Профессор Преображенский - выдающийся хирург экспериментор, работающий над проблемой омоложения путем пересадки половых желез, солидный, успешный человек пожилых лет. Жил в послереволюционной Москве, по адресу: Калабуховский дом, Пречистенка 24, в большой семикомнатной квартире. Имеет прислугу - Зину и Дарью. Так как, профессор является европейским светилом, то и гонорары, и клиенты у него соответствующие - бывшие дворяне и высокопоставленные лица из руководства. Профессор уверен в себе, имеет четкие жизненные принципы, не любит пролетариат и советсткую власть вообще. Он считает, что они бездельники и пустобрехи. Противник террора и заявляет, что ласка - единственные способ общения с живыми существами. Опасная для того времени позиция, но профессор имеет высокопоставленных пациентов, которые защищают его. Так попытка Швондера начать атаку на комнаты хирурга была в корне прервана Петром Алексеевичем. Надо отметить, что профессор любит вкусно и изысканно поесть, понимает толк в спиртных напитках. Он сторонник разделения труда. Когда работает - не думает об удовольствиях. Когда отдыхает - не думает о работе. Опыты с омоложением, привели профессора к мысли, провести смелый эксперимент - пересадить гипофиз и семенные железы собаке. Эксперимент удался. Правда личность покойника, использованного при опыте, оставляла желать лучшего. В результате собака превратилась в человека - пьяницу и дебошира Полиграфа Полиграфовича Шарикова. После долгих мучений, мытарств, потере нервов и дохода, профессор решает путем операции снова превратить человека в собаку. Он осознает свою ошибку и понимает, что природа - это храм, а не поле для экспериментов и что он зря вмешался в ее законы.

Иван Арнольдович Борменталь - молодой доктор, ассистент профессора Преображенского. Доктор-человек честный, принципиальный, а когда нужно проявляет твердость и даже жесткость характера. Борментальбылвсецело преданным своему учителю профессору Преображенскому, которого чуть ли не боготворил. Будучи бедным студентом, он был принят им на кафедру. Закончив учебу, Борменталь стал работать у профессора ассистентом. Для него это было большой удачей. Работая бок о бок с ученым мирового уровня, он многому научился, и, кроме того, Борменталь неплохо зарабатывал. Профессор за один день зарабатывал больше чем рабочий в месяц, и часть дохода отходила его помощнику. После проведенной профессором операции они еще больше сблизились с Преображенским. Очень часто Борменталь оказывался поддержкой и защитой профессора переднепредсказуемыми поступками Шарикова.

Шарик - самец, приблизительно 2-х лет от роду бездомный пес (порода- дворняжка), шерсть жидкая, кустами, окрас буроватый, с подпалинами, хвост цвета топленого молока. Родился у Преображенской заставы в Москве. Кличку получает в начале повести, причем его внешний облик никак ей не соответствует. Шарик отличается весьма высокой степенью информированности в человеческих делах и здравом смысле. В течение нескольких дней он живет в квартире профессора Преображенского, готовящегося к эксперименту. В дальнейшем тело Шарика служит «основой» для пересадки человеческих органов. Во время операции: персонаж трансформируется в Шарикова. Через несколько недель, после «обратной» операции, Шарик возникает в первоначальном виде – собачьем. Он по-прежнему лежит в профессорском кабинете, наблюдая за Преображенским. О том, что с ним произошло, пес не помнит.

Чугункин - персонаж под этим именем в действии не участвует; половые железы и гипофиз Чугункина пересажены Преображенским Шарику, вследствие чего Чугункин фактически «воскрешается» в своем первоначальном облике - внешнем и внутреннем. Чугункин - тип, сочетающий признаки уголовника (три судимости за кражи) и артиста (профессия - игра на балалайке по трактирам). Причина смерти Чугункина - «удар ножом в сердце в пивной у Преображенской заставы»

Шариков - «экспериментальное» существо, возникшее в результате «прививки» органов Чугункина к живому организму Шарика. Шариков продолжает галерею образов «искусственных» людей, андроидов, возникающих вследствие «человекобожеских» усилий (Гомункул в
«Фаусте» Гёте, Демон в романе М. Шелли «Франкенштейн» и др.); отмечены параллели с образом Смердякова («Братья Карамазовы» Достоевского Шариков проходит этапы «социализации» (одежда, бытовые привычки, приобщение к благам цивилизации, наконец, получение документов, поступление на службу и попытка обзавестись семьей), которые комично сочетаются с рецидивами «животного» начала: ненависть к котам, необузданный половой инстинкт и т. п. Шариков декларирует идеи «казарменного» социализма («взять все да поделить»). Грядущий хаос предвосхищается «потопом», который устраивает Шариков в профессорской квартире. Имя персонажа - Полиграф Полиграфович - выбрано им самим в календаре; день его «именин» - 4 марта - выступает как бы пределом существования Шарикова. Конфликт персонажа с его «создателем» неуклонно обостряется; в конце концов Шариков угрожает Преображенскому и Борменталю револьвером. После короткой схватки и насильственной «обратной» операции Шариков, фактически повторяя судьбу Чугункина (смерть «от ножа»), исчезает: к жизни возвращается пес Шарик.

Швондер - председатель домового комитета, организованного в доме, где живет Преображенский. Швондер - человек небольшого ума, кляузник, доносчик и подстрекатель. В начале повести он во главе всего Устава домкома является к профессору, занимающему квартиру из семи комнат, с целью «уплотнить» его; однако у Преображенского находятся высокие покровители, и акция Швондера терпит неудачу. С появлением Шарикова Швондер вначале пишет в газету письмо-донос, утверждая, что тот - незаконнорожденный сын Преображенского, а затем становится «идейным наставником» Шарикова, внушая ему, что он - полноправный член общества и должен настаивать на своих правах. Шариков следует совету, и это приводит его к конфликтам не только с Преображенским, но и с самим Швондером. Затем Швондер инспирирует написание Шариковым доноса на профессора. В финале он заявляет в милицию о том, что Преображенский с Борменталем якобы убили Шарикова.

Начиная свои рассуждения о профессоре Преображенском, герое произведения «Собачье сердце», хотелось бы немного остановиться на некоторых фактах биографии автора - Булгакова Михаила Афанасьевича (15.05.1891 г. Киев - 10.03.1940 г., Москва), русского писателя, театрального драматурга и режиссера. Все это для того, чтобы провести некоторые параллели, которые будут во многом объединять автора и его воображаемого героя.

Немного о биографии автора

Булгаков появился на свет в семье доцента Киевской духовной академии, но сам в скором времени стал учеником медицинского факультета Киевского университета. В Первую мировую он работал прифронтовым врачом. Весной 1918 года он вернулся в Киев, где практиковал как частный врач-венеролог. В гражданскую войну 1919 года Булгаков - военный врач Украинской военной армии, потом Вооруженных сил юга России, Красного креста, Добровольческой армии и т. д. Заболев тифом в 1920 году, он лечился во Владикавказе, и после в нем проснулся писательский талант. Своему двоюродному брату он напишет, что, наконец-то он понял: его дело - писать.

Прототип профессора Преображенского

С прототипом главного героя действительно можно сравнить Булгакова, слишком уж много у них общего. Однако принято считать, что Преображенский (профессор) как образ был списан с дяди Михаила Афанасьевича - знаменитого врача Москвы, гинеколога

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник.

Эта повесть была опасна для писателя тем, что она стала сатирой на советскую власть 20-30-х годов. Новоиспеченный класс пролетариата здесь представляют герои типа Швондеров и Шариковых, которые абсолютно далеки от ценностей уничтоженной царской России.

Им всем противопоставлен профессор Преображенский, цитаты которого заслуживают отдельного внимания. Этот хирург и ученый, представляющий собой светило российской науки, появляется впервые в тот момент, когда в повести пес, будущий Шариков, издыхает в городской подворотне - голодный и холодный, с обожженным боком. Профессор появляется в самые мучительные часы для собаки. Мысли пса "озвучивают" Преображенского как господина культурного, с интеллигентной бородкой и усами, как у французских рыцарей.

Эксперимент

Главное дело профессора Преображенского - лечить людей, искать новые пути достижения долголетия и действенные средства омоложения. Конечно же, как и всякий ученый, он не мог жить без экспериментов. Пса он подбирает, а заодно в голове врача рождается план: он решает провести операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент на собаке он делает в надежде найти действенный метод для обретения «второй молодости». Однако последствия операции оказались неожиданными.

На протяжении нескольких недель собака, которой дали кличку Шарик, становится человеком и получает документы на фамилию Шариков. Профессор Преображенский и его ассистент Борменталь пытаются привить ему достойные и благородные человеческие манеры. Однако их «воспитание» не приносит никаких видимых результатов.

Превращение в человека

Преображенский высказывает ассистенту Ивану Арнольдовичу Борменталю свое мнение: необходимо понимать весь ужас, состоящий в том, что у Шарикова уже не собачье сердце, а человеческое, причем "самое паршивое из всех существующих в природе".

Булгаков создал пародию на социалистическую революцию, описал столкновении двух классов, в которых Филипп Филиппович Преображенский - профессор и интеллигент, а рабочий класс - Шариков и ему подобные.

Профессор, как настоящий дворянин, привыкший к роскоши, живущий в 7-комнатной квартире и каждый день употребляющий в пищу разные деликатесы типа семги, угрей, индейки, ростбифов, и запивающий все это коньяком, водкой и вином, вдруг попал в неожиданную ситуацию. В его спокойную и соразмеренную аристократическую жизнь врываются необузданные и наглые Шариковы и Швондеры.

Домком

Швондер - это отдельный экземпляр пролетарского класса, он и его компания составляют домовой комитет в доме, где обитает Преображенский - профессор-экспериментатор. Они, впрочем, не на шутку взялись воевать с ним. Но тот тоже не так прост, монолог профессора Преображенского про разруху в головах говорит о том, что пролетариат и его интересы ему просто ненавистны, и пока у него есть возможность посвящать себя своему любимому делу (науке), ему будут безразличны мелкие мошенники и жулики вроде Швондера.

Но вот со своим домочадцем Шариковым он вступает в серьезную борьбу. Если Швондер давит чисто внешне, то от Шарикова так просто не открестишься, ведь это именно он - продукт его научной деятельности и порождение неудачного эксперимента. Шариков вносит в его дом такую смуту и разруху, что за две недели профессор испытал больше стрессов, чем за все свои прожитые годы.

Образ

Однако образ профессора Преображенского весьма любопытен. Нет, он отнюдь не воплощенная добродетель. У него так же, как и у любого человека, есть свои недостатки, он - довольно эгоистичная, самовлюбленная, тщеславная, но живая и настоящая личность. Преображенский стал образом настоящего интеллигента, в одиночку сражающегося с разрухой, которую несет поколение Шариковых. Разве этот факт не достоин симпатии, уважения и сочувствия?

Время революции

Повесть «Собачье сердце» показывает действительность 20-х годов двадцатого столетия. Описаны грязные улицы, где повсюду развешаны вывески с обещаниями светлого будущего людям. Еще более гнетущее настроение вызывает плохая, холодная ненастная погода и бездомный образ собаки, которая, как и большинство советских людей новой строящейся страны, буквально выживает и находится в постоянном поиске тепла и еды.

Вот в этом хаосе и появляется один из немногих выживших в период опасного и сложного времени интеллигентов Преображенский - профессор-аристократ. Персонаж Шариков, еще в своем собачьем теле, оценил его по своему: что он «ест обильно и не ворует, не будет пинать ногой, и сам никого не боится, потому что всегда сыт».

Две стороны

Образ Преображенского - как луч света, как островок стабильности, сытости и благополучия в жуткой действительности послевоенных лет. Он в действительности приятен. Но многим не нравится человек, у которого, в общем-то, все дела идут хорошо, но которому мало иметь семь комнат, - он хочет еще одну, восьмую, чтобы сделать в ней библиотеку.

Однако домком начал усиленную борьбу против профессора и пожелал отобрать у него его квартиру. В конце все-таки пролетариям не удалось навредить профессору, и поэтому читателя этот факт не мог не обрадовать.

Но это только одна сторона медали жизни Преображенского, а если глубже вникнуть в суть дела, то можно увидеть не слишком привлекательную картину. То благосостояние, которым обладает главный герой Булгакова, профессор Преображенский, ему, надо сказать, тоже не упало вдруг на голову и не перешло по наследству от богатых родственников. Свое богатство он сам нажил. А теперь он обслуживает людей, которые получили власть в свои руки, ведь сейчас наступило их время пользоваться всеми благами.

Очень интересные вещи озвучивает один из клиентов Преображенского: «Сколько ни краду, все идет на женское тело, шампанское «Абрау-Дюрсо» и раковые шейки»». Но профессор, несмотря на всю свою высокую нравственность, интеллигентность и чувствительность, не пытается вразумить пациента своего, перевоспитать или высказать неудовольствие. Он понимает, что ему необходимы деньги, чтобы поддерживать свой привычный образ жизни без нужды: со всей необходимой прислугой в доме, со столом, наполненным всякими яствами типа колбасы не из «Моссельпрома» или икры, намазанной на хрустящий свежий хлеб.

В произведении профессор Преображенский собачье сердце использует для своего эксперимента. Не из-за любви к животным он подбирает измученного пса, чтобы накормить или обогреть, а потому что у него в голове, как ему кажется, зародился гениальный, но чудовищный план насчет него. И дальше подробно описывается в книге эта операция, которая вызывает только неприятные эмоции. В результате операции по омоложению у профессора в руках оказывается «новородившийся» человек. Вот поэтому не зря Булгаков дает говорящую фамилию и статус своему герою - Преображенский, профессор, который вживляет попавшей к нему собаке мозжечок вора-рецидивиста Климки. Это дало свои плоды, таких побочных эффектов профессор не ожидал.

Фразы профессора Преображенского содержат мысли о воспитании, которое, по его мнению, могло бы из Шарикова сделать более или менее приемлемого члена социального общества. Но шансов Шарикову не дали. У Преображенского детей не было, и азами педагогики он не владел. Возможно, поэтому и эксперимент его не пошел в нужном русле.

И мало кто обращает внимание на слова Шарикова о том, что его, как бедное животное, ухватили, исполосовали и теперь гнушаются, а он, между прочим, своего разрешения на операцию не давал и может предъявить иск. И, что самое интересное, никто не замечает стоящей за его словами правды.

Учитель и воспитатель

Преображенский стал первым учителем словесности для Шарикова, хотя он и понимал, что научить говорить - это совсем не значит стать полноценным человеком. Он хотел сделать из зверя высокоразвитую личность. Ведь сам профессор в книге - эталон образованности и высокой культуры и сторонник старых, дореволюционных нравов. Он очень четко определил свою позицию, говоря о наступившей разрухе и неспособности пролетариата с ней справиться. Профессор считает, что людей нужно в первую очередь учить самой элементарной культуре, он уверен, что, используя грубую силу, в мире нечего невозможно добиться. Он осознает, что создал существо с мертвой душой, и находит единственный выход: сделать обратную операцию, так как его воспитательные методы на Шарикова не подействовали, ведь он в разговоре со служанкой Зиной отметил: "Никого драть нельзя... На человека и на животное можно действовать только внушением".

А вот навыки демагогии, как оказалось, усваиваются намного легче и быстрее, чем навыки созидательной деятельности. И Швондер преуспевает в воспитании Шарикова. Он не учит его грамматике и математике, а начинает сразу с переписки Энгельса с Каутским, в результате чего Шариков со своей низкой ступенью развития, несмотря на всю сложность темы, от которой у него "голова опухла", пришел к выводу: «Взять все и поделить!» Вот эта идея социальной справедливости была понята лучше всего народной властью и новоиспеченным гражданином Шариковым.

Профессор Преображенский: «Разруха в головах»

Надо отметить, что «Собачье сердце» со всех сторон показывает всю абсурдность и безумие нового устройства общества, возникшего после 1917 года. Это хорошо понимал профессор Преображенский. Цитаты персонажа о разрухе в головах уникальны. Он говорит, что если врач вместо того, чтобы проводить операции, начнет петь хором, у него настанет разруха. Если он станет мочиться мимо унитаза, и это будет делать вся его прислуга, то и в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха - не в клозетах, а в головах.

Известные цитаты Профессора Преображенского

Вообще, книга «Собачье сердце» - это настоящий цитатник. Основные и яркие выражения профессора были описаны в тексте выше, но есть еще несколько, которые тоже заслуживают внимания читателя и для разных размышлений будут интересны.

- «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».

- «Почему убрали ковер с парадной лестницы? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?»

- «Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно из массы всякой мрази создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

- "Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы?"

Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце"

Повесть «Собачье сердце» (1925) вызвала целый шквал нападок на писателя со стороны официальных властей и критики. В марте 1926 г. МХАТ подписал с Булгаковым договор на инсценировку «Собачьего сердца», однако в связи с вмешательством партийно-государственной цензуры в дела театра договор был расторгнут в апреле 1972 г. В конце 1927 г. вышел в свет стенографический отчет майского партсовещания по вопросам театра при
Агитпропе ЦК ВКП (б) «Пути развития театра». В архиве Булгакова сохранился экземпляр этой книги с многочисленными пометами автора. П. И. Лебедев-
Полянский, тогдашний начальник Главлита, резко критиковал МХАТ за
«консервативную» репертуарную линию и доказывал, что «если бы Советская власть в лице партийных представителей и цензурных органов не вмешалась в репертуар 26-27 года, то этот репертуар Художественного и других театров был бы заполнен булгаковщиной, сменовеховщиной, мещанством».

В этот период произошло еще одно событие в жизни Булгакова - при обыске весной 1926 г. забрали его дневники и рукопись «Собачьего сердца». В конце 60-х годов В. М. Молотов сказал одному из своих посетителей А. М.
Ушакову: «Дневники Булгакова читало все Политбюро. Ваш Булгаков - антисоветчик!»

Таким образом, «Собачье сердце», попав под пресс цензуры, не могло быть в то время ни опубликовано, ни поставлено в театре.

Невозможность публикации повести при жизни автора еще раз подтвердила правильность догадок Булгакова: в советском государстве уничтожается свобода слова, свобода личности, преследуется всякое инакомыслие, что свидетельствует о формировании в стране системы насилия.

Критическая позиция сблизила Булгакова с Замятиным, он был хорошо знаком с его романом «Мы». В 20-30-е годы художник поддерживал тесные контакты с писателями, эмигрировавшими из Советского Союза. протестовал против вмешательства правительства в деятельность литературных групп и объединений. Если попытаться определить место Булгакова в литературном процессе советского периода, то он был вместе с теми писателями, которые стояли в оппозиции к революции и тоталитарному государству. Причем, если, скажем, 3. Гиппиус, А. Аверченко, Д. Мережковский. сразу не приняли революционные преобразования общества, то Булгаков, как и Платонов, и
Есенин, и Пастернак, и многие другие, проходит путь от увлечения утопической мечтой о социализме, до разочарования в ней; надежды художника на построение справедливого общества оборачиваются их крушением, и писатель мучительно ищет выход из создавшегося тупика.

В отличие от литературы, проникнутой идеями революции, развивающейся в рамках социалистического реализма, добровольно или принудительно служащей тоталитарному государству, или от демократической литературы, которая нейтрально относилась к революции, отдавая приоритет общечеловеческим ценностям, писатели оппозиционного направления активно протестовали против государства насилия. Этот протест выражался в самых различных формах. Одни отстаивали свободу творчества и тем самым не соглашались с политикой партии, подчинявшей литературу своим идеологическим целям («Серапионовы братья», «Перевал»). Другие идеализировали Русь, деревню, исконно национальные традиции, сопротивлялись ломке народного уклада жизни
(новокрестьянские поэты). Третьи критиковали так называемое социалистическое строительство, брали под сомнение методы построения социалистического общества. К ним относятся прежде всего Замятин, Булгаков и Платонов. Жанр антиутопии в их творчестве становится своеобразной формой борьбы против абсурдного государственного устройства, бесправия человека, тоталитаризма.

Повесть «Собачье сердце», как и другие произведения писателя, сложная и многозначная по.своему идейно-художественном смыслу. Поскольку в России она опубликована недавно, то критических работ, специально посвященных
«Собачьему сердцу», как, впрочем, и сатире Булгакова вообще, крайне мало.
На Западе также нет крупных исследований, однако уже наметились основные подходы к изучению повести. Так, Кристина Райдел в статье «Булгаков и
Уялсс» указывает, что это произведение Булгакова во многом базируется на
«Острове доктора Моро» английского фантаста, в то же время являясь по отношению к этой вещи Уэллса «экстраординарной литературной имитацией, зачастую напоминающей пародию». Элен Госцилл в работе «Точка зрения в
«Собачьем сердце» Булгакова» рассуждает о нарративной технике повести и обнаруживает в ней четыре «нарративных голоса»; Шарика-собаки, доктора
Борменталя, профессора Преображенского и «бесстрастного» комментатора».
Повествовательной технике Булгакова посвящены также работы Сигрид Маклафлин и Менахема Перн.

Довольно распространены на Западе политические трактовки «Собачьего сердца». Так, Горбов и Глэнни видят в персонажах повести Ленина,
Дзержинского, Троцкого, Зиновьева и др. Диана Бургин в работе «Булгаковская ранняя трагедия ученого-творца: интерпретация «Собачьего сердца» пишет следующее: «Страшное имя и отчество Шарикова (Полиграф Полйграфо-вич)... как эмблема сути этого создания, также ироничны, ибо «Детектор Лясиг, сын
Детектора Лжи» есть метафизическая ложь». Предисловие Э. Проффер к 3-му тому собрания сочинений Булгакова в издательстве «Ардкс» подытоживает исследования предшественников. В настоящее время назрела необходимость в целостном осмыслении произведения. При этом важно выйти за пределы социологического толкования, выявить идейно-эстетическое содержание повести
«Собачье сердце», а также определить новые жанровые особенности как антиутопии.

М. Булгаков в «Собачьем сердце» строит повествование в оригинальном плане. Писатель идет не от общего к частному, а наоборот: от частной истории, отдельного эпизода - к масштабному художественному обобщению. В центре произведения поставлен невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского. Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский ко всеобщему изумлению получает из собаки человека, бездомный Шарив превращается в Полиграфа Полиграфовича Шариком. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугуннина, и профессор вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его. Он все усилия оказываются
.напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский,
.весьма занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство.

У Булгакова фантастика ограничена описанием научного эксперимента с
Шариковым. Но и этот вымышленный случай довольно рационально мотивирован с точки зрения науки и здравого смысла, что приближает его к реальности, все повествование в «Собачьем сердце» построено в тесной связи с действительностью 20-х годов и социальной проблематикой. Фантастика в произведении выполняет не основную роль, а вспомогательную. Абсурдный, с точки зрения природы, эксперимент помогает обнажить абсурд в обществе, в котором в результате исторического эксперимента все ненормальное становится нормально: Шариков, получившийся из собаки с помощью органов уголовника, абсолютно подходит новому советскому государству, он принимается и даже поощряется им - назначается на должность, .причем не рядовую, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.

В «новом обществе» действуют алогичные законы: восемь комнат в- квартире ученого рассматриваются как покушение на свободу; в домкоме вместо того, чтобы заниматься практическими делами, распевают хоровые песни; нищета и разруха воспринимаются как начало «новой эры». Характерно, что рукопись, сохранившаяся в архиве Н. С. Ансарстого, озаглавлена «Собачье счастье. Чудовищная история». Э. Проффер предполагает, что Булгаков
«изменил название, когда кто-то сказал ему, что оно уже было использовано
Куприным в рассказе о собаках, представляющим собой прозрачную аллегорию».
Вероятно, первоначальное название иронически перефразировало название дешевой колбасы «собачья радость». В повести неоднократно обыгрывается этот мотив - удовлетворения минимальных потребностей. Бездомный пес рад самой маленькой косточке. За кусок колбасы он готов лизать Филиппу Филипповичу ноги. А попав в теплый дом, где его постоянно кормят, он «размышляет» о том, что вытащил «самый главный, счастливый собачий билет». Это животное довольствование малым, заурядное «счастье» ассоциируется в повести не только с Шариковым, но и с жизнью людей в начале 20-х годов, которые стали привыкать жить в нетопленных квартирах, питаться гнилой солониной в Советах нормального питания, получать гроши и не удивляться отсутствию электричества. Профессор Преображенский категорически отрицает такую систему: «Если я, вместо того, чтобы оперировать, каждый вечер начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха... Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!»

Новая система уничтожает в человеке личностное, индивидуальное начало.
Принцип равенства сводится к лозунгу: «Все поделить». Между членами домкома не ощущается даже внешнего различия-все выглядят одинаково до такой степени, что Преображенский вынужден одному из них задать вопрос: «Вы мужчина или женщина?», на что ему отвечают: «Какая разница, товарищ?».

Председатель домового комитета Швондер ведет борьбу за революционный порядок и справедливость. Жильцы дома должны Пользоваться одинаковыми благами. Каким бы ни был гениальным ученым профессор Преображенский, нечего ему занимать семь комнат. Обедать он может в спальне, делать операции - в смотровой, где режет кроликов. Швондер хотел бы уравнять его с Шариковым, человеком вполне пролетарского вида.

Новый строй стремится из старого «человеческого материала» создать нового, человека. Пародией на нового человека является образ Шарикова.
Важное место а повести занимает мотив телесного преображения: хорошая собака Шарик превращается в плохого человека Шарикова. Показать переход живого существа из одного состояния в другое помогает, прием вербальной трансформации.

В повествовательной структуре повести «Собачье сердце» образ рассказчика непостоянен. Повествование, ведется то от имени Шарика-собаки
(до операции), то доктора Борменталя (записи в дневнике, наблюдения за изменением состояния Шарика после операции), то профессора Преображенского, то Швондера, то Шарикова-человека. Автор старается занять позицию
«беспристрастного» комментатора событий, его голос иногда сливается с голосом Преображенского, Борменталя и даже с голосом Шарика-собаки, поскольку в начале повести дается не столько повествование собаки, сколько как бы под видом собаки.

Рассмотрим, как раскрываются образы Шарика и Шарикова. До Булгакова животные в качестве рассказчиков фигурировали во многих произведениях мировой литературы - от Аристофана и Апулея до Гофмана и Кафки. Этот прием отстранения использовали Ф. Достоевский, Л. Толстой,
Н. Лесков, А. Куприн и другие русские писатели. Однако Булгаков, пожалуй, впервые как бы стирает грань между жизнью собаки и жизнью человека в советской России 20-х годов. Это «уравнивание» ощущается с первых страниц повести: «Что они там вытворяют в нормальном питании, - размышляет Шарик, - ведь уму собачьему непостижимо! Они же, мерзавцы, из вонючей солонины щи варят, а те, бедняги, ничего и не знают. Бегут, жрут, лакают. Иная машинисточка получает по девятому разряду четыре с половиной червонца... Ей и на кинематограф не хватает... Дрожит, морщится, а лопает... Жаль мне ее, жаль Но самого себя мне еще больше жаль (6). Как видим, голос Шарикова- собаки вполне «разумен», нормален. Его высказывания «по-человечески» рациональны, в них есть определенная логика:. «Показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже - вернее всего - господин. - Ближе -яснее - господин. Вы думаете я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие из пролетариев носят. А вот по глазам -тут уж и вблизи и издали не спутаешь...
Все видно -у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что не может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится».

Когда Шарик становится человеком, его первые фразы представляют собой бессвязные непристойности, обрывки разговоров. Примечательно первое слово
Шарикова - «Абыр-валг», то есть название «Главрыба», перевернутое наоборот.
Сознание Шарикова также представляет собой перевернутое восприятие мира. Не случайно поэтому описание операции Булгаков сопровождает фразой: «Весь мир перевернулся дном кверху».

Несмотря на то, что Шарик превратился в человека, его речь напоминает скорее лай собаки. Постепенно его голос становится все больше похожим на человеческий. Но поскольку собаке были пересажены органы типичного пролетария Клима Чугункина, речь Шарикова после операции изобилует вульгаризмами и жаргонными словечками. Профессор пытается воспитать
Шарикова, причем категорически отрицательно относится ко всякому насилию:
«Террором ничего нельзя поделать с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло». Однако все попытки привить Шарикову элементарные культурные привычки встречают сопротивление с его стороны. В процесс воспитания вмешивается Швондер, который не отягощает Шарикова никакими культурными программами, за исключением революционной - кто был ничем, тот станет всем.
Шариков усваивает это очень быстро. В его речи появились советские штампы, политическая лексика, лозунги: «Я не господин, господа все в Париже»; «А то пишут, пишут... конгресс, немцы какие-то... голова пухнет. Взять все да и поделить»; «Энгельса приказал своей социалприслужнице Зинаиде Прокофьевне
Буниной спалить в печке, как явный меньшевик». Кульминацией повести становится получение Шариковым прописки, должности, а затем и его доносительство на профессора Преображенского. Трагический пафос повести сосредоточен в словах Преображенского: «Весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе". Название повести «Собачье сердце» отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени.

Прием вербальной трансформации помогает раскрыть главную тему произведения - изображение нравственной и социальной трансформации человека и общества. Эта тема не получила бы такого широкого социального звучания, если бы у Шарикова не было многочисленных двойников. Швондер, «товарищи из домнома» являются как бы реальным отражением Шарикова.

«Собачий монолог» сконтаминирован с голосом всеведущего автора, говорящего от третьего лица. И поэтому не случайно повествование Шарика пронизано информацией, могущей быть известной только «третьему лицу», - имя и отчество Преображенского, то, что он величина мирового значения и т. п.
Голос Шарикова, в свою очередь, соединяется с голосом Швондера. В его высказываниях Преображенский и Борменталь без труда узнают «воспитание» председателя домкома. Шариков фактически излагает не свои мысли, в утрированном виде доносит до слушателей швондеровское понимание революции и социализма. Повествовательные позиции Преображенского и Борменталя противопоставлены Шарикову и Швондеру.

Шарик-рассказчик стоит ступенью ниже, чем профессор Преображенский и
Борменталь, но он, безусловно, оказывается выше «по уровню развития»
Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в повествовательной структуре произведения подчеркивает драматическое положение «массовидного» человека в обществе, который стоял перед выбором - либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. У Шарикова, героя произведения, возможно, и не было такого выбора: все-таки он существо, искусственно созданное и имеющее наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества и только от человека зависело, какой путь он изберет.

В биографии М. Булгакова, написанной Э. Проффер в 1984 г., «Собачье сердце» рассматривается как «аллегория революционной трансформации советского общества, рассказ-предостережение об опасности вмешательства в дела природы».

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего - история общества. развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается.
Трагические прогнозы Булгакова, к сожалению, оправдались, что подтвердилось в 30-50-е годы, в период формирования сталинщины, и позднее.

Проблема «нового человека» и устройства «нового общества» была одной из центральных проблем литературы 20-х годов. М. Горький писал: «Героем наших дней является человек из «массы», чернорабочий культуры, рядовой партиец, рабселькор, военврач, выдвиженец, сельский учитель, молодой врач и агроном, работающий в деревне крестьянин-опытник и активист, рабочий- изобретатель, вообще - человек массы! На массу, на воспитание таких героев и должно быть обращено главное внимание» .

Главной особенностью литературы 20-х годов было то, что в ней доминировала идея коллектива.

Идеи коллективизма обосновывались в эстетических программах футуристов, Пролеткульта, конструктивизма, РАППа.

Образ Щарикова можно воспринимать как полемику с теоретиками, обосновывающими идею о «новом человеке» советского общества. «Вот какой ваш
«новый человек». - словно говорил Булгаков в своей повести. И писатель в своем произведении, с одной стороны, раскрывает психологию массовидного героя (Шариков) и психологию массы (домком во главе со Швондером). С другой стороны, им противопоставлен герой-личность (профессор Преображенский).
Движущей силой конфликта в повести является постоянное столкновение разумных представлений об обществе профессора Преображенского и иррациональности воззрений массы, абсурдности устройства самого общества.

Повесть «Собачье сердце» воспринимается как антиутопия, осуществившаяся в реальной действительности. Здесь присутствует традиционное изображение государственной системы, а также противопоставление ей индивидуального начала. Преображенский представлен как человек высокой культуры, независимого ума, обладающий глобальными знаниями в области науки. К. М. Симонов писал, что Булгаков в повести
«Собачье сердце» с наибольшей силой «отстаивал свой взгляд на интеллигенцию, на ее права, на ее обязанности, на то, что интеллигенция - это цвет общества. Для меня профессор Булгакова... фигура положительная, фигура павловского типа. Такой человек может придти к социализму и придет, если увидит, что социализм дает простор для работы в науке. Тогда для него проблема восьми или двух комнат не будет играть роли. Он отстаивает свои восемь комнат потому, что он рассматривает покушение на них не как покушение на свой быт, а как покушение на свои права в обществе."

Филипп Филиппович Преображенский критически относится ко всему, что происходит в стране с 1917 года. Он отвергает революционную теорию и практику. Он имел возможность проверить это в ходе своего медицинского эксперимента. Опыт создания «нового человека» не удался. Переделать натуру
Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: «Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай
Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать
Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно» (10). Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию.
Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

Нельзя винить и профессора Преображенского в том, что он создал
Шарикова, натворившего в повести много безобразий. Кто же виноват в том, что случилось в России? Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в том, какое у него сердце. Профессор Преображенский заявляет: «Разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат: «Бей разруху!» - я смеюсь... Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку!
И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - своим прямым делом, разруха исчезнет сама собой»

Таким образом, центральной проблемой повести «Собачье сердце» становится изображение состояния человека и мира в сложную переходную эпоху.

Литература

1. Булгаков М.А. Избранные произвоедние: В 2 т. - К.: Днипро, 1989 - т.1

2. Бушмин А. Проза 20-х годов // Русская советсткая литература: Сб. статей - М.: Наука, 1979.

3. Фуссо С. "Собачье сердце" 0 неуспех превращения // Литературное обозрение - 1991 №5.

4. Шаргородский С. Собачье сердце, или Чудовищная история

//Литературное обозрение. - 1991. №5.

5. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова - М.: Книга, 1988.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В 1988 году отечественные зрители впервые увидели картину В. Бортко «Собачье сердце». Отзывы о фильме были восторженные. Экранизация повести Булгакова вызвала бурю ликования. «Собачье сердце», цитаты из которого сегодня известны почти каждому, до создания фильма-экранизации читали немногие. После премьеры книга вошла в обязательный список литературы каждого интеллигентного человека.

Отзывы перестроечного времени

В чем же причина популярности повести «Собачье сердце»? Отзывы перестроечной аудитории не случайно были восторженными. Речи Преображенского о разрухе и ее причинах оказались чрезвычайно актуальными в условиях хаоса. В книге показаны отголоски потерянного государства. В конце восьмидесятых книгу обсуждали повсюду: в метро, электричках, во время рабочего перерыва и, как полагается, согласно традициям советской интеллигенции, на малогабаритных кухнях.

Отзывы современных читателей

За тридцать лет многое переменилось. В восприятии читателей произошел существенный сдвиг. Несколько иначе заговорили о книге «Собачье сердце». Отзывы о повести читатели оставляют преимущественно положительные. Рецензий о книге так много, что становится ясно: актуальность история о преображении собаки в человека не потеряла. Содержание отзывов, между тем, несколько изменилось. Шариков не вызывает столь ярого презрения. В монологах профессора чувствуется чрезмерный консерватизм.

Фраза о том, что любителям пения снизу стоит заняться своими прямыми обязанностями, а именно - чисткой сортиров, придает образу Преображенского презрение к простому люду. И это уже не воспринимается читателями с таким воодушевлением. В чем причина перемен в восприятии повести «Собачье сердце»? Отзывы читательские проанализировать стоит параллельно описанию главных образов. А они в книге Булгакова необыкновенно яркие, емкие и более сложные, чем казалось читателям на закате советской эпохи.

Шариков

«Собачье сердце» - повесть о том, как практикующий врач и ученый подобрал с улицы бездомного пса. Угостив беднягу он завладел его сердцем, проник в душу и мысли. Стал чем-то вроде божества. Однако пес превратился в жертву эксперимента. Гениального, великого, но абсолютно бессмысленного.

Неудачный эксперимент

Для чего из собаки делать человека? Для того чтобы на свет появился негодяй Шариков? Но даже если бы в операции был использован гипофиз не алкоголика Клима Чугункина, а, например, Спинозы, мероприятие профессора и в этом случае не имело бы смысла. Человека может родить каждая женщина. Ведь родила же мадам Ломоносова в глубокой провинции гениального сына. Таково мнение самого Преображенского. Однако высказывает он его спустя несколько месяцев после операции. Но прежде в огромной квартире воцаряется бардак.

Булгаков «Собачье сердце» написал в то время, когда в стране орудовали швондеры и им подобные. Действовали они решительно, потому как верили в скорое чудо. Волшебства между тем не произошло. Невозможно одновременно мести трамвайные пути и решать судьбы иностранных оборванцев. Не способен вчерашний слесарь заведовать культотделом. Нереально сделать из пса человека, пересадив ему человеческий гипофиз и дав фамилию Шариков.

«Собачье сердце» пронизано пренебрежительным отношением к выскочкам, «певунам», к тем, по чьей вине пропали профессорские галоши. К слову сказать, фамилию Шариков взял себе сам, чему отнюдь не рад был Филипп Филиппович. Имя его жертвы и вовсе вызвало бурю гнева. «В печку его!» - командует профессор Зине, узнав, что именно в календаре, который весит в передней, Шариков вычитал столь неблагозвучное имя.

Герои

Какие персонажи являются центральными в повести «Собачье сердце»? Главные герои - Преображенский, Борменталь, Шариков. Человека с собачьим сердцем в своем дневнике ассистент профессора называет не иначе, как «существо». Каким еще термином можно назвать вчерашнего пса, который, едва лишившись хвоста, принялся извергать нецензурную брань и играть на балалайке? Шариков быстро адаптируется к новым реалиям времени. Становится «единомышленником» Швондера, получает должность в «Очистке».

Шариков-Чугункин четверть века назад у читателей ассоциировался с уходящим прошлым. Преображенский - с потерянным миром, который (так хотелось в это верить) вскоре можно будет восстановить. Годы показали, что разрушенное восстановлению не подлежит. У современных читателей Полиграф Полиграфович, возможно, и не вызывает симпатии. Но он, по крайней мере, заслуживает жалости.

Преображенский и его ассистент

Булгаков «Собачье сердце» написал в атмосфере, близкой той, которая царила в начале девяностых годов прошлого века. В те времена Преображенский и Борменталь воспринимались образцами интеллигентности. Сегодня читатели отмечают некоторую жестокость эскулапов по отношению к подопечному.

Людям с университетским образованием словно невдомек, что глупо ожидать от существа, которое третьего дня скиталось по помойкам, а вчера подверглось очеловечиванию, адекватного поведения. Впрочем, из Шарикова и не думал делать полноценного члена общества Преображенский. «Собачье сердце» - повесть о неожиданном результате эксперимента. Профессора интересовало лишь омоложение.

Взять и поделить!

О чем повествует основная часть повести «Собачье сердце»? Главные герои находятся в конфронтации. Преображенский и Борменталь требуют от Шарикова поведения, достойного их общества. Бывший пес, отягощенный гипофизом алкоголика, не воспринимает критику в свой адрес. Самыми знаменитыми являются в повести «Собачье сердце» цитаты Преображенского и Шарикова. Некоторые фразы стали крылатыми. Особенно запоминающимися стали диалоги, которые герои книги ведут за обедом.

Невежество Шарикова шокирует медиков. Если бы не чудо-эксперимент, они никогда не оказались бы за одним столом с человеком, который знает, как решить экономические проблемы в стране одним махом. До появления Полиграфа Полиграфовича в профессорском доме Зина никогда не спешила так быстро убирать водку со стола. Прислуга Преображенского ранее не жгла в печи «Переписку Энгельса с Каутским».

«Да, я не люблю пролетариат»

Эта фраза вызвала особый восторг у читателей конца восьмидесятых. И это неудивительно. Слово «пролетариат» набило оскомину даже детям представителей рабочего класса. Сегодняшние читатели, рожденные в девяностых, едва ли способны понять глубину профессорских реплик.

«Я не Айседора Дункан»

В квартиру Преображенского являются люди в кожаных пальто. Повод посещения профессорских хором - чрезмерное количество комнат. И здесь начинается напряженный диалог между остроумным хозяином квартиры и менее красноречивыми членами жилтоварищества.

Спустя много лет после развала советского государства, когда антикоммунистическая эйфория давно рассеялась, читатели взглянули на Преображенского более объективно. Да, он светило мировой науки. Да, он интеллигент, эстет и личность сильная, независимая. Но есть в нем что-то от мещанина, чревоугодника, пользующегося кремлевским блатом. Впрочем, в книге присутствует момент, характеризующий этого героя как личность высоких нравственных идеалов.

Незадолго до «гибели» Шарикова Преображенский и Борменталь проводят весь вечер за обсуждением дальнейшей судьбы Полиграфа. Автор не посвящает читателя в подробности разговора. Но известно, что Преображенский не готов идти на преступление исключительно ради Борменталя. Герой также произносит мудрую фразу «Доживите до старости с чистыми руками».

Террором ничего не добиться

Характерными для Преображенского являются его высказывания о способе обращения с живым существом. Террором, утверждает профессор, ничего добиться невозможно. Произносит он эти слова в связи с появлением в доме Шарикова. Но в них содержится мнение автора относительно политических событий, свидетелем которых он стал.

Преображенский раскаивается в своих действиях. Уже спустя несколько дней после операции он понимает, каким станет конечный результат эксперимента.

Швондер

Этот персонаж - типичный пролетарий. Повесть построена на антитезе. Человеку старого времени противопоставлен образ нового. Автор, безусловно, на стороне Преображенского.

Швондер убежден, что самым главным в жизни человека является документ. Ведь где это видано, чтобы человек без прописки жил? Характерные черты этого героя - назойливость, коварность, бюрократические замашки. Даже после возвращения Шарика в свой привычный облик, он не останавливается, а продолжает донимать профессора.

В чем заключается идея повести «Собачье сердце»? Тема книги - негативные последствия вмешательства в законы природы. Но этим проблематика произведения не ограничивается. Булгаков поднял прежде всего вопросы социального характера в книге «Собачье сердце».

Смысл книги можно сформулировать следующим образом: сложные взаимоотношения интеллигенции и пролетариата. Впрочем, сколько критиков, столько и мнений. О повести написано огромное количество статей. Но главной оценкой литературного труда автора являются все же читательские отзывы. А они о книге Булгакова исключительно хвалебные.

/ / / Образ доктора Борменталя в повести Булгакова «Собачье сердце»

Доктор неукоснительно придерживается распоряжений профессора. Он благодарен Преображенскому за то, что тот, в свое время, много для него сделал, считает его наставником и восхищается работой. Молодой человек не заискивает перед коллегой и свято верит в безграничные возможности «гения».

Борменталь старается во всем походить на своего учителя. Он с воодушевлением наблюдает за ходом «эксперимента», ведет полную отчетность, радуется любому прогрессу. Когда с Шариковым начинаются первые проблемы, именно доктор «протягивает руку помощи» Преображенскому.

Видя «малодушие» профессора, доктор полностью берет ситуацию под свой контроль, забывая о своей личной жизни. Он периодически показывает Шарикову «свое место», оказывая воздействие на него с помощью грубой физической силы.

Каждый раз выходки «подопытного» выводят доктора из себя. Он понимает всю значимость происходящего, но не в силах совладать с собой в ситуации, когда с каждым днем становится наглее.

Борменталь с рождения наделен повышенным чувством справедливости. Он готов отказаться от «проекта» и избавить профессора от мучений. Однако Преображенский останавливает его и пресекает все разговоры об убийстве. «Чистые руки» Борменталя, а так же собственная репутация априори важнее для ученого.

Однако через некоторое время ситуация с Шариковым совсем выходит из-под контроля. Наглость, развратные действия и алчность «подопытного» переходит границы допустимого и Борменталь становится инициатором «самосуда». Коллегами в срочном порядке принимается решение вернуть «мерзавцу» его изначальное тело.

В отлаженном «механизме» работы профессора Преображенского, есть и часть заслуги доктора Борменталя. Доктор является для него «надежным тылом», опорой и поддержкой в любых начинаниях. Борменталь наделен высокими моральными и духовными ценностями. Он вечный «должник» перед профессором, хотя Преображенский никогда и ничем его не попрекал, а наоборот уважал и ценил его труды и старания.

Вместе коллегам удалось благополучно исправить хирургическим путем прежнюю «ошибку», которая чуть не стала роковой, для каждого из них.

Булгаков не зря сделал образ Борменталя положительным. Ведь в близком окружении Филиппа Филипповича не могло оказаться «лишних» людей. Преображенский подобрал себе команду, которая очень схожа была ему по духу, мыслям и поступкам. Борменталь подходил по всем «параметрам» Преображенскому. Однако доктор никогда не показывал своей значимости в деле, предпочитая всегда оставаться в тени Филиппа Филипповича.