Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» г. Тайшета

Открытое занятие

(Старшая группа)

Тема: «Россия – Родина моя!»

Подготовила; Михайлова Л.А.

Воспитатель старшей группы № 2

г. Тайшет

Цель : формировать знания детей о России.

Задачи: - расширять представления детей о родной стране;

Развивать речевые умения и навыки детей, выразительность речи при чтении художественных произведений (стихотворения о Родине), память, мышление;

Воспитывать патриотические чувства к Отчизне, гордость за

свою страну;

Закрепить знания детей о том, что Москва – главный город,

столица нашей Родины, о флаге России и его гербе;

Познакомить с мелодией гимна;

Развивать интерес к русским народным играм.

Материалы: герб РФ, полоски белые, синие, красные (каждому), карта географическая, сундучок, канат, фонограмма гимна РФ.

Предварительная работа : подготовка выставки рисунков «Родина моя», беседы о родном крае, его достопримечательностях, разучивание хороводной « Во поле березка стояла», рассматривание иллюстраций, книг по данной тематике.

Индивидуальная работа : разучивание стихотворений о символике России с Ильей Тарасенко, Артемом Королевым.

Словарная работа; активизация словаря – держава, Родина, президент, россияне.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познание, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие,

Восп-ль: (в русском народном костюме) Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я, Василиса Премудрая, принесла вам сундучок, а в нем спрятано все то, что дорого для русского народа. Прошу вас сохранить мой сундучок, ведь появилось в нашем городе страшное Чудо Юдо заморское. Очень уж хочет оно заполучить то, что в моем сундучке.

(выбегает Чудо Юдо, выхватывает сундучок)

Воспитатель: стой, Чудо Юдо, отдай сундучок.

Ч.Ю.: Еще чего, все золото и бриллианты должны быть моими!

Воспитатель: Но там нет золота и бриллиантов. Там то, что дорого нашему русскому народу. То, без чего наша Родина не может существовать и быть самой большой и сильной державой.

Ч.Ю.: Что же это такое?

Воспитатель: Это флаг и герб нашей страны!

Ч.Ю.: И это для вас ценности? Да вы, поди и не знаете ничего о своей Родине, вы же еще в детский сад ходите.

Воспитатель: А ты проверь.

Ч.Ю. Хорошо. Самое простое: как называется ваша страна? (Россия)

А главный город – столица России как называется? (Москва)

А кто у вас царь? (у нас президент В.В. Путин)

А вы кто, если живете в России? (Россияне)

Смотри-ка, точно знают.

Воспитатель: мы даже стихи о Родине знаем. Диана прочти.

Диана: Старый двор, березки молодые,

Хоровод кудрявых тополей –

Это все страна моя Россия,

Милый образ Родины моей!

Воспитатель: Правда, очень доброе и теплое стихотворение?! Все россияне очень любят свою родину, поэты посвящают ей стихи, художники картины, наша армия хранит покой нашей страны.

Ч.Ю.: Какая еще армия? Вот богатыри да, понимаю, но они жили давно, а сейчас нет таких силачей и бояться мне нечего. Сундучок ваш останется у меня, ведь если ваш флаг и герб будут у меня можно считать, что я победил целую страну. Я буду считаться самым сильным.

Воспитатель: Наши ребята тоже не слабые. Одна из русских забав - перетягивание каната. Вот, посмотри.(игра)

Ч.Ю.: Да, силушки вам не занимать, не хотелось бы мне с вами драться. Есть предложение: если вы сейчас сложите из цветных полосок Российский флаг, я отдам вам его. Идет?

Воспитатель: идет. Ребята, сколько цветов у нашего флага?(3) Возьмите три нужных полоски и положите их в нужном порядке. (дети выполняют задание)

Артем Кор.: Флаг России - триколор,

Три полоски ловит взор.

И у каждой новый цвет,

А у цвета свой секрет.

Семен: снизу красный – самый яркий,

Цвет побед в сраженьях жарких,

Русской кровью что добыты

И народом не забыты.

Алина Бр.: в середине флага - синий,

Словно Волга по равнине…

Синеву родимых рек

Любит русский человек.

Полина Г.: сверху, словно облака,

Цвет снегов и молока.

Чистый белый – мира цвет,

Говорит он - войнам нет!

(И.Агеева)

Воспитатель: молодцы, все справились с заданием

А теперь давайте расскажем Чуду Юде какая большая наша страна. Физминутка.

Раскинулась моя страна от севера до юга (руки вверх, вниз)

Когда в одном краю весна, (машут руками как птички)

в другом снега и вьюга (обхватывают себя руками как будто замерзли)

И поезд по стране моей (изображают движение поезда)

К границе от границы (руки слева на право)

Не меньше, чем за десять дней (показывают на пальцах)

И то едва домчится.

Ч.Ю.: Отдаю вам флаг, но у меня осталось еще кое что. Российский герб. Если вы расскажете, что на нем изображено, так и быть отдам вам его.

(дети описывают герб)

На щите красного цвета изображен двуглавый, золотой орел.

На груди орла красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец, он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которым он убивает дракона. Дракон – это символ зла. Изображение на щите - символ победы добра над злом.

Воспитатель: Ну, что справились мы с твоими заданиями? Отдавай герб.

(Ч.Ю. отдает герб и уходит)

Ура, ребята, мы победили. А в честь победителей всегда звучит гимн. Это торжественная песня страны, слова ее величавы, они прославляют нашу Родину. Исполняется гимн в особо торжественных случаях. При исполнении гимна все присутствующие выслушивают его стоя, мужчины без головных уборов, разговаривать нельзя! Такое поведение во время исполнения гимна считается достойным. Авторы гимна – композитор А.В. Александров и поэт С.В. Михалков.

Давайте и мы встанем и молча послушаем гимн России.

(прослушивание)

Воспитатель: Ребята, а вы раньше слышали гимн России? Где?(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, теперь я знаю, что вы можете защитить мой сундучок. Я оставляю его вам и со спокойной душой ухожу в свою сказку. До свиданья.

Марина Птицына
Развернутое комплексно тематическое планирование старшей группы «Мой город, моя страна» Сентябрь. IV нед

Цели :. Расширение представлений о родной стране , о государственных праздниках. Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине - России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране , воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России. Расширять представления о Москве - главном городе , столице России.

Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное развитие Широка страна моя родная » -расширение представлений о родной стране

Презентация – Столица России, гимн, флаг, герб.

Беседа - «Мой любимый город » , «Я – петербуржец» - закрепить и расширить знания детей о своём городе , понятие – «коренной петербуржец»

Беседа - «Дружат народы нашей планеты , «Москва – столица России» , «История России» . Цель : Познакомить детей с историей возникновения страны , с её символикой. Воспитывать интерес к истории своей страны , чувство любви и гордости за свою страну . Воспитывать патриотические чувства.

«Обычаи русского народа» Цель : расширять знания детей об обычаях и традициях русского народа.

Презентация : «Родина» , по стихотворению З. Александровой

Стимулировать возникновению сюжетно-ролевой игры «Путешествие в Москву» .

Создать условия для возникновения режиссерской игры «Моя улица» . - Способствовать развитию творчества , речевой активности, использовать предметы-заместители. Организовать в группе выставку по

теме «Моя страна » : глобус, карты нашей Родины, герб, флаг, иллюстрации .

Выставка книг в уголке на тему «Моя страна » .

Наборы открыток.

Внести журналы, книги, фотографии, макеты.

Внести в группу Алфавит магнитный

Внести альбом

«Символика страны » . Подвести к пониманию того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны .

Выложить настольно-печатные игры

«Символы России» , «Страна Россия » .

Выложить фотоинформацию «Достопримечательности моего города » .

Д/и : «Кто где живет?» , «Кому, что нужно для труда» , «Собери картинку» .

Энциклопедия «Страны мира »

-иллюстрации природы России .

Предложить оказать помощь

В сборе материала по теме

«Моя страна »

Посетить с детьми Этнографический музей

Познавательное развитие У каждого своя Родина (страна ) - продолжать знакомить с картой и

множеством стран на земле .

Петербург- Ленинград- Петроград» - Работа с фотоматериалом.

Экспериментирование : опыт «Вулкан» . Задачи : показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; систематизировать знания детей о вулканах, показать вулканы на карте.

Рассматривании альбома «Город , в котором я живу» .

Виртуальная экскурсия по городу

Д/и «Загадки на улицах города » , «Доберись до дома» , «Подскажи дорогу» , «Что перепутано?» , «Собери мозаику» , «Угадай по описанию» , «Хитрые вопросы» , «Найди ошибку» .

Рассматривание альбомов с неофициальными символами России – матрёшки, балалайка, самовар, тройка лошадей, берёза

Рассматривание глобуса, карты мира

развитие Составление рассказов из личного опыта : «Моя прогулка по городу »

«Найди лишнее» - д/игра

Чтение художественной литературы -

А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад»

В. Степанов «Наш дом» , «Что мы Родиной зовем» , альбом «Стихи о празднике, Родине» ;

Н. Забила «Путями-дорогами» ,

«Берегите Россию» , «Я – русский человек» - В. Гусев

«Лучше нет родного края» П. Воронько

С. Баруздин «Страна , где мы живём» .

Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны.

Художественно-эстетическое развитие -познакомить с символами России - (ромашки, берёзки, колосья пшеницы)

Слушание Государственный гимн Российской Федерации

песни о нашем городе . «Салют над городом »

Конструктивная деятельность. - фантазия на тему «Мой город в будущем »

Д/и «Обведи по трафарету и раскрась»

Физическое развитие Массажная дорожка

Гимнастика для глаз

Пальчиковые игры : «Семья» , «Дружная семейка» , «Дом» , «Как у наших у ворот» .

Игра-забава «Кто первый?

Итоговое мероприятие :: проведение детско-родительского досуга «Фотоориентирование» .

Учебно-методическая разработка

Конспект открытого занятия в старшей группе

для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Муртазина Любовь Александровна

воспитатель ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района города Санкт-Петербурга

Программное содержание:

1. Расширять знания о родной стране. Формировать представления о том, что страна, где мы живем, огромна, называется Россия, столица - Москва, научить узнавать флаг, герб, гимн России.

2. Развивать логическое мышление.

3. Обогащать словарь детей существительными: страна, отчизна, родина, карта, граница, герб, флаг, гимн.

4. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

5. Развивать диалогическую речь.

6. Воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за свою страну у детей.

Вход детей по музыку («Вместе весело шагать по просторам…»)

Приветствие детей (речь с движением):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Входит Незнайка: «И я вас приветствую. И где же мы все живем?»

Дети: «Мы живем в России.»

Незнайка: «Что же такое Россия?»

Дети: «Это наша страна, государство.»

Воспитатель: «Как еще можно назвать страну?»

Дети: «Родина, отчизна, отечество.»

Воспитатель: «А как называются люди, которые живут в России?»

Дети: «В России живут россияне.»

Девочка: «Я россиянка.»

Мальчик: «Я россиянин, ты - россиянин.»

Незнайка: «Я вам принес подарок. Только он у меня рассыпался.»

Воспитатель: «Не волнуйся, Незнайка, ребята тебе помогут.»

Дидактическая игра «Ты внимательно смотри и картинку собери». (Дети собирают карту России из кусочков.)

Воспитатель: «Что получилось, расскажите!»

Дети: «Мы собрали карту.»

Воспитатель: «Это карта России. Как сказать по-другому?»

Дети: «Это карта нашей Родины, страны, Отечества, Отчизны.»

Воспитатель: «Правильно, и сегодня мы будем узнавать новое о нашей стране, Родине. Ведь каждый человек должен знать о своей Родине как можно больше.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.»

Незнайка: «Что-то я не вижу ни березок, ни домов.»

Воспитатель: «Незнайка, на карте все уменьшено во много-много раз. Если мы поднимемся над страной высоко-высоко, то увидим ее такой же, как на карте. Ведь на далеком расстоянии все предметы кажутся очень маленькими. Если совсем далеко подняться, то все предметы превращаются в точки.

Что нужно, чтобы подняться над страной очень высоко?»

Дети: «Нужен самолет или ракета.»

Воспитатель: «Сядем в самолет и полетим над землей. Незнайка, полетишь с нами и будешь фотографировать все интересное.

Чтобы хорошо все видеть, надо потренировать глазки: сначала сильно зажмурить, а потом посмотреть вдаль.»

Подвижная игра

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

На посадку!

Воспитатель: «Все приземлились? Сядем и посмотрим, что Незнайка сфотографировал.» (Просмотр слайдов полей, лесов, рек, озер, гор, морей под музыку.)

Воспитатель: «Здорово, поиграем в игру.»

Дидактическая игра «Один - много»

Одно «поле» - мы видим «поля» - «много полей»

Лес - леса - много лесов

Гора - горы - много гор

Река - реки - много рек

Озеро - озера - много озер

Море - моря - много морей

Незнайка: «Потом мы поднялись еще выше. Что это?»

Воспитатель: «Вот так выглядит страна с очень большой высоты, сравним с картой России.»

Дети: «Очень похожа на карту России.»

Воспитатель: «Что можно рассказать о России, глядя на карту?»

Дети: «Россия -огромная страна. В России много лесов и полей. В России есть горы. В России много рек, озер и морей.»

Незнайка: «А что это за красная линия?»

Воспитатель: «Это граница нашей родины. У каждого государства есть границы. Граница отделяет одно государство от другого.» (предлагается детям показать границу России)

Незнайка: «А что за кружочки на карте?»

Воспитатель: «Это города.» (Дети показывают города)

Незнайка: «Где наш город?» (Дети показывают и называют Санкт-Петербург)

Незнайка: «Почему один кружок самый большой?»

Воспитатель: «Это самый большой, главный город России - столица. Как называется?»

Дети: «Столица России - город Москва.»

Воспитатель: «В Москве работает президент, правительство страны, много театров, красивых домов, в небе над Москвой во время праздников вспыхивает салют.»

Гимнастика для глаз «Салют» (Дети надевают на большой пальчик салютик и следят глазами за движением салюта на пальце.)

Высоко салют взлетел,

Совсем низко улетел,

Влево, вправо полетел,

И на место свое сел.

Незнайка: «Интересно, меня все узнают по моей шляпе, а у России есть что-нибудь особенное?»

Воспитатель: «Конечно, это называется «символы». У каждой страны есть государственные символы - герб страны, флаг и гимн. У России герб - двуглавый орел на красном щите. (Слайд герба Российской Федерации)

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

(Дети рассматривают герб России)

Незнайка: «А у меня в конверте сколько разных гербов! Как узнать сколько?» (Посчитать)

Воспитатель: «Помогите Незнайке выбрать только гербы России.» (Дети отбирают гербы России)

Воспитатель: «А вы знаете, что у каждой страны есть свой флаг? (Слайд российского флага) Флаг нашей страны трехцветный.»

Белый цвет - березка,

Синий - неба цвет,

Красная полоска -

Огненный рассвет.

Воспитатель: «Сколько полосок у российского флага и какие?» (Отвечают дети)

Воспитатель: «Белый цвет - это цвет мира. Белый цвет говорит, что наша страна миролюбивая, что она не нападает ни на кого. Синий цвет - верность, вера, народ любит свою страну и защищает ее, хранит верность ей. Красный цвет - цвет силы, кровь, пролитая за страну.»

Дидактическая игра «Какой - какая»

Страна какая - сильная, великая, могучая, миролюбивая

Народ какой - сильный, миролюбивый, могучий, великий

Воспитатель: «Давайте построим один большой флаг» (Строят из полосок флажки и собирают в один большой флаг)

Воспитатель: «У каждой страны есть гимн. Гимн - это главная торжественная песня страны. Гимн исполняют во время праздников и важных событий. При исполнении гимна все встают, а мужчины даже снимают головные уборы. (Звучит запись гимна)

Сегодня мы только немного познакомились с нашей страной. Но дальше к этой теме будем возвращаться все чаще и чаще, ведь каждому интересно узнать побольше о своей Родине.»

Оценка занятия детьми: А вам интересно было с нами? Что понравилось, что узнали нового?

Россия — великая страна, в которой растут замечательные люди. С самого детства необходимо воспитывать патриотические чувства и гордость за свою страну. В начале июня, в преддверии праздника Дня России педагог предлагает детям беседы о родине, о людях, прославивших Россию, о народном и сельском хозяйстве страны, её заповедных местах. Описание бесед, подборку народных подвижных игр, стихи о России, познавательные эксперименты вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Моя родина — Россия!».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы с.р. игры , «Шахтёры», «Фермер», беседа о Москве и пополнение книжного уголка книгами о России.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития воспитатель беседует о родине, флаге, гимне нашей страны. Организует игры и повторение стихов о днях недели, наблюдение за насекомыми и творческие игры с песком и водой.

Речевое развитие

Дети знакомятся со стихотворением «Что мы родиной зовём!» для дальнейшего рисования, решают проблемные ситуации, закрепляют навыки определения места звука в слове, что способствует речевому развитию детей.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланировано изучение гимна России, повторение народных хороводов и творческое рисование «Родина». Дети так же рассматривают альбомы «Награды и ордена», вспоминая о празднике , рассматривают иллюстрации к русским народным сказкам. Педагог рассказывает детям о народах севера и предлагает украсить волосодержатель.

Физическое развитие

Для физического развития воспитатель подбирает подвижные игры народов России, предлагает вспомнить полюбившиеся физминутки и познакомиться с российскими олимпийскими чемпионами.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Как слушают и поют гимн». Цель: формировать патриотические чувства. Беседа «Моя родина — Россия». Цель: обогащать знания детей о родине. Упражнение «Ассоциация». Цель: развивать логическое мышление, активизировать речь. Игра «Перевёртыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов. Рассказ воспитателя о подвижных играх разных народов России. Цель: вызвать желание играть в новые игры.
Про-
гулка
С.р.игра «Пограничники». Цель: формировать умение действовать в соответствии с ролью, учить спокойно договариваться, вспомнить военные профессии. Наблюдение за изменениями в природе. Цель: заполнить дневник наблюдений. Дидактическая игра «Живые слова». Цель: упражнять в составлении предложений по структурной схеме. Игра «Весёлые ладошки». Цель: развивать творческое воображение. П.и. «Серсо». Цель: учить набрасывать деревянные кольца на кий, развивать глазомер. П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе.
ОД
2 п.д. Рассказ о работе шахтёра. Цель: расширять знания детей о профессиях. Эксперимент «Реактивный шарик». Цель: выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). Чтение стихов о России. Цель: воспитывать гордость за Россию через литературу. Рассматривание орнаментов северных народов России. Цель: развивать эстетический вкус. Разучивание игры «Рыбачёк и рыбки». Цель: познакомить с таджикской игрой.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Упражнение «Подарок другу». Цель: развивать умение невербально «описывать» предметы. Д.и. «Узнай символы России». Цель: рассказать детям о значении цветов флага. Игра «Бросаемся слогами». Цель: продолжить учить детей составлять слова с заданным слогом. Слушание гимна Российской федерации. Цель: обсудить с детьми слова и смысл песни. Рассказ воспитателя о российских спортсменах. Цель: расширять представления о спорте.
Про-
гулка
Тренинг «Что мы делаем, когда…». Цель: расширять представления о семье. Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: вспомнить правила игр, формировать выдержку и усидчивость. Пословицы и поговорки о родине. Цель: поддержать интерес к народному слову. Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. П.и. «Кольцебросы». Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре.
ОД