Трогательный отрывок из прозы русских классиков

  1. Подошел я к гробу. Мой сын лежит в нем и не мой. Мой - это всегдa улыбчивый, узкоплечий мaльчишкa, с острым кaдыком нa худой шее, a тут лежит молодой, плечистый, крaсивый мужчинa, глaзa полуприкрыты, будто смотрит он кудa-то мимо меня, в неизвестную мне дaлекую дaль. Только в уголкaх губ тaк нaвеки и остaлaсь смешинкa прежнего сынишки, Тольки, кaкого я когдa-то знaл Поцеловaл я его и отошел в сторонку. Подполковник речь скaзaл. Товaрищи-друзья моего Анaтолия слезы вытирaют, a мои невыплaкaнные слезы, видно, нa сердце зaсохли. Может, поэтому оно тaк и болит?. .

    Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою рaдость и нaдежду, удaрилa бaтaрея моего сынa, провожaя своего комaндирa в дaлекий путь, и словно что-то во мне оборвaлось Приехaл я в свою чaсть сaм не свой. Но тут вскорости меня демобилизовaли. Кудa идти? Неужто в Воронеж? Ни зa что! Вспомнил, что в Урюпинске живет мой дружок, демобилизовaнный еще зимою по рaнению, - он когдa-то приглaшaл меня к себе, - вспомнил и поехaл в Урюпинск.

    Приятель мой и женa его были бездетные, жили в собственном домике нa крaю городa. Он хотя и имел инвaлидность, но рaботaл шофером в aвтороте, устроился и я тудa же. Поселился у приятеля, приютили они меня. Рaзные грузы перебрaсывaли мы в рaйоны, осенью переключились нa вывозку хлебa. В это время я и познaкомился с моим новым сынком, вот с этим, кaкой в песке игрaется.

    Из рейсa, бывaло, вернешься в город - понятно, первым делом в чaйную: перехвaтить чего-нибудь, ну, конечно, и сто грaмм выпить с устaткa. К этому вредному делу, нaдо скaзaть, я уже пристрaстился кaк следует И вот один рaз вижу возле чaйной этого пaрнишку, нa другой день - опять вижу. Этaкий мaленький оборвыш: личико все в aрбузном соку, покрытом пылью, грязный, кaк прaх, нечесaный, a глaзенки - кaк звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, нaчaл скучaть по нем, спешу из рейсa поскорее его увидaть. Около чaйной он и кормился, - кто что дaст.

    Нa четвертый день прямо из совхозa, груженный хлебом, подворaчивaю к чaйной. Пaрнишкa мой тaм сидит нa крыльце, ножонкaми болтaет и, по всему видaть, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: "Эй, Вaнюшкa! Сaдись скорее нa мaшину, прокaчу нa элевaтор, a оттудa вернемся сюдa, пообедaем". Он от моего окрикa вздрогнул, соскочил с крыльцa, нa подножку вскaрaбкaлся и тихо тaк говорит: "А вы откудa знaете, дядя, что меня Вaней зовут? " И глaзенки широко рaскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывaлый и все знaю. Зaшел он с прaвой стороны, я дверцу открыл, посaдил его рядом с собой, поехaли. Шустрый тaкой пaрнишкa, a вдруг чего-то притих, зaдумaлся и нет-нет, дa и взглянет нa меня из-под длинных своих зaгнутых кверху ресниц, вздохнет. Тaкaя мелкaя птaхa, a уже нaучился вздыхaть. Его ли это дело? Спрaшивaю: "Где же твой отец, Вaня? " Шепчет: "Погиб нa фронте". - "А мaмa?" - "Мaму бомбой убило в поезде, когдa мы ехaли". - "А откудa вы ехaли? " - "Не знaю, не помню " - "И никого у тебя тут родных нету? " - "Никого". - "Где же ты ночуешь? " - "А где придется".

    Зaкипелa тут во мне горючaя слезa, и срaзу я решил: "Не бывaть тому, чтобы нaм порознь пропaдaть! Возьму его к себе в дети". И срaзу у меня нa душе стaло легко и кaк-то светло. Нaклонился я к нему, тихонько спрaшивaю: "Вaнюшкa, a ты знaешь, кто я тaкой? " Он и спросил, кaк выдохнул: "Кто? " Я ему и говорю тaк же тихо. "Я - твой отец".
    Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне нa шею, целует в щеки, в губы, в лоб, a сaм, кaк свиристель, тaк звонко и тоненько кричит, что дaже в кaбинке глушно: "Пaпкa родненький! Я знaл! Я знaл, что ты меня нaйдешь! Все рaвно нaйдешь! Я тaк долго ждaл, когдa ты меня нaйдешь! " Прижaлся ко мне и весь дрожит, будто трaвинкa под ветром. А у меня в глaзaх тумaн, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся Кaк я тогдa руля не упустил, диву можно дaться! Но в кювет все же нечaянно съехaл, зaглушил мотор.

  2. Монолог Нины из "Чайки" А. П. Чехова. Мы в университете ставили спектакль по мотивам Чехова, монолог этот записывали и пускали запись.. .звучит одновременно трогательно и жутко, душераздирающие.
    Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли.. .Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.
    Пауза.
    Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа - это я.. .я.. .Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я понмю все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.
  3. Монолог Нины из "Чайки" А. П. Чехова. Мы в университете ставили спектакль по мотивам Чехова, монолог этот записывали и пускали запись.. . звучит одновременно трогательно и жутко, душераздирающие.
    Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли.. . Уже тысячи веков, как земля не носит на себе ни одного живого существа, и эта бедная луна напрасно зажигает свой фонарь. На лугу уже не просыпаются с криком журавли, и майских жуков не бывает слышно в липовых рощах. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно.
    Пауза.
    Тела живых существ исчезли в прахе, и вечная материя обратила их в камни, в воду, в облака, а души их всех слились в одну. Общая мировая душа - это я.. . я.. . Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки. Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я понмю все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь.
Николай Гоголь. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Москва, 1846 год Университетская типография

Павла Ивановича Чичикова знакомят с сыновьями помещика Манилова:

«В столовой уже стояли два мальчика, сыновья Манилова, которые были в тех летах, когда сажают уже детей за стол, но еще на высоких стульях. При них стоял учитель, поклонив-шийся вежливо и с улыбкою. Хозяйка села за свою суповую чашку; гость был посажен между хозяи-ном и хозяйкою, слуга завязал детям на шею салфетки.

— Какие миленькие дети, — сказал Чичиков, посмотрев на них, — а который год?

— Старшему осьмой, а меньшему вчера только минуло шесть, — сказала Манилова.

— Фемистоклюс! — сказал Манилов, обратившись к старшему, который старался освободить свой подбородок, завязанный лакеем в салфетку.

Чичиков поднял несколько бровь, услышав такое отчасти греческое имя, которому, неизвестно почему, Манилов дал окончание на „юс“, но постарался тот же час привесть лицо в обыкновенное положение.

— Фемистоклюс, скажи мне, какой лучший город во Франции?

Здесь учитель обратил все внимание на Фемистоклюса и, казалось, хотел ему вскочить в глаза, но наконец совершенно успокоился и кивнул головою, когда Фемистоклюс сказал: „Париж“.

— А у нас какой лучший город? — спросил опять Манилов.

Учитель опять настроил внимание.

— Петербург, — отвечал Фемистоклюс.

— А еще какой?

— Москва, — отвечал Фемистоклюс.

— Умница, душенька! — сказал на это Чичиков. — Скажите, однако ж… — продолжал он, обратившись тут же с некоторым видом изумления к Маниловым, — в такие лета и уже такие сведения! Я должен вам сказать, что в этом ребенке будут большие способности.

— О, вы еще не знаете его! — отвечал Манилов, — у него чрезвычайно много остроумия. Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр, а этот сейчас, если что-нибудь встретит, букашку, козявку, так уж у него вдруг глазен-ки и забегают; побежит за ней следом и тотчас обратит внима-ние. Я его прочу по дипломатической части. Фемистоклюс, — продол-жал он, снова обратясь к нему, — хочешь быть посланником?

— Хочу, — отвечал Фемистоклюс, жуя хлеб и болтая головой направо и налево.

В это время стоявший позади лакей утер посланнику нос, и очень хорошо сделал, иначе бы канула в суп препорядочная посторонняя капля».

2 Федор Достоевский. «Бесы»

Федор Достоевский. «Бесы». Санкт-Петербург, 1873 год Типография К. Замысловского

Хроникер пересказывает содержание философской поэмы, которую в молодости написал постаревший ныне либерал Степан Трофимович Верховенский:

«Сцена открывается хором женщин, потом хором мужчин, потом каких-то сил, и в конце всего хором душ, еще не живших, но которым очень бы хотелось пожить. Все эти хоры поют о чем-то очень неопреде-ленном, большею частию о чьем-то проклятии, но с оттенком высшего юмора. Но сцена вдруг переменяется, и наступает какой-то „Праздник жизни“, на котором поют даже насекомые, является черепаха с каки-ми-то латинскими сакрамен-тальными словами, и даже, если припомню, пропел о чем-то один минерал, — то есть предмет уже вовсе неодушевленный. Вообще же все поют беспрерывно, а если разговари-вают, то как-то неопределенно бранятся, но опять-таки с оттенком высшего значения. Наконец сцена опять переменяется, и является дикое место, а между утесами бродит один цивилизованный молодой человек, который срывает и сосет какие-то травы, и на вопрос феи: зачем он сосет эти травы? ответствует, что он, чувствуя в себе избыток жизни, ищет забвения и находит его в соке этих трав; но что главное желание его — поскорее потерять ум (желание, может быть, и излишнее). Затем вдруг въезжает неописанной красоты юноша на черном коне, и за ним следует ужасное множество всех народов. Юноша изображает собою смерть, а все народы ее жаждут. И, наконец, уже в самой последней сцене вдруг появляется Вавилонская башня, и какие-то атлеты ее наконец достраивают с песней новой надежды, и когда уже достраивают до самого верху, то обладатель, положим хоть Олимпа, убегает в комическом виде, а догадавшееся человечество, завладев его местом, тотчас же начинает новую жизнь с новым проникновением вещей».

3 Антон Чехов. «Драма»

Антон Чехов. Сборник «Пестрые рассказы». Санкт-Петербург, 1897 год Издание А. С. Суворина

Мягкосердечный литератор Павел Васильевич принужден выслушивать длиннейшее драматическое сочинение, которое вслух зачитывает ему писательница-графоманка Мурашкина:

«— Вы не находите, что этот монолог несколько длинен? — спросила вдруг Мурашкина, поднимая глаза.

Павел Васильевич не слышал монолога. Он сконфузился и сказал таким виноватым тоном, как будто не барыня, а он сам написал этот монолог:

— Нет, нет, нисколько… Очень мило…

Мурашкина просияла от счастья и продолжала читать:

— „Анна . Вас заел анализ. Вы слишком рано перестали жить сердцем и доверились уму. — Валентин . Что такое сердце? Это понятие анатомическое. Как условный термин того, что называется чувствами, я не признаю его. — Анна (смутившись). А любовь? Неужели и она есть продукт ассоциации идей? Скажите откровенно: вы любили когда-нибудь? — Валентин (с горечью). Не будем трогать старых, еще не заживших ран (пауза). О чем вы задумались? — Анна . Мне кажется, что вы несчастливы“.

Во время XVI явления Павел Васильевич зевнул и нечаянно издал зубами звук, какой издают собаки, когда ловят мух. Он испугался этого неприличного звука и, чтобы замаскировать его, придал своему лицу выражение умилительного внимания.

„XVII явление… Когда же конец? — думал он. — О, боже мой! Если эта мука продолжится еще десять минут, то я крикну караул… Невыносимо!“

Павел Васильевич легко вздохнул и собрался подняться, но тотчас же Мурашкина перевернула страницу и продолжала читать:

— „Действие второе. Сцена представляет сельскую улицу. Направо школа, налево больница. На ступенях последней сидят поселяне и поселянки“.

— Виноват… — перебил Павел Васильевич. — Сколько всех действий?

— Пять, — ответила Мурашкина и тотчас же, словно боясь, чтобы слушатель не ушел, быстро продолжала: „Из окна школы глядит Валентин. Видно, как в глубине сцены поселяне носят свои пожитки в кабак“».

4 Михаил Зощенко. «В пушкинские дни»

Михаил Зощенко. «Избранное». Петрозаводск, 1988 год Издательство «Карелия»

На литературном вечере, приурочен-ном к столетнему юбилею со дня гибели поэта, советский управдом выступает с торжественной речью о Пушкине:

«Конечно, я, дорогие товарищи, не историк литературы. Я позволю себе подойти к великой дате просто, как говорится, по-человечески.

Такой чистосердечный подход, я полагаю, еще более приблизит к нам образ великого поэта.

Итак, сто лет отделяют нас от него! Время действительно бежит неслыханно быстро!

Германская война, как известно, началась двадцать три года назад. То есть, когда она началась, то до Пушкина было не сто лет, а всего семьдесят семь.

А я родился, представьте себе, в 1879 году. Стало быть, был еще ближе к великому поэту. Не то чтобы я мог его видеть, но, как говорится, нас отделяло всего около сорока лет.

Моя же бабушка, еще того чище, родилась в 1836 году. То есть Пушкин мог ее видеть и даже брать на руки. Он мог ее нянчить, и она могла, чего доброго, плакать на руках, не предполагая, кто ее взял на ручки.

Конечно, вряд ли Пушкин мог ее нянчить, тем более что она жила в Калуге, а Пушкин, кажется, там не бывал, но все-таки можно допустить эту волнующую возможность, тем более что он мог бы, кажется, заехать в Калугу повидать своих знакомых.

Мой отец, опять-таки, родился в 1850 году. Но Пушкина тогда уже, к сожалению, не было, а то он, может быть, даже и моего отца мог бы нянчить.

Но мою прабабушку он наверняка мог уже брать на ручки. Она, представьте себе, родилась в 1763 году, так что великий поэт мог запросто приходить к ее родителям и требовать, чтобы они дали ему ее подержать и ее понянчить… Хотя, впрочем, в 1837 году ей было, пожалуй, лет этак шестьдесят с хвостиком, так что, откровенно говоря, я даже и не знаю, как это у них там было и как они там с этим устраивались… Может быть, даже и она его нянчила… Но то, что для нас покрыто мраком неизвестности, то для них, вероятно, не составляло никакого труда, и они прекрасно разбирались, кого нянчить и кому кого качать. И если старухе действительно было к тому времени лет под шесть-десят, то, конечно, смешно даже и подумать, чтобы ее кто-нибудь там нянчил. Значит, это уж она сама кого-нибудь нянчила.

И, может быть, качая и напевая ему лирические песенки, она, сама того не зная, пробудила в нем поэтические чувства и, может быть, вместе с его пресловутой нянькой Ариной Родионовной вдохновила его на сочинение некоторых отдельных стихотворений».

5 Даниил Хармс. «Что теперь продают в магазинах»

Даниил Хармс. Сборник рассказов «Старуха». Москва, 1991 год Издательство «Юнона»

«Коратыгин пришел к Тикакееву и не застал его дома.

А Тикакеев в это время был в магазине и покупал там сахар, мясо и огурцы. Коратыгин потоптался у дверей Тикакеева и собрался уже писать записку, вдруг смотрит, идет сам Тикакеев и несет в руках клеенчатую кошелку. Коратыгин увидел Тикакеева и кричит ему:

— А я вас уже целый час жду!

— Неправда, — говорит Тикакеев, — я всего двадцать пять минут как из дома.

— Ну уж этого я не знаю, — сказал Коратыгин, — а только я тут уже целый час.

— Не врите! — сказал Тикакеев. — Стыдно врать.

— Милостивейший государь! — сказал Коратыгин. — Потрудитесь выбирать выражения.

— Я считаю… — начал было Тикакеев, но его перебил Коратыгин:

— Если вы считаете… — сказал он, но тут Коратыгина перебил Тикакеев и сказал:

— Сам-то ты хорош!

Эти слова так взбесили Коратыгина, что он зажал пальцем одну ноздрю, а другой ноздрей сморкнулся в Тикакеева. Тогда Тикакеев выхватил из кошелки самый большой огурец и ударил им Коратыгина по голове. Коратыгин схватился руками за голову, упал и умер.

Вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!»

6 Илья Ильф и Евгений Петров. «Чувство меры»

Илья Ильф и Евгений Петров. «Чувство меры». Москва, 1935 год Издательство «Огонек»

Свод гипотетических правил для тупых советских бюрократов (один из них, некий Басов, является антигероем фельетона):

«Нельзя же все приказы, распоряжения и инструкции сопровождать тысячью оговорок, чтобы Басовы не наделали глупостей. Тогда скромное постановление, скажем, о запрещении провоза живых поросят в вагонах трамвая должно будет выглядеть так:

Однако при взимании штрафа не следует держателей поросят:

а) толкать в грудь;
б) называть мерзавцами;
в) сталкивать на полном ходу с площадки трамвая под колеса встречного грузовика;
г) нельзя приравнивать их к злостным хулиганам, бандитам и растратчикам;
д) нельзя ни в коем случае применять это правило в отношении граждан, везущих с собой не поросят, а маленьких детей в возрасте до трех лет;
е) нельзя распространять его на граждан, вовсе не имеющих поросят;
ж) а также на школьников, поющих на улицах революционные песни“».

7 Михаил Булгаков. «Театральный роман»

Михаил Булгаков. «Театральный роман». Москва, 1999 год Издательство «Голос»

Драматург Сергей Леонтьевич Максудов читает великому режиссеру Ивану Васильевичу, ненавидящему, когда на сцене стреляют, свою пьесу «Черный снег». Прототипом Ивана Васильевича послужил Константин Станиславский, Максудова — сам Булгаков:

«Вместе с надвигающимися сумерками наступила и катастрофа. Я прочитал:

— „Б а х т и н (Петрову). Ну, прощай! Очень скоро ты придешь за мною…

П е т р о в. Что ты делаешь?!

Б а х т и н (стреляет себе в висок, падает, вдали послышалась гармони…)“.

— Вот это напрасно! — воскликнул Иван Васильевич. — Зачем это? Это надо вычеркнуть, не медля ни секунды. Помилуйте! Зачем же стрелять?

— Но он должен кончить самоубийством, — кашлянув, ответил я.

— И очень хорошо! Пусть кончит и пусть заколется кинжалом!

— Но, видите ли, дело происходит в гражданскую войну… Кинжалы уже не применялись…

— Нет, применялись, — возразил Иван Васильевич, — мне рассказывал этот… как его… забыл… что применялись… Вы вычеркните этот выстрел!..

Я промолчал, совершая грустную ошибку, и прочитал дальше:

— „(…моника и отдельные выстрелы. На мосту появился человек с винтовкой в руке. Луна…)“

— Боже мой! — воскликнул Иван Васильевич. — Выстрелы! Опять выстрелы! Что за бедствие такое! Знаете что, Лео… знаете что, вы эту сцену вычеркните, она лишняя.

— Я считал, — сказал я, стараясь говорить как можно мягче, — эту сцену главной… Тут, видите ли…

— Форменное заблуждение! — отрезал Иван Васильевич. — Эта сцена не только не главная, но ее вовсе не нужно. Зачем это? Ваш этот, как его?..

— Бахтин.

— Ну да… ну да, вот он закололся там вдали, — Иван Васильевич махнул рукой куда-то очень далеко, — а приходит домой другой и говорит матери — Бехтеев закололся!

— Но матери нет… — сказал я, ошеломленно глядя на стакан с крышечкой.

— Нужно обязательно! Вы напишите ее. Это нетрудно. Сперва кажется, что трудно — не было матери, и вдруг она есть, — но это заблуждение, это очень легко. И вот старушка рыдает дома, а который принес известие… Назовите его Иванов…

— Но… ведь Бахтин герой! У него монологи на мосту… Я полагал…

— А Иванов и скажет все его монологи!.. У вас хорошие монологи, их нужно сохранить. Иванов и скажет — вот Петя закололся и перед смертью сказал то-то, то-то и то-то … Очень сильная сцена будет».

8 Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»

Владимир Войнович. «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Париж, 1975 год Издательство YMCA-Press

Полковник Лужин пытается выудить из Нюры Беляшовой сведения о мифическом фашистском резиденте по имени Курт:

«— Ну что же. — Заложив руки за спину, он прошелся по кабинету. — Вы все-таки. Откровенно со мной не хотите. Ну что ж. Мил насильно. Не будешь. Как говорится. Мы вам помочь. А вы нам не хотите. Да. А между прочим, Курта случайно не знаете, а?

— Кур-то? — удивилась Нюра.

— Ну да, Курта.

— Да кто ж кур-то не знает? — Нюра пожала плечами. — Да как же это можно в деревне без кур-то?

— Нельзя? — быстро переспросил Лужин. — Да. Конечно. В деревне без Курта. Никак. Нельзя. Невозможно. — Он придвинул к себе настольный календарь и взял ручку. — Как фамилия?

— Беляшова, — сообщила Нюра охотно.

— Беля… Нет. Не это. Мне нужна фамилия не ваша, а Курта. Что? — насупился Лужин. — И это не хотите сказать?

Нюра посмотрела на Лужина, не понимая. Губы ее дрожали, на глазах опять появились слезы.

— Не понимаю, — сказала она медленно. — Какие же могут быть у кур фамилии?

— У кур? — переспросил Лужин. — Что? У кур? А? — Он вдруг все понял и, спрыгнув на пол, затопал ногами. — Вон! Вон отсюда».

9 Сергей Довлатов. «Заповедник»

Сергей Довлатов. «Заповедник». Анн-Арбор, 1983 год Издательство «Эрмитаж»

Автобиографический герой работает экскурсоводом в Пушкинских Горах:

«Ко мне застенчиво приблизился мужчина в тирольской шляпе:

— Извините, могу я задать вопрос?

— Слушаю вас.

— Это дали?

— То есть?

— Я спрашиваю, это дали? — Тиролец увлек меня к распахнутому окну.

— В каком смысле?

— В прямом. Я хотел бы знать, это дали или не дали? Если не дали, так и скажите.

— Не понимаю.

Мужчина слегка покраснел и начал торопливо объяснять:

— У меня была открытка… Я — филокартист…

— Филокартист. Собираю открытки… Филос — любовь, картос…

— У меня есть цветная открытка — „Псковские дали“. И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить — это дали?

— В общем-то, дали, — говорю.

— Типично псковские?

— Не без этого.

Мужчина, сияя, отошел…»

10 Юрий Коваль. «Самая легкая лодка в мире»

Юрий Коваль. «Самая легкая лодка в мире». Москва, 1984 год Издательство «Молодая гвардия»

Группа друзей и приятелей главного героя рассматривает скульптурную композицию художника Орлова «Люди в шляпах»:

«— Люди в шляпах, — сказала Клара Курбе, задумчиво улыбаясь Орлову. — Какой интересный замысел!

— Все в шляпах, — заволновался Орлов. — И у каждого под шляпой свой внутренний мир. Видите этого носатого? Носатый-то он носатый, а под шляпой у него все равно свой мир. Как думаете, какой?

Девушка Клара Курбе, а за нею и остальные пристально оглядели носатого члена скульптурной группы, прикидывая, какой у него внутренний мир.

— Ясно, что в этом человеке происходит борьба, — сказала Клара, — но борьба непростая.

Все снова вперились в носатого, размышляя, какая в нем может происходить такая уж борьба.

— Мне кажется, это борьба неба и земли, — пояснила Клара.

Все замерли, и Орлов растерялся, не ожидая, видно, от девушки такой силы взгляда. Милиционер же художник отчетливо остолбенел. Ему, пожалуй, и в голову не приходило, что небо и земля могут бороться. Краешком глаза глянул он на пол, а после на потолок.

— Все это правильно, — чуть заикаясь, сказал Орлов. — Точно подмечено. Именно — борьба…

— А под той кривой шляпой, — продолжала Клара, — под той борьба огня с водой.

Милиционер с граммофоном окончательно пошатнулся. Силою своих взглядов девушка Клара Курбе решилась затмить не только граммофон, но и скульптурную группу. Милиционер-художник обеспокоился. Выбравши одну из шляп попроще, он ткнул в нее пальцем и сказал:

— А под этой происходит борьба добра со злом.

— Хэ-хэ, — ответила Клара Курбе. — Ничего подобного.

Милиционер поежился и, закрыв рот, воззрился на Клару.

Орлов толкнул локтем Петюшку, который чем-то хрустел в кармане.

Вглядываясь в скульптурную группу, Клара молчала.

— Под этой шляпой происходит нечто иное, — замедленно начала она. — Это… борьба борьбы с борьбой!»

Отрывки из переживаний: 02.04.2009г. 1) Вижу, встаёт из с кустов, с земли человек, в одной руке у него вилка, я спросил его: «Ты что там, питаешься?» Он, направляясь ко мне, с ухмылкой отвечает: «Не...

https://www..html

Речь была ритмизирована, и скорее похожа на поэтическую, это самое трудное, потому что без этого не обойтись – поэтические отрывки сказаний просто необходимы наряду с прозаическими. Не буду лукавить, у меня вариант такого эпоса есть, по крайней мере, ... черновой вариант страниц на 600 печатного текста, где поэтические отрывки соседствуют с прозаическими сказками, легендами, преданиями, мифами. Главные события разворачиваются в заповедном лесу – том самом...

https://www..html

…отдельные отрывки из реферата по философии. (Автор, - в глобальной сети Интернета,.. - к сожалению, не установлен. «И всё-таки, по сравнению с Бесконечным Миром картина получается... и бытию и небытию, то есть видимому человеком и невидимому; и как порознь, так и прежде всего и в неразрывном единстве.» Очевидно, автора реферата (отрывки из которого мы здесь приводим) несколько смутило,.. точнее он не пожелал отредактировать свое «абсолютно прав»,.. о котором написал выше… Не потому ли так трудно...

начала перечитывать войну и мир... вот полное ощущение, что форум какой-то желтый читаю, раздел телефон доверия - дядюшка не дает денег, а ведь у него много, дочка не выходит замуж, а ведь пора, напились в клубе... Только все это старым, красивым языком и половина по французски... т.е. никаких очень сильных мыслей чувств в начале, во всяком случае книги просто нет... вода... в то время как у абгарян сразу смеешься, у улицкой можно заплакать на 10 странице, а у рубиной сесть задуматься есть...

Обсуждение

У Улицкой и Рубиной как раз концентрация умных мыслей в разы меньше, чем у Толстого, ИМХО. Всех троих очень люблю, но первых двух - просто за доставляемое удовольствие от хорошего сюжета, а Толстого - именно за глубину и эти самые мысли - как будто он додумал то, над чем я думала, но так пока и не додумалась))

я с удовольствием прочитала "Войну и мир". В школе не смогла осилить. Подумала, что весь мир восхищается романом, а я даже и не прочитала)) А потом посмотрела «Война и мир» Роберта Дюрнхельма (2007 год) в съемках которого участвовало сразу несколько стран: Россия, Германия, Франция, Италия, Польша-бюджет сериала составил 26 миллионов евро. Мне фильм понравился, хотя критики было в его адрес немало. Несколько дней ходила под впечатлением этого фильма. Плюс посмотрела экранизацию "Война и мир" 2016, Том Харпер. BBC Этот сериал тоже понравился, но экранизация 2007 года больше зацепила.
Потом решила перечитать Тургенева "Отцы и дети", тоже очень понравилось, а в школе не пошло. Счас в метро читаю Толстой. "Детство"

Наверное, это счастье - быть писателем и прожить не одну жизнь, а много. В заголовке - семь, но в сборнике их, конечно, больше. Когда читаешь хорошего автора, в отзыве хочется его и цитировать. «Разноцветный шарф уже полон моим дыханием, снег тает на ветру, враль-февраль, ты проиграл, или, может быть, выиграл, ты научил меня всему, но я не умею сделать ни одного вывода из произошедшего». Я, в общем, тоже никаких выводов из прочитанного сделать не могу. Рассказы разные и вместе с автором...

Екатерина Вильмонт «Фиг ли нам, красивым дамам!»

Новый долгожданный роман роман Екатерины Вильмонт "Фиг ли нам, красивым дамам!" появился в продаже 27 ноября! Новая книга - это добрый юмор и потрясающая история любви, пронесенной сквозь года. Умение автора погрузить читателя в хитрую интригу чувств, страстей и взаимоотношений между героями не даст вам оторваться от книги. Аннотация: «Не родись умен, не родись красив...» - расхожая истина... Героиня романа Ариадна умна, красива, любима, но не чувствует себя счастливой, хотя все кругом...

А все видели новинку от Натальи Щербы (это автор Часодеев) ? Уже две книги вышли в серии Чародол [ссылка-1] а планируется трилогия. Строго говоря,это не полностью новинка.Переработанная и дополненная "Быть ведьмой" (автор пишет,что дополняла и изменяла старую версию). Внимание - предупреждаю в качестве цензуры:) Если Часодеев смело можно было отдавать в руки и 11-летнему ребенку (у сына весь класс с 4 класса запоем читал всю серию,и мальчики,и девочки),то Чародола я бы не отдала подростку...

Посоветуйте что выучить.. Мне вот только "Жди меня" на ум пришло..

Обсуждение

ПАПЕ НА ФРОНТ

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился

До чего ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеётся,

Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться,

Я, конечно, одолел в борьбе.

А потом принёс те два осколка,

Что нашёл недавно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я сказал да тут же и проснулся,

Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулся,

В удивленье поглядел на тьму.

Тьма такая - ничего не видно,

Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно,

Что с тобою вдруг расстались мы...

Папа! Ты вернёшься невредимый!

Ведь война когда-нибудь пройдёт?

Миленький, голубчик мой родимый,

Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть,

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет...

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один... ...

Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так... от радости...

Твой сын.

Самуил Маршак - Не и ни

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
- В нашей школе деревенской
Шел урок.

Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.

Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.

Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.

И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."

Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!"

Девочки подскажите,что почитать шестилетке?Решила обновить детскую библиотечку.Накупила книжек:Чехова"Каштанка"и др;"Волшебник изумрудного города";"Алиса в стране чудес";и еще наподобие,но доче неинтересно((просит сказки,которые читаны,перечитаны.Классику слушать не хочет,не понимает,на вопросы не может ответить,хотя очень любит,когда я ей книжки читаю.Или продолжать сказки типа"Золушки","Спящей красавицы"читать?Любит по сто раз одно и тоже,но ведь надо развиваться.

Обсуждение

Спасибо,девочки,за списки книг,побегу куплю что нибудь,аж руки горят:)

Посмотрите списки в сообществе kid_home_lib, там иногда очень удобно подбирать книги по теме.
Совет про библиотеку - очень правильный, если у вас библиотека доступна. РДГБ тоже хорошо, если есть возможность до нее доезжать - там много новой литературы. Дешевле, чем покупать, точно; а то что понравится, можно и докупить будет.
Моя кровная отличница и умница тоже классику не понимала в детстве. Она и сказки не все понимала, Пушкина читать было совсем тяжко, к примеру. Сказки читать совсем неплохо, по возрасту абсолютно правильно, и разных сказок на почти любой вкус - очень много.
Есть серия старых сказок Пройслера "Маленькая ведьма", "Маленький водяной" - большинству нравится. Классический Незнайка хорош тем, что можно читать отдельными историями.
В общем, все истории про детей должны быть хитом. Пивоварова "Однажды Катя с Манечкой", Нестлингер "Рассказы про Франца" и т.п. Кстати, к первому классу поищите-посмотрите книги про школу и школьников. Навскидку "Элла в первом классе", "Цацики идет в школу" - то что вспомнилось из недавно изданного.

21.01.2015 10:57:04, читатель мы*

Рассказ из жизни

Теперь горькие слова в ее голове с легкостью складывались в стихотворение. Дописав последнею строчку, она, тяжело ступая, обошла всю больничную палату, где совсем недавно лежала со своим крошкой сыном. Вдруг она резко остановилась и устремила свои большие, красивые глаза в голубое бездонное небо. Где-то там находились души её детей — её мальчиков. И Он! Именно Ему она торопливо шептала: "Господи, если ты есть, почему это происходит со мной? За что ты так наказываешь меня? За что? Я ведь не прошу многого, я лишь хочу быть как все женщины! Я просто хочу быть мамой!" Её руки сжались в кулачки, ногти вонзились в ладони, но она этого...

Вот, про женщин на войне. Я рыдаю уже второй час... Модераторы, там очень интимно, очень...

Обсуждение

так расстроилась за девчат фронтовых:((

Ну вот, боялась идти по ссылке несколько дней, знала, что будет страшно, но прочитала.. Слов нет. Про негативное послевоенное отношение к девушкам раньше не думала как-то. В школе, когда про войну читали, про отношения мужчин и женщин не задумывалась, считала все вполне нравственным). А ведь действительно, столько лет мужики без баб, озвереют все, не все могли отвертеться девушки. А раньше нравы были куда строже в плане "до свадьбы ни-ни", так вот таким невестам и не радовались, а сыновьям-то на войне, получается, все можно было.
Я слышала рассказы фронтовички о том, что женщины согласны были на передовой лечь под кого угодно, лишь бы забеременеть, беременных на фронте не держали. Сначала все шли добровольцами, но ад был такой, особенно для женщин, что разными способами были готовы с войны уйти. И были согласны растить потом неизвестно от кого ребенка, от не то что нелюбимого, противного любого...Да, судьбы исковерканы были у всех, во всех случаях в то время. Может, из-за таких рассказов и был тоже негатив ко всем фронтовичкам, как к шл.?

Ребенку предстоит прослушивание в театральную школу. Нужно прочесть стих. Чтобы не длинный, красивый, интересный и запоминающийся. уровень, как для взрослого. Может из ваших любимых что-то?

Обсуждение

Владимир Волкодав - Немой:

Однажды, в майский день погожий,
Упал на улице прохожий,
Упал нелепо, прямо в грязь,
Все пальцем тыкали смеясь…

И проплывали мимо лица.
Ворчали - надо ж так напиться!
А он - смотрел с мольбой на всех,
Пытаясь встать, и смех и… грех.

Бубнил неясные слова…
В крови седая голова…
C лица стекала жижей грязь,
Вокруг шептали - «быдло», «мразь»…

И обходили стороной,
В душе гордясь, я - не такой!
И с отвращением плюясь,
В грязи запачкаться боясь.

Иные - просто пряча взгляд,
Шагали мимо, мол спешат…
Поднять?… да Боже упаси!
Он как животное, в грязи.
***
Так проходил за часом - час,
Вот и закат уже погас…
Глубокой ночью лишь патруль,
Заметил в грязной луже куль…

Брезгливо пнули сапогом,
Вставай, алкаш… подвал твой дом.
Не замечали синих губ…
Он не ответил… он был - ТРУП…

***
Седой мужчина не был пьян,
Больное сердце сжал капкан,
Судьба усмешкою кривясь,
Его толкнула прямо в грязь…

Напрасно, он пытался встать,
Напрасно, он пытался звать,
Придавлен болью,как стеной…
Но вот беда… он был НЕМОЙ…
***
И может кто-нибудь из нас,
Такое видел и не раз,
Ухмылку мерзкую тая,
Авось помогут… но - не я…

Так кто ж мы… люди… или нет?
Вопрос простой - непрост ответ.
Законы джунглей возлюбя,
Где каждый - только за себя.
***
Однажды в майский день погожий
Упал на улице прохожий…

04.03.2018 16:04:22, Алина Жогно

Чтоб стать мужчиной-мало им родится Михаил Львов

08.02.2018 20:46:58, давид2212121221

Купила вчера тучу красивых открыток:) Кого из вас поздравить, конфяне, присылайте на мыло адреса:) Гарантирую каллиграфический почерк и хорошее настроение:))

Она лежала на кровати. Он сидел рядом, то поправляя ей подушку, то давая попить. — Эй... Ты чего такая грустная? — тихо спросил он. — Яблоко хочу, — чуть слышно сказала она. Он пошел на кухню и выбрал самое спелое и красивое яблоко. Он знал, что она выбрала бы такое же, и отнес его своей жене. Она взяла красный плод, опустила руку на постель, улыбнулась и закрыла глаза....

Обсуждение

30.01.2013 15:58:31, sanatoriitruskavca

29.10.2012 23:45:52, Elena_Art

Что подарить пожилому одинокому человеку?

Обсуждение

Спасибо, я рада,что Вам понравилась моя статья.Да,в наше не простое время,очень важно проявить заботу о стариках.
Ведь, как мы будем к ним относиться,так и наши дети будут проявлять внимание к нам.

Как жесток наш мир, просто необходимо напоминать людям такими рассказами,чтобы не забывали о стариках. Очень понравилось.

15.04.2012 20:18:25, nadya_luka

А что, это норма задавать стихи такого размера детишкам учить? Мой учил вчера ну.. часа полтора-два. Я даже проверять не стала. 7 класс. Это Пушкин! Наше все. Поэма "Полтава". Мне лично слабо. И было бы слабо в 13 лет точно.

Обсуждение

Я монолог Олега Кошевого*Мама, я помню руки твои...* единственная из класса выучила, кажется там почти 2 страницы. Даже отличница не смогла или не захотела.Что-то выучить не задумываясь, у меня всегда на ура получалось.

В 13-14-15-16 точно было не слабо... А сейчас - точно слабо:-)

Съемки в кино: и труд, и сказка.
...Тогда этот клуб располагался в "Парк Отеле" и был одним из лучших в Сочи: хорошая музыка и обслуживание, вкусная еда и красивая обстановка. Теперь там нечто другое, совсем другое. Так вот, компания наша не осталась незамеченной. Откровенно говоря, все нас разглядывали с любопытством. Еще бы: 12 прекрасных девушек, все на одной волне. До сих пор мурашки от воспоминаний. Но дело не в этом. В тот вечер мне было не до веселья: любимый был в другом городе, да еще и болел. Все мысли был...

Потрясающе красивый отрывок из "Дю Солей", такое ощущение, что Виктору все дается легко и просто, шарики кажутся живыми и невесомыми. Очень люблю это шоу. [ссылка-1]

Мой роднулечка! Мой сыночек! Если ты читаешь это письмо, значит, случилось нечто страшное...
...Будь настоящим Человеком. Моя любовь тебе в помощь! Olla, [email protected]...

Еще ночью она поняла, что завтра, т. е. уже сегодня, все-таки настанет. Это значило, что опять на целый месяц они останутся с дочкой вдвоем.
...За малышку, длинные реснички которой так красиво подрагивают во сне... Еще ночью он понял, что завтра, т. е. уже сегодня, ему придется проститься со своими любимыми девчонками: шумной хохотуньей-женой и глазастой непоседой-доченькой. На душе стало неспокойно, и вся ночь прошла в каком-то тревожном забытье... Звонок будильника вырвал их из дрожащего полумрака утра. За окном шел снег. Дочка недовольно захн...

Только сегодня сказали, что уже в пятницу в начальной школе конкурс чтецов. Сидим с дочкой - выбираем. Помогите, плиз - какие стихи читали ваши дети на подобных конкурсах? А то нам ничего не нравится (((((или слишком детские (((или сложные для воприятия.....Хочется что-нибудь яркое и выразительное:-)

Обсуждение

Пушкина читали. "Онегин" отрывок.

Сложилось мнение, что на конкурсе чтецов нужно читать стихотворную форму. Но если ребенок готов на публике читать красиво, эмоционально и артистично, советую взять прозу.
В прошлом году дочь (будучи первокласснице1) читала Усачёва "Умная собачка Соня. Рассказ "Горчица"). Комиссия и зал падали со стульев. Заняли первое место в округе. Кстати, второе место заняла девочка, читавшая Драгунского "Заколдованная буква", тоже кстати проза.

нет ли у кого под рукой ОЧЕНЬ красивого или необычного описания русской природы на лист а4?? нам нужно выучить срочно к пятнице!!!

Вот, навеяло топиками. Конечно, мне ещё учиться и учиться, но всё-таки. Как думаете, сойдёт на конкурс "Один день мамы?":) * * * * * * Зачем же замуж выходить Коль в жизни мне всего бояться! Так скоро связанная нить Навечно может оборваться! От трудностей мне дурно стало А сколько выбоин, не счесть! Я разве этого так ждала? Когда хранила мужу честь? Свалилась тьма проблем, историй На светлу голову мою! Красиво было всё в теорий! Но оказалось наяву! Что делать мне с тоской синявой, Как...

Они у нас ассоциировались, наверно, с горами или островами в наших-то степях. Мы любили там что-либо искать и находить. Ох, и получали тумаков от родителей, когда домой приходили грязные как поросята! Мы с сестренкой Светой делали свои «секретики» так. Любой красивый блестящий фантик от конфеты разглаживали ладошками, выбирали место, в тайне от других его готовили (раскапывали неглубокую ямочку в земле), в неё клали расправленный фантик, затем его накрывали сверху прозрачным осколочком стекла. И, наконец, завершающий этап! Всё это засыпали и сравнивали с поверхностью земли, чтобы никто не нашел наш «секретик». Ведь надо было найти как можно больше чужих «секретиков», но желательно, чтоб другие не...
...Она в ужасе побежала. К счастью, его вытащили и отнесли домой. Вся его одежда и сапоги вымокли до последней ниточки. Ух, и попало нам за самовольство! А случай послужил уроком в нашей дальнейшей жизни. Желание лезть при наводнении в лужу отпало. Но на этом наши испытания не закончились! Мы находили себе другие приключения, о которых наши родители, возможно и не знают до сих пор!.. Луценко Елена, [email protected]...

Мамы, а вот скажите, много ли стихов (и какие) ваши дети учили наизусть в 1 классе? Особо интересует программа "Школа 2000", по которой, как предполагается, будет учиться дочка. Много ли времени ваш ребенок тратил на заучивание? Понимаю, что память у всех разная (у нас - не очень:(((), но хочу представить себе приблизительный объем затрат - временных и моральных:) Плизззззз!

Обсуждение

Полдня учим! Многое зависит от стихотворения: длинное, сложное или просто дурацкое. Когда задают, я думаю, стреляться или еще потерпеть. Учит-ца говорит, развивайте память, вот и развиваем на нервах всей семьи. Надо сказать, что стихи терпеть не может с младенчества, сначала орал, потом книгу закрывал со словами:"конец", потом вообще прятал книги и рычал,.. неинтересна ему поэзия, вот он сказки придумывать любит, сочинять их сам, и еще сам придумывает смешные загадки, а как стих зададут, так сразу печальный вид. Поэтому -полдня, и то - не факт, что утром в школе расскажет...

К началу лета море полностью просыпалось. Зимой, когда оно совсем одиноко, кажется холодным и жестоким всякому, кто совершенно не знает его.
...И запрокинув голову, растворитесь в звенящих звездах, при этом неожиданно ощутив босыми ногами ласковый поцелуй моря. Еще море любит тех, кто ныряет и запечатлевает на снимках его подводные сокровища. Очень часто в красивом и вежливом человеке скрывается подленькая душонка, которую он внешним блеском и предупредительностью старается запрятать и не допустить к ней никого, чтобы не раскрыть своей страшной тайны. Люди внимательные и добрые с легкостью раскусят лицемера. Но морскую душу еще никто не раскусил, и не потому, что она умеет хранить тайны, — нет, она великодушна ко всем, кто научился тонко ценить прекрасное и неповторимое. Посмотрит...

Может сможете помочь? Интересует литературное чтение 2 класс "Маленькая дверь в большой мир. Ситуация решилась наконец, 90 процентов, что будем переезжать, школа другая,хорошая,программа 2100 и вот этот учебник будет и ребенок замечательный, но очень загруженный кружками и есть слабое место-чтение, именно техника, медленно и утомляется очень. По программе там положено учить все стихи наизусть,это точно; с памятью все ок, но времени в учебный год очень мало, то спорт, то музыка, то гости...

Обсуждение

Вот что есть в 1 части:
Заходер. Моя вообразилия, Сказочка
Марина Цветаева. В субботу.
Голландская народная песенка. Морская прогулка (Была кораблем деревянная ложка...)
Пушкин. Отрывок из Руслана и Людмилы (Яснели хОлмы и леса...)
Новелла Матвеева. Пираты.
Еще из стихотворного: Сказка о рыбаке и рыбке. Конек-горбунок.Отрывки из былины "Илья Муромец и Святогор".

Собственно, сама и не знаю, что хочу услышать в ответ. Вот посмотрела я списки книг, которые детям читать бы надо... и думаю сижу. А как вообще бы вы поступали, если ребенок излишне впечатлительный? А большая часть этой литературы - само понимаете, я во взрослом состоянии не рискну Шинель перечитывать, думаю. И в театр не пойду - меня удалят из зала, за рыдания. А ребенок мой еще хуже - осенью в школе читали Брэдбери, ребенок две недели был сам не свой. Муму - тоже туда же. Он и так...

Обсуждение

У меня те же чувства были по поводу этих списков - либо депрессуха либо ужасти (Гоголь, Жуковский).
Читать ребенку, я считаю, надо то, что ему хорошо. Мне вот последнее время кроме Вудхауза и Хмелевской - все плохо, не хочу депрессухи. Так за что ж дети должны страдать? Однако себя я оправдываю тем, что все "что надо" - давно прочитала, теперь могу позволить себе читать по настроению. Угнетать детей тяжелой литературой - вроде как жалко. Вместе с тем, слишком все "розово" - и кто вырастет из этих детей? Нет, из наших с вами - что вырастет, то вырастет. А вот в целом поколение - вырастут Барби с Кенами? М.б. лучше им по головке Достоевским дать?
Когда мне кажется, что дочь разбалованная эгоистка (бывает, что кажется) - так и хочется ей дать почитать что-нить такое, про блокаду, про лагеря, про то, каково приходилось детям ее возраста.
Только почему-то мне кажется, что реалистичные книги (или мемуары) о "страшном" гораздо здоровее "страшненького вымысла", который - фальш, пусть и высокохудожественная. К таким по чувству отнесу и Муму, и поминавшуюся здесь суицидальную корову, и Оливеров Твистов всяких.
А в школе по этим спискам спрашивают? Или можно что-то "замотать"? У нас пока что, в началке, особо не спрашивали. В таком случае я бы "замотала" то, что по вашему мнению в данный момент ребенку плохо пойдет.
Ну, а вот интересно, родители - сами бы вы какой список составили для 4-5-6 классов?

Подозреваю, что походила бы на какой-нибудь психологический тренинг. Серьезно. Т.е.е я отлично понимаю, что без Шинели ребенок легко переживет, но когда слишком много книг/спектаклей/реальных событий вызывает такую реакции, то, по-моему, стьоит учиться как-то от придуманных событий абстрагироваться. Иначе уж слишком тяжело жить.

Кто-нибудь смог это победить? В принципе, это дело неврологов, а не виртуала, я понимаю. Я просто задумалсь - а вообще это излечимо?:(При условии того, что ребенок витамины пьет, гуляет, питается максимально возможно полноценно, комп и телевизор ограничены, т.е. усталость не внешняя, а сама по себе:(Вот что с этим можно сделать? Предел работоспособности - 30 минут. Дальше - все. Усталость влечет за собой отсутствие внимания и концентрации, и если работа не сделана к этому времени, то все...

Решила вот обратиться к коллективному разуму. С просьбой помочь подобрать стихотвоерение. И вроде найти не проблема, проблема выбрать. Нужно стихотворение, которое хорошо прозвучит в исполнеии 9-летнего ребенка. Дело в том, что не везет нам с этим конкурсом. 3-й год будем участвовать. Каждый год - новая тема. Каждый год подбираем чудесные стихотворения, и вроде редкие, но в классе у нас учится девочка, которая занимается в театральной студии. И, по "счастливой" случайности, два года наш выбор...

Обсуждение

С.Викулов "Парад Победы" , В.Попков "Подсолнухи". Дочь читала в возрасте 8 лет и 10лет.Оба раза получила -Лауреата.Удачи!!!

16.02.2012 22:48:28, Ната-Шат

Мы учили Сына артеллериста "Был у майора Деева товарищ майор Петров... Сыну как раз было 9 лет.

Вторую книгу от изд. БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА - "Сказки туманного Альбиона" покупать не стала. Да, красивая. Но не "моя".:) А вот "Снежную королеву" купила еще одну для подарка.:)
Кстати, цены заметно отличаются от магазинных.
"Умная собачка Соня" любимого мною Усачева тоже как-то не привела меня в восторг художественной своей стороной.:(

Ян Экхольм "Тутта Карлссон, первая и единственная…" почти заканчивается тираж, как я поняла. Так что стОит поторопиться тем, кто собирается купить эту чудесную и очень добрую книгу.

Обратите внимание на серию "Шедевры классической поэзии для юных читателей" (Эксмо). Как написано в аннотации – "для чтения взрослым детям", т.е. не для малышей, а, как минимум, для очень старших дошкольников и старше. Пригодится на будущее. У меня пока только одна книга серии - "Уильям Шекспир". Это отрывки из самых разных произведений Шекспира в переводах Щепкиной-Куперник, Пастернака, Лозинского, Донского, Маршака. Хорошо иллюстрирована. Художника не могу назвать, книга публикуется с разрешения американского издательства. Присматриваюсь к книгам этой серии со стихами О. Уальда, Р. Киплинга.

Моему старшему сыну (он в 5 классе)задали учить отрывок из рассказа Гоголя "Майская ночь,или утопленница",тот самый который мы учили в классе восьмом "Знаете ли вы украинскую ночь? О,вы не знаете украинской ночи!" Отравок сложный, большой и для восприятия десятилетнего ребенка очень не понятный. Учили два дня выходных, но все равно 2 балла.Потому, что не понимает.А своми словами пересказать было нельзя, только строго по тексту. Вот скажите мне, зачем в пятом классе учить такие вещи...

Обсуждение

Ну как, ловко я вас увела от обсуждаемой темы (с литературы - на русский язык)? Вы уж не сердитесь. Что до уровня проходимых произведений, то мне кажется, что дети в одном классе все разные. Кому-то уже пора басни учить, а кто-то все никак "гуси-гуси" - "га-га-га!" не освоит. Во всяком случае так было в нашем классе. Я в четыре года "У Лукоморья" читала с выражением, а мой племянник в 7 отказывался книжку открыть. А ребенок у меня еще совсем маленький, поэтому я не знаю, потянет он Гоголя в пятом классе или нет! Если будет еще пара школьных реформ, то в пятый класс может к тому времени соответствовать возрасту 16 лет! :)

27.11.2000 15:32:54, Анюта

Спасибо всем за отклики и за советы.
Кстати, все в классе получили 2 или 3.
Вот опять вопрос, а зачем? Если заведомо учитель знает, что будут именно такие оценки.
Класс без литературного уклона, просто учитель решила поэксперементировать.

Публикации раздела Литература

7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня

К оллеги из интернет-издания в области образования Newtonew собрали для нас из русской литературы 7 отрывков о школе, актуальных и сегодня.

Горькая доля репетиторов в исполнении Фонвизина, профессиональное выгорание педагога по версии Толстого, груз бумажной работы, подмеченный Чеховым.

Литературные произведения - то самое зеркало, на которое пенять нельзя. Образы и декорации, мастерски отрисованные талантливыми современниками, многое расскажут внимательному читателю о людях, их взаимоотношениях, особенностях эпохи и ценностях, проверенных временем.

Мы выбрали несколько образов, связанных с учительской практикой, из произведений тех писателей, кого проходят в школе и благополучно забывают после ее окончания. Эти отрывки, может статься, не только воскресят неоднозначные воспоминания из собственного школьного детства, но и пробудят интерес к классике русской литературы.

Бестолковая наука в «Недоросле»

Денис Фонвизин. «Недоросль» (1782)

Злободневная комедия о провинциальном дворянстве. Цыфиркин - один из учителей лентяя Митрофанушки, отставной сержант. Отличная иллюстрация особенностей времени: учителей во многих купеческих семьях нанимали для галочки - чтобы обучить подрастающих юношей обязательной грамоте, получить «венечную грамоту», отдать на службу и женить.

Похоже на позднесоветское и постсоветское «Учись, балбес, а то в институт не поступишь, в дворники пойдешь»?

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова (работая) . Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.

Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...

Митрофан (пишет). Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.

Митрофан (пишет). Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Авторитарность учителя в «Отрочестве»

Ссыльный учитель из «Записок мертвого дома»

Как бы чего не вышло из «Человека в футляре»

Директорская честь в «Кадетском монастыре»

Николай Лесков . «Кадетский монастырь» (1880)

Окончившие школу помнят Лескова разве что по повести о подкованной блохе. А ведь Николай Семенович - личность в русской литературе не менее резонансная, чем Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин . Бывший канцелярский служащий, а затем работник промышленной и сельскохозяйственной компании, Лесков стал знатоком российской казенщины, коррупции и повседневной жизни, а живость ума и наблюдательность позволили заняться ему литературной и журналистской деятельностью. Этот рассказ действительно представляет собой обработанную стенограмму воспоминаний бывшего кадета. Знакомимся с положительным персонажем - Михаилом Степановичем Перским, директором кадетского корпуса.

«Он был с нами в корпусе безотлучно. Никто не помнил такого случая, чтобы Перский оставил здание, и один раз, когда его увидали с сопровождавшим его вестовым на тротуаре, - весь корпус пришел в движение, и от одного кадета другому передавалось невероятное известие: «Михаил Степанович прошел по улице!»

Ему, впрочем, и некогда было разгуливать: будучи в одно и то же время директором и инспектором, он по этой последней обязанности четыре раза в день непременно обходил все классы. У нас было четыре перемены уроков, и Перский непременно побывал на каждом уроке. Придет, посидит или постоит, послушает и идет в другой класс. Решительно ни один урок без него не обходился. Обход свой он делал в сопровождении вестового, такого же, как он, рослого унтер-офицера, музыканта Ананьева. Ананьев всюду его сопровождал и открывал перед ним двери.

Перский исключительно занимался по научной части и отстранил от себя фронтовую часть и наказания за дисциплину, которых терпеть не мог и не переносил. От него мы видели только одно наказание: кадета ленивого или нерадивого он, бывало, слегка коснется в лоб кончиком безымянного пальца, как бы оттолкнет от себя, и скажет своим чистым, отчетливым голосом:

Ду-ур-рной кадет!.. - И это служило горьким и памятным уроком, от которого заслуживший такое порицание часто не пил и не ел и всячески старался исправиться и тем «утешить Михаила Степановича».

Надо заметить, что Перский был холост, и у нас существовало такое убеждение, что он и не женится тоже для нас. Говорили, что он боится, обязавшись семейством, уменьшить свою о нас заботливость. И здесь же у места будет сказать, что это, кажется, совершенно справедливо. По крайней мере знавшие Михаила Степановича говорили, что на шуточные или нешуточные разговоры с ним о женитьбе он отвечал:

Мне провидение вверило так много чужих детей, что некогда думать о собственных, - и это в его правдивых устах, конечно, была не фраза.

Вечер свой Перский проводил за инспекторскими работами, составляя и проверяя расписания и соображая успехи учеников с непройденными частями программы. Потом он много читал, находя в этом большую помощь в знании языков. Он основательно знал языки французский, немецкий, английский и постоянно упражнялся в них чтением. Затем он ложился немного попозже нас, для того чтобы завтра опять встать немного нас пораньше».