Дополнительные очень полезные страницы из книги Натальи Трифоновой "Кукольный театр своими руками"

Сложный процесс одевания на руку у малыша, а еще и синхронного воспроизведения речи и движений куклы. Надетую на руку куклу надо повернуть к себе лицом и сделать следующие движения. Пусть кукла несколько раз наклонит голову вперед, потом сделает поясной наклон. В первом случае сгибается сустав указательного пальца, во втором - сгибается только кисть руки кукловода. Затем повернуть куклу вправо и влево, похлопать руками, развести их в стороны, поднять вверх, вытянуть вперед. Погладить руками или рукой лицо куклы. Далее освоить: когда кукла обнимает, берет предмет, идет с ним и кладет обратно, шепчет на ухо, прижимается к вам.

Их чувства и переживания выражаются просто. Например, чтобы показать, что зайка плачет, нужно закрывать его мордочку его же лапками, при радости - он прыгает, при испуге - дрожит, при удивлении - разводит лапки в стороны. А если это меленька сценка "Игра в прятки", где два разных героя, нужно творчество и детей и взрослого. Бельчонок - живой, веселый, добрый и находчивый, говорит быстро и звонко, к мишке относится дружелюбно. Мишка флегматичен, неповоротлив, двигается и говорит медленно, любит поспать и мед. Он бельчонка ищет спокойно, без волнения, не суетится. Все это надо учесть при работе и с малышами и со взрослыми.

Освоить кукловождение педагогам потребуется ряд упражнений.

    Сначала мы учимся одевать на руку и водить куклу без ширмы.

    Чтобы кукла действовала согласно тексту необходимо освоить элементарные движения, т. е., когда необходимо: она шла и садилась, поворачивалась, наклонялась, хлопала ручками, приседала, кружилась, обнимала, брала предметы и пр.; чтобы кукла смотрела на детей или на героя. Она держится прямо, не наклоняется в сторону, не запрокидывает голову назад и не опускается вниз. Это не просто, но удивительно увлекательно.

    Кукла выходит не сразу, как из-под земли, а постепенно: с начало появляется ее голова, плечи, грудь и ноги. Кукла должна все время "жить", что-то делать, двигаться и своими движениями подтверждать текст. Бывает трудно, читать текст и одновременно следить за куклой или даже двумя куклами на двух руках. На уровне ширмы кукла должна быть все время. Руки куклы по возможности опускать вниз. Очень важно выработать ощущение пола, т. е. кукла должна как бы ходить по полу, не опускаясь и не поднимаясь. Если вести её по ширме совсем ровно, то у зрителей получится впечатление, что она скользит, катится, но не идет. Передавая походку куклы, надо продвигать ее вперед ритмичными движениями. Уходя, она не проваливается сразу, а удаляется в глубину ширмы за второй план или постепенно опускается.

    Даже посадить куклу можно двумя способами. Если у нее есть ноги, поверните ее лицом к зрителям, перекиньте ноги через ширму и немного опустите куклу. Если у нее нет ног, поставьте ее к зрителям в профиль, немного опустите и свободной рукой расправьте ее платье вдоль ширмы, как будто кукла вытянула ноги. А взять предмет с ширмы - значит наклонить только верхнюю часть туловища куклы, это достигается сгибанием кисти кукловода и не надо всю опускать вниз. Или лечь - с начало посадите ее, а потом положите голову на ширму. Когда нужно показать, что кукла спит, ее кладут на ширму спиной к зрителям, чтобы не видели ее открытые глаза.

    Каждый герой спектакля имеет интересные и характерные свои движения и все время реагирует на происходящее. Все незначительные, еле уловимые движения кукол делают ее настоящей, осмысленной, очень занятой и приковывают к себе внимание детей. Кукла без движения, застывает, она сразу становиться не интересной.

    Желательно найти для каждого персонажа свой, характерный голос, свою манеру разговора. При показе спектакля текст читается в умеренном темпе, выразительно проговаривая и произнося четко слова, дайте возможность зрителям рассмотреть героя, остановитесь, не спешить со словами сделайте паузу, остановку. Выждать когда дети посмеются, поделятся впечатлениями, поговорят с персонажами спектакля. Если понадобится, сделайте пояснения, добавьте текст, ускорьте развитие сюжета или замените его более доступными словами, выражениями.

    Учимся умению работать двумя куклами сразу в двух руках.

    В театре часто приходится работать двумя куклами. С куклой на каждой руке, при этом важно говорить, двигаться по-разному, каждая имеет свое место на ширме, свою манеру. Надо стараться использовать все игровое пространство ширмы и не группировать кукол в одном месте. И если кукла говорит, значит, она слегка двигается и немного жестикулирует. Та кукла, которая слушает, стоит неподвижно и смотрит на говорящую. Каждая перемена места и переход кукол должны делаться обоснованно, с определенной целью. При перемене мест кукол меняются местами и кукловоды.

    Кукловоды работают стоя, поэтому за ширмой не должно быть никаких лишних предметов, мешающих движениям. За ширмой просторно, чтобы не стеснять движения. Слаженность в работе с героем настанет, но не сразу.

    Ещё важно для кукольного театра такие моменты, как первый план и второй план.

    Значительно интереснее и выигрышнее пройдет показ, если сделать второй план, он увеличит сцену, создаст фон, за которым будет происходить действие или постепенный выход куклы.

    Свет оживляет оформление и персонажей, всё становится значительно ярче и привлекательней. При этом, конечно, мы соблюдаем меру и не перегружаем оформление ширмы и костюмы мелочами и деталями, не загромождаем лишними, ненужными декорациями и вещами, которые в спектакле не нужны. Не стремимся воспроизводить точную жизненную обстановку, создавать наибольшую правдоподобность. На ширме ставим только то, что необходимо и реквизиты и бутафории для показа. Всё должно быть просто, изящно и красиво.

    Когда нужно показать - лес, ставим дерево, куст и пенек. Но обыгрываем их: на пеньке кукла может посидеть, за дерево и куст может спрятаться. По возможности оформление делаем настоящими (газета, книга, яблоко, сметана, вода:)

И обязательно необходимо объяснить малышам новые слова, употребляемые в театре:

    сцена,ширма,зрители,аплодисменты,декорации, освещени,кулисы,занавес,афиша,билеты,зрительный зал,кукловод,спектакль

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию детей.

Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомых и любимых кукол: мишку, собачку, зайку, кошку, которые ожили, задвигались, заговорили, стали ещё привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

В кукольных спектаклях используются куклы, надевающиеся на руку, как перчатки. Их так и называют – ручные куклы или петрушки. Это потому, что их устройство заимствовано у народного кукольного театра, главным персонажем которого был Петрушка. Когда такая кукла надета на руку, кукловод может управлять движениями головы и ручек куклы.

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения ограничены, она производит впечатление живого существа. Это достигается тем, что кукла может правдиво и довольно точно передать поведение героя сказки в определённых обстоятельствах.

Как правило, в детском саду, кукольные спектакли готовят и показывают детям воспитатели. Но справиться с ролью кукловода могут и дети старшего дошкольного возраста.

Прежде, чем приступить к работе над конкретными ролями в кукольном спектакле, нужно усвоить некоторые общие правила ведения кукол.

  1. Следует держать куклы на определённом уровне по отношению к ширме, из-за которой их показывают. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться над ширмой примерно на две трети соей высоты. Отводя куклу в глубину, нужно поднимать её повыше для того, чтобы передние зрители могли её видеть, так как, чем дальше кукла отведена от края ширмы, тем хуже она становится видна.
  2. Когда кукла не жестикулирует и не совершает каких либо физических действий, её руки должны быть прижаты к туловищу (при этом правая ручка придерживает левую).
  3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки исполнителя. Следует помнить о том, что талия куклы приходится как раз на запястье руки, и ни в коем случае нельзя наклонять её всю, держащую куклу, руку.
  4. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить её, согнув в запястье руку, на которую надета кукла, а потом, оперев запястье на то место, куда сажается кукла, выпрямить кисть руки. Когда сидевшая ранее кукла встаёт, она тоже должна сначала наклониться вперёд, а потом выпрямиться и одновременно приподняться до обычного уровня стоящей куклы.
  5. Если у куклы есть ноги, её можно посадить на край ширмы лицом к зрителям. В этом случае следует усадить куклу, держа её в профиль, и постепенно поворачивать лицом к зрителям, одновременно перекидывая её ноги через край ширмы. Если у куклы нет ног, нужно, сажая её на край ширмы, на место воображаемых колен поставить снизу свободную руку кукловода, прикрыв её одеждой куклы.
  6. Движения куклы и текст, произносимый от её имени, должны быть обращены к определённому объекту – к предмету или персонажу. Это достигается тем, что куклу поворачивают всем корпусом или головой в ту сторону, куда она должна смотреть. Направить «взгляд» куклы на нужный предмет – значит направить её нос в эту сторону. Это же правило нужно соблюдать, когда кукла слушает то, что ей говорят.
  7. «Говорящая» кукла должна подчёркивать наиболее важные слова движениями головы или рук, так как это делает человек в жизни.
  8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны, иначе непонятно, какая из кукол говорит.

Усвоению этих правил нужно посвятить несколько занятий. Знакомиться с куклами и усваивать навыки игры с ними лучше не на абстрактных действиях вообще, а на основе небольших сценок, так называемых этюдов. Сюжеты их могут быть очень простыми, например: встреча (куклы встречаются, здороваются; встреча может быть радостной или наоборот неприятной, нежелательной), игра в жмурки и т.д.

Прочитав несколько раз пьесу по ролям, можно попробовать, сидя за столом, надеть куклы на руки и произносить текст от их лица, стараясь найти такие интонации, жесты и движения головы кукол, которые соответствовали бы смыслу происходящего действия.

В процессе разбора пьесы и читок по ролям (без кукол и с куклами) исполнители ролей обычно легко запоминают текст. С теми, у кого не получается быстро запомнить текст, следует позаниматься дополнительно, чтобы специально заучить текст.

К тому времени, как начнутся репетиции на кукольной сцене – ширме (в декорациях, с реквизитом), всем исполнителям необходимо знать текст наизусть.

Устойчивые навыки правильного ведения куклы вырабатываются постепенно, в практической работе с куклой. На репетициях и спектаклях нужно внимательно следить за тем, чтобы общие правила применялись в конкретных обстоятельствах пьесы, в ролях. При тщательно подготовленном спектакле, удовольствие от театрализованного действия получат и зрители и артисты-кукловоды.

Литература :

  1. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам: театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек., М,; Просвещение, 1982 год
  2. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
  3. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.

Детей

Детская школа искусств п. Остроленский

Методическая разработка на тему:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С КУКЛОЙ В ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

Работа преподавателя ДШИ

п. Остроленский:

п. Остроленский

1. Вступительная часть……………………………………….3стр.

2. Основная часть……………………………………………..4стр.

2.1. Глава 1. Происхождение перчаточной куклы………… 4стр.

2.2. Глава 2. Развитие гибкости рук…………………………..6стр.

2.3. Глава 3. Освоение навыков в работе с куклой………......8стр.

3. Заключительная часть…………………………………….12стр.

4. Список используемой литературы……………………….13стр.

Введение.

Кукольный театр – тот вид искусства, с которым дети, прежде всего, знакомятся в своей жизни. И знакомство во многом определяет отношение детей к театру вообще. Кукольный спектакль в исполнении детей просто обязан быть интересным, запоминающимся. Причем, эти впечатления касаются не только зрителей, но и самих актеров. Получить же удовольствие от своей игры может лишь тот ребенок, который свободен на сцене, имеет багаж навыков и умений. Первое, чему он должен научиться, придя в кукольный коллектив , - это умение действовать куклой, а рука оживает лишь в гибких, послушных руках.

Цель исследования – сочетание общего развития образного мышления детей со специальным, связанным с реализацией образа, перенесенного в куклу.

Задачи:

Вызвать интерес у детей к кукольному театру, проводя уроки в форме игры.

Умение связывать духовный мир человека с художественным образом

Развитие пластичности и выразительности рук актеров.

Практическая значимость – разработка может быть использована как материал для работы на теоретических и практических занятиях по предмету кукольный театр.

Структура работы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Список используемой литературы.

Основная часть.

Глава 1. Происхождение перчаточной куклы.

«Театром Петрушки» называется театр, куклы которого одеваются на три пальца руки – вроде перчатки. В Италии эти куклы назывались бураттини, теперь они носят имя пупацци.

Герой по прозванию Буратино появился на сцене во Флоренции в 1580 году, к этому времени и можно отнести рождение театра Петрушки. Комическая фигура, явившаяся прототипом Петрушки, имелась уже в кукольном древнеиндийском театре, где она называлась Вадушака, а в арабском театре – Карагез. Во Франции в 18 веке объявился Гиньоль. Его так полюбили ткачи в городе Лионе , что поставили ему памятник, одев в костюм ткача. А в Англии уже с 1688 года живет парочка обладателей очень больших носов – Понч и его сварливая жена Джуди.

В России этот персонаж получил имя Петрушка.

Полное имя – Петр Иванович Уксусов. Он, как и его заграничные братья, имел огромный нос, красный колпачок с бубенчиком и был большой скандалист и забияка. Совал свой нос, куда не следует, лихо колотил своей дубинкой и правого, и виноватого. Народный герой, да и только! В честь Петрушки всех кукол данного типа стали называть петрушками, хотя они изображали на только людей, но и зверей.

Во всем мире с давних пор установились целые «действа», которым в старину придавали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела – это символизирует приход весны. У каждого народа были свои обряды, свои игры.

До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество. Православие,

истребляя в людях веру в старых богов, запретило всякие скоморошьи потехи во избежание «святотатства». А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом.

И только в 17 веке при гуманном правлении царя Алексея Михайловича Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с петрушкой, и медведя водить, и даже «пиесы» играть.

А вот при слабом царе Федоре Алексеевиче усилилась власть церковная – и опять начались гонения на скоморохов, и был наложен запрет на театральные зрелища.

Но никакие гонения, страшные указы о «битье батогами» за участие в балаганных игрищах не могли истребить в народе любовь к театральным зрелищам. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпачок и орудует дубинкой.

Петрушка долгое время просто путешествовал с ярмарки на ярмарку, пока в 1924 году не обрел свой дом в городе на Неве. Именно тогда был впервые организован постоянно действующий кукольный театр для детей.

Глава 2. Развитие гибкости рук.

Развитие пластичности и выразительности рук – одна из важных задач руководителя любого театрального, а тем более детского кукольного коллектива. Руки наших детей, как правило, привыкли выполнять довольно однообразную работу: держать ручку, нажимать клавиши компьютера… Когда ребенок попадает на занятия в кукольную студию, то с удивлением узнает, насколько не слушаются его собственные руки. Не слушаются руки – не оживет кукла, не оживает кукла – не получается интересный спектакль.

Гимнастике рук обязательно должно уделяться время в ходе занятий кукольным мастерством. Первоначально упражнения выполняются в учебном полукруге без учета высоты ширмы. Затем, по мере их освоения, руки поднимаются выше, тренируется их выносливость.

Все упражнения разминки необходимо выполнять обеими руками. Равномерно развитые руки – непременное условие работы с любым типом кукол. Это качество необходимо для вынужденного отдыха уставшей руки во время репетиции или спектакля, для выхода куклы с любой стороны ширмы, для выполнения любой мизансцены. Во время разминки приходится внимательно следить за снятием излишних напряжений мышц не только рук, но и всего тела. После выполнения ряда трудных упражнений делать упражнения на расслабление.

При проведении разминки с детьми необходимо достигать атмосферы радостного творчества, интереса к проделываемым упражнениям. Конечно, при первоначальном освоении упражнений нужно контролировать каждого ребенка, точно разбирать порядок движений, это лучше делать без музыки. Когда упражнение усвоено, то музыка только помогает его выполнению. Можно выстроить порядок разминки таким образом, чтобы он напоминал некий танец рук, и исполнять его не только всей группой в учебном кругу, но и по группам руками над ширмой, определить лучших «танцоров». А может быть, из этого родится концертный номер? Когда дети почувствуют себя

хозяевами своих рук, можно доверить им создание новых упражнений, проведение собственной разминки в группе.

· гимнастика пальцев рук.

«ЦИРКУЛЬ». Описать по очереди круг разными пальцами в разных плоскостях.

«БУКВА Г». Выпрямить пальцы. Попеременно сгибать и разгибать две первые фаланги пальцев.

«ВЕЕР». Развести прямые пальцы и последовательно, начиная с мизинцев, сгибать пальцы в кулак и разгибать их. То же, начиная с больших пальцев.

«ПРУЖИНКА». Прижать пальцы друг к другу, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинящие движения пальцами, не отрывая их друг от друга.

«ГРЕБЕНЬ». Переплести пальцы рук. По очереди нажимать пальцами правой руки на косточку у основания левой (указательным на указательный, средним на средний и т. д.). При этом палец, на косточку которого нажимаем – выпрямляется вверх.

«ГУСЕНИЦА». Ладони вверх. Резко прижать мизинец к запястью и через всю ладонь вернуть его в исходное положение. То же, но парами пальцев обеих рук.

«ЩЕКОТКА». Чесать ладонь всеми пальцами по очереди.

· гимнастика кистей рук

«РОБОТ». Руки согнуты в локтях, ребро ладони обращено к полу. Не меняя положения предплечья, двигать кистями рук с выпрямленными пальцами в горизонтальной и вертикальной плоскостях. То же, но ладони в исходном положении направлены к полу.

«БУРАТИНО». Ладонь прямая. Пальцы прикасаются друг к другу, резко растопырить пальцы и вернуть в исходное положение.

«НОЖНИЦЫ». Напряженные выпрямленные руки над головой. Резкие движения имитируют работу ножниц.

«КАПЕЛЬКИ». Расслабляя пальцы и кисти, потряхивать ими, как бы избавляясь от капелек воды.

«ВОСЬМЕРКА». Сцепить руки перед собой в замок. Нарисовать кистями цифру 8.

«РАСТЯЖКА». Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий.

Глава 3. Освоение навыков работы с куклой в детском коллективе.

Дети приходят заниматься в театр чаще всего из любопытства или за компанию с друзьями, не имея сознательного влечения к театральному искусству. Очень важно заинтересовать их с первых же занятий, и при этом дать понять, что желания участвовать в спектакле мало, нужно сначала научиться управлять куклой. Этот период для педагога один из самых сложных. Как удержать естественное желание ребенка скорее выступать и при этом не отпугнуть его «в процессе отработки навыков владения техникой движения куклы»? Нужно каждое занятие построить таким образом, чтобы ученики, осваивая новое, повторяя уже изученное, не замечали самого процесса обучения. Чтобы каждый урок заканчивался «выступлением» перед товарищами, удачным или не очень, но обязательно искренним.

Итак, пришел новый ученик. Он смотрит на вас пытливыми глазами и горит желанием стать «артистом». С чего же начать? После гимнастики рук знакомимся с азами – правилами походки. Существуют три основных типа движения кукол: движения, создаваемые пальцами, запястьем и всей рукой. Движения пальцев внутри куклы соответствуют движениям головы и рук человека, движения запястья – сгибанию талии, движение всей руки – движению ног. Пластика куклы состоит из комбинаций этих основных движений.

Постоянно занимаясь с куклами, дети начинают чувствовать и воспроизводить их интуитивно.

Не менее важно сразу объяснить, а лучше показать детям правила движения куклы при разговоре. Кукла разговаривает, когда актер в такт словам поворачивает ее голову, выделяя важные слова жестами или движениями корпуса. Если на сцене находятся одновременно две или несколько кукол, то движется Толька та из них, которая говорит в данный момент. Остальные неподвижны и смотрят на говорящую.

Основные правила игры с куклой на ширме.

Правило первое. Правильное положение руки. Держать куклу нужно согнутой в локте рукой и совершенно прямо, кисть руки не должна отклоняться ни влево, ни вправо, ни назад. Рука с кистью должна составлять прямую линию.

Правило второе. Уровень куклы должен быть постоянным. Она должна находиться над ширмой на три четверти высоты куклы. При перемещении в глубину, на второй план – куклу надо держать выше, чтобы уровень не нарушался.

Правило третье. Ноги куклы – это ноги актера. Кукла не может ходить, поворачиваться, если ноги кукловода неподвижны. Надо двигаться с куклой – ходить, характер походки передается кукле.

Правило четвертое. Повороты кукол. Поворот головы на 180 градусов осуществляется вокруг руки, которая ее держит, как вокруг оси.

Правило пятое. Направление глаз куклы на объект внимания. Кукла, когда она смотрит в пустоту или на небо, становится мертвой. Чтобы кукла вела себя на ширме как живая, она должна быть в состоянии общения со зрителем, или с предметом, или с другой куклой.

Правило шестое. Кукла является частью человека: рука кукловода – ее тельце, а ноги – ножки куклы. Для того чтобы кукла села, нужно согнуть

кисть руки и одновременно опустить куклу ниже, на уровень ее бедер, а затем выпрямить кисть. Встает кукла, делая эти движения в обратном порядке.

Походка куклы получается, когда актер поднимает и опускает согнутую

в локте руку – делает «пружинку» - и одновременно слегка поворачивают кисть руки. При этом нужно помнить, что кукла ходит по воображаемому полу, находящемуся немного ниже уровня грядки, и «ронять» ее ниже нельзя.

Если не поворачивать кисть, а «пружинку» делать резче, получатся прыжки куклы. Если немного напрячь руку и делать все движения походки быстрее, то кукла побежит.

Если кукла ложится, то нужно точно знать для чего. «Спать» глазами к зрителю она не может, потому что, как правило, ее глаза не закрываются. Для того чтобы лечь, кукла должна сначала сесть, а потом уже ложиться.

Все другие движения кукол являются модификацией этих основных.

Основные упражнения.

Упражнение 1 . Встать по кругу и, подняв руку с куклой вверх, по команде учиться правильно ходить с куклой вперед, назад, вбок и поворачиваться, удерживая куклу на одном уровне.

Упражнение 2 . Ходить по кругу и по команде педагога менять характер походки в зависимости от характера образа, который надо изобразить. Ходить как медведь, прыгать как воробей и т. д. Хорошо, когда смена образа куклы сопровождается сменой музыкальной темы. Таким образом, тренируется и внимание.

Упражнение 3. Встать в линию перед педагогом и читать стихи, сосредоточив внимание на кукле. Это упражнение на координацию движений головы и рук куклы. Есть несколько положений рук у куклы-петрушки:

Руки могут быть сложены вместе – тогда они не загораживают голову

куклы и внимание зрителей сосредоточено на движении головы.

Обе руки раздвинуты в стороны – это очень заметный жест им не стоит злоупотреблять.

Кукла делает жест одной рукой, другая прижата к груди.

Упражнение 4. Тренировка переходов куклы с первого плана на второй. Это упражнение следует проводить за ширмой. При уходе на второй план, куклу держать выше. При переходе на первый план, опускать ниже.

Упражнение 5. На ширме 2 куклы и 2 кукловода. Им надо научиться двигаться вокруг друг друга, с куклами не сталкиваясь.

Заключение.

Кукла – «оживление» неживой материи при помощи рук актера и его фантазии. «Ожившие» герои будят воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный процесс.

Рассмотрев тему «Практическая работа с куклой в театральном коллективе», я выяснила, что развитие выразительности и пластичности рук – это главная задача, которую ставит перед собой педагог на уроках кукольного театра. Она осуществляется на групповых занятиях, но не менее важна и индивидуальная работа каждого ученика.

Данная работа включает в себя как теоретический, так и практический материал. Она может быть использована преподавателями театрального отделения при работе с куклой.

Список используемой литературы:

1. «Азбука театра» - М.: Современник, 1998.

2. «Хочу на сцену» - Д.: 1997.

3. «Фольклорный театр» - М.: Современник, 1988.

4. «Театр в чемодане» - СПб.: Литера, 1998.

5. Бабина Ю. «Практическая работа с куклой в детском коллективе». Я вхожу

в мир искусств – М., 2001.

Виды кукол .

    Марионетка (приложение 1). (от итал. marionetta) - разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута. Появление марионетки принято относить к XVI веку.

Слово «марионетка» происходит от средневековых кукол, изображавших Деву Марию и часто называвшихся уменьшительными вариантами имени Мария (фр. Marion, Mariotte, Mariolle); в Венеции, в частности, деревянные механические куклы появлялись в дни ежегодных церковных праздников). В старой литературе встречается утверждение, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Устройство кукол-марионеток . Кукла как правило практически целиком состоит из ткани, но некоторые части делаются и из других материалов. Наиболее часто употребляемый материал - глина. К рукам, ногам, туловищу и голове куклы крепятся верёвки, продеваемые через отверстия так называемого «креста», посредством наклонений которого кукла делает человеческие движения.

    Перчаточная кукла (приложение 2).

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как перчатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному. Ручки делают длиннее, к ним крепят палочки или проволочки-трости. При такой конструкции кукла двигается более естественно и плавно.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

    Кукла Петрушка (приложение 3)

Костюм для перчаточной куклы шьют из мягких тканей, свободного кроя. Не забывайте, что любая одежда для такой куклы кроится сразу с рукавами, обязательно торчащими немного кверху, иначе костюм будет плохо сидеть, связывать движения кукловода.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-«петрушек» и птиц.

    Куклы на тростях (приложение 4).

Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни-трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения - более грациозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможностей орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести - конечно, это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее. Для кукольных спектаклей изготавливают довольно сложных кукол, трости маскируют с помощью скрытых механизмов, чтобы они не отвлекали зрителей.

    Пальчиковые куклы (приложение 5).

Эти куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям но размеру пальца. Такие куколки подойдут вполне для домашнего представ­ления. Не обязательно делать декорации, а ширмой может стать задрапированная спинка стула.

Пальчиковую куклу можно сделать из мячика для настольного тенниса, шарика детской погремушки, футляра-яйца от киндер-сюрприза. Делаем отверстие для пальца и оформляем игрушку. На руку надеваем обычную перчатку или конус из лоскута ткани.

Используйте разные формы, не только круглые. В дело пойдут мелкие коробочки, кубики, пластмассовые крышки и коробки от флаконов. Фантазия безгранична, стоит только оглянуться вокруг - и вы найдете то, что поможет реализовать вашу идею.

    Куклы тени (приложение 6).

Театры теней есть во многих странах мира, но особенно ими славятся страны Востока - Корея, Китай, Япония, Индонезия, Индия. Отличительные особенности кукол этого театра в том, что они плоские. Кукла должна иметь четкий выразительный силуэт, поэтому ее изображают в профиль. А еще нужен плоский экран и освещение.

Представление дается за экраном. Актер-кукловод находится между экраном и источником света. Зрители видят темные силуэты персонажей. Кукла приводится в движение с помощью тонких тростей, или кукловод держит ее за ручку, а подвижные части дергает за веревочку или леску.

Теневой театр можно сделать и цветным, использовав в оформлении кукол цветные прозрачные пленки, пластмассы. Очень эффектно смотрятся кружева, сетки, ажурные материалы. Сама кукла выполняется из картона, кожи, синтетических материалов.

    Кукла из носка (приложение7).

Такая кукла называется мимирующей. Разрежьте мыс носка; из картона, фетра, драпа сделайте вкладыш и вшейте его в разрез. Глаза - пуговицы; нос, уши - из другой ткани, меха. Двигая пальцами внутри куклы, можно придавать ее лицу разное выражение.

Способы управления куклами в театре

Настольные театрализованные игры

Настольный театр игрушек (приложение 8). В этом театре используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок (приложение 9). Все картинки – персонажи и декорации – двухсторонние, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными, но обязательно достаточно устойчивыми. Это обеспечивается правильным соотношением веса или площади опоры с высотой картинки. Чем выше картинки, тем больше или весомее нужна площадь опоры. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Но не следует их поднимать и переносить с места на место. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки, ходьбу и одновременно с этим проговаривать текст. Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего – радостная, грустная, жалобная. Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Для того, чтобы создать представление о месте действия, используются элементы декорации: два-три дерева - это лес, зеленая ткань или бумага на столе -лужайка; голубая лента – ручеек.

Стендовые театрализованные игры

Стенд-книжка (приложение 10). Динамику, последовательность событий легко изобразить при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Для игр типа путешествий удобно использовать стенд-книжку. Его нужно укрепить на нижней части доски. На верхней разместите транспорт, на котором состоится путешествие. По ходу поездки ведущий (сначала воспитатель, а потом и ребенок), переворачивая листы стенд - книжки, демонстрируют различные сюжеты, изображающие события, встречи, которые происходят в пути. Так же можно иллюстрировать эпизоды из жизни детского сада.

Фланеграф (приложение 11). Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает из сцепление фланели, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели, на картинки можно наклеивать и кусочки наждачной или бархатной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов. Это доставляет детям удовольствие. Можно использовать и природный материал.

Разнообразные по форме экраны позволяют создавать “живые” картины, которые удобно демонстрировать попарно одновременно все ребята во время занятий. Сценки на экранах получаются разные, и дети смогут убедиться в многообразии вариантов изображения одной и той же темы.

Этот вид позволяет легко изображать массовые сцены, например “Воздушный парад”, “Перелет птиц”, “Запуск космической ракеты” и др.

Теневой театр (приложение 12). Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку, сердитого индюка, дерущихся боксеров. Показ нужно сопровождать соответствующим звучанием.

Разновидности игр-драматизаций.

Игры драматизации с пальчиками . Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате.

Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке “Репка” друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показывать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки: “Коза и семеро козлят”, “Двенадцать месяцев”, “Мальчиш-Кибальчиш”, ”Гуси-лебеди” и другие с множеством персонажей могут показывать двое, трое детей, которые располагаются за ширмой. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры-драматизации с куклами бибабо (приложение 13). В этих играх на пальцы рук надевают куклу. Движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движения пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то есть момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т.д. Такое “разоблачение” не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Пособие для начинающих педагогов театра кукол

Тема: основы кукловождения для педагогов театральных коллективов

Цель: теоретическое и практическое ознакомление педагогов с разными системами кукол и основами кукловождения

Задачи:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. Вступительное слово. В настоящее время получил широкое распространение т.н. «третий жанр» или «третий вид», образовавшийся на стыке драматического и кукольного театров. В этой системе взаимодействуют актёры «живого плана» и актёры-кукольники. Кроме того, довольно часто в драматических спектаклях стали вводить театральную куклу для раскрытия сложных психологических проблем. Это происходит неслучайно, ведь выразительными средствами куклы режиссёр может добиться более яркого и многогранного восприятия спектакля. В целом, использование театральной куклы в драматических, музыкальных, фольклорных и иных представлениях становится всё более интенсивным. Особенно это касается таких жанров, как сказка-басня, спектакль-плакат, комедия-лубок. Поэтому театральная кукла приобретает большое значение не только собственно для актёров-кукольников, но и вообще для всех артистов, связанных с театром.

На сегодняшнем мастер-классе мы попробуем овладеть секретами театра кукол, в частности, основами кукловождения. Я введу вас в теорию кукловождения и на практике покажу основные упражнения, необходимые для успешного овладения этим мастерством.

2. Правила, касающиеся всех систем кукол:

- актёр должен всегда обязательно смотреть на куклу.

Кукла всегда должна смотреть носом.

Рассказать про поворот куклы на месте.

Куклы не должны стоять близко друг к другу, чтобы зритель мог их рассмотреть.

Когда говорит одна кукла, другая должна спокойно стоять и слушать, чтобы не привлекать к себе внимания.

Когда кукла говорит, она не должна делать кивания на каждом слоге, а делать их только на последнем слоге.

3. Правила вождения верховой куклы:

При работе с верховой надо уделять большое внимание работе запястьем.

Рассказать и показать обязательную постановку тела актёра при работе с верховой куклой.

Кукла должна «чувствовать» пол.

Кукла, уходящая с первого плана на второй, должна подниматься актёром выше, чтобы позади кукол первого плана она не «терялась».

Рассказать и показать, как должна садиться и вставать верховая кукла.

Рассказать и показать, как должна брать реквизит верховая кукла.

Рассказать, как должна идти и бежать верховая кукла (кукла должна быть наклонена немного вперёд)

Верховая кукла всегда должна быть наклонена немного вниз носом в сторону зрителей

4. Правила вождения планшетной куклы:

Рассказать и показать, как правильно держать планшетную куклу

Рассказать и показать, как должна вставать и садиться планшетная кукла

5. Правила вождения марионетки:

При работе с марионеткой следует внимательно смотреть на нити и точно управлять вагой.

Следить за должным натяжением нитей и уровнем ваги (чтобы нити не были ослаблены).

6. Правила вождения открыто-управляемой куклой:

При работе с открыто управляемой (паркетной) куклой актёр должен строго стоять за куклой.

Паркетная кукла не должна стоять под углом к залу.

Озвучить свою точку зрения по поводу костюмов актёров с паркетной куклой.

7. Часть о смешении кукольных систем:

Рассказать о смешении кукольных систем (рассказать про т.н. «третий жанр» и многосистемность).

8. Обсуждение и подведение итогов. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за проявленный интерес к театру кукол. Надеюсь, что Вам был интересен и полезен прошедший мастер-класс. Поверьте, театральная кукла способна на гораздо большее, чем обычно принято считать. Всё дело только в искреннем и добросовестном отношении к ней и изучении тех законов, согласно которым она «живёт». Поэтому теоретические и практические знания, полученные вами сегодня, должны помочь вам выйти на новые нестандартные решения и сделать Ваши творческие поиски ещё более увлекательными. Спасибо за внимание!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

  • показать и рассказать о системах театральной куклы и её устройстве
  • обучить минимальному необходимому комплексу движений для кукол всех систем
  • показать упражнения с перчаточной куклой
  • показать упражнения с локтевой куклой
  • показать упражнения с тростевой куклой
  • показать упражнения с планшетной куклой
  • показать упражнения с марионеткой
  • показать упражнения с открыто управляемой куклой
  • рассказать о правилах вождения «говорящей» куклой
  • рассказать о правилах общения куклы с актёром «живого плана»
  • проверить результативность педагогов в конце мастер-класса