«Ослиный хвост» - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста). Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве. С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для первого дня недели редакция сайт запустила рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Ольга Розанова. "Городской пейзаж"

5 февраля 1912 года, 105 лет назад, открылась первая выставка Общества художников-авангардистов "Бубновый валет". В отличие от предыдущей выставки 1910 года, которая дала название Обществу и которую посетили всего 200 человек, эта имела оглушительный успех: о ней говорила вся Москва, а наряду с русскими авангардистами здесь можно было увидеть и французов – Пикассо и Матисса.

Петр Кончаловский

Фотогалерея

"Бубновый валет" стал одним из первых авангардистских художественных объединений в русском искусстве. В его состав входили все художники, определившие ход времени в живописи: Кандинский, Малевич и Кончаловский трудились бок о бок, разрушая границы и прорывая небеса академических традиций. Художников "Бубнового валета" объединяло стремление наполнить живопись цветом и энергией фовизма и кубизма, они экспериментировали с формой, дробили объем, разламывали плоскости, и в целом были очень близки к своим французским коллегам Пабло Пикассо и Анри Матиссом. Русские художники приезжали в Париж специально, чтобы познакомиться с ними и перенять живописные открытия. Но, как оказалось, вопрос дальнейшего существования объединения в этом и заключался – идти вслед за европейскими мастерами или смешать их эксперименты с русскими народными традициями.

Илья Машков

Фотогалерея

Илья Машков и Петр Кончаловский были одними из тех, кто решил, что французская живопись Поля Сезанна им ближе русского лубка. Когда половина художников в 1912 году покинули "Бубновый валет", именно эти двое сохранили сообщество, став его амбассадорами. В 1916 году Кончаловский и Машков вышли из объединения, и в 1917 году, накануне революции, оно распалось. Впрочем, революция внесла свои коррективы в творчество всех участников "Бубнового Валета" без исключения.

Михаил Ларионов

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

А вот Михаил Ларионов решил, что русский примитивный рисунок и народное творчество куда более интересны, чем французские изыски. В 1912 году вместе с женой Натальей Гончаровой он выходит из объединения, организовав свое, получившее название "Ослиный хвост". Конечно, он не отрицает достижения коллег, что очевидно даже в натюрморте с грушами 1915 года, написанном так, словно за спиной у художника во время создания картины стоял сам Матисс. Тем не менее, он начинает активно заимствовать народные мотивы. Например, в цикле времена года, наряду с примитивным изображением девушки, символизирующей зиму, дан текст, что напоминает лубочную традицию.

Наталья Гончарова

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

То же самое делает и Наталья Гончарова: в ее творчестве и даже в одной работе ("В мастерской художника") могут сочетаться приемы Матисса (натюрморт), Сезанна (черный контур) и православная икона Богоматери, вписанная в пространство картины. В то же время там, где Гончарова, казалось бы, обращается к традиционно русской теме и изображает крестьян, собирающих хворост, – снежинки, застывшие в морозном воздухе, превращаются в чисто декоративный мотив, совершенно не свойственный традициям русской живописи.

Казимир Малевич

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Сложно представить более известного во всем мире русского авангардиста, чем Малевич. Разве что Кандинского. Но именно с объединения "Бубновый валет" началась авангардная дорога этих художников. Каждый из них выбрал свой путь – Малевич "изобрел" супрематизм, а Кандинский стал главным русским абстракционистом. По сути, эти два явления "выросли" из творческого объединения и выставки, состоявшейся 105 лет назад. Безусловно, "Черный квадрат" гениален. Но и до, и после него у Малевича было огромное количество прекрасных фигуративных работ, пейзажей и портретов.

Иван Клюн

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Иван Клюн был одним из ближайших единомышленников Малевича и активно развивал идеи супрематизма. Но это привязанность продлилась недолго: в "Бубновый валет" его привело увлечение импрессионизмом и постимпрессионизмом, интерес к цвету, они же и побороли у Клюна любовь к супрематической форме. Художнику было тесно в строгих границах чистых форм. Постепенно он сосредоточил свое внимание на беспредметных композициях, натюрмортах, иллюстрациях к книгам и плакатам, активно занимаясь оформлением агитационных материалов.

Василий Кандинский

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Василий Кандинский вне зависимости от объединения "Бубновый валет" стал основоположником и теоретиком абстрактного искусства, одним из самых влиятельных художников ХХ века. Он принимал участие в коллективных выставках, но назвать его полноправным участником объединения все-таки нельзя, так как уже в 1911 году он вместе со своим другом, художником Францем Марком, основал в Мюнхене группу "Синий всадник". Поэтому московские события касались его косвенно.

Александра Экстер

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

В 2001 году в Нью-Йорке открылась выставка "Амазонки русского авангарда", где были представлены работы Натальи Гончаровой, Александры Экстер, Ольги Розановой, Любовь Поповой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой. Эта выставка произвела настоящий фурор в мире искусства: на волне феминистских протестов организаторы показали всему миру, что русский авангард был наполовину женским и что нигде в мире больше не было такого мощного сокрушительного движения, как в России в начале XX века.

Ольга Розанова

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 3

Попова в своем творчестве прошла через много стилистических этапов и художественных направлений: кубизм, футуризм, супрематизм в духе Малевича и даже "Бубновый валет" были для нее лишь временными периодами. Но такова была судьба практически всех членов этого объединения. Скорость и изменчивость стали определяющими свойствами русского авангарда, поэтому нет ничего удивительного в том, что эта эпоха так стремительно рождала и стирала новых экспериментаторов.

«Ослиный хвост» - одно из самых известных и даже нашумевших художественных объединений нашей страны. Объединение было организовано в 1912 году русскими художниками-авангардистами Михаилом Фёдоровичем Ларионовым и Натальей Сергеевной Гончаровой . Эта организация художников с самого начала привлекала к себе внимание общественности. Она объединяла схожих по духу творцов, которым были близки авангардные течения искусства.

Н Гончарова "Урожай"

Название «Ослиный хвост» произошло от одной из картин, которая выставлялась на выставке в Париже в 2010 году. Эта картина была необычна тем, что была нарисована хвостом осла.

К сожалению, несмотря на свой быстрый старт и даже немного скандальную популярность, объединение художников просуществовало недолго и в 1913 году распалось, оставив после себя только память об историческом событии в авангардном искусстве.


Н.Гончарова "Хоровод"


Н.Гончарова "Мальчик с петухом"


Н.Гончарова "Купание лошадей"


Н.Гончарова "Автопортрет с желтыми лилиями"


М.Ларионов "Курящий солдат"

Кроме Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, в "Ослином хвосте" состояли такие художники, как: Казимир Малевич, Владимир Татлин, В. Барт, А. Шевченко и другие.

К.Малевич "Полотеры"

В отличие от других авангардных художественных объединений, художники из Ослиного хвоста пропагандировали объединение европейской школы и традиции русского народного искусства, русского примитивизма, лубка и так далее.

Картины этих художников в полной мере подтверждали их тезисы. Нарочито упрощённые формы, где -то напоминающие этно-примитивизм вкупе с авангардными стилистиками, которые были распространены в начале 1910 годов.


В.Татлин "Автопортрет"

Для многих "Ослиный хвост" тесно связан с понятием примитивизма в живописи. Распад группы произошёл по причине того, что многие из художников, что входили в объединение, попробовав себя в данном стиле, понемногу стали отходить в разные стороны, пробовать себя в других жанрах и направлениях.


В.Татлин "Натурщица"


В.Барт "Двойной автопортрет"


А. Шевченко «Женщина в красном (Портрет жены художника Н.С.Псищевой-Шевченко)»

Всего сто лет назад искусство было в центре внимания общества и вокруг него кипели нешуточные страсти. Эта статья, опубликованная в 1920 году в журнале «Нива» - попытка высмеять прогрессивных художников из Салона Независимых. А насколько эта попытка удалась - судить вам.

Как французский журналист высмеял художников-модернистов с помощью осла

Много раз обрушивалась здравомыслящая художественная критика на художников-декадентов с их эксцентрическими, явно нелепыми произведениями: но никогда никакая критика не достигала таких громовых результатов, каких достиг остроумный фарс, недавно проделанный парижским журнальчиком Fantasio над художниками кружка «Независимых».

«Независимые» имеют свой «Салон», усердно посещаемый публикой, которая удивляется, негодует, смеется, но охотно ходит к «Независимым» ради любопытства и некоторой любви к скандалу. В этом году действительно с этими художниками произошел скандал - небывалый, злостный...

Приблизительно месяца полтора-два тому назад в некоторых газетах появился пламенный манифест «Школы Эксцессивистов». Манифест был подписан звучным, доныне еще никому неизвестных именем Иоахима-Рафаэля Боронали и гласил следующее: «Чрезмерность во всем - это сила, единственная сила! Солнце никогда не может быть слишком жарким, небо слишком зеленым, отдаленное море слишком красным, сумерки слишком черными... Истребим бессмысленные музеи! Долой постыдную рутину ремесленников, изготовляющих конфетные коробки вместо картин! Не нужно ни линий, ни рисунка, ни ремесла, но да здравствует ослепительная фантазия и воображение!»

Вскоре после того в «Салоне Независимых» появилась необыкновенная картина, подписанная тем же самым Боронали. «Независимые» пришли от нее в восторг: в ней действительно не было ни линий, ни рисунка, а какой-то хаос кричащих, вопиющих красок. Красная, голубая, зеленая - краски танцевали в ней какую-то дикую тарантеллу... Содержание картины было абсолютно непонятное и невозможное. Однако она носила весьма поэтическую подпись: «Et le soleil s’endormit sur l’Adriatique» («И солнце уснуло над Адриатическим морем»). Нужно, впрочем, заметить, что и другие картины на выставке «Независимых» были в этом же роде...

Картина Боронали сделалась «гвоздем» выставки. «Независимые» взирали на нее с умилением. Имя «знаменитого» Боронали было у всех на устах. И вдруг произошло нечто в высокой степени неожиданное: в «Салон» явились некие господа и предъявили нотариальное удостоверение о том, что картину «И солнце уснуло над Адриатикой» - писал осел своим хвостом...

В нотариальном протоколе, составленном нотариусом И. А. Брионн, было очень обстоятельно и деловито изложено следующее: «Редакция журнала Fantasio, желая дискредитировать художников-декадентов, „ангажировала“ из кабарэ Lapin agile осла. В присутствии нотариуса к хвосту осла привязали кисть с краской, поставили осла задом к полотну, и один из „злоумышленников“ стал кормить его печеньем. Осел благодарно помахивал хвостом - и... рисовал им Адриатическое море... Кисть неоднократно меняли - и в результате получилась вышеупомянутая картина, „поражающая богатством и изысканностью своего колорита“»

Осел выражает в красках свои приятные вкусовые ощущения

Скандал вышел потрясающий... И только теперь «Независимые» догадались, что звучная «итальянская» фамилия Боронали есть просто анаграмма французского слова Aliboron, т.е. «осел», «невежда».

Этот чисто французский фарс с участием представителя публичной власти и приложением казенной печати оказался прекрасным способом борьбы с невежеством и наглостью маляров-модернистов. «Смешное убивает», - говорят французы, и можно с уверенностью сказать, что «Эксцессивисты» в роде «Независимых» или наших «Треугольников» могут быть совершенно развенчаны подобным путем в глазах публики, которую они морочат своим художеством. Монмартрский Алиборон задел своим хвостом не одних только французских художников-неучей: история с картиной Боронали успела облететь уже всю Европу...

В самом деле, что теперь могут возразить всякие эксцессивисты? Многого ли стоят их произведения, когда осел своим хвостом рисует ничуть не хуже их? Какой блестящей конкуренции дождались они!

От редакции «Избранного»

Общество Независимых художников (фр. Société des Artistes Indépendants) - объединение художников, созданое в Париже 29 июля 1884 года. Среди основателей - Альбер Дюбуа-Пилле, Одилон Редон, Жорж Сёра и Поль Синьяк.

Во Франции того времени было много художников, не имеющих никакой возможности выставлять свои полотна, и, следовательно обрести признание и заработать себе на жизнь. Это были оппозиционеры всех мастей, разного рода неблагонадёжные, а также просто художники и скульпторы, чьё творчество не пользовалось поддержкой Королевской Академии.

Число опальных творцов и произведений искусства, отвергнутых парижскими салонами, росло с каждым годом - художникам пришлось самоорганизовываться. Так в 1884 году образовалась Группа Независимых художников. В этом же году они получили разрешение от властей на проведение первой выставки. С 15 мая по 15 июня 1884 года посетители увидели более 5 000 современных полотен более чем 400 художников. Выставка вызвала огромный интерес и самые противоречивые реакции в обществе - от обожания до ненависти.

В 1920 году Салон Независимых получил в своё распоряжение парижский Большой дворец. «Независимые» существуют до сих пор и регулярно проводят выставки. В разные времена в салоне выставлялись Марк Шагал, Малевич, Василий Кандинский, Анри Матисс, Винсент ван Гог и т.д. и многие другие.

Надо ли говорить, что поначалу «Независимые» вызывали страшную аллергию у «здравомыслящей художественной критики», да и просто у добропорядочных граждан.

"Ослиный хвост" - группа русских художников-авангардистов, связанная с одноименной выставкой, устроенной 1912 в Москве. Ведет свое эпатажное название от скандала в парижском Салоне независимых (где группа мистификаторов выставила в 1910 абстрактную картину, на деле «написанную» ослом при помощи хвоста).

Ядро московской выставки составили работы группы М.Ф.Ларионова, который незадолго до этого вышел вместе с Н.С.Гончаровой и рядом других художников из объединения «Бубновый валет», решив организовать свою собственную, гораздо более радикально-авангардную экспозицию. Здесь были показаны произведения крупнейших мастеров русского футуризма (помимо Ларионова и Гончаровой – К.С.Малевича, В.Е.Татлина и М.З.Шагала).

В стилистике доминировали нарочитый примитив, мощная цветоформальная экспрессия, мотивы сельской архаики или грубоватого городского фольклора.

В отличие от «Бубнового валета», вошедшего в традицию и как многолетняя стилистическая тенденция, «Ослиный хвост», организационно не оформившись, распался уже в 1913, не образовав общей художественной парадигмы. В любом случае эфемерная группировка вписалась в историю как важный этап русского футуризма, перешедшего в этот короткий период от «неофольклорного» примитива к спонтанной «лучистской» абстракции.

М.Ф.Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А.Серова, И.И.Левитана. Там же познакомился с Н.С.Гончаровой, ставшей не только его супругой, но и единомышленницей в творчестве.

С начала 1900 годов Ларионов активно участвовал в художественной жизни, выставляясь не только в России, но и в Европе, и большое влияние на Ларионова оказали французские живописцы. В 1902-06 работал в стиле позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету»). В 1907 - испытывая воздействие фовизма и наивного искусства, обратился к примитивистской манере, создавая запоминающиеся (сочный цвет, резкие линии, острые сцены) полотна («Отдыхающий солдат»; «Весна»).

Находясь на острие художественной жизни того времени, к 1912 году создал новую художественную концепцию - лучизм, одну из первых примеров абстрактного искусства в разряде так называемого «беспредметного творчества», в которой формы образовывались в результате пересечения лучей, отражённых от различных предметов.

Живопись и графика Н.С.Гончаровой – первоначально импрессионистическая, затем решенная в духе фовизма – стоит у истоков русского футуризма. В 1907–1911 ей удалось – возможно, более органично, чем кому-либо из современников, – соединить традиции «примитива» (лубка, расписной вывески и др.), равно как и традиции иконы, с новыми авангардными веяниями. Особое место в ее искусстве занимают жанрово-бытовые темы («Сенокос», «Мытье холста»), а также религиозные мотивы (цикл «Евангелисты»). Грозно-апокалиптической экспрессией впечатляют «Мистические образы войны». Разлагая формы видимого мира, художница обратилась к кубофутуризму («Велосипедист»).

Скандальную известность выставке обеспечила цензура ,

запретив ряд картин Гончаровой , представлявших

лубочные изображения святых (« Евангелисты », 1911 ),

посчитав , что они не могут быть показаны на экспозиции

с подобным названием .

Превращая авангард в «искусство жизни», Гончарова и Ларионов занимались театром (проект артистического кабаре «Розовый фонарь») и кино (участие в съемках первого русского футуристического фильма «Драма в кабаре № 13»). Поэтому так органичен был их переход к сценографии (по приглашению С.П.Дягилева). Мощная живописная пластика оформленной Гончаровой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок» имела шумный успех в Париже. Работая в «Русских сезонах», Гончарова вместе с мужем покинула Москву, в 1919 окончательно обосновавшись в столице Франции.