Оратор, владеющий навыками «оформления» начала и окончания речи, запомнится публике и зарекомендует себя как уверенный, опытный и знающий свое дело человек. Аудитория сохраняет в памяти, прежде всего, финальную часть выступления. Поэтому в ораторском мастерстве много внимания уделяется композиции, формулировкам, интонации окончания речи. Завершать ее нужно так, чтобы слушатели сохранили в памяти смысл, основное «послание» и запомнили говорящего как интересного, успешного, даже блестящего оратора. Для этого в финале должны быть и логика, и эмоциональность.

Тщательно продумайте концовку, уделите этому особое внимание. Выберите, что ближе теме и лично вам: четкое, подчеркнуто безэмоциональное подытоживание результатов или пламенный призыв к аудитории. Завершить выступление нужно краткой, емкой фразой, в которой продумано каждое слово. Поэтому при написании речи задайте себе вопросы:
  • в чем смысл и цель текста;
  • каков должен быть конечный результат речи - какие действия аудитория совершит после выступления;
  • каков образ, которым вы хотите запомниться слушателям;
  • какими инструментами вы подкрепите тезисы речи в концовке.
В независимости от стиля изложения и целей, заканчиваться речь должна призывом к действию. Аудитории необязательно разделять вашу точку зрения и незамедлительно отвечать на нее, но выделить «восклицательный знак» в финале нужно обязательно, чтобы не оставлять слушателям поле для переосмысления и неверной интерпретации ваших мыслей. Ораторы призывают слушателей вместе преодолеть трудности, порадоваться успехам, ответить на поставленные в речи вопросы самостоятельно и так далее. При затруднениях с формулированием финала можно сначала написать его, а затем - основные блоки текста. Необходимо логически связать начало и концовку речи, чтобы сделать для нее «рамку». Главный тезис концовки выделите интонацией, подчеркните «точку» голосом. Кроме общих рекомендаций для публичных выступлений, сформулируем конкретные советы для каждого стиля финала. Заканчивать речи можно:
  • логическим высказыванием - подводя итоги, обобщая тезисы текста, заостряя внимание на проблеме;
  • обращением к слушателям - к примеру, с благодарностью, комплиментом;
  • художественным или эмоциональным посланием - шуткой, крылатой фразой, иллюстрацией и так далее.

Обзоры и подведение итогов

Конкретные выводы и обобщения уместны в финале практически любого выступления. Нельзя обрывать речь на полуслове, и в качестве концовки хорошо подходит «закольцовывающая» ее фраза, напоминающая слушателям, о чем говорил и что хотел донести оратор. Этот прием использовали даже библейские рассказчики. Поэтому, заканчивая выступать, расставьте акценты темы одним из способов, не забыв о призыве к действию:
  • перечислите пункты текста («во-первых, во-вторых»): прием «работает» на неопытной публике, помогает ей запомнить ключевые мысли - но помните о позитивной восходящей аргументации от слабого к самому сильному тезису;
  • подчеркните главную мысль речи («итак...») - это особо уместно для убеждающего выступления, слабо подготовленной аудитории, плохо знакомой с темой;
  • подчеркните взаимосвязь между тезисами речи - выстроенная «цепочка» поможет четче усвоить мысль и призыв оратора;
  • суммируйте идеи и выведите из них конкретное предложение - это сильный призыв к действию, и он должен быть грамотно аргументирован;
  • заострите проблему или покажите пути выхода из нее - дайте совет, напомните о своей идее и так далее.
Формулируя логическое окончание, помните о классическом принципе речей: составление тезисов, раскрытие темы, о которой вы собираетесь рассказывать, и краткое ее резюме в концовке.

Окончание выступления обращением к публике

Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для:
  • протокольных выступлений - правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей;
  • круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе (вы благодарите не конкурентов, а коллег);
  • профессиональных конференций и так далее.
Кроме благодарности, можно обратиться к публике с пожеланием для налаживания с ней контакта. Нейтральный призыв («желаю хорошо провести время на нашем бизнес-уикэнде») подойдет для информационного выступления. Побуждение к действию поможет достигнуть поставленной оратором цели. Развлекательно-нейтральную речь допустимо закончить комплиментом аудитории - сказать, что она хороша в целом, выделить индивидуальные нюансы.

Эмоциональность и художественные приемы

Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь. Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими - вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте:
  • кульминацию - итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте (прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление);
  • иллюстрации - аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой;
  • «закругление» речи историей, кратким рассказом, который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл - способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений;
  • остроумную шутку - она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной (здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях).

Чего стоит избегать в заключении речи

Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось. В финале речи стоит избегать:
  • констатаций факта финала («вот я и заканчиваю», «вот и все, что я хотел сказать») - говоря об очевидном, вы вызываете у аудитории обоснованное раздражение;
  • выражения неуверенности, «смазывающих» впечатление - избегайте вымученной улыбки, не разводите беспомощно руками;
  • банальностей, общеизвестных фактов и фраз;
  • новых мыслей и разделов - вы уменьшите силу воздействия тезисов речи;
  • извинений - избегайте упоминаний о нехватке времени на подготовку, своей неопытности и некомпетентности, иначе слушатели решат, что напрасно тратили время на вас;
  • длинных, затянутых заключений - финал становится неопределенным, теряется ощущение логико-эмоциональной «точки».
Если вы хотите научиться говорить правильно, емко, убеждать и впечатлять аудиторию, приходите в школу ораторского мастерства Антона Духовского . Мы приглашаем вас записаться на курсы для взрослых и детей, посетить пробное бесплатное занятие в Oratoris и присоединиться к тем, кто уже успешно применяет полученные у нас знания на практике.

История мира повстречала уже десятки специалистов ораторского искусства, речи которых мы помним до сих пор. Самыми недавними гениями этого искусства были Гитлер, Хрущев и другие политики, проводившие агитационное выступление. Чаще именно политики дают пример как правильно обыкновенную речь превратить в нечто большее, элемент истории. Следует знать, что написание текстов для выступлений приносит деньги, ведь тема выступления бывает любой, в том числе и о заработке.

Но это не всегда так. Например, последнюю «сильную» речь произнес Стив Джобс в 2005 году, и это была не презентация нового продукта. С помощью ораторского искусства он призвал учащихся Стэндфордского университета стремиться к мечтам и о пользе искать в жизненных провалах возможности. Используя приемы речи, Джобс затронул жизненные темы, расположив к себе публику, и речь вошла в историю.

Для некоторых это хобби, а кто-то изучает красноречие, чтобы презентация получила высшие оценки и принесла пользу.

«Иногда жизнь бьёт вас по башке кирпичом. Не теряйте веры. Я убеждён, что единственной вещью, которая помогла мне продолжать дело, было то, что я любил его. Вам надо найти то, что вы любите. И это так же верно для работы, как и для отношений. Ваша работа заполнит большую часть жизни и единственный способ быть полностью довольным – делать то, что, по-вашему, является великим делом. И единственный способ делать великие дела – любить то, что вы делаете. Если вы ещё не нашли своего дела, ищите. Не останавливайтесь. Как это бывает со всеми сердечными делами, вы узнаете, когда найдёте. И, как любые хорошие отношения, они становятся лучше и лучше с годами. Поэтому ищите, пока не найдёте. Не останавливайтесь».

«Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чьей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое главное: имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Всё остальное вторично». «Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

Если разбирать любую речь Стива Джобса можно заметить, что она напоминает разговор – она очень понятная, естественная и непринужденная. Постоянные паузы, которые являются неотъемлемой частью речи, придают эмоциональности тексту.

Несмотря на то что эта речь считается одной из лучших произнесенных в современности, некоторые специалисты считают, что Джобсу не хватает правильной жестикуляции и телодвижений и выступление не предел ораторского искусства. Но не стоит забывать, что для этого человека это не являлось видом деятельности, скорее это было хобби и обязанности, как владельца компании. Кстати, презентация новой техники, всегда, выглядела очень захватывающе.

Где можно встретить это искусство?

Да практически везде, в повседневной жизни нас постоянно окружают такие моменты. Спорт, дружба или другая часть вашей жизни наполнена ими. Может, вы не всегда помните это, но если для вас спорт является составляющей вашей жизни, тогда где вы ищите мотивацию? Правильно, в словах спортсменов, когда они рассказывают на публике о своих результатах. Спорт, как и бизнес или война требует мотивации.

Из чего состоит ораторское искусство

Если тема красноречия для вас является хобби, тогда можно сильно не углубляться в тонкости, но основные составляющие хорошего выступления вам следует знать.

  • Подготовка. Залог успешного выступления напрямую зависит от вашей подготовки к нему. Одежда, в которой будет проходить выступление, требует тщательного подбора.

Для девушки важно не наносить много косметики и иметь скромный внешний вид. Это расположит зрителей, и не будет отвлекать внимание.

Для мужчин важно выглядеть опрятным и выглаженным. Показывать видом успех и уверенность, иначе слушатель может просто не придавать словам должного значения.

Нужно уделить внимание элементами в зависимости от вашей аудитории. Ведь для бизнесменов важным элементом будут деньги и дороговизна стиля. Для школьников или студентов подойдет более простой и непринужденный вид.

  • Вступление. Начинать можно с истории из жизни или необычной фразы, которая должна зацепить слушателя. Этот прием называется «крючок». В речи Стива Джобса, о которой мы говорили выше, был задействован «крючок» в виде шутки.

Всегда используйте паузы между основными частями речи. Это помогает переварить сказанное и в то же время можно видеть реакцию людей.

В основе ораторского искусства лежит умение рисовать образы, но только правильные образы. Это должно быть, что конкретно можно представить, а если это касается чисел, тогда надо использовать слайды или переводить в то, что можно визуально измерить.

  • Основная часть. Конечно, для главной части нет каких-то конкретных правил, но пару советов можно дать. Разбейте речь на блоки логическим путем, чтобы было ясно, где вы переходите в другую часть выступления.

Не делайте из речи монолог, иначе слушатели просто заскучают, и будут чувствовать себя гостями. Задавайте риторические или прямые вопросы, втяните кого-то из зрителей в разговор, можете позвать на сцену. Просите выполнить какое-нибудь задание. Говорите энергично.

  • Заключение. Выступление можно закончить красивой фразой или сделать шаг назад. Не надо растягивать заключение и рассказывать что-то еще.

Можно подчеркнуть главное из речи и в конце начать понижать тон. Тогда все поймут, что выступление закончено. Искусство кратко и четко закончить выступление требует обязательной практики.

  • Личные примеры и истории. Сейчас трудно удивить какими-то фактами или вставить в текст главной части что-то совсем новое для целевой аудитории.

Поэтому личные истории стоят в одном ряду с паузами и образами в основах искусства успешного выступления. Допустим, если вы бизнесмен, то хорошо было бы рассказать, как вы заработали первые деньги. Рассказывая историю из жизни, вы приближаете к себе зрителя, даете возможность представить себя на вашем месте. И если правильно написать речь, тогда можно интегрировать ключевые моменты в рассказ и донести до зрителя нужную информацию.

Жанр речи

Ораторское искусство делится на виды и человек может углубиться в любой жанр. Вот основные направления этого искусства:

  • научный жанр;
  • политический;
  • судебная речь;
  • церковный жанр;
  • другие виды красноречия.

Деньги, как цель ораторского искусства

В настоящее время тренинги и семинары, где обсуждается тема, как заработать деньги захлестнула интернет. Собственно и интернет этому способствовал. Он открыл возможности заработка, а значит и обучению. Ведь раньше главным источником самостоятельного обучения была книга.

Пример выступлений миллионеров в университетах или онлайн-семинары в интернет-пространстве – это все относится к тематике бизнеса, где основная задача заработать деньги. Целью этих выступления является мотивация слушателя, заряд эмоциями и желанием что-то делать. Движет всем этим стремление иметь много денег и быть независимым. Хорошим способом преобразовать знание ораторского искусства в деньги, это открыть школу по практике и изучению красноречия.

Судебная речь

Судебная речь как жанр, пришла к нам еще из древней Греции. В связи с ростом населения политики изучали ораторское искусство, и судебная речь в то время имела большое значение. Судьбу политику могло решить умение говорить на публике. В Греции проходило обучение этому мастерству и за это платили большие деньги.

Так как в судах в то время каждый должен был защищать себя сам, граждане, которые имели деньги, платили за текст логографам, и судебная речь позволяла избежать наказания.

Судебная речь, как и любая другая состояла из вступления, основной части и заключения. Человек, таким образом, пытался разжалобить судей и заставить поверить, что его судебная речь не вымышленная.

Судебная практика в древности была достоянием народа, и на суд собиралось много людей, поэтому без должной подготовки выступить было проблематично.

Судебная речь, как жанр имеет место быть и развиваться в современности и может приносить деньги профессионалам. Все прокуроры и адвокаты подготавливают текст речи заранее, именно это отличает хорошего юриста. Чтобы судебная речь произвела впечатление на судью и присяжных используются приемы в риторике.

Пример выступления Линкольна

В 1863 году, через несколько месяцев после кровавой битвы Линкольн произнес знаменитую Геттисберскую речь. Про ораторское искусство и отношение к профессиональной риторике тут можно не говорить, для приемов в ней просто не хватило бы места. Но текст, написанный Линкольном, заставлял лить слезы и цеплял за душу

Публичная речь длилась всего около двух минут, но эти две минуты история не забудет. В итоге эту речь высекли на памятнике в мемориале Линкольна.

«Минуло восемьдесят семь лет, как отцы наши основали на этом континенте новую нацию, своим рождением обязанную свободе и посвятившую себя доказательству того, что все люди рождены равными».

«Сейчас мы проходим великое испытание гражданской войной, которая решит, способна ли устоять эта нация или любая нация, подобная ей по рождению или по призванию. Мы сошлись на поле, где гремела великая битва этой войны. Мы пришли, чтобы освятить часть этой земли – последнее пристанище тех, кто отдал свою жизнь ради жизни этой нации. И это само по себе вполне уместно и достойно».

«Но все же не в нашей власти освятить это поле, сделать священной, одухотворить эту землю. Деяниями храбрецов, павших и живых, которые сражались здесь, земля эта уже священна, и не в наших скромных силах что-либо прибавить или убавить. То, что мы говорим здесь, будет лишь вскользь замечено и вскоре забыто, но то, что они здесь сделали, не будет забыто никогда. Давайте же мы, живые, посвятим себя тому неоконченному делу, которые вершили здесь эти воины. Давайте посвятим себя здесь великой работе, которая нам предстоит, и преисполнимся еще большей решимости отдать себя той цели, которой павшие здесь отдали себя всецело и до конца. Давайте торжественно поклянемся, что смерть их не окажется напрасной, что эта Богом хранимая нация обретет возрожденную свободу и что власть народа, волей народа и для народа не исчезнет с лица земли».

Историки говорят, что текст для выступления Линкольн решил писать сам, взяв за основу принцип равенства из Декларации независимости и опиравшись на великих деятелей прошлого. По словам очевидцев, выступление было такое сильное, что заставило народ поверить, что все жертвы были не напрасны, и они воюют не против других штатов, а воюют за свободу народа и будущее родного государства. Всего лишь один текст позволил объединиться людям, как семья, чтобы противостоять врагу.

Пример текста Чаплина

Тест речи Чарли Чаплина называется в переводе на русский «Как я полюбил себя» и стал нашей историей и главной речью человека. Сказал он ее на свое семидесятилетие.

Правда ходят слухи, что на самом деле пример текста могли написать фанаты из Бразилии. Четких доказательств, что это дело рук Чарли Чаплина нет, как и точного доказательства подлога.

Несмотря на это, речь на тему любви к себе получилась великолепной и заслуживает внимания это пример, который можно использовать для своих целей.

«Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания – это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной истины. Сегодня я знаю, что это называется «БЫТЬ САМИМ СОБОЙ».

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть кого-то, если навязывать ему исполнение моих же собственных желаний, когда время еще не подошло, и человек еще не готов, и этот человек – я сам. Сегодня я называю это – «САМОУВАЖЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни, и вдруг увидел, что жизнь, которая меня окружает сейчас, предоставляет мне все возможности для роста. Сегодня я называю это «ЗРЕЛОСТЬ».

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в правильном месте в правильное время, и все происходит исключительно в правильный момент. Я могу быть спокоен всегда. Теперь я называю это «УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал красть свое собственное время и мечтать о больших будущих проектах. Сегодня я делаю только то, что доставляет мне радость и делает меня счастливым, что я люблю и что заставляет мое сердце улыбаться. Я делаю это так, как хочу и в своем собственном ритме. Сегодня я называю это «ПРОСТОТА».

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью – пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что вело меня вниз и уводило с моего собственного пути. Сегодня я называю это «ЛЮБОВЬЮ К САМОМУ СЕБЕ».

Когда я полюбил себя, я перестал всегда быть правым. И именно тогда я стал все меньше и меньше ошибаться. Сегодня я понял, что это «СКРОМНОСТЬ».

Когда я полюбил себя я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу только настоящим моментом и зову это «УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ».

Когда я полюбил себя, я осознал, что ум мой может мне мешать, что от него можно даже заболеть. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь «МУДРОСТЬ СЕРДЦА».

Нам больше не нужно бояться споров, конфронтаций, проблем с самими собой и с другими людьми. Даже звезды сталкиваются, и из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это – «ЖИЗНЬ».

Публичная речь Черчилля (часть)

Черчилль мастер на составление текста для речей. Выступление на военную тему в 1940 году не оставило равнодушным никого и дает пример для подражания.

«Я не могу предложить ничего, кроме крови, тяжёлого труда, слёз и пота. Нам предстоит суровое испытание. Перед нами много долгих месяцев борьбы и страданий. Вы спросите, какова наша политика? Я отвечу: вести войну на море, суше и в воздухе, со всей нашей мощью и со всей той силой, которую Бог может даровать нам; вести войну против чудовищной тирании, равной которой никогда не было в мрачном и скорбном перечне человеческих преступлений.

Такова наша политика. Вы спрашиваете, какова наша цель? Я могу ответить одним словом: победа – победа любой ценой, победа, несмотря на все ужасы; победа, независимо от того, насколько долог и тернист может оказаться к ней путь; без победы мы не выживем. Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет всё то, ради чего она существовала, погибнет всё то, что веками отстаивало человечество, к чему оно веками стремилось, и к чему будет стремиться. Однако я принимаю свои обязанности с энергией и надеждой. Я уверен, что люди не дадут погибнуть нашему делу.

Сейчас я чувствую себя вправе потребовать помощи от каждого, и я говорю: «Пойдёмте же вперёд вместе, объединив наши силы».

Написать этот текст позволили Черчиллю приемы искусства красноречия. Историческим этот текст сделали прямота и честность высказываний.

Через месяц после выступления союзника Англии победили и захватили немцы, на эту тему он написал еще один текст и выступил с ним. Части его речи следует найти и ознакомиться, это хороший пример, если вы хотите написать речь или ваша цель сделать классную презентацию.

Спорт, дружба, семья, хобби - это темы, на которые можно писать профессиональные тексты и применять ораторское искусство. Примеры или части ораторских текстов можно найти в интернете или увидеть по телевидению. Это следует сделать обязательно, если вы хотите написать хороший для чтения и выступления текст. Книга об ораторском искусстве также поспособствует обучению, чтение специальной литературы сделало мое умение правильно вести диалог, благодаря чему дружба с людьми стала более крепкой, а недавнее хобби стало приносить дивиденды.


Функции концовки публичного выступления

Заключение имеет две основные функции - напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать»

Оратору необходимо помнить об обеих функциях заключения.

Варианты концовок

Лучше не говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «Правильно гласит народная мудрость – стерпится-слюбится»; «Правильно говорит русская поговорка – терпение и труд все перетрут. Таким образом, все зависит от нас».

Обобщающий вывод

Итог выступления надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно как вывод, как основная мысль выступления: «Итак, ...». Основной вывод формулируется в полной словесной форме. При этом он должен быть краток и выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям

Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Подытоживающее повторение

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых, и в -третьих. Как слушатели, мы большей частью ленивы, у нас короткая память, и мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией. Необходимо иметь в виду, что после нее ничего не надо добавлять, выступление надо на этом закончить.

Кульминация

Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!» Специалисты отмечают, что кульминация как эффективная концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она обычно производит сильное впечатление на слушателей.

Комплимент аудитории

Д. Карнеги приводит такой пример подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Юмористическая концовка

Это может быть шутка, анекдот, смешная история. «Если сможете - оставьте аудиторию смеющейся», - советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание

Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать небольшое расширение - если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др., то есть скажет комплимент аудитории. Например: «В завершение я хотел бы поблагодарить вас за внимание, за то, что вы так внимательно меня слушали и задавали интересные вопросы. В вашей аудитории мне было очень приятно выступать». Или: «Благодарю вас за внимание. Мне было очень приятно выступать в вашей внимательной и доброжелательной аудитории». Или: «Благодарю за внимание. И хочу отдельно поблагодарить вас за очень интересные вопросы, которые вы мне задавали».

Как не надо заканчивать выступление

Не рекомендуется заканчивать шуткой, не относящейся к делу, - это вызывает у аудитории недоумение, а если аудитория после ухода оратора осталась в недоумении, весь эффект от выступления исчезает. Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить», «я вижу, несколько утомил вас...» и др. Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали вывод - все впечатление от него будет смазано. Нельзя обрывать речь без заключения и уходить. Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами - обязательно надо дать слушателям некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте. Не рекомендуется завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать» - заканчивать лучше фразой, относящейся к содержанию выступления или благодарностью за внимание.

Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в целях усиления воздействующей силы вашего выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать». Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы

Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно. Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...». Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве (или после моего выступления), мы обсудим это с вами». Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Отвечать одинаково уважительно всем

Это означает, что оратор должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос, вопрос любого слушателя законным, правомерным, заслуживающим внимания. Кстати, отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился» или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко

Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали выше: минута- полторы – предел для ответа на любой вопрос.

Завершение выступления тоже выполняет определенную роль. Оно подводит итог и одновременно еще раз привлекает внимание публики ко всей речи в целом. Завершение как бы замыкает цепь мышления, связывает воедино все пункты и темы выступления. Тщательно планируйте заключительную часть вплоть до последнего слова. Никогда не завершайте выступление поспешно, не делайте его скомканным, произнося при этом что-то вроде: «Ну вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Просто закончите говорить, а публика и так поймет, что это уже все.

Джордж Роуленд Коллинз. «Публичные выступления»

Время не имеет никакого отношения к продолжительности проповеди. Абсолютно никакого!.. Длинная проповедь – это та, которая кажется длинной… Короткая проповедь – это та, которая заканчивается, когда люди все еще готовы слушать дальше. И неважно, длилась она двадцать минут или полтора часа. Если она закончилась, а люди готовы слушать дальше, они не будут сверять ее продолжительность по часам. Поэтому для того, чтобы определить, насколько длинной была проповедь, смотрите не на стрелки часов, а на людей. Посмотрите, где находятся их руки. Если мужчины тянутся к жилетным карманам, чтобы посмотреть на часы, то это тревожный признак. Взгляните в глаза слушателям. Постарайтесь определить, где находятся их мысли, и тогда вы точно будете знать, пора ли заканчивать проповедь.

Чарлз Браун, декан факультета богословия Йельского университета

Знаете ли вы, в какой части выступления чаще всего проявляются ваш опыт или неопытность, мастерство или его отсутствие? Я скажу вам: в начале и в конце речи. В театре бытует старая поговорка, относящаяся, разумеется, к актерам: «Настоящего актера можно узнать по тому, как он выходит на сцену и уходит с нее».

Начало и конец – это, пожалуй, самое трудное почти в любом деле. Разве на общественном поприще не самое главное – достойно появиться и достойно уйти? В деловой беседе тоже самая трудная задача – расположить к себе собеседника в самом начале и добиться успеха в конце.

Завершение речи – это поистине стратегический момент. Последние слова оратора продолжают звучать в ушах аудитории, даже когда он уже закончил выступление, и, вероятно, запомнятся лучше всего. Однако новички редко осознают, насколько все это важно. Окончания их выступлений чаще всего оставляют желать лучшего. Давайте рассмотрим некоторые из их наиболее типичных ошибок и попытаемся найти пути к их исправлению.

Во-первых, есть ораторы, которые заканчивают свое выступление словами: «Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать по этому вопросу». Это непростительная ошибка. За версту видно, что оратор – дилетант. Если это все, что вы хотели сказать, то почему бы просто не закончить выступление и не сесть на место без лишних разговоров? Так и сделайте, а публика сама поймет, что это все, что вы хотели сказать.

Бывают также ораторы, которые уже изложили все, что хотели, но не знают, как остановиться. Они мечутся по кругу, возвращаются к одним и тем же темам, повторяются и оставляют о себе отрицательное впечатление.

Каков же выход? Конец выступления надо планировать заранее. Разве разумно заниматься этим, когда вы уже стоите перед аудиторией, находясь в нервном напряжении, когда ваши мысли заняты тем, что вы хотите ей сообщить? Здравый смысл подсказывает, что это лучше сделать заранее, в спокойной обстановке и не торопясь.

Даже такие опытные ораторы, как Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт, Билли Грэхем и Мартин Лютер Кинг, прекрасно владевшие английским языком, считали необходимым написать и даже выучить наизусть последние слова своих речей.

Если новички будут следовать их примеру, то у них вряд ли найдется повод пожалеть об этом. Им следует точно знать, какие мысли должны прозвучать в конце. Завершение надо отрепетировать несколько раз, причем необязательно каждый раз использовать одни и те же выражения. Главное, чтобы мысли нашли свое воплощение в конкретных словах.

Когда оратор импровизирует, то выступление порой приходится весьма значительно сокращать и изменять в зависимости от непредвиденных обстоятельств и реакции публики. Поэтому было бы разумнее подготовить два-три варианта концовок. Если не подойдет одна из них, то, возможно, подойдет другая.

Некоторым ораторам вообще не удается добраться до конца. Где-то в середине пути они начинают спотыкаться и давать сбои, как двигатель, в котором заканчивается топливо. После нескольких отчаянных рывков они полностью останавливаются и умолкают. Разумеется, им требуется более тщательная подготовка. Опыт – это запас бензина в баке.

Многие новички слишком резко обрывают свое выступление. Им не хватает плавности и умения завершать речь. Честно говоря, концовки у них вообще нет. Они просто внезапно прекращают говорить. Это производит неприятное впечатление и свидетельствует о любительском подходе к делу. Представьте, что ваш друг во время разговора вдруг оборвал свою речь и стремглав выбежал из комнаты не попрощавшись.

Даже такой оратор, как Линкольн, допустил подобную ошибку в первом варианте своей инаугурационной речи. Она готовилась в очень напряженное время. Черные тучи уже нависли над страной. Спустя несколько недель на нее обрушился ураган крови и разрушения. В своих заключительных словах, обращенных к жителям Юга, Линкольн намеревался сказать следующее: «В ваших руках, мои недовольные соотечественники, а не в моих находится решение вопроса, быть или не быть гражданской войне. Правительство не будет нападать на вас. Вы можете избежать конфликта, если сами не станете агрессорами. Вы не давали клятву Небесам уничтожить правительство, а я торжественно поклялся сохранять и защищать его. Вы можете воздержаться от нападения на него, а я не могу уклониться от его защиты. От вас, а не от меня зависит решение самого важного вопроса: мир или меч?»

Линкольн передал эту речь своему госсекретарю Сьюарду. Тот совершенно справедливо отметил, что концовка оказалась слишком резкой, прямолинейной и провоцирующей. Поэтому Сьюард сам приложил руку к написанию завершающих слов, причем сделал это в двух вариантах. Линкольн согласился с одним из них и использовал с небольшими изменениями вместо последних фраз первоначальной речи. В результате первая инаугурационная речь полностью потеряла свою провоцирующую резкость и стала апогеем дружелюбия, истинной красоты и поэтического красноречия: «Я с неохотой завершаю свое выступление. Мы не враги, а друзья. Мы не должны быть врагами. Хотя страсти накалились, они не должны нарушить узы нашей привязанности. Мистические струны памяти, идущие от каждого поля битвы и от каждой могилы патриота к каждому живому сердцу и к каждому очагу на всей нашей необъятной земле, зазвучат единым хором Союза, и это обязательно произойдет, если их затронет рука Божественного начала в нашей природе».

Как новичок может почувствовать, что правильно завершает речь? Здесь не существует каких-то механических правил, это слишком тонкая материя. Требуется чувство, почти интуиция. Вы сами должны почувствовать, когда это завершение будет гармоничным и уместным.

Однако такое чувство можно развить в себе с опытом, изучая те методы, которыми пользовались выдающиеся ораторы. В качестве примера можно привести президента Билла Клинтона, который завершил свою речь, посвященную памяти Мартина Лютера Кинга, следующими словами: «Мы должны заключить договор – все правительственные учреждения и деловые круги. Но если рушатся семьи, если отсутствует порядок, если потеряны рабочие места из-за того, что мы вынуждены были сократить свои вооруженные силы после окончания «холодной войны», то где же отыскать формирующее начало, пример, дисциплину, любовь и надежду для наших детей? В Писании сказано: «Вы – соль земли, вы – свет мира. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они прославляли Отца нашего Небесного». Именно это нам предстоит сделать, и я буду трудиться над этим вместе с вами».

Вот так должны заканчиваться выступления. Каждый слушатель поймет, что это конец речи. Она не повисла в воздухе, она не оборвана. Она по-настоящему завершена.

«Не испытывая злобы ни к одному человеку, с чувством милосердия ко всем, с решимостью творить добро, ибо Бог позволяет нам отличать добро от зла, устремимся же к тому, чтобы окончательно залечить раны мира, проявить заботу о тех, кто перенес тяготы войны, об их вдовах и сиротах; сделать все для того, чтобы между нами и всеми народами царил справедливый и прочный мир».

Это концовка обращения Линкольна при вторичном вступлении на пост президента; на мой взгляд, самое лучшее окончание речи, которое мне только доводилось слышать. Вы согласны с моей оценкой? Где еще вы найдете больше человечности, искренней любви и сочувствия?

«Каким бы благородством ни было отмечено Геттисбергское обращение, – пишет Уильям Бартон в своей книге «Жизнь Авраама Линкольна» («Life of Abraham Lincoln»), – это выступление достигает еще более высокого уровня благородства… Это самая выдающаяся речь Авраама Линкольна, которая отражает его интеллектуальную и духовную мощь в их высочайшем проявлении».

«Она была подобна священному стиху, – писал Карл Шурц. – Ни один президент никогда не обращался с такими словами к американскому народу. У Америки никогда не было президента, который нашел бы такие слова в глубинах своего сердца».

Однако вы, скорее всего, не собираетесь произносить бессмертные речи, подобно многим лидерам. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы завершить простое выступление, адресованное группе таких же людей, как и вы сами. Как это сделать? Давайте вместе поищем решение. Возможно, нам удастся найти какие-то полезные предложения.

Суммируйте главные темы

Даже в коротком трех – пятиминутном выступлении оратор вполне в состоянии осветить такое количество вопросов, что может ввести слушателей в некоторое замешательство. Однако лишь немногие выступающие осознают это. Они полагают, что раз уж все эти моменты предельно ясны им самим, то они должны быть столь же ясны и слушателям. Отнюдь нет. Оратор размышлял над своими идеями достаточно долго, но для слушателей они являются новыми. Выступающий как бы запускает в аудиторию пригоршню дроби. Что-то попадает в цель, но основная масса пролетает мимо. Слушатели могут запомнить множество вещей, но далеко не все в точности.

Говорят, что один ирландский политик дал следующий рецепт для выступлений: «Сначала сообщите публике, о чем вы собираетесь ей поведать, затем расскажите это, а потом говорите о том, что вы рассказали». Знаете, это неплохая мысль. В самом деле, зачастую необходимо «говорить о том, что вы рассказали». Разумеется, кратко и быстро, в самых общих чертах.

Вот как, например, одна женщина закончила свое выступление, которое было посвящено сбору средств для финансовой поддержки научных исследований рака груди: «Подводя итог, уважаемые дамы и господа, можно сказать: представленные статистические данные доказывают, что количество женщин, у которых обнаруживается рак груди, растет с каждым годом. Мы уже многое узнали о том, как облегчить их страдания, но предстоит узнать еще больше. Наши исследования существенно продвинулись вперед, но нам еще многое нужно сделать. Ваша денежная помощь поможет нам в этом».

Вы заметили, что она сделала? Вам все ясно, несмотря на то что вы не прослушали всего выступления. Несколькими предложениями, буквально половиной сотни слов, она суммировала содержание всей речи. Не кажется ли вам, что подобные резюме имеют смысл? Если да, то возьмите этот способ на вооружение.

Призыв к действию

Только что приведенная концовка служит блестящей иллюстрацией призыва к действию. Докладчица хочет, чтобы что-то было сделано. В данном случае она строит свой призыв на том, что для облегчения страданий женщин требуются деньги. Она требует конкретных действий и добивается своего. Это было не учебное выступление. Оно прозвучало перед группой примерно из пятидесяти женщин, и в результате тридцать из них тут же вступили в Фонд по финансированию исследований, а большинство остальных пообещали финансовую поддержку.

О том, каким образом оратор может побудить аудиторию к действиям, мы поговорим в главе пятнадцатой.

Краткий искренний комплимент

«Члены этой группы представляют культурную элиту города. Именно ваш нелегкий труд позволил нам создавать в Вичите оперные постановки мирового уровня. Именно ваша преданность искусству привела к открытию оперного класса в университете и начального курса классической музыки в школах города. Мы гордимся вами. Мы благодарим вас. Все жители Вичиты и любители оперы всей страны признательны вам за такую приверженность своему делу».

Этими словами Бертон Пелл, президент Оперной гильдии Вичиты, штат Канзас, завершил свою речь, оставив своих слушателей довольными, счастливыми и полными оптимизма. Такая концовка может считаться удачной, но, чтобы быть эффективной, она должна быть искренней. Никакой грубой лести, никакой экстравагантности. Если в таком окончании речи не звучит искренность, оно будет выглядеть фальшивым, крайне фальшивым. И люди не пожелают принять его, так же как фальшивую монету.

Поэтическая цитата в завершение

Из всех способов окончания выступления ни один не подходит лучше, чем поэзия, если она действительно к месту.

Выступая перед своими сотрудниками на тему лояльности и сотрудничества, президент одной крупной компании завершил свою речь звонкими строками из «Второй книги джунглей» Киплинга:

Вот вам Джунглей Закон – и Он незыблем,
как небосвод.
Волк живет, покуда Его блюдет; Волк,
нарушив Закон, умрет,
Как лиана, сплетен, вьется Закон,
в обе стороны вырастая:
Сила Стаи в том, что живет Волком,
сила Волка – родная Стая .

Доктор Сара Хилл посвятила свою жизнь разработке учебных программ, позволяющих сделать образование для наших детей более эффективным и осмысленным. В своей речи перед конференцией учителей Нью-Йорка она критиковала поверхностность преподавания многих школьных предметов. Представив ряд убедительных доводов в поддержку своей точки зрения, она завершила выступление известными строками Александра Поупа:

Но как неверно взятый колорит
В рисунке точном форму исказит,
Так псевдообучение весьма
Губительно для здравого ума .

Если вы зайдете в общественную библиотеку вашего города, сообщите, что готовите выступление по определенной теме и хотели бы подкрепить ту или иную мысль поэтической цитатой, то вам, вероятно, сумеют подобрать что-нибудь подходящее, например в сборнике цитат Бартлетта.

Кульминация

Кульминация представляет собой популярный способ окончания речи. Она удается не каждому оратору и годится в качестве концовки не для каждой темы. Но если она хорошо выполнена, то дает превосходный эффект. Речь достигает вершины, усиливая свою мощь с каждой фразой. Хорошим примером кульминации является завершение речи в Филадельфии, приведенной в главе третьей и завоевавшей премию.

Линкольн использовал прием кульминации при подготовке заметок для лекции о Ниагарском водопаде. Заметьте, как каждый новый образ превосходит по силе предыдущий и как оратор достигает эффекта, упоминая в этой связи о Колумбе, Христе, Моисее, Адаме и так далее: «Он заставляет нас вспомнить о бесконечно далеких временах. Когда Колумб впервые отправился на поиски нашего континента, когда Христос страдал на кресте, когда Моисей вел народ Израиля через Красное море и даже когда Адам был создан руками Господа, – уже в те времена, как и сейчас, здесь ревел Ниагарский водопад. Глаза вымерших доисторических гигантов, чьими костями полны холмы Америки, смотрели на Ниагару так же, как мы сейчас смотрим на нее. Являясь современником первых человекообразных существ и будучи старше самого первого человека, Ниагара все так же сильна и свежа сегодня, как и десять тысяч лет назад. Мамонты и мастодонты, вымершие так давно, что лишь остатки их громадных костей подтверждают, что они когда-то существовали, смотрели на Ниагару, которая на протяжении всего этого невероятно долгого времени ни на один миг не высыхала, не замерзала, не засыпала и не отдыхала».

Уэнделл Филлипс, один из самых ярких ораторов, клеймивших позором рабство еще до Гражданской войны в Америке, использовал этот же прием в своей речи о Туссен-Лувертюре, лидере восстания рабов на Гаити против французского владычества в начале 1800-х годов, который по приказу Наполеона был вывезен во Францию, брошен в тюрьму и казнен. Сегодня Туссен почти забыт, но в XIX веке считался героем, причем не только на Гаити, но и среди всех противников рабства в США.

Концовка этой речи приводится ниже. Она часто цитируется в книгах, посвященных ораторскому искусству. В ней есть энергия и жизненная сила. Она не утеряла интереса, несмотря на то что кажется несколько вычурной в наш практичный век. Эта речь была написана более ста лет назад.

Интересно отметить, насколько неточен был Уэнделл Филлипс в своих прогнозах относительно того, какое историческое значение будут иметь имена Джона Брауна и Туссен-Лувертюра «спустя пятьдесят лет, когда восторжествует истина». Очевидно, ход истории столь же трудно предугадать, как и цены на бирже в будущем году.

«Я назвал бы его Наполеоном, но Наполеон создал свою империю, нарушив клятвы и пролив море крови. А этот человек никогда не нарушал своего слова. «Никакой мести» – вот его великий девиз и принцип жизни. Его последними словами, которые он сказал своему сыну во Франции, были: «Мальчик мой, однажды ты вернешься на Гаити. Забудь о том, что Франция убила твоего отца». Я назвал бы его Кромвелем, но Кромвель был всего лишь солдатом, и основанное им государство сошло в могилу вместе с ним. Я назвал бы его Вашингтоном, но у этого великого виргинца были рабы. Этот человек готов был рискнуть своей империей, но не допустить работорговли даже в самой захудалой деревушке своих владений.

Вы можете посчитать меня фанатиком, поскольку воспринимали историю не глазами, а через сито своих предрассудков. Но спустя пятьдесят лет, когда Истина восторжествует, муза истории отдаст должное Фокиону в Греции, Бруту в Риме, Хемпдену в Англии, Лафайету во Франции, выберет Вашингтона как яркий и совершенный цветок ранней стадии нашей цивилизации и Джона Брауна как спелый плод полудня, а затем, обмакнув свое перо в солнечный свет, напишет ярко-синими буквами поверх всех этих имен имя солдата, государственного деятеля и мученика Туссен-Лувертюра».

Умейте вовремя остановиться

Ищите, исследуйте, экспериментируйте до тех пор, пока не подберете подходящую концовку и хорошее начало. Затем объедините их вместе.

Оратора, который не может сократить свою речь так, чтобы она соответствовала духу нашего торопливого и стремительного века, ждет холодный прием и даже неприязнь слушателей.

Не кто иной, как святой Савл из Тарса, согрешил однажды против этого правила. Он читал проповедь перед паствой до тех пор, пока один юноша по имени Евтих не уснул и, выпав из окна, чуть не сломал себе шею. Но даже после этого Савл не прекратил своей речи. Случается всякое. Я помню, как некий врач выступал однажды в университетском клубе Бруклина. Все это происходило во время затянувшегося банкета. Перед ним выступило уже много ораторов. Когда очередь дошла до этого человека, было уже два часа ночи. Если бы он обладал тактом и деликатностью, то сказал бы полдюжины фраз и дал всем возможность разойтись по домам. А как поступил он? Он закатил сорокапятиминутную тираду против вивисекции. Не успел он дойти и до середины речи, как слушатели уже мечтали, чтобы он, подобно Евтиху, вывалился из окна и сломал себе что-нибудь.

Редактор газеты «Saturday Evening Post» Хорас Лоример рассказывал мне, что всегда прекращает серию публикаций в газете, когда она достигает пика популярности и читатели требуют продолжения. Зачем же это делать? «Затем, – говорит Лоример, – что вслед за пиком популярности очень скоро наступает пресыщение». А уж он-то знает, что говорит.

Эта мудрая истина применима и к публичным выступлениям. Заканчивайте их тогда, когда слушатели все еще жаждут продолжения.

Величайшую речь, произнесенную Христом, – Нагорную проповедь – можно повторить за пять минут. Геттисбергское выступление Линкольна состояло всего из десятка предложений. Всю историю сотворения мира можно прочесть в Бытии быстрее, чем рассказ об убийстве в утренней газете. Поэтому будьте кратки.

Доктор Джонсон, архидиакон Ньясы, написал книгу о племенах Африки, живущих еще в условиях первобытного строя. Он жил среди них и наблюдал за их образом жизни в течение сорока пяти лет. Джонсон пишет, что, когда выступление оратора во время деревенской сходки длится слишком долго, публика прогоняет его криками «иметоша! иметоша!», что означает «хватит!».

В другом племени выступающему разрешается говорить лишь до тех пор, пока он может устоять на одной ноге. Как только палец поднятой ноги касается земли, он должен окончить речь.

В любой аудитории, даже самой вежливой и сдержанной, публика точно так же не любит длинных речей, как и эти африканские племена.

Так что, как говорил Киплинг, «учитесь на чужих ошибках, хотя я знаю, что это невозможно».

Ответы на вопросы публики

Довольно часто по ходу выступления или в его конце слушатели задают вопросы. Большинство ораторов не любят, когда их прерывают, поэтому просят приберечь все вопросы до конца выступления. Если ваши познания в предмете достаточно глубоки, вам, вероятно, даже захочется ответить на вопросы слушателей. Чаще всего они касаются моментов, прозвучавших в вашей речи, но раскрытых недостаточно полно. Однако вы не в состоянии предвидеть, какие вопросы может задать слушатель, исходя из собственных представлений о теме выступления. Лишь зная в десять раз больше о рассматриваемой теме, чем вы можете уместить в отведенное вам время доклада, вы в состоянии ответить на большинство вопросов.

Вопросы могут задаваться двумя способами. Если вы проводите лекцию или семинар, то ответы на них являются неотъемлемой частью вашего выступления. Чтобы облегчить данный процесс, заготовьте карточки размером 8 × 12 см и раздайте их участникам. Пусть слушатели записывают на них свои вопросы. Преимущество этого способа состоит в том, что вы можете быстро просмотреть собранные карточки и выделить наиболее интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь. Это также дает вам возможность немного подумать перед ответом. Зачитайте вслух вопрос, а затем прокомментируйте его. Но делайте это очень кратко! У вас нет времени на второй длинный доклад. Если ответ требует значительного времени, скажите об этом слушателям и отошлите их к источникам информации, которые позволят им получить нужные сведения. Еще одно достоинство данного способа заключается в том, что вы можете отсеять вопросы, носящие слишком общий или, возможно, слишком противоречивый характер.

Однако использовать этот метод не всегда возможно. В ходе большинства выступлений публика задает вопросы устно. В таких случаях руководствуйтесь следующими правилами.

1. Повторите вопрос. Это очень важно, поскольку многие слушатели в зале, возможно, не расслышали его, так как задававший его человек говорил недостаточно громко и внятно.

2. Дайте ясный и четкий ответ. Не повторяйте дословно того, что уже было сказано в речи, а лишь сошлитесь на это. Если вопрос требует детального пояснения или комментариев, постройте ответ на примерах из собственного опыта.

3. Не вступайте в спор с лицом, задавшим вопрос. Если он придерживается противоположных с вами взглядов, отметьте, что вы уважаете его мнение, а затем изложите аргументы, подкрепляющие вашу точку зрения.

4. Не позволяйте одному слушателю руководить ходом вашего выступления. Ответив на его вопрос, дайте слово другим. Если же он настаивает на дискуссии с вами, скажите дружелюбным тоном: «Спасибо за ваши комментарии, но давайте послушаем и другие мнения». Иногда кто-то из публики вдруг начинает проявлять воинственность и пытается перебить оратора. Никогда не пытайтесь осадить его с помощью сарказма. Это только настроит аудиторию в поддержку возмутителя спокойствия. Улыбнитесь. Сделайте короткую паузу, а затем обратитесь к аудитории: «У кого-нибудь еще есть вопросы?» В большинстве случаев регламент выступления определяет председатель. Он встает и объявляет, что осталось время для ответа еще на один вопрос. Ответьте на него, а затем, игнорируя поднятые руки, поблагодарите слушателей и сядьте на место.

Резюме

1. Концовка речи – это ее поистине стратегический элемент. То, что сказано в конце, слушатели помнят дольше всего.

2. Не заканчивайте выступление словами: «Вот, пожалуй, и все, что я хотел сказать». Заканчивайте речь, но не говорите об этом.

3. Тщательно продумайте концовку выступления. Отрепетируйте ее и выучите почти слово в слово. Заканчивайте свою речь плавно. Не обрывайте ее слишком резко.

4. Вот несколько вариантов окончания речи:

а) резюмируйте все сказанное, кратко повторите основные рассмотренные темы;

б) призовите к действию;

в) сделайте слушателям искренний комплимент;

г) процитируйте подходящие поэтические строки;

д) достигните кульминации.

5. Подготовьте хорошее начало и хорошее окончание, а затем сведите их воедино. Всегда прекращайте выступление еще до того, как этого потребует публика. Помните, что «вслед за пиком популярности очень скоро наступает пресыщение».

6. Будьте готовы к ответам на вопросы слушателей. Если есть возможность, то организуйте подачу вопросов в письменном виде, просмотрите их и ответьте так, чтобы уложиться в отведенное вам время. Если вопрос задан устно, повторите его прежде, чем отвечать. Следуйте рекомендациям, изложенным в данной главе.

Упражнения для голоса. Развитие резонанса

Существует три основных принципа качественного звучания: контроль дыхания, расслабление и резонанс. Мы уже рассматривали два из них, а теперь перейдем к третьему – резонансу. Все ваше тело участвует в образовании звука точно так же, как корпус скрипки или рояля, которые усиливают звучание и придают красоту звукам, извлекаемым музыкантом. Первоначально звук зарождается в голосовых связках, но затем он многократно отражается от грудной клетки, зубов, свода ротовой полости, носовых пазух и других частей тела. Это придает голосу специфическое звучание. Представьте себе, что ваш голос – это ракета, стартующая с диафрагмы через темные глубины расслабленной гортани и рассыпающаяся фейерверком звуков через рот, нос и другие части головы.

Дело не в том, чтобы обеспечить звуку резонанс. Он у вас и так есть, и вы пользуетесь им на протяжении всей жизни. Без него вас никто не услышал бы даже на расстоянии трех метров. Задача состоит в том, чтобы усилить его. Как это сделать? Позвольте привести один интересный отрывок из книги Фучито и Байера «Карузо и искусство пения» («Caruso and the Art of Singing»).

«Давно известно, какую пользу приносит певцам такое упражнение, как пение с закрытым ртом. При правильном выполнении оно усиливает резонанс голоса. У большинства людей такое пение звучит как кошачий концерт, потому что челюсть, губы, язык и голосовые связки у них закостеневшие и малоподвижные. Разумеется, голосовой аппарат при пении с закрытым ртом должен находиться в таком же положении, как и при обычном. Лицевые мышцы, челюсть, язык должны быть полностью расслаблены, как в глубоком сне, губы слегка сомкнуты. В таком положении звуковые колебания будут не приглушаться напряженными мышцами и с силой проталкиваться через носовые ходы, а резонировать в носовых пазухах, создавая округлый и приятный звук».

А теперь, расслабив язык, гортань, губы и челюсть, пропойте с закрытым ртом свою любимую песню. Делая это в первый раз, положите руку сверху на голову и ощутите вибрацию от звука. При выполнении данного упражнения очень важно первым делом глубоко вдохнуть воздух с помощью диафрагмы, а затем расслабить мышцы груди. Представьте, что большими глотками пьете воздух. Начиная петь, забудьте о том, что вам надо делать выдох. Вообразите, что все еще вдыхаете, и ощутите легкость в голове. При этом у вас открываются все пазухи, что усиливает резонирующий эффект. Запомните это ощущение и добивайтесь его во время выступлений с речами.

А теперь пропойте ту же песню еще раз, но теперь приложите руку к задней части головы и ощутите вибрацию в этой области.

В третий раз обратите внимание на носовое дыхание. Вообразите, что воздух во время пения не выдыхается, а вдыхается через нос. Возьмитесь двумя пальцами за переносицу. Ощутите вибрацию, которая возникает в ходе пения.

Для разнообразия спойте теперь какую-нибудь другую песню. На этот раз обратите внимание на губы. Приложите к ним указательный палец и почувствуйте, как они вибрируют. А теперь извлеките максимально низкий звук, приложив ладонь к груди. Ощутите звуковые колебания в этой области.

Спойте еще раз, держа правую руку у груди, а ладонь левой прикладывая к различным частям головы и лица. Ощутите, как вибрирует все ваше тело, создавая резонанс. Я знал певцов, которые во время пения с закрытым ртом чувствовали, что дрожат даже пальцы рук и ног.

Пение – это само по себе прекрасное упражнение для голоса. Используя принципы звукообразования, рассмотренные в этих уроках, споем теперь обе песни.

1 Перевод В. Топорова

2 Перевод А. Субботина

«Конец – делу венец», гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления – половина дела. Вспомним закон края – последнее запоминается лучше, остается

и памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф. Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

Таким образом, заключение имеет две основные функции – напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать». Оратору необходимо помнить об обеих сторонах заключения.

Как же завершить выступление?

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих. «Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая память. Мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме» (П. Сопер, с 255).

Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня.

Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она неизменно производит сильное впечатление на слушателей.

Обобщающий вывод: «Итак, ...». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

Комплимент аудитории. Д. Карнеги приводит такой при-

мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.


Юмористическая концовка – шутка, анекдот, смешная: история. «Если сможете – оставьте аудиторию смеющейся», – советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение – если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Чего не следует делать в конце выступления?

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить...», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали уже вывод – все впечатление от вывода будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами – обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.