Картина А. Пластова «Фашист пролетел» была написана в 1942 году. Она пробирает до слёз не только переданным на холсте драматическим смыслом, но также представляет собой некое историческое доказательство тех событий и деяний, которые происходили во время Великой Отечественной войны.

На переднем плане картины изображён лежащим на жёлтой осенней траве маленький мальчик в одежде пастушка. Его поза неестественна: правая рука вытянута вверх, за голову, а левая подвёрнута и придавлена телом к земле. На голове у мальчика видна рана, из которой льётся кровь. Рядом лежит на траве слетевшая с головы шапка, и упавший кнут пастушка.

Глядя на картину, очень хочется надеяться, что мальчик жив, что он скоро очнётся и поднимется, но художник изобразил рядом с ним чёрно-белую собачку, которая протяжно воет, подняв мордочку к небу. Поэтому становится ясно, что произошло непоправимое.

Чуть поодаль от пастушка мы можем увидеть на картине группу животных: коров и овец, часть из которых также лежат на земле в неестественных позах.

Становится понятно, что несколько минут назад случилось что-то нелепое, мальчик и животные стали невинными жертвами. На картине находятся в диссонансе мирный осенний пейзаж и переданный художником глубокий смысл произошедшей трагедии: в голове не укладывается, что же могло стать причиной гибели ни в чём не повинного ребёнка-пастушка и его подопечных.

Трагедия произошла внезапно, это понятно. И как подтверждение тому, художник изобразил перепуганную корову, которая с опаской выглядывает из-за деревьев, ставших для неё временным убежищем. Рядом с коровой остановились в неуверенности угрюмые овцы и растерянно смотрят по сторонам. Они привыкли к своему пастушку и теперь без его вмешательства стоят, словно сиротки.

Зритель не сразу замечает на картине А. Пластова причину данной трагической ситуации.

Возникает немой вопрос о том, почему маленького пастушка настигла на родной земле внезапная и такая нелепая смерть. Художник изобразил на заднем плане, в правом верхнем углу картины, еле заметную, словно затерянную в облаках, стальную птицу.

Это фашистский самолёт пронёсся над косогором, где находился беззащитный пастушок со своей собачонкой и мирно паслись животные. Фашисты, пролетая над ними, устроили жестокую расправу и понеслись дальше, выискивая новую жертву. Пролетел самолёт мимо скирды сена, над оврагом, зелёными полями, чтобы и дальше сеять град из свинцовых пуль.

Картина «Фашист пролетел», искусно написанная маслом на холсте, способна глубоко затронуть душевные струны человека. Она напоминает нам о реальном прошлом нашей страны, которое пришлось пережить народу во время фашистской оккупации. Первоначальным названием картины было: «Немец пролетел», но в связи с нормами политкорректности его изменили.

Живописное творчество А. А. Пластова связано с народом и его судьбой. Этот замечательный художник создавал свои прекрасные полотна на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Поэтому все те события, которые происходили в то время, все те переживания, которые тревожили народ на рубеже эпох и нашли отражение в его живописном творчестве.

Огромное влияние на картины Александра Аркадьевича оказала огромнейшая трагедия русского народа. Пластов видел, как тяжело было русской земле и народу выстоять во время Великой Отечественной войны, поэтому он не мог не писать об этом. Многие его картины посвящены именно этой теме, ведь весь русский народ встал на защиту своей земли. Даже дети пытались помочь и фронту, и взрослым, на плечи которых легло непростая и тяжелая ноша. Порой, нужно было отдать свою жизнь, чтобы хоть немного приблизиться к победе. Переживал это время и сам художник, поэтому так много картин посвящено этой теме: это и «Жатва », и «Сенокос», и «Фашист пролетел».

Интересна история художественного полотна Пластова с таким глубоким названием, как «Фашист пролетел». Она была написано им в 1942 году, когда пришелся как раз военных лет, суровых и тяжелых. Именно в это время немецкие оккупанты тяжело ступали по нашей земле, оставляя после себя лишь слезы и разбитые человеческие судьбы. С каждым днем они продвигались все дальше вглубь страны, и это приносило всему русскому народу огромнейшие страдания и мучения. И вот эта большая боль и нашла свое отражение в полотнах Пластова, который не мог не изобразить страшную действительность.

Если бросить поверхностный взгляд на картину, даже не задумываясь о том, что же хотел сказать художник, то сразу же бросается пейзаж. Он прекрасен, хотя на нем и изображено осеннее природы увядание. Но зато как приятно смотреть на молодую березовую рощу, которые привлекают внимание своими небольшими и нежными листочками цвета золота. Роща небольшая, поэтому хорошо видны все деревья в ней. Вокруг кругом поля, которые местами еще сохранили прежнюю сочную зеленую траву, но местами уже мелькают своими пустыми черными пятнами.

Но через всю картину проходит небо, оно изображено художником ясным, светлым. Пластов подобрал для него приятные нежные голубые цвета. Но есть в нем и страшное. Это небольшое темное пятнышко, которое медленно удаляется. Если внимательно присмотреться, то можно понять, что это самолет фашистов пролетел над той прекрасной и такой мирной картиной русской природы. И тогда взгляд сразу же переносится на передний план, который заставляет содрогнуться от жалости и страдания.

Умиленное и хорошее настроение, которое было первоначально от картины проходит. Теперь со слезами на глазах можно смотреть на то, как на желтой осенней траве лежит маленькое тело ребенка. Кажется, что мальчик просто спрятался, чтобы его не заметили. Но все намного страшнее. На голове мальчика виднеется огромное алое пятно, да и его маленькое и худенькое тело лежит как-то уж совсем не естественно. Ребенок мертв!

Страшную картину детской смерти показал художник. И никак нельзя понять, почему немецкому летчику так помешал этот ребенок, который не успел даже пожить на этом свете. Бесчеловечность и бездушность фашистов поражает, ведь так легко прервать жизнь, да еще детскую мог лишь только человек без сердца. Неужели у него самого нет детей? Ведь этот мальчик никогда и никому не делал зла. Скорее всего, он мечтал и фантазировал, как это делают все дети на земле. Может быть, он даже строил планы на будущее, когда он вырастет и стать большим. Но его жизнь, детская и чистая, прервалась очень рано. И, к сожалению, это была не единственная смерть в то время. Много людей, взрослых, женщин и детей погибло в то страшное и жестокое время. И это уже невозможно изменить, так же, как невозможно вернуть и жизнь этому мальчику.

И трогательно и печально смотреть на то, что рядом с мальчиком сидит маленькая собачка. Это верный друг ребенка и она была безмолвным свидетелем трагедии. И она первая осознала, что навсегда потеряла того, кого так сильно любила. Она жалобно воет, словно оплакивает своего маленького хозяина. А совсем недалеко пасется стадо. Скорее всего, мальчик присматривал за ним. Но страшно видеть и то, как выглядят животные. Некоторые из них замерли, словно от шока, а остальные так же, как и мальчик, лежат на земле. Они тоже мертвы. Но чем же могли помешать фашисту эти бедные и истощенные животные?

Из рощи выходят уцелевшие животные. Спасая их, маленький пастушок не успел спастись сам, и вот теперь он мертв. И вот теперь прекрасный осенний пейзаж, который вначале кажется таким тихим и спокойным, но оказывается на самом деле очень страшным и трагичным. И на травяном ковре, разноцветном и веселом, красные цветы уже не радуют, а кажутся маленькими капельками крови тех людей, которые погибли в эту страшную пору. Рядом с мальчиками растет небольшой куст, он живой, но он похож на мальчика тем, что его ветки оголены, словно стволы орудия, которое должно было защитить этого ребенка. Но кое-где сохранилась листва, которую художник окрасил в алый цвет. Он сделал это для того, чтобы еще раз напомнить всем, что смерть ребенка, даже на войне, она страшна и трагична.

Но стоит всмотреться в березовую рощу, и можно заметить, как сильно на ветру развиваются редкие листочки на деревьях. Невольно складывается ощущение, что они тоже сочувствуют и оплакивают потерю мальчика. А рядом с березками небольшая рябинка красного цвета, напоминающего кровь. Она ярким пятном выделяется среди желтых и белых берез. Все здесь напоминает о смерти мальчика.

Чуть вдалеке художник поместил стог сена, как символ мирной жизни. Сильный контраст мирного существования природы и смерти маленького ребенка Пластов использовал для того, чтобы показать, как ужасна и бессмысленна война. Эта картина - память и напоминание всем людям о том, что нужно хранить мир на всей земле, так как достается он слишком высокой ценой. И этот ребенок напоминание, прежде всего, для взрослых, которые стали, к сожалению, забывать об ужасах войны.

«Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Картина -" участница" Тегеранской конференции 1943 года. 31 января 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского живописца, народного художника СССР (1962г.), действительного члена АХ СССР (1947г.), лауреата Ленинской (1966г.) и Государственной премий Аркадия Александровича Пластова, чья жизнь и творчество глубокими корнями тесно связаны с ульяновским краем, селом Прислонихой, где он родился, жил и работал до конца своей жизни. Во время Великой Отечественной войны А.А. Пластов создает целую серию картин на военную тематику: «Гитлеровцы пришли», «Защита родного очага», «Пленных ведут», «Один против танка», «Фашист пролетел». Художник в своих произведениях достигает огромного драматизма, живописного воплощения мыслей и чувств. «Фашист пролетел» (1942г.) – одно из самых сильных полотен советской живописи времен Великой Отечественной войны. Вот о том, с каким трудом доставил художник эту картину из Прислонихи в Москву, рассказала журналисту Г. Демочкину невестка Аркадия Александровича, художница Елена Николаевна Холодилина – Пластова. Самая ближайшая от Прислонихи железнодорожная станция находится в Вешкайме, видимо, художник там садился на поезд. Во время войны нельзя было купить билет на поезд. Пластов, как и другие, садился на проходящий до Москвы поезд, пока он на минуту останавливался, и ехал на подножке вагона. Таким образом, он и повез картину «Фашист пролетел» в Москву. Чтобы не упасть с подножки, нужно было держаться за поручни, а руки у него были обморожены. Чтобы руки не разжимались, он привязывал себя к поручням. В какой- то момент он задремал, барабан с навернутым холстом соскользнул и стал биться о шпалы. Подтянуть барабан к себе одной рукой он не смог. Попросил мужика висящего рядом: «Помоги!» Вместе они сумели вытянуть картину. Мужик поинтересовался: «Чего у тебя там?» Пластов сказал: «Чертежи. Новая пушка». Он знал, что если скажет «картина», его никто не поймет, тут, мол и людям негде поместиться. А так его пустили в тамбур, а в Рузаевке, уже на территории Мордовии, даже протолкнули в вагон. Полотно посвящено войне, которую Пластов переживал вместе со всем народом, как личное, собственное горе. Вместе с другими крупными мастерами искусств ему приходилось выезжать на фронт, к местам недавно прошедших боев, видеть их тяжелые следы. Вместе с жителями Прислонихи приходилось испытывать тяготы житья в тылу. Потребность откликнуться на грозное время в своем творчестве была у художника очень сильной. Мастер не мог писать того, чего сам не пережил, не видел, не имел возможности охватить своей жадной и точной кистью. Потому и не появилось у него батальных сцен, а появилось ставшее нашей классикой полотно «Фашист прилетел». В картине война предстает в своем страшном обличье. «Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься», - говорил художник об этом полотне. Бессмысленность трагически оборванной жизни особенно впечатляюща на фоне мирной природы, в тихом уголке, где нет и намека на войну. Картина проникнута глубоким гуманистическим содержанием. Она словно настраивает восприятие зрителя на определенный лад, изображая позднюю осень. Низкое хмурое небо. Поздняя осень. Березы стоят уже голые. Только на дубах остались листья – тяжелые, бурые, пропитанные осенними дождями. Холм, поросшей порыжевшей травой, а вдали, как сине – зеленый ковер, уходят к горизонту поля озимых. И над этими полями, уже далеко, летит самолет. Только что он пролетел здесь, над опушкой леса, над мальчишкой пастухом, над его стадом. Фашист прижал машину к земле и бессмысленно, жестоко полоснул из пулеметов: по скотине, по маленькому пастуху. Русоволосый мальчик – пастушок упал мертвым на свою деревенскую землю, уткнулся головой в траву. Сгрудились овцы. Воет над убитым собака. А над пробуждающимся к жизни полем озимых летит самолет, и фашист, должно быть, жалеет, что поле хлеба нельзя расстрелять из пулемета, как маленького пастушка. Война ворвалась в этот уголок России и внесла в него самое безобразное, самое бессмысленное, самое преступное из всего, что может произойти на свете, - насильственную смерть ребенка. Это преступление особенно ощутимо на фоне мирной, бесхитростной родной природы. То, что ещё мгновение назад было жизнью и надеждой, обернулась смертью и тленом. Нет пафоса, есть всё та же неизменно прекрасная русская природа и … беспощадность, и бессмысленность войны. Необратимость содеянного взывает к отмщению сильнее, чем иные пламенные памфлеты и эпические произведения. Картина потрясает удивительным, почти парадоксальным взглядом художника на сущность войны – смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. Это щемящее сердце полотно, надолго останавливающее зрителя в раздумье, называют одной из самых проникновенных картин, посвященных военной тематике. В 1943 году полотно А.А. Пластова висело в залах советского посольства в Тегеране, когда там проходила конференция глав трех великих держав антигитлеровской коалиции, на которой решался вопрос об открытии второго фронта. По свидетельству очевидцев, эта картина так потрясла Рузвельта и Черчилля, что повлияла на их решение открыть второй фронт. И теперь спустя годы, это полотно не может оставить равнодушным никого. Анатолий Виноходов.

Фашист пролетел

На улице прекрасная пора - красивая золотая осень. Был самый обычный день, который ничем не отличался от остальных. Тоненькие березки, стоят, укрывшись желтой листвой. Земля укрыта, будто ковром, ведь травка уже пожелтела и начинает вянуть.

Недалеко от леса маленький мальчишка пас стадо. Но тут случилось непоправимое. Над лесом, издавая громкий шум, пролетал фашистский самолет. И увидев мальца, он спустил свою «птицу» и стал кровожадно стрелять. Малыш моментально упал на землю, ведь пуля попала ему в голову. Лежа щекой на траве, он словно дремлет после тяжелого рабочего дня. И только рваная рана на голове у мальчика, выдает всю жестокую правду.

Рядом с хозяином сидит его пес. Он сидит и душераздирающе воет. Ведь его хозяина больше нет, больше никто не потреплет его за ухом и не накормит, украдкой, лакомством. Больше не будет их крепкой дружбы, теперь собаченке некого охранять - его хозяин мертв.

Стадо животных, испугавшись выстрелов, разбежались кто куда, но теперь снова сходятся. Возможно, им не понять того, что произошло здесь несколько минут назад. В отличие от пса - он все прекрасно понимает.
На картине изображена красивая уходящая осень. Она словно символизирует уходящую жизнь мальчика. Чьи мечты никогда уже не сбудутся, чей голос никогда больше не прозвучит.

Пластов не зря выбрал для изображения именно осень, ведь на фоне этой печальной красоты, данное преступление выглядит еще ужасней.

Взглянув однажды на эту картину, она уже не забудется никогда. Вся эта немая боль, горечь и слезы будут помниться всегда.

Изобразив эту картину, художник с точностью передал все детали, и природе ему в этом, несомненно, помогла.

Глядя на этот шедевр, сердце наполняется жалостью и горечью, ведь погублено совсем юное дитя, которое никогда и никому не причинило зла. А убийца, поступив так, показал всю низость свое души и характер войны.
Так вот он какой, вкус настоящей победы

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Сочинение по картине Герасимова Дары осени (описание)

    Александр Михайлович Герасимов - одна из самых значительных фигур советской живописи.

  • Сочинение по картине Пименова Новая Москва 8 класс и 3 класс

    Картина похожа на мечту. Название такое – «новая». И всё немного размыто, как во сне или в мечте. Здесь много солнца. Цвета все светлые. Наверное, на картине лета. Вот только нет зелени – парков.

  • Тропинин В.А.

    19-го марта 1776 г. в семье крепостного графа А. С. Минина родился Василий Андреевич Тропинин. Отец мальчика вольный человеком, управляющим поместья, а вот семья была крепостными селянами.В 1823 г. парень получил свободу.

  • Сочинение по картине Саврасова Зима 3 класс описание

    Картина «Зима» выделяется из всех творческих работ автора. Узенькая тропка разделила полотно на две часть. Слева - нашему вниманию открывается дремучий лес и пара деревьев у обочины. Справа расположились лишь две безжизненные березы.

Когда мне впервые попалась на глаза картина Пластова «Фашист пролетел», я лишь мельком взглянул на это полотно. Мне показалось, что художник просто изобразил прекрасный осенний пейзаж, но потом взгляд упал на название картины - и впечатление стало совсем другим.

Вдруг стало ясно, что художник изобразил не идеалистический осенний пейзаж, а всеобщую боль, которой не будет конца. На переднем плане художник показал нам маленького пастушка, который замер в неестественной позе. Возможно, он просто устал - и прилег отдохнуть, но самолет фашиста, который маячит вдали, говорит о другом. Сразу понимаешь, что мальчик погиб, а рядом плачет-воет его преданный друг и помощник - собака. Этот плач о несбывшихся надеждах, о несыгранных играх - и о внезапно оборвавшейся жизни.

Некоторые животные тоже ранены или убиты, а другие продолжают пастись так, как будто ничего не случилось. От этого становится немного не по себе, а по телу пробегает легкая дрожь. Еще больше впечатление непоправимости содеянного и несправедливости возникает при взгляде на задний фон картины. Там раскинулись бескрайние поля, яркими нарядами горит лес, а мальчик больше уже не будет жить, не будет наслаждаться этой красотой.

Для контраста художник изобразил поля зелеными красками, траву и лес сделал золотыми, а мальчик - это темное пятно на совести человечества. К сожалению, из-за алчности отдельных людей страдают миллионы, которые становятся просто темными пятнами, допустимыми жертвами.

Картина вызвала у меня острое чувство сострадание к погибшему мальчику. Думаю, эта картина покажет, что стоит ценить на самом деле, ибо жизнь - эта высшая ценность.

В 1942 году Аркадием Александровичем Пластовым была создана картина «Фашист пролетел».

Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.

Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?

Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле. Не встать ему.

Далеко в ясном небе над изумрудными зеленями пролетает фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.

Воет осиротевший пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы. Вдали затихает воющий зловещий звук. Тревожно шелестят березы.

Аркадий Александрович Пластов очень горько переживал войну. В его душе кипел справедливый святой гнев. И эти чувства вылились в картине «Фашист пролетел».

Однажды художник писал осенний этюд. Этот мотив так растрогал его, что на глазах появились слезы. Дома он вмиг набросал эскиз будущей картины. Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть на траву так, как хотелось Пластову. Наконец, один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве. «Стой, стой!» — вскричал Аркадий Александрович.

Через семь дней картина была написана. В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший Пластова осенний этюд.

Сочинение по картине «Фашист пролетел» Пластова

Зима – белоснежное и морозное время года, которые с нетерпением ждут детишки, чтобы полюбоваться полетом снежинок и прокатиться с горок. Ее начало и запечатлел на своей картине Пластов и назвал ее «Первый снег».

Недавно началась зима, и вот наконец она окончательно вошла в свои права, сегодня весь день падает снег, первый за всю зиму. Но он так ждал возможности выпасть, что сейчас засыпал всю землю. На порог дома вышли двое ребятишек, они с таким восхищением и вниманием смотрят на снег. Дети заворожены летящими снежинками и очень радуются им. Они долгое время ждали, когда же, наконец, выпадет снег, когда можно будет слепить первых снеговиков, с громким смехом скатиться с горки, взять коньки и покататься на замерзшей речке, проехать несколько кругов на лыжах и вот они дождались этот прекрасный момент. Девочка так хотела посмотреть на зимнюю красоту, что накинула лишь пуховой платок на свое тоненькое платьице и,подняв голову, смотрит на полет белоснежных звездочек, а они медленно кружась опускаются на землю. Братишка ее оделся тепло, он надел теплые валенки, шубу и меховую шапку. Деревья под снеговыми шапками хорошо преобразились, стали красивыми и завораживающими, черные крыши домом также стали намного краше под толстым слоем снега. Около их старого дома стоит такая же старенькая береза, она такая длинная, что даже не поместилась на всю картину, ее густые ветви опущены вниз.