Тема урока «Географическое положение Евразии»

Цели урока:

- обучающие : способствовать формированию представления о физико-географическом положении Евразии, познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;

- развивающие : отработка у учащихся навыков групповой работы и работы с учебником;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе; развитие у учащихся коммуникативных способностей через составление речевых высказываний.

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта, интерактивная доска, презентация к уроку выполненная на PowerPoint

Тип урока: получение новых знаний.

Структура урока.

    Организационный этап.

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала.

    Закрепление знаний.

    Итоги урока.

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

Ход урока .

    Организационный момент (1 слайд)

1.Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас.

2.Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, контурная карта.

II . Актуализация знаний

Учитель: Ребята в начале нашего урока я вам предлагаю совершить виртуальное путешествие, которое для нас подготовила ваша одноклассница Валерия, но прежде чем нам отправится в путь, давайте вспомним, что называется материком (континентом) ?

Ответ:

Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Учитель : Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

У: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.

III . Изучение нового материала

Учитель : Вспомнили. А теперь в путь. Будьте внимательны (1 слайд)

(Ученик показывает несколько слайдов об уникальных чудесах природы.)

    Естественная лестница гигантских размеров, уводящая в море (Мостовая гигантов); 2 слайд

    Это уникальное озеро расположено в Южной Сибири (озеро Байкал); 3 слайд

    Этот древний лес на северо-востоке Польши простоял больше 500лет (Беловежский лес); 4 слайд

    Знаменитая область средиземноморского побережья. Эти места жизненно важны для размножения и пропитания многих животных, в том числе полудиких белых лошадей (Камарг); 5 слайд

    Каскад белоснежных горных озер в области Западной Турции. (Памуккале); 6 слайд

Учитель: На каком материке находятся эти уникальные места? 7 слайд

У : На материке Евразия

Учитель : Верно, и сегодня на уроке мы с вами начнём знакомство с особенностями одного из материков планеты – Евразией

Учитель : С чего начнём изучение материка?

У : С географического положения материка

Учитель : А что такое географическое положение

У: Географическое положение - это положение относительно экватора и других важнейших линий градусной сети, протяженность с севера на юг и с запада на восток, положение относительно океанов и других материков.

Учитель : Совершенно верно. Молодцы!

Учитель: Это “адрес”географического объекта, по которому можно найти его на Земле.

Тема нашего урока: «Географическое положение материка Евразия» 8 слайд

Учитель: Ребята, давайте попытаемся сформулировать цель нашего занятия,

(Какя цель перед нами стоит?Ччто мы с вами должны сделать на уроке?)

У : Цель нашего занятия определить особенности и описать ГП материка Евразия. Учитель: То есть мы должны ответить на вопрос « Каковы особенности географического положения материка Евразия ”?

Учитель: Почему этот вопрос мы рассматриваем первым при изучении материка

У: От ГП зависят особенности природы материка, климат, природные зоны

Учитель Сегодня на уроке мы свами будем работать в группах.На столах у Вас лежит «Путевой лист – задание». В нём даны вопросы, на которые вы должны ответить. Вопросы у каждой группы разные, поэтому будьте внимательны, когда я буду задавать вопросы. Ответы вы будите записывать в тетрадь. Отвечая на вопросы вы должны использывать источники информации. Какие источники информации лежат у Вас на парте? (учебник п.17 , атлас, энциклопедия «Материки и океаны». План характеристики ГП материка в учебнике на с.344

«Путевой лист» Приложение № 1

Защита результатов деятельности.

После отведённого на эту работу времени, каждая группа представляет свою работу. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы, корректируют допущенные ошибки, высказывают свое мнение. Сравнивают свой результат с ответами других учеников. Проводят самоконтроль.

У : Вопросы учителя:

    Как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов и нулевого меридиана? (группа 1, 1вопрос).

Определите положение материка относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов. Сделайте вывод.

Относительно экватора: экватор не пересекает материк

Относительно нулевого меридиана: нулевой меридиан пересекает материк на западе,

значит, материк находится и в западном и в восточном полушариях. Большая часть

лежит в восточном полушарии.

Тропики: материк пересекают северный тропик и северный полярный круг

    Сравните площадь Евразии с площадями других материков. Определите, какую часть площади Земли занимает Евразия (в процентах). Сделайте вывод о размерах материка . (группа2, вопрос 1)

Сравните площадь Евразии с площадями других материков. Определите, какую часть площади Земли занимает Евразия. Сделайте вывод о размерах материка

Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши. Евразия по площади равна Африке и Северной Америке вместе взятым . 10 слайд

Африка + Сев. Америка = Евразия;

30,3 24,2 54,5 11слайд

Площадь суши – 149 млн км 2 , площадь Евразии – 54 млн км 2 .

54: 149 =0,36 или 36%.

Вывод: Евразия – самый крупный материк на планете. Большие размеры определяют разнообразие природы материка. )

    Какие части света образуют Евразию? (группа1, вопрос 2)

Какие части света образуют Евразию? Откуда произошло название Европы и Азии.

Азия – , часть света, входящая в состав континента Евразия. Занимает наибольший участок Евразии, лежит на восток е от Европы. 12 слайд
Европа – часть света, занимающая западную часть материка Евразия

4. Где проходит граница между Европой и Азией? (группа 3, вопрос 2)

Граница между Европой и Азией имеет протяжённость 5100 км. Эта граница – условная линия – проходит по восточному склону Уральских гор, по реке Эмбе,северному побережью Каспийского моря, Кумо-Манычской впадине сесвернее Кавказа, затем по Азовскому, Чёрному морям и проливам между Чёрным и Средиземным морями.

Назовите крайние точки материка, покажите их на карте.

5. Назовите и покажите на карте северную и южную крайние точки материка. Определите их координаты. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с севера на юг. (1 = 111,3 км). Сделайте вывод. (группа3, вопрос 1)

Северная точка: мыс Челюскин 77° 43 с. ш. 104° 18 в. д.

Южная точка: мыс Пиай 1° 16 с. ш. 103° 30 в. д. 13 слайд

Протяженность Евразии с севера на юг

77° 43 - 1° 16 = 76° 27 14 слайд

76 111,3 = 8458,8 (км)

Вывод: По протяженности материка как с Севера на Юг, так и с Запада на Восток можно говорить о его гигантских размерах.

6. Назовите и покажите на карте западную и восточную крайние точки материка. Определите их координаты. Определите протяжённость Евразии в градусной мере и километрах с запада на восток. (1= 80,4 км). Сделайте вывод. (группа 4,вопрос 1)

Западная точка: мыс Рока 38° 48 с. ш. 9° 31 з. д. 15 слайд

Восточная точка: мыс Дежнёва 66° 5 с. ш. 169° 40 з. д.

Протяженность Евразии с запада на восток

9° 31 + 180° + (180° - 169° 40 ) = 199° 51 16 слайд

199 80,4 = 15999,6 (км)

Вывод: Евразия имеет наибольшую протяженность с запада на восток. Это отражается на смене климатических условий, типах климатов.

7 . Определите, в каких климатических поясах расположен материк. Сделайте вывод. (группа 1, вопрос 3 ) 17 слайд

Материк лежит во всех климатических поясах: А, СА, У, СТ, Т, СЭ, Э. Можно сделать следующий вывод, что природа материка очень разнообразна: от холодных снежных пустынь до экваториальных лесов.

8. Назовите и покажите на карте океаны и моря, омывающие берега Евразии на западе и на севере. (группа 3, вопрос 3) 18 слайд

9. Совершите путешествие по карте. Назовите и покажите на карте моря,

омывающие берега Евразии на востоке и на юге . (группа 4, вопрос 2)

10 В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод . (группа 2, вопрос 2)

В чём различие береговой линии Европы и Азии? Сделайте вывод.

(Береговая линия больше всего изрезана на западе.) 18 слайд

Вывод: много бухт, важно для использования морского транспорта.

11. Совершите путешествие по карте.

Назовите и покажите на карте крупные полуострова Евразии. ? (группа 2, вопрс3)

(Скандинавский, Кольский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Балканский, Апеннинский, Пиренейский) 19 слайд

11. Определите, как расположен материк относительно других материков

(группа 4, вопрос 3) .

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка.

Их от Евразии отделяют: Гибралтарский пролив, Средиземное море, Суэцкий канал, Красное море, Баб-эль-Мандебский пролив; Берингов пролив.

Наиболее удалены материки: Антарктида, Южная Америка, Австралия.

Евразия – это материк на котором мы с вами живём

IV . Закрепление знаний.

Учитель: Вот мы и завершили наше с Вами путешествие по материку Евразия. Я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности географического положения материка Евразия?”

Ответы учащихся : Евразия лежит полностью в северном полушарии. Материк расположен по обе стороны от нулевого меридиана. Это первый материк по площади. Омывается Атлантическим, Индийским, Северным Ледовитым и Тихим океанами. Евразия близко расположена к материку Африка и Северная Америка. Имеет выгодное географическое положение.

    Итоги урока

Учитель : Итак, ребята давайте подведём итоги нашего урока.Что на уроке мы с вами изучили ?

У: На уроке мы изучили материк Евразия, определили его географическое положение

V . Рефлексия.

Учитель: Скоро прозвенит звонок,

Пора заканчивать урок.

Наша работа на сегодня заканчивается.

На ваших партах находятся листы обратной связи. Посмотрите фразы и выбирите наиболееи значимую для вас. Поделитесь своими впечатлениями о работе на уроке.

(Ответы учащихся)

Оценки за урок Все хорошо поработали. Да, но были трудности, но все же наиболее активными были……… Мне хотелось бы отметить работу…….

VII . Домашнее задание:

Параграф 17 стр. 85. В контурной карте стр.__________ отметить географические объекты.

Евразия – величайший материк земного шара. Он занимает 1/3 всей суши планеты. Огромные размеры и сложное строение земной коры создают неповторимые по разнообразию природные условия.

В Евразии находится самая высокая гора Земли – Джомолунгма (Эверест), самая большая горная система по площади – Тибет, самый большой полуостров – Аравийский, самая большая географическая область – Сибирь, самая низкая точка суши – впадина Мертвого моря.

Географическое положение Евразии

Пользуясь картой, давайте определим географическое положение Евразии по плану:

Рис. 1. Географическое положение Евразии

В каких полушариях расположен материк?

а) Относительно экватора материк почти полностью лежит в Северном полушарии. Исключением являются южные острова материка.

б) Относительно нулевого меридиана – почти весь материк находится в восточном полушарии, лишь крайний запад Евразии заходит в Западное полушарие.

Какие океаны омывают материк?

С севера – Северный Ледовитый океан,

с юга – Индийский, с запада – Атлантический,

с востока – Тихий океан.

Расположение относительно других материков

Евразия граничит со многими континентами, которые оказывают на нее определенное влияние. Непосредственная связь с Африкой через Суэцкий канал и с Северной Америкой через Беренгов пролив явилась причиной сходства органического мира этих материков.

Рис. 2. Крайние точки материка

Евразия – две части света

Евразию образуют две части света – Европа и Азия.

Условную границу между ними принято проводить вдоль восточного подножия Уральских гор, по реке Эмбе, северному побережью Каспийского моря и Кумо-манычской впадине. Морская граница проходит по Азовскому и Черному морям, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря, – это пролив Босфор и Дарданеллы.

(Найдите все объекты на физической карте материка.)

Очертания береговой линии

Евразия отличается сильной изрезанностью береговой линии, особенно на западе материка.

По физической карте материка видно, что Атлантический океан глубоко вдается в сушу, обособляя Скандинавский полуостров. На юге материка своими размерами выделяются полуострова Аравийский и Индостан. Их омывает Индийский океан. Островов у южного побережья Евразии мало, самый крупный – Шри-Ланка . Заметно изрезана береговая линия материка и на востоке, она омывается Тихим океаном. Окраинные моря отделены от Тихого океана цепочкой полуостровов (самый крупный – Камчатка) и островов, самые крупные – Большие Зондские . Северный Ледовитый океан, омывающий материк с севера, неглубоко вдается в сушу. Наиболее крупные полуострова – Кольский, Таймыр, Чукотский.


Рис. 3. Физическая карта Евразии

Список литературы

Основна я:

География. Земля и люди. 7 класс: учебник для общеобраз. уч. / А. П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011. География. Земля и люди. 7 кл.: атлас. Серия «Сферы». – М.: Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение.

1.Русское географическое общество ().

2. Российское образование ().

3. Журнал "География"().

4. Географический справочник ().

Тема урока: Географическое положение материка Евразия.

Цели и задачи урока:

    Формировать у учащихся представления о природе Евразии, рассмот­реть особенности физико-географического положения материка;

    Познакомить учащихся с представлениями о Евразии в древности, по знакомить с историей исследования материка; продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками дополнительной информа­ции, формулировать вопросы.

    Развивать познавательный интерес к предмету.

    Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: физическая карта Евразии. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2.Актуализация и мотивация знаний.

3. Новая тема.

План изучения нового материала:

    Природные особенности

    История заселения и исследование Евразии

Тема нашего урока «Географическое положение и история исследования Евразии».

Ваша основная задача на уроке – отработать умение определять географическое положение материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение Евразии.

    Географическое положение материка Евразия

Евразия – крупнейший материк в мире. Его площадь вместе с островами составляет 53,3 млн. км², что соответствует 1/3 части суши. Кроме того, на этом гигантском материке проживает ¾ населения земного шара, т.е. свыше 4 млрд.человек.

Материк Евразия состоит из двух частей света - Европы и Азии. Условная граница проходит по восточной части Уральских гор, северному побережью Каспийского моря, реке Урал, Кумо - Манычской впадине, затем по Азовскому и Черному морям и проливам, соединяющим Черное море со Средиземным.

    Крайняя точка на севере Евразии – мыс Челюскин (77˚43΄с.ш.),

    Крайняя точка на юге – мыс Пиай (1˚16΄с.ш.),

    Крайняя точка на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.),

    Крайняя точка на западе – мыс Дежнева (169˚40΄).

Расстояние между северной и южной точкой 8000км.Если некоторые острова расположены ближе к Северному полюсу, то острова Малайского архипелага тянутся от экватора к югу до 11˚ю.ш.

Расстояние между крайней точкой на востоке – мыс Рока (9˚34΄з.д.) – и крайней точкой на западе – мыс Дежнева (169˚40΄з.д.) – около 16000км.

Некоторые участки материка выходят за территорию восточного полушария и заходят на территорию западного полушария. Благодаря таким особенностям географического положения на материке встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария.

Побережье материка Евразия омывают воды всех четырех океанов.

    Природные особенности

Евразия - материк, на котором мы живем. Это величайший материк Земли. От других континентов земного шара Евразия отличается особенно большим разнообразием природы. Ему вправе можно прикрепить и другие характеристики «Самый – самый…»(показ презентации слайд 12-26)

    Самый высокий горный пик в мире – Джомолунгма в Гималайских горах, его высота 8848 м.

    Самое низкое место земного шара, расположенное ниже уровня моря,- Мертвое море на северо – западе Аравийского полуострова, его уровень -403м.

    Самый большой полуостров земного шара – Аравийский,его площадь – более 3 млн.км².

    Полюс холода в северном полушарии – поселок Оймякон в северо – восточной Сибири, где зарегистрирована температура -71˚С.

    Самая высокая зарегистрирована температура наблюдалась в жаркой и знойной пустыни Тар в Индии +53˚С.

    Район, где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре, - населенный пункт Черапунджи на юго – восточном склоне Гималаев (12000мм).

    В сухой знойной Аравии годовое количество осадков менее 15мм.

    Самое большое озеро на земном шаре – Каспийское море – расположено между Европой и Азией, его площадь 390тыс.км.²

    Самое глубокое озеро на земном шаре – Байкал- расположено в азиатской части Евразии,его глубина 1620м.

А сейчас давайте составим описания ФГП материка.

План описания ФГП материка

    Определите, как расположен материк относительно экватора, тропи ков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

    Найдите координаты крайних точек материка в градусах.

    Определите какие океаны омывают материк?

Задания:

    Обведите красным цветом начальный и 180° меридиана, си­ ним - линию экватора.

    Отметьте пунктиром границу между Европой и Азией.

    Подпишите названия крайних точек и их координаты.

    Подпишите названия океанов омывающие материк.

    История заселения и исследование Евразии.

В поисках новых земель выходцы с побережий Средиземного моря начали заселять земли Евразии. Именно там стали формироваться географические понятия.

Первые географические сведения о Евразии были собраны древними египтянами, финикийцами, греками.

Значительный вклад в расширение географических знаний о Евразии внес древний народ миной, населявший о. Крит в 2500годах до н.э. Минойцы установили торговые отношения с Кипром, Сицилией и нынешним Балканским полуостровом.

Жители государства Вавилон в целях ознакомления с окружающим их миром побывали в Персии и Индии. Вавилонцы, и письменность, впервые предположили, что планета Земля имеет форму шара и ее окружность равна 360˚.Первая географическая карта, начерченная вавилонцами на глиняной табличке, хранятся в Британском музее.

Финикийцы,избороздив на кораблях в различных направлениях Средиземное море, открыли острова на Эгейском море, дошли до побережий Европы через Гибралтарский пролив. В этот период финикийцы назвали неизвестные им на западе земли «эреб»,а восточные «асу».Позже на основании этих понятий древни греки ввели термины «Европа» и «Азия».

В прежние времена народы, населявшие Древнюю Индию, вели торговлю с народами Юго-западной Азии по суше, и по воде.

В I веке нашей эры древние индейцы открыли острова Суматра и Ява и стали заселять Индонезию. А малайцы, проплыв вдоль всех островов Индонезии на легких судах, установили торговые отношения с населением этих островов. Позже они открыли остров Мадагаскар, часть переселенцев осталось там на постоянное местожительство.

Древние греки также внесли свой вклад в открытие новых земель Евразии. Они организовали экспедиции на запад и на север, плыли вдоль побережий Черного и Каспийского морей, по реке Дунай и Дон. А о том, как храбрые греческие мореплаватели – аргонавты отправились на Колхиду в поисках золотого руна, написано в легенде «Аргонавты».

4. Закрепление изученного материала. (Ответить на вопросы )

1.Какова площадь материка Евразия?

(53,3 млн.км²)

2. Назовите самое жаркое место на материке Евразия?

(пустыня Тар)

3.Сколько океанов омывает Евразию?

4.На каком полуострове расположено Мертвое море?

(на северо – западе Аравийского полуострова)

5.Самое большое озеро на материке?

(Каспийское море)

6.В каких горах расположен пик Хан – Тенгри?

(в Тянь – Шанских)

7.Где выпадает наибольшее годовое количество осадков на земном шаре?

(населенный пункт Черапунджи)

8.К фамилии какого ученого за большие научные заслуги добавлено название горной системы?

(П.П. Семенов)

9.Самый высокий горный пик в мире расположенный на материке Евразия?

(пик Джомалунгма)

(-71˚С)

6. Итоги урока

    Оглашение оценок

Оценки

7. Домашнее задание:

Величина территории и географическое положение. Евразия - это самый большой материк Земли. Она почти в 7 раз больше Австралии, в 2 раза - Африки и больше Антарктиды, Северной и Южной Америки, вместе взятых. Евразия - это 1 / 3 суши планеты - около 53,4 млн км 2 . Континент располагается в Северном полушарии и протягивается с севера на юг на 8 тыс. км через все пояса - от арктического до экваториального. Его протяженность по параллели - 16 тыс. км. Это больше, чем полушарие (почти 200°): материк занимает все Восточное полушарие, а его крайние западная и восточная точки находятся в Западном.

Огромные размеры Евразии определяют многообразие и уникальность ее природы. Ни на одном другом материке нет такого количества природных комплексов, сменяющихся с севера на юг и по мере удаления от побережий.

Очертание берегов. Массив материка настолько велик, что разделяет собой все океаны Земли. Его берега омывают воды всех четырех океанов планеты. Береговая линия Атлантического океана, омывающего западное побережье, сильно изрезана полуостровами и заливами. Вблизи материка много островов и морей (рис. 1, 2). Моря, глубоко вдающиеся в сушу, разделяют части света (Европу и Азию) и континенты (Евразию и Африку).

К северной окраине Евразии прилегает широкий шельф Северного Ледовитого океана. Его береговая линия более плавная. Ее расчленяют на полуострова узкие заливы-губы и Белое море. Окраинными морями Норвежским, Баренцевым (рис. 3), Карским, Лаптевых, Восточно-Сибирским от материка отделены крупные острова и архипелаги.

Рис. 3. Баренцево море

Береговая линия Тихого океана расчленена слабо. Окраинные моря (рис. 4) врезаны в восточное побережье материка широкими контурами. Они отделены от океана дугами и цепями вулканических островов и полуостровов. Южный берег Евразии, омываемый Индийским океаном, протягивается ломаной линией: в океан выступают крупные полуострова - Аравийский (самый большой на планете), Индостан и Малакка . Морей у южной окраины материка только два - Красное и Аравийское (рис. 5).

Конфигурация береговой линии определяет возможности и степень участия океанического воздуха в формировании климата материка.

На природу Евразии влияют окружающие ее континенты. Близких соседей у Евразии два. На юго-западе - Африка, отделенная Суэцким каналом, а на востоке - Северная Америка, отделенная Беринговым проливом. «Мост» протяженностью более 3 тыс. км - величайший островной регион планеты - Большие и Малые Зондские острова (Малайский архипелаг), Филиппинские ост рова - связывает Евразию с Австралией. Дальше всего, отделенные от Евразии океанами, находятся Южная Америка и Антарктида.

Состав территории. Материк Евразия включает две части света - Европу и Азию. Граница между ними условна. Ее проводят по восточному склону Уральских гор, вниз по течению реки Урал до Каспийского моря, по северному подножию Кавказа, Черному морю, проливу Босфор, Мраморному морю, проливу Дарданеллы. Разделение Евразии на две части света сложилось исторически - как следствие заселения и освоения ее территории (различными народами с разных сторон). Но оно имеет и естественнонаучное обоснование. Континент образован в результате объединения литосферных блоков, развивавшихся до этого в разных условиях. После объединения на протяжении миллионов лет он развивается как один природно-территориальный комплекс. Поэтому материк Евразия - это уникальная географическая система: крупная, сложная, но при этом целостная .

На контурной карте проведите границу между частями света, входящими в состав Евразии.

Регионы Европы и Азии. Территория Евразии очень обширна. На этой огромной территории существенные различия имеет не только природа, но и население, а также его хозяйственная деятельность. Для того чтобы лучше изучить это разнообразие, понять его причины и закономерности, проводят регионализацию: в составе большого материка выделяют менее обширные территории - регионы . В один регион объединяются страны, имеющие общие черты географического положения, а также сходство исторического и современного социально-экономического развития. В составе европейской части материка выделяют Северную, Южную, Восточную и Западную Европу . Страны Восточной Европы, занимающие соседское положение по отношению к нашей Родине - Беларуси - объединены в самостоятельный регион Белорусское порубежье. В этот же регион включена и Россия - крупнейшее государство материка, располагающееся в составе обеих евразийских частей света. Азиатская часть материка подразделяется на Центральную, Восточную, Юго-Восточную, Южную и Юго-Западную Азию . Границы между регионами проводят по государственным границам входящих в них стран (рис. 6).

Рис. 6. Регионы Евразии

Список литературы

1. География 9 класс/ Учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения/ Под редакцией Н. В. Науменко/ Минск «Народная асвета» 2011

ТЕМА 2. ЕВРАЗИЯ

УРОК 44. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРАЗИИ

Цель:

· ознакомить с общими сведениями о материке; формировать знания об особенностях географического положения и береговой линии Евразии; совершенствовать практические умения и навыки характеризовать географическое положение материка;

· развивать умение выполнять способы рациональной учебной деятельности: составлять целеустремленный описание объекта по типовому плану;

· воспитывать познавательную активность, интерес к изучению темы, самостоятельность.

Оборудование : физическая карта Евразии, учебники, атласы, шаблоны, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока : усвоение новых знаний.

Ожидаемые результаты : учащиеся смогут характеризовать особенности географического положения Евразии по типовому плану; находить и показывать на карте объекты географической номенклатуры; делать предположения относительно особенностей признаков природы материка.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

Прием «Блицопрос»

· Назовите и покажите на карте материки.

· Подберите эпитеты с приставкой «сверх-» для каждого из материков.

· Что вам известно о материке Евразия?

· Как вы считаете, почему Евразию, материк, на котором мы живем, изучают последним в курсе «География материков и океанов»?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Прием «Проблемный вопрос»

Евразия - материк-гигант. Он даже не помещается в Восточной и Северной полушариях!

Сделаем небольшие расчеты. Площадь всей суши составляет 149 млн км2, а площадь Евразии вместе с островами - 54,6 млн км2. Доля площади Евразии в общей площади суши планеты - более 1/3 всей поверхности суши на Земле. Как, по вашему мнению, сказываются такие размеры материка на его природе?

(Ответы учащихся.)

Действительно, огромные размеры территории определяют чрезвычайно большое разнообразие природы нашего материка. Во время изучения особенностей природы Евразии вы увидите некоторые подобные признаки и с Северной Америкой, и с Африкой, однако найдете немало отличий. Знания, умения и навыки, приобретенные ранее, помогут вам выяснить сложности природных закономерностей нашего континента, как сказываются природные особенности на жизни и хозяйственной деятельности его населения. Начинаем, как всегда, с характеристики географического положения материка.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Установление особенностей географического положения

Работа с физической картой Евразии, планом, мультимедийной презентацией. Во время составления характеристики ученика обозначают географическую номенклатуру на шаблонах материка в тетрадях.

Евразия - не только самый большой материк Земли, но и единственный материк, состоящий из двух частей света. Условная граница между Европой и Азией проходит вдоль восточного склона Уральских гор и от Северного Ледовитого океана на юг, далее по реке Урал (или Эмба), северному побережью Каспийского моря и Кумо-Маницькою впадиной, далее Азовским побережьем, Черным морем и проливами Босфор и Дарданеллы. Площадь Европы значительно меньше площади Азии, ее можно сравнить примерно как 1:4.

План характеристики

Составляющие географического положения

54,6 млн км2 (место в мире)

Расположение относительно экватора, нулевого меридиана, тропиков, полушарий

Евразия полностью лежит в Северном полушарии, ряд островов на юго-востоке Евразии расположены в Южном полушарии. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии, крайние полуострова на западе и востоке - в Западном полушарии. Евразию пересекают Северный полярный круг и Северный тропик, большая часть материка расположена в умеренных широтах. Результатом значительной протяженности материка с севера на юг является расположение во всех географических поясах Северного полушария

Крайние точки

Северная - мыс Челюскин (78° сев. ш.; 104° сх. д.);

южная - мыс Пиай (1° пн. ш.; 104° сх. д.);

западная - мыс Рока (39° пн. ш,; 9° зап. д.);

восточная - мыс Дежнева (66° сев. ш.; 170° зап. д.)

Протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток

1) по меридиану 100° сх. д.: 76° - 7° = 69°

69 ∙ 111= 7659 км;

2) за параллелью 40° пн. ш. (1° ≈ 85,4 км) 9° + 128° = 137°

137 ∙ 85,4 ≈ 11,700 км

Океаны и моря, омывающие материк, особенности береговой линии

Берега Евразии омывают все четыре океана - Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий И Индийский. Наиболее изрезанную береговую линию имеет западная часть материка, а также восток и юго-восток с дугообразно изогнутыми цепями островов, отделенных морями от материка

Ближайшие по расположению материки и пути сообщения с ними

Ближе к Евразии расположены Африка и Северная Америка. Европу и Африку разъединяют Ґібралтарська пролив и Средиземное море. Азия и Африка отделены Красным морем Баб-эль-Мандебским проливом, Аденским заливом и Суэцким каналом, проложен через Суэцкий перешеек. Евразию и Северную Америку разделяет неширокая Берінґова пролив

Вывод 1 . Евразия - крупнейший материк Земли, который занимает более трети суши и состоит из двух частей света - Европы и Азии. Евразия расположена преимущественно в Восточной и Северной полушариях, омывается водами четырех океанов, имеет расчлененную береговую линию.

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Работа в парах

Прием «Географический практикум»

Задачи . Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки. Результаты занесите в таблицу.

Вывод 2 . В размещении Северной Америки и Евразии есть определенные признаки схожести. Однако Евразия гораздо больше по площади и протяженности; это единственный материк, который омывают воды четырех океанов. Анализ особенностей географического положения Евразии и его сравнение с Северной Америкой позволяет подтвердить предположения, высказанные в начале урока, о чрезвычайно разнообразные природные условия материка.

VI. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ Д Прием «Микрофон»

Какие знания и умения вам пригодились для выполнения заданий урока?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать соответствующий параграф учебника.

2. Практическая работа 10. Обозначить на контурной карте: а) географические объекты, определяющие особенности географического положения Евразии; б) условную границу между Европой и Азией.

3. Опережающий (отдельным ученикам): используя дополнительные источники географических знаний, подготовьте сообщение о исследование территории Евразии (Есть. Дежньов, М. Пржевальский, П. Семенов-Тянь-Шанский).