Закон четко указывает, что от уплаты НДС не могут быть освобождены налогоплательщики, чья деятельность напрямую связана с извлечением выгоды третьими лицами. Для таких субъектов-посредников договор без НДС невозможен.

Ряд товаров и услуг напротив не облагаются налогом на добавленную стоимость, о чем прямо указано в статье 149 Налогового Кодекса РФ. Причем, на основании пункта 2 этой статьи от налогообложения освобождаются:

  • товары и услуги медицинские, ветеринарные, санитарные, косметические
  • товары продовольственного назначения, выпуска медицинских или образовательных учреждений
  • работы и услуги по уходу за больными и престарелыми людьми, инвалидами
  • услуги организации досуга детей в секциях, кружках, студиях
  • перевозка населения в рамках единого тарифа
  • сделки с ритуальными товарами, услугами, работами
  • продажа открыток и конвертов с марками, реализация других почтовых изделий
  • операции с паями и долями в фондах и уставных капиталах, купля-продажа ценных бумаг
  • обслуживание техники в период гарантийного срока без дополнительной оплаты работ
  • работы по реставрации и восстановительному ремонту исторических зданий и памятников культуры
  • другие товары и услуги, указанные в п. 2 ст. 149 НК РФ

Правила пункта 3 статьи 149 Кодекса определяют перечень операций, которые не подлежат обложению НДС:

  • реализация изделий религиозного культа для собственных нужд
  • любые операции банков, за исключением инкассации
  • обслуживание по страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению
  • купля-продажа алмазов без обработки и реализация драгметаллов и камней
  • выдача займов в денежной форме или ценными бумагами
  • организация санаторно-курортного лечения и оздоровительных процедур
  • исследования и научная работа, финансируемые из бюджетных средств
  • прочие операции, подпадающие под действие п. 3 ст. 149 Кодекса

Именно Налоговый Кодекс страны указывает, какие товары, услуги получают освобождение от обложения тем или иным налогом. Для некоторых видов деятельности при этом предусмотрено лицензирование.

Документальное оформление сделок без НДС

Цена без НДС напрямую разрешена налоговым законодательством России. Данная льгота влечет за собой особый порядок оформления документов. Если у вас ООО без НДС это автоматически не означает, что вы не должны выставлять счета-фактуры. Все зависит от специфики операции и статуса налогоплательщика, к примеру, когда:

  • сам объект проведенной реализации имеет освобождение от налога по ст. 149 Кодекса
  • конкретный налогоплательщик не платит НДС с учетом положений статей 145 и 145.1 НК РФ

Во втором случае, когда освобожден от уплаты налога именно продавец, выставить счет-фактуру он обязан. На это прямо указывают положения п. 5 ст. 168 Кодекса. В документе прописывается только сумма без НДС. Для перехода на режим освобождения нужно иметь выручку за 3 следующих друг за другом месяца до 2 млн. руб. и не являться продавцом подакцизных товаров. Законодательство предусматривает выполнение следующих формальных процедур таких компаний и индивидуальных предпринимателей:

  • создать и направить в адрес налогового органа соответствующее уведомление
  • использовать полученное освобождение от НДС не менее 12 мес.
  • по истечении года подтвердить наличие права на освобождение за прошедший период

В прочих случаях налогоплательщик может формировать счет-фактуру на товар, услугу без НДС, но делать этого не обязан. Такое допущение имеет практическое значение, если продавец реализует товар, который освобожден от НДС по правилам ст. 149 НК РФ только в определенной части, к примеру:

  • Продавец одновременно реализует товары, облагаемые НДС и освобожденные от уплаты налога. Накладная на продажу выписывается единая, как и счет на оплату без НДС и с налогом. Очевидно, что в этом случае и счет-фактура будет автоматически сформирована в программе на всю сумму отгрузки.
  • Иногда для сохранения синхронности нумерации накладных и счетов-фактур, полный комплект документов, включая счет без НДС, формируется на любую отгрузку, включая продажу товаров с освобождением от налога на добавленную стоимость.

Правила заполнения бланка счета-фактуры без НДС

Начиная с налогового периода 2014 года, организации могут не выставлять счетов-фактур со ставкой 0%, т. е. по необлагаемым операциям по реализации, признанным таковыми на основании текущего налогового законодательства страны. Цель данной нормы закона – существенно сократить объем документооборота для ряда фирм и предпринимателей. Не выставляя счетов-фактур, организация не составляет и регистры их учета, что существенно упрощает ведение учета предприятия. Указанное положение является правом налогоплательщика, а не вмененной ему обязанностью.

В случае, когда ваша фирма – неплательщик НДС, но вы активно сотрудничаете с контрагентами, уплачивающими данный косвенный налог, возможны 2 типа взаимоотношений:

  • компания-продавец, реализующая товары, услуги без НДС
  • фирма-покупатель не является плательщиком НДС

Продавец без НДС: правила оформления отгрузочных документов

Образец счета без НДС отличается от обычного документа лишь отсутствием суммы налога, все остальные реквизиты компании остаются неизменными. Данное правило касается и оформления договора купли-продажи, накладной на реализацию и отгрузочных форм. Полный пакет документов содержит ссылки на суммы к оплате и отгрузке без налога на добавленную стоимость. Вместо него в специально отведенных графах будет стоять прочерк и особая запись «Без налога (НДС)». Важно понимать, что контрагент может попросить подтвердить основания для освобождения от налога. Лучше своевременно в договор без НДС сразу ввести фразу, раскрывающую основание, согласно которому данная фирма не платит НДС. Аналогичную формулировку имеет смысл ввести и в образец счета без НДС.

Если ваша фирма освобождена от уплаты косвенного налога на основании ст. 145 НК РФ, исходя из величины выручки, или по ст. 145.1, как участник проекта «Сколково», то на момент отгрузки товара или выполнения услуги должна быть сформирована счет-фактура с пометкой без налога в соответствующей графе бланка. Такое правило закреплено п. 5 ст. 168 Кодекса.

Для фирм на специальных режимах, таких как «упрощенка» или ЕНВД, оформление счета-фактуры – право, но не обязанность, так как данные налогоплательщики имеют соответствующие послабления на основании положений п. 3 ст. 169 НК РФ. Если руководство компании приняло решение выставлять документы без НДС исходя из особенностей сложившегося делового оборота, оформлять их нужно по ст. 168 Кодекса, п. 5.

Покупатель без НДС: оформление согласия на несоставление счетов-фактур

Когда покупатель получает товар, услугу от поставщика с НДС, то он ставит имущество на учет или относит использованные услуги в затраты на всю стоимость без деления на базовую цену и налог. Получается, что счет-фактура им ему ни к чему, так как он не являются плательщиками НДС и не ставит полученный и оплаченный налог к зачету. Значит, и вести учет ненужных бумаг для таких контрагентов нет никакой необходимости, тем более что наличие счетов-фактур требует и оформления дополнительного регистра их движения. Логично иметь возможность отказаться от рутинных процедур на законном основании.

Правила статьи 169 Кодекса предусматривают отказ от оформления счета-фактуры продавцом, если его контрагент-покупатель не платит НДС. Данные нормы закреплены в п. 3 указанной статьи и позволяют воспользоваться указанным налоговым послаблением по соглашению сторон. При этом должно одновременно соблюдаться сразу 3 условия:

  • сделки напрямую относятся к операциям по реализации работ и товаров
  • один из контрагентов отношений не платит НДС на основании ст. 145 и 145.1 Кодекса
  • налоговое «бездействие» подтверждено обоюдным согласием сторон

Логика законодательства понятна: документ счет-фактура необходим для оформления вычета по налогу, что следует из положений пунктов 1 статей 169-170 Кодекса; если контрагент не признан плательщиком НДС, то и возмещать налог ему не придется, значит, счет-фактура не нужна. Данное правило закреплено и письмами Минфина, к примеру документами 03-11-06/2/44863 08.09.14г. и 03-11-06/2/44783 05.09.14г. Такому налогоплательщику достаточно подтвердить правомерность и величину своих расходов. Для этого достаточно иметь акт выполненных работ без НДС и документы по оплате.

Правила оформления согласия на отказ от счетов-фактур без НДС

Когда речь заходит об оформлении документов, многие стараются найти бланк в Интернете и посмотреть актуальные правила его заполнения. Так можно сформировать счет на оплату без НДС образец которого есть в Сети или составить договор по подобию на аналогичные товары, услуги. Такой вариант подходит тем, у кого нет в штате бухгалтера или операция для предприятия является новой.

Согласие-отказ от счетов-фактур можно не делать отдельной бумагой. Достаточно закрепить данное условие в договоре поставки. Если же на момент подписания контракта этого не предусмотрели, откорректировать условия документооборота между контрагентами можно составив дополнительное соглашение. Не забудьте указать причину, сделав ссылку на законодательство страны.

Действия продавца при получении согласия-отказа: процедурные вопросы

Продавец, реализующий товары, услуги, включая НДС, должен сделать следующее, если ему предъявлено согласие-отказ от счетов-фактур:

  • сформировать счет-фактуру в единственном экземпляре и отразить документ в книге продаж
  • выдать покупателю без НДС полный пакет документ за исключением счета-фактуры
  • придерживаться данных правил оформления сделок на протяжении всего действия договора

Если же продавец на такую сделку не составит счет-фактуру, то он незаконно занизит базу по НДС.

Учет входящего НДС для освобожденных от налога фирм

Сумма без НДС формула которой 100/118 в том случае, если вы хотите выделить ее из общей стоимости товара, указывается отдельной строкой. Формула выделения НДС при этом будет 18/118 от полной цены продукции. Но так ли важны эти данные для покупателя, не признанного законодательством плательщиком указанного косвенного налога? Нормы закона диктуют следующие правила его отражения:

  • включение в стоимость товара, услуги в полном объеме при принятии к учету: статья 170 Кодекса, пп. 3 п. 2; именно такой способ использует большинство фирм, освобожденных от НДС
  • в особом порядке с учетом вида расхода и факта его оплаты; такое правило действует для специальных налоговых режимов, оно закреплено статьями 346.5 главы 26.1, 346.16 главы 26.2

Смена налогового режима: как переоформить договоры

Бывают случаи, когда при заключении контракта обе стороны являются плательщиками НДС или наоборот, не платят налог, но по истечении небольшого периода времени один из контрагентов переходит на другой режим обложения. В этом случае в договоры нужно вносить изменения. Это актуально для следующих ситуаций:

  • При вступлении в сделку продавец не платил НДС и указал в условиях «Без НДС»; при изменении режима цена возрастет на величину налога по ставке 18%.

Обратите внимание, вы можете в счетах увеличить стоимость на сумму НДС только в том случае, если в договоре поставки ранее четко прописали, что цена договора этого налога не содержит. В противном случае вы будете платить налог за счет собственных ресурсов или будете вынуждены отказаться от продажи на текущих условиях. Данное правила прослеживается в законодательной норме ст. 168. Именно там записано, что НДС предъявляется к стоимости товара как дополнение, поэтому на него цена актива увеличивается. Достаточно выставить счет, следуя этому правилу, без внесения корректировок в действующие договоры.

  • При заключении контракта поставщик имел освобождение от налога, но позже его утратил на основании действующих норм законодательства.

Механизм действия договора будет следующим: как только продавец утратил право на освобождение от косвенного налога, правило «НДС не облагается», прописанное в контракте, теряет свою силу. В этой части соглашение становится недействительным, так как напрямую нарушает налоговое законодательство страны. Так прописано в статьях 168 и 180 Гражданского Кодекса. При утрате освобождения лучше не увеличивать стоимость на налог по умолчанию, а уведомить о такой необходимости контрагентов. Позже можно заключить соответствующее дополнительное соглашение об изменении стоимости.

Контракт без налога на добавленную стоимость: налоговые последствия

Стоит отдельно оговорить случаи, когда контрагенты являются плательщиками НДС, но не выделили величину налога в документах. Между сторонами подписан договор без НДС, в котором стоимость хотя и включает размер данного налога, но не раскрывает эту информацию отдельной строкой. Возникают следующие вопросы:

  • по какой ставке следует рассчитать НДС от указанной стоимости: 18% сверх цены или 18/118 из имеющейся стоимости
  • кто должен рассчитывать и перечислять данный налог при таком варианте заключения договора купли-продажи

В большинстве бланков работа без НДС и с НДС прописывается отдельно, чтобы у сторон было понимание, включает или нет указанная стоимость косвенный налог, а у «налоговиков» не возникало лишних вопросов при проверке налоговой базы. Проблем не будет, если использовать в деловом обороте унифицированные бланки, но они не всегда подходят с учетом специфики деятельности конкретной компании. Тогда появляются собственные формы, разработанные фирмой и являющиеся приложением к ее учетной политике. Вот тут нужно быть внимательными при отражение составляющих цены товара и услуги.

Требования к оформлению документов носят условный характер, если речь идет о контрактах, договорах, актах, накладных. Выделять НДС в договоре совсем не обязательно, особенно когда речь идет об особых режимах обложения дохода. Аналогичной будет ситуация, если компания ввозит активы, предназначенные для изготовления и последующей продажи товаров, не подлежащих обложению НДС или освобожденных от налога, либо местом продажи которых является не Российская Федерация. Правила закреплены статьями 170 НК РФ (пп. 1-2 п. 2), 146 (п. 2).

В бухгалтерской практике встречаются случаи, когда продавец товара попросту забыл указать, включает ли стоимость НДС, либо в начале действия контракта без налога он имел налоговые преимущества в виде освобождения от НДС, но по истечении нескольких месяцев утратил их. Здесь при неверной трактовке событий могут возникнуть следующие налоговые и правовые последствия:

  • Для гражданского законодательства

Согласно действующему ГК РФ предприятия страны свободны в своем праве заключать или не заключать договор. Хотя есть ситуации, когда контракт обязателен. Это требование касается операций с куплей-продажей на условиях рассрочки платежа (ст. 489), сделок с недвижимым имуществом (ст. 555), договоров аренды (ст. 654): здесь цена сделки должна быть четко прописана и закреплена соглашением сторон. Если контракт не содержит указание на величину стоимости, сделка признается недействительной, а договор фактически незаключенным (ст. 424). Но нигде в нормах гражданского права вы не найдете однозначного требования указывать сумму НДС.

  • Для налогового законодательства

Предъявление продавцом покупателю к оплате НДС – обязанность поставщика, а не его право (168 статья НК, п. 1). Одновременно с реализацией или в течение 5 дней после нее он обязан выписать счет-фактуру по всем правилам законодательства (169 НК, п. 3). Если поставщик в текущем контракте отдельно не выделил НДС, получается, ему нужно начислить его сверх цены договора по ставке 18%. Именно такой точки зрения придерживаются суды. На ее основании сложилась соответствующая судебная практика. Но существуют решения и в пользу следующего довода: если в договоре ничего не сказано о налоге, то он уже включен в стоимость, так как цена, установленная сторонами, является окончательной.

Так как существуют налоговые и правовые коллизии, возможны разногласия с инспектором ИФНС при проверке. Поэтому, нужно выделять НДС отдельной строкой или четко прописывать, что сумма без НДС, чтобы не пришлось обращаться в суд и вступать в долгу тяжбу с налоговой.

Цена без НДС в рекламе и на ценниках

Иногда стоимость без налога фактически оказывается фикцией. Поставщик специально в рекламных целях указывает цену без учета налога, чтобы привлечь покупателей, по факту же с клиента берут больше на 18% при оплате. Многие не настолько хорошо ориентируются в вопросах налогообложения, чтобы заранее предусмотреть, по какой стоимости в итоге ему достанутся товары и услуги. Следует всегда уточнять, сумма без НДС или с НДС будет к оплате, и только потом принимать решение о покупке.

Налоговые консультации и помощь в составлении документов

Путаница в формировании документов без НДС вызвана достаточно сложным налоговым законодательством. Даже профессионалу не всегда просто понять, как и когда нужно выделять налог и можно ли не составлять счет-фактуру. Наличие грамотного специалиста во многом поможет руководству компании. Если у вас пока нет своего бухгалтера, вы всегда можете обратиться за консультацией в соответствующую фирму или специализированное бухгалтерское бюро. Здесь вас выслушают, уточнят параметры конкретной сделки и четко распишут алгоритм действий в текущей ситуации. Так вы избежите налоговых штрафов и споров с проверяющими. Специалисты подготовят полный пакет документов и предоставят необходимые бланки для сделки.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

По отношению к уплате НДС хозяйствующие субъекты могут быть плательщиками и неплательщиками. Поставщики-плательщики НДС обязаны выставлять счета-фактуры, при наличии которых покупатели-плательщики НДС могут принять сумму входящего НДС к вычету. Счета-фактуры отражаются в регистрах налогового учета НДС (Журнале полученных и выданных счетов-фактур и Книге покупок). Если поставщик ценностей не является плательщиком НДС и не выставляет счета-фактуры, то покупатель-плательщик НДС приходует эти ценности по ставке «Без НДС», а в регистры учета НДС записей не вносится.

В программе можно указать, что поставщик выделяет сумму НДС и выставляет счета-фактуры. Для этого используется флажок «Поставщик по договору предъявляет НДС».

Если флажок снят, то при поступлении ценностей по данному договору в приходных документах будет автоматически подставляться ставка «Без НДС».

Такие поставки не отражаются в регистрах НДС, а в отчетах «Наличие счетов-фактур», «Анализ состояния налогового учета по НДС», «Экспресс-проверка ведения учета» не контролируется наличие счетов-фактур от поставщиков.

Примечание

Для поставщиков, освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ и выставляющих счета-фактуры согласно п.5 ст. 168 НК РФ , рекомендуется установить флажок «Поставщик по договору предъявляет НДС». В таком случае суммы по ставке «Без НДС» будут попадать в книгу покупок, и будет контролироваться наличие счетов-фактур. При этом следует учесть, что в документе поступления по умолчанию будет устанавливаться ставка НДС из справочника номенклатуры.

Понравилось? Поделись с друзьями

Консультации по работе с программой 1С

Сервис открыт специально для клиентов, работающих с программой 1С разных конфигураций или находящихся на информационно-техническом сопровождении (ИТС). Задайте свой вопрос, и мы с удовольствием на него ответим! Обязательным условием для получения консультации является наличие действующего договора ИТС Проф. Исключением являются Базовые версии ПП 1С (8 версия). Для них наличие договора не обязательно.

«Упрощенцы» не являются . То есть не исчисляют данный налог при реализации товаров (работ, услуг). Однако при покупке ценностей у плательщиков НДС в учете «упрощенца» появляется так называемый «входной» налог. Можно ли его сразу списывать на расходы при УСН, или нужно включать в первоначальную стоимость купленных ценностей? Как отразить «входной» НДС на счетах бухгалтерского учета и в какой момент списать? В частности, требуется ли вести учет на специальном счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», или плательщики на УСН могут обойтись без него? Какие документы подтвердят обоснованность учета? Ответы на эти популярные вопросы вы найдете в данной статье.

Как «входной» налог отражается в налоговом учете при УСН

Правила на «упрощенке» с объектом доходы минус расходы различаются в зависимости от того, что купил налогоплательщик.

Ситуация 1 . Вы приобрели товары, материалы, работы или услуги . В данном случае в момент списания стоимости покупки на расходы вы вправе списать и НДС по ней. При этом в Книге учета доходов и расходов нужно делать две записи. Одна будет на сумму «входного» НДС. Другая — на сумму остальной покупки. Если вы учитываете только часть покупки, то и налог признавайте в расходах частично. Такой порядок следует из подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Напомним, чтобы списать на расходы при УСН стоимость работ, услуг или материалов, их достаточно оприходовать и оплатить продавцу. Для товаров предусмотрено дополнительное условие — они должны быть еще и реализованы. Факт оплаты их покупателем, вашим клиентом, значения не имеет (п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 17.02.2014 № 03-11-09/6275). Соответственно в отношении «входного» НДС действуют такие же правила списания.

Обратите внимание! «Входной» НДС списывайте на расходы при УСН по тем же правилам, что и товары, материалы, работы, услуги, при покупке которых он был уплачен.

При этом не забывайте, что на расходы списываются только те траты, которые прямо поименованы в закрытом перечне, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Если нет оснований списать саму ценность, то и «входной» НДС по ней на расходы при УСН не относится.

Ситуация 2 . Куплены основные средства или нематериальные активы . Такие объекты отражают в налоговом учете при УСН по мере их ввода в эксплуатацию и оплаты по первоначальной стоимости, которая сформирована в бухучете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А она включает в себя НДС (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», п. 8 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»). Поэтому в Книге учета цену основных средств и НМА указывайте вместе с «входным» налогом. Отдельной строкой налог в Книге учета не выделяется. Также напомним, что для основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, предусмотрено дополнительное условие их учета — должны быть поданы документы на регистрацию указанных прав.

Как «упрощенцу» списывать «входной» НДС в бухучете

Сумму «входного» НДС «упрощенцам» положено учитывать в стоимости покупки (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ). То есть нужно формировать одну запись:

Дебет 10 (08, 20, 25, 26, 41, 44…) Кредит 60 (76)

  • отражена стоимость покупки, включая «входной» НДС.

Однако «упрощенцы» с объектом налогообложения доходы минус расходы часто стремятся к тому, чтобы выделять «входной» НДС на счетах бухучета отдельно. Ведь по ряду покупок, прежде всего материлов, товаров, работ и услуг, такой налог нужно показать в Книге учета отдельной строкой. И чтобы сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, некоторые бухгалтеры считают, что целесообразно «входной» НДС выделять отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

На заметку. При каких покупках «входного» НДС не возникает
1. Продавец не является плательщиком НДС . Это значит, что ваш контрагент работает на специальном налоговом режиме, собственно, как и вы. Это может быть УСН, ЕНВД, патент или ЕСХН. Продавцы на спецрежимах не начисляют НДС с реализации и не выписывают счета-фактуры (п. 2 и 3 ст. 346.11, абз. 3 п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 и п. 3 ст. 346.1 НК РФ).
2. Реализация в силу закона не подлежит налогообложению (освобождена от НДС) . Такие случаи перечислены в статье 149 НК РФ. К ним, например, относятся:

  • осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации);
  • услуги по проведению техосмотра транспорта;
  • услуги архивных организаций по использованию архивов.

В этом случае не будет как «входного» НДС, так и счета-фактуры. Правда, до 2014 года счета-фактуры по таким операциям продавец должен был выставлять с пометкой «Без налога (НДС)». Однако с 1 января 2014 года данный порядок отменили благодаря поправкам в пункт 5 статьи 168 НК РФ.
3. Компания освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС . Данная льгота предусмотрена статьей 145 НК РФ. Ею могут воспользоваться фирмы и предприниматели с небольшими оборотами по реализации. Общая сумма их выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превысить 2 млн руб. без учета НДС. При этом заметьте: в данном случае продавец все же обязан выписать счет-фактуру с пометкой «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Однако, на наш взгляд, это вряд ли чем поможет. Судите сами. Моменты списания покупок в бухгалтерском и налоговом учете разные. Так, материалы по общему правилу можно списать при УСН, когда ценности оприходованы и оплачены поставщику (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В бухучете же нужно ждать, когда они будут отпущены в производство (п. 93 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н). При этом факт оплаты для бухучета не важен. По товарам моменты списания также могут различаться из-за оплаты их поставщику — для налогового учета это обязательное требование (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

То есть расходы в бухгалтерском и налоговом учете формируются в разные моменты времени. НДС соответственно тоже должен списываться в разное время. Поэтому целесообразно так настроить программу, чтобы вести отдельный учет НДС только в налоговом учете. Если НДС выделять и в бухучете, можно только сильнее запутаться.

Пример . Учет «входного» НДС «упрощенцем»
ООО «Елена», применяющее УСН с объектом доходы минус расходы, в апреле 2014 года закупило партию товара — 450 штук стульев стоимостью 1180 руб. за единицу, в том числе НДС — 180 руб. Во II квартале была реализована вся партия, а именно:

  • в апреле — 175 стульев;
  • в мае — 120 стульев;
  • в июне — 155 стульев.

30 июня 2014 года поставщику оплачена только половина приобретенных ценностей. Остальная часть будет оплачена в III квартале. В апреле бухгалтер сделал следующие записи в бухгалтерском учете:

Дебет 41 Кредит 60

  • 531 000 руб. (1180 руб. × 450 шт.) — отражена стоимость приобретенных товаров, включая «входной» НДС;

  • 206 500 руб. (1180 руб. × 175 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в апреле.

В следующих месяцах были сделаны проводки:

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 141 600 руб. (1180 руб. × 120 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в мае;

Дебет 90 субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 41

  • 182 900 руб. (1180 руб. × 155 шт.) — списана стоимость товаров, реализованных в июне.

В налоговом учете на конец II квартала (30 июня) бухгалтер списал стоимость только тех реализованных ценностей, которые были оплачены поставщику, выделив при этом НДС. Итого на расходы было списано 265 500 руб. (1180 руб. × 450 шт. × 50%), из них:

  • 225 000 руб. (1000 руб. × 450 шт. × 50%) — стоимость товаров без учета НДС;
  • 40 500 руб. (180 руб. × 450 шт. × 50%) — сумма НДС по товарам.

На основании какого документа учитывать «входной» НДС

Любой плательщик НДС, отгружая товары (работы, услуги) юрлицам, обязан выписать счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога на добавленную стоимость. На это у продавца есть пять календарных дней, считая со дня отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). «Входной» НДС будет также выделен в товарной накладной или акте, которые вы получаете.

Вместо счета-фактуры и товарной накладной (акта) с недавних пор может применяться единый универсальный передаточный документ (акт) (или сокращенно — УПД) (письмо ФНС России от 21.10.2013 № ММВ203/96@). При этом, чтобы он имел силу счета-фактуры, данному документу продавец должен присвоить статус 1. Он указывается в левом верхнем углу УПД.

Так вот, если вы получаете УПД с кодом 1, то на основании этого одного документа вы отражаете в учете как «входной» НДС, так и остальную стоимость покупки.

Если вам выписывают накладную (акт) и счет-фактуру, то оба эти документа подтвердят ваше право принять НДС на расходы в налоговом учете (письмо Минфина России от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147). Проверьте, чтобы счет-фактура был оформлен надлежащим образом и соответствовал всем необходимым требованиям. Так, документ должен быть составлен по действующей форме (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, далее — постановление № 1137). Это важно, поскольку все расходы в налоговом учете должны быть подтверждены. А для списания «входного» НДС в качестве отдельного вида расхода счет-фактура или УПД — обязательны. Во всяком случае, на этом настаивают проверяющие.

Суть вопроса. Чтобы принять «входной» НДС в расходы при УСН, нужен счет-фактура от поставщика или универсальный передаточный документ со статусом 1.

Что касается бухучета, то в нем отражать покупку с НДС можете на основании только накладной (акта) (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Заметьте: счета-фактуры может не быть, если ваш сотрудник приобрел товар как подотчетное лицо и действовал при этом как обычный гражданин. Дело в том, что продавцы, занятые в сферах розничной торговли и общественного питания и торгующие для населения за наличный расчет, счета-фактуры могут не выставлять. Считается, что они выполнили свою обязанность по выставлению счета-фактуры, если выдали покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности (п. 7 ст. 168 НК РФ). При этом по общему правилу НДС в таких документах не выделяют (п. 6 ст. 168 НК РФ). Но если налог все-таки выделен, чек ККТ или бланк строгой отчетности можете приравнять к счету-фактуре. Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика (см., например, постановление ФАС Московского округа от 23.08.2011 № КА-А41/767111).

Обратите внимание! На основании «авансового» счета-фактуры принять «входной» НДС к учету плательщик УСН не вправе.

Полезные советы. Что делать со счетами-фактурами, которые продавец выставляет на предоплату

Продавцы, применяющие общий режим налогообложения, обязаны выставлять счета-фактуры не только на отгрузку, но и на предоплату, полученную от покупателя. Исключение — случаи, когда отгрузка производится в течение пяти календарных дней после поступления аванса (п. 3 ст. 168 НК РФ, письмо Минфина России от 12.10.2011 № 03-07-14/99). А что делать «упрощенцам», оплатившим покупку вперед и получившим «авансовый» счет-фактуру?

Поскольку товар вы только оплатили, но к вам он еще не поступил и вы его не оприходовали, то никакого расхода у вас не будет. Значит, не может быть речи и об учете «входного» НДС. Когда вы оплачиваете заранее работу или услугу, ситуация аналогичная — работа или услуга еще не выполнена, а значит, будет учтена позже. Поэтому фактически счет-фактура на аванс вам, «упрощенцам», и не нужен. Для учета «входного» НДС надо получить обычный счет-фактуру — на отгрузку.

Нужно ли счета-фактуры по покупкам подшивать в журнал учета счетов-фактур

Постановление № 1137 предусматривает форму журнала учета счетов-фактур. «Упрощенцы» часто спрашивают, должны ли они вести такой журнал по счетам-фактурам, полученным по покупкам. Спешим вас успокоить: данной обязанности у вас нет. Заполнять подобный реестр в таком случае вы можете только по собственному желанию, если это вам удобно. Например, чтобы было легче контролировать наличие поступивших счетов-фактур. При этом обратите внимание: целесообразно упростить утвержденную форму журнала, оставив только те графы, которые нужны вам для работы.

Как быть с НДС по аренде государственного или муниципального имущества

«Входной» НДС с арендной платы государственного или муниципального имущества вы должны учитывать в общем порядке — о нем мы поговорили выше. Единственная разница — счет-фактуру арендодатель в данном случае вам не выписывает. Вы признаетесь налоговым агентом по НДС и сами выставляете этот документ себе. Поэтому в день расчетов с контрагентом удержите НДС из суммы арендной платы (п. 5 ст. 346.11 , а также абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Отразите удержание налога записями:

Дебет 60 (76) Кредит 51

  • перечислена арендодателю сумма арендной платы (без НДС);

Дебет 60 (76) Кредит 68

  • удержан с арендной платы НДС.

Обратите внимание! При аренде государственного или муниципального имущества «упрощенец», выступая в качестве налогового агента, сам выставляет себе счет-фактуру на сумму арендной платы с выделением налога и пометкой «Аренда государственного (муниципального) имущества».

Не позднее следующих пяти календарных дней выпишите себе в одном экземпляре счет-фактуру на сумму арендной платы. Выделите в документе налог и сделайте пометку: «Аренда государственного (муниципального) имущества» (п. 3 ст. 168 НК РФ). В строке «Продавец» укажите реквизиты контрагента, в строке «Покупатель» — реквизиты своей фирмы. Подписать счет-фактуру должны ваш руководитель и главный бухгалтер. Готовый документ зарегистрируйте в части 1 журнала учета счетов-фактур и книге продаж (п. 2 Правил ведения журнала учета счетов-фактур и п. 3 и 15 Правил ведения книги продаж (утверждены постановлением № 1137)).

Удержанный налог перечислите по итогам квартала, в котором вы его удержали, в три этапа — равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за кварталом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Например, вы можете уплатить по 1/3 суммы налога за I квартал до 20 апреля, 20 мая и 20 июня. Уплату отразите проводкой:

Дебет 68 Кредит 51

  • перечислена в бюджет сумма удержанного НДС.

Также по итогам отчетного квартала не позднее 20го числа сдайте декларацию по НДС, заполнив титульный лист и раздел 2. Отчетность подайте в электронном виде или на бумаге (п. 5 ст. 174 НК РФ, приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н).

Обратите внимание!
В Книге учета доходов и расходов «входной» НДС показывают отдельно от остальной суммы покупки. Исключение — основные средства и нематериальные активы. Их стоимость отражают вместе с «входным» налогом.
В бухучете всем «упрощенцам» целесообразно отражать «входной» НДС в стоимости покупки, отдельно его не выделяя.
В налоговом учете принять в расходы НДС по покупкам можно только на основании счета-фактуры на отгрузку. «Авансовый» счет-фактура не подходит.

Рассмотрим подробно, как организации при УСН должны вводить входной НДС в базу 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 на примере документа «Поступление (акты, накладные )».

Документ «Поступление (акты, накладные)» вводится в базу 1С 8.3 таким же образом, как данные отражены в первичном документе поставщика. То есть если выделен НДС, то его так же надо выделить в документе «Поступление (акты, накладные)».

Например, в организацию при УСН поставщик с ОСНО поставил товары. Соответственно, упрощенцу выставлены документы с НДС. При отражении в базе 1С 8.3, в документе «Поступление (акты, накладные)» указываются ставка НДС и сумма НДС:

Если в форме «Цены в документе » стоит флажок «НДС включать в стоимость» – это значит, что при УСН весь НДС, который приходит от поставщиков, входит в состав товаров, материалов, работ, услуг, то есть входит в состав их стоимости.

Однако входной НДС подлежит отражению в составе расходов отдельно от ТМЦ, работ, услуг в силу п.8 ст.346.16 НК РФ. В КУДиР входной НДС учитывается вместе с расходами, к которым относится. Таким образом, входной НДС должен в книге учета доходов и расходов отражаться отдельной строкой – это обязанность упрощенца. Нельзя пренебрегать «входным» НДС, который предъявляет поставщик, поэтому его необходимо указывать в первичном документе «Поступление (акты, накладные )». Нужно следить, чтобы был проставлен флажок «НДС включать в стоимость»:

Учет «входного» НДС при УСН в бухгалтерском учете в 1С 8.3

Входной НДС указывается отдельной строчкой в книге учета доходов и расходов, потому что это отдельный расход в Налоговом Кодексе. В бухгалтерском учете «упрощенец» входной НДС включает в стоимость. В бухгалтерском учете – это дебет счета 41 и если смотреть на проводку в 1С 8.3, то можно заметить, что в документе есть НДС, а в проводках его нет. Благодаря тому, что в форме документа «Цены в документе » стоит галочка «НДС включать в стоимость». 1С 8.3 включает входной НДС автоматически в дебет счета 41:

Если в настройках по учетной политике в 1С 8.3 установлена упрощенная система налогообложения, то по умолчанию в форме документа «Цены в документе » будет установлена галочка «НДС включать в стоимость». Главное – его не отключать вручную. И если флажок включен, то автоматически входной НДС в БУ попадает дебет счета 41.01. В БУ отдельно НДС не ведется на 19 счете, а только на 41 счете:

Учет «входного» НДС при УСН в налоговом учете в 1С 8.3

Что касается книги учета доходов и расходов (КУДиР) по налоговому чету, то здесь входной НДС подлежит включению в состав расхода отдельной строкой. Поэтому, чтобы информационная база 1С 8.3 «увидела» эту отдельную строку, НДС необходимо отразить отдельно как в первичном документе от поставщика.

В 1С 8.3 нужно регистрировать входной счет-фактуру, который поставщик передал, при этом реквизиты счет-фактуры нигде не отражаются в налоговом учете. Если документ есть, то его нужно зарегистрировать. В КУДиР программа 1С 8.3 счет-фактуру не включает:

Регистрировать счета-фактуры с входным НДС следует, потому что бывают разные ситуации. Например, организация работает на УСН, однако вдруг возникает ситуация, что лимит по выручке при УСН превышен в середине года или появляется учредитель – юридическое лицо с долей в уставном капитале более 25%. Соответственно, нужно срочно пересчитывать налоги по ОСНО. Для этого нужно поднять всю первичную документацию и ввести в программу 1С 8.3. А если все счета-фактуры уже введены заранее, то нужно поменять только параметры учетной политики.

Как отражать «входной» НДС при УСН по оплате поставщику за товары, работы, услуги в 1С 8.3

Организация при УСН работает без НДС. В 1С 8.3 создается документ «Платежное поручение » либо документ «Списание с расчетного счета ». Если в договоре с поставщиком, либо приходной накладной, по которым осуществляется оплата, присутствует НДС, то НДС необходимо выделить в платежном поручении:

НДС также необходимо выделить в строке выписка банка:

В 1С 8.3 оплата с выделенным НДС не влияет ни на проводки, ни на регистры. Оплата поставщику производится в соответствии с первичными документами от поставщика.

Как отражать НДС при УСН при реализации товаров, работ, услуг в 1С 8.3

Организация при УСН не является плательщиком НДС, следовательно:

  • Не выделяется НДС в документах на отгрузку;
  • Не выставляется счёт-фактура, даже без НДС.

В документе на «Реализацию товаров» есть свои особенности. Если “упрощенец” сделал счет-фактуру и еще выделил НДС, тогда:

  • НДС указывается по гиперссылке «Цены в документе» в поле «НДС»;
  • Выделяется НДС в документах на отгрузку;
  • Выставляется счет-фактура с НДС;
  • Счет-фактура отражается в Книге продаж и указывается в Разделе 12 декларации по НДС.

При этом налогоплательщик НДС не может получить вычет по счет-фактуре от “упрощенца” с выделенным НДС в силу Письма МФ РФ от 05.10.2015 №03-07-11/56700.

Более подробно, как быть, если покупатель просит сделать счет-фактуру и выделить НДС 18%, рассмотрено в статье .

Оплата счета с НДС при УСН

В платежном поручении на оплату покупатель не должен выделять НДС, то есть прописывается «Без НДС». Но часто на практике в платежках ошибочно указывается ставка НДС 18% (10%). Что делать? Надо ли формировать счет-фактуру и уплатить НДС в бюджет?

Обязанность «упрощенца» перечислять НДС возникает при выставлении счет-фактуры покупателю с выделенным НДС на основании п.5 ст. 173 НК РФ. Если счет-фактура с выделенным налогом не выставлялся, то и обязанности перечисления в бюджет указанного покупателем в платежке НДС не возникает в силу письма Минфина России от 18 ноября 2014г. №03-07-14/58618.

Более детально как разобраться с возможными ошибками, связанными с НДС при УСН, а также требования законодательства при УСН изучено на .

Будут рассмотрены:

  • Теория «9 Кругов Упрощёнки. Все изменения 2016 г.» Лектор - Климова М.А.
  • Практика «УСН - особенности и ошибки учёта в 1С:8» Лектор - Шерст О.В.
Поставьте вашу оценку этой статье:

Старт-ап – сложная экономическая задача, которую способен сходу решить лишь опытный предприниматель. Специфика его такова, что оценить все возможные риски и просчитать грамотный бизнес-план под силу далеко не каждому.

Специально для тех, кто имеет стоящую идею или задумывается об открытии компании в принципиально новой, малоизученной сфере деятельности – написана эта статья. Она поможет не только запустить дело, но и трезво оценить свои силы относительно реального уровня прибыли.


Особой популярностью среди простого населения данный вид услуг не пользуется. Это связано прежде всего с отсутствием рекламы на телевидении и в других СМИ. В интернете можно найти преимущественно сайты уже действующих организаций с разъяснительной информацией на главной странице.

Анализ рынка

Несмотря на это многие владельцы домашних питомцев задумываются о том, что будет с их любимцами после смерти. Эта тенденция связана не только с желанием похоронить животное «по-человечески», но и с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

По предварительным статическим данным только в Москве официально зарегистрировано:

  • более 200 тысяч собак, естественная убыль которых составляет не менее 10% в год;
  • кошек и прочих домашних животных – более 2,5 миллионов.

При том, что общая стоимость услуг (вывоз, кремация или захоронение) составляет не менее 400 долларов по скромным местным тарифам, можно сказать, что организация бизнеса по захоронению животных довольно прибыльна.

В других городах эти цифры ничуть не меньше. Только проблема заключается не в количестве зверей, а в грамотно построенной рекламе, которая сможет убедить простой народ обращаться в специальную похоронную службу в целях обеспечения гигиены и защиты окружающей среды. Те, кто смог это сделать – имеют постоянный доход.

Хорошо заручиться поддержкой муниципалитета и других санитарно-эпидемиологических служб города, что поможет получить компенсацию от государства за вывоз и кремацию бездомных животных.

Регистрация и организация бизнеса

Для того, чтобы организовать данный вид бизнеса, для начала нужно зарегистрироваться в качестве Индивидуального Предпринимателя (далее ИП). Для этого необходимо обратиться в органы Федеральной Налоговой Службы с заявлением о желании получить юридический статус.

В заявлении должно быть указано:

Необходимая документация

Основной перечень документов для регистрации кладбища домашних животных ничем не отличается от оформления обычного могильника. Для этого понадобится собрать следующий пакет необходимых бумаг:

  • утвержденное заявление о регистрации в качестве ИП;
  • документы на земельный участок: свидетельство о собственности, кадастровый план участка, кадастровый паспорт и кадастровое назначение земель;
  • разрешение на строительство крематория и могильника;
  • санитарное соответствие – оформляется в Городской Санитарно-эпидемиологической станции;
  • справка о выплаченных налогах (на землю, на региональные нужды, зарплата наемным рабочим);
  • документы о покупке или аренде автотранспорта.

Поиск подходящей территории

По государственным стандартам любой кладбищенский участок должен быть соответствующим образом организован. Правила выбора и содержания отражены в Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 и Федеральном законе «О погребении и похоронном деле» от 29.12.2006 N 263-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ. Рассмотрим основные из них:


Таким образом, самым приемлемым вариантом будет покупка или аренда участка в районе города с частным сектором. За жилыми постройками, чаще всего, существует огромное количество пустырей, которые не реализовали под строительство или коммунальные нужды.

Оборудование

Один из самых важных моментов в организации бизнеса – выбор подходящего оборудования. В случае с кладбищем для животных, необходимо подобрать и купить:

  • морозильную камеру для катафалка;
  • ветеринарное хирургическое оборудование (так как животное необходимо вскрывать после смерти, с целью установления причины смерти);
  • печь для кремации;
  • отдельные морозильные блоки для трупов и холодильники для частей тела;
  • переносные осветительные приборы для крематория, катафалка, участка.

В список дополнительных покупок, обязательно нужно включить:

  • спец одежду для кремации и вскрытия;
  • дезинфицирующие растворы (для машины, камер и помещения).

Офис и его оснащение

Так как офис принадлежит ритуальной компании, необходимо оформить его в спокойных светлых тонах.

Лучше если офисное помещение будет расположено неподалеку от места захоронения.

Это поможет наглядно показать работу компании (в случае с VIP-клиентами). Для посетителей должна быть предусмотрена отдельная зона ожидания, настенный каталог с образцами: памятников, крестов, надгробий и других изделий. Должен быть понятно составлен и вывешен прайс-лист на услуги. В помещении обязательно необходимо установить отдельный туалет и кулер с питьевой водой.

Спектр услуг

Стандартный набор ритуальных услуг при захоронении животного ничем не отличается от идентичного перечня при погребении мертвого человека:


К дополнительным (индивидуальным) услугам, можно отнести:

  • индивидуальную кремацию;
  • изготовление урны по спец заказу;
  • персональная территория – выбор не только ячейки для захоронения, но и выкуп солидной части территории для одного животного. С последующей установкой на ней скамеек, столика и прочих вещей для личного удобства;
  • размещение в VIP-зоне.

Персонал

Для такой специфической работы подойдет далеко не каждый. Поэтому, выбирая персонал для работы, стоит ограничиться самым минимальным списком необходимых людей. Никаких администраторов или продавцов-консультантов.

В главный перечень вакансий для работы входят:

  1. Сторож.
  2. Могильщик.
  3. Продавец (за которого, хотя бы первое время, лучше работать хозяину).
  4. Ветеринарный врач.
  5. Водитель.

Реклама

Размещать подобного рода рекламу на телевидении и в других СМИ – сложно из-за большого количества требований для выхода информации в эфир. Многие люди будут против подобной пиар-акции в связи с тем, что телевизор смотрят маленькие дети.

Поэтому, лучше всего, размещать плакаты в частных клиниках для животных, в санитарных службах города и других муниципальных экологических, эпидемиологических и прочих организациях. Это привлечет первоначальный поток клиентов с последующим увеличением числа желающих за счет работы «сарафанного радио».

Финансовая составляющая бизнеса

Бизнес-идея по созданию кладбища для животных в России относительно молодая. В европейских странах данный вид услуг пользуется большой популярностью и стоимость открытия дела достаточно небольшая. В нашей стране, для урегулирования первоначальных трудностей необходимо подготовить существенную материальную базу.

Стоимость открытия и поддержания

Общая первоначальная сумма на открытие и первый месяц поддержания составляет около 475 000 рублей. Рассмотрим подробнее, откуда взялась эта цифра.

Первоначально нужно собрать достаточное количество средств на покупку земельного участка. В черте города стоимость одного квадратного метра (даже на пустыре) колеблется в пределах от 30 000 – 50 000 рублей. После на территории кладбища необходимо провести следующую подготовку:

  • возвести крематорий, это не менее 100 000 рублей;
  • оборудовать территорию – та же сумма;
  • купить холодильные установки и прочее оборудование от 200 000 рублей.

Кроме того нужно учесть:

  1. Зарплату сторожа и других сотрудников – не менее 100 000 рублей.
  2. Оплату коммунальных услуг – 5000 рублей.
  3. Рекламу – 20 000 рублей.

Сумму ежемесячных расходов рассчитывают по формуле: амортизация оборудования + зарплата + налоги + аренда помещения + коммунальные платежи.

Размер будущих доходов

Общая стоимость дохода любого бизнеса зависит от грамотно выстроенной маркетинговой линии. Реклама и стоимость услуг являются базисом для продвижения. Если не завышать расценки и привлекать клиентов из разных социальных слоев, то можно получать до 1 миллиона рублей в год. Что касается чистой прибыли (без учета отложенных в бизнес средств) – получается 700 – 800 тысяч.

Эти данные приведены из расчета открытых материалов уже готового бизнес-проекта, запущенного в Москве. Более точную информацию можно получить лишь, проведя социальный опрос населения, или заказав глобальное маркетинговое исследование.

Срок окупаемости

Исходя из материалов уже готового бизнес-проекта, запущенного в Москве – общий срок окупаемости составляет от 6 месяцев до 1,5 лет. Скорость возмещения затрат зависит от спектра предлагаемых услуг и основной категории клиентов (VIP, стандарт, эконом).

Открыть собственный бизнес – это огромный риск. Даже при поддержке государства и ветеринарных служб города можно быстро открыться и также быстро закрыться. Успех предприятия, как и в любых других сферах деятельности, зависит от грамотно организованной работы, индивидуальных трудовых вложений со стороны начальства и постоянном поиске все новых и новых клиентов.