Онегин и Ленский являются центральными фигурами поэмы «Евгений Онегин». Чтобы лучше понять сущность этих персонажей, прояснить их характер, изучить авторскую идею, следует обратиться к сравнительной характеристике этих героев.

Онегин родился и рос в дворянской семье, а его воспитанием с младенчества занимался гувернёр. Ребенок был окружен бесконечной заботой и роскошью, и, таким образом, не имел ничего общего с поистине русскими национальными устоями. Весь уклад его жизни подчинялся аристократическим идеалам, соответствие которым ставилось во главу угла.

Ленский описывается как привлекательный молодой человек, полный юношеского задора, к тому же очень богатый. О характере воспитания героя автор не распространяется.

Что касается образования, то про Онегина можно сказать, что обучился он многому, но крайне поверхностно. Образование у него неплохое, но глубоких знаний не предусматривает. Интересно, что французский язык, в отличие от русского, Онегин знает в совершенстве. К тому же, собеседник он прекрасный, может поддержать практически любой разговор и высказать по различным вопросам свое мнение. Онегин получил хорошее историческое образование, когда-то изучал политэкономию, имеет преставление о том, как устроено общество и государство.

Владимир Ленский - студент. Умный, увлекающийся философией и поэзией молодой человек. Учился он в Германии, и, судя по всему, это сулило ему прекрасное будущее. И все же, как выяснилось, «…поэта обыкновенный ждал удел».

С точки зрения жизненных идеалов Онегин и Ленский сильно отличаются. Евгений стремится к гармонии путем внутренней борьбы вечного (национального) и временного (того, что закрепилось в личности героя вследствие общественного влияния и чужой философии). Идеал Ленского – это любовь, светлая и настоящая, а также верная искренняя дружба.

По характеру Онегин крайне противоречив и непредсказуем. Наверняка о нем можно сказать, что человек он ленивый, гордый, холодный. Онегин вовсе не стесняется льстить и лицемерить. Кроме того, он большой любитель злословия и критиканства. Для общества это лишний человек, он выделяется среди людей и стремится найти себя в этом мире, понять смысл своей жизни. Ему противен труд, его одолевает хандра и скука, он полон скептицизма. Все эти качества характеризуют его как ненужного, лишнего человека.

Владимир Ленский представляет собой противоположность Онегина. Настоящий романтик, лишенный мятежного духа. Воодушевленный мечтатель, искренний, вечно стремящийся разгадать тайну, загадку. Это его смысл жизни. Главная задача этого персонажа – подчеркнуть характер Онегина благодаря контрастному различию этих героев. Объединяет их одно – отсутствие четкой цели в жизни, нехватка силы и твердости духа.

Вариант 2

Два молодых человека волею судеб живущих по соседству. Такие вроде одинаковые, но между тем, такие разные. Онегин – потомственный дворянин. Его воспитывали гувернантка, потом гувернёр-француз. Они его учили понемногу, сильно не заставляли. Но при этом французский язык он знал в совершенстве, говорил и писал на нём. В те годы можно было не знать родной, русский язык. А вот не знать французский, было нельзя. Общество такого человека сразу отвергало.

Онегин обо всём знал поверхностно. И классическую литературу, и историю, и общественные науки. С учёным видом рассуждал пространственно о том, чего не знал. Этого было достаточно для поддержания разговора.

Ленский. Красавец с чёрными кудрями до плеч, богатый малый. Какие у него идеалы, Пушкин не уточняет. Учился в Германии, в университете. Увлекался философией Канта. Его будущее – жалкое существование поэта.

Во что верят, к чему стремятся наши герои? Онегин стремится к гармонии. Ленский верит в вечную любовь и святую дружбу до гроба. Типичный максимализм юности. Правильно, Онегину уже двадцать шесть лет (пора и за ум браться, семью заводить). Ленскому – восемнадцать лет. Ещё не нагулялся.

Онегин ленивый, а зачем ему работать? Он же дворянин. Лицемерный, льстивый, язвительный на язык. Любит покрасоваться и поиграть «на публику». Он лишний на том празднике жизни.

Ленский – наивный юноша. Полный восторга, натура мечтательная, романтичная. Ещё не испорчен жизнью и людьми. Пытается найти свой смысл в жизни. Они оттеняют друг друга, как чёрное и белое, как день и ночь. Но вместе с тем, они очень похожи. У них нет будущего, нет настоящего дела. Они бесцельно прожигают свои дни.

Онегин пописывает какие-то эпиграммы. На серьёзную поэзию его не хватало. Он даже не мог отличить один размер стиха от другого. Ленский – мечтательный романтик. Тайком пишет стихи о любви. Его можно назвать певцом любви. А Онегин? Этот скептик, всё видавший и всё знающий. В любовь не верит.

Ленский – ещё наивный мальчик. Идеализирует и Ольгу, и Онегина, и их дружбу. Свободно держится и в мужском, и в женском обществе. Поэтому, и не видит, что Ольга безрассудна и наивна, и не очень-то умна, если без ума от его посредственных стишков.

Онегин вырос уже из коротких подростковых штанишек. Приобрёл холодный ум, расчётливость, полностью разочаровался в жизни. Пообтёрся на балах и в светских салонах, научился светскому разговору и флирту. Душой стал похож на старого желчного скептика, который всё видел, всё знает, и не ждёт от жизни ничего хорошего, потому что знает её обратную сторону.

Просто не понятно, как такие два разных человека могли дружить. Рядом никого другого не было, с кем бы можно было общаться долгими пустыми вечерами.

Сочинение Сравнительная характеристика Онегина и Ленского

Роман в стихах «Евгений Онегин» - одно из самых значительных произведений в творчестве А.С.Пушкина, над которым писатель работал около 8 лет. В романе автор показал жизнь молодого дворянства 19 века, выделил основные особенности общества той эпохи. Центральными героями повествования предстают две очень яркие не похожие друг на друга личности - молодой повеса, скучающий в светском обществе - Евгений Онегин и его юный друг с чистой и благородной душой Владимир Ленский. Несмотря на разность характеров и жизненных принципов, эти люди сходятся, проводят вместе много времени. Попытаемся на основе характеристики двух героев, которую читателю предоставил писатель, узнать, что заставило их стать друзьями, хоть и на короткий срок.

Начнем с того, что у героев была та разница в возрасте, которая в молодости считается довольно большой: Онегину было 25 лет, Ленскому не так давно исполнилось 18. Онегин считал себя более опытным человеком в делах светского общества, в вопросах любви, поэтому очень часто выслушивал «юный бред» Ленского с улыбкой. Душа Евгения успела остыть, превратиться в камень, в то время как пылкий нрав Владимира был подвижен и непредсказуем как морская волна.

Оба героя получили достаточно хорошее образование. Онегин обучался дома сначала гувернанткой, а затем, когда мальчик подрос, ее сменил мосье француз, который занимался с Евгением «полушутя». Но так или иначе он получил образование, которое позволило считаться в обществе ему человеком не глупым: он знал в совершенстве французский, мог переводить с латыни, разбирался в экономике (читал Адама Смита). По своему уму он стоит намного выше сверстников. Но бесконечные балы, любовные приключения, театры сделали то, что герой постепенно начал терять вкус и смысл жизни. Его ум охладился, пылкое сердце остыло: Онегин вогнал себя в глубокую хандру, которая сопровождала его везде как "тень".

Евгений пытается искать цель жизни в каком-нибудь труде: пишет стихи, читает. Но эта деятельность не находит отклика в его душе, и он оставляет ее. В деревне, куда Евгений приехал по делам наследства, он также стремится занять себя чем-нибудь: отменил барщину, заменив ее легким оброком. Но эгоизм и неприязненное отношение к труду побеждают в нем. Он опять посещает балы, участвует в любовных интригах. Онегин – это тот человек, который способен перешагнуть через чувства других людей, причинить боль и страдания тем, кто его любит. Получив вызов на дуэль, и чувствуя свою неправоту, он все же принимает вызов и убивает своего лучшего, и может быть даже единственного, друга. Почему он так сделал? Как бы Онегин не призирал общество, в котором живет, он все равно оказался зависим от его мнения. Смерть Владимира полностью перевернула жизнь Евгения. Он становится более отзывчивым к переживаниям других людей. Чувство беспредельной вины, муки угрызений совести помогают герою вновь почувствовать жизнь, открыть сердце для любви. Но именно в любви он и терпит полный крах, быть может, это становится наказанием за совершенное им преступление.

Противоположностью Онегина в произведении выступает Владимир Ленский. Этот герой играет значительную роль в понимании характера Евгения. Ленский моложе своего друга, образование получил в Германии, но чему он учился не сообщается читателю. Душевный мир героя полностью противопоставлен мировоззрениям Онегина. Ленский - поэт, его душа не находится во власти интриг света, его разумом застилает прекрасный мир грез. Владимир верит в настоящую дружбу, в искреннюю светлую любовь, в честность и порядочность людей. По-своему этот герой немного наивен. Но зато Ленский живой подвижный человек, он любит жить и наслаждается жизнью.

Но что заставило таких разных людей сойтись? Наверное, все-таки они были похожи: оба принадлежали к поколению молодых дворян, оба были не глупыми мыслящими людьми, презирающими пустоту и испорченность света. Восторженная душа Ленского находится в постоянном поиске чего-то прекрасного. Над его наивностью Онегин наблюдает свысока, считая, что это временный пыл юноши, который с годами пройдет, остынет. Никто не знает, как распорядилась бы жизнь судьбой Ленского. Быть может, он стал бы декабристом, а может и простым обывателем, медленно теряющим вкус жизни.

Оба героя глубокие думающие личности. Их внутренний мир очень богат и неподделен. Чувство осознания ошибок к Евгению приходит слишком поздно, лишь после того, как он лишает своего друга жизни. Наверное, Онегин просто стал жертвой циничного пустого общества, но и он нашел своих жертв в лучшем друге и в девушке, которая его полюбила. Он так и не смог выбраться из замкнутого круга страстей.

1. Начало дружбы Ленского с Онегиным
2. Отношения с семейством Лариных
3. Дуэль

В романе А. С. Пушкина мы знакомимся с двумя молодыми людьми, образованными дворянами, достаточно богатыми для того, чтобы праздно проводить время и не зависеть ни от кого. Это Онегин и Ленский. Они познакомились в деревне; их поместья находились по соседству, и прибыли туда мужчины примерно одновременно: Онегин из Петербурга, а Ленский – из Германии, где он учился в университете. Евгений не понравился соседям: он не хотел с ними общаться и не говорил «да-с» и «нет-с». А Владимир, напротив, многим понравился, особенно девушкам.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

Евгений, разумеется, не был столь же образован: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Конечно, это ирония, но все же университета Онегин не оканчивал и стихов писать не умел. Основное его умение было в обольщении женщин, Онегин был избалован женским вниманием, праздным образом жизни, ведь большую часть своей жизни он проводил на балах и в развлечениях.

Ленский же не был испорчен высшим светом, он сохранил в своей душе возвышенные идеалы чести, любви и дружбы. Всю восторженность своих чувств, свою искренность Ленский выражал в поэзии, он не только увлекался творчеством великих поэтов, но и сам писал стихи. Ленский и Онегин не говорили о пиршествах и балах, так как Ленскому всё это было чуждо, а Онегину надоело. Молодые люди много спорили обо всем на свете: о добре и зле, о смысле жизни и о смерти…Онегин относился к Ленскому снисходительно, с улыбкой слушая его восторженные беседы, не пытаясь вставить свое «охладительное слово», считая, что с возрастом наивность Ленского исчезнет сама собой.

За молодого и красивого Ленского многие родители хотели бы выдать замуж своих дочерей, поэтому он всегда был желанным гостем во всех имениях, но Ленский искал не сердечных приключений, а сердечной дружбы, духовной близости, признания, наконец. Поэтому он сдружился с Онегиным:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Поэт даже в шутку замечает, что эта дружба образовалась от «делать нечего» (я думаю, что в шутку, потому что Пушкин сравнивает своих героев с самим собой, а все мы знаем, каким прекрасным другом был Александр Сергеевич!). Конечно, на первых порах различие во взглядах молодых людей отталкивало, затем эта разница, наоборот, нравилась им:

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.

Отношения с семьей Лариных тоже по-разному характеризуют героев поэмы. Владимир очарован Ольгой, сестрой Татьяны. Он давно увлечен ею и именно ее мечтал бы видеть своей невестой. Ленский часто бывает в доме у Лариных, чему удивляется Онегин, считая такое времяпрепровождение Ленского скучным. И вот Ленский приглашает Онегина с собой в дом Лариных, где и происходит знакомство с Татьяной. Онегин, успевший повидать немало красавиц, обращает внимание на Татьяну: «Неужто ты влюблен в меньшую?»

Онегин проявляет себя как более опытный человек, умеющий разбираться в людях. Вкусы друзей расходятся даже в выборе женщин. Романтик Ленский увлекается внешними качествами Ольги, ее легкостью и веселостью, не замечая того, что она заурядна и не очень умна. Он верит в верность Ольги, в ее любовь и строит планы на счастливое будущее. Онегин же, умудренный опытом, ценит женщин за другие качества, ему более интересны глубокие и скромные девушки, в Татьяне он замечает прекрасную душу, благородство и нежность, считая, что она может стать прекрасной женой, способной быть верной своего мужу и любящей его до конца своих дней. И он не ошибается в этом. Мы в этом убеждаемся в финале романа, когда во время последнего свидания она доказывает свою верность мужу, говоря: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

В сцене именин Татьяны Евгений проявляет себя не с лучшей стороны: он ведет себя некрасиво и бессердечно, любезничая с возлюбленной друга, приглашая ее на мазурку и нашептывая ей «какой-то пошлый мадригал». Горячий и романтичный, Владимир не может извинить поведение своего друга и вызывает его на поединок. Онегин ведет себя хладнокровно, спокойно принимая вызов. Хотя сам себя он ругает за то, что так зло пошутил с Ленским:

Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно…

Все дело в том, что он был слишком раздражен, видя толпу презираемых им соседей, растерянность и взволнованность Татьяны, и был зол на Ленского, который обманом завлек его на это сборище. Бесспорно, Ленский погорячился с вызовом дуэль, Онегин же слишком равнодушно отнесся к ней. Евгению следовало бы извиниться перед своим другом, и дело бы разрешилось мирным путем. Онегин понимает, что он старше Владимира и должен был быть осмотрительнее его, остудив его пыл, не принимая дурачество молодого поэта. Теперь же отменить дуэль Онегин не мог, так не хотел «хохотни глупцов», к тому же в деле участвовал старый дуэлянт Зарецкий: «Он зол, он сплетник, он речист…». После того, как Ленский был убит, Онегин побегает к нему, зовет, но поздно.

Можно сказать, что к этой истории приятели изначально отнеслись совершенно по-разному. Ленский относился к ней со всей серьезностью, он хотел защитить честь Ольги, наказать Онегина, а Онегин же к дуэли относился совершенно хладнокровно, даже проспал, опоздав на нее. Владимир волнуется перед поединком, он сочиняет стихи, посвященные Ольге – свое любовное завещание, стремится провести с возлюбленной последние минуты, Евгений же абсолютно спокоен.

Подводя итог, можно сказать, что Владимир Ленский в произведении — олицетворение романтизма, а Онегин — холодного опыта. «Лед и пламень», как верно подмечено в одной из глав. Эти два героя очень разные, но они словно бы дополняют друг друга. В Ленском можно отметить те качества характера, которых так не хватает Евгению, а в Онегине было то, чего недоставало Ленскому. Онегин мог бы своим «льдом» остудить «пламень» Ленского, но не сделал этого. И поэт погиб.

Они сошлись.Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

А.С.Пушкин,«Е.О.»

Пушкин - великий поэт и писатель 19 века.Он обогатил русскую литературу множеством замечательных произведений.Самым главным трудом Пушкина стал его роман «Е.О.»Роман в стихах «Е.О.» справедливо считают «энциклопедией русской жизни».Автор отразил в нем жизнь дворянской молодежи 19 века, показал особенности России того времени.

Центральными фигурами романа являются двое совершенно разных но вместе с тем похожих героя-Евгений Онегин и Владимир Ленский.Онегин получает типичное аристократическое образование.Пушкин пишет:«Сперва мадам за ним ходила, затем мосье ее сменил».Учили его всему шутя, но Онегин все же получил те знания, которые были необходимы ему в светском обществе.Пушкин так характеризует Евгения:

Он по-французки совершенно

Мог изъясняться и писал

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

По своему уму Онегин стоит гораздо выше своих сверстников.Он немного знал классическую литературу, имел представление об Адаме Смите, читал Байрона, но, тем не менее, все эти увлечения не пробуждают в душе Евгения романтические, пламенные чувства, как у Ленского. Евгений лучшие свои годы тратит, как большинство молодых людей его круга, на балы, театры, любовные приключения.Очень скоро он начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за «внешней мишурой» ничего не стоит, в свете царят скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы на пустяки, бессмысленно прожигая свою жизнь. Резкий, охлажденный ум и «пересыщение удовольствиями света» привели к тому, что Онегин терят интерес к жизни, он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

От скуки Евгений пробует искать смысл жизни в какой-либо деятельности: он много читает, пробует писать, но эти попытки оказываются безуспешными.В деревне, куда Евгений едет за наследством, он предпринимает еще одну попытку занять себя чем-нибудь:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед…

Но отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и нежелание трудиться привели к тому, что Онегин стал настоящим эгоистом, думающим только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющим обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способным с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого.Однако Евгений-не самовлюбленный эгоист, а, как сказал В.Г.Белинский,«страдающий эгоист».Он понимает, что он лишний в этом бессмысленном обществе, но, как ни старается, не может полностью освободиться от влияния света.Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь.Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего лучшего друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, «где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету.Но, несмотря на жестокость, это испытание помогло Евгению измениться внутренне, стать более отзывчивым к чувствам людей, окружающих его, его сердце открывается для любви.Но и здесь Онегин ожидает крах всех его надежд на счастье.Его несчастье-это расплата за его бесцельно прожитую жизнь.

В романе в противоположность Онегину дан образ Владимира Ленского.Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина.Ленский - дворянин, по возрасту он младше Онегина.Он получил образование в Германии:

Он из Германии туманной

Привез учености плоды,

Дух пылкий и довольно странный…

Духовный мир Ленского-полная противоположность мировоззрению Онегина.Ленский-«поклонник Канта и поэт», безнадежный романтик, который живет в мире прекрасных грез и мечтаний. Над его разумом владеют чувства, он верит в искреннюю и чистую любовь, в дружбу, в порядочность людей.Ленский смотрит на жизнь сквозь розовые очки, он наивно находит родную душу в Ольге, которая является самой обыкновенной пустой девушкой, которая быстро забыла погибшего на дуэли жениха.

Что же может быть общего у таких на первый взгляд разных людей? Они оба принадлежат к дворянскому сословию, оба умны, образованы, оба презирают пустую светскую жизнь и оба стоят гораздо выше по внутреннему развитию, чем окружающие их люди.Романтическая душа Ленского, не испорченная жизнью, повсюду ищет прекрасное.Пушкин пишет о Ленском: «Он сердцем милый был невежда, его лелеяла надежда, и мира новый блеск и шум».Онегин же давно прошел через это, он слушал пылкие речи Ленского с улыбкой старшего, он старался сдержать свою иронию. Пушкин пишет: «И думал, глупо мне мешать его минутному блаженству, и без меня пора придет, пускай покамест он живет да верит мира совершенству. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред». Для Ленского дружба - острая потребность, Онегин же дружит «скуки ради», хотя по-своему привязан к Ленскому.Но, вопреки дружеским чувствам, Онегин вынужден убить Ленского.Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упрека в трусости. Из-за ложного чувства чести, он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив. Возможно, он стал бы декабристом, а, может быть, и просто обывателем. Сам автор считал, что

Во многом он бы изменился,

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганный халат.

Я думаю, смерть Ленского вполне логична, он умер, как умер бы со временем его романтизм.По словам А.И.Герцена, Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть-и угаснуть.И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого помещика, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел,

И наконец в своей постеле

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

Я думаю, что Онегин все-таки был внутренне глубже Ленского. Неудовлетворенность жизнью и собой в первую очередь способны испытать только глубокие и мыслящие люди.На протяжении всего романа я чувствую лишь жалость к Евгению, потому что осознание ошибок приходит к нему слишком поздно.Я думаю, Онегин-всего лишь жертва бездушного общества, из пол влияния которого Евгений так и не смог выбраться.

Пушкин изобразил действительность именно такой, какой она была в то время, показал, что в таком гниющем изнутри обществе могут быть счастливы только посредственные люди, интересы которых мелки и ограничены.Такие же возвышенные люди как Онегин и Ленский в этой жизни несчастны.они или гибнут как Ленский, или продолжают жить с опустошенной душой как Онегин.Богатство и высокое положение в обществе, доставшиеся им по наследству, не облегчают их жизнь и не делают их счастливыми. Общество и воспитание не дают им возможность на личное счастье, осознание ошибок приходит к ним слишком поздно.Но в этих ошибках нельзя винить самих героев.Их сделало такими общество. Обстановка, окружавшая их с рождения, сформировала их характеры.По словам Пушкина, именно среда сделала несчастными этих по существу и своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

28 апреля 2014

Ах, милый Александр Сергеевич! Написано ли вашим пером нечто более совершенное, нежели живой и вечный роман «Евгений Онегин»? Не в него ли вложили вы большую часть себя, своего неистового вдохновения, всей своей поэтической страсти?

Но не слукавили ли вы, о, бессмертный классик, говоря о том, что Онегин не имеет ничего общего с вами? Не являются ли черты его характера свойственными именно вам? Не ваша ли «хандра» на нем, не ваша ли разочарованность? Не ваши ли «черные эпиграммы» черкает он своим недругам?

А Ленский! Право, как он похож на вас, влюбленного, юного! На вас - другого, на того вас, которого вы не смели более открывать миру явно…

Ленский и Онегин... Сравнительная характеристика их обоих - ваш, о бессмертный Александр Сергеевич, пестрый и живой портрет на стене поэзии. Согласитесь ли вы с мыслью подобной дерзости?

Впрочем, как бы то ни было, позвольте, ввиду вашего молчания, каждому поклоннику вашего гения делать свои выводы, пустив в полет собственную фантазию.

Мы же сравним и сопоставим двух ярких героев "Евгения Онегина", едва касаясь граней непосредственно вашей личности. Во избежание навязчивых параллелей между вами, сударь, и персонажами вашей поэмы, приложим все усилия для осуществления сухой констатации их ярких характеристик.

Итак, Онегин. Красив, умен, статен. В описании его петербургского распорядка дня, любезный Александр Сергеевич, мы находим ваши строки о не менее чем трех часах, проводимых им у зеркал в прихорашиваниях. Вы даже сравниваете его с одетой по-мужски барышней, спешащей на бал. Духи, помады, стрижка по моде. Денди, педант и франт. Всегда элегантен в одежде. И, к слову будет сказано, ногти-с… Он, как и вы, сударь, проводит много времени за туалетным столиком, ухаживая за ними.

Увы, все действия, производимые им над собой с целью быть привлекательным, - всего лишь дань светской привычке. Он давно остыл к противоположному полу, разочарованный в любви. Ему вовсе не хочется нравиться женщинам. Нет! Любовь давно сменилась «искусством обольщения», не приносящим, впрочем, никакого удовлетворения.

Светские рауты давно утратили для него весь вкус. На балах он бывает часто, но по инерции, от скуки и от нечего делать. Светский круг общения скучен ему. Все опостылело, надоело! Но, другой жизни не зная, продолжает он влачить привычный образ жизни. Ни друзей, ни любви, ни интереса к жизни.

Образ мысли, мировосприятие Онегина - все подвергаете вы, Александр Сергеевич, беспощадной «русской хандре», или депрессии. Неизмеримая внутренняя пустота, отсутствие мечты, скука, безотрадность. Вместе с тем живость холодного, трезвого ума, отсутствие цинизма, благородство.

Его прозаичность вы подчеркиваете неспособностью «хорей от ямба отличить», а предпочтение им Скотта Смиту, с его политэкономическими книгами, лишь подтверждает наличие непоэтического точного мышления.

То ли дело Ленский!

Какая злая муза посетила вас, Александр Сергеевич, когда сводили вы в дружеских узах своих столь разных героев? Могли ли отношения Ленского и Онегина не привести к трагедии? Ваш Ленский…

Красив, но красив иначе, нежели Онегин. Вы наделяете его естественной красотою черт лица, длинными, темными, вьющимися волосами. Вдохновенным взглядом поэта и живым, горячим сердцем, открытым миру.

Владимир Ленский чуток к восприятию природы и мироздания в целом. Во всем «подозревая чудеса», он по-своему понимает и чувствует мир. Идеалист, право слово!

Влюбленный в жизнь восемнадцатилетний мечтатель свято верит в существование своей второй половинки, которая его ждет и томится. В верную, преданную дружбу и «священную семью», как вы, почтенный Александр Сергеевич, изволили назвать Святую Троицу.

Видео по теме

Своим же пером описывая взаимоотношения Онегина и Ленского, вы сравниваете их с союзом воды и камня, пламени и льда, поэзии и прозы. Как они непохожи!

Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика

Вам было угодно, властитель муз, играть этими двумя прекрасными юношами в печальной игре, по сей день побуждающей читателя окроплять слезами страницы Вашего великого романа. Вы родните их дружбою, сначала «от нечего делать», а после более близкой. А потом жестокосердно…

Нет, лучше по порядку. Итак, они сближаются: Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух, таких характерных для вашего, Александр Сергеевич, времени героев, может быть полной только при описании их дружбы.

Итак, противоречия встречаются, как утверждает английская пословица. Поначалу они скучны друг другу по причине несхожести суждений. Но немного погодя эта разность превращается в, притягивающий противоположности магнит. Каждый тезис становится причиной оживленных споров и обсуждений между друзьями, каждый спор превращается в предмет глубоких раздумий. Возможно, никто из них не принимал позиций товарища, но и интерес, уважение к течению чужой мысли они сохраняли. Слушая Ленского, Онегин не перебивает его по-юношески наивных суждений, стихов и древних сказаний. Будучи разочарованным реалистом, он не спешит упрекать Владимира в идеализации людей и мира.

Сходство героев

Ежедневные совместные конные прогулки, ужины у камина, вино и беседы сближают молодых людей. И, вместе с тем, с течением времени обнаруживаются сходства Онегина и Ленского. Наделяя их такими яркими чертами, вы, повелитель пера, вырываете их из обычного круга сельского общения, со скучными беседами о псарне, собственной родне и прочем вздоре. Образованность главных героев, являющаяся одной из немногих общих для них обоих черт, заставляет зевать их в кругу сельской знати.

Две судьбы, две любви

Онегин старше Ленского лет на пять-шесть. К такому выводу можно прийти, исходя из указанных вами, драгоценный Александр Сергеевич, двадцати шести годах его в окончании романа... Когда, приклоняя колени, он плакал от любви у ног ее... у ног Татьяны... Но, нет. Все по порядку.

О, великий знаток души человеческой, о, тончайший психолог глубинных чувств! Ваше перо являет пред мертвой душой Онегина светлый, чистый идеал девы юной - Татьяны Лариной. Ее юная, нежная страсть проливается пред ним в откровенном письме, которое вы приписываете ему сохранить на всю жизнь как свидетельство возможности искренности и красоты чувств, в которые он уже не верил. Увы, его хандрящее зачерствевшее сердце не было готово ответить взаимностью. Он старается избегать встреч с Татьяной после разговора с ней, в котором отказывает ей в высоких чувствах.

Параллельно этой нестройной любви Вы развиваете чувства Владимира Ленского к Татьяниной сестре - Ольге. О, как не похожи эти две любви, как сами Ленский и Онегин. Сравнительная характеристика этих двух чувств была бы лишней. Любовь Ольги и Владимира полна целомудренной страсти, поэзии, юного вдохновения. Наивный Ленский, искренне желающий счастья другу, пытается подтолкнуть его в объятья Татьяны, зазывая того на ее именины. Зная нелюбовь Онегина к шумным приемам, он обещает ему тесный семейный круг, без лишних гостей.

Месть, честь и дуэль

О, сколько же сил прилагает Евгений для сокрытия своего бешеного негодования, когда, согласившись, он попадает на провинциальный бал с множеством гостей, вместо обещанного семейного ужина. Но более того он возмущен Татьяниным смятением при восседании им на уготованное ему заранее место… напротив нее. Ленский знал! Все подстроено!

Онегин, право, не желал того, что уготовило ваше, Александр Сергеевич, неумолимое перо, когда мстил Ленскому за его обман! Когда увлекал его возлюбленную Ольгу в свои объятья в танце, когда шептал ей вольности на ушко, изображал нежный взгляд. Цинично и недальновидно воззвав к ревности и презрению юного поэта, он послушно следовал предначертанному вами для них обоих року. Дуэль!

Утром у мельницы…

Оба уже отошли от глупых обид. Оба уже с трудом находили повод для дуэли. Но никто не остановился. Гордыня тому виной: никто не намеривался прослыть трусом, отказавшись от поединка. Результат известен. Юный поэт повержен пулей друга за две недели до собственной свадьбы. Онегин, не в силах предаваться воспоминаниям и сожалениям о смерти единственно близкого ему человека, покидает страну…

По возвращении он полюбит повзрослевшую и расцветшую Татьяну, только теперь уже княжну. Преклоняя пред ней колени, будет целовать ее руку, молить о любви. Но нет, слишком поздно: «Теперь другому отдана и буду век ему верна», - произнесет она, горько плача. Онегин останется совсем один, лицом к лицу с воспоминаниями о любви и друге, убитом его же рукой.

Дуэли творца Онегина и вполне уместные параллели

Вас упрекали, милейший Александр Сергеевич, в недостаточности оснований для дуэли между вашими героями. Смешно! Разве ваши современники не проводили параллелей этих двух юношей с вами непосредственно? Разве они не отметили сходств таких противоположных Онегина и Ленского с вашей противоречивой, двойственной натурой? Этого граничного раздвоения на Ленского - вдохновенного поэта, суеверного лирика - и светского повесу, охладевшего, уставшего Онегина... неужели не обнаружили они? Одному вы отдаете свой пламенный гений, любовь, жизнерадостность и, сами того не подозревая, вашу же собственную смерть. Другому отданы несчастная любовь, скитания, отчуждение и, в конце концов, длительная поездка за границу, о которой вы сами так мечтали. Характеристика Онегина и Ленского является всесторонним раскрытием вас самого, не так ли? А если столь очевидное сходство обоих героев с вами, многоуважаемый классик, было разоблачено вашими современниками, разве не ведомо было им, каких легких, незначительных поводов для дуэлей было достаточно вам самому? И сколько раз в каждую неделю своей жизни вы приступали к игре со смертью, бесстрашно и равнодушно взирая на холодный ствол в руках своего взбешенного противника?

Евгений Онегин Владимир Ленский
Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет.
Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма.
В его интеллектуальном багаже «вольнолюбивые мечты», «всегда восторженная речь». Он таков, каким Онегин был в свои 18 лет – романтик, пылкий, влюбчивый мечтатель, оторванный от отчего дома и имеющий смутное представление о российской действительности. Идеализм Ленского «импортирован» из Германии.
Знание света и светской жизни Утомлен и разочарован светом, разочарован в нем, отчетливо увидев всю его лживость, искусственность и пустоту. Светской жизни не знает совсем.
Характер героя Камень, лед – холодный, твердый, остывший к жизни. Волна, пламень – живой, подвижный, бурный, вспыльчивый.
Отношение к любви Ветреность и поверхностность в любви для него являются нормой. Впрочем, как и для всего света. Остыв от юношеских идеализированных чувств, «в красавиц он уж не влюблялся, а волочился как-нибудь». Причем для него характерна легкость и безразличие к своим романам.
Ловелас Онегин «много раз влюблялся».
Идеализировал возлюбленную, вознося ее на пьедестал для поклонения и поэтических откровений.Он верит в то, что не одинок в своем мироощущении.Ольга Ларина – первая любовь Ленского.
Отношение к дружбе Не ищет новых друзей, избегает знакомств, предпочитая уединенье, проводит время в одиночестве и унынии. Верит свято в истинную дружбу.Убежден, что друзья пойдут даже на самопожертвование ради него.
Поэзия и литература вообще Принципиально не читает стихов, совершенно не разбирается в них, тем более не предпринимает попыток писать стихи.О нем известно, что «издавна чтенье разлюбил ». Читает урывками и в большинстве своем «практичную» литературу – экономические труды Адама Смита. В прошлом прочел несколько романов о современном ему герое. Поэт-романтик, воспевающий дружбу, любовь и идеалы. Поклонник Канта и поэт.
Разум и чувства Рационален, анализирует холодным умом, с презреньем смотрит на чужие чувства. Чувствителен, поддается порывам, вспыльчив и восторжен.
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
    • И скажите, в чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе, за каких‑нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын Это стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно‑духовный кризис после декабрьского поколения. Оно замыкает предшествующие нравственные, социальные и философские искания поэта, подводят итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и общественных усилий […]
    • Творческая личность в силу своей эмоциональности нисколько не защищена от жизненных реалий, и биография Цветаевой тому подтверждение. Поэтесса Цветаева Марина Ивановна родилась в Москве 26 сентября 1892 г. Мать ее была талантливой пианисткой и происходила из польско-немецкой семьи, отец – известным филологом и искусствоведом, на момент рождения дочери он был профессором Московского университета, позже он стал директором Румянцевского музея и основал музей изящных искусств. Ранее детство поэтессы проходило в […]
    • Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]