(Gossec) Франсуа Жозеф (17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) - франц. композитор, дирижёр, педагог и муз. деятель. По происхождению бельгиец. Чл. Института Франции (1795). Сын бедного крестьянина, в детстве пастух. Учился в певч. школе кафедрального собора в Антверпене. С 1751 жил в Париже, где в 1754-62 работал капельмейстером у генерального откупщика Ла Пуплиньера, затем у принца Конти, в 1766 интендант музыки у принца Конде в Шантийи. Г. возглавлял осн. им в 1770 об-во "Концерты любителей", реорганизовал в 1773 об-во "Духовные концерты", где до 1777 руководил конц. мероприятиями. Одновременно служил в т-ре "Корол. академия музыки" (с 1774 преподаватель, с 1778 хормейстер). В 1784 организовал при т-ре Корол. школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац. муз. ин-т (с 1795 - консерватория; её профессор и ведущий инспектор). Убеждённый республиканец, Г. при реставрации Бурбонов был отстранён от работы в консерватории (как педагог - в 1814 и как инспектор - в 1816).
Г. - родоначальник франц. симфонии (1-я - 1754, особенно популярной была "Охотничья симфония", изд. 1766). Композитор использовал опыт мангеймцев, расширил состав оркестра, проявил изобретательность в применении дух. инструментов (кларнетов, тромбонов, валторн), динамич. и колористич. эффектов. Значителен вклад Г. в камерную музыку (квартеты, трио). На парижских сценах ставились оперы Г. Однако его комич. оперы уступали сочинениям А. Гретри, а муз. трагедии - произв. К. В. Глюка, реформу к-рого Г. поддержал, но в своём творчестве отразил лишь отчасти ("Тесей", 1782, т-р "Корол. академия музыки", Париж). Опера "Сабин" (с балетной сценой "Кадриль наций", 1773, Версаль) предвосхищает стиль большой оперы Г. Спонтини.
Признанный мастер, Г. стал виднейшим муз. деятелем Великой франц. революции. Он был организатором и рук. массовых муз. исполнений с участием хоров, оркестров и народа на площадях Парижа, штатным дирижёром оркестра Нац. гвардии, учредителем новой системы муз. образования и педагогом (совм. с Б. Сарретом создал муз. школу Нац. гвардии, к-рая впоследствии слилась с Корол. школой, образовав Нац. муз. ин-т). Композитор-новатор, Г. создал новые муз. жанры: его "Песня 14 июля" ("Le Chant du 14 juillet", 1790) положила начало революц.-патриотич. массовой песне; "Скорбный марш" для дух. оркестра (1790, к церемонии почестей жертвам восстания в Нанси; в 1791 прозвучал на похоронах Мирабо) - героич. траурному маршу и новой военно-дух. музыке; "Те Deum" для гигантского 3-гол. муж. хора и оркестра (1200 певцов и 800 исполнителей на дух. инструментах и приглушённых барабанах; исп. на празднике Федерации, 1790) - монументальному вок.-орк. стилю, нашедшему выражение в революц. кантатах и гимнах этой эпохи; апофеоз "Дароприношение Свободе" ("LOffrande а La Libertй", 1792, т-р "Академия музыки", Париж; после свержения короля) и опера "Триумф Республики, или Лагерь при Гранпре" (1793, там же; через неск. дней после казни короля) - агитац. опере Революции.
Неутомимая творч. деятельность Г. продолжалась на протяжении всех революц. лет (среди сочинений - хор "Пробудись, народ!", "Дифирамб Федерации", "Гимн Свободе", "Гимн Верховному существу"). После термидорианского переворота активность Г. резко снизилась.
В период империи он написал только симфонию (1809) и "Последнюю мессу живущих" ("Derniиre messe des vivants", 1813). Г. участвовал в создании учебников по теории музыки, сольфеджио и методике пения, составленных профессорами консерватории (изд. 1799-1803); в рукописи остались его трактаты по гармонии и контрапункту.
Сочинения : оперы (ок. 20), в т. ч. Мнимый лорд (Le faux lord, с балетом Охота, 1765, т-р "Театр Итальен", Париж), Рыбаки (Les pкcheurs, 1766, там же), Туанон и Туанетта (1767, там же), Двойное притворство (La double dйguisement, 1767, там же), Алексис и Дафна, Филемон и Бавкида (обе 1775, т-р "Корол. академия музыки", Париж), Сельский праздник (La fкte de village, 1778, там же), Розина, или Покинутая супруга (Rosine, ou Lйpouse abandonnйe, 1786, там же); балеты, в т. ч. Мирза (1779, там же; нов. ред. 1788); для хора, солистов и орк. - оратории, мессы, реквием (Messe des Morts, 1760); для opк. - 29 симфоний; для дух. орк. - 3 симфонии и др.; камерно-инстр. ансамбли - квартеты и др.; песни, музыка для драм, т-ра и др. Литература : Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М., 1933; Гершензон М., Две жизни Госсека, М., 1933; Rадиге A., Французские музыканты эпохи Великой французской революции, пер. с франц., М., 1934; Неllouin F., Gossec et la musique franзaise а la fin du XVIII siиcle. P., 1903; Dufrane L., Gossec. Sa vie, ses oeuvres, P., 1927; Prodhоmme J.-G., Fr.-J. Gossec, P., 1949; Brook D. S., La symphonie franзaise dans la seconde moitiй du XVIII siиcle. Thиse..., v. 1-3, P., 1959. Б. С. Штейнпресс.

Psychologies:

Любить и оставаться собой - это возможно?

Николь Жамме:

Проблема не столько в том, чтобы быть собой, сколько в том, чтобы стать собой. В начале нашей жизни эта «самость» существует лишь виртуально. На стадии слияния с матерью младенец не делает различия между собой и ею, между внутренним и внешним, хорошим и плохим. В это время вся его работа состоит в том, чтобы отделить себя от другого. К полутора годам ребенок начинает противопоставлять себя другому, понемногу выстраивая свое «Я» во взаимодействии.

Филипп Жамме:

Мы также знаем, что изолированного, не подверженного изменениям субъекта просто не существует. Наши клетки обновляются, наши гены проявляются в зависимости от окружения, наши нейронные связи делаются богаче... До самого конца продолжается наше становление в сотворчестве с теми, кто нас окружает. Мы с Николь познакомились, когда мне было 17 лет. В этом году мы отмечаем 50 лет супружества. Конечно, у нас были моменты беззаботной легкой жизни...

Николь Жамме (Nicole Jeammet) и Николь Жамме (Nicole Jeammet) и Филипп Жамме (Philippe Jeammet)

Н. Ж.:

А были и очень трудные...

Ф. Ж.:

Когда наша взаимная «подстройка» держалась на волоске.

Почему мы боимся, что партнер нас изменит?

Ф. Ж.:

Наша любовь к себе очень зависит от взгляда со стороны. Каждая новая встреча делает нас уязвимыми: какова моя ценность? можно ли меня полюбить? Чем сильнее наша потребность в другом, тем большую угрозу он представляет для нашей автономии. Открываясь перед ним, мы даем ему власть. Поскольку он отличен от нас, мы не можем контролировать его действия. Тот, кто доставляет удовольствие, может вызвать и недовольство. Мы рискуем испытать разочарование, горечь разлуки...

«Мы спрашиваем себя с тревогой: если бы другой знал, какая я на самом деле, он все равно любил бы меня?» Николь Жамме

Н. Ж.:

Подлинные отношения предполагают, что другой человек на нас влияет. Встречаясь с кем-то, мы должны быть готовы к тому, что получим от него свой новый образ, незнакомый, и значит, представление о себе может измениться. В нас при этом пробуждается что-то, до той поры неведомое. Это ощущается как опасность... Или как обещание, ведь через встречу мы узнаем себя. Мой муж раскрыл то, что таилось внутри меня, и дал проявиться каким-то сторонам моего «Я», а с другим во мне проявилось бы что-то другое. Именно поэтому каждая встреча уникальна и производит в нашей жизни переворот.

В любовной встрече всегда присутствует страх...

Ф. Ж.:

Любовные отношения без страха, без тревоги невозможны. Такая встреча выводит нас из равновесия, потому что пробуждает вновь наши детские ожидания в области чувств, мы вновь ощущаем фундаментальные потребности в любви, защите, привязанности, признании. К тому же это единственные отношения, которые для большинства людей требуют исключительности. Верность другого, гарантия нашей ценности и нашего места в жизни настолько важна, что нарушить ее - значит совершить преступление против нарциссизма, вот почему это часто становится основанием для разрыва.

Н. Ж.:

Любовная встреча - это также и великолепная возможность пересмотреть какой-то личный опыт. В том числе и в испытаниях. Оглядываясь назад, я, например, считаю себя отчасти ответственной за сложности в наших отношениях. Думаю, что с другим мужчиной я испытала бы примерно те же страдания, поскольку они были вызваны травмами, полученными в детстве. Пережив их заново, я смогла их преодолеть. Но это стало возможным только потому, что в наших отношениях с мужем был прочный фундамент доверия и нежности, обретенных за годы, когда мы проживали период слияния.

Получается, что период слияния благотворен?

Ф. Ж.:

Для пары он служит цементом. Часто мы опасаемся этого слияния, боясь, что оно нас приманит и обманет, но оно имеет важную созидательную функцию. Подобно удобрению, оно помогает хорошему развиваться и подпитывает уверенность в себе обоих партнеров.

Н. Ж.:

Когда мы влюбляемся, то заново переживаем иллюзию полноты, безусловной материнской любви. Нам хочется, чтобы идеализация никогда не кончалась, но мы знаем, что заблуждаемся, что в нас есть и плохое... И вот мы себя спрашиваем с тревогой: если бы другой знал, каков(а) я на самом деле, любил бы он меня все равно? Как в детстве, уверенность в себе укрепляется, когда каждый признает плохое в себе и в другом, продолжая любить. Любящий взгляд укрепляет нас в сознании нашей ценности. Он создает основу, которая позволяет потом принять отступление назад. Ведь разочарование - это всего лишь выход к реальности. Отрицательные чувства составляют часть правды отношений с другим. Важно, чтобы человек мог также принять и противостояние и несогласие.

Ф. Ж.:

А в трудные периоды главное - не дать им перечеркнуть прекрасные моменты! Когда мы озлобляемся, топчем прошлое, ненавидим другого, это дает ощущение контроля над происходящим, но не делает счастливыми.

Желание «оставаться собой» - означает ли оно отказ от привязанности?

Ф. Ж.:

Те, кто не позволяет себе привязываться, пытаются так справиться с чувством бессилия и беспомощности. Они замыкаются в себе, и им кажется, что они «возвращаются к себе», «могут быть самими собой». Это немного похоже на фантазийное желание «стать сильнее смерти». Как будто если ты окажешься от всех удовольствий, тебе будет нечего терять. Они замыкаются в дыре, в зиянии, которое поглощает их. Превращаясь в пустую скорлупу от «Я», отъединенного от мира, они лишают себя зеркала, в котором можно увидеть и осознать себя, а заодно и своей собственной способности к эмпатии.

«Период слияния помогает хорошему в нас развиваться и подпитывает уверенность в себе обоих партнеров» Филипп Жамме

Н. Ж.:

Нас постоянно раздирают противоречивые чувства: мы хотим отношений и в то же время быть свободным, быть независимым и встречать уважение и одобрение в глазах другого человека, мы боимся, что нас бросят, и страшимся оказаться в клетке... Некоторые, чтобы обойти противоречие между желанием и страхом слияния, стремятся защититься от эмоций, подменяя их чисто физиологическими ощущениями, например сексом, отделенным от чувств. Чтобы выбраться из восприятия пары как тюрьмы, я думаю, нам нужно учиться одиночеству и развивать свои собственные таланты. Чем больше я повышаю свою значимость вне пары, тем более сильной я себя чувствую. Тогда я могу согласиться с тем, чтобы предоставить другому свободу.

Ф. Ж.:

Что не мешает иногда испытывать желание подкрепить свою уверенность и вновь уцепиться за другого.

При условии, что другой в этот момент не чувствует потребности «быть собой» в стороне от меня...

Ф. Ж.:

Нам хватило мудрости установить дистанцию, повременить, не жить вместе постоянно. И не считать себя жертвой, которую другой угнетает, а понимать, что другой тоже терзается, страдает, растерян. Это стало возможным благодаря тому, что мы умели сопереживать и были глубоко привязаны друг к другу.

Н. Ж.:

А сегодня это огромное счастье - вновь встретиться и заново открыть друг друга. Дело того стоило!

(Dizi) Франсуа Жозеф (14 I 1780, Намюр - XI 1847, Париж) - бельг. арфист и композитор. Игре на арфе научился самостоятельно. С 1796 жил в Лондоне, где пользовался поддержкой М. Клементи и инстр. мастера С. Эрара. Вскоре приобрёл известность как выдающийся арфист (в течение 30 лет был первым арфистом т-ра "Ковент-Гардеи"). Д. - автор инструктивных работ (изданы в Англии) - школы игры на арфе ("Йcole de harpe, being a complete treatise on the harp", L., 1827) и педагогич. сб. "Доступная арфа" ("Patent harp"). Д. внёс также усовершенствования в механизм арфы. В 1813-17 разрабатывал конструкцию "перпендикулярной арфы" (её струны при игре находятся в перпендикулярном к полу положении); однако она оказалась неудобной и не получила распространения. С 1830 жил в Париже, продолжал преобразование механизма арф совм. с К. Плейелем, с к-рым организовал производство арф (их арфы, также не нашли признания). Д. был одним из создателей арфы с педалями двойного действия, для к-рой написал ряд пьес. В Париже выступал в концертах, прославился как педагог (был учителем при дворе короля Луи Филиппа). Известен гл. обр. как автор 48 этюдов, к-рые входят и в совр. педагогич. литературу для арфы; писал также сонаты, вариации и конц. пьесы для арфы.
Литература : Доброхотова В. Б. и Доброхотов Б. В. (Вступит. статья), в кн.: Сонаты, вариации и фантазии для арфы, вып. 1, М., 1964, с. 5. Б. В. Доброхотов.

  • - Франсуа Жозеф - бельг. арфист и композитор. Игре на арфе научился самостоятельно. С 1796 жил в Лондоне, где пользовался поддержкой М. Клементи и инстр. мастера С. Эрара...

    Музыкальная энциклопедия

  • - композитор и виртуоз на арфе...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Дизи́ Франсуа Жозеф, бельгийский арфист, композитор. Работал в Лондоне, с 1830 в Париже. Один из создателей современной арфы...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ДИЗИ Disy. Красное и белое бургундское вино. Вавилов 1856...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Дизи Ф. Ж." в книгах

Дед Матвей

Из книги Господь управит автора Александр Авдюгин

Дед Матвей Дед Матвей стар. Сам говорит: «Столько нынче не живут». Правильно говорит, наверно, потому что ровесников его в округе не осталось, тем более тех, кто прошел войну: с окопами, атаками, ранениями и прочими страхами, о которых мы теперь можем судить только по книгам

5. Левий Матвей

Из книги Воланд и Маргарита автора Поздняева Татьяна

5. Левий Матвей У подножия Елеонской горы, в Виффагии, Иешуа Га-Ноцри познакомился со своим единственным учеником Левием Матвеем. Иешуа рассказывает об этом на допросе, и хотя ершалаимская топография не свидетельствует о соседстве этого маленького селения с Елеонской

Матвей

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Матвей Значение и происхождение имени: от древнееврейского имени Матфей - Божий дар, дарованный Господом.Энергетика и Карма имени: на сегодняшний день имя Матвей довольно редкое, хотя и не исключено, что вскоре оно может войти в моду. По крайней мере, сегодня такие

МАТВЕЙ

Из книги 100 самых счастливых русских имен автора Иванов Николай Николаевич

МАТВЕЙ Происхождение имени: «дарованный богом» (еврейское).Именины (по новому стилю): 13 июля; 22 августа; 11, 18 октября; 29 ноября.Положительные черты характера: спокойствие, ответственность, гармоничность, отсутствие противоречий, комплексов. Матвей отличается надежностью,

Матвей парижский

Из книги Русско-ливонская война 1240-1242 годов автора Шкрабо Д

Матвей парижский Матвей Парижский, французский автор 1-й пол. 13 века, писал, что датский король послал принцев Кнута и Абеля с войском и переселенцами для заселения новгородских владений, опустошенных татарами . Он смешал два события: немецко-датский поход 1240 г. на

Кот Матвей

Из книги Вязаные игрушки автора Каминская Елена Анатольевна

Кот Матвей Такой вязаный котик может не только стать любимой игрушкой вашего малыша, но и прекрасным подарком подруге к рождению ребенка. Кот Матвей Вам потребуется 50 г пряжи основного цвета, 20 г белой пряжи для мордочки и лапок,

Матвей

Из книги Все монархи мира. Западная Европа автора Рыжов Константин Владиславович

Матвей Из династии Габсбургов. Король Венгрии в 1608-1618 гг. Король Чехии и 1611 -1617 гг. Король Немецкий и император «Священной Римской империи в 1612-1619 гг. Сын Максимилиана II и Марии Габсбург.Ж.: с 4 дек. 1611 г. Анна, дочь эрцгерцога Тирольского Фердинанда (род. 1585 г. ум. 1618 г.).Род. 24

Комаров Матвей

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Матвей из Мехова

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Матвей

Из книги Православные имена. Выбор имени. Небесные покровители. Святцы автора Печерская Анна Ивановна

Матвей Значение имени: от древнеевр. Маттитьягу – «дар Яхве» («дарованный Господом»).Основные черты: честность, скромность, нравственность.Особенности характера. В своей семье Матвей обычно бывает долгожданным ребенком, родители возлагают на него большие надежды. Он

Режиссер, писатель, певец, посланник: Ф. Ж. Оссанг, родился 7 августа 1956 г. в городке Канталь. Практикует поэзию во всех ее формах. Ему была посвящена ретроспектива на Международном Кинофестивале в Роттердаме (25 января – 5 февраля 2011г.) и московском кинофестивале 2morrow (18 – 24 октября). CINETICLE публикует перевод статьи Николь Брене – ключевого эссе по творчеству режиссера.

Он пишет музыку – девять альбомов с группой MKB (Messageros Killer Boys) Fraction Provisoire; он пишет прозу – около двадцати книг, включая «О чистом разрушении» (1977), «Законы октября» (1980), «Нисхождение в гробницы» (1992), «Дивизия 101» (2006) и знаменательное «Поколение ничтожных» (1993); он снимает фильмы – десять фильмов и такое же количество визуальной поэзии, если поэзией называть неистовый всплеск жизни.

Оссанг утверждает, что не занимается ни живописью, ни рисунком, однако свое «Молчание» (2007) он создал при помощи утонченно прекрасных оттенков серого, а своим выдающимся операторам он всегда дает карт-бланш: Дариусу Хонджи в «Сокровище сучьих островов» (1990), Реми Шеврену в (1997) и Глебу Телешову в «Оружии Дхармы» (2011). Тем самым он позволяет им создавать блистательные образы, которые ни на одном экране больше не увидишь. По словам Джо Страммера (после «Доктора Шанс» ), Оссанг является единственным кинорежиссером, с которым он без колебаний поработал бы еще раз. Творчество Оссанга отмечено тем мятежным стилем, который проходит через всю историю анти-искусства, от Рихарда Хельсенбека до фильмов Хельгера Майнса.

Уникальной эстетикой Оссангу удается выразить свои экспрессивные, повествовательные и ритмические находки в контексте наипопулярнейшей иконографии, да так, что их поэтическая интенсивность трансформирует архетипы (плохие парни, социальные группы, роковые женщины, воины) обратно в прототипы, а штамповки в завораживающие создания, обезумевшие от любви, эмоций, пространства и движения. Он великолепно снимает приключения: дерзкие образы и сценарии в форме экспрессивных эпических поэм; психологические перемены в персонажах, чей восторг сменяется экстазом до полного растворения в верхних слоях атмосферы, потому что спуститься они больше никогда не смогут, как, например, в финале «Доктора Шанс» .

Сюжет не разворачивается со скукой, присущей обычному фильму, а оставляет пространство для визуального развития, как у Жана Эпштейна или у советских мастеров, включая Михаила Калатозова в «Я Куба» (1964). Вместо того чтобы показывать погоню или гонку, Оссанг погружается в саму материю цветов и ощущений, снимает тот мир, благодаря которому и создается это движение. Каким бы ни был сюжет, он рождается из любви к слову; это даже не диалог, а формулировка, начинка, слоган, смысл, из которого и происходит его характерный монументальный почерк.

Однако то, чем в большей мере насыщен кинематограф Оссанга, так это сведением эпических жестов к популярной культуре, раздиранием вещей на части, от чего они становятся невообразимо прекрасными. В «Оружии Дхармы» (2010) он создает поэзию из «последних образов», приступов головокружения, психологического сведения счетов, которые с приближением смерти наводняют наш мозг – блики и вспышки – ему все еще надлежит их дистиллировать из такой горячо любимой ему субстанции.

Кадр из фильма «Дивизия Моритури»

Поколение ничто: о поэзии в обществе контроля

Лучшим введением в мир Оссанга является фильм-портрет в кино-серии Жерара Курана «Синематон». Это портрет 52: «Сделан в три часа дня 10 апреля 1975 г. в Перпиньяне». В то время Оссанг представлялся так: «Профессия: певец, писатель, издатель». Он жил в Тулузе, где основал журнал C?e и еще не снял ни одной ленты. Каждый видевший «Синематон» знаком с его принципами: фиксированная камера, одна катушка пленки, полная свобода творчества. Оссанг выбирает такой прием – он приближается к камере все ближе и ближе, пока не оказывается к ней настолько близко, что, уже крича в нее, он, кажется, вот-вот ее проглотит, как в знаменитой ленте Джеймса Уильямса «Большой глоток» (1901). Затем он хватает камеру и убегает, тем самым превращая мирный механизм Курана в гимнастический и визуальный всплеск.

Гаргантюанский аппетит к кино проступает уже в его первых напечатанных текстах. В седьмом номере CEE 1979 года, под редакцией Кристиана Буржуа, кроме У.С.Берроуза, Пьера Молинье, Андре Массона, Бернара Ноэля, Кристиана Прижана, Клода Пелье и ключевой фигуры во вселенной Оссанга – поэта Станисласа Родански (метеора из сумрачных дней сюрреализма), содержится и его текст «Видео-сценарии и племенная песня» – дикая смесь манифеста, дневника, сценария, медитации и памфлета, который в ретроспективе оказывается эстетической платформой его еще не снятых фильмов.

В этом тексте, на музыкальном фоне маневров глобальной гражданской войны, в монтажно перемешанных кусках, похожих на вставки и отрезки из его будущих фильмов (включая те позаимствованные у Рауля Хауссманна) мы читаем:

К тому же, искусства никогда не существовало, была одна лишь непрекращающаяся война злоупотреблений социальным временем в пользу разнообразия реальности. Существуют только и единственно те действия, которые направлены на освобождение того, что всегда открыто! (Ф.Ж.Оссанг)

Следуя примеру его бунтующей прозы, романтические, апокалиптически-панковые фильмы Оссанга являются частью его партизанского этоса, где все служит оружием: восклицательный знак, заглавная буква, диафрагма, затемнение, омаж «Восходу Солнца» (1927) Мурнау, описание безусловной любви. Столько взрывов в густом, электрическом тумане, который составляет мир. Для Оссанга все есть борьба: яростная энергия бесконечной и бессмысленной борьбы против мирового порядка. Как только он пускается режиссировать «Последнюю тайну» (1982), основанную на ситуанистическом трактате Джанфранко Сангинетти «О терроризме и государстве», который в то время был как раз издан во Франции, Оссанг сочетает силу конструктивизма (поэзия фабрики), Джила Уолмена (трибьют его «Антиидее») и У.С.Берроуза (свобода монтажа). Его фильм должен стать атакой: на здравый смысл, на грусть, на все формы контроля типа распределения и определения.

Дада-партизаны рок-н-ролла. Движущая сила партизана это абсолютное отрицание разграниченного поля битвы. Для ментального партизана – это абсолютное отрицание каких бы то ни было фиксированных культурных законов.(Ф.Ж.Оссанг)

Такие великие поэты, как Эпштейн и Хосе Валь дель Омар, считали, что кино, эта разумная машина, обладает силой раскрыть гармонию, сообразно с которой построен мир. Музыкант-Оссанг в своих фильмах поступает наоборот – делает заявку на хаос, опьянение, чистый и неизбежный беспорядок. Он ничем не управляет, во всяком случае, не эмоциями забарабаненного зрителя; он не повествует, а всего лишь показывает насколько велика над нами власть истории, швыряет в нас бомбами ощущений и великолепия. Он наводит на себя лоск конспирации, в которой можно выжить только если ничего в ней не понимаешь; он изобретает иной язык, коды не то тайного сообщества, не то тюремных заключенных, готовящих побег; в законах мира он вызывает взрыв, сияющую дыру, через которую можно сбежать, но в которой можно и погибнуть.

Кадр из фильма «Доктор Шанс»

Скорость

В подобном предприятии скорость становится важным моментом. Здесь ничего не следует нормальным законам природы, ничего не подчиняется привычному порядку. Актерская дикция, как автономная единица, изобретенная Робером Брессоном, тяготеет к добавочному возбужденному регистру ажитато; скорость меняет жесты персонажей, их тела; порядок действий вместо того, чтобы спокойно производить причины и следствия, захвачен в вихрь; отношение образов к настоящему не просто отражение, а поиск секретов будущего среди ранних символов (чаще в экспрессионизме), будто бы истина их коллективной истории прячется в тех досье, которые должны быть обнародованы в следующем веке, но которые к тому времени уже будут, скорее всего, искажены или уничтожены.

Кино это последний шанс, это унитарное и коллективное искусство. Кино это великая критическая сила прочих форм выразительности, оно заново интерпретирует литературу. Я думаю, что кино в двадцатом веке разрушило литературу, что немое кино стало бунтом в системе повествования, подняло сеть над линейной фабулой. Специфика кино не в путешествиях вне времени, а в создании разрыва между пространством и временем, что в обществе соответствует ускорению времени. Мы можем запрыгнуть вперед и потом опять назад, хотя память действует только относительно. Возврат приводит к потере времени и в конце в памяти остается только один лишь свет – для создания будущего.(Ф.Ж.Оссанг)

Lux Fecit

Ф.Ж.Оссанг, темный свет разума и любви. Его героев зовут Эзра Паунд, Роже Жильбер-Леконт, Йозеф фон Штернберг, Орсон Уэллс, Глаубер Роша и Георг Тракль. Мимоходом мы узнаем, что французскими гениями, по его мнению, являются Артур Краван, Жак Ваше, Жак Риго и Ги Дебор. Но именно у Гегеля, этого великого изобретателя отрицания, он заимствует формулу тех головокружительных путешествий в необъятное, в которые пускаются персонажи Оссанга, а также ту страсть, которая пронизывает все его произведения: «Быть свободным – ничто. Становиться свободным – все».

Заметки о фильмах

La derni?re ?nigme («Последняя тайна», 1982)

«Последняя тайна», нечто среднее между эссе и художественным произведением, установила формальную территорию Оссанга: современная мифология. Навеянный книгой Джанфранко Сангинетти «О терроризме и государстве», фильм пробуждает визуальное эхо политических событий, в которых поколение поплатилось всеми своими революционными надеждами – из-за государственного терроризма. Снят на две катушки 16-миллиметровой Kodak ХХ.

Zona inquinata (1983)

Зона – это бедные и опасные кварталы Парижа (Жорж Лакомб, 1928); это административный район, в котором Орфей ищет пропавшую Эвридику (Жан Кокто, 1950); это «Интерзона» – рабочее название «Голого завтрака» Уильяма Берроуза (1959). Синтезировав все эти беспокойные территории, Оссанг, в 1983-м, создал свою, – под знаменем мертвых цветов.

L’affaire des divisions Morituri (« Дело подразделений Моритури », 1984)

«История о гладиаторах на фоне вопроса об объединении Германии. Люди скорее продадут свои жизни, чем позволят уморить себя на территориях подконтрольных европейским буржуа. Один из них становится звездой преступного подполья, но не выдерживает. Существует лишь один выход: разболтать все прессе…» (Оссанг). Со своей стилистикой футуристического эпоса «Дело подразделений Моритури» берет в фокус назревающее восстание среди европейской молодежи, после того как члены Фракции Красной Армии (большинство из которых были кинорежиссерами) умерли в тюрьме. Образность фильма восходит к первоначальному восстанию Спартака, но вдруг черно-белая завеса разорвана надвое и перед нами уже неприкрытый гнет «сенсорного отрешения» и государственных преступлений. Мифический саундтрек составляют музыкальные фрагменты из самых радикальных групп на то время: MKB Fraction Provisoire, Cabaret Voltaire, Tuxedomoon, Throbbing Grisle, Lucrate Milk. Эмблема французского панк-кинематографа.

Le Tr?sor des ?les Chiennes («Сокровище сучьих островов», 1990)

В саундтреке к «Сокровищу» есть такие памятные песни, как «Pi?ces du sommeil», «Descente sur la Cisteria», «D?sastre des escorte», «Passe des destitu?s», «Le chant des hy?nes» и оригинальная «Soleil trahi». Они ускоряют психологическое путешествие персонажей, которые заблудились в наполненных интригами галлюцинациях. Современному обществу потребления противопоставлены экспрессивное богатство, драчливая энергия и экспериментальная искренность оссанговых островитян. Они изо всех сил мчатся во тьму, ища спасения среди декораций из пепла и застывшей лавы, навсегда увековечивая искусство потребления наркотиков: наследие столетий черного романтизма. В этом их настоящее сокровище, собранное поэтами, зависимыми от своего ремесла. Их арсенал не столько калашниковы, сколько «принц-резатель» (как Ф.Ж. позже будет петь – «Клод Пелье был здесь»). То есть, сила резать за пределами пунктирных линий, инстинкт уклонения от сдерживающих факторов до опьяненного отрешения.

Docteur Chance («Доктор Шанс», 1997)

Сергей Эйзенштейн, еще до того, как он нашел несколько катушек с пленкой, оставшихся после германской армии и выпустил двадцать минут чистого гения цвета в «Иване Грозном» (1944), посвятил несколько страниц теории цвета в кино. История о беглецах-любовниках – «Доктор Шанс» – первый цветной фильм эксперта черно-белого кинематографа и в нем проявилось то же самое возбуждение эксперимента: как вывести фильм на уровень тех цветовых экспериментов, что были и в живописи – в средневековых алтарных росписях, гравюрах Уильяма Блейка или картинах Йорна Асгера? Оссанг в своих Notes de Travail («Рабочие записки», 1996) поясняет: «Этот фильм должен обладать острой, как лезвие бритвы, слегка окрашенной чистотой поэзии Георга Тракля – «нет» кинематографу более несчастному, чем само несчастье, более сексуальному, чем секс, более тяжелому, чем свинец, который он перефразирует. Деталь: крупный план в черно-белом влияет по-другому, чем в цвете (почему?). Почему сценарии всех современных фильмов выглядят «окамотоженными» излучениями? Осквернение цвета структурами. Атериториализация».

Silencio («Молчание», 2007)

Silencio, Vladivostok и Ciel etient ! («Погасите небо!» ) – три серебряные жемчужины, которые вместе составляют Trilogie du paisage или – «Трилогию пейзажа» . Визуальная поэма «Молчания» продолжает традицию документальных элегий, которая началась фильмами Руди Буркхардта и Чарльза Шилера. Однако в эру Throbbing Gristle поэзия должна соразмеряться с индустриальными авариями, невидимыми ядерными апокалипсисами, отчетом о путешествии, оптической медитацией, ошеломляющим набором черных и белых тонов, любовной песней, движением смутных призраков в ужасающих пещерах надежды… бей !

Vladivostok («Владивосток», 2008)

«Между миром и мирами, переполненный тайной», написал об Оссанге психоделический поэт Клод Пелье. Фрагментарный «Владивосток» порождает целое богатство таких промежуточных мест. Эссенция поэзии Оссанга, результат его счастливого сотрудничества с оператором Глебом Телешовым.

Ciel ?tient! («Погасите небо!», 2008)

До этого фильмы Оссанга нельзя было сравнивать с прочими фильмами. Но «Погасите небо!» вызывает в памяти ранние фильмы Филиппа Гарреля («Мари на память» , 1967 и «Разоблачитель» , 1968), которые тесно связаны с режиссером-анархистом Жан-Пьером Лажурнадом. Бедствующие любовники Филемон и Бавкида живут в своей хижине (в тростниковой у Овидия, в деревянной у Оссанга) с мифологической будничностью молодости. Когда проходят заключительные титры, мы видим самое прекрасное объяснение в любви из когда-либо существовавших.

Dharma Guns («Оружие Дхармы», 2010)

Сюжет таков: молодой человек – поэт, сценарист и воин – умирает. Как воспроизвести образы, рождающиеся в его мозгу? Что мы видим в момент смерти? Может ли дух осознать причины смерти и расчистить для себя путь в следующее перерождение? В какой окончательной форме проявятся эти последние образы? Будет это ослеплением? Пиршеством света? Вторжением? Воспоминаниями, догадками, предположениями? Властная экспрессивность «Оружия Дхармы» позволяет нам пережить импульсы оптических нервов и синапсов. Оссанг привил свою ленту к центральной нервной системе, к самому месту рождения ментальных образов. «Мои глаза выпили», в этом мы слышим достойную трактовку кинематографических ожиданий Антонена Арто. «Оружие Дхармы» вечно носится по воздуху, жужжит, пробивает себе путь в направлении острова мертвых. Шедевр, который медленно движется у нас перед глазами пошатывающейся, медленной походкой уверенности, в одной компании с «Носферату» (1922) и «Вампиром» (1932).