Романтизм как художественное направление возник в ряде европейских стран на рубеже XVIII и XIX веков. Важнейшими вехами, определившими его хронологические рамки, стали Великая Французская революция 1789-1794 годов и буржуазные революции 1848 года.

Романтизм представлял собой сложное идеологическое и философское явление, отражавшее реакцию различных социальных групп на буржуазные революции и буржуазное общество.

Антибуржуазный протест был свойственен и консервативным кругам, и прогрессивной интеллигенции. Отсюда те чувства разочарования и пессимизма, которые свойственны западноевропейскому романтизму. У одних писателей-романтиков (так называемых пассивных) протест против «денежного мешка» сопровождался призывом к возврату феодально-средневековых порядков; у прогрессивных романтиков неприятие буржуазной действительности порождало мечту о другом, справедливом, демократическом строе.

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для. русских литераторов-романтиков. Им казалось, что постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание «народной души» у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это прежде всего гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление у, о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева «Войнаровский», «Наливайко», его «Думы», повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - «Песнь про купца Калашникова» и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.


Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали «тихую чувствительность» как выражение «томно-горестного сердца», романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо («Собор Парижской богоматери» В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее «духовность», ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести «Ревельский турнир» он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: «Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод». 13

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

В. А. Жуковский. Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии «Вечер» поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик... 14

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского. В 1808 году им было создано поэтическое произведение, баллада «Людмила». Хотя сюжет ее был заимствован из сочинения немецкого поэта Бютера, тем не менее Жуковский переносит действие баллады в Россию, изображая русскую жизнь конца XVIII века. Фантастическому сюжету баллады присущи все характерные для романтических произведений такого рода черты: возвращение пропавшего жениха, полночная поездка его с Людмилой, сопровождаемая вереницей таинственных видений, которые «с поздним месяца восходом Легким светлым хороводом В цепь воздушную свились. Вот за ними понеслись.

Вот поют воздушны лики: Будто в листьях повилики Вьется легкий ветерок, Будто плещет ручеек». После «Людмилы» им были созданы баллады «Громобой» (1810), «Светлана» (1808-1812). Они были написаны поэтом на сюжеты, взятые из русской средневековой жизни, изобилуют описаниями народного быта, обрядов, в частности святочных гаданий:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали;

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали, кормили

Счетным курицу зерном.

Ярый воск топили,

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны». 15

Поэт тонко и впечатляюще изображает взволнованное состояние девушки, томимой тревогой за судьбу любимого и страхом перед ночными чудесами:

Вот красавица одна

К зеркалу садится.

С тайной робостью она

В зеркало глядится,

Темно в зеркале, кругом

Мертвое молчание.

Свечка трепетным огнем

Чуть лист сиянье…

Робость ей волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи.

С треском пискнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи. 16

Изображение чудесного и таинственного в балладах Жуковского, доставляющее, по выражению Белинского, «сладостно-страшное удовольствие», определило необычайный успех его произведений.

С началом Отечественной войны 1812 года Жуковский становится ратником дворянского ополчения, с которым находится под Можайском в день Бородина, а затем попадает в Тарутинский лагерь. Здесь он создает под впечатлением военных событий и общего патриотического подъема свое лучшее гражданское стихотворение «Поэт во стане русских воинов», позднее напечатанное журналами «Вестник Европы» и «Сын Отечества». «Певец во стане...», по существу, был страстным публицистическим произведением рождающегося гражданственного романтизма, дальнейшее развитие которого произойдет в начале 20-х годов XIX века. Написанная после оставления Москвы русской армией, в то время, когда еще не был ощутим перелом в военных действиях, поэма была обращена к патриотическому чувству русских людей, напоминала им о славных боевых традициях их предков, начиная с киевского князя Святослава, Дмитрия Донского и кончая Суворовым. Значительное место в поэме было уделено изображению национального героя М. И. Кутузова и его сподвижников - генерала Ермолова, Раевского, Коновницина и др. За ними следовали и командиры казацких и партизанских отрядов: «Вихрь-атаман» Платов, «пламенный боец» Денис Давыдов, бесстрашный Сеславин, который «где ни пролетит с крылатыми полками. Там брошен в прах и меч и щит. И устлан путь врагами». С большим чувством говорил поэт о любви к родной земле:

Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры юных лет И первых лет уроки. Что вашу прелесть заменит? О, Родина святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя? 17

Вместе с тем, многое в ходе военных событий осталось непонятым автором, - например, национально-освободительный характер великой борьбы русского народа. Не понят был Жуковским и стратегический замысел Кутузова, хотя он прославлял в поэме опыт и твердость «героя под сединами». Несмотря на это, обращение поэта к высокому патриотизму соотечественников нашло горячий отклик в их сердцах. С волнением и восторгом читали современники «Певца во стане русских воинов». Поэма переписывалась от руки и распространялась сотнями списков.

Популярность поэта обратила на него внимание высшего общества и самого царя. Он был приближен ко двору. Так началась длительная придворная служба Жуковского. Сначала он стал чтецом вдовствующей императрицы, затем учителем невесты великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I), a позднее - учителем его сына. В годы нелегкой придворной службы Жуковский не хлопотал о личной карьере, он стремился наряду со знаниями передать членам царской семьи идеи гуманизма и просветительства. И хотя молодые друзья упрекали подчас поэта в том, что его талант начинает меркнуть в придворной атмосфере, они никогда не сомневались в его человеческой порядочности и душевных качествах. О степени доверия Жуковскому знавших его людей говорит тот факт, что декабристы (в частности Н. Муравьев) сообщили ему о существовании «Союза благоденствия» и звали присоединиться к ним. Жуковский отказался, но зная о заговоре, не выдал друзей, несмотря на свою близость ко двору.

В молодости Жуковский активно участвовал в литературной жизни. В начале XIX века он был членом «Дружеского литературного общества», куда входили Андрей Тургенев, Мерзляков, Воейков и др., затем секретарем «Арзамаса». Его природная общительность, остроумие, склонность к шутке ярко отразились и в протоколах этого общества и его письмах к «арзамасцам». Устраивал Жуковский и собственные «пятницы» и «субботы», на которые собирались друзья, писатели и музыканты. Это время осветилось для него сердечной дружбой с Пушкиным, постоянным защитником которого он оставался до конца жизни поэта. Он добивался смягчения участи опального Пушкина, ходатайствовал за него перед Александром I и Николаем I. Много делал Жуковский и для других литераторов. Он добился освобождения от солдатчины Баратынского, выкупа из крепостной неволи Шевченко, возвращения из ссылки Герцена, защищал Н. И. Тургенева, И. В. Киреевского, помогал Н. В. Гоголю.

Взгляды поэта даже в молодости были далеки от радикализма, позднее он осудил восстание на Сенатской площади. Но в то же время пользовался любым случаем, чтобы облегчить участь ссыльных. Будучи противником «тиранства», угнетения человека человеком, он смелым гражданским поступком доказал верность своим убеждениям, освободив своих крепостных. В архиве его хранятся письма никому не известных, бедных людей, просивших его о заступничестве, - среди них были сироты, вдовы, крепостные. Жуковский помогал и сохранил их письма.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»).

Баллады занимали одно из центральных мест в творчестве Жуковского, он обращался к этой форме поэтического произведения в течение всей жизни. В литературных кругах он даже получил прозвище «балладника». Под его влиянием балладный жанр стал «расти вширь». Появился и ряд последователей - ими были П. А. Плетнев, В. К. Кюхельбекер и даже молодой Пушкин. Критика неоднозначно оценивала баллады Жуковского. Журналист Греч, не одобрявший распространение балладного жанра, писал: «Ах, любезный творец «Светланы», за сколько душ ты должен дать ответ? Сколько молодых людей соблазнил ты на душегубство?». 18 Возможно, одной из причин подобного отношения были новизна и сложность этого жанра. Баллада, ставшая одним из излюбленных жанров поэтов-романтиков, оказалась наиболее удобной поэтической формой для воплощения тех нравственных и сословных сдвигов, которые произошли в начале XIX века, сложностей человеческой психики.

Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Личная жизнь поэта не была безоблачной, с юных лет он почувствовал горечь социального неравенства, затем - несбывшиеся мечты о счастье с любимой девушкой, чувство к которой он сохранил на долгие годы. Меланхолические настроения, близкие самому Жуковскому, окрашивают большинство его творений. Они усиливаются сознанием неверности житейских благ, предчувствием утрат. Решение общественных и индивидуальных проблем поэт пытается найти этическим путем. Основная тема его баллад - преступление и наказание. Жуковский обличал низменные страсти человека - эгоизм, жадность, честолюбие. Он считал, что преступление совершается тогда, когда человек не сумел обуздать эти страсти и забыл свой нравственный долг.

Так, Варвик - герой одноименной баллады - захватил престол, погубив законного наследника, своего племянника. Жадный епископ Гаттон («Божий суд над епископом») не дает хлеба голодающему народу. Наказаниями за преступления в балладах Жуковского являются или муки совести, или - в тех случаях, когда раскаяние не наступает, - судьей человеческих преступлений становится природа. Природа в балладах Жуковского всегда справедлива, и она часто осуществляет возмездие: так, река Авон, в которой был утоплен маленький престолонаследник, выходит из берегов, и в ее яростных волнах тонет преступный Варвик; жадного епископа Гаттона загрызли мыши, которые расплодились в его полных амбарах. Преступление должно быть наказано.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

«Эпоха Жуковского» в русском литературном романтизме заканчивается вместе с 20-ми годами XIX века, но значение его творчества непреходяще. Помимо поэтического наследия поэта, большой заслугой Жуковского являются его достижения в области русского стихосложения. В этом отношении он может считаться одним из зачинателей новой, национальной школы русской литературы. Белинский справедливо заметил, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Кто являлся представителем романтизма в литературе, Вы узнаете, прочтя эту статью.

Представители романтизма в литературе

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790–тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Основные идеи романтизма – признание ценностей духовно-творческой жизни, права на свободу и независимость. В литературе герои обладают бунтарским сильным нравом, а сюжеты отличались накалом страстей.

Основные представители романтизма в литературе России XIX века

Русский романтизм сочетал в себе человеческую личность, заключенную в прекрасный и таинственный мир гармонии, высоких чувств и красоты. Представители данного романтизма в своих произведениях изображали не реальный мир и главного героя, наполненного переживаниями и мыслями.

  • Представители романтизма Англии

Произведения отличаются мрачноватой готикой, религиозным содержанием, элементами культуры рабочего, национального фольклора и крестьянского класса. Особенность английского романтизма в том, что авторы подробно описывают путешествия, странствия в далекие земли, а также их исследования. Самые известные авторы и произведения: «Путешествие Чайльд-Гарольда», «Манфред» и «Восточные поэмы» , «Айвенго» .

  • Представители романтизма Германии

На развитие немецкого романтизма в литературе оказала влияние философия, которая пропагандировала свободу и индивидуализм личности. Произведения наполнены размышлениями о бытие человека, его душе. Они также отличаются мифологическими и сказочными мотивами. Самые известные авторы и произведения: сказки, новеллы и романы , сказки , произведения .

  • Представители романтизма Америки

В американской литературе романтизм развился намного позже, чем в Европе. Литературные произведения разделены на 2 вида — восточные (сторонники плантаторства) и аболиционистские (те, кто поддерживают права рабов, их освобождение). Они переполнены острыми чувствами борьбы за независимость, равенство и свободу. Представители американского романтизма — («Падение дома Ашеров», («Лигейя»), Вашигтон Ирвинг («Жених-призрак», «Легенда о сонной лощине»), Натаниэль Готорн («Дом о семи фронтонах», «Алая Буква»), Фенимор Купер («Последний из могикан»), Гарриет Бичер-Стоу («Хижина дяди Тома), («Легенда о Гайавате»), Герман Мелвилл («Тайпи», «Моби Дик») и (поэтический сборник «Листья травы»).

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, все об самых ярких представителях течения романтизма в литературе.

Романтизм – идейно-художественное направление в культуре конца XVIII - 1-й половины XIX вв. Возник романтизм как ответ на царившее в Европе разочарование в идеалах Великой французской революции 1789-1794 гг., Просвещения и буржуазных ценностей. Так что такое романтизм, и каковы его признаки?

Основные черты романтизма

В отличие от классицизма, утверждавшего нерушимость государственных устоев и служение общественным интересам, новое направление выразило стремление к личной свободе, независимости от социума. Романтизм привнес много нового во все сферы художественной деятельности.

Произведения лирической направленности позволили отразить эмоции человека. Новым героем становится сильная личность, переживающая несоответствие внутренних устремлений и требований общества. Самостоятельным персонажем выступает и природа. Ее изображение (часто с элементами мистики) помогает передать состояние человека.

Обращение к национальной истории, народным эпосам стали основой новой тематики. Появляются произведения, освещающие героическое прошлое, изображающие героев, жертвующих жизнью ради высоких целей. Легенды и предания позволили уйти от обыденности в мир фантастики, символов.

Романтизм в литературе

Возник романтизм в Германии, в литературно-философских кругах «йенской школы» (братья Шлегель и др.). Яркие представители направления – Ф. Шеллинг, братья Гримм, Гофман, Г. Гейне.

В Англии новые идеи восприняли В. Скотт, Дж. Китс, Шелли, У. Блейк. Самым ярким представителем романтизма стал Дж. Байрон. Его творчество оказало большое влияние на распространение направления, в том числе в России. Популярность его «Путешествия Чайльд-Гарольда» привела к возникновению явления «байронизм» (Печорин в «Герое нашего времени» М. Лермонтова).

Французские романтики – Шатобриан, В. Гюго, П. Мериме, Жорж Санд, польские – А. Мицкевич, американские – Ф. Купер, Г. Лонгфелло и др.

Русские литераторы-романтики

В России романтизм получил развитие после Отечественной войны 1812 г. из-за отказа Александра I от либерализации общественной жизни, начала реакции, предания забвению заслуг перед отчеством целой плеяды героев. Это послужило толчком к появлению произведений, рисующих сильные характеры, бурные страсти, конфликты. В этот значимый период для русской культуры появилась литература, использующая новые художественные средства. Так что такое романтизм в литературе? Это наибольшее развитие таких жанров как баллада, элегия, лирико-эпическая поэма, исторический роман.

Черты романтизма проявляются в творчестве В. Жуковского и получают развитие у Баратынского, Рылеева, Кюхельбекера, Пушкина («Евгений Онегин»), Тютчева. А произведения Лермонтова, «русского Байрона», считают вершиной русского романтизма.

Романтизм в музыке и живописи

Что такое романтизм в музыке? Это отображение мира душевных переживаний, стремления к идеалам посредством сказочных и исторических образов. Отсюда развитие таких жанров как симфоническая поэма, опера, балет, песенного жанра (баллада, романс).

Ведущие композиторы-романтики – Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, А. Дворжак, Р. Вагнер и др. В России – М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Балакирев, А. Бородин, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский, С. Рахманинов. В музыке романтизм продержался до начала ХХ в.

Для романтической живописи характерна динамичность композиции, ощущение движения, насыщенный колорит. Во Франции это Жерико, Делакруа, Давид; в Германии – Рунге, Кох, стиль бидермейер. В Англии – Тёрнер, Констебл, прерафаэлиты Россетти, Моррис, Бёрн-Джонс. В русской живописи – К. Брюллов, О. Кипренский, Айвазовский.

Из этой статьи вы узнали, что такое романтизм, определение этого понятия и его основные черты.

Романтизм - (фр. romantisme, от средневекового фр. romant - роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" - "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" - А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", - З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой - личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть - любовь во всех ее проявлениях, низкая - жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души - характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности - человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания - все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно - и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов - также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады - заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. - склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа - одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм - культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Романтизм - (от французского romantism)- идейно- эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков и господствующее в музыке и литературе на протяжении семи - восьми десятилетий *. Трактовка самого слова «романтизм» является неоднозначной, да и само появление термина «романтизм» в разных источниках трактуется по-разному.

Так первоначально слово romance в Испании означало лирические и героические песни- романсы. Впоследствии слово было перенесено на эпические поэмы о рыцарях - романы. Немного позже романами стали называть прозаические повествования о тех же рыцарях *. В XVII веке- эпитет служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность языкам классической древности.

Впервые романтизм как литературный термин появляется у Новалиса.

В XVIII веке в Англии термин «романтизм» вошел в широкое употребление после того, как был выдвинут братьями Шлегелями и появился в издавшемся ими журнале «Атонеум». Романтизм стал обозначать литературу Средневековья и Возрождения.

Во второй половине XVIII века писательница Жермена де Сталь перенесла термин во Францию, а затем он распространился по другим странам.

Немецкий философ Фридрих Шлегель вывел название нового направления в литературе от термина «роман», считая что именно этот жанр, в отличие от английской и классицистической трагедии является выразителем духа современной эпохи. И, действительно, роман расцвел в XIX веке, подарившем миру многие шедевры этого жанра.

Уже в конце XVIII века романтическим было принято называть все фантастическое или вообще необыкновенное (то, что происходит, «как в романах»). Поэтому и новая поэзия, редко отличающаяся от предшествующей ей классицистической и просветительской, также была названа романтической, а роман был признан ее основным жанром.

В конце XVIII века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, противопоставившее себя классицизму. Унаследовав от эпохи Просвещения многие ее прогрессивные черты, романтизм вместе с тем был связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом*.

Романтики, в отличие от классицистов (которые своей опорой сделали культуру античности), опирались на культуру средневековья и нового времени.

В поисках духовного обновления романтики нередко приходили к идеализации прошлого, рассматривали, как романтическую, христианскую литературу и религиозные мифы.

Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности в христианской литературе стала предпосылкой романтического искусства.

Властителем умов в ту пору становится английский поэт Джордж Гордон Байрон. Он создает «героя XIX века», - образ одинокого человека, гениального мыслителя, не ходящего себе места в жизни.

Глубокое разочарование в жизни, в истории, пессимизм ощущается во многих ощущениях той поры. Взволнованный, возбужденный тонус, мрачная, сгущенная атмосфера - вот характерные приметы романтического искусства.

Романтизм родился под знаком отрицания культа всесильного разума. А потому подлинное познание жизни, как считают романтики, дает не наука, не философия, а искусство. Лишь художник с помощью своей гениальной интуиции может понять действительность.

Романтики возводят художника на пьедестал, едва ли не обожествляют его, ибо он наделен особой чувствительностью, особой интуицией, позволяющей ему проникать в суть вещей. Общество не может простить художнику его гениальности, оно не может понять его прозрений и потому он находится в резком противоречии с обществом, восстает против него, отсюда одна из основных тем романтизма - тема глубокой непонятости художника, его бунта и поражения, его одиночества и гибели.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Романтиков характеризовала жажда совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

В связи с этим у В. Г. Белинского термин «романтизм» распространяется на всю историко - духовную жизнь: «Романтизм- принадлежность не только одного искусства, не одной только поэзии: его источники, в том, в чем источники и искусства, и поэзии- в жизни. » *

Несмотря на проникновение романтизма во все стороны жизни, в иерархии искусств романтизма музыке отводилось самое почетное место, так как в ней царит чувство и поэтому в ней находит высшую цель творчество художника- романтика. Ибо музыка с точки зрения романтиков, не постигает мир в отвлеченных понятиях, а раскрывает его эмоциональную сущность. Шлегель, Гофман - крупнейшие представители романтизма - утверждали, что мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями. Ибо музыка воплощает чувства столь глубокие и стихийные, что они не могут быть выражены словами.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются не только к религии и прошлому, но и интересуются различными искусствами и миром природы, экзотическими странами и народным фольклором. Материальным ценностям они противопоставляют духовные, именно в жизни духа романтики видят наивысшую ценность.

Главным становится внутренний мир человека, - его микрокосмос, тяга к бессознательному, культ индивидуального порождает гения, не подчиняющегося общепринятым правилам.

Кроме лирики в мире музыкального романтизма огромное значение уделялось фантастическим образам. Фантастические образы давали резкий контраст реальности, одновременно переплетаясь с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.

Романтические художники искали спасения в бегстве от жестокой действительности.

Еще одним признаком романтизма становится интерес к природе. Для романтиков природа- это остров спасения от бед цивилизации. Природа утешает и исцеляет мятущуюся душу героя- романтика.

В стремлении показать самых различных людей, отобразить все многообразие жизни композиторы - романтики выбрали искусство музыкальной портретности, что часто приводило к пародии и гротеску.

В музыке непосредственное излияние чувства становится философичным, а пейзаж и портрет проникаются лиризмом влекут к обобщениям.

Интерес романтиков к жизни во всех ее проявлениях неразрывно связан со стремлением воссоздать утраченную гармонию и цельность. Отсюда - интерес к истории, фольклору, трактуемый как самое цельное, неискаженное цивилизацией.

Именно интерес к фольклору в эпоху романтизма способствует появлению несколько национальных композиторских школ, отражающие местные музыкальные традиции. В условиях национальных школ романтизм сохранил много общего и вместе с тем проявил и заметное своеобразие в стилистики, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.

Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель- слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.

Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать о звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.

Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало большую целостность восприятия. В слиянии музыке, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусств открылись новые возможности.

В литературе совершаются обновления художественной форы, создаются новые жанры, такие как исторические романы, фантастические повести, лирико - эпические поэмы. Главным героем создаваемого становится лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, сгущенной метафоричности и открытий в области стихосложения, ритма.

Становится возможным не только синтез искусств, а так же проникновение одного жанра в другой, появляется смешение трагического и комического, высокого и низкого, начинается яркое демонстрирование условности форм.

Так, главным эстетическим принципом в романтической литературе становится изображение красоты. Критерием романтически прекрасного становится новое, неизведанное. Смешение незнакомого и неизвестного романтики считают особенно ценным, особо выразительным средством.

Кроме новых критериев красоты появились и особые теории романтического юмора или иронии. Они часто встречаются у Байрона, Гофмана, в них рисуется ограниченность во взглядах на жизнь. Именно из этой иронии затем произрастет сарказм романтиков. Появится гротескный портрет Гофмана, порывистая страстность Байрона и антитеза страсти у Гюго.

ГЛАВА I. РОМАНТИЗМ И СВОЕОБРАЗИЕ

РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА.

Романтизм в России возник несколько позже, чем на Западе. Почвой для возникновения русского романтизма была не только французская буржуазная революция, война 1812 года, но и сама русская действительность конца XVIII- начала XIX века.

Как отмечалось, родоначальником русского романтизма явился В. А. Жуковский. Его поэзия поразила своей новизной и необычностью.

Но, бесспорно, истинное зарождение романтизма в России связывают с творчеством А. С. Пушкина.

«Кавказский пленник» Пушкина - это, пожалуй, первое произведение романтической школы, где дан портрет романтического героя*. Несмотря на то, что детали портрета Пленника скупы, они даны очень определенно, чтобы как можно лучше подчеркнуть особое положение этого персонажа: «высокое чело», «язвительная усмешка», «горящий взгляд» и так далее. Интересным так же является и параллель между эмоциональным состоянием Пленника и разыгравшейся бурей:

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою,

С какой-то радостью внимал. *

Одновременно с этим Пленник, как и многие другие романтические герои, показан одиноким человеком, непонятым окружающими и стоящем выше других. Его внутренняя сила, его гениальность и бесстрашие показаны через мнения других людей, - в частности его врагов:

Беспечной смелости его

Черкесы грозные дивились,

Щадили век его младой

И шепотом между собой

Своей добычею гордились.

Кроме этого Пушкин не останавливается на этом. Рассказ о жизни романтического героя дан как бы намеком. Сквозь строки мы угадываем, что Пленник увлекался литературой, вел бурную светскую жизнь, не ценил ее, постоянно участвуя в дуэлях.

Вся эта красочная жизнь Пленника привела его не только к неудовольствию, но и вылилась в разрыв с окружающими, в бегство в чужие края. Именно будучи странником:

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Именно жажда свободы и переживание любви заставили Пленника покинуть родной край, и он отправляется за «призраком свободы» в чужие края.

Другим, важным толчком для бегства была и прежняя любовь, которая, как и многих других романтических героев, была невзаимной:

Нет, я не знал любви взаимной,

Любил один, страдал один;

И гасну я, как пламень дымный,

Забытый средь пустых долин.

Во многих романтических произведениях далекий экзотический край и населяющий его народ являлись целью бегства романтического героя. Именно в чужих странах герой- романтик хотел найти долгожданную свободу, гармонию между человеком и природой*. Этот новый мир, привлекавший издали романтического героя, становится для Пленника чуждым, в этом мире Пленник становится рабом*

И вновь романтический герой стремится на волю, теперь свобода для него олицетворяется с казаками, при помощи которых он хочет получить ее. Свобода от плена нужна ему для того, чтобы получить высшую свободу, к которой он стремился и на родине, и в плену.

Возвращение на родину Пленника в поэме не показано. Автор дает возможность читателям самим определить: достигнет ли Пленник свободы, или станет «путником», «изгнанником».

Как и во многих романтических произведениях в поэме дано изображение чужого народа - черкесов*. Пушкин вводит в поэму подлинные сведения о народе, взятые им из издания «Северная пчела».

Эта двузначность горской свободы вполне отвечала характеру романтической мысли. Такое развитие понятия свободы сопрягалось не с морально низким, а с жестоким. Несмотря на это, любопытство Пленника, как и любого другого героя- романтика, заставляет его сочувствовать одним сторонам жизни черкесов и быть равнодушным к другим.

«Бахчисарайский фонтан» одно из немногих произведений А. С. Пушкина, которое начинается не описательной заставкой, а портретом романтического героя. В этом портрете встречаются все типичные черты героя- романтика: «Гирей сидел, потупя взор», «старое чело волненье сердца выражает», «что движет гордою душой?», и ночи хладные часы проводит мрачный, одинокий. ».

Как и в «Кавказском пленнике», в «Бахчисарайском фонтане» присутствует сила, которая толкнула Пленника пуститься в дальний путь. Что же тяготит хана Гирея? Лишь после троекратно задаваемых вопросов, автор отвечает, что смерть Марии отняла у хана последнюю надежду.

Горечь от потери любимой женщины переживается ханом со сверх эмоциональной напряженностью романтического героя:

Он часто в сеча роковых

Подъемлет саблю, и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг

Бледнеет, будто полный страха,

И что-то шепчет и порой

Горючи слезы льет рекой.

Образ Гирея дан на фоне двух женских образов, которые не менее интересны с точки зрения романтических идей. Две женские судьбы раскрывают два типа любви: одна возвышенная, «выше мира и страстей», а другая - земная, страстная.

Мария рисуется, как излюбленный романтиками образ, - образ чистоты и духовности. Вместе с тем Марии не чужда любовь, она просто еще не проснулась в ней. Марию отличает строгость, гармоничность души.

Мария, как и многие романтические героини, поставлена перед выбором между освобождением и рабством. Выход из создавшегося положения она находит в смирении, что лишь подчеркивает ее духовное начало, веру в высшую силу. Начиная исповедь, Зарема открывает перед Марией мир страстей, недоступных ей. Мария понимает, что все связи с жизнью оборваны, и как многие романтические герои она разочаровывается в жизни, не находя выход из создавшегося положения.

Предыстория Заремы проходит на фоне экзотической страны, которая является для нее родиной. Описание далеких стран, характерное для романтиков, сливается в «Бахчисарайском фонтане» с судьбой героини. Жизнь в гареме для нее - это не узничество, а мечта, которая стала реальностью. Гарем- это тот мир, в который бежит Зарема, чтобы скрыться от всего, что было раньше.

Кроме внутренних психологических состояний романтическая натура Заремы рисуется и чисто внешне. Впервые в поэме Зарема появляется в позе Гирея. Ее изображают такой же безучастной ко всему. И Зарема и Гирей потеряли свою любовь, которая была смыслом их жизни. Как многие романтические герои они от любви получили лишь разочарование.

Таким образом, все три главные персонажи поэмы изображены в критические моменты жизни. Сложившаяся ситуация кажется самым худшим, что могло только случиться в жизни каждого из них. Смерть для них становится неизбежной или желанной. Во всех трех случаях главная причина страданий - это любовное чувство, которое было отвергнуто или невзаимно.

Несмотря на то, что всех трех главных героев можно назвать романтиками, но лишь хан Гирей показан наиболее психологично, именно с ним связан конфликт всей поэмы. Его характер показан в развитии от варвара со страстями до средневекового рыцаря с тонкими чувствами. Чувство, вспыхнувшее в Гирее к Марии, перевернуло его душу и разум. Сам не понимая почему, он охраняет Марию и преклоняется перед ней.

В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» по сравнению с предыдущими поэмами центральный персонаж - романтический герой Алеко- дан не только описательно, но и действенно. (Алеко размышляет, он свободно высказывает свои мысли и чувства, он против общепринятых правил, против власти денег, он против городов с их цивилизацией. Алеко ратует за свободу, за возврат к природе, ее гармонии.)

Алеко не только рассуждает, но и подтверждает свою теорию на практике. Герой уходит жить к свободному кочевому народу - к цыганам. Для Алеко жизнь с цыганами - это такой же уход от цивилизации, как бегство других романтических героев в далекие страны или сказочные, мистические миры.

Тяга к мистическому (особенно у западных романтиков) находит выход у Пушкина в сновидениях Алеко. Сны предсказывают и пророчат будущие события в жизни Алеко.

Сам же Алеко не только «берет» у цыган свободу, желаемую им самим, но и вносит в их жизнь общественную гармонию. Для него любовь это не только сильное чувство, но и то, на чем стоит весь его духовный мир, вся его жизнь. Потеря возлюбленной для него, это крушение всего окружающего мира.

Конфликт Алеко строится не только на разочаровании в любви, но уходит глубже. С одной стороны, общество, в котором он жил раньше, не может дать ему свободы и воли, с другой - цыганская свобода не может дать гармонии, постоянства и счастья в любви. Алеко не нужна свобода в любви, которая не накладывает никаких обязательств друг перед другом.

Конфликт порождает убийство, совершаемое Алеко. Его поступок не сводится только к ревности, его поступок это протест против жизни, которая не может ему дать желаемого им существования.

Таким образом, романтический герой у Пушкина, разочаровывается в своей мечте, вольной цыганской жизни, он отвергает то, к чему еще недавно стремился.

Судьба Алеко выглядит трагично не только из-за разочарованности в любви к свободе, но и потому, что Пушкин дает возможный выход для Алеко, который звучит в рассказе старого цыгана.

В жизни старика был похожий случай, но он не стал «разочарованным романтическим героем», он примирился с судьбой. Старик, в отличие от Алеко считает свободу правом для всех, он не забывает любимую, но смиряется с ее волей, удерживаясь от мщения и обиды.

ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭМАХ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” И “ДЕМОН”.

Жизнь, судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

Одной из самых романтических поэм во всей русской литературе является поэма «Мцыри» (1839). В этой поэме гармонично сочетаются патриотическая идея с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, сам он кажется себе рабом и узником. Его желание «узнать - для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега становятся для него временно обретенной волей: только вне монастыря он жил, а не прозябал.

Уже в начале поэмы «Мцыри» мы чувствуем романтический настрой, который привносит центральный персонаж поэмы. Пожалуй, внешний вид, портрет героя не выдает в нем романтического героя, но его исключительность, избранность, таинственность подчеркнуты динамикой его поступков.

Как это обычно бывает в других романтических произведениях, решающий переломный момент происходит на фоне стихии. Уход из монастыря, совершаемый Мцыри происходит в бурю:*

В час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, склонясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад. *

Романтический характер героя подчеркивается и параллелизмом между бурей и чувствами героя- романтика. На фоне стихии одиночество главного героя выделятся еще резче. Буря как бы ограждает Мцыри от всех других людей, но он не боится и не страдает от этого. Природа и как ее часть буря проникают в Мцыри, они сливаются с ним воедино; герой- романтик ищет в разыгравшейся стихии волю и свободу, которой не доставало в монастырских стенах. И как писал Ю. В. Манн: «В озарении молний щуплая фигура мальчика вырастает почти до исполинских размеров Галиафа. » * По поводу этой сцены В. Г. Белинский тоже пишет: «Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. »*

Само же содержание, поступки героя - бегство в далекий край, манящий счастьем и свободой, может происходить только в романтическом произведении с героем- романтиком. Но вместе с тем герой из «Мцыри» несколько необычен, так как автор не дает разгадки, толчка, который послужил поводом для побега. Сам герой не желает уйти в неизвестный, таинственный, сказочный мир, а лишь пытается вернуться туда, откуда его недавно вырвали. Скорей это может быть расценено не как побег в экзотическую страну, а как возвращение к природе, к ее гармоничной жизни. Поэтому в поэме идут частые упоминания о птицах, деревьях, облаках его родины.

Герой «Мцыри» собирается вернуть в родные края, так как видит свою родину в идеализированном виде: «чудный край тревог и битв». Естественная среда для героя проходит в насилии и жестокости: «блеск отравленных ножен кинжалов длинных». Эта среда представляется ему прекрасной, свободной. Несмотря на дружеское расположение монахов, которые пригрели сироту, в монастыре олицетворяется образ зла, который за тем повлияет на поступки Мцыри. Воля привлекает Мцыри больше, чем дело угодное богу, он вместо обета бежит из монастыря. Он не осуждает монастырские законы, не ставит свои порядки выше монастырских. Так Мцыри, несмотря на все это, готов променять «рай и вечность» на мгновение жизни на родине.

Хотя романтический герой поэмы никому не сделал зла, в отличие от других героев- романтиков* , он все равно остается один. Одиночество еще больше подчеркивается из-за желания Мцыри быть с людьми, делить с ними радости и беды.

Лес, как часть природы, становится для Мцыри то другом, то врагом. Лес одновременно дает герою силу, свободу и гармонию, а так же одновременно отнимает у него силу, топчет его стремление обрести счастье на родине.

Но не только лес и дикие звери становятся преградой на его пути и достижению цели. Его раздражение и досада на людей и природу перерастает на него самого. Мцыри понимает, что не только внешние препятствия мешают ему, но он не может преодолеть чувство собственного голода, физической усталости. Раздражение и боль возрастают в его душе не потому, что нет конкретного человека, виновного в его несчастье, а потому, что он не может найти гармонии жизни только из-за каких-то обстоятельств и состояния его души.

Б. Эхейбаум сделал вывод, что последние слова юноши - «И никого не прокляну»- выражают вовсе не идею «примирения», а служат выражением возвышенного, хотя и трагического состояния сознания. «Он никого не проклинает, потому что никто индивидуально не виновен в его трагическом исходе его борьбы с судьбой. »*

Как и у многих романтических героев, судьба Мцыри не складывается счастливо. Герой- романтик не достигает своей мечты, он погибает. Смерть приходит как избавление от страданий и перечеркивает его мечту. Уже с первых строк поэмы становится ясен финал поэмы «Мцыри». Всю последующую исповедь мы воспринимаем как описание неудач Мцыри. И как считает Ю. В. Маннн: «Три дня» Мцыри- драматический аналог всей его жизни, если бы она протекала на воле, грустно- печальный и своим отстоянием от нее. и неотвратимостью поражения. »*

В поэме Лермонтова «Демон» романтический герой никто иной как злой дух, олицетворяющий зло. Что же может быть общего между демоном и другими героями- романтиками?

Демон, как и другие романтические герои, был изгнан, он «изгнанник рая», как иные герои изгнанники или беглецы. Демон и вносит новые черты в портрет героев романтизма. Так Демон, в отличие от других романтических героев, начинает мстить, он не свободен от злых чувств. Вместо того, чтобы стремиться изгнать, он не может чувствовать и видеть.

Как и другие романтические герои, Демон стремится в родную стихию («хочу я с небом примириться»), откуда он был выгнан*. Его нравственное возрождение полно надежды, но он желает вернуться не раскаявшись. Он не признает своей вины перед богом. И обвиняет, сотворенных богом людей во лжи и предательстве.

И как пишет Ю. В. Манн: «Но никогда еще не было так, чтобы, давая «обет» примирения, герой в той же самой речи, в то же самое время продолжал свой бунт и, возвращаясь к своему богу, в тот же самый момент призывал к новому бегству. »*

Неординарность Демона, как романтического героя связана с неоднозначным отношением Демона к добру и злу. Из-за этого в судьбе Демона эти два противоположные понятия тесно переплетаются. Так, гибель жениха Тамары проистекает из добра- чувства любви к Тамаре. Сама смерть Тамары так же произрастает от любви Демона:

Увы! Злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Тоже самое доброе чувство- любовь нарушает спокойный холод души Демона. Зло, олицетворением которого является он сам, тает от чувства любви. Именно любовь заставляет страдать и чувствовать Демона, как и других романтических героев.

Все это дает право причислить Демона не к существам ада, а поставить его в промежуточное положение между добром и злом. Демон сам олицетворяет тесную связь между добром и злом, их взаимного перехода из одного состояния в другое.

Возможно, отсюда происходит двузначный финал поэмы. Поражение Демона можно считать и примирительным и непримирительным, так как сам конфликт поэмы остался неразрешенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Романтизм - один из самых неизученных творческих методов, о романтизме много говорили и спорили. При этом многие указывали на недостаточную ясность самого понятия «романтизм».

О романтизме спорили и при его возникновении и даже когда метод достиг расцвета. Дискуссии о романтизме разгорались и тогда, когда метод клонился к упадку, спорят и по сей день о его возникновении и развитии. Данная работа ставила перед собой цель проследить основные признаки романтического стиля, характерные для музыки и литературы.

В данной работе брались наиболее известные поэты русской эпохи романтизма.