Я Родину свою люблю, но государство ненавижу.


Булат Окуджава
  • № 12236

    Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины.


    Иван Павлов
  • № 12203

    Отчизна - это край, где пленница душа.


    Франсуа-Мари Вольтер
  • № 12202

    Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.


    Георг Гегель
  • № 12201

    Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.


    Виктор Гюго
  • № 12200

    Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.


    Луций Анней Сенека (младший)
  • № 12172

    Но люблю тебя, родина кроткая!

    А за что - разгадать не могу.

    Весела твоя радость короткая

    С громкой песней весной на лугу.


    Сергей Есенин
  • № 12163

    Моя любовь к отечеству не заставляет меня закрывать глаза на заслуги иностранцев. Напротив, чем более я люблю отечество, тем более я стремлюсь обогатить мою страну сокровищами, извлеченными не из его недр.


    Франсуа-Мари Вольтер
  • № 12122

    Изгнания воздух горький

    Как отравленное вино.


    Анна Ахматова
  • № 11968

    Может быть народ наш и плох, но он - наш народ, и это решает все.


    Василий Розанов
  • № 11967

    Язычество - утро, христианство - вечер. Каждой единичной вещи и целого мира. Неужели не настанет утра, неужели это последний вечер? Русская жизнь и грязна, и слаба, но как то мила. Вот последнее и боишься потерять, а то бы «на смарку все». Боишься потерять нечто единственное и чего не повторится. Повторится и лучшее, а не такое. А хочется «такого»…


    Василий Розанов
  • № 11808

    У народа есть душа, к которой надобно приобщаться для того, чтобы разуметь ее! Нет, преобразователи ее и просветители видят в ней только известную величину, известную данную умственной силы, над которую требуется производить опыты. И притом, какая удивительная смелость и самоуверенность! Требуется во имя какой-то высшей и безусловной цели производить эти опыты обязательно и принудительно!! Как производить их - в этом самом учители не только сходятся - в твердом намерении действовать на мысль и развивать, развивать ее! Напрасно возражают им слабые голоса, что у простого человека не один ум, что у него душа есть, такая же как у всякого другого, что в сердце у него та же крепость, на которой надо строить всю жизнь свою, и на которой до сих пор стоит у него церковное строение... Нет, - они обращаются все к мысли и хотят вызвать ее к праздной, в сущности, деятельности, на вопросах, давно уже легко и дешево решенных самими просветителями. Какое заблуждение!


    Константин Победоносцев
  • № 11796

    Народ, сохранивший чувство нации, не может погибнуть.


    Петр Врангель
  • № 11785

    Для большевизма как в его учении, так и в его практике нет родины, нет патриотизма, нет нации, а есть только интернациональная арена.

  • Полотно считается одним из ранних и лучших произведений художника. На холсте изображен отчим мастера – много повидавший на своем веку, хмурый, уверенный в себе старец, запечатленный выразительно, выпукло, как на картинах Рембрандта. […]

    Полотно представляет собой традиционный камерный портрет, характерный для XVIII столетия. Сенатор и писатель показан частным лицом – без наград и знаков отличия, в обычной одежде. В прочтении образа отсутствует драматизм и напряжение […]

    Датирована 1814 г., материалы – холст, масло, размер – 71 на 57,8 см. Имеет вертикальное расположение, находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва, Россия. Орест Адамович – великолепный мастер романтизма и академического стиля, […]

    На картине в центре изображены четверо молодых мужчин. Мужчина слева читает вслух газетный листок, а остальные его внимательно слушают. Орест Кипренский назвал изображенных на полотне мужчин русскими, хотя отдельные его современники говорили, […]

    Орест Адамович Кипренский трудился для славы своей страны. На международных художественных выставках за рубежом художник позиционировал себя как посол русского искусства. Мастер портретной живописи. Он нарисовал многих знаменитых людей: полководцев, писателей, поэтов. […]

    Живопись долгие годы была единственным способом запечатлеть образ человека в веках. И мастерство художника играло огромную роль для тех, кто желал оставить свой след в истории. Нередко талантливо выполненный портрет приносил живописцу такую славу, что она переживала его самого.

    Орест Адамович Кипренский известен как один из самых одаренных портретистов XIX века. Он принадлежит к числу немногих русских живописцев, чьи таланты были признаны за границей еще при жизни. Автопортрет Кипренского хранится в галерее Уффици, наряду с работами других выдающихся художников.

    Судьба Ореста Кипренского во многом была примечательна. Он родился 24 марта 1782 года в Ораниенбаумском уезде в семье крепостного. Сын дворового человека мог никогда не увидеть мира за пределами родной Санкт-Петербургской губернии. Однако звезды сошлись так, что помещик Дьяконов, выдавший мать Ореста за своего слугу Адама Швальбе, разглядел в мальчике ростки большого таланта. Впечатленный этим открытием, он подписал ему вольную, и в возрасте шести лет отправил учиться в Воспитательное училище при Академии художеств. Этот билет в жизнь, да еще, пожалуй, имя Орест - дань тогдашним веяниям классицизма – вот и все, чем юный Кипренский был обязан Дьяконову. Сама же фамилия художника – псевдоним, взятый позднее. Упорно ходивший слух о том, что Дьяконов был отцом мальчика – всего лишь один из многих неподтвержденных фактов биографии живописца.

    За годы учебы Орест Кипренский блистательно проявил себя во многих направлениях. В классе исторической живописи его наставниками были знаменитый Г.И. Угрюмов и мастер декоративной живописи Г.Ф. Дуайен. За свою выпускную работу «Дмитрий Донской на Куликовом поле» в 1805 году Академия присудила ему большую золотую медаль, а также право на заграничный пенсион.

    Но в Европе бушевали наполеоновские войны, и обстановка была далека от спокойной. Поэтому Кипренский задержался в Москве, совершенствуя свой стиль. Позднее он все же провел несколько лет за границей, демонстрируя свои работы на выставках в Италии и во французских салонах.

    Возможно, не всем нашим современникам знакома фамилия Кипренский, но портрет Александра Сергеевича Пушкина – одну из самых знаменитых работ его кисти – безусловно, знают очень многие.



    Сам поэт был доволен видением художника, и даже посвятил ему несколько строк:

    Любимец моды легкокрылой,
    Хоть не британец, не француз,
    Ты вновь создал, волшебник милый,
    Меня, питомца чистых муз…

    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит…
    …Так Риму, Дрездену, Парижу
    Известен впредь мой будет вид…

    Другой узнаваемой работой живописца является женский портрет с изображением главной героини одноименной повести Карамзина «Бедная Лиза».



    Оба полотна относятся к периоду зрелого творчества художника, когда он уже приобрел собственный стиль, выработанный за годы упорных трудов. Что же касается ранних работ, то в них отчетливо прослеживается влияние фламандских мастеров, и по характеру они значительно отличаются от более поздних портретов.

    Одним из них был портрет названного отца художника, Адама Швальбе. Выставленный в 1830 году на одной из выставок в Неаполе, он вызвал переполох среди ценителей искусства. Работу приписывали многим мастерам, например, и , ссылаясь на то, что в такой манере не способен писать ни один современный портретист. Кипренскому с огромным трудом удалось убедить критиков в своем авторстве.



    Тем удивительнее, что человек, столь талантливый в отношении портретистики, всю жизнь считал своим признанием историческую живопись.

    Почти десять лет - с 1813 по 1822 год - художник провел в Италии. Этот период оказался одним из наиболее плодотворных. Написанные им работы были по достоинству оценены европейской публикой, заказы следовали один за другим, а в 1820 году последовало предложение написать автопортрет для галереи Уффици.

    Возвращение на родину было не столь триумфальным. Картины, созданные в Италии, запаздывали, и в России прежнего успеха уже не было. Правда, после застоя имя Кипренского вновь зазвучало, но ненадолго. Именно в тот период был создан знаменитый портрет Пушкина.

    Но сердцем художник рвался обратно в Италию. И дело было вовсе не в признании и славе – в одном из монастырских приютов подрастала дочь натурщицы Кипренского, юная Мариучча (Анна-Мария Фалькуччи). Ради нее немолодой уже художник в 1828 году оставил навсегда родину, где к нему наконец-то вернулась известность, и даже принял католичество. Но семейное счастье было недолгим. Жизнь его уже клонилась к закату.



    Орест Адамович Кипренский скончался после продолжительной болезни 17 октября 1936 года. Уже после смерти на свет появилась его дочь Клотильда. Но о ее судьбе, как и судьбе жены Кипренского, до нашего времени никаких сведений не сохранилось.

    Творческое наследие Кипренского огромно. Оно включает сотни портретов известных людей той эпохи, написанных в его неподражаемой манере. Среди них изображения В.А. Жуковского, графини Ростопчиной, Е.В. Давыдова. Сохранилось также множество карандашных набросков крестьянских детей. Стиль, менявшийся со временем, приобретал новые черты и отражал жизненный опыт художника на всех этапах его творческого пути. Сложно переоценить вклад в искусство людей, подобных Кипренскому. Надпись на его надгробной стеле в Риме гласит:

    «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

    Орест Адамович Кипренский художник биография. Художник родился в семье крепостной А. Гавриловой числившейся в имении помещика Дьяконова А. С. 13 марта 1782 году в местечке Копорья, что находилось в окрестностях Ораниенбаума. По утверждениям историков биографов Дьяконов был отцом Кипренского вне закона, и по тамошним обычаям воспитывался в этом имении в семье дворецкого Адама Швальбе. Не смотря на то, что мать являлась крепостной крестьянкой, по понятным причинам ее сын в 1788 г уже не являлся крепостным, Дьяконов подсуетившись оформил новую фамилию сына Кипренский и соответственно заботился о нем. Заметив страсть к рисованию мальчика в 1782 году Дьяконов оформляет его воспитанником в академию художеств. Проучившись в данном заведении 11 лет успешно заканчивает его, правда без золотой медали и соответственно без права заграничной поездки.

    Молодой художник был настроен решительно, много работал и развивал себя пытаясь доказать свои способности руководству академии. И уже в 1804 выставляет в академии портрет Адама Швальбе. как мы помним это был приемный отец у которого он много лет воспитывался. Портрет получил похвальные отзывы в 1805 году ему улыбается удача его награждают Большой золотой медалью за работу "Дмитрий Донской побеждающий хана Мамая" Но не смотря на эту удачу, поездка за границу была отложена в связи с нехорошей обстановкой в самой Европе, как известно это была эпоха Наполеоновских войн. Но Кипренский не унывал он работал писал портреты, копировал картины старых европейских мастеров. Как бы там не было можно уверенно сказать художника Кипренского очень привлекало портретное творчество, где конечно он преуспел и был замечен российскими современниками как первоклассный портретист а в последствии и заграничными. Из первых работ заметны его портреты созданные в 1809 году портреты Челищева А.А., Давыдова Е. В. и также его Автопортрет. Часто обращается к рисункам и наброскам, много рисует детей, среди которых простые дети крестьян. Получает множество заказов на живописные портреты, можно сказать, женщины были просто в восторге от работ Кипренского это портреты Рюминой О. А., Ростопчиной Е.П., Авдулиной Е/ С., Щербатовой С.С.. Хвостовой Д.Н. и другие.

    За свои заслуги Кипренскому присваивают почетное звание академика в 1812 году. Давно желанная поездка за границу осуществилась у художника только в 1816 году он в Италии, там он с упоением изучает творчество Рафаэля и искусство древнего Рима. Создает ряд работ "Аполлон, поражающий Пифона", "Анакреонова гробница" "Молодой садовник", "Девочка в маковом венке" и другие.

    Возвратившись на родину в 1828 году признанным в Италии первоклассным художником, В России Кипренский чувствует себя несколько не у дел, лишь время от времени исполняя редкие заказы. Сказалось все это от определенного неприятия Кипренского в академических кругах. Приютившись на время у Шереметьева Д.Н. оказавший ему теплый прием, пишет его портрет, который представил в академии на выставке в 1824 году вместе с другими своими работами, но как не странно положительных откликов выставка не вызвала. Находясь в подавленном состоянии художник решает заняться

    литографией, но это видно не очень устраивало творческую душу художника и в 1828 году Кипренский снова едет в Италию, где творчество художника ценилось лучше, чем на родине, женился на местной девушке с красивым именем Мариучча, соответственно решает остаться там на долго. Обосновавшись в городе Неаполь, много работает желая привлечь к себе внимание местной общественности, выставляет на выставках свои работы в 1831 г "Девушка с колосьями и корзиною в руке", "Мальчик лаццарони", "Девочка с виноградом", портрет своего отчима Швальбе А., Портрет был воспринят итальянскими академиками на уровне мастерства самого Рембранта. Очень примечательно был исполнен художником портрет состоящий из группы людей "Читатели газет в Неаполе". Но все казалось бы ничего в жизни художника в Италии, у него пошатнулось здоровье из за этого он мало работал, да и мастерством в последние годы жизни особо не блистал. Осенью 1836 года 5 октября Кипренский умирает вдали от Родины в столице Италии

    Конечно судьба очень талантливого художника была и счастливой и не совсем удачной, возможно если в России Кипренский получил хорошую поддержку после приезда из за границы, все могло бы быть иначе, но по чьей то не доброй воле вышло то что вышло. Кипренский за свою историю написал множество прекрасных работ, конечно более всего заметны его замечательные портреты различных выдающихся деятелей того времени баснописца Крылова Ивана Андреевича, портреты поэтов Пушкина Александра Сергеевича, Гнедича Николая Ивановича, Батюшкова Константина Николаевича, Жуковского Василия Андреевича и Вяземского Петра Андреевича портрет скульптора Демут-Малиновского Василия Ивановича, датского скульптора Бертеля Торвальдсена, портрет государственного деятеля, историка, художника и археолога Оленина Алексея Николаевича, портрет художника Басина Петра Васильевича. портрет русского государственного деятеля, министра народного просвещения антиковеда Уварова Сергея Семеновича, Портрет князя Александра Михайловича Голицына и много других.

    Кипренский Кипре́нский

    Орест Адамович (1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская область – 1836, Рим), русский художник и график, портретист; один из самых ярких представителей романтизма . Достоверных биографических сведений о художнике сохранилось немного. По-видимому, был незаконнорождённым сыном помещика А. С. Дьяконова и крепостной Анны Гавриловой. А. К. Швальбе, женившийся на Гавриловой, усыновил мальчика. В возрасте шести лет будущий художник был определён в училище при Петербургской академии художеств под вымышленной фамилией Кипренский (возможно, связанной с одним из имён богини любви Афродиты – Киприда); как ученик АХ, получил вольную. Обучался в АХ (1788–1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена. В 1805 г. получил Большую золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». С 1812 г. академик АХ. Жил и работал в Москве (1809–10), Твери (1811), Санкт-Петербурге (с 1812 г.). В 1816–22 гг. в качестве пенсионера АХ жил в Италии. Первым из русских художников удостоился чести поместить автопортрет в картинной галерее Уффици во Флоренции среди изображений великих мастеров. Независимый и дерзкий нрав художника не раз служил причиной его опалы. По возвращении в Россию он, в отличие от К. П. Брюллова , не получил должность профессора АХ и не был принят при дворе. В 1828 г. Кипренский вновь уехал в Италию, где, несмотря на женитьбу по любви, страдал от одиночества и бедности. Художник скоропостижно скончался от горячки, простудившись холодной ночью.

    Ещё в юности Кипренский выделялся среди соучеников редким художественным дарованием, а также пылким и впечатлительным нравом. Он мечтал о великих свершениях и не боялся ставить перед собой самые дерзкие и, казалось, невыполнимые задачи. Новаторство Кипренского проявилось уже в выборе образцов из наследия прошлого: минуя искусство своих прямых предшественников – живописцев 18 в., он обращается к мастерам 17-го столетия. В стремлении затмить своей кистью великих художников – Леонардо да Винчи , А. Ван Дейка , П. П. Рубенса – он внимательно изучал в Эрмитаже их произведения; особенно увлекался приёмами контрастной светотени, драматизирующей изображение. Вскоре Кипренский достиг такого уровня мастерства, что итальянские знатоки приняли написанный им «Портрет А. К. Швальбе» (1804) за произведение Рубенса.


    Всю свою жизнь Кипренский мечтал написать великую историческую или аллегорическую картину. Его замыслы остались неосуществлёнными, однако художник обрёл своё истинное предназначение в портретной живописи, создав принципиально новую концепцию произведений этого жанра. Он писал не типические портреты, преобладавшие в русской живописи 18 в., а неповторимые образы, находя каждый раз особые художественные средства, чтобы оттенить личностную индивидуальность изображённого человека, передать не только внешний облик, но и «движение души» (парные изображения супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных, 1809, и В. С. и Д. Н. Хвостовых, 1814; «Портрет лейб-гусарского полковника Е. В. Давыдова», 1809). Герои его портретов «не замечают» присутствия зрителя; они всецело во власти своих мыслей и чувств, взволнованы тем, что происходит у них в душе, их лица согреты лёгким румянцем, губы слегка приоткрыты, глаза мягко блестят – они ждут откровений судьбы («Портрет Е. С. Авдулиной», 1822).


    В «Портрете А. А. Челищева» (1809–10) Кипренский представил десятилетнего пажа в преддверии взрослой жизни. В 18 в. детей писали как «маленьких взрослых»; эпоха романтизма, чуткая к динамике, изменчивости, состояниям «на пороге», впервые открывает особенный мир детства. Художник стремится запечатлеть трепет жизни, становление юной души, её «прекрасные порывы», чему способствует яркая, сочная и в то же время благородная цветовая гамма, построенная на сочетании чёрного, белого, синего и красного, и «открытая», не заглаженная фактура живописи.


    Кипренский был замечательным мастером графического портрета. Детские, женские портреты, изображения участников Отечественной войны 1812 г. (Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова, П. А. Оленина и др., 1813–15), созданные в технике итальянского карандаша и пастели , отличает особенная задушевность, естественность, отсутствие всякой «позы». Виртуозное владение линией сочетается с безупречным чувством стиля.
    Стремление передать динамику душевной жизни породило в романтическую эпоху особый интерес к жанру автопортрета . В созданных Кипренским «Автопортрете в розовом шейном платке», «Автопортрете с кистями за ухом» (оба – ок. 1808 г.) в облике художника предстаёт словно сама стихия творчества. Творческое начало Кипренский подчёркивал и в своих персонажах (карандашный «Портрет К. Н. Батюшкова», 1815; портреты В. А. Жуковского, 1816, и А. С. Пушкина, 1827).
    «Портрет А. С. Пушкина» был создан Кипренским по возвращении из Италии по заказу друга поэта А. А. Дельвига. Пушкин не любил позировать, говоря, что не желает видеть своё «арапское безобразие» запечатлённым на века. Однако портрет, написанный Кипренским, поэт высоко оценил, отблагодарив художника стихотворением. После смерти Дельвига Пушкин купил портрет, который всегда висел в его рабочем кабинете. Лаконичными средствами, без излишней патетики Кипренский создаёт живописный «памятник» поэту. Художник использует точку зрения немного снизу; гладкая, сплавленная фактура живописи пробуждает ощущение «нерукотворности» изображения. Отрешённый от суеты взор поэта устремлён в неведомые миры; он словно прислушивается к внятному лишь тому, кто одарён свыше, голосу музы, чьё присутствие олицетворяет небольшая статуэтка на заднем плане. Именно она предстаёт в картине источником золотого света, сияющего на лице поэта отблеском божественного озарения.