Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка- это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:"На ошибках учатся".

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:"Кто в своих ошибках не кается- больше ошибается".

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича- человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам.

Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Описание презентации Честь и бесчестие в романе М. А. Булгакова по слайдам

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. «Честь и бесчестие» (проблема нравственного выбора)

Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они всегда были вместе, но пришлось и им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Они сказали: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится» Притча

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. 1983 Юрий Левитанский Каждый выбирает для себя

Закон чести, кодекс чести – обязательные правила поведения, оберегающие достоинство и порядочность человека или группы людей С честью выйти из затруднительного положения – поступать мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, найти достойный выход из трудного положения. С честью выполнить порученное вам дело — сделать его очень хорошо, добросовестно. Судом чести называется разбирательство чьей- либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей. Жить по чести, по совести — поступать в соответствии с представлениями о чести. Устойчивые словосочетания

Честь – внутренний сторож, а не указание сверху Позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее! Томас Манн Беспощаднее инквизитора нет, как совесть. А. И. Герцен Тезисы

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. Франсуа Вольтер Честь - это достоинство нравственно живущего человека. Д. С. Лихачев Честь - вот истинная красота! Роллан Ромен Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Шекспир У. Всяк честен своими заслугами (пословица) Всякому своя честь дорога (пословица) Всяк бесчестится делами своими (от дел своих) (пословица) Честь определяет жизнь человека

Кто имеет дурную репутацию тот наполовину повешен. Раны совести никогда не зарубцовываются Публилий Сир, . Вытерплю несправедливость только не бесчестье. Цецилий - . Отнимите у меня честь и моей жизни придет конец. Шекспир У. . Честь дороже жизни Шиллер Ф, . Мы не вправе жить когда погибла честь Корнель Пьер (.) Бесчестья больше пули бойся посл, (.) Вода все смоет только бесчестье не может смыть посл (.) Смерть лучше бесчестья посл, Кто утратил свое доброе имя тот для мира мертв Отними у меня доброе имя и отними у меня жизнь. Потеря чести равносильна смерти

1. ? В чем различие между честью и честностью 2. ? Как вы понимаете слова честь и бесчестие 3. ? Может ли честь противостоять бесчестию 4. ? Что значит идти дорогой чести 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 7. Как выбрать в сложную минуту между честью и? бесчестием 8. . Честь истинная и ложная 9. ? Есть ли в наши дни люди чести 10. ? Какие герои живут по чести 11. . Бесчестный человек готов на бесчестное дело 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - . Каждая нечестность шаг к бесчестью. Возможные темы

ЧЕСТЬ 1 , 1. толькоед. Моральное или социальное достоинство, т о, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). Чувство чести. Кляну сь своей честью. || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситься на честь девушки. 2. толькоед. Почет, уважение. 3. толькомн. Почести, почетные звания, чины (устар.). Честь — ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Словарь

Бесчестие — всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. Поругание чести [честь I 1. ], достоинства; оскорбление, позор. 2. Утрата целомудрия. 3. Отсутствие чести [честь I 1. ], достоинства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Словарь

Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

– , Честь это та высокая духовная сила которая удерживает, . человека от подлости предательства лжи и трусости Это, стержень который укрепляет в выборе поступка когда. , судьей является совесть Жизнь часто испытывает людей – ставя их перед выбором поступить по чести и принять на, себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже. смерти Выбор у человека есть всегда и от его нравственных, . принципов зависит как он будет поступать Труден путь, чести но отступление от него потеря чести еще. . , мучительнее Бесчестие всегда бывает наказано Так видимо. распоряжаются высшие силы, Нравственное разложение падение моральных устоев ведет, . к краху как отдельной личности так и целого народа Поэтому так огромно значение великой русской, классической литературы являющейся нравственным. фундаментом и помощником для многих поколений людей, Яркие образы сотворенные писателями с любовью и. жизненной силой как бы обретают материальность Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и. чести «Общие фразы»

СОВЕСТЬ| Толковый словарь Ожегова, — , . и ж Чувство нравственной ответственности за свое, . поведение перед окружающими людьми обществом. . -. Люди с чистой совестью С нечиста у кого н Со спокойной -. (совестью делать что н будучи уверенным в своей). . (правоте Угрызения совести Поступить по совести как). () требует совесть Этот поступок лежит остается на его (). совести он несет за это моральную ответственность Надо. (-. : , и с знать о чем н предосудительном нельзя так делать; .). пора прекратить разг И как только у него совести! (,). хватило как он не постыдился не постеснялся Для (.) — очистки совести разг чтобы не обвинять потом себя в -. , . — чем н По совести по совести говоря вводи ел говоря. || . , — (.). откровенно прил совестный ая ое устар Что определяет грань между честью? и бесчестием Что выступает мерилом? человеческих поступков

СОВЕСТЬ| Большой Энциклопедический словарь (БЭС) — — , понятие морального сознания внутренняя, убежденность в том что является добром и, злом сознание нравственной. — ответственности за свое поведение Совесть выражение способности личности, осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя, нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить самооценку. совершаемых поступков

Вступление Клише Общие материалы Памятка по написанию Итогового сочинения. 1. Вступление. Тема представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений отечественной и мировой литературы. ____________________________________ Комментарий к теме. Тема относится к «вечным» , поскольку раскрывает суть…. К ней обращаются писатели мировой литературы (например, ….) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни. Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора) поднимает проблемы …. (сформулировать проблемы, поднятые в произведении). ____________________________________ Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …Дорога чести – единственный путь к счастью

ПРИМЕР из лит-ры, ____________________________ Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы) _______________________________________________________ 2. Позиция автора. Важность проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя своего народа. Собственная позиция

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению Эпиграф Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос) ….

Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели обращали свое внимание нравственные качества человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения Мое мнение по данной теме

Вспомним ……………. . Писатель рисует …………. . Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять …………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию ………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова …. (пословицу)…. + микровывод. Аргументация

Герои чести Поступк и Герои бесчести я Поступк и. Главные герои романа: что движет их поступками?

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая Внутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. Понтий Пилат и проблема совести

У Иешуа своя жизненная философия: «. . . злых людей нет на свете, есть люди несчастливые» . Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» . Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» . Иешуа казнен. Иешуа

Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Пилат

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда. Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье» , ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся» . Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости. Пилат

◦ Иуда — молодой человек родом из города Кириаф. Он работает в меняльной лавке в городе Ершалаим: «. . . знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа. . . » ◦ «. . . Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников. . . « ◦ Самая большая страсть Иуды — это деньги: «. . . У него есть одна страсть, прокуратор. – Гость сделал крохотную паузу. – Страсть к деньгам. . . » ◦ Иуда тайно встречается с замужней женщиной Низой: «. . . он видел в лавке у ревнивого мужа Низы. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда из Киринфа

Внешность Иуды в романе «Мастер и Маргарита» описывается так: «. . . Очень красив. . . » «. . . молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника. . . « «. . . Обгоняя молодого красавца. . . » У Иуды высокий и чистый голос: «. . . своим, высоким и чистым молодым голосом. . . » Однажды Иуда знакомится с бродячим философом. Иешуа. Иуда приглашает Иешуа к себе в гости: «. . . позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил. . . « Ради денег Иуда предает бродягу Иешуа и помогает властям арестовать его: «. . . грязный предатель Иуда – все они добрые люди? . . » «. . . позаботиться об этом негодяе!. . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

Власти Ершалаима арестовывают и казнят Иешуа. После этого Иуда из Кириафа получает 30 монет в награду за свое предательство: «. . . Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!. . » «. . . деньги будто бы получил за то, что так радушно принял у себя этого безумного философа. . . » После смерти Иешуа прокуратор Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Почему? Пилат хочет отомстить Иуде за его предательство по отношению к Иешуа: «. . . я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью. . . » Тайная полиция исполняет приказ Понтия Пилата и убивает Иуду: «. . . тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан. . . » «. . . Иуду этой ночью уже зарезали. . . » На этом заканчивается история Иуды из Кириафа, который ради денег предает доброго философа Иешуа. @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

П. В. Палиевский: «Мы замечаем, что он (автор) посмеивается и над дьяволом. . . У Булгакова что-то совсем не то. Он смеётся над силами разложения, вполне невинно, но чрезвычайно для них опасно, потому что мимоходом разгадывает их принцип. После первого изумления безнаказанностью всей “клетчатой” компании глаз наш начинает различать, что глумятся-то они, оказывается, там, где люди сами уже до них над собой поглумились. . . Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознаёт честь, живёт ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались. . . Работа его разрушительна - но только среди совершившегося уже распада. Без этого условия его просто нет; он является повсюду, как замечают за ним, без тени, но это потому, что он сам только тень, набирающая силу там, где недостало сил добра, где честь не нашла себе должного хода, не сообразила, сбилась или позволила потянуть себя не туда, где - чувствовала - будет правда. Собственное же положение её (нечисти) остаётся незавидным; как говорит эпиграф к книге: “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Воланд

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки: «. . . Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил? . . » «. . . отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься? . . » Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает: «. . . Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «. . . заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. . . » «. . . итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? . . » Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «. . . ответил Воланд. – Ну, желаю вам счастья. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Воланд

Как понимает честь М. Булгаков? Какие герои действуют по чести? Что лежит в основе бесчестия по Булгакову? (поступки, персонажи) Как наказывает автор бесчестных персонажей? Как трактует проблему чести-бесчестия, добра- зла? Микровывод:

Сочинение (1 аргумент на основе романе) по одной из тем: 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - Каждая нечестность шаг. к бесчестью. Домашнее задание.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения мечтал рассказать миру историю о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге он создал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» далек от известных нам трактовок библейской темы. Мастер и, соответственно, стоящий за этим образом Булгаков, видит все происходящее в те давние времена совершенно иначе, чем мы привыкли.

Главным героем этого произведения является не столько Иисус, которого мы можем явно увидеть в бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, а скорее прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Он известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. В Библии этот образ достаточно схематичен и не несет в себе какой-либо ярко выраженной нагрузки. Но Булгаков решил показать эту историческую личность во всей полноте, с ее страхами и противоречиями. Он предстает перед нами не как «свирепое чудовище», а как несчастный человек, ненавидящий город, которым он правит, и замученный страшной болезнью гемикранией: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.... Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». При видимом величии, перед нами трусливый человек, который вечность будет мучиться за ту непоправимую ошибку, которую он совершил.

Впервые мы встречаемся с Понтием во второй главе романа, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. Изначально бродячий философ не представляет собой необычного зрелища, наоборот, он показан как абсолютно нормальный человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора...» Но по ходу развития событий данной главы, мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри. Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный...

Памятен момент, когда всемогущий игемон, не способный более сопротивляться страшной болезни, мучающей его, малодушно помышляет о яде, а душевнобольной бродяга вылечивает его. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Это бред сумасшедшего философа или откровение знающего истину человека? «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил». Всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти... Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!...» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.

Последнюю слабую попытку отвести страшную смерть от Иешуа прокуратор делает в разговоре с Иосифом Каифой. в честь великого праздника пасхи один из приговоренных к распятию должен быть спасен. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? Синедрион принимает решение освободить Вар-раввана. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат больше не в силах что-либо сделать. С неотвратимым ощущением совершения непоправимой ошибки, он объявляет решение Синедриона толпе. «Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли его на вечные страдания.

После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. Что может быть страшнее?.. На могущественного игемона нападает тоска: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

Понтий Пилат обрел бессмертие, а вместе с ним и вечное проклятие. Теперь как только прокуратор закрывает глаза, ему снится лестница, ведущая прямо к луне. Он смеется от счастья, взбираясь по ней, а рядом с ним идет бродячий философ. Они спорят о чем-то очень сложном и важном, разговор интересен и нескончаем. И свершившаяся казнь была не более, чем дурной сон. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ни чем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.

Подводя итоги всему выше сказанному, стоит отметить, что проблема совести в романе особо ярко раскрывается Булгаковым через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Тем самым автор, по всей видимости, хотел сказать, что все несут ответственность за свои ошибки, и плата будет выбираться в связи с совершенным человеком поступком.

    Судьба - загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь,...

    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...

    К Маргарите и Мастеру любовь приходит в расцвете их жизни и к сожалению становится зависимой от книги Мастера. Когда на Мастера нападают критики из "Литературного общества", для него жизнь теряет всякий смысл - он человек для какого ничто...

    Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце»...

«Мастер и Маргарита» – это уникальное, нетрадиционное произведение М.А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4-х глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом, Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату, «свирепому чудовищу» (как он сам себя называл), «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции, вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому не нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже предательство бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя на вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.

« » – это уникальное, нетрадиционное произведение М. А. Булгакова, так как в него входят два романа (роман Мастера о Понтии Пилате и роман о судьбе Мастера). Содержание этих двух романов сопоставляется и противопоставляется, но воспринимается как единое произведение, связанное с судьбой всего человечества. «Роман о Пилате», состоящий из 4 глав, – это рассказ об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости . Роман построен так, что почти все его герои стоят перед выбором: добро или зло, честь или бесчестие, вера или безверие, малодушие, трусость или самопожертвование во имя справедливости. Перед таким выбором встал и прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат – умный и могущественный правитель, в руках которого жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Типичную черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики- «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри. Столкновение с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, которого приводят на суд к Пилату, обвиняемого в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма, производит переворот в душе игемона. Между ними происходит духовный поединок. Обращение Иешуа к Понтию Пилату -«свирепому чудовищу», как он сам себя называл, – «добрый человек» сначала разозлило его, а потом, после экзекуции вызвало в нем сложные мысли и чувства. Пилат – яркая и сильная личность, но в его душе царила жестокость, он всех презирал и понимал, насколько его положение унизительно и противно его душе. Но к тем, кого судил, он был безразличен: «Он смотрел мутными глазами на арестованного и некоторое время молчал, мучительно вспоминая, зачем на утреннем солнцепеке стоит перед ним арестант с обезображенным побоями лицом и какие еще никому из нужные вопросы ему придется задавать». Его мучили постоянные головные боли и не давали покоя недобрые мысли. Поэтому ему хотелось к допросу арестованного отнестись формально, но так как он сформировался в условиях подчинения армейской дисциплине и государственным законам, то заставлял себя усилием воли допрашивать бродячего философа. Также он хорошо знал, что за малодушие в тоталитарном государстве его не простят. В ходе допроса прокуратор понял искренность убеждения Иешуа в том, что «злых людей нет на свете» и что его вера в доброе начало человека беспредельна. Любой безнравственный поступок, даже бродячий философ готов отменить как временное заблуждение и оправдать. Даже кентуриона Марка он характеризует как доброго, хотя и несчастного человека. По убеждению Иешуа, главное достоинство в человеке – духовная сторона жизни, человек бескорыстно делает добро ради самой идеи добра. Все люди, по мысли бродячего философа, свободны и равны. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений и говорит только правду.

Будучи носителем античной культуры с ее идеалами гармонично развитой личности, прокуратор почувствовал не только интерес, но и уважение к Га-Ноцри, умному, свободному и счастливому человеку, который способен сострадать и помогать даже тому, кто отправляет его на казнь. Справедливые речи арестованного нашли отклик в больной душе игемона, уставшего от лицемерия. Поняв, что Иешуа невиновен, прокуратор даже пытался его спасти, но страх перед кесарем заставил Понтия Пилата вынести пророку смертный приговор. Из-за карьеры Пилат струсил восстать против несправедливости, освободив невиновного человека. С тех пор совесть правителя не знала покоя: он обрек себя ка вечные душевные муки. Пытаясь заглушить голос совести, прокуратор приказал убить Иуду, предавшего Га-Ноцри. Но и этот поступок не принес Понтию Пилату покоя. Ему приснился сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя. Слабость и трусость Пилата оборачиваются для него двухтысячелетней мукой раскаяния. Но в конце романа к Понтию Пилату приходит прощение, данное ему Мастером. Его простил и Иешуа. Так автор подвел читателя к мысли о том, что подлинное могущество только в доброте и участии, а не в силе власти.

Итак, через образ Понтия Пилата Булгаков утверждает, что всем ходом человеческой истории руководит добро, истина и свобода, а не зло и власть, которые находятся в вечной борьбе.