«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» - невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.


Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.



В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это - людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.



Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» - причитала она.


Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.



«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» - невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.




Василий Перов уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру.

Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.



В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась.

Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.



Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее.

Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» - причитала она.



Несколько часов стояла мать перед изображением своего сыночка и молилась. Художник уверил ее, что отдельно напишет портрет Васеньки. Перов исполнил обещанное и отослал портрет мальчика в золоченой раме в деревню к тетушке Марье.

Вокруг еще одного полотна Перова кипели нешуточные страсти. одни сравнивали с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а другие обвиняли в излишней театральности.

Тройка - Перов. 1866. Холст, масло. 123,5х167,5



Самая узнаваема, трагичная, эмоциональная и овеянная легендами работа великого художника вот уже более полутора веков захватывает публику, заставляя ее сопереживать и сочувствовать героям работы.

По пустынно и зловеще мрачной улице, заметаемой ледяной метелью, трое детей везут огромный чан с водой, покрытый рогожей. Вода, выплескиваясь из чана, мгновенно замерзает, превращаясь в сосульки. Так автор обозначает зимнюю стужу, что делает работу еще драматичней.

Три детские фигуры, разные, но одинаково изможденные запряжены в повозку подобно тройке лошадей. Прямо к зрителю обращено лицо единственной в упряжке девочки. Распахнувшийся тулупчик открывает старую, застиранную юбку. Глаза полузакрыты, на лице напряжение и невыразимая мука. Волосу ее треплет холодный ветер, а тяжелые и не по возрасту большие ботинки еще больше подчеркивают хрупкость девчоночьей фигурки.

Крайний слева мальчик, судя по всему самый младший из троицы. Тяжелый труд, кажется, практически полностью лишил его сил. Рука безвольно висит, напряжение читается во всем теле, а тонкая бледная детская шея и взгляд, полный отчаяния и безысходности, довершает трагическую картину.

Как известно, мастер долгое время не мог найти себе модель для центральной фигуры "тройки". Это самый старший из детей, изображенных на картине. По сюжету работы именно центральная фигура несет на себе главную часть драматургии работы. Как старший в упряжке, мальчик пытается играть роль лидера. Он, превозмогая боль и холод, не показывает своей усталости. Весь устремленный вперед, он самим своим видом дает силы ослабевшим товарищам.

Недетские глаза троицы страдальцев, их одежда с чужого плеча, непосильный труд - мастер призывает зрителя ужаснуться положением детей, призывает к милосердию.

Особое внимание стоит обратить на окружающий пейзаж. Пустынная улица, монастырская стена (это легко определить по части ворот с образом над ними), две человеческие фигуры - кутающийся в шубу от холода мужчина, подталкивающий сзади бочку с водой человек. Автор не показывает нам лиц взрослых людей. Они словно и не присутствуют в картине, становятся только частью пейзажа.

Совсем невесел пес, бегущий рядом. Оскалившись на холод, тьму и сумерки, он сопровождает своих хозяев, перенося все лишения и трудности вместе с ними.

Серое, мрачное небо оживляют несколько летящих птиц, также страдающих от морозов.

Серый, грязный снег под ногами, разбросанный хворост, обледеневшие сани. Все перечисленное усиливает впечатление от картины, наполняя ее атмосферой безысходности, страдания и обреченности.

Работа стала мощным и громким обличением, протестом против использования детского труда, безжалостного отношения к детям.

Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Кушнер.

Много раз эта картина в школе меня спасала от отчаяния. Репродукция висела на стене рядом с моей партой. Несколько лет паренёк в центре тройки был моим другом.

«Тебя унизила училка? Это не страшно, взгляни на нас.
Сейчас состоится педсовет, и тебя будут выгонять в третий раз из школы? Это не страшно, взгляни на нас.
Тебя на крыльце поджидают трое самых бандитских рож школы, чтобы заставить подчиняться им? Это не страшно, взгляни на нас»
И я смотрел. И мне становилось не страшно. Спасибо вам, мои друзья из прошлого. Спасибо тому, кто повесил картину рядом именно с моей партой. Ведь моя жизнь могла пойти по иному пути…


И только много позже я узнал, что картина Перова называется не просто Тройка, а «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866).
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

Перову никак не давался образ центрового мальчика, всё было не то. Но однажды он встретил женщину с ребёнком, которые шли из рязанской деревни в монастырь на поклонение. Её звали тётушка Марья, а сынка Васенькой.

Перов с трудом уговорил старушку позволить ему написать ее сына: она долго ничего не могла понять, все боялась и говорила, что это великий грех. После долгих уговоров, она наконец согласилась, и Перов повел их в свою мастерскую, показал неоконченную картину и объяснил, что ему нужно. Мальчик сидел спокойно; Перов писал горячо, быстро, а старушка, которая при ближайшем рассмотрении оказалась гораздо моложе, тихо рассказывала о том, как похоронила мужа, детей и остался у нее только сын Васенька - единственная ее радость.

И картина получилась! Да так, что её купил Третьяков, а Перову дали звание Академик… Картина «разрывала сердца», как говорили современники. А мне давала силы !

Прошло четыре года, и к Перову явилась снова тётушка Марья. В узелке были деньги, которые она выручила, продав всё: дом, живность, скарб… Она хотела купить эту картину. Её сын Васенька умер.

Перов отвёл её к Третьякову.

Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! - вскрикнула тетушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов пообещал тетушке Марье написать для нее портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.

Сам Перов вспоминает :
«Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину,- писал Перов в рассказе «Тетушка Марья».- Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много. Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол».
Много времени провела мать у картины, никто ее не тревожил, и только дежурный, стоявший у двери, полными слез глазами смотрел на нее".

Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
Николай Алексеевич Некрасов. 1860

На Руси пели: "Мать плачет, как река льется, сестра плачет, как ручей течет, жена плачет, как роса падет. Взойдет солнышко - росу высушит".

«Тройка»

Описание картины «Тройка» В. Перова

Что в отечественном понимании ассоциируется с «тройкой»? Скорее всего, народные песни о тройке резвых коней, былины о трех богатырях или лихой тройке добрых молодцев. Картина «Тройка» В. Перова переворачивает все мыслимые и немыслимые стереотипы этого слова. «Ученики-мастеровые везут воду» - вот скупая ремарка самого художника, которая заставляет каждого человека содрогнуться от одной мысли о том, что кто-то может использовать детский труд. А тогда, во времена Перова, запряженные в сани мальчики и девочка, которые тащат огромную обледеневшую бочку, были такой же нормой, как дети их возраста, в наше время играющие в песочнице.

1866 год для России был сложным и трагичным. Прошло шесть лет после отмены крепостного права, а этот факт дал людям свободу лишь формально. По сути, они были свободными лишь на бумаге, а не в действительности. Многие думали о том, как прокормить семью и просто выжить в повальной нищете. Деятели искусства, между тем, как могли, старались донести тему народного страдания небезразличным к судьбе других. Самой главной была идея эксплуатации несовершеннолетних, ведь, согласно статистике того времени, детская смертность была просто запредельной.

Перов любил тематику детства, причем он писал не отпрысков дворян и мещан, а детей бедных сословий, которые в то время работали «учениками». Зверское обращение, каторжное детство – вот что старался показать художник.

Морозное утро только наступило, город еще спит в сером тумане, а по заснеженной улице трое детей везут, даже тащат огромную бочку. Их не поленились поднять и отправить за водой. Измученные, уставшие лица, одежда, которая давно превратилась в лохмотья, еще больше отражает несправедливость жизни того времени. Промозглый ветер раздувает ветхую одежду детей, а мальчик с левой стороны, кажется, вот-вот упадет от его порывов. Вода, которая выливается из бочки, превращается в сосульки и попадает на «учеников». Вот откуда самая распространенная причина смертности среди детей – чахотка – от холода, влаги и мороза.

Есть еще в мире «Тройки» справедливость – какой-то человек помогает им, толкая бочку, а собачонка, бегущая рядом, словно хочет оказать им поддержку.

Посмотрите на цветовую палитру полотна – тут нет ни одного яркого оттенка, лишь мрачные серо-коричневые тени, даже снег мышиного цвета, а пустынная улица, покрытая льдом, только нагнетает обстановку. Такая же у детей и жизнь – серая и безысходная. Что может быть хуже того, когда труд ребенка приравнивается к службе лошадей? Пожалуй, только детская смертность в результате такой работы, ведь ни о каких «Конвенциях о правах ребенка» или о социальных службах в то время не было и речи. Поколению, которое должно идти в будущее, оставалась только безысходность бытия и жалость окружающих.

Такая обреченность вполне реальна не только для отражения на картине, а и для ее истории. Детей-натурщиков художник так и не нашел, пока случай не свел его с мальчиком Васей, изображенном посередине группы. Он умер через несколько лет после того, как была написана картина. Его мама продала все и отправилась к Перову просить полотно, чтобы «смотреть на Васеньку». В то время оно уже стало собственностью Третьякова, но художник нарисовал ребенка по памяти и подарил картину убитой горем женщине.

Обращаясь к фигурам «Тройки», стоит сказать, что на Васе как раз лежит самая главная смысловая нагрузка, остальные дети лишь дополняют его. Он – не только самый старший, но и лидер, который не дат себе повода показать, что устал. Для младших товарищей он должен быть примером, так что превозмогая боль и холод, мальчик тащит бочку. Он поднял голову и устремил ее в даль – типичный жест человека, который несет непосильную тяжесть. Поражает взгляд этого ребенка – в нем странно сочетаются безысходность и вера в лучшее, которые, по сути, не могут существовать вместе.

Единственная в упряжке девочка невольно заставляет задуматься о ее будущем. Сможет ли эта «тягловая сила» в дальнейшем прожить жизнь и стать любимой женой и матерью? Да и сможет ли эта девчушка в распахнутом тулупчике и застиранной юбке вообще стать матерью, выполняя нечеловеческую работу? Глаза ее полузакрыты, но в них выражается столько боли и муки, что она кажется хрупкой и невесомой. Тяжелые ботинки, грубые и мужские, не дают малышке упасть под порывами ветра.

Самый младший ребенок – это крайний мальчик слева. У него больше нет сил, он запрокинул голову с тонкой бледной шеей и закатил глаза. Этот ребенок уже не живой, хоть и пытается тащить повозку.

У этих ребят никогда не было детства, они даже не знают, что это такое. Глаза их уже потеряли способность смотреть на мир с удивлением и радостью, а одежда, больше на несколько размеров, дает понять, что они останутся в числе тех миллионов детей, которые так и не смогут выбраться из нищеты.

Окружающий «тройку» пейзаж трудно назвать унылым – он просто безысходен. Пустынная улица с монастырской стеной, закутанный в шубу мужчина, который помогает детям изображены нечеткими и туманными мазками. Это словно подчеркивает сознание детей, где закрепилась лишь бочка, которую нужно дотащить, причем ценой собственной жизни.

Собака, которая бежит рядом с ними – не просто спутник или товарищ по играм. Он скалиться на сумеречное утро, холод и скользкий снег, словно старается защитить детей от всех лишений и трудностей. Пес словно охраняет «Тройку» от всемирного зла, но это ему практически не по силам.

Самые мрачные, самые невыразительные краски полотна лишь акцентируют летящие черные птицы на заднем плане. Почему-то они напоминают ворон и вызывают не самые лучшие ассоциации.

Раскиданные ветви, обледеневшие сани, грязный снег, замученные дети – вот только часть деталей, которые придают картине обреченность и безысходность. «Тройку» В. Перова сложно назвать произведением искусства, достойным Третьяковки. Оно, словно документ того времени, рассказывает о эксплуатации детей теми, кто должен их защищать: оно нагоняет страх от того, сколько потерянных и растоптанных судеб остались после отмены крепостного права.