Александра Николаевича Островского по праву считают певцом купеческой среды. Его перу принадлежит около шестидесяти пьес, самые известные из которых – «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница» и другие.
«Гроза», как охарактеризовал ее Добролюбов – «самое решительное произведение» автора, так как взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…» Она была написана в пору общественного подъема, накануне крестьянской реформы, как бы венчала цикл пьес автора о «темном царстве».
Воображение писателя переносит нас в небольшой купеческий городок на берегу Волги, «…весь в зелени, с крутых берегов видны далекие пространства, покрытые селеньями и нивами. Благодатный летний день так и манит на воздух, под открытое небо…», полюбоваться местными красотами, погулять по бульвару. Жители уже пригляделись к прекрасной природе в окрестностях города, и она не радует глаз никому. Основную часть времени горожане проводят дома: ведут хозяйство, отдыхают, вечерами «…сидят на завалинках у ворот и занимаются благочестивыми разговорами». Они не интересуются ни чем, что выходит за границы города. О том, что на свете делается, жители Калинова узнают от странниц, которые, «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать много слыхали». Большим почтением у горожан пользуется Феклуша, ее рассказы о землях, где живут люди с пёсьими головами, воспринимаются, как неопровержимые сведения о мире. Вовсе не бескорыстно она поддерживает Кабаниху и Дикого, их понятия о жизни, хотя эти персонажи являются предводителями «тёмного царства».
В доме Кабанихи всё построено на авторитете силы, как и у Дикого. Она заставляет близких свято чтить обряды и следовать старым обычаям «Домостроя», которые переделала на свой лад. Марфа Игнатьевна внутренне осознаёт, что её не за что уважать, но не признаётся в этом даже самой себе. Своими мелочными требованиями, напоминаниями и внушениями Кабаниха добивается беспрекословного подчинения домочадцев.
Брань для него ещё и способ самозащиты, когда дело коснётся денег, которые он смерть как не любит отдавать.
Но что-то уже подтачивает их власть, и они с ужасом видят, как рушатся «заветы патриархальной нравственности». Это «закон времени, закон природы и истории берёт своё, и тяжело дышат старые Кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут», тем не менее, они пытаются внушить свои правила молодому поколению, и не безрезультатно.
Например, Варвара - дочь Марфы Кабановой. Главное её правило: «делай, что хочешь, только бы всё шито да крыто было». Она умна, хитра, до замужества ей хочется везде успеть, всё попробовать. Варвара приспособилась к «тёмному царству», выучила его законы. Думаю, властность и желание обманывать делает её очень похожей на свою мать.
В пьесе просматривается сходство Варвары и Кудряша. Иван единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. «Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…», - говорит Кудряш.
В конце концов, Варвара и Иван покидают «тёмное царство», но, думаю, полностью освободится от старых традиций и законов им вряд ли удастся.
Теперь обратимся к истинным жертвам самодурства. Тихон – муж Катерины - безвольный и бесхарактерный, во всём слушается свою мать и потихоньку спивается. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого человека, а душа её жаждет настоящего чувства. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катя, по меткому выражению Добролюбова, «на безлюдье». По сути своей Борис – тот же Тихон, только более образован. Он променял любовь на бабушкино наследство.
Катерина отличается от всех героев пьесы глубиной своих чувств, честностью, смелостью и решительностью. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре.
Выход из этого тупика она видит в своей смерти. Поступок Кати всколыхнул это «тихое болото», ведь были и сочувствующие души, например, Кулигин – механик-самоучка. Он добр и одержим желанием сделать что-то полезное для людей, но все его намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и невежества.
Таким образом, мы видим, что все жители Калинова принадлежат к «темному царству», которое устанавливает здесь свои правила и порядки, и никто не сможет их изменить, ведь таковы нравы этого города, и кто не сумеет приспособиться к такой среде, увы, обречен на гибель.

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавно-крепостнического строя, но еще...

    Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание? Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая...

    Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть...

  1. Новое!

    Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический...

“Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!” – так описывает город Калинов его житель, Кулигин, хорошо знающий его изнутри и на себе ощутивший эти самые жестокие нравы.

Город, описываемый в драме, является выдуманным, однако события, происходящие в “Грозе”, основаны на реальных событиях. Также внимание стоит обратить на то, что название города начинается на “к”, и большинство городов России начинается на эту букву. Этим Островский хочет показать, что подобные события могут произойти где угодно и подобных городов в стране огромное количество.

Особенно в одном из городов на Волге, печально известной количеством утопленников, найденных в реке.

В первую очередь все стараются в г. Калинове угодить богатым, все построено на лжи и любви к деньгам, и “честным трудом никогда не заработать, больше насущного хлеба”. Богатые стараются пользоваться бедными, считают их людьми “низшего сорта”, а их проблемы – пустяками. И между собой они мешают торговле друг друга из зависти, враждуют. Самое главное для каждого – собственный доход, отсутствуют

в этом городе всякие нравственные ценности. И за любое слово здесь, по словам Кулигина, “съедят, живого проглотят”.

Странница Феклуша описывает город как “землю обетованную с благочестивым купечеством, щедрым и добрым, однако она понимает весь мрак этого города и делает это только из понимания, что чем больше льстить купцам и богачам, тем меньше вероятность, что они тебя прогонят. К тем же, кто денег просит, богачи с большим отвращением относятся.

Город этот тихий, но тишину эту можно назвать мертвой: все сидят по своим домам и из-за собственной лени не выходят, за исключением только молодых девушек и парней.

Естественно, мрак города заключается не в самом месте, а в людях, живущих в нем. Описание города и в принципе действий в драме начинаются с восхищения Волгой. Однако затем постепенно все больше раскрывается истинное лицо города, и мрачное его описание начинается и усиливается именно с начала описания людей, живущих в городе Калинове.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом...
  2. Островский – не только великий русский драматург, но и основоположник национального театра. Написанная в 1859 году “Гроза” стала одной из самых известных пьес автора наряду...
  3. Для развития сюжета “Грозы” А. Н. Островский выбрал живописный городок на крутом берегу Волги, которому дал название Калинов. Автор описывает живописные дали, открывающиеся с высокой...

Стала одним из выдающихся произведений в русской литературе. Написанная на пике больших реформаций в стране, она частично отражает изменения, происходившие в обществе. Александр Николаевич, как мастер точных описаний, сумел в полной мере показать все темные стороны Калинова и его обитателей. Большую часть населения составляли ограниченные люди с небольшим потенциалом знаний. Они были необразованны, скупы и невежественны.

Самая главная ценность для них – материальное благополучие. Нажива и обогащение – вот смысл жизни калиновцев. Из-за денег они готовы друг друга подставить или предать. Фраза Кулигина , которую он использовал, чтобы разъяснить Борису сущность жителей города, прекрасно раскрывает их ментальность: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Он и сам не прочь заработать миллион, чтобы быть на равных с богатыми купцами. Хотя Кулигина можно причислить к тем немногим в Калинове, кто осознает всю тяжесть атмосферы и выступает против необразованности, невежества и ханжества. Помимо денег и наживы, у него есть и другие ценности. Например, ему нравится жить на берегу Волги. Он искренне любуется ею и окружающей природой.

Казалось бы, в таком прекрасном месте и жизнь должна быть радужной, но беспрекословное подчинение жителей перед власть имущими привело к тому, что город просто погряз в жестокости и самодурстве. Все преклоняются перед Кабанихой и Диким . Это самые богатые люди в городе, которые установили свои патриархальные порядки и держали всех в раболепном подчинении. Примечательно то, что от этого страдают не только обычные горожане, но и их ближайшие родственники. Сын Кабанихи Тихон без ее ведома и шагу ступить не может. Дочь Варвара давно научилась притворяться, что покорно чтит патриархальные традиции. Одна только Катерина -невестка не могла привыкнуть к такой лживой и лицемерной атмосфере.

Катерина является главной героиней пьесы. В ней автор собрал лучшие черты русской души. Как верно заметил Н. А. Добролюбов, в городе Калинове она словно «луч света в темном царстве». Всякий раз ее удивляет, как можно с притворством выражать какие-то чувства, потому как сама она выросла в любящей, честной и прямодушной семье. Кабаниха от нее требует, чтобы она «выла» на людях, провожая супруга, таким образом, выражая скорбь по поводу его отъезда. А когда Катерина искренне хочет обнять мужа, она ее одергивает и говорит, что проявлять чувства на людях бесстыдно. Поэтому Варвара предпочитает жить, как желает, но так, чтобы «шито, да крыто было».

Сама Марфа Игнатьевна вспоминает о любви к детям только тогда, когда ей нужно оправдать свою жестокость. Её добродетельность, религиозность и праведность сплошь фальшивы. Она ими прикрывается как маской, чтобы безнаказанно оставаться деспотом и тираном. Не менее жесток в обращении с домочадцами и работникам Дикой, который любит говорить: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он считает, что если каждому работнику не доплатить по копеечке, то у него от этого тысячи наберутся. Племянника Дикого местные жители сразу предупреждают, что он зря приехал за законным наследством, тот ни на каких условиях ничего не отдаст. В каком-то смысле из-за страха лишиться материальных благ, Борис становится раболепной жертвой. Он не может защитить ни себя, ни Катерину.

Нежелание жителей Калинова бороться против установившейся тирании нарушает смерть Катерины. Она словно бросает вызов деспотичному миру «хозяев жизни». Тихон впервые за все время идет против матери. Он прилюдно обвиняет ее в смерти любимой жены и признается, что жить в такой семье истинное мучение. Читая «Грозу» Островского, мы видим быт и нравы классического провинциального городка середины девятнадцатого столетия. Автор показывает не просто конфликт поколений, а открытый протест против сложившихся устоев и морали.

1. Общая характеристика места действия.
2. Калиновская «элита».
3. Зависимость людей от самодуров.
4. «Вольные пташки» Калинова.

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — так А. Н. Островский характеризует место действия пьесы устами одного из персонажей, наблюдательного и остроумного изобретателя-самоучки Кулигина. Примечательно, что пьеса начинается со сцены, в которой этот же герой любуется видом на Волгу. Автор словно невзначай противопоставляет красоту природы, неохватность ее просторов ханжескому провинциальному быту. Люди, имеющие вес в Калиновском обществе, в подавляющем большинстве стараются представиться в наилучшем свете перед посторонними, а «своих домашних едят поедом».

Одним из ярких представителей калиновской «элиты» является богатый купец Савел Прокофьич Дикой. В семейном кругу он невыносимый тиран, которого все боятся. Его жена каждое утро дрожит: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» Однако Дикой способен рассердиться без особых причин: тогда он рад с руганью наброситься на своих домочадцев и наемных работников. Всем, кто у него служит, Дикой постоянно недоплачивает, так что многие работники жалуются городничему. На увещевания городничего, предложившего купцу платить своим работникам как положено, Дикой спокойно ответил, что из этих недоплат у него скапливаются значительные суммы, а городничему стоит ли беспокоиться о таких пустяках?

Низость натуры Дикого проявляется и в том, что неудовольствие, которое он не вправе выразить виновнику, бешеный купчина вымещает на безответных домашних. Этот человек без зазрения совести готов отнять положенную долю наследства у своих племянников, тем более что в завещании их бабушки оставлена лазейка — племянники вправе получить наследство только в том случае, если они будут почтительны к дяде. «...Хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?» — рассудительно говорит Борису Кулигин. Зная местные нравы, Кулигин убежден, что племянники Дикого останутся ни с чем — зря Борис терпит дядину ругань.

Не такова Кабаниха — она тоже тиранит своих домашних, но «под видом благочестия». Дом Кабанихи — рай для странников и богомольцев, которых купчиха радушно принимает согласно старинному русскому обычаю. Откуда появился этот обычай? В Евангелии рассказывается, что Христос учил своих последователей помогать нуждающимся, говоря, что сделанное для «одного из малых сих» в итоге сделано как бы для Него Самого. Кабаниха свято хранит старинные обычаи, которые для нее являются чуть ли не основами мирозданья. Но она не считает грехом то, что «точит, как ржа железо» своего сына и невестку. Дочь Кабанихи в конце концов не выдерживает и убегает с любовником, сын постепенно становится пьяницей, а невестка от отчаяния бросается в реку. Набожность и благочестие Кабанихи оказываются лишь формой без содержания. По словам Христа, такие люди подобны гробам, которые аккуратно покрашены снаружи, а внутри полны нечистот.

Немало людей зависят от Дикого, Кабанихи и им подобных. Безрадостно существование людей, живущих в постоянном напряжении и страхе. Так или иначе в них поднимается протест против постоянного подавления личности. Только проявляется этот протест чаще всего уродливым или трагическим образом. Сын Кабанихи, в семейном быту покорно терпящий назидательные поучения властной матери, вырвавшись на несколько дней из дома, забывает обо всем в беспробудной пьянке: «Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет». Любовь Бориса и Катерины тоже своего рода протест против гнетущей обстановки, в которой они живут. Не радость Приносит эта любовь, хоть она и взаимна: протест против лицемерия и притворства, обычного в Калинове, заставляет Катерину признаться перед мужем в своем грехе, а протест против возвращения к постылому образу жизни толкает женщину в воду. Наиболее продуманным оказывается протест Варвары — она убегает вместе с Кудряшом, то есть вырывается из обстановки ханжества и тиранства.

Кудряш — личность по-своему примечательная. Этот ухарь никого не боится, даже грозного «воина» Дикого, у которого он работал: «...Я перед ним рабствовать не стану». Кудряш не обладает богатством, зато он умеет поставить себя в обществе людей, в том числе и таких как Дикой: «Я грубиян считаюсь, за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай он меня боится». Таким образом, мы видим, что у Кудряша развито чувство собственного достоинства, он человек решительный и храбрый. Конечно, он отнюдь не какой-то идеал. Кудряш тоже является продуктом того общества, в котором он живет. «С волками жить — по-волчьи выть» — в соответствии с этой старинной пословицей Кудряш не прочь бы пообломать бока Дикому, если бы отыскалось несколько таких же отчаянных парней для компании, или же «уважить» самодура другим способом, соблазнив его дочь.

Другой тип человека, не зависящего от калиновских самодуров, являет собой изобретатель-самоучка Кулигин. Этот человек, как и Кудряш, превосходно знает, какова подноготная местных тузов. Он не строит никаких иллюзий относительно своих сограждан и тем не менее этот человек счастлив. Человеческая низость не заслоняет ему красоты мира, суеверие не отравляет его души, а научный поиск придает его жизни высокий смысл: «А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! Я вот не боюсь».


Домашнее задание к уроку

1. Выписать в тетрадь определение слова ремарка .
2. Посмотреть в толковом словаре трактовку слов странник, странничество .

Вопрос

Где происходит действие пьесы Островского «Гроза»?

Ответ

Действие пьесы протекает в волжском городке Калинове.

Ответ

Через ремарки.

Уже в первой ремарке содержится описание пейзажа. "Общественный сад на берегу Волги; за Волгой сельский вид; на сцене две скамейки и несколько кустов".

Зритель как бы воочию видит красоту русской природы.

Вопрос

Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

Ответ

Слова Кулигина: "Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! ...пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу. Вид необыкновенный! Красота. Душа радуется".

Вопрос

Какие законы лежат в основе жизни г. Калинова? Все ли так хорошо в городе Калинове, как кажется на первый взгляд?

Ответ

Кулигин о жителях своего города и их нравах отзывается так: "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой норы!"

Несмотря на то, что Калинов находится в красивейшем месте, каждый его житель проводит почти все свое время за высокими заборами усадеб. "И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!" – обрисовывает Кулигин картину города.

Рядом с поэзией существует совсем другая, уродливая, неприглядная, отталкивающая сторона калиновской действительности. Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, здесь все сведения об иных землях получают от невежественных странниц, здесь полагают, что Литва "на нас с неба упала".

Ничто не интересует жителей этого города. Изредка сюда залетит какой-нибудь невероятный слух, например о том, что родился антихрист.

Новости приносят странницы, которые давно уже не странствуют, а только передают услышанное ими где-нибудь.

Странники – распространенный на Руси род людей, отправляющихся на богомолье. Среди них немало было личностей целеустремленных, любознательных, трудолюбивых, много познавших и повидавших. Они не боялись трудностей, дорожных неудобств, скудной пищи. Были среди них интерснейшие люди, этакие философы со своим особым, оригинальным отношением к жизни, исходившие Русь пешком, наделенные зорким взглядом и образной речью. Многие писатели любили с ними поговорить, особенный интерес проявляли к ним Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.М. Горький. Знавал их и А.Н. Островский.

Во II и III действиях драматург выводит на сцену странницу Феклушу.

Задание

Обратимся к тексту. Прочитаем по ролям диалог Феклуши и Глаши. С.240. (II действие).

Вопрос

Как этот диалог характеризует Феклушу?

Ответ

Эта странница усиленно распространяет по городам и весям суеверные россказни и нелепые фантастические слухи. Таковы ее сообщения об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевелов, об огненном змее… Не самобытного, высоконравственного человека изобразил Островский, а корыстную, невежественную, лживую натуру, которая заботится не о душе своей, а о желудке.

Задание

Прочитаем монолог Кабановой и Феклуши в начале III действия. (С.251).

Комментарий

Феклушу охотно принимают в домах Калинова: ее вздорные истории нужны хозяевам города, странницы и богомольцы поддерживают авторитет их власти. Но и она небескорыстно разносит по городу свои «известия»: здесь накормят, тут напоят, там одарят…

Жизнь города Калинова с его улицами, переулками, высокими заборами, воротами с крепкими замками, деревянными домами с узорными ставнями, горожанами воспроизведена А.Н.Островским очень подробно. Полноправно "вошла" в произведение природа, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с красивым бульваром.

Островский так тщательно воссоздал место действия пьесы, что мы можем очень ощутимо представить себе и сам город Калинов, каким он нарисован в пьесе. Существенно, что он находится на берегу Волги, с высокой кручи которого открываются широкие просторы и безграничные дали. Эти картины бескрайних просторов, отозвавшихся в песне «Среди долины ровныя», имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни и, с другой стороны, скованности быта в маленьком купеческом городке. Волжские впечатления широко и щедро вошли в ткань пьесы Островского.

Вывод

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высочайшим забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Но разве можно сказать, что это уникальный русский городок, что в других местах жизнь совсем другая? Нет, это типичная картина русской провинциальной действительности.

Домашнее задание

1. Напишите письмо о городе Калинове от имени одного из персонажей пьесы.
2. Выберите цитатный материал для характеристики Дикого и Кабановой.
3. Какое впечатление произвели на вас центральные фигуры "Грозы" – Дикой и Кабанова? Что сближает их? Почему им удается "тиранствовать"? На чем держится их власть?


Литература

По материалам Энциклопедии для детей. Литература ч. I
Аванта+ , М., 1999