Эпизод «Бал в доме Фамусова» чрезвычайно важен для всей комедии, так как является кульминацией произведения. Развитие сюжета достигает в этом эпизоде особого напряжения, начинает четко звучать главная идея пьесы: противостояние «века нынешнего» и «века минувшего».

Чацкий, олицетворяющий современность, всячески бранит Фамусова. Он открыто выражает свои мысли, «служит делу, а не лицам». Фамусов же осуждает молодежь за новые начинания. Таковы и его гости: они дорожат дворянством, думают лишь о развлечениях, выставках, нарядах. Молодые барышни заботятся о том, как найти выгодного жениха. Загорецкий – яркий пример отъявленного мошенник, плута, вора. Когда появляется старуха Хлёстова, Чацкий дерзко осмеивает Загорецкого, и гостья этим поступком крайне недовольна.

Софья дает понять главному герою, что не любит его, и открывает свои чувства Молчалину, а о Скалозубе говорит как о «герое не ее романа». Но Чацкий не верит девушке. Он понимает, что скрывается под любезно-фальшивой маской Молчалина, не верит в ее любовь к такому ничтожеству. Окружающим на балу начинает казаться, что, действительно, у Чацкого «ум с сердцем не в ладу».

Главный герой все больше раздражает Софью своими резкими выпадами в сторону Молчалина, и она в отместку пускает слух о его сумасшествии. Сплетня заинтересовала людей, любящих посудачить, попала на подготовленную почву: Чацкий к тому моменту успел настроить против себя многих гостей. Слух быстро распространился в обществе, обрастая такими подробностями, какие по отношению к Чацкому и представить трудно. Кто-то вдруг сообщает, что ему прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник!

Когда гости объявляют Чацкого сумасшедшим, Фамусов утверждает, что он первый сделал столь знаменательное открытие. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем тогда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Старуха Хлестова тоже вставила свое веское слово не в пользу образования:

И впрямь с ума сойдешь от этих,
От одних, от пансионов, школ, лицеев…

На сторонника крепостнических взглядов и старой морали идет в наступление умный, свободолюбивый защитник прав человека, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Во взглядах на образование, службу, в отношении к людям, в понимании цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Фамусовское общество встало единым фронтом против Чацкого: оно почувствовало в нем идейного врага.

В последнем монологе третьего действия Чацкий осуждает Москву и Петербург за то, что они берут пример с других стран, обличает странную моду:

Москва и Петербург – во всей России то,
Что человек из города Бордо,
Лишь рот открыл, имеет счастье,
Во всех княжён вселять участье…

Но все эти восклицания и гневные тирады гости стараются пропускать мимо ушей. Они расходятся и начинают заниматься каждый своим делом. И снова гости Фамусова делятся своими мыслями. Они думают лишь об увеселениях, выставках, нарядах и женихах, боятся только за свой дворянский чин.

Этот эпизод сорвал маски с героев, открыл все лица, стал кульминацией комедии. Мы узнали, что Чацкий не одинок в обществе Фамусова, но ряды его сторонников весьма немногочисленны, и старый мир, «прошедший век», еще силен.


В гости к Павлу Фамусову, своему лидеру, приезжает "элита" московского светского общества, чьи "старопомещичьи" взгляды (чинопочитание, крепостничество, невежество и пр.) высмеивает Грибоедов. Все они - "прогнившие" аристократы, мир прошлого, который противопоставляется Чацкому.

Вот краткая характеристика гостей Фамусова с небольшими цитатами из текста пьесы.

Полковник Скалозуб

Военный, сделавший быструю карьеру. В обществе притворяется прямолинейным "солдафоном", видя в этом определенный шарм. Не любит вольнодумства и считает, что за человека должен все решать более высокий чин и все должны соблюдать старые порядки:

Я вас обрадую: всеобщая молва,
Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;
Там будут лишь учить по нашему: раз, два;
А книги сохранят так: для больших оказий.

Скалозуб богат, поэтому Фамусов, видя в нем потенциального жениха для Софьи, благоволит ему. Приехал на бал первым.

Горичи

Муж с женой, старые знакомцы Чацкого. Платон Горич служил вместе с Чацким и был интересным ярким человеком. После женитьбы на Наталье Дмитриевне попал под ее влияние и стал подкаблучником. Платон осознает свое положение, но даже не пытается его изменить, хотя это его тяготит.

Чацкий не знал, что красавица Наталья замужем за Платоном и даже попытался с ней пофлиртовать:

Чацкий: Моложе вы, свежее стали;
Огонь, румянец, смех, игра во всех чертах.
Наталья Дмитриевна: Я замужем.
Чацкий: Давно бы вы сказали!

Тугоуховские

Князья Тугоуховские - пожилые супруги, пытающиеся найти для своих дочек хороших (состоятельных) женихов. Княгиня - злобная властная женщина. Князь - глухой безвольный подкаблучник. В гости к Фамусову они приехали за женихами и даже стали присматриваться к Чацкому, но, выяснив его финансовое положение, перестают обращать на него внимание.

Ещё не гласно бы, с ним говорить опасно.
Давно бы запереть пора.
Послушать, так его мищинец
Умнее всех, и даже князь-Петра!
Я думаю, он просто якобинец,
Ваш Чацкий!!!..

Хрюмины

Графини Хрюмины - старая дева и ее бабушка. По причине отсутствия мужчины, Хрюмина была весьма злой женщиной. Поэтому никто и не хотел с ней иметь дела. В гости к Фамусову Хрюмина приехала в поисках суженого (жалеет, что приехала на бал слишком рано - танцевать не с кем). Пытаясь показать свое "превосходство", Хрюмина изображает тягу ко всему заграничному и старается показать осведомленность в последних веяниях моды. Чацкому Хрюмина не нравилась и он отпускает в ее сторону весьма колкие замечания.

Вот нас честит!
Вот первая, и нас за никого считает!
Зла, в девках целый век, уж бог её простит.

Загорецкий

Как эдаких людей учтивее зовут? Нежнее?
— человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут: Антон Антоныч Загорецкий.

Загорецкий - плут и аферист, умеющий расположить к себе (с помощью лести и услужливости) кого угодно. Поэтому, несмотря на его дурную репутацию, его терпят в обществе и сам Фамусов принимает его у себя на балу.

Извольте продолжать, вам искренне признаюсь,
Такой же я, как вы, ужасный либерал!

Репетилов

Не любишь ты меня, естественное дело:
С другими я и так и сяк,
С тобою говорю несмело,
Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Приехал на бал последним. Репетилов - жалкий, пустой человек, женившийся "по расчету". К его сожалению, тесть, важный чиновник, не помог ему с карьерой, опасаясь упреков в предвзятости. Очень много говорит и ничего не делает. В отставке пустился вовсе тяжкие:

Сам бредил целый век обедом или балом!
Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом.
Танцовщицу держал! и не одну: Трёх разом!
Пил мёртвую! не спал ночей по девяти!

Хлестова

Весьма грубая женщина пожилого возраста (барыня) с собачкой. Единственная из всего женского московского общества, она не преклоняется перед всем иностранным, в её речи нет иностранных слов и она почти не разбирается в армейских полках. Всем этим автор даёт понять, насколько далека она от современного московского общества в силу своего преклонного возраста.

Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?..
- Мученье! Час битый ехала с Покровки, силы нет;
Ночь - светапреставленье!
От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку;

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий — один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, знакомую ему с детства, те идеи, которые рождает и пропагандирует эта среда; с другой — глубоко и эмоционально «проживает» обстоятельства, связанные с его любовью к Софье.


УРОК 27

СОФИЯ - ЧАЦКИЙ - МОЛЧАЛИН.

АНАЛИЗ III ДЕЙСТВИЯ КОМЕДИИ
Движение пьесы не прерывается. Узел, за-

На смену Татьяне Юрьевне, о которой Чацкий «слыхал, что вздорная», приходит Фома Фомич - «образец» для Молчалина и «пустейший человек, из самых бестолковых» для Чацкого. В густой тени, отбрасываемой этими фигурами, прячется Молчалин, сбивая с толку Чацкого, который удивлен самоуничижением избранника Софии. По мере того, как нарастает удивление Чацкого, Молчалин ответами своими последовательно и расчетливо демонстрирует раболепие, усиливая в Чацком чувство разочарования и - соответственно - недоверие к признаниям Софии...

Чацкий в недоумении от таких превращений, от такой странной и нарастающей робости человека, который претендует - ни много, ни мало - на роль возлюбленного Софии. Чацкий пытается разобраться, разъяснить и понять одновременно:

Помилуйте, мы с вами не ребяты,

Зачем же мнения чужие только святы?

Молчалин своим ответом не «распрямляется», но «сгибается» еще более, нарочито подчеркивая в себе то, что, по мнению Чацкого, способно лишь унизить сколько-нибудь порядочного человека. Молчалин, оказывается, свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность возводит в ранг необходимости, обязательности: «Ведь надобно ж зависеть от других».

Чацкий в недоумении: как может зависимость стать добровольной необходимостью? Осознанное рабство - что может быть отвратительнее! - «Зачем же надобно?»

И Молчалин свою заключительную реплику-ответ: «В чинах мы небольших», - произносит с таким же смирением и кротостью , с какими он начинал этот разговор. Опять наверху Чацкий, не догадывающийся, что вознес его не кто иной, как Молчалин. Опять Чацкому дано ощутить свое несомненное превосходство над человеком, к которому даже нельзя испытывать враждебных чувств,- настолько кажется он духовно нищим и нравственно беспомощным.
IХ. Домашнее задание.

Индивидуальные задания (по выбору учащихся) - подготовить письменные ответы на вопросы:

1. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

2. Как связаны 1-3 явления III действия с общественным конфликтом комедии?

3. Дать словесные портретные зарисовки гостей Фамусова.

4. Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

5. Как развивается в комедии сплетня о сумасшествии Чацкого?

6. Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

УРОК 28

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «БАЛ В ДОМЕ ФАМУСОВА».

ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ
Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно...

А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Слово учителя.

1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом.

2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов).

3. Дерзкий смех Чацкого.

4. Слух о сумасшествии.

6. Одиночество Чацкого.

III. Поединок благородства и низости.
ЦИТАТНЫЙ ПЛАН

I. Почему Чацкий - нежеланный гость в доме Фамусова?

II. «Мильон терзаний...»

1. «С такими чувствами, с такой душой - любим!»

2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!»

3. «Завистлив, горд и зол!»

4. «С ума сошел!»

5. «Ученье - вот чума, ученость - вот причина...»

6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата...»

III. Поединок благородства и низости.

Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении:

Поступки;

Взаимные характеристики героев; самохарактеристика;

Взаимоотношения с другими персонажами;

Ремарки (манера поведения);

- «говорящие» фамилии.

II. Постановка проблемы.


Слово учителя 1

Вернемся к Софии и господину N, который подходит к ней в момент, наиболее благоприятный для создания интриги против Чацкого. Господин N умело и точно выводит Софию на разговор о Чацком. Он не столько спрашивает (это было бы неуместно и подозрительно), сколько констатирует:

Г о с п о д и н N: Вы в размышленье.

С о ф и я: Об Чацком.

На вопрос господина N: «Как его нашли по возвращеньи?» Софья, не задумываясь, отвечает: «Он не в своем уме».

И здесь начинается тонкая игра - словами, паузами, взглядами - между участниками диалога; игра, которая свидетельствует, кроме прочего, о художественно-смысловой выстроенности этой вроде бы ничем не примечательной болтовни двух светских знакомых.

Господин N уточняет: «Ужли с ума сошел?» София понимает, куда ведут подобные уточнения. Одно дело житейски безобидное и неопределенное «не в своем уме», применимое чуть ли не ко всякому, и совсем другое дело, когда имеется в виду сумасшествие как болезнь, как душевный недуг. Она медлит с ответом (авторская ремарка - «помолчавши») и отвечает уклончиво: «Не то, чтобы совсем...» - Грибоедов сознательно строит ответ Софии не только неопределенным, но и незавершенным. Отточие в конце реплики словно приглашает к продолжению разговора, разрешает его, протягивает ниточку для увязывания предыдущего уточнения с последующим, более смелым и конкретным. Оно не замедлило явиться: «Однако есть приметы?»

Этот момент, по сути дела, кульминационный в произведении.

Ответ Софии станет началом конца Чацкого. С молниеносной быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, обойдет всех гостей. И все они, люди разных возрастов и характеров, добрые и злые, знающие Чацкого хорошо или только понаслышке,- все эти люди, отмеченные идейным, социальным признаком - принадлежностью к «веку минувшему», - объединятся этим слухом, ибо для них всех Чацкий одинаково опасен.

Но пока ответа Софии нет. Она по-прежнему в нерешительности, хотя понимает, что дальше тянуть нельзя. Грибоедов с удивительной психологической проникновенностью передает состояние Софии в этот момент. Авторская ремарка, предваряющая ответ Софии, - «смотрит на него пристально». В пристальном взгляде Софии, устремленном на собеседника, - желание последний раз убедиться, до конца ли они понимают друг друга в том зловещем спектакле, который разыгрывают.

Наконец София решается: «Мне кажется».

Соучастники недоброго дела обмениваются лицемерными сожалениями по поводу ими же выдуманного несчастья... Так зарождается сплетня о Чацком. Точнее говоря, это еще не сплетня. Пока это заведомая ложь, принадлежащая Софии. Но ложь уже отдана в другие руки с молчаливым наказом передать дальше. А ложь, пущенная по кругу, теряет авторство и становится сплетней - оружием, которым владеют все и никто в отдельности. Слух, сплетня, равно как и анонимный донос, используемые как оружие в борьбе, обладают одним общим свойством - безымянность!..

Являясь источником сплетни, София в то же время понимает , что на нее не падет тень подозрения. И дело здесь не только в уклончивости ответа, но и в уверенности, что ее не подведет партнер по заговору.

И она не ошибается в своих расчетах. Отойдя от Софии и тут же встретившись со своим безымянным «коллегой» (логика распространения клеветы точна и безукоризненна), господин N сообщает ему новость, не упоминал имени Софии: «Не я сказал, другие говорят».

«Другие» - это уже классическая терминология сплетни. И дальше все пойдет, как по накатанной колее. Господин N отправляется выяснить «истину»: «Пойду, осведомлюсь; чай кто-нибудь да знает...»

Совершенно естественно, что следующим звеном в разматывающейся цепи нарастающих слухов является Загорецкий, для которого «переносить» - дело привычное и, судя по всему, увлекательное. Вопрос господина N: «Ты знаешь ли об Чацком?» - он встречает нетерпеливым, подхлестывающим: «Ну?» И когда господин N не просто сообщает, но восклицает: «С ума сошел!» - Загорецкий с какой-то бесовской лихостью тут же подхватывает весть, на ходу укрупняя ее, наделяя прошлым («помню»), утверждая в настоящем («знаю»), придавал пугающую всеохватность («слышал») и расцвечивая леденящими душу подробностями...

Начинал с Загорецкого, сплетня становится легальной и политически «озвученной». За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступают зловещие очертания круга «своих людей», спаянного враждебным отношением к Чацкому.


в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого? (Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим.)

г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется? (В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума.)

д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается? Сообщение ученика (индивидуальное задание 6).

5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

б) Чтение по ролям сцены 21 явления со слов Загорецкого «Безумный по всему».


Слово учителя

Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

Спор гостей - важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии?..

Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, -

восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» - это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия!

в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии? (Горе от ума»- так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе.

6. Одиночество Чацкого.

а) Чтение (наизусть) монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча...».

б) В чем смысл этого монолога? (Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества... Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время - еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе - сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.)
V . Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии . Желательно высказать и свое отношение к происходящему
V I. Домашнее задание.

1. Обработав собранный материал, написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

/В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума" (Бенефис г-жи Н. Репиной). «Московский телеграф», 1830, № 11 и 12./

В бывшем своем опекуне Фамусове он находит того же человека, закоснелого в предрассудках, того же самого идолопоклонника богатств и почестей, врага всего, что, по мнению его, носит отпечаток вредных и опасных нововведений, человека, душою принадлежащего к тому времени, когда вельможе без достоинств и без заслуг поклонялись, как кумиру, в чаянии от него богатых и высоких милостей. Чацкий не может уважать Фамусова и с невоздержностью, свойственною молодому человеку, опровергает все суждения старика умными, но тем не менее дерзкими выходками. В этом случае ясно видно, что Чацкий томим желанием лучшего, что он страдает, глядя на несовершенства, на предрассудки своих современников, что он облегчает душу свою высказыванием горьких истин, и нельзя не согласиться, что в этом же случае всякий человек, поступающий по примеру Чацкого, необходимо должен казаться странным и даже безумным при всем его уме! Так и представлено в комедии Грибоедова. Но теперь мы посмотрим, с каким необычайным искусством (NB. при соблюдении трех единств!) дал автор правдоподобие этому приключению.

В доме зажиточного московского хлебосола Фамусова дается нечто вроде бала, в тот самый день, когда приехал Чацкий, и хотя Софья, хозяйка дома, не приглашала на этот вечер новоприезжего друга своей молодости, но нетерпеливый Чацкий является сам и прежде всех. Мучимый недоразумением и подозрениями, колеблемый в своих догадках насчет глупого Молчалина и слишком ласкаемого Фамусовым Скалозуба — герой пьесы пользуется прежнею привилегиею и свойственными влюбленному расспросами надоедает Софье и даже мешает ей переодеться. Это очень неучтиво, и, между тем, как это натурально!

Влюбленный Чацкий забыл о протекших трех годах и о том, что Софья уже не дитя, что молодой мужчина не должен обходиться с нею так фамильярно, как прежде. Вот страсть, заглушающая рассудок и в самом естественном виде представленная автором. Оскорбленная этою вольностию Чацкого и еще более его колкими насмешками над ее любовником, Софья пожимает плечами и уходит в свою комнату. Это злее самых гневных ответов! Это явное доказательство совершенной холодности и даже презрения! Это не только задело честолюбие Чацкого, но даже растревожило его желчь, возжгло в нем какую-то злость, которая оказывается в нем при встрече со многими знакомыми ему лицами, приехавшими на вечер. Он почти всех их угощает сарказмами, очень остроумными, но не приличными в обществе.

От Софьи Чацкий не отстает и, увлекаясь своею досадою, бесит ее вторичною злою эпиграммою насчет любимого ею Молчалина. У рассерженной Софьи вырывается самое обыкновенное выражение: он не в своем уме! Это слово подхвачено одним из тех лиц, которые живут пустословием, не находя в своих головах двух порядочных и связных мыслей. «Ужели с ума сошел?» — спрашивает Софью пустомеля. У раздосадованной девушки сейчас породилась идея жестокой мистификации. Она подтвердила вопрошаемое, и в пять минут весть о сумасшествии Чацкого по секрету разнеслась во всем собрании.

Эти сцены написаны с неподражаемым мастерством; миниатюрный и очень верный портрет стогласной молвы, дающей правдоподобие самым нелепым и вздорным слухам. Тут, по-видимому, автор держался во зло употребляемой пословицы: глас народа — глас божий * , и для довершения своей прелестной картины олицетворил другую поговорку: дошли вести до глухого! — Сцена недослышавшей графини Хрюминой с совершенно оглохшим князем Тугоуховским может назваться не только истинно комическою, но даже образцовою. Как забавны недоразумения глухой старухи и ее толки о бусурманстве Чацкого! Как смешны ответы князя, который ничего не может сказать, кроме: Ахм и Эхм!..

Вся компания собирается на сцену, все действующие толкуют о мнимом сумасшествии Чацкого, судят по-своему — и вот из другой комнаты выходит герой пьесы, раздраженный пустословием какого-то француза и по своей запальчивости воспламенившийся патриотизмом. Весьма некстати, однако самым естественным образом, заносчивый Чацкий начинает многоглагольствовать о любви к отечеству, о вредном влиянии иностранных обычаев и проповедь свою, по привычке, приправляет сарказмами. Такой язык не может быть понятен для праздных жителей столицы, собравшихся повеселиться на бале. Все это для них, как говорится, сущая тарабарская грамота. Они пожимают плечами, отходят в сторону и более убеждаются в мнимом безумии бедного Чацкого.

Но этого еще мало: Чацкий обязан сам узнать о сей нелепой вести. В последнем действии он сам слышит, как шесть княжен уверяют доброго враля Репетилова о достоверности помешательства Чацкого. Мастерская черта! Но за оною следует и другая. Чацкий нечаянным образом делается свидетелем низости Молчалина и негодования обманутой Софьи. Изменница наказана, но счастливее ли оттого Чацкий?

Он принужден вырвать из сердца ту любовь, которая его утешала, которая питала его надеждою блаженства! Какое глубокое знание страстей человеческих является в сем случае! Если бы автор комедии был жив, то мы посоветовали бы ему избрать к оной следующий эпиграф: «Если хочешь иметь врагов и отравить жизнь свою огорчениями, то будь умнее других и люби правду!» Такова была судьба героя пьесы. Кажется, в наш век нет недостатка в подобных случаях!

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

  • Афоризмы, крылатые слова и выражения в комедии Грибоедова "Горе от ума"

В.А. Ушаков. Московский бал. Третье действие из комедии "Горе от ума"

  • Бал у Фамусова. Чацкий и Софья
  • Общество в комедии "Горе от ума". Век нынешний и век минувший

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

"Одиночество" Чацкого на балу, или почему герой не "вписался" в общую атмосферу?

…Между главным героем и фамусовской Москвой огромная пропасть, это как небо и земля, это как медаль о двух сторонах… Жизненные принципы и устои у них различны, и, самое главное, Чацкий превосходит этих людей по уму в несколько раз. Таких людей опасаются, злятся на их превосходство --совершенно так, как в комедии. Чацкий совсем иной, выделяющийся из массы, и никто не хочет видеть человека лучше себя. Главный герой лишний на этом «празднике жизни».

Диалог Чацкого и Молчалина дает ясные предпосылки к разрыву героя с окружающими, и на балу этот конфликт обнаруживается неудержимо.

Вот начинают появляться гости, такие характерные для окружения Фамусова. Чета Горичей прибывает первой, и Наталья Дмитриевна ищет поскорей того, кто сможет по достоинству оценить ее новый наряд и мужа. Да-да, для властной дамы эти вещи равнозначны: что Платон Михайлович, что тюрлюрлю-все едино, все выставляется напоказ, все предметы хвастовства и гордости.

Унылый, подавленный вид мужа Натальи расписывает его нелегкое прошлое со своей женой-Чацкий не сразу узнает в распухшем тусклом человеке бодрого боевого товарища. Жена довольна-муж находится под ее полным контролем, она вылепила из него свой идеал, прежде всего, для показа общественности.

Князья Тугоуховские с шестью дочерьми продолжают образ хозяина дома. Княгиня лихорадочно подыскивает дочерям женихов. Узнав, что Чацкий не богат и не выслужился, она отзывает мужа, пошедшего было за ним.

Хрюмины, Хлестова, Скалозуб, Загорецкий-здесь почти каждый из гостей--соперник другому. Идет соревнование в тщеславии, и идет оно не на жизнь, а на смерть.

Появление Чацкого будоражит пришедших, и пробегает тень волнения. За минимальное количество времени Чацкий успевает досадить всем: Наталья Дмитриевна боится, что старательно вылепленный идеал мужа растает от горячих, «вольных» слов Чацкого; внучку Хрюмину оскорбило его высказывание о том, что она лишь «подражательница модисткам», Хлестову задел смех героя. Все, включая Фамусова, ощутили неприязнь, которая ищет лазейку и, наконец, выливается в слух о сумасшествии.

Интересен факт, что именно София стала причиной этого слуха-- она не меньше других раздражена и мимоходом роняет фразу: «Он не в своем уме». Но, осознав, что она сказала, решает ничего не исправлять, и ошибка становится местью.

Слух этот, как и в жизни, распространяется с невероятной быстротой. Со всех сторон слышатся предположения о причине сумасшествия Чацкого. Кто-то считает, что виной всему алкоголь, который герой якобы тянет «стаканами, нет, бутылками, нет, бочками». Другие винят наследственность, ведь «матушка его с ума сходила восемь раз». Но очень скоро и эти доводы показались слишком невинными. «Ученье-вот чума, ученость-вот причина, что…много…развелось безумных людей, и дел, и мнений…»--Фамусов наконец говорит то, что так тяжко томило всех, и каждый чувствует ненависть ко всему близкому к Чацкому - это лицеи и гимназии, профессоры, а главное - книги. Выходит, раздражение и злость испытываются не только к главному герою, но и ко всему правильному и умному. Идеи по прекращению так называемого зла высказывают Фамусов: «Собрать бы книги все да сжечь» и Скалозуб: «… в школах будут по-нашему учить: раз, два!».

Неудивительно, что Чацкий подавлен, и «мильон терзаний» разрывают его сердце. Он возмущен всем, что здесь происходит, он говорит о низости этих людей, глупости подражания и поклонения чужому. Тем временем мы знаем, что впереди его ждут еще большие потрясения. Его монолог-- единственный на всем балу, где говорится о вещах значительных и стоящих.

…Чацкий одинок. Наверное, это проигрыш в поединке благородства и низости. Гости «старательно кружатся в вальсе», а Чацкий стоит один посреди бала, на котором он лишний и ненужный. Он уже здесь определяет для себя единственно правильный путь: «Вон из Москвы!».