Фонтаны и архитектуру частных домов.

Интерьер главного купола мечети Селима в Эдирне, Турция, фото: Murdjo [ for any purpose

Вход во Дворец Мохатта в Карачи

История

В 630 году н.э. армия исламского пророка Мохаммеда отвоевала Мекку у племени Бану Курайш. Храм Кааба был снова восстановлен; реконструкцией занимался абиссинский мастеровой ещё до смерти Мохамеда в 632 году н.э. Этот храм является одним из лучших примеров исламской архитектуры. Начиная с 8-го века, хадис запрещал изображать человека и животных в архитектуре; Бог говорил: не сотвори себе образ или подобие Бога и не имей другого Бога, кроме меня.

В 7 веке армия мусульман захватила огромные территории. Как только мусульмане получили контроль над этим регионом, первое, что им было необходимо – это место, где они могли молиться своему Богу. В период зарождения мусульманства были построены простые по , основой которых была модель дома пророка или адаптированные под него уже существующие здания .

Недавние открытия показали, что квазикристаллические элементы были впервые использованы в мозаике из плиток гирих (от арабского слова "узел"), датируемой более пяти веков назад. Они представляют собой геометрический орнамент, состоящий из многоугольных фигур. В 2007 году профессор Петер Лу из Гарвардского университета и профессор Пол Стейнхард из Принстонского университета опубликовали статью в журнале «Наука», где они высказывали предположение, что квазикристаллические узоры мозаики гирих опередили решетки Пенроуза на пять веков.

Влияние и стили

Арабская каллиграфия на большом пиштаке Тадж Махала. фото: Nemonoman [ I grant anyone the right to use this work for any purpose , without any conditions, unless such conditions are required by law ]

Узнаваемый сегодня исламский стиль сформировался уже после правления Мохаммеда и развивался, адаптируясь к местным традициям по римской, египетской, византийской и персидской моделям. Самый ранний пример датируется 691 годом до нашей эры – завершение строительства Купола Скалы в Иерусалиме. Его сводчатые внутренние залы, круглый купол и использование повторяющихся декоративных элементов (арабесков) характерны для исламской архитектуры.
Великая мечеть Самарры в Ираке была построена в 847 году до н.э., её архитектура сочетает ряд колонн в гипостиле, поддерживающих плоскую платформу, над которой стоит огромный спиральный минарет.

Софийский собор в Стамбуле также оказал влияние на исламскую архитектуру. Когда османцы захватили город, они перестроили базилику в мечеть (сегодня – это музей) и использовали элементы византийской архитектуры в архитектуре собственной религии (например, купола). Софийский собор послужил моделью для многих османский мечетей: Шехзадской, Сулейманской и мечети Рустем Паша.

Великолепные мотивы исламской : повторяющиеся элементы, радиальные структуры и ритмические элементы. Фрактальная геометрия была основой для строительства мечетей и дворцов. Другие особенности исламской архитектуры: колонны, пилястры и арки, организованные и переплетающиеся с попеременно меняющимися рядами ниш и маленьких колонн. Обязательно строились купола. Впервые их построили в 691 году на строительстве мечети Купола Скалы, и потом только лишь в семнадцатом веке при строительстве Тадж Махала. Позднее в 19 веке исламские купола были внедрены в западную архитектуру.

Персидская архитектура

Исламское завоевание Персии в седьмом веке привело к тому, что исламская архитектура раннего периода заимствовала и приняла традиции павшей Персидской империи. Исламскую архитектуру можно назвать дальнейшей эволюцией персидской архитектуры .

Персидскому стилю характерны конусообразные кирпичные колонны, большие аркады и арки, которые поддерживаются несколькими колоннами. В Южной Азии были заимствованы элементы индуистской архитектуры, но позже они были вытеснены персидскими мотивами.

Мечеть Шах в Исфахане, Иран. фото: © Fabienkhan

Мавританская архитектура

Строительство Великой мечети в Кордобе (сегодня кафедральный собор) в 785 году н.э. ознаменовало рождение исламской архитектуры на Иберийском полуострове и в Северной Африке. Эта мечеть известна своими потрясающими . Апогей мавританской архитектуры - Альгамбра – роскошный дворец – крепость в Гранаде. Стены украшены стилизованными лиственными мотивами, арабскими надписями и арабесками; стены покрыты глазурованной плиткой. Мавританская архитектура уходит глубоко корнями в арабские архитектурные традиции и дизайна интерьера основанные ещё в период первого халифата династии Омайядов в Леванте (прибл. 660 г. до н.э.) со столицей Дамаск, где хорошо сохранился образец арабско-исламского дизайна : типичный дамасский дом с фонтаном во внутреннем дворе, который являлся центральным элементом дома.

Даже после завершения Реконкисты продолжалось исламское влияние на испанскую архитектуру. Средневековые испанцы использовали стиль мудахар, в котором чувствуется сильное влияние исламского дизайна. Одним из лучших примеров влияния мусульман на испанскую культуру - это дворец Алькасар в Севилье.

1880-1889 гг., Едвин Лорд Викс, Интерьер Мескиты, галерея Уолтерса, Балтимор

Вид на Альгамбру в Гранаде со смотровой площадки Св. Николаса в Альбайсине, фото: © Andrew Dunn [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.5 ]

Архитектура Туркистана

Регистан – ансамбль из трёх медресе в Самарканде.

Этот стиль архитектуры – апогей исламской архитектуры в Центральной Азии. Впечатляющие своими размерами здания были воздвигнуты Тимуром и его последователями в Самарканде и Эрате. Архитектура Тимурского периода началась со строительства храма Ахмеда Ясави (сегодня Казахстан) и достигла своего расцвета со строительством мавзолея Тимуру Гур-э Амир в Самарканде. Этот стиль берет своё начало в персидской архитектуре. Осевая симметрия характерна для всех основных зданий периода правления Тимура: Шах-э Зендах в Самарканде и мечеть Гоухар Шад в Машхаде. Двойные купола различных форм покрыты яркими красками.

Османская турецкая архитектура

Мечети в Турции испытали большое влияние Византии, Персии и Сирии. Турецкие архитекторы создали свой собственный стиль . Архитектура турецкой Османской империи - это самые выдающиеся мечети в синанском стиле (Синан – главный Османской империи). Примером может служить мечеть Селима, построенная в середине шестнадцатого века. Более 500 лет принципы византийской архитектуры (Софийский собор) служили основой при строительстве большинства османских мечетей: мечеть Шехзад, мечеть Сулеймана и мечеть Рустам Паша.


Мечеть Селима, построенная Синаном в 1575г. Эдирн, Турция, фото: Nevit Dilmen , "GNU Free Documentation License".

Османцы овладевали технику постройки зданий с большим внутренним пространством под невесомыми на вид, но массивными куполами, и достигали великолепной гармонии между внутренним и внешним пространством, между светом и тенью. Исламская , которая до этого состояла из простых зданий с обилием декораций, превратилась в здания со сводчатыми помещениями, куполами, полукуполами и . Мечеть – из тесной и темной комнаты с расписанными арабесками стенами в храм эстетического и технического равновесия и изысканной элегантности.

Фатимидская архитектура

В архитектуре фатимиды следовали принципам строительства тулунидов, они использовали те же материалы, но развивали и свой собственный стиль. В Каире первая приходская мечеть аль-Ажар (перев. «великолепная») была построена в период с 969 по 973 гг. Вместе с университетом аль-Ажар они стали духовным и интеллектуальным центром для всех исмаилитов. Мечеть аль-Хаким (996-1013гг.) является примером фатимидской архитектуры и дизайна. Здесь проводились традиционные церемонии и религиозные процессии, которые помогали укреплять религиозную и политическую роли халифа Фатимида. Кроме тщательно продуманных зданий для похоронных ритуалов, были построены: мечеть аль-Акмар (1125), а также монументальные ворота для городской стены Каира, которые были заказаны могущественным эмиром Фатимидом и его визирем Бадр аль-Джамали (1073-1094).

Мечеть аль-Хаким, фото: © ThutmoseIII

Правители фатимидов в Северной Африке и Египте сделали мечеть основным центром слияния жизни и обучения. Они создали и сохранили богатую литературу. Они основали Каирский и аль-Ажерский университеты. Фатимиды построили Джаме-Анвер, вторую по величине мечеть в Египте, которая была восстановлена в 1982 году его святейшеством 52-м Фатеми Дай доктором Сьедна Мохаммед Бурхануддин. Сегодня все помнят о блестящей цивилизации Фатеми, в период правления которых искусство достигло наивысшего расцвета.

Архитектура Мамлуков

Период правления в Египте Мамлуков (1250-1517до н.э.) – это расцвет исламского искусства. Множество примеров вы найдете в старом Каире. Религиозные идеи господствовали и в архитектуре, и в искусстве. Хорошо развивались торговля и сельское хозяйство; Каир- столица Мамлуков - стал одним из самых богатых и процветающих городов на Ближнем Востоке и центром художественной и интеллектуальной деятельности. По словам ибн Хальдуна это сделало Каир с его роскошными куполами, площадями и минаретами «центром Вселенной и садом мира». Мамлуки использовали контрасты и световые эффекты при строительстве своих зданий. История правления Мамлуков делится на два периода по названию династий: династия Бахри Мамлука (1250-1382). Он - турецкий кипчак из Южной России по происхождению, названный в честь размещения своих бараков вдоль Нила и династия Бурджи Мамлука (1382-1517) кавказского черкеса по происхождению, который квартировал в цитадели. Бахри определил развитие искусства и архитектуры на весь период правления Мамлуков. Покрытое эмалью и позолоченное стекло; предметы из металла, украшенные мозаикой; работа по дереву, текстиль были одними из лучших в Средиземноморье и Европе, где они оказали большое влияние на европейское производство. Венецианское стекольное производство – один из примеров влияния искусных мастеров Мамлуков.

Мемориальный комплекс эмира Куркумаса, фото: © ThutmoseIII [ GNU Free Documentation License ]

Правление байбарского союзника Гала’ун (1280-90) ознаменовало патронаж общественных и религиозных учреждений, таких как медресе, мавзолеи, минареты и госпитали. Такие комплексы, постоянно имеющие доход, не только укрепляли состояние патрона, но и навсегда увековечивали его имя; и с тем, и с другим были проблемы из-за законодательной системы относительно наследования и конфискации семейного состояния. Кроме комплекса Гала’уна, также по заказу Бахри Мамлука был построен большой и роскошный комплекс Хасана (нач. 1356). Бурджи Мамлук следовал художественным традициям своего предшественника. Его текстиль и ковры получили международное признание. В архитектуре продолжается благотворительная поддержка общественных и религиозных учреждений. Лучшие здания, которые были построены в период правления Бурджи, это комплексы, построенные Баркуком (1382-99), Фараджем (1399-1412), Муайаддом Шейхом (1412-21) и Барсбейем (1422-38).
В восточных средиземноморских провинциях прибыльная торговля между Ираном и Европой помогла возродить экономику. Коммерческая деятельность паломников в Мекку и Медину также этому способствовала. Большие склады, такие как Хан аль-Ади (1441) были построены специально для нужд торговцев. Другие общественные учреждения: мечети Акбуга аль-Утруш (Алеппо, 1399-1410) и Сабун (Дамаск, 1464).
Во второй половине пятнадцатого века искусства оказались под патронажем Каитбея (1468-96) - самого выдающегося султана из династии Мамлуков. В период его правления святые места Мекки и Медины были восстановлены. В крупных городах строились коммерческие здания, религиозные, строились мосты. В Каире мемориальный комплекс Каитбея на северном кладбище (1472-74) является самым известным местом. Строительство продолжилось и при последнем султане Мамлуков Каншух аль-Гаври (1501-17). Однако сильно отразилось на состоянии государственной казны. Хотя вскоре Мамлуки вошли в состав Османской империи (1517), и культурные традиции Мамлуков вдохновляли не только османцев, но и другие исламские народы.

Индо-Исламская (Могольская) архитектура

Могольский император Акбар в конце 1500-х построил королевский город Фатехпур- Сикри, расположенный в 26 милях к западу от Агры
Наиболее ярким примером могольской архитектуры является Тадж Махал, «капля падающая в вечность», строительство которого было завершено в 1648 году императором Шах Джаханом в память о своей жене Мумтаз Махал, которая умерла во время родов их 14 ребенка. Обилие драгоценных и полудрагоценных камней в мозаичной отделке здания и белый мрамор чуть не привели империю к банкротству. Тадж Махал полностью симметричен, за исключением саркофага Шах Джахана, который расположен не по центру в склепе под основным этажом. Здание зеркальной мечети из красного песчаника и дворец, который обращен к Мекке к западу от главного здания также симметричны. Сады Шалимар также демонстрируют силу влияния могольских традиций на архитектуру.


Бадшахи Масджид, в переводе «королевская мечеть», была построена в 1674 году Аурагзебом. Это один из самых известных комплексов в Лахоре, который передает всю красоту и величие Могольской эры, фото: © Pale blue dot [ GNU Free Documentation License . ]

Тадж Махал в Агре, построенный Шах Джаханом (мавзолей для его жены) это жемчужина Могольской Исламской архитектуры в Индии. Это здание самое узнаваемое во всем мире, фото: © Amal Mongia [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 ]

Китае-исламская архитектура

Первая китайская мечеть появилась в седьмом веке в период правления династии Танг в Сиане. Великая мечеть Сианя, её сегодняшние постройки, которые датируются периодом династии Мин, не имеют многие характерные элементы, часто вызывают ассоциацию с традиционными мечетями. Она построена по традициям китайской архитектуры. Некоторые китайские мечети в западной части Китая были больше похожи на минареты и соборы, в то время как восточные китайские мечети выглядели как пагоды.
Важной особенностью китайской архитектуры является акцент на симметрию, которая подчеркивает величие. Это используется при строительстве любых зданий: от дворцов до мечетей. Исключение составляет дизайн садов. Сады должны быть как можно более асимметричными. Как в китайской живописи на свитках, в основе садовой композиции лежит принцип создания текущего потока, для того чтобы дать возможность хозяину прогуливаться по саду и наслаждаться им, не следуя каким-либо наставлениям, а как в естественной природе.

Великая мечеть Сианя, Китай, фото: © Miguel A. Monjas [ GNU Free Documentation License ]

Китайские здания строились из красного или серого кирпича, но наиболее распространенными были деревянные постройки. На сейсмически активной территории это наиболее подходящий материал для строительства, но, к сожалению, такие здания подвержены огню. Крыша типичного китайского здания изогнута; есть строгая классификация типов крыши, по сравнению с классическими европейскими основами.
Большинство мечетей имеют общие черты, однако в зависимости от региона китайская исламская архитектура отражает местные традиции. Китай известен своими прекрасными мечетями, которые похожи на храмы. Однако в западном Китае культовые сооружения похожи на мечети арабского мира с высокими, стройными минаретами, изогнутыми арками и куполами. В северо-западном Китае, где китайские Ху строили свои мечети, комбинируя восточный и западный стили. Мечети расширили варианты крыш буддистского стиля, которые окруженный стенами, а во дворы входили через арки с миниатюрными куполами и минаретами.

Южно-сахарская африканская исламская архитектура

Великая мечеть Дженне в Мали – великолепный пример Судано-Сахелийской архитектуры, фото: used with the permission of Andy Gilham of www.andygliham.com [ GNU Free Documentation License ]

В западной Африке исламские купцы сыграли важнейшую роль в западном сахелианском районе королевства Гана. В Кумби Салех в королевском районе города, окруженном великолепной оградой, местные жили в куполообразных зданиях. Торговцы жили в каменных домах в районе, где было 12 красивых мечетей. Говорили, что король владел несколькими особняками, один из которых 2-х этажный был 66 футов длиной, 42 футов шириной, он состоял из семи комнат, с лестницей, палатами со скульптурами, его стены были украшены картинами. Сахелианская архитектура зародилась в двух городах: Дженне и Тимбукту. Мечеть Санкоре в Тимбукту, построенная из дерева и глины, была близка по стилю Великой мечети Дженне.

Современная архитектура


Современная исламская архитектура в последнее время поднялась на новый уровень. Проект Бурдж Дубаи основан на элементах исламской архитектуры: основание здание спроектировано в виде трех лепестков пустынного цветка исмена. Вообще, природа и цветы часто являлись отправной точкой для традиционного исламского искусства. Многие современные интерпретации исламской архитектуры находятся в Дубаи, благодаря архитектурному буму в арабском мире. В Кувейте был построен комплекс зданий Мадинат аль-Харие.

Современные здания исламской архитектуры, Алжир, фото: 2008 г. ©

Современные здания исламской архитектуры выражают концепцию безграничной власти Аллаха. Человеческие образы и рисунки животных редко использовались в декоративном искусстве, т.к. создания Аллаха считаются непревзойденными. Листва – частый мотив, но обычно стилизованный или упрощенный по тем же причинам. Арабская каллиграфия и цитаты из Корана использовались для того, чтобы расширить интерьер здания. Исламскую архитектуру называли архитектурой вуали, потому что красота находится в интерьерах (внутренние дворы и комнаты), которые невидимы снаружи. Более того, использование грандиозных форм, таких как большие купола, высокие башни минаретов, большие дворы создавались для того, чтобы выразить мощь власти.

Архитектурные формы и стили мечетей и других зданий в мусульманских странах

формы


Мечеть Хасана Второго в Касабланке, Марокко. Высота 210м. Вместимость -25 000 молящихся, фото: Author: Rosino on Flickr, [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 License (cc-by-sa-2.0) ]

В исламской архитектуре существовало много различных форм. Известные исламские архитектурные типы включают: аббасидские здания , мечети T- формы и анатолийские мечети с центральным куполом. Нефтяное богатство двадцатого века привело к огромному строительству мечетей известными современными архитекторами.

Мечети в гипостиле или арабского плана здания – это самый ранний вариант архитектурных зданий, построенных в эпоху династии Умайядов. Эти мечети - квадратной или треугольной , включают внутренний двор и крытый молельный зал. Исторически, из-за теплого средиземноморского климата и климата Среднего Востока, внутренний двор служил местом пятничной молитвы для большого количества прихожан. Большинство первых мечетей в гипостиле были с плоскими крышами над молельными залами, соответственно возникла необходимость большого количества колонн и опорных стоек. Наиболее ярким примером является мечеть Мескита в Кордобе в Испании. Это здание поддерживают 850 . Часто мечети гипостиля имеют , поэтому посетители могут наслаждаться тенью. Мечети арабского плана были в основном построены во времена династий Умайядов и Аббасидов. Однако простота архитектуры зданий арабского стиля ограничивала возможность дальнейшего развития дизайна здания, и как результат эти мечети постепенно стали менее популярными.

Османцы стали строить в пятнадцатом веке мечети с центральным куполом над молельным залом. Другие, более меньшие , располагались рядом. Этот стиль испытал большое влияние византийской религиозной архитектуры.
Айван

Вход в Тадж Махал в Агре.

Айван - это сводчатое помещение в форме глубокой ниши или зала без передней стены.

Айваны были характерны для персидской архитектуры. В период правления Седжуки айваны стали основным элементом дизайна в исламской архитектуре. Обычно айваны выходили на центральный двор, их строили и в общественных зданиях, так и в жилых.

Этот стиль заимствовал некоторые традиции из предисламской иранской архитектуры и использовался исключительно при строительстве мечетей в Иране. Многие мечети такого типа были превращены в зороастрийские храмы огня, где двор использовался для хранения священного огня. Сегодня мечети такого типа очень редко строят. В 1987 году в Саудовской Аравии была построена Королевская мечеть в Джеддахе.

Сахн (внутренний двор)

Двор с небольшим бассейном в центре, окруженный аркадой с куполами, фото: Zereshk [GNU Free Documentation License ]

Почти в каждой мечети и во всех традиционных арабских домах есть внутренний двор (сахн), который окружен помещениями или целой аркадой комнат. Обычно в центре располагался небольшой бассейн, который называется хауз . Если в мечети был такой внутренний двор, он использовался для церемониальных омовений. В жилых домах он служил для охлаждения окружающей атмосферы в жару.

Сады

Коран использует сад как аналогию рая, и исламская религия оказала большое влияние на дизайн садов.

Арабески

Арабески в Альгамбре, фото: Javier Carro [GNU Free Documentation License ]

Элемент исламского искусства, которыми украшали стены мечетей и мусульманских домов. - это повторяющиеся геометрические элементы, напоминающие растения, какие-либо геометрические формы и иногда животных (особенно птиц). Этот выбор основан на исламском видении мира. Для мусульман такие формы взятые вместе создают элемент бесконечности, который уходит далеко за пределы видимого мира. Для многих в исламском мире они фактически символизируют бесконечность. Более того, исламский арабский художник раскрывает определенную духовность не используя иконографию христианского искусства. Арабески использовались в мечетях и всех мусульманских зданиях вместо изображения человека и животных, что было запрещено Кораном.

Каллиграфия .

Арабская каллиграфия используется в исламском искусстве (арабески) на стенах и куполах мечетей. Современные художники используют каллиграфические надписи и абстракции в своих работах.

Вместо напоминания о реальности сказанного слова, каллиграфия для мусульман это визуальное выражение духовных концепций. Каллиграфия – это наиболее почитаемая форма исламского искусства, потому что она связывает язык мусульман и религию ислама. Святая книга ислама – аль Коран сыграла важнейшую роль в развитии арабского языка, каллиграфии в арабском алфавите. Пословицы и целые цитаты из Корана по-прежнему являются источниками для исламской каллиграфии.

Главный фонтан в Альгамбре, Andrew Dunn , 11 May 2006 [ Creative Commons Attribution ShareAlike 2.0 ]

Элементы исламского стиля

Исламскую архитектуру определяют следующие элементы:

  • - Минареты или башни (первоначально они были предназначены для фонарей охранников, наблюдавших с башни)
  • - Планировка с 4 айванами, с тремя залами и одним главным, который выходит на Мекку
  • - Михраб или молельная ниша, на внутренней стене которой - указатель направления на Мекку
  • - Купола
  • - Айваны для соединения различных павильонов
  • - Использование геометрических форм и повторяющиеся рисунки (арабески)
  • - Использование мукарн для декорации куполов, минаретов и порталов.
  • - Использование каллиграфии вместо рисунков, которые были запрещены в архитектуре мечетей. В светской архитектуре изображения человека и животных разрешены.
  • - Фонтаны для омовений
  • - Использование ярких красок, если это в персидском или могольском стиле; бледный песчаник и серый камень - в арабской архитектуре.

При подготовке, статьи были использованы материалы английской википедии en.wikipedia.org , переводчик , при поддержке и других участников форума портала




От: ,  88485 кол-во просмотров

Об архитектуре Турции можно говорить бесконечно. Историю турецкой архитектуры можно разделить на три периода. Первый, сельджукский период, примерно 13 век. Второй, османский период, примерно 14-19 век. Третий, современный период, конец 20 века начало 21 века.

Внутри каждого периода выделяют несколько этапов. Подобные жилища средних слоев населения, как и у других народов, не представляют никакого интереса, поэтому, когда говорят о турецкой архитектуре, то имеют в виду самые яркие и наиболее известные сооружения, таких как: караван-сараи, мечети, медресе, общественные бани, а так же правительственные здания и многое другое.

Империя сельджуков, которая была до прихода турок на территорию Анатолии (т.е. на современной территорию Анталии), примерно, в 11 веке, включала в себя еще и Иран. Иран – это государство, которое имеет высокую культуру и довольно развитую архитектуру. Турки привезли из Ирана навыки и опят, которые хорошо повлияли на строительство и всю архитектуру данного периода. Для сельджукского периода характерны элегантность, простота, гармоничные пропорции не только комнаты, но и всего здания. Еще можно отнести богатство и изысканность деталей, особенно входных ворот или парадных дверей. Этому стилю характерны еще небольшие внутренние дворики.

Османский период имеет большое влияние византийской архитектуры и строительных традиций Египта. Например, хорошо известный Собор Святой Софии. Это известный памятник, который относится к византийскому зодчеству, стал большим примером для подражания и источником вдохновения для других сооружений данного периода. Архитектура османского периода характеризуется величественными куполами, сводами, арками. В общем виде архитектура данного периода отражается как архитектура Средиземноморья и Ближнего Востока.

На современную турецкую архитектуру оказала огромное влияние политика секуляризации, которая началась при Кемалеме Ататюрке. Если раньше медресе и мечети являлись основными образцами национальной архитектуры, то уже в середине 1920 годов строительство медресе, мечетей и других культурных сооружений не поощрялось государством. В связи с этим резко усилилось влияние современной архитектуры. Этим объясняется отсутствие преемственности в стиле современной турецкой архитектуры. С 1920 года основными образцами архитектуры стали офисы, гостиницы, музеи, правительственные здания и т. п. Главными чертами стиля становятся простота, функциональность и модернизм. Основоположниками современной школы турецкой архитектуры считаются Седат Хаким Элдем, Клеменс Хольцмайстер и Онат.

Архитектура Турции очень разнообразна. Большая часть сооружений и зданий построено из камня. Бани, цитадели, дворцы, крытые рынки, все практически здания украшены искусными эрзацами, керамической облицовкой, орнаментной резьбой. Архитектура Турции имеет свои характерные черты, к ним можно отнести каллиграфические надписи, геометрические фигуры и растительные мотивы. Чтобы придать узору объемность и глубину архитекторы использовали «игру света и тени».

Из всех видов искусства наибольшее развитие в Османской империи получила архитектура.

На первых порах она развивалась под сильным влиянием как сельджукского, так и византийского искусства. С начала XV в. турецкая архитектура принимает все более оригинальный характер. Основными памятниками турецкой архитектуры рассматриваемого периода были религиозные постройки - мечети, тюрбе и др.

Султаны, члены династии, крупные сановники, желая украсить столицу, увековечить свое имя или совершить богоугодное дело, строили мечети, мавзолеи и другие религиозные здания. Многие мечети и дворцы являются шедеврами архитектуры. К ним относятся знаменитая Зеленая мечеть (Йешиль джами), построенная в Бурсе в 1419 г. султаном Мехмедом I Челеби (1413-1421 гг.) Свое название мечеть получила от украшающего ее фаянса бирюзового цвета. Поражает безупречный вкус и роскошь внутреннего убранства.

В наружном оформлении мечети царят мрамор с тонкой резьбой и бирюзовые фаянсовые плитки, которые окаймляют окна. В интерьере приковывает внимание богатство изразцовых украшений с удивительной и замысловатой игрой цвета и рисунка. Окружности, звезды и геометрические фигуры в бирюзовом, зеленом, белом и голубом цвете чередуются друг с другом, образуя бесконечно меняющуюся композицию, которая своей изощренностью и вместе с тем гармонией должна воплощать не что иное, как небесный рай.

Простая надпись по-персидски у богато украшенного алтаря (михраб) свидетельствует о том, что керамические плитки сработаны мастерами из Тебриза (Иран). Зеленая мечеть создана по схеме айван (терраса в домах восточного типа), с фонтаном в центральном зале и приподнятыми над полом галереями с каждой из четырех сторон для молящихся.

Основой для средневекового искусства Турции стал художественный опыт народов Ирана, Грузии, Армении, арабских стран и Византии, а также сельджуков. В конце 12-13 вв. из камня строились города (Конья и др.), окруженные мощными крепостными стенами, с цитаделью в центре и кварталами, часто изолированными друг от друга.

Для культовой архитектуры характерны ясная гармония стереометрически чётких форм, распространение композиций с айванами и открытым двором или с центральным залом, перекрытым куполом, широкое применение 3-угольных парусов в перекрытиях.

Из гражданских построек (включавших элементы оборонного зодчества) особенно хорошо известны караван-сараи и бани. В декоративной отделке ведущую роль играли рельефы с геометрической плетёнкой, стилизованными растительными (иногда фигурными) мотивами и надписями, облицовочные плитки тёмно-синих и зелёных тонов, нередко составляющие целые орнаментальные мозаики.



Работая над декором, мастера обычно оставляли часть стены гладкой, что придавало узорочью особую пластичность.

Если зодчество Турции в 14 первой половине 15 вв. было связано преимущественно со строительными навыками сельджукского времени, то архитектуре конца 15-16 вв. свойственно в первую очередь творческое переосмысление византийских традиций.

Разрабатывая тип купольного культового здания, турецкие мастера конца 15-16 вв. (прежде всего Синан) создавали грандиозные целостные, строго центрические пространственные композиции: вместе с тем архитектурная форма живописно обогащалась множеством сводов, ниш и окон, а внутренние помещения насыщались орнаментальными росписями и инкрустированными мраморными панелями.

Особая декоративная пышность была характерна для дворцовых построек: стены зданий павильонного типа, возводившихся среди садов, украшались ковровыми керамическими композициями, где преобладали цветочные мотивы. В 12-19 вв. в турецких городах сооружались также медресе, мавзолеи, бани (обычно купольные), изысканно оформленные фонтаны. В городской жилой архитектуре преимущественное распространение получили фахверковые дома с выступающими верхними этажами.

Бесспорным достижением турецких зодчих Эмина Оната и Орхана Арды является мавзолей Ататюрка - строгий, торжественный, впечатляющий по своей архитектуре.

Мечеть Сулеймание

Самая большая мечеть Стамбула выделяется своим огромным куполом на фоне старого города. Внимательный турист отметит сходство этой мечети с мечетью Айя София, хоть эти два здания и разделяет тысяч лет. Однако различия есть - они внутри.

Мечеть Долмабахче

Мечеть Долмабахче - это одна из самых красивых и богато декорированный мечетей. Она находится в южной части дворца Долмабахче, на берегу пролива Босфор.

Византийская церковь святого Георгия

Храм святого Георгия находится в живописном уголке Аланьи, вблизи средневековой крепости.

Мечеть Михримах султан

Мечеть Михримах Султан, построенная в XVI веке, – яркий пример средневековой османской архитектуры. Особо примечательны витражные окна с ярким орнаментом и мраморный минбар, щедро отделанный ажурной резьбой. Двери и оконные ставни выполнены из дерева с инкрустацией перламутром и слоновой костью.

Церковь св. Ирины

Церковь Святой Ирины (на турецком Aya İrini, на греческом Αγία Ειρήνη, Айя-Ирена) самое раннее сооружение из всех церквей Константинополя, которое сохранилось до наших дней. Церковь была посвящена «Святому миру» а не святой Ирине, как гласят некоторые легенды, также добравшиеся до наших дней. Расположилась церковь во внутреннем дворике дворца Топкапы, который в свою очередь занимает не последнее место в культурном наследии Турции и находится в историческом районе Стамбула – районе Султанахмет.

Армянская церковь Акдамар

На острове Акдамар озера Ван когда-то стоял древний армянский монастырь, от которого до наших дней сохранилась только одна церковь Акдамар, построенная в X веке. От остальных монастырских построек не осталось и следа.

Мечеть Фатиха

Наиболее часто посещаемая и любимая туристами достопримечательность Трабзона – это Мечеть Фатиха, которая расположена в средневековой крепости.

Подъем зодчества малоазийских сельджуков (сельджукидов) падает на время правления султана Ала ад-дина Кей Кубада I (1219-1236), при котором были построены города Алаие и Кубадие, строились мечети, караван-сараи, были реставрированы стены Конии и Сиваса.
Индже-Минарели. Едва ли не самым интересным зданием периода строительства в Конии является купольная мечеть Индже-Минарели (1251).
Само здание скромно, но портал его оформлен чрезвычайно пышно.
Очень эффектны декоративные ленты с изящным эпиграфическим орнаментом, огибающие портал и как бы завязанные узлом над входом. Плоскость портала над стрельчатой нишей выбрана в форме совка и украшена огромными резными цветами.
Такие же цветы находятся внутри мечети при переходе от куба основания к куполу, в месте, где обычно помещаются тромпы или сталактиты.
Минарет мечети имеет характерную малоазийскую форму: призма, на ней - цилиндр; затем еще цилиндр меньшего объема и коническое завершение. Переходы от одного объема к другому оформляются в виде балкончиков, поддерживаемых ступеньками сталактитов.
Преемниками династии сельджукидов в Малой Азии было государство турок-османов, формирование которого относится к первой половине 14 века.
Первоначально вассалы Конийского султана, османы, после монгольского нашествия, в короткий срок, пользуясь преимуществами своей военно-феодальной организации и политической раздробленностью своих противников, не только подчинили себе близлежащие округа с греческим и тюркоязычным населением, но и распространились на Балканах.
Архитектура классического периода (16 в). Так называемый «классический стиль» в архитектуре Турции падает на период после занятия турками Константинополя, то есть на период после 1453 года.
Турция приобрела значение передовой державы, игравшей важную роль в торговой и политической жизни Европы и Востока, и к началу 16 века включала в свой состав Малую Азию, Египет, Северную Африку, часть Ирана, Балканский полуостров, Крым и значительные районы Кавказа.
Подъем политического могущества повлек за собой расцвет искусства и, прежде всего, архитектуры.
Наивысшего расцвета турецкая архитектура достигает в правление Сулеймана Законодателя (Сулеймана Великолепного, 1520-1566).
Одним из слагаемых культурного наследия турок-османов было сельджукское искусство. Однако, придя на берег Босфора, османы столкнулись с древней и высокой архитектурой Византии. Великое сооружение византийцев - Софийский собор оказало заметное влияние на турецкое культовое зодчество.
В решение культовых сооружений архитекторы Османской Турции привносят новые оригинальные черты как в поисках силуэта наружных масс зданий (ступенчатость, образованная рядом куполов, минареты), так и в разработке плана (двор на аркадах, перекрытых куполками). В здании собственно мечети турецкие архитекторы преодолевают расчлененность внутреннего пространства на нефы, давая благодаря опоре на 4 пилона или 4 колонны свободное, открытое взору посетителей, большое внутреннее пространство, освещенное рядами окон. Это получило свое развитие в работах знаменитого зодчего 16 века Ходжи Синана (1489-1573).
Архитектор Синан. Синан строил, главным образом, в Стамбуле, украшая столицу Сулеймана Великолепного. Сохранившиеся списки работ архитектора насчитывают несколько сот сооружений, в том числе мечети, медресе, госпитали, караван-сараи, дворцы, бани, мосты, водопроводы (одних только мечетей Синан создал более восьмидесяти).
Наиболее знаменитые его творения - мечеть Сулеймана в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне (Адрианополе), мечеть Шах-заде в Стамбуле.
Мечеть Сулеймана (Сулеймание). Мечеть Сулеймана (1550-1556) величественно поднимается на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом. Оригинально решенные перекрытия - купол, два примыкающих к нему полукупола над центральным нефом и меньшие куполки на углах и на боковых нефах - придают ступенчатость наружным массам здания.
Характерный силуэт мечети подчеркивается четырьмя минаретами, которые поставлены по сторонам двора со своеобразным оптическим расчетом: минареты которые ближе к мечети, выше, чем два других, находящихся на концах двора. Это создает удачный эффект перспективы, подводя взгляд зрителя к куполу.
План мечети напоминает план константинопольской Софии. Размеры ее - 63×69 м.
Четыре огромных гранитных столба, взятых из императорского замка Юстиниана, держат купол. Высота купола- 71 метр (превышает высоту константинопольской Софии на 6.м); диаметр - 26 метров.
В орнаментации интерьера оригинальны арки с чередующимися блоками темного и белого мрамора. Арки опираются на колонны с капителями в форме мраморных сталактитов с позолоченными ребрами.

Мечеть Сулеймана (Сулеймание) в Стамбуле. План

Сулеймание изобильно декорирована изразцами; в верхней части стен имеются эпиграфические фризы (белые по синему фону) и медальоны с надписями из Корана. Многочисленные окна увенчаны стрельчатыми тимпанами и украшены витражами.
В мечети Сулеймание Синан достиг большой свободы внутреннего пространства путем облегчения системы опор боковых нефов. Окончательно эта задача была им разрешена в адрианопольской мечети Селимие (1567-1574).
Ученики Синапа продолжили его «классический стиль».
Мечеть Ахмеда (Ахмедие). Архитектор Мехмед Ага создал в 1609-1616 годах, неподалеку от Софии, на территории бывшего византийского императорского дворца и ипподрома самую большую в Стамбуле мечеть Ахмеда (Ахмедие) с шестью минаретами.
Главное, что поражает в мечети Ахмеда, - это обилие света, который щедрым потоком льется из окон, расположенных в пяти этажах. После создания мечети Ахмеда «возобновленный классический стиль» повторяет найденные формы, утрачивая, вместе с тем, гармоничность и монументальность культовых сооружений 15-16 веков (например, мечеть Мухаммеда II в Стамбуле).
Гражданское строительство 15-16 веков. Жилые дома Стамбула и других городов Османской Турции открыты не в сторону двора, а в сторону улицы, над которой нависают балконы или поддерживаемые консолями вторые этажи (что дает известную экономию площади). Материал нижйих этажей - фахверк (деревянный каркас и каменная забутовка на известковом растворе); второй этаж - деревянный. По плану дома однотипны: в подвальном помещении размещаются кухня, склад угля, часто прачечная и цистерна для дождевой воды; в первом этаже - гостиная и столовая (приемная часть - селямлик); во втором - женская половина (гарем).
В малых формах - в намогильных сооружениях, киосках, фонтанах, а также в оформлении интерьеров жилых зданий наблюдается гораздо большая общность с декоративным искусством Ирана.
Распад Османской империи, военное поражение и утеря значительных территорий в 18-19 веках привели архитектуру и другие виды искусства к упадку.

Мавзолей в Галикарнасе

Местонахождение : Галикарнас, Кария (Бодрум, Турция)

Начало строительства : 359 г. до н.э.
Являестя гробницей-памятником карийского правителя Мавсола

Заказчик : супруга Мавсола Артемисия III (что примечательно, начала строить за 6 лет до смерти мужа)))

Архитекторы : Сатир и Пифей

Скульпторы : Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофей.

Входит в 7 чудес света.

Гробница дала название всем последующим сооружениям этого типа – мавзолеям.

Источник :
“Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D.
Professor of ART AND ARCHAEOLOGY
IN RINCETON UNIVERSITY

Дворец Топкапы

Местонахождение : Стамбул (Турция)

Создание: 1453-1853 гг.
Заказчики: первоначально – султан Мехмед Завоеватель, позднейшая и главная перестройка при Сулеймане I

Церковь святого Феодора в Константинополе

Другое название : мечеть Килиссе-Джами, мечеть Молла-Гюран

Местонахождение : Стамбул (Турция)
Создание: ~ 1081-1118 гг.


Османская архитектура (или, как ее называют, турецкая)- это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей.

Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор – возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн.

Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство.

И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций.

Историческая справка:

В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса.
В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.


Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр.

Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы.

И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.

Ранний Османский период

Начиная с создания первых Османских бейликов,1300-1453 года составляют ранний или первый Османский период, когда османское искусство находилось в поиске новых идей. Османы воспринимали существующий строй завоеванных городов, и архитектура не стала в этом вопросе исключением.


На отвоёванных у византийцев землях военно-феодальная верхушка османов своей столицей избирает Бурсу. Наиболее важными сооружениями того времени являются мечеть Улу джами (1396-1400), Зеленая мечеть (1423), а также мечети в Изнике, столице другого османского бейлика-княжества, и других городах. Священная мечеть в Бурсе Улу Джами была первой Сельджукской мечетью, которая стала многокупольной.

После завоевания земель в Европе, Эдирне стал последней Османской столицей, предшествовавшей Стамбулу, и именно здесь мы можем наблюдать заключительные стадии архитектурного развития, кульминацией которых стало строительство крупных мечетей в Стамбуле.

Здания, построенные в Стамбуле в период завоевания города, и строительство стамбульской мечети Баязида II (1501-1506) считаются также произведениями раннего периода. К их числу относят мечеть Фатих (1470), мечеть Махмут Паша (1464), дворец Топкапы (1475-1478). Османы интегрировали мечети в гармоничный архитектурный комплект, добавив в их структуру бесплатные столовые для бедных, богословские школы, больницы, турецкие бани и гробницы.

Классический период

В ходе классического периода (1437-1703) , который последовал за переносом столицы в Стамбул, план мечети претерпевает изменения и включает в себя внутренний и внешний дворики. Внутренний двор и мечеть были неразделимы.

Османские султаны уделяли большое внимание украшению столицы, а также созданию великолепных мечетей по всему халифату. Путешествуя по своим владениям, султаны повелевали построить по случаю своего визита то или иное здание (чаще всего мечети, медресе или текийе – помещения для суфиев). Поэтому здания османского типа в этот период были сооружены в Дамаске (текие Сулейманийе), Каире, Багдаде и других городах.

В связи с размахом строительства была даже введена специальная должность главного архитектора султана. Кроме того, султаны побуждали своих богатых подданных вкладывать средства в строительство культовых и благотворительных учреждений.

Особого размаха строительство в Османской империи достигло в период правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно в этот период главным архитектором классического периода стал Мимар (Архитектор) Кемаль ад-дин Синан (родился в 1492 г. в Кайсери, умер в 1588 г. в Стамбуле).

Великий зодчий Синан

Синан начал новую эру в мировой архитектуре. В списке сооружений, которые он построил на обширном пространстве Османской империи, около 300 (предположительно 334) позиций в различных городах. Это – мечети (в том числе две в Крыму), масджиды (квартальные мечети), медресе, дар уль-курра (библиотеки), тюрбэ (гробницы), текке или текийе (суфийские комплексы), имареты (благотворительные учреждения), маристаны (госпитали) водопроводы, мосты, караван-сараи, дворцы, провиантские склады, бани и т.д.

Сам архитектор Синан выделял в качестве наиболее удачных три свои работы: мечети Шах-Заде (1543–1548) и Сулейманийе (1549–1557), обе в Стамбуле, а также мечеть Селимийе (1566–1574) в Эдирне. Мечеть Шах-Заде (1548) стала первым серьезным проектом Синана. Она была выстроена по приказу султана Сулеймана Великолепного в память своих двух рано умерших сыновей – Мехмеда и Мустафы.

Считается, что именно с нее начинается «золотой век» османской архитектуры. Его вторая значительная работа мечеть Сулеймание (1550-1558) и окружающий ее комплекс, построенный для Сулеймана Великолепного. Мечеть Селимийе (1568-1574) в Эдирне был построен в то время, когда Синан находился в расцвете своего таланта как архитектора.

Продолжая традиции византийских зодчих, Синан создавал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи, ниже которых располагались более мелкие своды и арки. Он широко использовал инкрустированные мраморные панели и цветные витражи. В качестве своей базы в классическом периоде использовались элементы Византийской архитектуры соседних балканских стран.

Среди наиболее известных работ Синана можно назвать также мечеть Рюстемпаша (1561-1563), мечеть Михриман Султан (1562-1565), мавзолеи Шехзаде, Султана Сулеймана Кануни (Законодателя), Роксоланы и Селима II.

Минареты Синана – это всегда стройные башни с каннелированными стволами, «перевязанные» изящным – шюрфэ – балкончиком в верхней части, предшествуя заостренному шпилю. Для архитектуры Синана характерен определенный геометрический ритм: окружность мощного купола и вертикальная устремленность минаретов прекрасно гармонируют со стрельчатыми арками, в избытке украшающими здания.

Еще о работах Синана...

XVI век Османские зодчие поставили образцом для последующих творений. Здания, такие как Голубая мечеть или Ахмедийе (1609-1616) (сейчас первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула) были простой имитацией Синановского стиля. Архитектор мечети - Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана, который решил превзойти своего учителя.

Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, включающего: медресе, больницу, благотворительные заведения, кухни, караван-сарай. В XIX столетии больница и караван-сарай были разрушены.

Сельджукское барокко

Во время правления Ахмеда III (1703-1730) и с подачи его великого визиря Ибрагима Паши последовал период мира с Францией, что повлияло на проникновение в Османскую архитектуру стилей барокко и рококо, которые были популярны в Европе в то время. А произведения архитектуры этого периода – медресе Чифтеминаре в Сивасе, медресе Индже Минаре в Конье и т.д., занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот стиль часто называют Сельджукское барокко. После Турции он снова возник в Италии и пользовался популярностью в Османской империи, а декоративные элементы европейских барокко и рококо повлияли даже на религиозные сооружения Османской архитектуры.

Излюбленным сюжетом орнаментации османских стиля были гирлянды из фиалок и тюльпанов, выполненные методом резьбы по стуку, мозаика из керамики или разноцветных изразцов. Орнаменты также составлялись из гвоздик, роз, мальвы и шафрана. В орнаменте использовался куст, вокруг которого располагались различные растения, а пустоты заполнял изображениями улиток, ракушек или бабочек.

Впоследствии в центре керамических панно стали изображать кипарисы (по суфийской символике, устремленные вверх ветви кипарисов символизируют пренебрежение земным в пользу небесного), вокруг которых изображали вьющиеся растения, цветы или плоды. И, конечно, тюльпан.

Родина тюльпанов

Люди несведущие склонны полагать, что родина тюльпанов – Голландия. Но это ошибочное представление. Прекрасный цветок появился в Азии и с глубокой древности был известен кочевникам. Тюльпан воспевали в стихах (самые ранние письменные упоминания можно найти в произведениях начала XI века), с ним сравнивали красивых девушек. Турки, также не чуждые прекрасного, вскоре начали культивировать тюльпан у себя на родине.

Во времена правления Сулеймана Великолепного (1520–1566) турецкие садовники принялись создавать новые декоративные сорта – за короткий срок их появилось около 300. Любовь турок к тюльпанам расцвела пышным цветом полтора века спустя, во времена правления Ахмеда III (1703- 1730 гг.). И этот период в истории Турции стал "Лале Деври" – "Эрой тюльпанов". Цветы появились повсюду – в орнаментах произведений прикладного искусства, в рукописных миниатюрах, в архитектурных декорах и, конечно, в садах. Луковицы редких сортов тюльпанов стоили дороже золота, покупать и продавать их можно было только в столице. Отчаянные, но небогатые любители тюльпанов рисковали жизнью – воровали цветы из садов султана и его придворных.

Естественно, современная Турция отличается от той, давней, но тюльпаны здесь по-прежнему любят, а в последние годы даже стремятся восстановить историческую справедливость – напомнить всему миру, что родина этих прекрасных декоративных цветов находится на Босфоре. Уже несколько лет подряд в апреле сады и парки Стамбула расцветают полями тюльпанов, а в апреле проводится тюльпанный фестиваль.

Поздний период

В течение XVIII, XIX и начале XX вв. Османская архитектура попадает под влияние европейских стилей. Округлые, волнистые и изогнутые линии преобладают в структурах этого периода, а первые примеры барочной архитектуры появились в XVIII в. в таких зданиях, как Гарем дворца Топкапы, дворец Айналикавак (1603-1617) и мечеть Нур-у Османие (1748-1755), мечеть Зейнеп Султан (1769), мечеть Лалели (1760-1763) и т.д. Мимар Тахир является важным архитектор этого периода.

Многие здания были построены в XIX веке с эклектичным миксом различных европейских стилей, таких как барокко, рококо и неоклассицизма архитектуры, включая дворец Долмабахче, дворец Бейлербейи, мечеть Долмабахче (1853-1855) и мечеть Ортакёй (1854-1856). Архитекторы из семьи Балян и братья Фоссати были ведущими специалистами того времени.

Некоторые мечети были спроектированы даже с Османской аранжировкой Неоготического стиля, как мечеть Пертевнийал Валиде Султан или Аксарай Валиде Султан (1872) и мечети Йылдыз Хамидийе (1884-1886) рядом с дворцом Йылдыз и бульваром Барбарос.

В конце XIX - начале XX вв. Стамбул стал одним из ведущих центров движения «модерн» во главе с архитекторами Александром Vallaury и Раймондо д-Аронко, разработке ряда известных зданий в этом стиле. А в начале XX в турецкие архитекторы Мимар Кямаледдин Бей и Мимар Ведат Бей впервые вводят «турецкий неоклассический» архитектурный стиль, используя многие архитектурные элементы зданий прошлых веков. Примером этого стиля является Главный Почтамт в Стамбуле.

Примеры Османской архитектуры классического периода (и не только), помимо Турции, можно увидеть на Балканах, в Венгрии, Египте, Тунисе и Алжире, где строились мечети, мосты, фонтаны и школы.

  • Мечети Стамбула
  • Смотрим иллюстрации....
  • Введение

    Так же, как и у многих народов, населяющих нашу планету, архитектура домов обыкновенных людей не может вызывать настоящий интерес. Чтобы действительно разобраться в архитектурных направлениях и прочувствовать полет мысли архитектора, необходимо обратить внимание на выдающиеся здания этой страны. В Турции это мечети, минареты, султанские дворцы и учебные заведения - медресе. Все эти здания носят на себе яркую печать османской культуры.

    Период Османской культуры длился с 14 по 19 века. На османскую архитектуру большое влияние оказала архитектура Византии, а также традиции строительства мамлюкского Египта. Так Собор Святой Софии, построенный во времена Константинополя, стал образцом для подражания и источником вдохновения для турецких зодчих. Для Османской архитектуры характерны величественные своды, купола и арки, а также удивительное разнообразие стилей, которое отразило смешение традиций Средиземноморья и Мусульманского Востока.

    Османская архитектура

    Это архитектура Османской империи, возникшая в Бурсе и в Эдирне в XV-XVI вв. и зародившаяся на основе ранней архитектуры Сельджуков. Она также находилась под влиянием иранской, византийской архитектуры, а также Мамлюкских традиций, после завоевания Константинополя турками. В течении почти 400 лет византийские архитектурные артефакты, такие, как Айя-София, служили моделями для многих османских мечетей. До 360 года на месте Айя-Софии стоял храм языческой Артемиды. Император Константин поставил на его месте небольшую церковь в честь Святой Софии. А в VI веке, согласно легенде, императору Юстиниану во сне явился ангел с планом строительства нового грандиозного храма. Строительство самой красивой церкви в Малой Азии длилось 5 лет, и все доходы империи за это время не покрыли стоимости строительства. Храм открыл свои двери для верующих на Рождество в 537 году. Здесь есть колонны, привезенные из древних разрушенных храмов Артемиды в Эфесе и Храма Солнца в Ливане, алтарь из золота, с сапфирами, рубинами, жемчугом, аметистами. В середине XV века войска султана Мехмеда II захватили Константинополь, после чего к храму Святой Софии пристроили минареты и он стал мусульманской мечетью. Золотой полумесяц, сменивший крест, стоял на куполе до 1935 года, когда из собора решено было сделать музей.

    Исламская религиозная архитектура, ранее представленная простыми зданиями с обширной декорацией, была преобразована Османами через динамичный архитектурный набор -- возведением сводов, куполов, полукуполов и колонн. Из узких и темных залов со стенами, покрытыми инкрустациями, мечеть была преобразована в здание утонченного изящества, сбалансированное эстетически и технически, с намеком на небесное превосходство. И по сей день можно найти объекты в стиле Османской архитектуры на бывших территориях империи, в проектах современных турецких архитекторов в Европе и, в частности, в России.

    Историческая справка:

    • · В 1071 г. возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
    • · В 1326 г. на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. В 1362 г. турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Эдирне.
    • · В 1453 г. турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи.

    Еще в 11 в. тюрки-сельджуки завоевали значительную часть Малой Азии и создали на ее территории несколько независимых эмиратов. Сельджукские правители объявили себя поборниками ислама и ревностными суннитами. В частности, они оставили после себя многочисленные мавзолеи и медресе, построенные в стиле местных традиций. Период расцвета Румелийского султаната был временем подъема его культуры. Наиболее яркое проявление сельджукская культура нашла в архитектуре. Султаны, крупные феодалы и сановники, даже купцы для украшения других городов и с целью совершения богоугодных дел строили мечети, медресе (религиозные училища), тюрбе (мавзолеи), ханы (дома для приезжих), караван-сараи на дорогах и пр. Сельджукские правители уделяли много внимания развитию архитектуры и искусства. Благодаря международным связям (в том числе с Ираном и государствами Средней Азии) местные мастера использовали методы строительства и элементы орнамента, принятые в соседних государствах. Со временем в сельджукском искусстве появились собственные художественные приемы, однако иранское влияние (особенно в архитектуре) было доминирующим, из-за чего многие искусствоведы относят сельджукскую архитектуру к персидской школе.

    На своей родине в Центральной Азии тюрки жили в куполообразных палатках, целесообразных для их среды. Эти палатки позднее приобрели влияние на дальнейшее формирование турецкой архитектуры и декоративных искусств. Когда Сельджуки впервые появились в Иране, они столкнулись с архитектурой на основе старых местных традиций, к которым тюрки оказались восприимчивы. И, что не маловажно, так как проникновение тюрков в Малую Азию происходило через Закавказье, то, как отмечали многие ученые и исследователи, например, И.А.Орбели, для первых сельджукских мечетей прообразом послужили армянские и грузинские церкви.