Трагическая новость застала врасплох. Трудно поверить, что Паша ушел так рано. Столько еще было впереди. Он всегда стремился своим творчеством изменить жизнь людей к лучшему, заставить задуматься об истинных ценностях, которые мы порой забываем в бесконечной суете. Он никогда не гнался за славой и признанием. Во все свое творчество он вкладывал частицу своей души. По просьбе его родителей мы не стали писать о смерти Паши раньше. Сегодня, в день похорон, мы публикуем воспоминания некоторых из его друзей и знакомых.


1983 - 2013

«Я бы хотел, чтобы люди научились отличать, грубо говоря, эту фальшивую картонку, которую перед ними ставят, от настоящего.»

«Я, скорее, за то, чтобы люди в первую очередь меняли себя. Чтобы они не проходили мимо нищих, чтобы помогали друг другу, чтобы сами искали какие-то альтернативы - своей жизни, своему мировоззрению, окружающему пространству.»

«Остановитесь на мгновение, ваша суета никуда не денется, а вот драгоценные минуты счастья порой уже не повторить. Помините...»

Кирилл Кто

Мы не сделали этого сразу, не написали искреннее и настоящее, то, что знали о нем от него лично, а не из «интернетов». Мы тормозили три дня, позволили копипастерам поднять вой. Но мы и при жизни мало для него делали. Так часто бывает. Берегите живых и помните о Паше.

2010 г.

Владимир

Мы с Пашей росли вместе, отдыхали семьями, он встречал меня из детского сада и школы. Всё время мне чинил игрушки и помогал. Его можно смело назвать старшим братом, мы даже рисовать начали вместе. Сейчас я горжусь им еще сильнее, горжусь, что был у меня такой единственный друг, который мог поддержать и принять меня таким, какой я есть. И очень больно, что он ушел, не реализовав все свои проекты и планы на жизнь. Жаль его маму: она жила только ради него и всячески помогала всем чем могла. Я буду помнить его вечно и помогать, чем смогу.


2012 г.


Виталий

Мне сложно собрать свои мысли. Последние дни нахожусь в совершенно отрешённом состоянии. Пожалуй, стоит начать от печки, так проще собрать все слова в более-менее связанный текст. Тем более, что всё, что происходило последние лет двенадцать, очень ярко отпечаталось в памяти и, надеюсь, никогда не сотрётся.

Всё началось с совершенно случайного и забавного знакомства, хотя, мне кажется, оно обязательно должно было произойти. Район, начало 2000-х, я вышел покидать мяч в кольцо, а тут ребята брейк танцуют (славное было время). Естественно, разговорились, потанцевали (кто только этим тогда не увлекался), и, конечно же, оказалось, что заочно мы знакомы, ведь рисовало на тот момент не так много людей, а «на районе» уж все работы явно были на виду. С Пашей сразу как-то завязалось очень приятное общение, и на следующий же день мы уже вместе рисуем. Очень тёплые воспоминания о том времени: всё только начиналось, мы были заряжены и постоянно что-то делали, экспериментировали, искали краску, ездили на фестивали, рисовали…

Мы дружили с Пашей больше 10 лет, причём, как бы не отличались наши интересы и сферы деятельности, нам всегда было о чём поговорить. Не один вечер был проведен в тёплых беседах и спорах об искусстве, жизни, любви, дружбе. Меня всегда поражали в Паше честность, открытость и некоторая наивность, он всегда так искренне и самоотверженно верил в свои идеи и тем самым просто заряжал энергией и желанием делать, делать и делать. Мы часто обсуждали планы, работы, будущие проекты, при этом всегда говорили друг другу всё как есть, без купюр. Немало было сказано, как хорошего, так и плохого, но я всегда видел и очень ценил то, что, как бы порой жёстко не закончилась наша беседа, между нами всегда оставалось доверие и уважение, и, несмотря ни на что, мы снова и снова шли друг к другу за советом. Мне кажется, это было очень важным моментом в наших отношениях. Мы ценили и доверяли мнению друг друга, ведь оно было без лести и желания угодить, нам нечего было друг другу доказывать, мы слишком хорошо знали друг друга. Мне будет очень этого недоставать.

2012 г.

Удивительно, но даже когда я перестал рисовать, наши пути не то что не разошлись, но с годами стали ещё ближе. Часто Паша внезапно звонил и говорил, что сегодня хочет сделать проект и надо помочь. Это было очень приятно, и я просто не мог отказать. Ведь я не просто помогал другу - каждый раз это было очень интересно. Паша постоянно придумывал что-то необычное: наверняка, многие знают про его первый самодельный переносной проектор на аккумуляторах, а про робота Space Invader уж точно. Всё это он конструировал и мастерил сам, у него были золотые руки. Он всегда экспериментировал и пробовал что-то новое - занимался фотографией, лазил с диггерами, пробовал себя в дизайне, аэрографии, пытался выпускать журнал, монтировал ролики и клипы, занимался сайтом, а в итоге и декорации для мюзикла сделал… Я порой не мог понять, как он всё это успевает, а про его нереализованные проекты и записные книжки с идеями я вообще молчу! При этом он никогда не забывал о родных и друзьях, всегда был очень отзывчивым и добрым. Порой даже слишком… Он переживал из-за множества тех вещей, на которые большинство людей даже не обратили бы внимание. Паша был как «человек, с которого содрали кожу»: он очень тонко реагировал на всё, что происходило вокруг него. Много раз я говорил ему, что не стоить принимать всё так близко к сердцу и переживать из-за всяких идиотов, но он просто не мог иначе, он так чувствовал, так жил, наверное, это был его крест. Но, может быть, именно поэтому все его так любили и уважали. Я уверен, что нет ни одного человека, который после личного общения с ним, не проникся бы этими чувствами.

Паша был очень талантлив и буквально фонтанировал идеями. Не проходило и дня, чтобы он не придумывал по несколько проектов, и всегда это было с такой душой, что я просто поражался. Ведь как много вокруг прекрасных профессионалов своего дела - отличных райтеров со своим уникальным стилем и отточенной техникой, неугомонных бомберов с невероятными кусками в таких местах, что дух захватывает, но как порой мало в этих работах души, человечности, иронии, надрыва. Паша был настоящим художником: через свои работы он действительно пытался донести до нас то, что чувствовал.

Я до сих пор не могу поверить, что его больше нет. Не верю, что он не позвонит на неделе и не скажет, что «пойдём, Виталь, прогуляемся по району, поищем место для нового проекта, потом посидим пивка попьём, поболтаем…». Для многих он был «Паша 183», известный уличный художник, но для меня он всегда был просто Пашей, моим очень близким другом. Пусть земля ему будет пухом…


2012 г.


2012 г.

Алексей Кио

Я познакомился с Пашей летом 2003-го года. В то время я поступил в университет, который находился в районе метро Преображенская площадь. Как-то раз, проходя дворами, я обратил внимание на ребят, рисовавших граффити на каком-то техническом сооружении. Я подошел, познакомился, мы поговорили немного и уже буквально на следующий день пошли вместе рисовать. Одним из этих ребят был Паша, писавший тогда «Хекс 183» или просто «Хекс». Меня сразу подкупила его прямота, невероятная харизма и искренность. Мы быстро нашли общий язык, а через некоторое время, я мог уверенно называть Пашу своим другом.

С тех пор у нас было довольно много приключений: лазания по крышам и стройкам, ночной бомбинг, холкары на троллейбусах, где мы чудом избежали засады (никогда так не бегал), трафареты, постеры и стикеры. Говорят, «друг познается в беде», и эти слова абсолютно про Пашу. Он из тех людей, в которых не сомневаешься, и он это не раз доказывал.

Помню, вначале меня немного удивляло, что Паша больше тяготел к русскому року и панку нежели к хип-хопу и электронной музыке, которая была популярна в среде райтеров в начале 2000-х. Он мог сделать какой-нибудь несложный фриз из брейкданса, какой-нибудь финт, когда мы играли в сокс. Но все же он явно тяготел к позднесоветскому наследию, к вольнолюбивым образам Цоя, Летова, Шевчука, к протесту против несправедливости. Все это нашло отражение в лирике его работ - грубоватые формы, черно-белая гамма, гротескные сюжеты.


2005 г.

Я никогда не мог сказать, что мне нравятся его работы, мы часто спорили, но никогда не ссорились и всегда уважали мнение друг друга. Лишь через какое-то время я понял, что у него действительно всегда был свой уникальный стиль, с самого начала. Пусть противоречивый, но абсолютно, невероятно искренний. Он действительно болел тем, о чем говорил, писал, рисовал. Его усердию можно было только позавидовать. Часто, когда я заходил к нему в гости, он мне демонстрировал какой-нибудь свой новый гаджет, который делал своими руками: переносной проектор, распылитель на две банки сразу, какие-то механизмы - его изобретательности не было предела. Он все время придумывал какие-то новые приёмы, новые ходы для выражения своих идей: залезал в подземные тоннели в центре Москвы, выставлял свет, проецировал изображения и делал снимки; забирался ночью в лес, где проецировал на дым, на растянутые простыни, в общем, был невероятно увлеченным человеком. Все эти его разносторонние качества сливались в один цельный уникальный образ. Паша был и остаётся для меня цельным, крепко сбитым Человеком с большой буквы. Личностью. Очень больно и горько от того, что он ушёл от нас таким молодым. Покойся с миром, дорогой друг.

2011 г.

Мы были знакомы больше десяти лет, эпизодически общались. Последний год мы постоянно созванивались и часами разговаривали в skype. Не сказать, что я являюсь большим поклонником того, что он делал, однако, вероятно, именно диаметральная противоположность во взглядах нас и сближала: мой скепсис и его неподдельный оптимизм, моя критика и его вера. Наши беседы охватывали огромный спектр тем: от личной жизни до мироустройства в широком смысле. Так и в последний раз, начав с метафизики, закончили мы Ильфом и Петровым. Он искренне, по-настоящему болел душой за мир и людей вокруг себя - в этом весь Паша. Честный, добрый и дружелюбный, иногда по-детски наивный, но всегда желающий лучшего для других.

Утром первого апреля в голове навязчиво звучала песня Летова, не знаю, возможно ли это, чувствовал ли я, что что-то случилось… «Никто не хотел умирать». Невосполнимая утрата.

С кончиной Паши ушла не только огромная витальная энергия, пласт уличного искусства и его самобытность, но закончилась и часть меня. Та часть, которая позволяла продолжать стремиться и менять. Последние слова его были о том, что нужно поддерживать хорошие начинания во всем. Не забывайте об этом, ведь пока вы продолжаете делать что-то хорошее, в делах этих жив и Паша 183. Светлая память.

2010 г.

Ольга

Да ведь самое главное, Паша, прежде всего, чудесный ЧЕЛОВЕК! Добрейший, щедрый до невероятного, отзывчивый, с фантастическим обаянием, которое притягивает к нему людей, смелый и решительный. И так чутко воспринимающий мир.


2011 г.


2012 г.

Кирилл Кто

Я не хочу громких избитых штампов: «Помним. Скорбим», «невосполнимая утрата» или «потеря для русского искусства», которыми пользуются обычно в таких случаях. Утрат и так слишком много, а «русское искусство» в лице своих горе-искусствоведов еще не раз вспомнит, что надо думать о живых, а не набрасываться как стервятники на наследие, профанируя и отбивая всякую охоту общаться. Пашины работы ждут своего исследователя, вдумчивого и чуткого, такого, какого при жизни они, как часто, к сожалению, бывает, не получили. И Паша был не только действительно Большим художником, но в первую очередь - другом и человеком. Для меня он всё равно, наперекор реальности, жив. И я расскажу лучше несколько последних эпизодов (хотя их огромное количество, все по своему важны, и я могу вспоминать его бесконечно, как и многие, его знавшие) с ним живым, очень Живым.

2012 г. Панорманое фото

Паша позвонил мне и пригласил на концерт «Алисы», на юбилейный, посвящённый двадцатилетию альбома «Для тех, кто свалился с луны». У него было два прохода, потому что последние несколько лет он общался с Кинчевым, которого очень уважал как и других рокеров: Шевчука, Летова, Цоя. Мы сидели в VIP-ложе рядом с толстопузыми дядьками и тряслись там от возбуждения будто дети. Я рыдал на половине песен, потому что знаю их с детства наизусть и они по-прежнему актуальны для меня и для него. Они все для него и про него. Это было в День защитника отечества - совершенно дискредитированный государственническими знаками праздник. Но Паша защищал таким образом не столько Россию, сколько свое личное, не географическое, не формальное, а внутреннее, выдуманное им самим Отечество. Это похоже на то, что Марсель Пруст называл «гражданин неизвестной родины», про таких ещё говорят «гражданин мира». Все творчество Паши про это - такое наивное, детское и бескомпромиссно романтичное. Мне часто не нравились его работы за их вроде бы, как мне казалось иногда, излишне романтично-наивную, формальную сторону, за лобовые патетические приёмы. Я говорил: «Ну как ты можешь быть таким наивным, как ты не понимаешь, что людям нельзя вот так раскрываться, они тебя заклюют?» Они и заклёвывали периодически, от чего он страдал, но он всё равно делал сердцем, а не расчётом. Потому что не мог иначе и не хотел.

2012 г.

А до этого, 12-го февраля, мы возвращались поздно вечером на метро и разговаривали о зиме и о том, как холодно рисовать. Я болел, но Паша попросил встретиться и пойти порисовать вместе. Опять же, мне не всегда нравилось с ним рисовать. Мы всё-таки тащили груз в немного разные стороны, по-разному смотрели на многие вещи, хотя во многом соглашались безоговорочно. Не пойти с ним я не мог. С ним надо было общаться, когда он просил, потому что просил он редко, и я, хоть и бываю иногда ужасно бессердечным и сам никого не слышу вокруг, увлечённый своими идеями, согласился. Когда у меня год назад была депрессия, и мне не с кем было поговорить, он, ни минуты не колеблясь, приезжал и поддерживал меня. В тот самый период, когда у него брали по три интервью в день, в период этой международной его славы, когда его рвали на клочки лицемерные, падкие до сенсаций журналисты. Короче, встретились вечером и пошли рисовать. Мы поехали к нему на район, было поздно - больше двенадцати. Увидели на лестнице в метро человека, хромающего, с синяками, в куртке, измазанной кровью. Оказалось, его избили, когда он вписался в чужую пьяную драку. К человеку мы подошли не сговариваясь, хотя остальные поздние пассажиры - я помню этот момент как сейчас - прятали глаза и спешили мимо. Дотащили парня (он весил килограммов 120, тяжеленный), посадили в машину. Я ещё спросил, почему бы нам не отвезти его до дома, не проводить? Но Паша как будто знал провидчески, что вот это ровно та степень участия, которая сейчас нужна, и сказал, что уверен в водителе, что подняться на этаж он точно поможет. Что нам надо идти рисовать, и мы сделали уже достаточно.

2013 г.

Утром созвонились, и оказалась - правда. У парня была сломана нога, но соседи отвезли его в травмпункт и всё сделали. Это был приезжий, сказал, что он благодарен нам, что не верил, будто в циничной, холодной Москве кто-то может вот так взять и помочь. После инцидента с избитым пошли с Пашей рисовать. Ночью с проектора он рисовал слово «Родина», горящее в огне из долларов и рядом девочку на руках у спасающего её пожарного. Я стоял и разговаривал с ним, как всегда обо всём и ни о чём. Потом приехали менты, кто-то их вызвал из жителей соседнего дома, заметив нас рисующих, но не удосужившись выслушать, что мы рисуем и почему. А менты же почти сразу всё поняли, поняли, что это не типичное «граффити имён» и что за такое забирать нельзя. То есть они проигнорировали вызов, нарушили должностные инструкции, и порекомендовали нам сделать вид, что они нас уводят, а самим потом тихо через 10-20 минут вернуться и доделать работу. Паша её доделал. Это была его предпоследняя, а последняя работа - про детей, можно посмотреть здесь. Мне и моей маме она очень понравилась.


2013 г.

Он очень любил детей всегда и последние пару месяцев хотел завести семью, противореча собственному не раз процитированному убеждению, что «в мужчине умирает революционер, когда у него появляется женщина». Я удивился, обнаружив его вдруг таким. Да, он любил многих, а девушки обычно не очень понимали Пашу, но тянулись к нему, иногда потом сильно калеча глупыми истериками. Паша, несмотря на свои нежные чувства к барышням, всегда казался мне волком-одиночкой, который не променяет вольное «чистое поле» на семейное счастье и «тёплый клетчатый плед». Его увлечения всегда были временными, настоящей его любовью была общечеловеческая Любовь, а не местечково конкретная. Он поехал в Питер к новой девушке, на которой хотел жениться, и звонил мне оттуда радостный, спрашивал, куда им стоит там сходить. Я стал даже сомневаться в том, что он неисправимый одиночка: так странно это звучало, так редко он бывал настолько радостный и почти беззаботный.

Когда я вспоминаю о нем сейчас (да и прежде часто так было), то возникает двоякое чувство: с одной стороны, он этакий атлант, титан, русский богатырь или ударник-стахановец, этакий «Последний Герой», про которого пел один из его любимых поэтов. У меня выпрямляется струной спина, как на параде, как перед кем-то, кто принимает парад и перед кем ни в коем случае нельзя сплоховать, а с другой - текут ручьями слёзы, потому что я, как сирота, пронзительно жалею об этом своём друге - большом и вроде бы брутальном, а в душе - ранимом ребёнке. Ребёнке с автоматом, который не даст в обиду своё детство и свои идеалы. Он никогда уже не вырастет и не станет скучным и ленивым взрослым. Всем бы уметь сохранять и охранять до самой победы с оружием в руках детство, искренность, наивную веру так, как умел он. Но в наше время эрзацев, масок, потребительских, компромиссных ценностей уюта и комфорта таких, как он, больше нет.

2013 г.

Женя Зубчик

Паша был особенным человеком. Он жил как чувствовал, а чувствовал он всегда очень сильно. Паша всегда всё пропускал через себя, всё принимал близко к сердцу. Именно это делало его искусство таким искренним, честным. Он был идеалистом, готовым на любые, самые сумасшедшие авантюры. Если ему приходила в голову какая-то идея, вне зависимости от степени сложности и бредовости, его уже нельзя было остановить. Он всегда доводил начатое до конца. Искусство было главным смыслом его жизни. Искусству Паша отдавал себя полностью. Он не был материалистом, таких он ненавидел. Коммерция, деньги, карьера - это слова не из Пашиного мира. Он жил моментом, только здесь и сейчас. Он мог сутками реализовывать какую-то свою затею, работать часами напролёт без перерыва, в буквальном смысле без еды и сна. Он хотел, чтобы вокруг него люди также отдавались делу, со всей страстью. Так и было. Он притягивал таких же идеалистов, как и он сам, которые часами возились с ним над проектами. Люди, которые были рядом с ним, его друзья, по-настоящему любили его. Он был энтузиастом и романтиком. Порывистый и яркий, сумасшедший. Он был настоящим художником.

2012 г.


2011 г.

Виктор Набор

Я познакомился с Пашеий на каком-то фестивале. Наверное, году в 2003-2004-м. Тогда он писал «Хекс». Уже в то время он рисовал черно-белые работы в технике, близкой к фотореализму. Меня это очень удивило и впечатлило. Затем я стал всё больше и больше замечать его работ в городе, в различных местах. Порой они были не подписаны, но уже тогда его стиль был узнаваемым. Когда думаю о том времени, сразу вспоминаю его работы с рок-исполнителями и первые социальные темы. Затем его творческая направленность заметно расширилась, пошли разные эксперименты в технике и началась работа с нетрадиционными для граффити художественными материалами. Году в 2007-м лично для меня он уже являлся очень сильным, амбициозным художником. Человеком, который чётко знает, что хочет, и знает, как это реализовать. Его художественные эксперименты и различные проекты очень вдохновляли. Подход Паши, серьёзность в работах были уникальны для Москвы: он задавал очень высокую планку.

Когда виделись и общались, Паша всегда был честным и откровенным, делился многими предстоящими проектами, какими-то идеями. Сам был открыт для всего нового. Если что-то не получалось, звонил, советовался, не бросал никогда поставленные задачи, пока полностью не убеждался, что реализовать идею не получится. Был готов помочь и делом, и советом.

2007 г.

Константин Рахманов

Отрывок из «Книги Каждого дня», начало мая 2012-го года. На днях к нам в город приехал очень известный (в кругах больших и не очень) уличный художник Паша 183. Приехал он на одно мероприятие, дать лекцию. К сожалению, туда я не попал. Единственное, что знаю, Паша был в маске, не показывал своё лицо, и что всем, кто был там, очень понравилось. Но всё-таки приезд для него значил немного больше, чем просто прочитать лекцию, уделить немного времени тому небольшому количеству человек, которые пришли его послушать. Мне да и многим художникам хочется оставить свой объект, свою работу в чужом городе. Хотелось и Паше оставить частичку своих мыслей, частичку себя.

Перед его приездом я слышал про него много разных слов: «русский Бэнкси», «поймал звездуна», «заржавел» и т.д. Но, познакомившись лично, я увидел в нём простого русского человека. С духом здорового патриотизма, чистого и обыкновенного человека, у которого есть свои детские мечты и желания. В тот момент он переживал из-за того, что его сравнивали с Бэнкси. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я рисовал всю жизнь, что хотел. Что желал. Делал какие-то инсталляции, трафареты, оживлял предметы. А тут, бах, и меня сравнивают с кем-то. Зачем и для чего?»

3 апреля 2013-го года. Мы много гуляли, много разговаривали. Я занимаюсь граффити уже около 10 лет. Он - один из тех людей, которые начинали в Москве эту культуру и это движение! Он мне рассказывал про улицу, я эту улицу очень хорошо знаю, мы хвастались друг перед другом какими-то победами, обсуждали какие-то поражения. Мне с ним было очень легко и интересно. Я узнал много нового, старался брать по максимуму. В его глазах была видна прозрачность и честность. Правда - она не всегда приятна, но это и есть Правда. В каждой правде есть плюсы и минусы, есть линии развития. Это как стратегия. Стратегия жизни. Он это хорошо понимал. Но меня поражала его детская честность и его «совковость», закалка того времени. Как будто он только-только вернулся из прошлого.

В одном из дворов он нашёл старый шкаф, я помню как он мне позвонил и быстро-быстро говорил, что нужно делать. Он просил меня заказать ему газель, для того что бы перевезти шкаф в какое-то рабочее пространство. Я всё сделал. Он нашел типографию, подготовил весь нужный материал, и мы начали колдовать над его новым проектом. Это - инсталляция под названием «Машина времени». Позже в Интернете я нашел ролик и немного описания на его сайте.

На днях мы с ним списывались, он рассказывал, как задержал одного чурку на улице. Тот прямо у него на глазах отобрал у женщины сумку и побежал. Паша его догнал и немного вломил. Я вообще поражался его поступкам. Преподнося информацию людям, показывая наши минусы и плюсы, делая нам подарки, говоря о нас, не обижаясь и не отвлекаясь на мелочи, он сдержанно делал свою работу. О нем много говорят, его со многими сравнивают. Но это все х**ня. Я рад, что знаю этого человека и в душе считаю его своим старшим братом.»

2012 г.

Тимофей Радя

Паша был частью моего мира. Целый остров, страна. Я помню, как впервые увидел его работы. Это были подземные проекции. Я тогда ничем таким не занимался. Он здорово удивил меня, и затем продолжал делать это снова и снова, и я начал кое о чём догадываться.

Он всё делал очень сильно. И так честно, как никто другой. Я часто думаю о нём. Паша несёт свет. Светлая память.

2010 г.

Артём Рен

Уважаю активных людей. Активность и ответственность за свои слова как стиль жизни. Я помогал с краской проекту «Стена», и одним из участников был Павел. Мы не так много общались - я просто снимал на камеру и говорил с ним о жизни. Простой вопрос - простой ответ. Простой разговор - простой человек. Мне нравилось его прямолинейность в ответах и чистота в мыслях, без лишнего пафоса и мыльных размышлений. Он делал и говорил - я слушал... Спасибо ему за сказанные слова, за все «слова».

2008 г.

Полина Борисова

Когда у меня возник интерес к граффити-культуре, я со свойственной мне основательностью стала изучать это явление «от и до». Моё внимание сразу привлекли два участника этой тусовки: команда «Зачем» и Паша. Я нашла Пашу в ЖЖ и написала ему в несколько ироничной форме, что на известном фото «ГО» на Красной площади парней было четверо, а он нарисовал только двоих.

И Паша мне ответил, что это был фестиваль, что было мало краски и мало времени, поэтому он выбрал двух наиболее значимых, по его мнению, персонажей, но обязательно нарисует и всех остальных. Меня поразил его ответ своей серьёзностью, основательностью и вежливостью. Я никак не ожидала подобного от «уличного художника». Так началась наша дружба. Паша был человеком редкой душевной красоты. Своей искренностью и наивностью в суждениях он напоминал мне моих друзей 1990-х, а своим вдумчивым и основательным отношением к творчеству, бесконечным потоком идей, упорством и трудолюбием, с которыми он воплощал эти идеи в жизнь, – моего папу.


2005 г.

Он был не только замечательным Художником, но и просто волшебным другом – надежным и тактичным, умел поддержать в трудную минуту. А ещё он был очень-очень-очень ранимым.

2007 г.

Петр Петро

Наше знакомство началось в начале 2000-х. Эпоха, когда граффити-сообщество было ещё совсем маленьким и незрелым, когда всё общение складывались из живых встреч. Поэтому большинство ребят знали друг друга лично. Паша был той личностью, которая выделялась из общей массы, и он запомнился мне навсегда. В душе я сразу отметил его энергию, открытость в общении и, самое интересное, это его индивидуальный взгляд на жизнь и искусство. Наверняка те, кто шли в ногу с тем временем, помнят, как в начале своей карьеры Паша повсюду изображал «гробики» двумя цветами - чёрным и белым. Эти два цвета так и остались навсегда и стали лицом его стиля, и не потому, что не было средств на краску. Они подчёркивали сущность его идей и прямоту, порой даже в лоб… «Нет времени приукрашивать нашу жизнь», - такие слова я услышал в одном из наших разговоров. Они крепко засели у меня в памяти. Многие его работы отражали социальные проблемы общества. Он пробовал найти грани взаимодействия между обществом и городским пространством. С каждой работой я наблюдал его «мысли», это были будто шаги… шаги к правде… которые многие попросту не замечали. И всё это игнорирование и есть позор нашего общества, которое живёт в тоталитарной системе. Паша как бы стучался к нам, к нашим сердцам, к нашей «свободе», которую мы сами теряем и по сей день, стараясь не замечать или попросту не понимая этого. Биться за правду общества, биться за чистоту души, помогать друзьям, существовать, как человек в полной мере - так делает далеко не каждый, как делал это он. Сейчас он в нашей памяти, его работы будут «работать» над нашей совестью, они будут вечным двигателем…

Павел Александрович Пухов, более известный как Паша 183 или P183 — один из самых известных русских художников в стиле граффити. Родился в Москве в 1983 году. Занимался граффити, уличными инсталляциями, также работал художником-постановщиком, реставратором, дизайнером. Заявил о себе в конце 90-х годов. Являлся участником стрит-арт команды «310». Настоящая известность к нему пришла в 2012 году, когда британское издание The Guardian опубликовало его работы и сравнило Павла Пухова с английским художником, который известен под именем . С тех пор многие называют Пашу 183 «Русским Бэнкси».

Так же, как и Бэнкси, Паша 183 старался сохранять анонимность. Настоящей трагедией стало известие о том, что с 1 на 2 апреля 2013 года Павел Пухов (Паша 183 ) умер (предположительно от сердечной недостаточности). Это стало настоящим шоком и потому, что художник находился на пике своей карьеры и популярности, его выставки проходили в Росси, Европе и Америке. Работы уличного художника высоко оценивались во всём мире.

После гибели Паши 183 его английский «коллега» Бэнкси посвятил ему одну из работ, которая называется «P183 R.I.P.». На Винзаводе поставлена мемориальная стена, которую сделал художник Валерий Чтак. Также был снят документальный фильм, который называется «Паша 183».

Любите смотреть хорошие фильмы в отличном качестве? В этом вам поможет сайт http://kino-novinki.net . Только здесь самое большое собрание фильмов на любой вкус, включая самые последние новинки.

Греться у костра

Духи Питера

Мы увязли сапогами в вечность

Питер - город ангелов

Поджигателям мостов — посвящение

Сказка о потерянном времени

В современном мире существует множество художников, фотографов и писателей, видящих мир иначе. Один из них - Р183 или Паша 183 . Такой необычный псевдоним взял себе уличный художник Павел Пухов. Он видел в привычных предметах новые детали, а о своих работах говорил так:

«Вначале думаю, потом вижу, затем показываю, что вижу»

Так, художник с легкостью превратил заснеженное бывшее бомбоубежище в новогодний торт (Преображенская площадь, 2012 год), уличный фонарь - в гигантские очки (2009 год), а двери метро - в фигуры ОМОНовцев (2011 год).

Еще одной работой Павла была исполненная на бетонных плитах шоколадка «Алёнка». Художник когда-то снял фильм «Сказка про Аленку 2005», где знаменитое лакомство являлось образом современного ребенка. Павел 183 считал, что:

«…каждый человек с детства вынужден учиться себя продавать - так построена жизнь в современном мире. Каждый из нас, как «Аленка», продается вопреки своей воле. Но все же Алёнка, в моем понимании, - самый светлый человечек на земле, вечно наивный и вечно бескорыстный»



Павел 183 воплощал свои идеи не только в Москве. Художник оставил частичку своего творчества в разных уголках России. Например, посчитав петербужцев «ангелами во плоти», Павел нарисовал на корпусе автобусной остановки крылья (2012 год).

А Екатеринбург стал для художника городом, который он давно искал. Спокойствие, иной ритм жизни − все это помогло воплотить давно задуманный проект под названием «Машина времени». На своем сайте Павел писал о нем:

«И, вот, узнав город лучше, посетив одну из его центральных площадей, я нашел удивительное место - возле плотины, в самом центре Екатеринбурга. Я даже не знал, что это будет, но идея не выходила из головы. Течение воды подсказало мне решение. В одном из дворов я быстро нашел старый шкаф. Именно он оказался наилучшим образом прошлого, того, что находится в настоящем. Заменив заднюю стенку на выход в неизвестность, куда время сквозь часы течет потоком, я поместил внутри шкафа ребенка, который резвится в потоках времени. Все мы знаем, как течет время в детстве - оно не играет роли»


Но как же московский уличный художник получил мировую известность? Это произошло благодаря британским СМИ, опубликовавшим материалы о нём. The Guardian сравнила Р183 с известным английским уличным художником Бэнкси. Павел сначала обижался на это сравнение, так как не стремился никому подражать и долгие годы работал исключительно над собственными темами, искал свой стиль. Друзья московского художника стали называть Бэнкси «английским Пашей», а позже Паша 183 привык к новому имени и даже стал им представляться.

Жизнь «русского Бэнкси» была такой же загадочной, как и его творчество. Даже причина смерти по-прежнему неизвестна. Информация о трагедии подробно не комментировалась, сообщалось лишь то, что это не было убийством. Суицид тоже никто не предполагал. В качестве основных версий рассматривались отравление и остановка сердца. Паша 183 умер так же таинственно, как жил.

Паша 183 – это российский художник в области граффити, стрит-арта, уличной инсталляции, живописи. А за творческими псевдонимами «Паша 183» и «Р183» скрывается Павел Александрович Пухов, рождённый 11 августа 1983-го года в Москве.

Молодой человек в своё время поработал сисадмином, реставратором, художником-постановщиком и дизайнером, но стал известным в 2012-м году благодаря британским журналам. В частности, The Guardian опубликовал о нём материал, назвав художника «русским » за его изящные граффити и авторскую анонимность. Отношение самого Павла к этому прозвищу было скептичным. Он утверждал, что нашёл свой собственный стиль, свою эстетику и философию. Друзья Паши называли самого Бэнкси «английским Пашей».

Если вы - москвич или москвичка, или же бывали в Москве, то вполне могли видеть на её улицах и стенах картины, скульптуру или инсталляции Паши 183.

Одной из самых знаменитых работ художника в стиле является «Правда за правду» - изображение омоновцев в полный рост на дверях станции метро «Красные ворота», созданное Пашей в августе 2011-го года к годовщине путча.

Конечно, такие работы недолговечны, коммунальные службы быстро их смывали и закрашивали. Но Паша не боялся работать даже с более кратковременными материалами. Так, он делал композиции из опавших листьев, рисовал на снегу, делал световые проекции.

«Выпал снег, превратив все дворы в огромный белый лист. Глядя с крыш домов и из окон верхних этажей, невольно ищешь объекты для воплощения своих фантазий в жизнь. И вот, посреди двора стоит фонарный столб, который очень сильно напоминает дужку от очков. Решение пришло моментально, и на пустынном пространстве листа появились брошенные кем-то очки».

В 2012-м году Паша 183 отметился в театральной и музыкальной сферах, создав хоррор-декорации для зонг-оперы «TODD», совместно с панк-рок группой «Король и Шут». Постановку и сегодня можно посмотреть в московском Театре киноактёра.

1 апреля 2013-го года состоялось событие, информацию о котором по сей день нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Этот день считается днём смерти Паши 183. Но обстоятельства смерти художника неизвестны, поэтому поклонники его творчества склонны считать информацию первоапрельской шуткой и ждут «воскресения» Паши. А пока считается, что Паша 183 похоронен на кладбище «Ракитки» в Новой Москве. И даже сам британец Бэнкси посвятил ему работу «P183 R.I.P», которая представляет собой символическую горящую свечу в виде баллончика краски. Работа была также размещена на официальном сайте Бэнкси.

Бэнкси. « P 183 R . I . P »

«У нас в стране нет фигуры, равноценной Паше. Он художник европейского уровня, интуитивно чувствовал последние тенденции. Он не боялся делать крупномасштабные, пространственные вещи, а именно это сейчас в тренде на Западе. Хотя на самом деле его карьера только началась, вот лет через 10, уверен, он стал бы знаменит».

Кирилл Алексеев, старший научный сотрудник отдела новейших течений Третьяковской галереи

Паша 183 - это тот редкий случай, когда уличного художника официально признают. Так, в январе-феврале 2013-го года в мэрии города Ле-Кремлен-Бисетр во Франции состоялась групповая выставка стрит-арт художников Р183 и Nebay в рамках фестиваля «RussenKo». С 6 марта по 25 мая 2014-го года прошла первая персональная выставка Паши 183 в Московском музее современного искусства, инициированная его друзьями посмертно. А в августе того же года аналогичная выставка прошла в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке. Сегодня работа Паши 183 «Стены не спят» включена в постоянную экспозицию Музея уличного искусства, а находится там же на реставрации.

Друзья Паши 183 посметрно сняли о художнике документальный фильм.

Материал подготовила: Юлия Сидимянцева

Москва - город, где родился, жил и умер стрит-арт художник Паша 183, названный газетой The Guardian "русским Бэнкси". После его смерти сам Бэнкси посвятил ему одну из своих работ - изобразил над баллончиком с краской горящее пламя. Название статьи всеобъемлюще, поэтому в материале детально ознакомимся с биографией, работами и причиной смерти Паши 183.

А говорят, что рукописи не горят...

В Москве на стенах домов сохранились некоторые работы Паши 183. Многие из них смыты, но не временем, а руками людей. Так, одна из известных его работ - "Падший ангел" - закрашена белилами. Неравнодушные жители ее все время обновляли, но это мало интересовало коммунальные службы Москвы, Питера, Екатеринбурга, где любил рисовать свои инсталляции Павел. Его уже нет, и та небольшая память, которая могла бы остаться, закрашена...

И таких забеленных стен в Москве можно найти много там, где были граффити стрит-художника Паши 183. И это удивительно, потому что Павел был признанным мастером, имел официальные заказы на граффити, участвовал во многих выставках за рубежом. Однако его настоящие, искренние работы уничтожены, граффити Паши 183 остались только на фото любителей.

Кто он - Паша 183?

Павел Пухов родился в Москве 11 августа 1983 года. Паша 183 или Р183 - это его псевдоним, под которым он работал. Были мечты, планы, проекты, но в ночь с 1 на 2 апреля 2013 года смерть Паши 183 перечеркнула все. Он не дожил до своих тридцати каких-то четыре месяца...

Рисовать начал лет в четырнадцать. Песня "Группа крови", услышанная у стены Цоя, что на Старом Арбате, подтолкнула его к тому, что нужно не просто рисовать, а общаться с людьми посредством своих работ граффити.

Учился Павел в Институте дизайна, по окончании вуза получил диплом с указанной в нем специальностью Работал дизайнером, художником, реставратором, но предпочитал больше всего уличное искусство 90-х, делая инсталляции этой эпохи на стенах домов и промышленных объектов, мусорных баках, дворах, мостах. По его высказыванию, он был человеком, который стремился показать людям тот мир, в котором жили и выживали... Все граффити, которые делал Паша 183 в городе, являлись, так или иначе, иллюстрациями к песням. Их было много, но отечественная пресса не замечала художника.

Кредо стрит-арт художника

У Павла были правила, которым он никогда не изменял: не рисовать на памятниках и культовых сооружениях, не затрагивать конкретных людей в своих работах.

Павел продолжал рисовать граффити, правда, в 2011 году не было такого спектра инструментов, который появился в следующем 2012-м. Не было предложений о сотрудничестве, о совместных проектах. Известность пришла к Павлу после того, как в Интернете появились его работы. К нему обратились такие известные в мире издания, как The Guardian, Daily mail и Telegraph, с просьбой дать интервью, результатом которых стали статьи об уникальном художнике граффити, а The Guardian назвала его "русским Бэнкси".

Паша 183 за 2012 год сделал много инсталляций, участвовал в выставках, но слишком мало времени оставалось на то, чтобы выполнить то, что задумал. До 2012 года Паша 183 не предполагал, что будет настолько много работ.

Некоторое переосмысление

В одном из интервью Павел поделился, что появилось другое видение, стал ощущать иначе окружающую его среду, намного острее начал видеть моменты, которые до этого не наблюдал. А вообще, что-то реально гениальное создается раз в шесть лет, этому способствует какой-то накопительный процесс. В работе было слишком много материала, который находился где-то в черном ящике, и в один момент прорвало, появились какие-то возможности, благодаря которым началась реализация проектов.

На вопрос о том, насколько помогли СМИ в реализации проектов и продвижении его работ, он сказал, что ничего хорошего в этом не видит. С одной стороны, начали узнавать, и появилась популярность, а с другой стороны — покой ему дороже. Лучше работается, когда не отвлекают вопросы и камера. Создание картины Паша 183 считает достаточно интимным процессом.

В 2011 году Павел рисует картину, в которой главный мотив - это выход из зоны комфорта. "Поджигателям мостов - посвящение". Вот его комментарий к своей работе:

Вряд ли кто-то из нас сейчас, достигнув успеха, связей, денег, славы, способен отказаться от всего этого. Сжечь мосты и порушить все свои достижения ради новой, неведомой, возможно, безрассудной и нелогичной жизни или смерти. Эта инсталляция посвящается тем, кто вышел за пределы собственных пыльных закоулков и создал новый мир. Тем, кто способен отказать самому себе ради шага вперед.

Выставка во Франции

В первые два месяца 2013 года во Франции в городе Ле-Кремлен-Бисетр прошла выставка работ Паши 183. На ней были представлены новые произведения, экспериментальные, отличающиеся от того, что он делал до этого. Каждая работа — это "сон о чем-то большем". Готовился очень тщательно, так как во Франции совершенно другое мышление, люди по-другому видят и по-другому реагируют на все происходящее, на любую вещь. И Павлу было важно понять, чего он стоит, то есть чего стоят его работы. Не сколько стоят, а чего стоят. Как люди будут реагировать на эти работы?

Серьезный эксперимент. Отрадно то, что появилась возможность взаимодействовать с западноевропейской публикой. Там живые, интересные люди, не испорченные жизнью.

Павел считал, что любая выставка — это как камертон. Если есть положительный резонанс, понимаешь, что здесь сделал действительно интересную вещь. Бывают вещи, которые не нравятся другим, а нравятся только автору. И он не считает, что они плохие. Но для себя важно понимать, что ты сделал хорошо, а что плохо.

Работы Паши 183 в 2005-2010 гг.

Павла после выставки спросили о том, какие бы работы он представил, если бы был приглашен лет пять назад. Он ответил, что, делая выставку пять лет назад, предложил бы вниманию общественности другие граффити, намного злее, намного серьезней и жестче.. Сейчас, в силу своего возраста, хочется творить в позитивном направлении, без маниакальной агрессии, использовать новые формы в творчестве, поскольку изменилось видение. Ведь все к лучшему, негатив делать очень тяжело.

В 2005 году он рисовал исключительно негативные вещи, в которых просматривалась агрессия. Глядя на эти холсты спустя годы, Паша говорил, что становится дурно от одного их созерцания. Над теми творениями он сидел по полмесяца, ища даже не образ, а атмосферу. Чтобы нарисовать холст, нужно было разозлиться, то есть войти в состояние сознательного психоза и лишь после этого приступать к процессу. И только в этом состоянии получится сделать сильный, агрессивный холст.

Печальное известие

2 апреля 2013 года мир облетело сообщение — Паши 183 не стало. Просто злая шутка, когда вот так, на взлете.

Все только начиналось, впереди — выставки, предложения, переход к работе с галереями. Все были в недоумении: какова причина смерти Паши 183 - русского Бэнкси? В это просто невозможно было поверить. По одной из версий, которую опровергают друзья Павла, он отравился. Другое предположение говорит о внезапном сердечном приступе. Версия о насильственной смерти была опровергнута.

Поверить сложно, ведь был крепким парнем. Но работал много, а спал мало. Как бы там ни было, причина смерти Паши 183 — ни та, ни другая — не была принята его фанатами. О том, что есть тут что-то недосказанное, были предположения и в Сети, и в СМИ.

Друзья Павла вспоминали, что он, казалось, спешит, боится потерять драгоценное время. Кстати, о времени. Это была его ключевая тема, которой посвящено много работ.

Рассуждения Павла о жизни

"Реальность не всегда позитивна, - говорил Паша 183, - но она такая, какую мы все делаем. Раньше думал, что все вокруг плохо, и живем в дерьме. Есть люди, которые продолжают так думать и сейчас".

И ведь Паша говорит, что тоже двигался в этом направлении. И его протесты, его отношение к реальности были связаны с тем, что в любых вещах видел только негатив. В это время была бы понятна причина смерти Паши 183 — уход из жизни в связи с раздвоением в душе. Но нет, в те годы это не произошло...

Спустя время Павел осознал, что на вещи можно смотреть с разных сторон. В одном из последних интервью он поделился своими раздумьями. "Негатив, он сам вылезет, но уж если можешь пофилософствовать и оценить предмет с разных сторон, хочется делать позитив. Хотя жизнь не меняется, но меняется тот вектор, куда ты движешься, понимаешь, почему жизнь такая, кто в этом виноват. Разглядываешь ее под разными углами, что-то открывается и ведет тебя, и молишься Богу, только бы это не кончалось...."