенным ритмом. Здесь все подчинено логике благопристойности и приличий, но нет места естественному человеческому чувству. Вот почему Элен, принадлежащая к этому обществу, несмотря на ее внешнюю красоту, признается автором эталоном ложной красоты.
Ведь внутренняя сущность Элен безобразна: она эгоистична, корыстна, безнравственна и жестока, то есть целиком отвечает тому типу, который определен как «хищный».
Чужеродными с самого начала выглядят в этой среде любимые герои Толстого - князь Андрей и Пьер. Оба не могут вписаться в этот внешне упорядоченный мир, где все исполняют свои роли. Пьер слишком естествен, а потому непредсказуем, а свободный и независимый Андрей Болконский, презирающий этот мир, никому не позволит сделать себя игрушкой в руках других людей.
Страница: [ 1 ]
Многообразный мир художественного произведения не только трудно, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то определенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяснить с помощью логических формул, понятий, графиков или схем. Богатство художественного содержания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.
Что было важнее всего для Толстого при создании “Войны и мира”? Откроем
Начало третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и неукротимая стихия, противостоящая любым явлениям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных людей. На этом и строится система образов в “Войне и мире”.
Есть люди, которые живут нормальной, естественной жизнью. Это один мир. Есть другой, построенный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обреченный, лишенный движения и развития, мир, подчиненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстрактным теориям, мир, который в основе своей мертв.
Толстой принципиально не принимает любую теоретическую схоластику, отъединяющуюся от реальной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусственность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его любимыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.Возникает представление о двух началах в жизни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жизни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные человеческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.
Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и антинародности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, наконец, “кутузовского” и “наполеоновского”.
Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.
- Война и мир это мечта о всеобщем духовном разоружении, после которого наступит некоторое состояние, именуемое миром. О. Мандельштам Если задать кому-нибудь вопрос: Что такое настоящая жизнь? вряд ли кто-нибудь даст...
- Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению большинства известных писателей и критиков, величайшим романом в истории человечества. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и...
- Описание природы традиционно в русской литературе. Вспомним Тургенева – мастера пейзажа, романтическую природу Пушкина, Лермонтова, философский подход к ней у Достоевского, Гончарова. Я думаю, особое отношение к природе у русских...
- Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” образно и правдиво изобразил самые трагические и героические события начала XIX века. Отечественная война 1812 года показана Толстым как всенародная героическая эпопея:...
- Роман – эпопея “Война и мир” – вершинное произведение Л. Н. Толстого, великого русского прозаика. Оно потрясает читателя реалистичностью, мастерским раскрытием образов главных героев, их характеров, точностью описания исторических событий....
- Фамилию Нехлюдов носят также герои повестей “Отрочество” (1854), “Юность” (1857), “Утро помещика” (1856) и рассказа “Из записок князя Д. Нехлюдова (Люцерн)” (1857). М. Горький не без оснований полагал, что тот...
- Автобиографическая повесть для детей “Детство Никиты” – одно из самых поэтических произведений А. Н. Толстого. Повесть “Детство Никиты” (в первом издании – “Повесть о многих превосходных вещах”) была написана в...
- Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его...
- С самого начала повествования все помыслы Анны Михайловны и ее сына устремлены к одной цели – устроению своего материального благополучия. Анна Михайловна ради этого не гнушается ни унизительным попрошайничеством, ни...
- Наташа Ростова и Андрей Болконский – главные герои Романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”. Именно на жизненных исканиях Андрея Болконского, а так же Пьера Безухова, построена сюжетная линия этого...
- Из эпилога романа мы ничего не можем узнать о будущем Нехлюдова. “Дело его с Катюшей было кончено. Он был не нужен ей, и ему это было и грустно и стыдно....
- Антитеза (противопоставление) – один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов....
- В романе Л. Н. Толстого описана жизнь нескольких семей: Ростовых, Болконских, Курагиных, Бергов, а в эпилоге еще и семей Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николая Ростова и Марьи Болконской)....
- Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для...
- Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях...
- Пьер Безухое – один из любимых героев Толстого. Жизнь его – это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер – натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный...Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но...
- Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет...