Ольга Пигарева

Цель : формировать основы музыкальной культуры у дошкольников и их родителей, воспитывая интерес и любовь к классической музыке.

Задачи:

Обучающие:

1. Закрепить у детей знания о музыкальных инструментах.

2. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.

3. Формировать интерес к классической музыке на основе эмоционального восприятия.

Развивающие:

1. Развивать творческую фантазию и эмоциональную отзывчивость.

2. Развивать музыкальное мышление, умение анализировать

3. Развивать творческие способности.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство уважения к культуре своего народа.

2. Способствовать формированию потребности в общении с музыкой.

3. Прививать любовь и уважение к классической музыке.

Интеграция образовательных областей : художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие

Возраст детей : 3-4 года

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Предварительная работа:

Использование ИКТ: рассматривание иллюстраций с музыкальными инструментами, слушание аудио-видео записей классической музыки, звуки музыкальных инструментов, мудьтфильма "В стране музыкальных инструментов", "Моцарт для детей", "П. И. Чайковский. Времена года".

Игры-импровизации на ложках, бубне, колокольчиках в детском оркестре.

Музыкально - дидактическая игра «Угадай, какой инструмент играет?».

Разучивание песен: «Радуга», «Мишка- лежебок», «Капли дождя».

Разучивание стихов про музыкальные инструменты.

Музыкальная игра «Оркестр» (Е. Железнова).

Рисование "Какого цвета музыка?" (П. И. Чайковский "Апрель")

Раскрашивание картинок по теме проекта.

Ход досуга :

Звучит музыка. В музыкальном зале собираются родители и дети.

Слайд1. «Музыкальная гостиная»

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» - В. А. Сухомлинский».

Вступительное слово воспитателя.

Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы подводим итог нашего первого музыкального проекта «Первые шаги в музыку». В ходе его проведения наши дети узнали много нового о музыкальных инструментах, научились узнавать их по звуку, рисовали музыку, смотрели мультфильм про страну музыкальных инструментов, разучили новые стихи и песни. Все это вы сегодня увидете и услышите.

Музыкальный руководитель .

Ни одно из искусств не действует так сильно и непосредственно на чувства человека, как музыка. Музыка – это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка. Поэтому начать нашу гостиную я предлагаю с веселой песни нашего калининградского композитора А. Фельдмана «Радуга».

Дети исполняют песню «Радуга»

Музыкальный руководитель: Ну вот, дорогие гости, теперь я вижу, что вы в хорошем настроении, на лицах появились улыбки, значит, можно провести небольшую викторину и проверить ваши знания о музыке.

Вопрос- ответ: 1. Кто пишет музыку? (Композитор).

2. С помощью чего можно записать музыку? (С помощью нот).

3. Кто исполняет музыку? (Музыканты).

4. Как называется группа музыкантов, которые исполняют музыку (Оркестр).

5. Как называют человека, который руководит оркестром? (Дирижёр).

Музыкальный руководитель:

Молодцы! Вы очень дружно отвечали на вопросы. Уважаемые родители! :

Разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Просмотр видео

Музыкальный руководитель . А сейчас наши дети споют для вас еще одну песню А. Фельдмана «Мишка-лежебока».

Выходят дети и поют .

Воспитатель .

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее!

Презентация «Звуки музыкальных инструментов для детей. Часть1.»


Воспитатель: Дети приготовили стихи о музыкальных инструментах

(дети по очереди читают стихи)

1. У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это славный наш… (рояль).

2. Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив звучит издалека,

Поёт про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив

Его названье (скрипка).

3. Осторожно возьмёшь её в руки -

И чудесные, дивные звуки

Издаёт она, если уметь

Ей помочь свои песенки спеть:

Словно издали плач летит чей-то.

Это плачет поющая (флейта).

4. Братишка у скрипки огромного роста!

Вам вспомнится имя его очень просто:

Он басом поёт, а ещё любит джаз.

Ну, вспомнили? Брата зовут (контрабас).

5. Он любит, когда его бьют,

Покоя ему не дают –

Он пляшет в руках и звенит,

И добрых людей веселит. (Бубен).

6. То изящна, то груба,

Оркестровая (труба).

Музыкальный руководитель. Наши дети не только читают стихи о музыкальных инструментах, но и учатся играть в оркестре. Музыкальная игра «Оркестр».

Дети исполняют на детских музыкальных инструментах




IMG]/upload/blogs/detsad-172887-1494162753.jpg

Музыкальный руководитель: Когда к нам приезжал симфонический оркеситр, дети в его сопровождении пели шутливую песенку «Кто это?». Солировал автор песни- композитор А. Фельдман. Предлагаю и нам сейчас всем вместе исполнить эту шутливую песенку.

Муз. руководитель запевает, а все ей подпевают.


Воспитатель: Вот и подошла к концу наша встреча. Мы надеемся, что информация, полученная сегодня, пригодится вам в воспитании детей. Пусть вам всегда помогает идти по жизни великое искусство музыки. А мы будем продолжать работать в этом направлении и надеемся, что еще не раз встретимся с вами в музыкальной гостиной. До свиданья! До новых встреч!

Участники под музыку уходят из зала.

Публикации по теме:

Досуг для детей второй младшей группы совместно с родителями «Зимние забавы» Участники: дети второй младшей группы и их родители. Цель:.

Сценарий совместного с родителями развлечения в подготовительной группе ко «Дню матери» Цель: - Гармонизировать детско-родительские отношения.

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей второй группы раннего возраста «День защитника Отечества» совместно с родителями Доброго времени суток уважаемые коллеги! Предлагаю только, что составленный сценарий развлечения к 23 февраля для деток 2-3 лет. Описание.

Сценарий развлечения с родителями и детьми второй младшей группы «Папа может все, что угодно!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи:.

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню Матери Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню Матери для подг. гр. «Рябинка» 2016 г. Цель: Усвоение нравственных навыков, через.

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери в первой младшей группе «Мамочка любимая моя» Ведущая (1): Добрый вечер, дорогие мамы! Сегодня мы пригласили вас в гости, чтобы поздравить с замечательным праздником - Днём Матери! В.

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери во второй младшей группе «Хорошо рядом с мамой» Сценарий совместного развлечения с родителями ко дню матери во второй младшей группе «Хорошо рядом с мамой» Задачи: формирование у детей.

Сценарий совместного развлечения с родителями ко Дню матери во второй младшей группе «Мама всегда рядом!» Цель: Развивать у детей интерес к традиции, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Задачи: Воспитывать уважительное отношение.

Сценарий совместного развлечения с родителями в первой младшей группе «Вместе с папами» Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию гармонии в отношениях. Задачи: развивать у детей эмоциональный.

Сценарий совместного с родителями развлечения к 23 февраля во второй младшей группе «Наши папы-лучше всех!» Цели: гармонизация детско- родительских (семейных) отношений в ходе совместных игровых действий. Задачи: -развивать у детей эмоциональный.

Библиотека изображений:

При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников педагогу следует ориентироваться на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная» .
Это цикл литературно-музыкальных занятий , в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств, взаимосвязь музыкальной, художественно-речевой, изобразительной и театрализованной деятельности.
Именно в рамках «Музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области ».
Более конкретные задачи , которые решаются в процессе взаимодействия, можно сформулировать так:
1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.
2. Развитие музыкальности у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием.
3. Развитие музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих возможность более тонкого слушания музыки, различения ее главных компонентов в звуковой ткани произведения.
4. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей.
5. Формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению.
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает высокий профессионализм педагога.

Как происходит формирование художественного и музыкального восприятия?
На первом этапе (при первом ознакомлении, прослушивании) — целостное восприятие, осознание общего характера произведения.
На втором этапе (при повторном прослушивании) — дифференцированное восприятие, уточнение представления, различение отдельных эпизодов в произведении.
На третьем этапе (при завершении работы над произведением) — осознание выразительной роли отдельных средств в связи с развитием музыкального образа и целостное повторное восприятие.

Методы, приемы и формы организации «Музыкальной гостиной»
Формирование восприятия музыки у дошкольников предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной выразительности), узнаванию неоднократно прослушанных пьес или фрагментов из них.
Используются различные методы — наглядно-слуховой метод, наглядно-зрительный, словесный, практический. Кроме традиционных методов, желательно применять методы, разработанные автором программы «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой , — метод контрастных сопоставлений произведений и метод уподобления характеру звучания музыки. Кстати, данная программа полностью соответствует задачам и требованиям ФГОС ДО.

Наглядно-слуховой. Метод контрастных сопоставлений произведений состоит в том, что используется качественная аудио (видео) запись и «живое» исполнение произведения педагогом. Этот метод значительно обогащает восприятие музыки и заостряет внимание детей на разнице звучания.
Осознанному усвоению и закреплению знаний способствуют музыкально-дидактические игры с использованием наглядно-слухового метода. Например «Музыкальная викторина», «Угадай мелодию» и др.
Использование приемов сравнений, контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.) заинтересует детей и придаст обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный. Чтобы усилить впечатления детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы или иллюстрировать незнакомые явления, необходимо применение следующей зрительной наглядности :
— показ репродукций картин, иллюстраций, рисунков, фотографий, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов;
— использование цветных карточек (прием цвет-настроение), что поможет детям применить новое слово и в игровой форме высказаться о характере музыки;
— иллюстрирование сказок с помощью настольного театра на фланелеграфе;
— использование карт-схем, приемов моделирования (расположение звуков по высоте, определение частей произведения и их количества и т.д.).

Словесный. Одним из важных методических приемов работы в музыкальной гостиной является слово педагога . Оно должно быть эмоциональным, лаконичным, соответствующему уровню речевого развития детей. Пояснения педагога должны раскрывать, прежде всего, музыкальный образ. Такой комментарий помогает детям настроиться на восприятие музыки. Например, О.П. Радынова в программе «Музыкальные шедевры» допускает сопровождение звучания музыки тихими, выразительными пояснениями.
Поэтическое слово (загадки, стихи, сонеты и т.п.) могут предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера. С той же целью можно использовать чтение стихов детьми, выученных заранее.
Литературный образ сказок подготавливает детей к восприятию музыкального образа. Обыгрывание сказочного сюжета с помощью игрушек или фигурок на фланелеграфе содействует более глубокому пониманию сюжетной линии музыкального произведения.
Педагог может использовать форму кратких описательных рассказов, бесед, постановки вопросов и заданий, активизирующих восприятие музыки.

Практический. Метод уподобления характеру музыки. Чтобы ребенок почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими и творческими действиями. Этот метод включает в себя следующие приемы :
— моделирование элементов музыки движения (художественное движение, дирижирование, игры-превращения);
— вокализация (интонирование мелодии, исполнение песен детьми);
— выражение образного содержания характера музыки мимикой;
— оркестровка музыкальных произведений (выбор и использование наиболее выразительных тембров инструментов, соответствующих характеру звучания музыки, различение отдельных ее частей);
— инсценирование песен, подвижные игры;
— выражение восприятия музыки через продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация и т.д.).

Организация занятий
Чтобы занятия в «Музыкальной гостиной» были более продуктивными, разнообразными и запоминающимися, необходимо использовать разные формы организации этих занятий. К таким формам можно отнести:
— занятия-беседы;
— занятия-путешествия (во времени, в пространстве, по сказкам и т.д.);
— занятия, простроенные на основе содержания той или иной сказки;
— беседа-концерт (о творчестве композитора, о жанрах в музыке и т.д.);
— сюжетные занятия (идем в гости, встречаем гостя).

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Музыкальное развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста

Александрова Александра Евгеньевна музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №4 Красносельского района г.Санкт-Петербурга
Описание работы: предлагаю вашему вниманию сценарий интегрированного развлечения. Данная разработка может быть использована музыкальными руководителями и воспитателями ДОУ. Сценарий развлечения предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Знакомство с видами музыкального искусства
Ведущая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Задачи:
- Развитие лексического словаря, кругозора и внимания, сопереживания за сверстников.
- Развитие художественно-эстетического воспитания.
- Побуждение к активной творческой деятельности и сочинительству.
- Формирование отношений,основанных на сотрудничестве и взаимопомощи
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, музыкальная.
Участники: дети старшей и подготовительной групп, музыкальный руководитель, воспитатели и родители
Предварительная работа:
- подбор музыкального репертуара;
- разучивание стихов, танцев
- разучивание песен

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ

Ведущая: Отчего у нас веселье? Праздник тут какой у нас?
Дети: День рожденья музыки празднуем сейчас!
Ведущая: Что, не слышали вы разве? –
К нам летит на крыльях Праздник!
День весёлый, добрый, славный,
В октябре он музыкальный.
Этот день встречаем песней,
Об осени чудесной.
Осенняя песня

Ведущая: Осень нам дарит так много музыкальных звуков.Это и шорох листьев, завывание ветра, звон дождевых капелек и прощальные песни перелетных птиц.
Давайте попробуем сейчас это отобразить с помощью музыкальных инструментов. Посмотрите, какие из лежащих на столе инструментов подойдут по-звучанию:


Шорох листьев- маракасы
Капли дождя- треугольник, колокольчики
Пение птиц- свистульки
Завывание ветра- металлофон (глиссандо)
(дети разбирают инструменты по-желанию)
А теперь начинаем нашу музыкальную викторину. Слушайте внимательно текст, чтобы вовремя сыграть на муз. инструментах. А читать нам будут зрители.
Музыкально-поэтическая викторина


1. Вот осенний ветерок у куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся. над деревьями кружил,
А потом мне на колени желтый листик положил.

2. Осень! Роща золотая! Золотая, синяя,
А над рощей пролетает стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются, с дальним озером, с полями
Навсегда прощаются
3. Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть, все грустят:
Потому что с жарким летом расставаться не хотят.
Небо плачет, солнце прячет, ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье: Пусть к нам лето вновь придёт.
4. Тихая, тёплая, нежная осень
Листья увядшие всюду разносит,
Красит в лимонный, оранжевый цвет
Свет.
На тротуары, газоны, аллеи
Их она сыплет, ничуть не жалея, –
Вот над окном в паутине повис
Лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
Мне на ладонь, покружившись, садится,
Лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
Вот он уже на соседнем балконе,
Миг – и, минуя широкий карниз,
Вниз.
5. Птиц провожают в дорогу леса:
Долгое эхо летит в небеса.
Птиц провожают в дорогу луга:
Выросли травы в большие стога.
Даже вослед им, как будто крылом,
Пугало машет пустым рукавом
6. Дождик, дождик, ты послушай:
Не ходи босой по лужам.
По дорогам бродит осень,
Холода в котомке носит
7. Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.
Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.
Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком
Ведущая: Давайте поаплодируем друг другу за такое прекрасное музыкально-поэтическое исполнение.
А теперь пришло время поиграть.


Игра с музыкальными инструментами (Дети двигаются, соответсвенно музыке-марш, бег, поскоки, когда музыка останавливается должны поднять руку дети с теми инструментами, которые назовет ведущий. Кто поднимет неправильно-выходит из игры).
Выходит Тарарам: Всем привет! Я главный Тарарам!
Ведущая: Как тебя зовут?
Тарарам: Та-ра-рам! Это значит очень громко и красиво! Правда, ребята?
Ведущая: Очень громко- это вовсе не очень хорошо. В музыке важно услышать мелодию, а не шум, который тебе так нравится.
Тарарам: Мелодия? А что это такое?
Ведущая: Ребята тебе сейчас про это споют.
Песня о музыке


Тарарам: А научиться так петь можно?
Ведущая: Конечно. Мы сейчас поиграем с тобой в музыкальное эхо. Мы будем запевать, а ты за нами красиво повторять.
Распевка «Эхо»
Тарарам: Мне очень понравилось петь с вами под музыку. А что еще может быть музыкальное?
Ответы детей
Ведущая: Будем вместе мы играть, Тарарама развлекать.
Игра «Ищи»


Тарарам: А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Ответы детей
Мы сейчас поиграем в игру «Назови инструмент». Делимся на две команды: ребята и гости. Каждый, по-очереди, называет музыкальный инструмент. Чья команда окажется последней по ответам, та и выиграет. Готовы? Начинаем.
Игра «Назови музыкальный инструмент»

Ведущая: Наш праздник был всем интересным,
Весёлым, шумным, радостным для всех.
И он прошел приятно и чудесно
Под звуки музыки и звонкий смех!
Заключительный хоровод

Министерство образования и науки Российской Федерации

Отдел образования и молодежной политики

муниципального образования

Администрации г. Усолье – Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №1»

Адаптационная, комбинаторная, радикальная

«Музыкальная гостиная» как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Харитонова Ирина Владимировна

музыкальный руководитель ВКК

МБДОУ «Д/С ОВ №1»

г. Усолье – Сибирское,

Пояснительная записка Актуальность: в ходе прохождения МДОУ «Д/С ОВ №1 процедуры аккредитации экспертом по музыкальному воспитанию было предложено обобщить опыт работы музыкального руководителя с педагогами.

На наш взгляд, одна из самых актуальных проблем, стоящих перед

современным обществом – угроза духовного оскудения личности, опасность

утраты нравственных ориентиров.

Необходим поворот к жизненно важным ценностям, противостояние, бездуховности, потребительству. Роль педагога в этом плане первостепенна. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил, что наука доказывает истину, а искусство заражает его. Педагог должен не только знать методы и приемы обучения и воспитания, но и быть артистом, «заражающим» детей, наполняющим их эстетической радостью.

Музыкальный руководитель должен помочь педагогу войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.

Исходя из вышеизложенного, возникла необходимость создания авторской педагогической разработки: «Музыкальная гостиная», как средство оптимизации взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Новизна: в авторской педагогической разработке «Музыкальная гостиная» представлена система мер по оптимизации взаимодействия в диаде «Музыкальный руководитель – воспитатель», включающая авторские семинары, занятия – тренинги, музыкально – поэтические часы.

Методологическая основа

Основу авторской педагогической разработки составили идеи Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, которые отмечают, что успех совместной работы педагога – музыканта и воспитателей зависит от обоюдной заинтересованности в общем, для них деле и результатах музыкального воспитания детей.

ЦЕЛЬ

Выявление и развитие музыкально - творческого потенциала педагогов, как следствие - повышение качества работы с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию.

1. Обеспечение музыкального развития педагогов;

2. Осуществление взаимодействия музыкального руководителя и педагогов;

3. Повышение уровня музыкального развития детей.

Срок реализации: 1 год.

Ожидаемые результаты:

Овладение педагогами современными музыкальными образовательными программами и технологиями, обеспечивающими гармоничность и целостность их музыкального развития;

Качественное взаимодействие музыкального руководителя и педагогов ДОУ;

Развитие творческого потенциала музыкального руководителя и педагогов;

Повышение качества музыкального воспитания детей в ДОУ.

Авторская педагогическая разработка включает три раздела. В первом разделе дается описание методики работы. Второй раздел представляет содержание «Музыкальной гостиной» - перспективный план работы. Третий раздел содержит диагностическую методику выявления уровня музыкальных и артистических способностей педагогов. Завершает авторскую разработку приложение и список литературы.

Раздел 1. Методика работы Методические рекомендации составлены на один год целенаправленной, систематической и последовательной работы с педагогами по развитию их музыкальности и творческого потенциала.

Работу необходимо осуществлять на основании следующих принципов:

1. Принцип всестороннего развития. Общение с искусством - мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара (музыка, поэзия, живопись и др.) духовно возвышающего и обогащающего каждого педагога;

2. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара;

3. Принцип прогностичности – отражает в целях и действиях сегодняшние и будущие требования к музыкально – эстетическому развитию педагогов и детей;

4. Принцип рациональности – позволяет определять цели и способы их достижения для обеспечения максимального результата;

5. Принцип реалистичности – помогает определять конечные и промежуточные результаты.

2. Театральные подмостки;

4. Музыкальная игра.

В зависимости от объема программного материала длительность изучения темы варьируется – от двух до трех месяцев.

Каждая тема раскрывается через разнообразные формы обучения.

Этапы обучения

1 этап - подготовительный, включает в себя самоанализ «Деятельность

воспитателя на музыкальном занятии»; анкетирование «Анализ работы

музыкального руководителя воспитателями ДОУ»; входную диагностику

по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество»,

«Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество».

2 этап – основной, включает в себя следующие формы работы:

1. Вводная консультация;

2. Музыкальная мастерская;

3. Семинар – практикум;

4. Занятия – тренинги;

5. Мастер – классы;

6. Конкурсы;

7. Музыкальные КВны;

8. Выпуск звуковой газеты «Погремушка» и «РОСТОК»;

9. Музыкально – поэтические вечера;

10. Музыкально – театрализованные представления.

Формы обучения по программе «Музыкальная гостиная» делятся на активные и пассивные.

Пассивные - в основном, предназначаются для передачи знаний в значении информации: консультации – получение информации по конкретному вопросу у специалиста; семинары - обучение в процессе переработки, систематизации и воспроизведения информации.

Активные - формы обучения (практикумы, конкурсы, музыкальные мастерские, игры, тренинги и др.) ориентируются не только на усвоение знаний, но и на способы их получения, на развитие творческого потенциала педагогов; характеризуются высокой степенью вовлеченности педагогов в

в учебный процесс, повышенной степенью мотивации, эмоциональности, направленностью на освоение материала в максимально сжатые сроки.

3 этап – заключительный. Цель работы на этом этапе – получение итоговых диагностических данных по разделам: «Восприятие музыки», «Песенное творчество», «Элементарное музицирование», «Театрально – игровое творчество», анализ деятельности воспитателя на музыкальном занятии.

Перспективный план работы «Музыкальной гостиной» рекомендуется для использования на учебный год с группой педагогов в количестве 12 – 16 человек.

Периодичность встреч в «Музыкальной гостиной» - 1 раз в неделю.

В планирование допускается внесение дополнений, изменений в зависимости от индивидуальных особенностей группы и творческого потенциала воспитателей.

Диагностические задания Музыкальных и артистических способностей педагогов.

1 раздел «Восприятие музыки» Цель: Определить уровень эмоциональной отзывчивости педагога на музыку разного характера, умение определять жанр и форму музыкального произведения.

Задание №1

Материал: Набор карточек разных цветов и оттенков, аудио кассеты с записью музыки разных жанров.

Музыкальный репертуар: Классическая музыка, джаз, рок-н-ролл, вальс, народная музыка.

Методика проведения: У каждого педагога конверт с набором карточек.

Музыкальный руководитель: Прослушайте музыкальное произведение.

Вопросы: Какое настроение передает эта музыка?

В какой цвет вы бы окрасили эту музыку?

(Педагог показывают карточки определенного цвета и объясняют свой выбор)

Задание №2

Материал: Аудио кассеты с записью инструментальной и вокальной музыки (марш, песня, танец)

Методика проведения: Педагоги прослушивают музыкальные отрывки произведений, определяют и соотносят иллюстрации с прослушанной музыкой.

Музыкальный репертуар: Р. Шуман «Солдатский марш», П. Чайковский «Вальс», р. нар. мел. «Со вьюном я хожу».

3 балла – высокая эмоциональная отзывчивость на музыку разного характера, педагог самостоятельно и правильно определяет музыкальные жанры и форму музыкального произведения.

2 балла – проявляет интерес к музыкальной деятельности, но затрудняется в выполнении заданий.

1 балл – низкая музыкальна отзывчивость, педагог не способен самостоятельно определить музыкальные жанры.

2. Раздел «ПЕНИЕ» Задание №1

Цель: Определить умение чисто интонировать мелодию с музыкальным сопровождением и аккопельно.

Методика проведения: Предложить педагогу спеть любую песню по желанию, с музыкальным сопровождением и без него.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительного исполнения знакомой

песни, умение инсценировать содержание песни.

Материал: Шапочки-маски, театральный реквизит (корзина, инструменты, игрушки и т. д., набор карточек, передающих содержание песни.

Методика проведения: По группе педагогов (4-5 человек) предлагается выбрать карточку, иллюстрирующую содержание песни. Педагоги вспоминая текст песни, обдумывают варианты обыгрывания содержания песни. Надев шапочки-маски, взяв атрибуты, педагоги инсценируют песни.

Музыкальный репертуар: Песни «Антошка», «Два веселых гуся», «Песенка кузнечика» и т. д.

Задание №3

Цель: Определить уровень чистоты интонирования мелодии, умение петь естественным звуком, умение сочинить свою мелодию на заданный текст.

Методика проведения: Педагогам предлагаются небольшие четверостишия, обдумывая варианты, педагоги сочиняют свою мелодию, находят нужную интонацию.

Примечание: Характер придуманной мелодии должен соответствовать характеру текста.

3 балла – высокий уровень певческих данных, чисто интонирует мелодии песен, эмоционально передает их содержание, проявляет творческую активность.

2 балла – средний уровень певческих данных, не всегда чисто интонирует, но проявляет интерес к пению, эмоционален.

1 балл – низкий уровень певческих данных, не активен, мало эмоционален

3. Раздел «Элементарное музицырование» Задание №1

Цель: Выявить умение предавать ритмическую пульсацию и ритмический рисунок.

Материал: Металлофон, треугольники, бубны, колокольчики и т. д.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прослушать муз. отрывок русской народной мелодии. Далее предлагает педагогам украсить мелодию игрой на инструментах, ритмически отстукивая мелодию произведения.

Примечание: Отмечается ритмичность исполнения, правильность звукоизвлечения.

Задание №2

Цель: Выявить умение педагога самостоятельно придумать мелодию на музыкальных инструментах.

Материал: Набор музыкальных инструментов (металлофон, ксилофон, набор шумовых инструментов)

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу сочинить песенку для игрушки и придумать ей название.

Пример: «Мишка загрустил», «Беленький зайка», «Песенка про кошечку».

3 балла – высокий уровень элементарного музицырования, точная передача ритмического рисунка.

2 балла – средний уровень элементарного музицырования, не всегда точное ритмическое звукоизвлечение.

1 балл – низкий уровень элементарного музицырования, не развито чувство ритма.

4. Раздел «Основные навыки театрального мастерства» Задание№1

Цель: Выявит умение передавать выразительность образа в этюдах, играх-драматизациях.

Материал: фонограммы с разнохарактерной музыкой, шапочки-маски.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогу прослушать музыкальное произведение. Педагогу нужно соотнести услышанную музыку с соответствующей маской животного и под музыку с помощью мимики и пластики изобразить это животное.

Задание №2

Цель: Определить уровень выразительности речи педагога, способность понимать эмоциональное состояние персонажа, выражая его речью, мимикой жестами.

Материал: Небольшие отрывки стихотворения.

Методика проведения: Музыкальный руководитель предлагает педагогам прочесть небольшие отрывки стихотворений от лица разных персонажей использую мимику, жесты, интонационную речь.

Пример: «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Злой волк», «Страшный медведь» и т. д.

3 балла – высокий уровень актерского мастерства, точная и творческая передача образов с помощью мимики, жестов, выразительности речи. Высокая эмоциональность и инициативность.

2 балла – средний уровень актерского мастерства, эмоциональная отзывчивость, желание включиться в деятельность, не достаточный уровень навыков в создании образов.

1 балл – низкий уровень актерского мастерства, «зажатость», педагог не эмоционален, речь монотонная, не выразительная, без интереса относится к выполнению заданий по созданию образов.

По каждому разделу программы составляются таблицы анализа результатов на начало и конец учебного года.

Обследование педагогов проводится по подгруппам и индивидуально.

В сводной таблице проставляется уровень умений и навыков педагогов по 3-х бальной системе (3 балла – высокий; 2балла – средний; 1балл – низкий).

Затем анализируются результаты:

1. Ранжирование и распределение частоты баллов.

2. Распределение сгруппированных частот:

1 действие – определение размаха R=(max-min)+1

2 действие – выбор интервала раздела (если max больше 100, тоR:12; если меньше 50, то R:4);

3. определение количества педагогов с высоким, средним и низким уровнями музыкально – артистических способностей.

Используемая литература

Арцеменди А. Л., «Дошкольное музыкальное воспитание» перевод с испанского. Методическое пособие. М. ; Прогресс, 1989 г.

Буренина А. И «Кукляндия». Учебное – методическое пособие по театрализованной деятельности – СПБ; издательство «Музыкальная палитра» 2008 г.

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду». Учебное пособие: «Дошкольная педагогика и психология». М. ; «Просвещение», 1983 г.

Гоголева М. Ю. «Логоритмика в детском саду». Методическое пособие. – Ярославль; Академия развития. 2006 г.

Давыдова М. А. «Музыкальное воспитание в детском саду». Пособие – М. ; Вако, 2006 г.

Девятова Т. Н. «Звук волшебник». Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. М. ; Линко – Пресс, 2006 г.

Комиссарова Л. Н. ; Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. – Москва «Просвещение» 1986 г.

Кононова Н. Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах; Книга из опыта работы. М. ; Просвещение, 1990 г.

Метлов Н. А. «Музыка – детям»; Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детского сада. М. ; Просвещение, 1985 г.

Куцакова Л. В. ; Мерзлякова С. И. «Воспитание ребенка дошкольника»; Программа – методическое пособие «Росинка». М. ; – Гуманит. Издательский центр Владос, 2004 г.

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – Учебное пособие. М. ; Гуманит изд. Центр Владос. 1997 г.

Роот З. Я. «Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста»; Пособие для музыкальных руководителей. М. ; Айрис – пресс, 2004 г.

Суворова Т. И. «Танцуй малыш». Методическое пособие. ; СПБ; 2007 г.

Сауко Т. Н. ; Буренина А. И. «Топ – хлоп, малыши». Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2-3 лет – СПБ; 2001 г.

Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музыцирование», Программа «Элементарное музыцирование с дошкольниками»; СПБ; Лоиро, 2003 г.

«Творчество – непосредственное единство мысли и дела, осуществляется только в непрерывной деятельности, в творении.

Творчество – торжество с творением, ибо вне творения нет творчества.

Проект «Музыкальная гостиная для детей и родителей»

МБДОУ Детский сад № 116, г. Архангельск

Актуальность

Процесс приобщения ребенка к культуре – это, прежде всего, воспитание его чувств, начиная с рождения. Но сегодня все, что мир взрослых приводит в соприкосновение с чувствами ребенка, превосходит все мысленные пороги бездуховности. Трудно ожидать, что пройдя такую информационную «мясорубку», ребенок вырастет нравственно, творчески, духовно и физически здоровым.

Контингент современных родителей сильно помолодел, изменились ценности, ритм жизни. Дети не слышат родителей, родители не понимают детей. Идет процесс отчуждения друг от друга, а ведь именно семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в жизнь.

С приходом в дом современной техники человек все больше становится пассивным потребителем искусства. Утеряны традиции любительского музицирования, не практикуются громкие читки, домашние спектакли. Естественность и непринужденность обстановки, совместное пение, слушание музыки, та особенная атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком, - все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

Цель: Гармонизация детско-родительских отношений через участие в совместных творческих мероприятиях.

Задачи проекта:

  1. Обогащать духовный мир через высокохудожественные образцы музыкального искусства; приобщение к истокам мировой и русской народной культуры.
  2. Развивать эмоциональную сферу; способствовать удовлетворению эстетических потребностей, вкуса, развитию эстетической оценки.
  3. Обеспечить полноценное музыкальное развитие каждому ребенку c учетом его индивидуальных возможностей.
  4. Расширять музыкально-эстетический кругозор через знакомство с музыкой разных жанров.
  5. Создать единый детско-взрослый коллектив.
  6. Переносить атмосферу праздника встречи с музыкой в жизнь своей семьи.

Тип: образовательный, творческий.

Продолжительность: долгосрочный.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы.

Первый этап - подготовительный

  1. Изучение и анализ музыкально-педагогической литературы; законодательных документов.
  2. Постановка цели, формулировка задач.
  3. Определение круга тем и форм взаимодействия, подбор музыкального материала, разработка сценариев.
  4. Составление плана реализации проекта.

Второй этап – реализация проекта

Деятельность педагога

Месяц

Тема

Сентябрь

Анкетирование родителей, выяснение заинтересованности проектом; определение форм проведения (концерты, КВН, игровые программы)

Октябрь

Соревнования «Встречаем осень весело»

Ноябрь

«Вместе весело шагать» – концерт по заявкам детей и взрослых, составленный из любимых песен.

Задачи

– познакомить с жизнью и творчеством В. Шаинского;

Воспитывать уважение к творчеству композиторов-современников.

Январь

«Романса трепетные звуки» - знакомство с жанром, исполнение романсов педагогами и родителями.

Задачи:

– познакомить с жанром романса

Совместное исполнение несложных бытовых романсов.

Февраль

«Игры нашего двора» - игровая программа на основе забытых игр.

Задачи:

  • углубить представления детей о русских народных играх;
  • развивать физические умения и коммуникативные качества;

Март

«Эх частушка-коротушка».

Задачи:

  • познакомить с жанром частушки;

Развивать навыки совместного выразительного пения;

  • воспитывать любовь к национальной культуре.

Апрель

П.И. Чайковский «Детский альбом» - концерт с приглашением педагогов музыкальной школы «Гармония». Руководитель Лисицын В.

Или

КВН «Мы любим, музыка, тебя»

Задачи:

  • проявлять знания о музыке в играх и занимательных конкурсах;
  • развивать музыкальные способности;
  • воспитывать любовь к музыке, уважение к товарищам, здоровый дух соперничества.

Май

«Песни, опаленные войной» - программа, посвященная 75-летию со дня великой победы;

Задачи:

Раскрыть роль песен, поднимающих боевой дух солдат во время Великой Отечественной войны.

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».

Задачи:

  • знакомство с жанром бардовской песни;
  • воспитывать желание слушать и подпевать песни данного жанра.

Третий этап – заключительный

Фотовыставка родителей тематических семейных праздников.

Анкетирование (Приложение № 1)

Ожидаемый результат по проекту

  1. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке; возникновение желания ярко и интересно проводить семейный досуг.
  2. Возникновение потребности посещать культурные площадки города (театры, музеи) всей семьей.

Основные направление реализации проекта

  1. Проведение анкетирования.
  2. Разработка сценариев.
  3. Приглашение преподавателей.
  4. Приглашение выпускников детского сада, посещающих музыкальные кружки, школы.