Путеводитель по архитектурным стилям

Снаружи усадьба имеет привычные классические черты, а внутри поражает убранством: египетская парадная со сфинксами, саркофаг с мумией в прихожей, отделка в стиле античной Греции и пышного Востока. Декор дома достался Морозовым от предыдущего владельца, но новой хозяйке Маргарите Морозовой интерьер не нравился. Она считала его причудливым и некрасивым.

Чета Морозовых была известна всей Москве. Михаил Абрамович любил живопись, коллекционировал картины, занимался благотворительностью и помогал художникам. Художественная коллекция размещалась в зимнем саду и во многих комнатах особняка на Смоленском бульваре.

Маргарита Кирилловна Морозова считалась первой красавицей Москвы и также занималась благотворительностью. С нее Врубель писал царевну-лебедь.

Михаил Морозов умер в 33 года. В 1910 Маргарита Кирилловна подарила его коллекцию Третьяковке (западноевропейскую часть отдали в Эрмитаж и Пушкинский музей), дом продала, от наследства отказалась в пользу детей. После революции Морозова не покинула Россию, несмотря на бедность: от прошлых богатств у нее остался только портрет младшего сына Микки работы Серова.

А в бывшем особняке Морозовых на Смоленском бульваре после национализации открылся клуб Октябрьской революции. В 1920-х в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сейчас здесь банк. Сам дом - один из прототипов особняка булгаковской Маргариты.

В начале 1897 года по Москве поползли слухи: от купца-миллионщика Михаила Морозова из его шикарного особняка на Смоленском бульваре ушла жена. Сплетники гадали: кого же осчастливила красавица Маргарита? К их разочарованию, вскоре выяснилось, что она вернулась в дом своей матери. А как красиво начиналась их с Морозовым история каких-то пять лет назад!

…Низенькая полная старушка в черном шелковом платье строго взглянула на юную русскую пару, входившую в отель, и неожиданно тепло улыбнулась. «Вы похожи на мою внучку, милочка», - произнесла она, села в открытое ландо и в окружении небольшой свиты уехала кататься.

Молодой муж покровительственно приобнял притихшую жену: «Запомни ее, дорогая: это - английская королева Виктория, для нас - просто соседка по отелю. Но знаешь, что я тебе скажу? Ее век уходит, а наш настает, теперь мы, капиталисты, сила, сливки общества, без нас никуда!» «И без меня тоже?» - удивилась тоненькая темноволосая девушка, и правда похожая на принцессу. «Ты наш бриллиант, венец творения! Погоди, вернемся в Москву, увидишь, какую я тебе оправу приготовил».

Ей - 18, мужу - на три года больше, это их первая общая весна, и они в Ницце. Город встретил новобрачных Морозовых феерическим цветочным карнавалом. Потом был Монте-Карло, где за игорным столом увлеченно играла в рулетку вдова императора Александра II Екатерина Юрьевская.

Маргарита Морозова, глядя на ее пухлые проворные руки, вдруг замерла: «Вот так и отец проиграл последнее где-то здесь, уехал в Марсель и застрелился...»

…Этот выстрел навсегда изменил жизнь двух маленьких девочек-погодок, Маргоши и Лели, и их 25-летней матери Маргариты Мамонтовой. Старшая Маргарита оказалась женщиной с характером, было в кого. Ее мать, бабушка девочек, тоже Маргарита, обладала железной волей. Армянка по отцу, унаследовавшая от матери гремучее смешение англо-немецко-русско-еврейских кровей, она вышла замуж за немца, старосту московской немецкой католической общины. Так что у хорошенькой вдовушки Маргариты Оттовны был выбор - упасть в ноги деспотичной матери или пойти на поклон к богатой мужниной родне - Мамонтовым и Третьяковым.

Фото: из коллекции М. Золотарева

Но она выбрала свой путь: заняла денег и вместе с маленькими дочками уехала в Париж - обучаться кройке и шитью. Вернувшись в Москву, открыла швейную мастерскую для состоятельных дам, попросив всех своих знакомых поддержать ее заказами. Дела быстро пошли в гору, и вскоре стало большим шиком иметь приданое, сшитое в мастерской Маргариты Оттовны. К Маргоше и Леле в уютную квартиру на Тверском бульваре ходили домашние учителя: они учились языкам, рисовали, играли на фортепьяно, потом пошли в гимназию. Маргарита Оттовна вставала с рассветом и до вечера была занята в мастерской, чтобы ее девочки ни в чем не знали нужды, однако подросшая Маргоша стыдилась своей матери. И вовсе не ее занятия были тому причиной… Дочери госпожи Мамонтовой были желанными гостьями на балах и вечерах в домах московского купечества.

Старинный особняк в Пречистенском переулке на старом Арбате с 1946 года занимает посольство Дании. "Родословная" этого московского дома уходит вглубь русской истории и заслуживает пристального внимания.

Правая часть здания построена вскоре после пожара 1812 года для гвардии капитана Воейкова. Прошло несколько десятилетий, и уже новый владелец майор Гурьев переделал большинство интерьеров согласно своим вкусам. В 1905 году его потомкам пришла в голову мысль украсить дом респектабельным парадным вестибюлем. А несколько лет спустя это владение купила известная меценатка Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца. После смерти супруга, Михаила Абрамовича, она продала свой огромный помпезный дворец на Смоленском бульваре, распрощавшись одновременно и с большой коллекцией знаменитых полотен: картины русских художников отправились в Третьяковскую галерею, рисунки Тулуз-Лотрека и морской пейзаж Ван Гога достались Пушкинскому музею, а импрессионисты - Эрмитажу.

Тем не менее самые любимые полотна Серова, Врубеля, Коровина Маргарита Кирилловна оставила себе: пусть небольшая, но все же галерея. Поэтому и помещение для нее требовалось соответственное. Для воплощения своего замысла Морозова пригласила молодого, подающего большие надежды архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. Именно он придумал расположить большой зал приемов так, чтобы в нем было много света и практически в любое время дня в окна заглядывали бы лучи солнца. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между несколькими окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами балкона, выходящего в сад. По словам посетителей салона Морозовой, среди которых частым гостем был Андрей Белый, особняк служил редким образцом хорошего вкуса. Поэта, как и многих других, кроме всего прочего, привлекала атмосфера русской помещичьей усадьбы - дух уже уходящей эпохи. Продолговатая столовая с мебелью из карельской березы была завешана старинными иконами, картинами известных мастеров. Гостиную тогда украшало знаменитое врубелевское полотно "Фауст и Маргарита в саду". Все это сообщало морозовским вечерам, на которые собиралось иной раз до ста человек, совершенно особенную ауру - она заставляла забывать революционные тревоги... После Октябрьских событий особняк национализировали, хозяйке отвели комнату в подвале, а в верхних покоях долгое время размещались различные советские учреждения, позднее - норвежская миссия. И наконец в 1946 году дом перешел посольству Королевства Дания.

"Я наслышан о множестве занимательных легенд, связанных с этим особняком, - говорит нынешний его хозяин, посол Королевства Дания в России господин Ларс Виссинг. - И хотя, как водится, истину часто заменяет вымысел, история жизни госпожи Морозовой очень любопытна. В особенности потому, что семья Морозовых олицетворяет историю меценатства в России. У нас в Дании также тому много примеров. Это и вложение компанией Karlsberg значительных средств на создание музея мирового искусства Glyptotek, и строительство нового здания оперы в Копенгагене при поддержке фирмы Merk. В Москве прошел фестиваль датского кино, организованный при содействии наших фирм, работающих в России..." Относительно почти вековой эпопеи с постоянной перестройкой особняка Морозовой г-н Ларс Виссинг заметил, что такое явление не редкость, например, в Провансе. Там дома "собираются по частям" многими поколениями владельцев. В конце концов начинает казаться, что вроде так и было... Чтобы увидеть самые старые постройки, нужно выйти во двор. Так и с русским особняком: от начала XIX века остались флигель в стиле классицизма с колоннами и зимний сад с ампирным портиком над входом. К середине этого же столетия относятся парадная столовая и библиотека.

Торжественную атмосферу парадной столовой создают белоснежный потолок, оформленный строгим карнизом, и небесно-голубой цвет стен.

В библиотеке потолок представляет собой овальный свод, разбитый на четкие квадратики. В центре - фреска с мифологическим сюжетом. Камин исполняет главную композиционную роль: по обеим сторонам, справа и слева от камина, - арки, ведущие в холл перед кабинетом посла. Из изменений, внесенных Жолтовским, можно отметить деревянную дверь в стиле модерн, изящно декорированную плавными линиями и цветками. Кстати, ему же принадлежит и оформление холла - парадного входа в дом. Будучи приверженцем классики, Жолтовский сделал его в виде римской ротонды, окруженной восемью колоннами дорического ордера. Круглый свод завершает фонарь-окно.

В пустовавшие ниши холла нынешние хозяева дома водрузили бюсты коронованных особ Дании. Когда гости входят в большой зал приемов, эти фигуры придают церемонии особую торжественность. Вместо врубелевских полотен теперь здесь парадные портреты короля Фредерика IX (дедушки русского императора Николая II) с супругой и Луизы Датской. Стены выкрашены в нежно- розовый цвет, в качестве отделки использованы пилястры под сиреневый мрамор, карниз с тонко прорисованным растительным орнаментом и круглые медальоны.

Дом Маргариты Кирилловны Морозовой был едва ли не первым заказом Жолтовского. Позже, уже в советское время, он стал признанным основоположником социалистического реализма в архитектуре, оставившим свой "автограф" на громоздких зданиях Ленинского проспекта. Однако, без сомнения, жемчужиной творчества этого признанного зодчего останется все же старинный особняк в Пречистенском переулке.

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013