Одной из главных тем раннего романтического рассказа Максима Горького «Челкаш», созданного в 1894 году и впервые напечатанного в журнале «Русское богатство» в 1895-м, является тема жадности. Она находит свое раскрытие в образе молодого человека Гаврилы , антиподом которого в произведении выступает главный герой - босяк Гришка Челкаш .

В начале рассказа Гаврила предстает перед нами добродушным парнем с «ребячьими светлыми глазами». Простота молодого человека и его наивные размышления о свободе заставляют читателя проникнуться симпатией к герою. Кажется, что это невинная душа, которая попала в «волчьи лапы» хищного вора Челкаша, обманом уговорившего Гаврилу стать его подельником.

Но с развитием сюжета постепенно начинает раскрывается характер Гаврилы, и становится ясно, что он за человек. Тема денег, а точнее, желания их раздобыть, возникает еще в первой главе рассказа, причем это желание свойственно как Гавриле, так и Челкашу.

Но мы видим, что молодой человек пытается найти законный способ заработать, поэтому он отправляется косцом на Кубань. Челкаш же законных способов уже давно не ищет, поскольку за спиной у него одиннадцать лет воровской жизни. Казалось бы, мораль однозначно на стороне Гаврилы.

Во время поездки молодой человек по-прежнему ведет себя крайне добропорядочно. Узнав, на какое дело завлек его Челкаш вместо обещанной рыбалки, он пытается отказаться от «грязной» работы, убежать, позвать на помощь. Но бежать уже некуда, ведь он в одной лодке с грозным вором Гришкой, который, того и гляди, выбросит своего подельника за борт.

Отношение Гаврилы к совершенному им вместе с Челкашом воровству меняется лишь тогда, когда парень получает награду за свою помощь. Теперь герой готов снова поехать на дело, если ему дадут за это двести рублей. На вопрос Гришки о том, не боится ли теперь молодой человек «загубить» свою душу, Гаврила, улыбаясь, отвечает: «Да ведь, может... и не загубишь… Не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься».

Жадность также открывает в молодом человеке новые, ранее неизвестные читателю и, возможно, даже самому герою качества. Оказывается, Гаврила охотлив не только до своих денег, но и до чужих. При виде выручки Челкаша, все в его глазах принимает «яркие, радужные оттенки».

Гаврила начинает умолять босяка отдать ему деньги, ползая у того в ногах. И на фоне такого унижения молодого человека происходит возвышение образа Челкаша.

Мы видим, насколько этому герою чужда жадность. Несмотря на то, что Гришка все время промышляет воровством, он не знает, что ему делать с награбленными деньгами. Уверен он лишь в том, что никогда бы не решился ради этих «пестрых бумажек» пасть так низко.

Но унижение не стало самым страшным проявлением жадности, охватившей Гаврилу. Оказывается, молодой человек готов был даже убить своего подельника только ради того, чтобы забрать его прибыль. К счастью, у парня просто не хватило на это духу, поскольку Гаврила был не только жаден, но еще и труслив.

Урок литературы в 8 классе Предметная тема: Представление Челкаша и Гаврилы о свободе. - страница №1/1

Урок литературы в 8 классе

Предметная тема : Представление Челкаша и Гаврилы о свободе.

Метапредметная тема : СВОБОДА

Писатель изображает босяков людьми

смелыми, сильными душой. Главное

для них – это свобода, которую они,

как и все мы, понимаем по-своему…

А.А.Волков

Цели урока:


Предметная: развитие навыков анализа эпического произведения.

Методологическая: развитие мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, формирование целостного видения мира.

Метапредметная: формирование представлений об истинной свободе и мнимой свободе

Задачи:


-проследить за мыслями, чувствами и поступками Челкаша и Гаврилы, попытаться понять, кто же из них по-настоящему свободен,

-совершенствовать навыки теоретического анализа.

Ход урока.

1.Оргмомент.

- Сегодня мы будем говорить о рассказе М.Горького «Челкаш».

- Что вы знаете о Горьком, какие его произведения читали?

2. Слово о писателе . Индивидуальный ответ.

3.Работа с текстом (беседа)


Вопросы и задания учащимся для аналитической беседы:

- Почему рассказ разделен на вступление и три главы, в чем их основное содержание?

- Зачитаем вступление рассказа. На какие звуки и почему «инструментовано» описание гавани, например: «Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвоЗящих груз, металлический вопль желеЗных листов... дребеЗжание иЗвоЗчичьих телег...»?

- Что своеобразного в следующем описании: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам...»?

- В чем композиционное назначение описания морского порта в начале рассказа? В какой степени море является своеобразным действующим лицом в рассказе? И почему отношение к морю оказывается показателем духовного уровня героев рассказа? Имеют ли значение такие характеристики этой стихии, данные автором: бескрайняя, свободная, мощная?

4.Словарная работа.

Что такое свобода?

«Истинная свобода – свобода от греха». - С.В.Дрозд «Учение о христианской свободе».

Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами, целями, осуществлять выбор. – Большой энциклопедический словарь

« Свобода – возможность поступать, как хочется». – Краткая философская энциклопедия.

5. ---Как представляют свободу Челкаш и Гаврила? Свободны ли они на самом деле? На эти вопросы мы ответим в ходе урока.

Составление таблицы

ЧЕЛКАШ

ГАВРИЛА

портрет

Смятое,острое, хищное лицо; хищная худоба; горбатый,хищный нос; обращал на себя внимание своим сходстсвом со степным ястребом

Ребячьи глаза смотрят доверчиво и добродушно; движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то шлёпает губами

Отношение к деньгам

Бросил в Гаврилу бумажки;

«Разве из-за денег можно себя так истязать?»

Посмотрел на деньги,зажатые в ладони…,спрятал их за пазуху…

« Не загубишь,а человеком на всю жизнь сделаешь» (о 2 радужных бумажках)

Отношение к морю

Он, вор, любил море..Оно…очищало его от житейской скверны.

«Ничего! Только боязно.»

Понимание свободы

Главное в крестьянской жизни – это, брат, свобода! Хозяин ты есть сам себе… У тебя есть лицо…Ты можешь от всякого требовать уважения к себе.

Сам себе хозяин, пошёл- куда хошь, делай- что хошь…Гуляй знай как хошь, Бога только помни.

- Что вам показалось особенно запоминающимся в портрете Гришки Челкаша? Почему Челкаш чувствует себя лучшим рядом с морской стихией? Почему М.Горький, описывая эту стихию, использует такие эпитеты: бескрайняя, свободная, мощная?

-Сопоставьте портрет Челкаша с портретом деревенского парня Гаврилы.

- Случайно ли, что их первый разговор был о свободе? Как понимают свободу Челкаш и Гаврила? (смотри текст, таблица + обратиться к КФЭ, к эпиграфу)-

ВЫВОД: их свобода - МНИМАЯ СВОБОДА (привести пример: наркоман свободен от всех, но не свободен от зависимости)

-Определить отношение автора к Челкашу. (см. таблицу,Горький симпатизирует босяку, но, говоря, что Челкаш свободен от денег, утверждает, что его персонаж не свободен от желания управлять людьми. Это и придаёт смысл его жизни)

Какими художественными средствами Горький выражает свое отношение к Гавриле. («Я теперь... богач!» - визжал Гаврила в восторге, вздрагивая и пряча деньги за пазуху... Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, низким, не помнящим себя.)

6.Подведение итогов урока. К каким выводам вы пришли?

-Что же такое истинная свобода? Обладают ли ею персонажи рассказа Горького? Согласны ли вы с мнением С.В.Дрозда о том, что истинная свобода – это свобода от греха? (Грех ли это:

-желание управлять людьми?

- желание иметь много денег, чтобы быть свободным от всего и всех, но при этом можно ли помнить о БОГЕ?)

Таким образом, Истинная свобода - это разумное поведение, направленное к истинному благу, а освобождение человека- это постепенный процесс, совершаемый самим человеком, человек сам виноват в своём рабстве на внутреннем уровне. Даже народная мудрость гласит: « Посеешь поступок, пожнёшь привычку, посеешь привычку, пожнёшь характер, посеешь характер, пожнёшь судьбу.»

Челкаш и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

(По рассказу М.Горького «Челкаш»)

Петрова Наталия Николаевна,

учитель Каменниковской сош

Рыбинского района

Урок: традиционный.

Тип урока: изучение нового материала

Цель: на примере рассказа М.Горького «Челкаш» показать несправедливость общества, где правят деньги, а также непредсказуемость нашей жизни, ложное и настоящее, что часто человек с определённой внешностью не соответствует своему внутреннему «содержанию».

Учебник: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина. Литература: 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Аннотация к уроку: урок традиционный с использованием приёмов из технологии критического мышления: кластеры, сопоставительная таблица, прогнозирование, синквейны; отрабатываются разные виды работы с текстом, умение аргументировано высказывать свою точку зрения, находить нужные факты и эпизоды в тексте, анализировать ключевые эпизоды повести, прививаются нравственные правила человеческого общества: честность, искренность, благородство. Предваряющее домашнее задание: чтение статьи о М.Горьком (с.198-199), чтение рассказа «Челкаш» (предисловие и часть 1).

Ход урока:

    Проверка д/з. Самостоятельное чтение дома статьи о Горьком даёт возможность ответить на вопросы А с.198 и В1 с.199, а также спрогнозировать сюжет и особенность рассказа «Челкаш». Обсуждение.

    Обсуждение прочитанной дома части рассказа «Челкаш».

Где происходит действие? В какое время? Обозначьте цвета и звуки.

Как поняли фразу – первое предложение третьего абзаца (гимн торговле).

Гавань – это пароходы с товаром и люди, которые здесь работают. Разделимся на группы и дадим характеристику им, заполнив кластеры: «Пароходы» и «Люди».

Обсуждение получившегося. – Какие художественные приёмы использует Горький для создания более выразительных образов? Примеры? Зачем он это делает? (Детали картины создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга; ощущение беспросветности, несправедливости…).

Почему автор называет сопоставление пароходов и людей «жестокой иронией»? (люди, с одной стороны, – творцы, создали такие гиганты-пароходы, ведут торговлю, вроде бы, должны быть деньги, но, с другой стороны, они – нищие, ничего не имеют, «созданное людьми поработило и обезличило их»).

Что даёт нам, читателям, это описание? Какие чувства испытываете и что предчувствуете? (напряжённое чувство, дальше будет что-то страшное, нехорошее; в такой ситуации ничего светлого быть не может…).

Гришка Челкаш, главный герой рассказа, появляется на самых первых строчках первой главы. Вспомните его описание: внешность, на кого похож, походка, речь и т.д. На какие слова Горький делает акцент. Зачем? Выразите ваше первое мнение о герое.

Впервые здесь в рассказе встречается слова босяцкие , босяки . Как понимаете?

Как диалоги Гришки с другими рабочими, сторожем порта помогают нам понять его характер?

Одновременно заполняется сопоставительная таблица (приём из технологии РКМЧП):

Гришка Челкаш

Линии сопоставления

Черты характера

Отношение к другим

Отношение других

В этой же главе мы встречаемся с другим героем рассказа – Гаврилой. Дополним таблицу, цитируя, вспоминая факты из прочитанной части, касающиеся личности этого героя.

Чем заканчивается часть 1? Перечитайте внутренний монолог Челкаша. Что вы о нём скажете? Ваше отношение?

    Часть 2 . самостоятельное чтение в классе. Обсуждение.

О чём эта часть?

Как ведут себя герои в одной и той же ситуации?

Что нового ещё узнаём о героях? Что можно добавить в таблицу?

Каково ваше отношение к обоим героям? Оно меняется?

    Часть 3. Осталась последняя часть. Дело сделано. Мы подтвердили себе, что Челкаш – вор, опытный, смелый, всё всегда обдумывающий, но рискующий ради больших денег, ради отдыха и развлечений, которые будут потом. Отношение большинства из вас к нему – отрицательное, и это понятно. К Гавриле отношение другое. Увалень, трудяга-крестьянин, сойдясь с Челкашом, преступил закон, стал вором, соучастником. Его искренне жаль, за него переживаем: как бы его благие намерения не закончились плачевно (ведь мы знаем «хищного» Гришку!).

Читаем вслух часть 3 (приём «чтение с остановками» из технологии РКМЧП)

1) до с.222 до вопроса «Что это тебя корчит»?

Так какое же действие героев оставил Горький нам напоследок?

Деньги. Каково отношение к ним наших героев? Каковы их поступки? Сравните. Каково ваше отношение к происходящему?

2) до слов «… Дай ты их мне!»

Ожидали такое?

Перечитайте слова, описывающие состояние Гаврилы, Челкаша. Вывод?

Как, думаете, поступит Челкаш?

3) до конца рассказа.

Выскажите ваше отношение к происходящему. Что ожидали, а что нет?

И ещё один момент, который нельзя упустить в рассказе: это море. Его описание мы видим на протяжении всего рассказа. Какой смысл оно несёт? (место действия, подчёркивается характер главного героя…). Почему последние строки повествования заканчиваются опять морским пейзажем?

5. Выводы.

Какова тематика и проблематика рассказа Горького?

Вернёмся к теме нашего урока: подтвердите ещё раз, что и Челкаш, и Гаврила – жертвы капиталистического мира?

С какими особенностями ранних рассказов Горького мы познакомились?

6. Д/з: 1) составить план рассказа (по желанию - цитатный); 2) письменное рассуждение – с.228 вопрос В 10; 3) по желанию – синквейны.

«ЖЕСТОКАЯ ИРОНИЯ»

«СОЗДАННОЕ ЛЮДЬМИ ПОРАБОТИЛО И ОБЕЗЛИЧЕЛО ИХ»


План
Введение
Сопоставление героев помогает автору ярче изобразить своих персонажей.
Основная часть
Челкаш - представитель «дна» большого города. Портрет героя.
Гаврила приехал из деревни на заработки. Портрет героя.
Разное понимание героями свободы. Их отношение к морю.
Нравственное превосходство Челкаша.
Достоинство Челкаша и его презрение к духовному рабству вызывает уважение автора.
Гаврила жаден и может пойти на убийство ради денег
Заключение
При сопоставлении двух героев мы видим, что Челкаш- более гордый и свободный человек.
Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так произошло с Челкашем и Гаврилой из рассказа М. Горького «Челкаш».
Челкаш - представитель «дна» большого города. Он хорошо знаком всем, работающим в гавани, «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Автор подчеркивает его сходство с хищником - «старый травленый волк», у него усы, как у кота, и особенно он похож на степного ястреба своей «хищной худобой» и «прицеливающейся» походкой.
Гаврила приехал из деревни на заработки, но неудачно. Он добродушный, доверчивый и, по определению Челкаша, похож на теленка. Гаврила соглашается работать с Челка- шем, потому что ему нужны деньги, но он не знает, о какой работе идет речь. Гаврила доверяет Челкашу, особенно когда их кормят в трактире в кредит, это для Гаврилы доказательство, что Челкаш - уважаемый в городе человек.
Оба героя ценят свободу, но понимают ее по-разному. Для Гаврилы это материальное благополучие. Тогда он сможет вернуться домой, поправить хозяйство, жениться. Нет денег - придется идти «в зятья» и во всем зависеть от тестя, батрачить на него. Челкаш не дорожит деньгами, для него свобода - понятие более широкое. Он свободен от собственности, от семьи, с которой давно расстался, от общественных условностей. У него нет корней, ему все равно, где жить, но он любил море. Автор подчеркивает сходство морской стихии, бескрайней и мощной, и свободолюбивой натуры героя. На море он чувствовал, что его душа очищается «от житейской скверны». Гаврила же, наоборот, боится моря, отсутствие почвы под ногами вселяет в него страх. Челкаш знает, на что идет, и не боится рисковать. Гаврила, поняв, во что его втянули, напуган до смерти. Он боится и того, что его поймают, и греха - загубить свою душу.
Увидев у Челкаша пачку денег, Гаврила забывает о грехе и согласен за деньги снова пойти на воровство. Душу-то ведь, может, и «не загубишь, а человеком на всю жизнь сделаешься». Он униженно валяется у Челкаша в ногах, выпрашивая деньги, и в эту минуту автор показывает нравственное превосходство Челкаша: он «чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким жадным, таким, Не помнящим себя».
Его достоинство и презрение к духовному рабству человека вызывают уважение и восхищение автора. А жадность Гаврилы такова, что он готов пойти ради денег на убийство, и действительно совершает такую попытку. Он раскаивается потом в ней, но деньги, предложенные Челкашем, взял.
Поэтому при сопоставлении этих двух героев мы видим, что Челкаш - человек более гордый и свободный, и симпатии автора на его стороне.