Образы природы в искусстве

Кто сказал, что пишут красками?
Пользуются красками, а пишут чувствами.

(Жан Батист Симеон Шарден)

Общение с природой - большое счастье и жизненная потребность для любого человека. Природа привлекает художников, поэтов, музыкантов своей чарующей неповторимостью.

Каждое время года по-своему прекрасно, но эту красоту необходимо увидеть, почувствовать.

У вечности прекрасный календарь,
Оформленный и в злато, и в янтарь.
На нём снега и сонные долины,
И тихий вечер с песней соловьиной,
Цветущих вишен радостный полон
И пары, позабывшие про сон.

Колосьев спелых гордые поклоны,
И горсть зерна в мозолистых ладонях.
Краса лугов и леса изобилье
Иль ветки плеть, опущенной в бессильи.
С надеждою, что вновь всё повторится…
Листает время вечные страницы…

(Ю. Касилов)

Попытайтесь взглянуть на волшебный мир природы глазами художника, поэта, музыканта. Откройте своё сердце для восприятия красоты и гармонии красок, слов, звуков!

Пейзаж по праву считается самым лиричным жанром живописи.

В Китае жанр пейзажа начал развиваться раньше, чем где бы то ни было. И это неслучайно, ведь, согласно верованиям китайцев, любование природой - один из путей познания божественной истины.

Уже в первые века нашей эры в Китае изображениями видов природы украшали стены не только жилищ, но и культовых сооружений. Как ни удивительно, но пейзаж был одной из разновидностей религиозной живописи.

Интересно, что в европейской живописи пейзаж выделился в самостоятельный жанр и приобрёл популярность во время активного развития промышленности, когда всё больше людей переселялись в города. Оторвавшись от родной природы, они тосковали по её животворящей силе и красоте.

Пейзажная живопись отражает чувства, настроения и передаёт их особенно тонко, со всеми оттенками и переходами. Этим пейзажный жанр напоминает лирическую поэзию. Поэтические образы природы воплощены и в музыке.

Слушание (1 – 11 слайды): Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент).

Иван Иванович Шишкин на своей картине «Зима» изобразил могущественные, величественные деревья в роскошном белоснежном убранстве.

В своих многочисленных пейзажах художник органично соединил большое с малым, могущественное с нежно-хрупким - то, что он сам часто замечал в природе родного края. Он тонко чувствовал красоту природы, любил её и воспевал в своём творчестве.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна…
Заметает пурга белый пух.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти…

(С. Есенин)

Белоснежной красавицей изобразил зиму Константин Фёдорович Юон.

Главный мотив картины - белый, пушистый снег. Снег! Какая это радость для детей! Снег - это весёлые развлечения, катание на лыжах, санках, коньках…

Зима негаданно-нежданно
Пришла на чёрные поля,
Ещё вчера была туманна
Дождём умытая земля.

(Е. Благинина)

Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные текли…
И вдруг метели налетели
И столько снега намели!

К. Ф. Юон написал свою картину в сдержанной, почти ахроматической цветовой гамме… Он отдал предпочтение белому, светло-серому, нежно-жемчужному цветам. Такое живописное решение позволило художнику воссоздать в пейзаже мотивы зимнего снегопада.

Слушание (12 – 18 слайды): Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года».

Иное впечатление вызывает картина К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Кажется, что вся она будто пронизана солнцем, отчего снег сверкает ярким бело-розовым светом. Богатством цветовых сочетаний, яркостью красок картина приближается к живописи импрессионистов. Воздух в пейзаже насыщен голубизной, более всего заметной на фоне тёмных предметов: строений, леса. Тени - тоже синие. Это небо их окрасило. Ещё лежит снег, но он не скрипучий, январский, а влажный, рыхлый. Снег тает, осыпается с крыш на землю. Радуется теплу домашняя птица: петушок, курочки.

Исаак Ильич Левитан - выдающийся мастер лирического пейзажа. В своей живописи художник создал обобщённые образы природы родного края. Его пейзажи всегда наполнены поэзией.

Картина «Март» - одно из жизнеутверждающих произведений художника. В этом произведении И. Левитан трогательно показывает пробуждение земли, обновляющие её весенние силы.

Великий русский композитор П. И. Чайковский создал галерею образов природы, объединив их в цикле под названием «Времена года».

Слушание (19 – 20 слайды): Чайковский. «Март» из цикла «Времена года»

(А. Блок)

Картину Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» называют шедевром пейзажной живописи. Это - лирический образ национальной природы. Кисть художника воссоздала красоту родного края. Неспешно пробуждается от зимнего сна природа к новой жизни. Тает снег. Вода собирается в лужах, насыщая свежестью воздух, деревянные заборы, каменные стены церкви и колокольни, кору молодых берёзок. Суетятся, хлопочут птицы, строя гнёзда.

Слушание (21 - 22 слайды): Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года».

«В начале весны» - одно из известнейших пейзажных произведений Василия Николаевича Бакшеева. Художник создал обновлённый образ природы, захватывающий зрителя своей могущественной красотой.

«Голубая весна». Тонкий рисунок, светлый колорит картины ставят её в один ряд с лучшими произведениями мастеров пейзажного жанра.

Густой массой возвышаются светлые стволы берёз. Небо уже по-весеннему голубое, воздух - прозрачный и тёплый. Стройная направленность берёз вверх подчёркивает природную устремлённость деревьев к солнцу. Кажется, что слышны нежное дыхание ветра, звон весеннего ручейка, пение птиц.

Спасибо, кудесник-апрель!
Спасибо за звоны капели,
За пенье вернувшихся птиц.
Глаза у людей потеплели,
Всё больше приветливых лиц.
В сердцах и мечты, и желанья
Решительно гонят тревоги.
Зиме говорят: «До свиданья!
Нас ждут и дела, и дороги!»

(Ю. Касилов)

Как художник-пейзажист, мастер бытового жанра Василий Дмитриевич Поленов состоялся во время пребывания в Париже, где сошёлся с кружком А. П. Боголюбова, сплотившим талантливую творческую молодёжь. Большое влияние на творчество В. Поленова оказало и знакомство с кружком И. С. Тургенева.

В «Московском дворике» пейзаж и бытовые мотивы будто бы дополняют друг друга. Картина В. Поленова поражает своей жизнерадостностью, свежестью красок, мастерской техникой выполнения. В пейзаже исчезают серые и коричневые краски. Кажется, что цвет впитывает в себя голубизну неба, изменяясь под непосредственным влиянием окружающих красок.

Художники и поэты своим творчеством призывают нас взглянуть на обычные явления и вещи по-новому. Музыка помогает прислушаться к самому себе, почувствовать радости и печали.

Слушание (23 – 25 слайды): Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года».

Золотая осень! Живописная осенняя пора!

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

(Ф. Тютчев)

Неповторимой красоте осенней природы посвящена картина И. Левитана «Золотая осень». Сюжет картины будто перекликается с пушкинскими строками:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Широким, свободным мазком передаёт И. Левитан прозрачную голубизну осеннего неба, холодную синь реки, золото листвы.

Смотришь на картину - и ощущаешь последнюю ласку осеннего солнца, тишину и тепло короткого дня, аромат пожелтевшей травы, прохладу, что веет от реки. В голубом небе - лёгкие облачка, вдали зеленеют озимые. На переднем плане - стройные нежные берёзки. Кажется, что они тоже любуются красотой осеннего дня. Мотив, изображённый художником на этой картине, можно назвать «праздничным днём осени». Но как быстро окончится этот праздник!

Никакое время года так не навевает грусть, как осень. Эта грусть звучит и в осенних пейзажах, созданных поэтом А. С. Пушкиным и композитором П. И. Чайковским.

Слушание (26 – 28 слайды): Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор.

Октябрь уж наступил... Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
Дохнул осенний хлад. Дорога промерзает.
Журча бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...

В картине «Ранний снег» В. Поленов воссоздал эту печальную пору. По настроению пейзаж художника приближается к тургеневской лирике.

Поздняя осень… Ещё немного - и в природе по-настоящему воцарится белоснежная красавица-зима... Её приближение слышно в стихах С. Есенина, поэта, умевшего понимать язык берёз и камней, земли и неба:

Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

Слушание (29 – 31 слайды): Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года».

Для того чтобы понять состояние природы, изменяющееся в зависимости от сезона, времени суток, погоды, художнику необходимо воссоздать присущие определённому состоянию тональные и цветовые особенности. Различные живописные средства подчёркивают общее настроение произведения, усиливая его эмоциональное влияние на зрителя. Мастер может сосредоточиться на игре красок или заботиться о мастерстве форм, тщательно выписать передний план, а детали изобразить обобщённо, привлекая внимание зрителя к далёкому горизонту.

Картина А. Рылова «В голубом просторе» дышит оптимизмом, наполняя нас светлой верой в будущее.

Солнце, свежий воздух, весёлые облачка над синим морем, а в небо, стремительно взмахивая крыльями, летят красавцы-лебеди вдогонку за ветром, наполняющим белые паруса корабля. Получая от восприятия картины богатые впечатления, мы сами наполняемся переживаниями, воспоминаниями, ожиданием грядущего.

Слушание (33 – 34 слайды): Рубинштейн. Романс.

По материалам лекции-концерта «Образы природы в искусстве» Т. А. Агеенко, И. Р. Колчановой.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Пасторальная симфония (фрагмент), mp3;
Вивальди. «Весна» из цикла «Времена года», mp3;
Вивальди. «Зима» из цикла «Времена года», mp3;
Рахманинов. Прелюдия № 12 соль-диез минор, mp3;
Рубинштейн. Романс, mp3;
Чайковский. «Апрель» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Март» из цикла «Времена года», mp3;
Чайковский. «Октябрь» из цикла «Времена года», mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Викторина "Образ осени в искусстве" для 6 класса. Цель мероприятия: обратить внимание обучающихся на красоту природы и её образ в музыке, живописи и поэзии; развивать творческие, эстетические качества обучающихся; формировать навыки коммуникативности, культурного общения в микросоциуме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины:

Правила викторины:

  1. Ведущий- учитель искусства.

Оборудование:

Ход викторины.

1 конкурс: «Эмблема осени».

3 конкурс: «Листопад».

1 2 3. 4

Предварительный просмотр:

Викторина «Образ осени в искусстве» для 6-х классов.

Учитель Д.Г.Малькова.

Цели викторины: развивать познавательную, творческую деятельность обучающихся; формировать навыки культурного общения в микросоциуме, уважения к партнёрам и соперникам по игре; показать многообразие образов осени в разных видах искусства на примерах отечественного искусства- музыки, поэзии и живописи.

Правила викторины:

  1. Играют 2 команды 6-х классов по 5 человек.
  2. Отвечающая команда получает за ответ баллы, от 1 до 5. Болельщик, отвечая на вопросы ведущего, получает 1 балл («осенний листочек»), который зачислится команде.
  3. Конкурсы оцениваются по 5-балльной системе.
  4. Время подготовки 1-3 конкурсов- 4 минуты; 4 конкурс- блиц-опрос (учитывается скорость и верность ответа).
  5. Жюри викторины- 3 человека (социальный педагог, 2 старшеклассника, школьный библиотекарь); помощник -1 человек, записывающий результаты каждого конкурса на ватмане, раздающий «осенние листочки» отвечающим болельщикам (после конкурсов они прикрепятся к ватману, их количество поможет командам в получении дополнительных баллов).
  6. Ведущий- учитель искусства.
  7. В конце викторины- просмотр презентации об осени в живописи.

Оборудование: ПК, презентация картин об осени, выставка литературных произведений об отечественных художниках, писавших картины осени, сборников стихотворений русских поэтов, музыкальный центр, фортепиано, на столах участников-листы для записей, для изображения эмблемы и названия команды, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Ход викторины. – Ребята, осени посвящено много произведений искусства, ведь это необычное, очень интересное время года. Мы сегодня поговорим о разных видах и жанрах искусства, где есть образы осени. Участники игры в командах будут отвечать на вопросы, а мы будем их слушать, и, как водится, болельщики будут помогать игрокам. Вот так в процессе викторины все получат и удовольствие, и новые знания, а также проверят уровень своей эрудиции. А пока библиотекарь нашей школы расскажет вам о выставке книг об искусстве, об отечественных художниках. (Беседа).

А теперь- оглашение целей и правил викторины.(указаны выше).

1 конкурс: «Эмблема осени». Задание: выбрать капитана, название команды, нарисовать эмблему, соответствующую нашей теме. Оценивается эстетическое оформление, содержание, символика, объём выполненной за отведённое время работы. Ответы представляют капитаны. Для выполнения заданий на столах есть всё необходимое, приступайте.

Во время работы команд ведущий общается с болельщиками, стараясь не мешать игрокам команд. Вопрос болельщикам: Ребята, осень замечательное время года. Согласны? Ответьте на вопрос: в каких видах искусства есть образы осени? (в поэзии, музыке, живописи, графике, аппликации, декоративно-прикладном творчестве…). Приведите примеры произведений искусства об осени (…). Проверка 1 задания. Итоги.

2 конкурс: «Осенняя мелодия». Задание: составить список из 5 современных песен, где поётся об осени или упоминается о ней.

Затем каждая команда, посовещавшись, должна выбрать песню об осени и 1 куплет спеть слаженно, артистично, стараясь правильно интонировать, соблюдать ритмические особенности песни.

Вопрос болельщикам: Для чего люди создают песни, стихи, картины об осени? (…) Какими словами описывают осень? (…) Проверка 2 задания. Итоги.

3 конкурс: «Листопад». Задание: напишите на листах названия 3-х отечественных классических музыкальных произведений разных жанров (сюиты, кантаты, балеты, инструментальные пьесы и др., в которых есть образ осени, 3-х картин отечественных художников и 3-х литературных произведений в прозе, посвящённых осени.

Вопрос болельщикам: Какими музыкальными инструментами лучше всего, по-вашему, можно передать образы осени и почему? (…) Какими красками, тонами можно передать образ осени?(…) Проверка 4 конкурса. Итоги.

4 конкурс: «Очей очарованье». В этом конкурсе 12 вопросов. Думать и отвечать надо быстро, но при этом правильно. За правильный и скорый ответ-1 балл; если самый первый ответ чьей-то команды не будет верным, то при «переходящем ответе (ходе)» следующая отвечающая команда получит уже не 1 балл, а 0,5 балла. Шансы на хорошие результаты есть у всех. Итак, вопросы!

1 .Продолжите поговорку «Осень -запасиха, зима-…» (подбериха). 2 .Продолжите поговорку «Дождливое лето хуже…» (осени). 3. Назовите русского композитора 19 века, у которого в цикле пьес есть пьесы с названиями «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» (…) (П.Чайковский). 4 .Кто автор стихотворения, в котором есть строки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…» (А.С.Пушкин).

5 .В каком произведении Д.Н.Мамина-Сибиряка описывается птица, которая осенью не могла улететь на юг? («Серая шейка»).

6. Продолжите стихотворение: «Поздняя осень. Грачи улетели…», и назовите автора (Н.А.Некрасов, «Несжатая полоса»).

7. Что объединяет художников И.Левитана, И.Остроухова, В.Поленова, И.Бродского, И.Шишкина? (у них есть картины с названием «Золотая осень»).

9. Какие строки я пропустила в стихотворении А.С.Пушкина «Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю…., в багрец и золото одетые леса…» (я пышное природы увяданье).

11 .Продолжите пословицу: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвёт, …(сверху льёт и снизу метёт).

12. Какие строки ст-я А.С.Пушкина я пропустила: «Уж небо осенью дышало, …короче становился день.» («уж реже солнышко блистало»).

Ну что же, ребята, давайте подводить итоги. Болельщики, подойдите к листу с результатами и свои «осенние листочки» прикрепите внизу, где баллы вашей команды. Жюри подсчитает «листочки», сложит с заработанными в викторине баллами и выведет счет у каждой команды. А пока жюри считает баллы и готовит грамоту победителям, посмотрите презентацию об осени в живописи, послушайте пьесу П.Чайковского «Октябрь». (Просмотр).

Итак, кто же победитель?.. Команда …….награждается грамотой за победу в викторине «Образ осени в искусстве». Молодцы! Вам понравилось мероприятие?(…) Что вам запомнилось?(…) Ребята, впереди ещё много конкурсов, участвуйте в них, учитесь сотрудничать, общаться на позитивной основе, повышайте уровень своей эрудиции! Всем здоровья, удач! До новых встреч!


Тема урока : Осень в произведениях искусства.

Цель урока : Формирование нравственно- эстетических и эмоциональных переживаний учащихся

на основе восприятия родной природы

Задачи урока : 1.Пробудить интерес к красоте окружающего мира, к её постижения.

2.Показать многогранность образного решения одной темы различными видами

искусства.

3.Способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся:

эстетического отношения к миру, художественного воображения.

Вид урока : Комплексный.

Тип урока : Углубление в тему.

Иллюстративно - наглядный материал : Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники».

Музыкальный материал : П.И.Чайковский «Осенняя песнь».

Ход урока : Учащиеся входят в класс под музыку А.Самсонова «Дыхание осени».

Учитель : Ребята, а кто из вас обратил внимание на музыку которая, которая звучала в тот момент,

когда вы входили в класс? Прослушайте её ещё раз и скажите мне: какая это была по

настроению и подумайте, к какому времени года её можно отнести?

Ученики : Необычная, грустная, задумчивая, немного таинственная. В начале как будто капельки

капают. Скорее всего — это осень.

Учитель : Да, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об осени. Я попрошу вас всех закрыть глаза и

представить себя в осеннем лесу.А теперь скажите, каким вы представили себе осенний

Ученики : Тихим, солнечным, дождливым, холодным, мрачным, разноцветным.

Учитель : А кто из вас любит осень? Почему она вам нравится?

Ученики : Осенью все деревья становятся разноцветными, красивыми и яркими.

Учитель : Ребята, а чем отличается ранняя осень от поздней?

Ученики : Ранняя осень – тёплая, красивая. Поздняя осень – дождливая, мрачная, холодная.

Учитель : А вы знаете ребята, что многие писатели, поэты, художники любили осень. В своих

произведениях посвящённых осени, они передавали свои чувства. Ведь у каждого из них

осень описывается по — разному. И это наверное связано с тем, что каждый человек, будь

то писатель, поэт или художник испытывает своё особое настроение, когда приходит

осень. И она ему нравилась всякая: холодная, дождливая или наоборот, тёплая,

солнечная, когда листья на деревьях приобретают различные оттенки цветов, будто

художник расписывал отдельно каждый из них. Осени А.С.Пушкин посвятил много своих

стихотворений. Сейчас вы услышите одно из них (звучит отрывок из стихотворения

А.С.Пушкина «Осень»)

Унылая пора, Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золотом одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как изображают осень художники. Обратите внимание на

картины И.И.Левитана. (демонстрация репродукции картин И.И.Левитана «Осенний

день. Сокольники», « Золотая осень).

Посмотрите на эту роботу («Золотая осень»). Какое время года изобразил художники, по

каким приметам вы это определили?

Ученики : Жёлтый лес, тёмная вода, пожелтевшая трава, серое небо.

Учитель : Как вы думаете, глядя на эту картину, можно сказать, что художник любил осень?

Ученики : Да. Яркие сочные краски, радостный общий настрой.

Учитель : А теперь обратите внимание на следующую работу И.И.Левитана

«Осенний день. Сокольники». Какую осень изобразил здесь художник? Можно ли

Сказать, что изображена поздняя осень?

Ученики : Нет. Ещё жёлтые клёны, листья на дорожке.

Учитель : Ребята, а представьте себе, если бы краски умели говорить, то как заявили они о себе в

каждой из этих картин?

Ученики : Они бы плакали, смеялись, радовались, кричали, пели, говорили шёпотом, говорили

нежно, ласково восторженно и т.д.

Учитель : Ребята, а теперь скажите, как бы вы назвали эти работы? (ответы учеников).

Хорошо, а сейчас вы прослушайте произведение русского композитора П.И.Чайковского

«Осенняя пора».

Как вы считаете, ребята, какие чувства хотел нам передать композитор? Каково

настроение этого произведения? Если бы изобразили это настроение красками, какие

цвета бы вы выбрали? Какими средствами музыкальной выразительности композитор

передал эту цветовую гамму? (обсудить сопоставление мажора и минора, связать с

лучами солнца, прорывающимися через осенние тучи, обсудить особенности ритма

(мерный, тяжёлый), направление интонации (поникшие, секундовые, нисходящие

ходы)). А как бы вы назвали это произведение? (ответы учеников).

Учитель: П.И.Чайковский назвал своё произведение «Осенняя песнь». Ребята, а если пойти в лес,

какие звуки можно там услышать?

Ученики: Шелест падающих листьев, шум дождя и т.д.

Учитель: Хорошо, а давайте сейчас представим, что мы в осеннем лесу…

(Игра «Звуки леса». Между детьми распределяются роли различных явлений погоды).

Капли дождя: редкие (металлофон).

Ветер, переносящие сухие листья (бубен).

Падающие листья (шелест бумаги).

Частый дождь (тихий стук пальцев по столу).

Молния, звук грома (хлопок ладоней над головой).

Пение кукушки.

А теперь, я буду руководить вами, дирижировать, а вы в своё время издавайте свой звук

и у нас получится в целом звучание лесного оркестра в осенний день.

Учитель : Хорошо, молодцы, а сейчас мы с вами послушаем одну песенку, в которой композитор

тоже при помощи определённых музыкальных средств изобразил природные явления, а

какие вы скажите сами (звучит на фортепиано песня Д.Кольцова «Дождик»).

Какое явление природы изобразил композитор? Какими средствами он добился

звукового эффекта?

Ученики : Отрывистое звучание мелких длительностей с постепенным увеличением темпа.

Учитель : Как вы думаете, в какое время года шёл дождь и почему?

Ученики : Осенью. Интонации грустные (минор), мрачный конец песни.

Учитель : Да, верно. Теперь мы разучим с вами песню « Чудная пора осень» Ю.Вержника.

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили об осени, об изображении этого времени года в

литературе, музыке, живописи. Какой может быть осень. Теперь, когда вы будете идти

по аллее в осенний день, посмотрите вокруг и подумайте, какими словами, звуками и

красками можно изобразить этот осенний день.

А домашнее задание будет таким: к любому стихотворению об осени, которое вам

нравится, подберите цветовую гамму и музыкальный аккомпанемент. Подумайте о том,

что если бы слова этого стихотворения положить на музыку, то какая должна быть

музыка: темп, ритм, движение мелодии и т.д.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Цель:
На примере произведений об осени показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы.
Задачи:
- Развивать умение детей соотносить по настроению музыкальные, художественные и поэтические образы; обогащать словарь, развивать образную речь детей.
- Закрепить и обобщить знания об осени и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
- Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус дошкольников.
Ход занятия:

Дети входят в зал, встают полукругом лицом к гостям. Здороваются.
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки:
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает, когда это бывает?
Дети:
Осенью!
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какое это чудесное время года! Осенью природа так красива! И о ней, русский народ придумал множество пословиц. А вы знаете пословицы об осени?
Дети:
Цыплят по осени считают.
Осень - время собирать урожай.
Придет осень, за все спросит.
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
Осень - перемен восемь.
Осенью скот жиреет, а человек добреет.
Осень прикажет, весна свое скажет.
Осень непогодь несет.
Осенней озими в закрома не кладут.
Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.
Музыкальный руководитель:
Каждое время года по-своему прекрасно. Люди ждут прихода осени, ведь осень дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придёт ещё долго. Как приятно наслаждаться золотистыми красками осени, радоваться красотой деревьев, полей. Богатство красок, их оттенков восхищает, удивляет нас.
Помните, как мы с вами ждали прихода осени? Как хотелось увидеть неповторимую палитру осени, угоститься фруктами, овощами, ягодами, грибами, орехами, радоваться её по-своему чудесной погоде.
Осень всегда была порой, которую воспевали многие писатели, художники, музыканты и поэты. Александр Сергеевич Пушкин очень любил осень, вот как он говорит о её приходе:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребята, вспомните, а какие чувства вы испытали, когда увидели, что к нам пришла красавица-осень? (Ответы детей)

Музыкальный руководитель:

Ребята, вспомните песню, рассказывающую об осени?

Исполняется песня «Осенний вальс», музыка и слова Л. П. Куклиной.

Дети садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель:

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Скажите, а вам нравится осень? А какая бывает осень?

Давайте подойдём с вами к нашему волшебному осеннему дереву, будем снимать листочки с него, и, называть слово, характеризующее, какая бывает осень. (Ответы детей: золотая, дождливая, хмурая, красивая, холодная, ненастная, ветреная…)

Музыкальный руководитель:

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Давайте, обратим внимание на то, как в разных произведениях искусства музыканты, поэты и художники передают различные состояния осенней природы. Чтобы нарисовать картину: у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский.

Сейчас мы послушаем пьесу замечательного композитора П. И. Чайковского.

Скажите, какое настроение выражает эта музыка? (Ответы детей: грустная, жалобная, печальная, скучная, спокойная, медленная и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Ребята, эту пьесу композитор назвал «Осенняя песнь».

Действительно, эта пьеса передаёт осеннее умирание природы, унылый пейзаж и грусть по уходящему лету. В мелодии преобладают грустные интонации – вздохи. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино.

Посмотрите, ребята, вот какую волшебную картину изобразил художник Исаак Ильич Левитан и назвал её «Золотая осень». Что вы видите на картине? (Ответы детей: деревья в жёлтых листьях; речка; пожелтевшая трава; солнце; облачное небо.)

Музыкальный руководитель:

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

Какие чувства у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель:

Эта картина создает ощущение свежести чувств в солнечный осенний день, осенняя погода в этой картине вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор.

Скажите, а какое музыкальное произведение, которое мы с вами слушали раньше, по настроению перекликается с этой картиной? (Ответы детей: «Осень» из «Времена года» Вивальди).

Музыкальный руководитель:

Давайте еще раз послушаем эту пьесу, и вы мне расскажете, какую осень вы представляете, слушая эту музыку? (Ответы детей: разноцветная осень, разноцветные леса, осенние листочки собираются на бал и т.д.).

Музыкальный руководитель:

А какая музыка по характеру? (Ответы детей: торжественная, светлая, воспевает красоту осенней природы и т.д.).

Музыкальный руководитель:

Правильно, слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивают крыльями, улетая на юг.

Оба музыкальных произведения, которые мы слушали, и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

А ведь осень бывает очень разная! Давайте споем о ней.

Исполняется песня «Золотая осень».

Музыка И. Болдырева, Л. Маковской; слова О. Высотской.

Ребята, какими словами поэт в этой песне называет осень?

(Золотая, огневая).

Музыкальный руководитель:

Мы уже с вами говорили, что осенняя погода бывает разной: грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

Давайте мы с вами возьмем в руки разноцветные осенние листочки и изобразим осенний листопад.

Исполняется танцевальная композиция «Танец осенних листьев» под музыку П. И. Чайковского «Осень.

Музыкальный руководитель:

В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная.

Ребята, кто помнит, какое стихотворение А. Плещеева изображает картину осенней непогоды?

Дети читают стихотворение «Осень»:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели,
В теплые края.

Музыкальный руководитель:

А сейчас, ребята, мы поиграем с вами в весёлую игру «Кленовый листочек».

На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

Музыкальный руководитель:

Сегодня на занятии мы с вами попытались разобраться в том, какая же она, осень? И выяснили, что она очень разная. Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью разных красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

Дети прощаются с гостями и возвращаются в группу.

Список использованной литературы

О. П. Радынова «Слушаем музыку»: Москва – 2009 г.

Городской отдел образования
СОШ-ГЭН

Открытый урок

Тема: «Образ осени в произведениях русских поэтов,
художников и композиторов»

Учитель: Полякова С.Н.

Уральск 2013 г.

Цель урока

Раскрыть взаимосвязи и взаимодействия трех искусств – литературы, живописи и музыки;
эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства;
помочь детям понять и почувствовать красоту осени через поэзию, живопись и музыку;
учить детей совместной работе в коллективе.

Воспитательные:

Обогатить духовный мир учащихся.
формировать гордость за выдающихся деятелей русского искусства.

Обучающие:

Знакомство с выдающимися мировыми произведениями русских поэтов, художника и композитора;
отразить средствами художественной выразительности, своего видения окружающего мира;
формировать навыки передачи настроения с помощью цвета.
Развивающие:
развить наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть большое в малом, находить приметы одного в другом;
развить творческое воображение, мышление, самостоятельность учащихся;

Ход урока:

Наш сегодняшний урок я хочу начать с загадки:
(Слайд 2) Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Грибникам – блуждать в тумане,
Ветру – в трубах завывать.
Солнцу – стынуть,
Тучам – злиться.
Детворе –
Идти учиться.
(Осень)
Все мы знаем как меняется, как преображается природа вокруг нас осенью. Именно необыкновенная поэтическая красота осени привлекала к себе взоры русских поэтов, музыкантов и художников.
(Слайд 3) Тема нашего урока – "Осень в произведениях русских поэтов, композиторов и художников" Об осени писали поэты Пушкин, Тургенев, Некрасов, Есенин, Тютчев и многие другие. Осень манила их своим обликом своей неповторимой красотой.
(Слайд 4) багряные и желтые березы
(Слайд 5) темная, густо-синяя вода реки
(Слайд 6) праздничная голубизна неба,
(Слайд 7) праздник золота и синевы
эти разные краски осени нашли свое отражение в художественной литературе.
(Слайд 8) У Пушкина есть такие слова…
…пышное природы увяданье,
в багрец и в золото одетые леса…
А.С.Пушкин
Вот эти слова и станут эпиграфом к нашему уроку.
Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь видеть и чувствовать особенным образом. Уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. Поэты в своих стихотворениях обращались к теме осени как живому собеседнику. Ваши одноклассники подготовили несколько стихотворений. Вслушайтесь, насколько музыкальны эти слова. (Стихи читают дети)

(Слайд 9) Иван Бунин

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,
и шафран отцвел.
Выбиты тропинки,
лес и пуст, и гол.

Только ты красива,
хоть давно суха,
в кочках у залива
старая ольха.

Женственно глядишься
в воду в полусне -
и засеребришься
прежде всех к весне.
***

(Слайд 10) А.Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
(Слайд 11) А.Пушкин

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
***
(Слайд 12) Иван Тургенев

Как грустный взгляд, люблю я осень.
В туманный, тихий день хожу
Я часто в лес и там сижу -
На небо белое гляжу
Да на верхушки темных сосен.
Люблю, кусая кислый лист,
С улыбкой развалясь ленивой,
Мечтой заняться прихотливой
Да слушать дятлов тонкий свист.
Трава завяла вся... холодный,
Спокойный блеск разлит по ней...
И грусти тихой и свободной
Я предаюсь душою всей...
Чего не вспомню я? Какие
Меня мечты не посетят?
А сосны гнутся, как живые,
И так задумчиво шумят...
И, словно стадо птиц огромных,
Внезапно ветер налетит
И в сучьях спутанных и темных
Нетерпеливо прошумит.
***
(Слайд 13) Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
***
(Слайд 14) Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
***

Вот эти слова и словосочетания, которые помогли созданию образа осени в вашем воображении.
(Слайд 15) …грустный взгляд, бледен, красива, женственно глядишься, таинственная, прощальная краса, в золото одетые,

Какое словосочетание, по-вашему, будет ключевым в этом списке?
(Слайд 16) В золото одетые

(Слайд 17 «Осень») На примере стихотворений русских поэтов мы ознакомились с тем, как они использует образ осени в своих произведениях.

Теперь давайте рассмотрим, каким образом представлена тема осени в произведениях музыки и живописи?

Что касается изобразительного искусства, то художник не только видит красоту осенних пейзажей, но и передаёт её на полотне с помощью красок. Осенние пейзажи рисовали многие художники. Но мы с вами сегодня познакомимся с работами выдающегося основоположника пейзажной живописи 19 века
(Слайд 18) Исааком Ильичом Левитаном.
Осенние мотивы были наиболее любимые художником.
(Слайд 19) Он довольно быстро определился как пейзажист, и это случилось в училище живописи ваяния и зодчества, где он учился.
(Слайд 20) Иногда Левитан работал над своими картинами подолгу и бывал неудовлетворен, потому что ему казалось, что он не умеет передать того,
(Слайд 21) что он чувствует, находясь среди леса или среди полей.
(Слайд 22) Он настраивался на природу, он как будто умел проникнуть в ее жизнь.
(Слайд 23) Поэтому и такое настроение в его работах, а Левитан считается художником пейзажного настроения. Именно с его именем вошло в русскую живопись понятие пейзажа настроения.
(Слайд 24) На самом деле это очень трудно сделать, передать настроение человека на холсте, красками.
(Слайд 25) И вот Левитану удалось в своих работах передавать свое состояние которое он испытывал находясь на природе.
(Слайд 26) Вот эта знаменитая его картина «Золотая осень» среди других его работ занимает очень важное место. Левитан здесь изображает самый простой мотив - это русская природа с русской речкой, уходящей от зрителя в глубину пространства, с лугами, с небольшим березовым леском, темнеющими далями, озимыми полями. То есть самый обычный русский пейзаж, пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Один из очень известных исследователей творчества Левитана Федор Давыдов написал в своей книге,
(Слайд 27) « … картина звучит, как поэма, как высший ранг поэтического, как гимн, гимн действительно русской природе, красоте русской природы, потому что здесь этот вид, эта многокрасочность, эта яркость, праздничность красок, она дает нам возможность прославлять русскую природу»
(Слайд 28) (еще раз смотрим на картину «Золотая осень»)

(Слайд 29) Анализируя другие работы художника можно сделать вывод о том, что Левитан один из немногих среди русских художников, кто умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать.
(Слайд 30) Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, восхищаться их очарованием…
(Слайд 31) Говорят даже, что Левитан слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы.
Так, а теперь давайте с вами определим…
(Слайд 32)
К какому виду искусства относится стихотворение?
А произведение живописи?
А инструментальное произведение?
Из названных видов искусства, какое является самым точным и конкретным?
(Слайд 33) Самое конкретное по языку выражения - литература, на втором месте - живопись, и на последнем - музыка.
Да, действительно, музыка из трёх названных искусств менее конкретна, но зато музыка сильнее других воздействует на наши эмоции.

В музыке есть много примеров воплощения темы природы, но мы поговорим только об одном из них - это музыкальная пьеса написанная великим русским композитором П.И.Чайковским и называется она “Времена года. А именно Октябрь.”
(Слайд 34) Пётра Ильича Чайковского называют

Певцом красоты. Он умел увидеть прекрасное в том, к чему мы обычно остаёмся равнодушны. Его творения помогают нам лучше понять родную природу. Ведь даже поздняя осень с дождями и ветрами вдруг дарит дни, полные тихой и ясной задумчивости. И поэтому сень была одним из любимых времён года композитора.
Прошу внимательно послушать отрывок из музыкальной пьесы «Октябрь» (Слайд 35) (прослушивается отрывок произведения).
Петр Ильич Чайковский потрясающе реалистично рисует картину осени. Но…
(Слайд 36) каждый великий художник потому и велик, что он не просто "фотографирует" реальность, а через искусство доносит до нас свои размышления.

Помните, анализируя стихотворения поэтов, мы говорили об олицетворении – таком приёме, когда черты человека переносятся на природу. В пьесе "Октябрь" - тот же приём, в произведениях изобразительного искусства - аналогично. Таким образом, мы с вами пришли к выводу -
(Слайд 37) любая тема в искусстве даётся художником через призму человеческого восприятия.
Т.е. И поэт и художник и музыкант в своих произведениях смоли передать нам свои впечатления и все то, что они чувствовали, когда смотрели на золотые краски осени.
(Слайд 38 «Осень»)
А сейчас мы с вами перейдем к практической работе…. Но…
Упражнение для релаксации. Всякая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Представьте, что внутри вас живёт маленькая улыбка, и вот она стала расти, и озаряет вас изнутри. Почувствуйте, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг. А скажите мне улыбается ли кто-нибудь смешнее, чем улыбаются животные?
(Слайд 39 «Смешные мордочки животных»)
(Дети смеются)
Хорошо! Вот с таким хорошим настроением никакая работа нипочём! За работу!
(Слайд 40 «Осень»)
Сегодня читали стихотворение об осени. Рассматривали осенние пейзажи, слушали музыкальное произведение. У каждого из вас сложилось своё представление об увиденном и услышанном. Сейчас вы приступите к выполнению следующего задания: используя впечатления от прочитанного, прослушанного и увиденного вы представите себя художниками-пейзажистами и постараетесь красками и мазками передать цвета осени. Постарайтесь в своих работах передать слова поэтов –
(Слайд 41) …грустный взгляд, бледен, красива, женственно глядишься, таинственная, прощальная краса, в золото одетые,
роща отряхает, дохнул осенний хлад, тонкий свист, гнутся, как живые, налетит, нетерпеливо прошумит, бодрый, тонкий волос, отдыхающее поле, смотрит, просит сердце…

Детям раздаются работы, начатые на прошлом уроке. На листах А3 уже выполнен фон акварельными красками. Задача детей создать композицию из нескольких деревьев и кустарников. Ученики работают парами. Доска выключается. Дети приступают к работе, слова поэтов, учитель раздает на каждую парту, распечатанные.
Работа продолжается 15-18 минут. Законченные работы вывешиваются на доску, выставка обсуждается. Включается доска.
(Слайд 42) Какие чувства вы испытывали на уроке? (было скучно, интересно, весело, грустно?)
Что нового узнали с кем познакомились на уроке?
Чему научились?
За что вам хотелось бы себя похвалить?
(Ответы детей)
(Слайд 43) Фото работ детей, выполненные на уроке семинара «Значение эмоционального воздействия цвета на духовно-нравственное развитие ребенка» проходившего 21 ноября 2013 года в СОШ Гимназии эстетического направления, города Уральска, ЗКО.
(Слайд 44) Спасибо за урок!