Земельным участком необходимо платить, независимо от того, находится он в собственности или оформлен в пользование различными способами. Вариантом оплаты такой эксплуатации является уплата земельного налога. Кто должен платить этот налог и кто может быть освобожден от этой обязанности? Как получить право на налоговую льготу?

Регулирование законом

Общие вопросы, посвященные регулированию вопросов, связанных с различными земельными правоотношениями, осуществляется Земельным Кодексом. Он определяет возможности участка в собственность и формулирует обязанность для любого эксплуататора земли платить за такую возможность путем внесения в бюджет земельного налога.

Непосредственно вся процедура уплаты данного налога регулируется Главой 31 Налогового Кодекса РФ. В рамках этой главы происходит рассмотрение не только основных положений по уплате данного сбора, но и освещаются те льготы, которые предоставляются для использования определенным категориям физических лиц и организаций.

Статья 395 НК РФ говорит о том, кто может быть полностью освобожден от уплаты земельного налога и на какой срок может быть осуществлено такое освобождение.

В том случае, если полное освобождение невозможно, на муниципальном уровне может быть установлен режим выплаты компенсаций за внесение в казну налоговых перечислений за пользование земельным имуществом. На этом же уровне устанавливается размер максимальной ставки налога, который будет своим для каждой категории земель.

Коды

Так как предоставление той или иной налоговой льготы осуществляется на основании поданной заполненной , в ней необходимо указать код налоговой льготы, которая должна быть применена для отмены уплаты или выплаты соразмерной компенсации.

Код Категория Основание по закону
3021000 Льготы, установленные на федеральном уровне Глава 31 НК РФ
3021100 Льготы, по которым происходит полное освобождение Статья 395
3021110 Учреждения и организации, созданные Минюстом РФ – относительно участков, которые предоставлены для выполнения ими своих непосредственных функций П. 1 ст. 395 НК РФ
3021120 Организации, занимающиеся эксплуатацией и обслуживанием дорог общего пользования – относительно участков, которые заняты государственными автодорогами общего пользования П.2 ст. 395 НК РФ
3021160 Созданные в соответствии с действующим законодательством религиозные организации – относительно земельных участков, на которых осуществлено размещение зданий и иных сооружения для осуществления религиозных и благотворительных действий П.4 ст. 395 НК РФ
3021170 Организации, созданные инвалидами и носящие статус общероссийских, если среди их членов не менее 80% участников составляют инвалиды или их представители – относительно участков, которые используются такими организациями для осуществления своей деятельности, зафиксированной в уставных документах таких организаций П. 5 ст. 395 НК РФ
3021180 Организации, если их уставный капитал создан полностью из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что количество инвалидов, занятых в таких организациях, составляет не менее 50%, а из фонда оплаты труда на их оплату их деятельности выделяется не менее 25% – относительно участков, которые используются для непосредственного осуществления функционирования такой организации путем производства и реализации определенных видов продукции (кроме исключений, перечисленных в пункте 5 статьи 395 НК РФ) П. 5 ст. 395 НК РФ
302119 Учреждения и организации, в качестве единственного собственника которых выступают общероссийские организации инвалидов – относительно участков земли, которые используются в образовательных, социально-культурных, физкультурно-оздоровительных и иных целях, а также для достижения целей соцзащиты, реабилитации и оказания правовой помощи инвалидам П. 5 ст. 395 НК РФ
3021191 Организации, занимающиеся сохранением и продвижением официально зарегистрированных народных промыслов художественного характера – относительно земель, которые находятся на территориях, где такие промысли существовали, если такие участки используются для производства и реализации изделий таких промыслов П. 6 ст. 395 НК РФ
3021192 Люди, которые по действующему законодательству относятся к коренным малочисленным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока, а также их общины – относительно земель, которые используются для сохранения и развития традиционных промыслов, ведения хозяйства и образа жизни П. 7 ст. 395 НК РФ
3021194 Организации и учреждения, признанные резидентами особых экономических зон, – в течение пяти лет относительно земельного участка, на который оформлено право собственности по итогам предоставления его резиденту такой зоны П. 9 ст. 395 НК РФ
3021200 Льготы, которые могут уменьшить налоговую базу, если они представлены в виде необлагаемой суммы П. 5 ст. 391 НК РФ
3021210 Для Героев СССР, РФ, полных кавалеров ордена Славы Пп.1 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021220 Инвалиды 3 группы с ограничениями трудовой деятельности, а также 1 и 2 группы, которая была установлена до 1 января 2004 года, если относительно таких лиц не было вынесено заключение об ограничении способности к труду Пп. 2 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021230 Лица, признанные инвалидами детства Пп. 3 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021240 Инвалиды и ветераны ВОВ, а также инвалиды и официально признанных боевых действий Пп. 4 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021250 Лица, признанные имеющими право на меры соцподдержки в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом № 175-ФЗ от 26.11.1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом № 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» Пп. 5 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021260 Люди, которые принимали в составе специальных подразделений непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, а также занимались ликвидацией аварий на ядерных установках средств вооружения и военных объектов Пп. 6 П. 5 ст. 391 НК РФ
3021270 Люди, получившие лучевую болезнь или перенесшие ее, а также ставшие инвалидами вследствие участия в испытаниях, учениях и иных работах, связанных с использованием любых видов ядерных установок, в том числе с ядерным оружием и космической техникой Пп. 7 П. 5 ст. 391 НК РФ
3022000 Льготы, установленные нормативными актами представительных органов муниципалитетов (и законами городов федерального значения) П. 2 ст. 387 НК РФ
3022100 Льготы, выступающие в виде необлагаемой налогом суммы П. 2 ст. 387 НК РФ
3022200 Льготы, уменьшающие исчисленную сумму налога или в виде снижения ставки П. 2 ст. 387 НК РФ
3022300 Льготы в виде необлагаемой площади участка П. 2 ст. 387 НК РФ
3022400 Льготы в виде освобождения от налогообложения П. 2 ст. 387 НК РФ
3029000 Льготы, предусмотренные международными договорами Ст. 7 НК РФ

Стоимость земли в Москве и по области выше аналогичного показателя в других регионах. Поэтому есть смысл узнать, могут ли налогоплательщики по земельному налогу получить льготные послабления. В статье рассмотрены действующие льготы в данном регионе

О том, какие характеристики должны быть для получения льготы по инвалидности. Особенности и условия назначения льгот

Определенные категории граждан в России освобождаются от оплаты земельного налога в определенной части или полностью по решению федеральных или муниципальных властей. Входят ли в их число пенсионеры

Обязанность платить налог на землю распространяется на всех собственников земли. Но есть категории граждан, составляющие исключение

Информация о причитающихся льготах по уплате земельного налога для налогоплательщиков из категории «Ветеран труда». Законодательная база назначения льготы, субъекты категории и способы получения налогового послабления

За пользование землей надо платить всем, у кого она в собственности или пользовании (за исключением аренды и срочного пользования). Как платить земельный налог пенсионерам и есть ли у них льготы

Категории граждан, имеющих право на льготы

Разделение на категории граждан, имеющих право на льготы, осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном.

На федеральном уровне на льготы в виде освобождения или выплаты компенсации имеют право:

  • Лица, являющиеся обладателями званий Героя СССР, России, кавалеров ордена Славы, а также ветераны и участники боевых действий, получившие ранения, если они были признаны нетрудоспособными;
  • Лица, получившие звание ликвидаторов последствий ядерных аварий или приобретшие заболевания ввиду участия в ядерных испытаниях или обслуживании ядерных установок различного назначения;
  • Инвалиды установленных законом категорий;
  • Лица, которые причисляются к особым коренным малочисленным народам и их общины, а также жители особых религиозных общин, чья деятельность не запрещена законодательством.

На региональном уровне освобождение от уплаты налога или право на выплату компенсации может получить:.

Вам досаждают пьющие соседи? Что с ними можно сделать, читайте в .

Как получить льготу?

Для того, чтобы получить льготу на уплату земельного налога или подтвердить право на получение компенсации за его уплату, лицу, имеющему такое право, необходимо обратиться в территориальное подразделение Федеральной налоговой службы с соответствующим заявлением.

К заявлению необходимо будет приложить:

  • Паспорт и его копию, заверенную нотариально;
  • Документы, подтверждающие право на льготы, оформленные в соответствии с действующим законодательством, вместе с их нотариально заверенными копиями;
  • Справка об отсутствии задолженностей по уплате налоговых сборов.

Данное заявление будет рассмотрено в течение тридцати дней с момента подачи, и о результатах рассмотрения заявитель будет уведомлен в той форме, которую он укажет в качестве предпочтительной при подаче пакета документов.

Земельный налог, несмотря на его обязательность, является налогом, от которого можно получить освобождение в полном виде или с помощью получения компенсаций. Для того, чтобы такое право официально зарегистрировать, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальное подразделение ФНС. Регулирование предоставления льгот осуществляется как на уровне федерального законодательства, так и на уровне регионального и .

Видео по теме

1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом
и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований,
вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и
нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и
обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 387 Налогового кодекса

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актов устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Внимание!

Необходимо обратить внимание, что положения абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 комментируемой статьи действуют в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

При этом положения абзаца 1 пункта 2 девствуют в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения - города Севастополя.

Отзывы о компании

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 387 НК РФ

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации » в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Так, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее — Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74).

А в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге».

В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц») предусматривает, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями гл. 31 НК РФ особо предусматривается, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ не только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но и в Севастополе на основании законов указанных субъектов Российской Федерации. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о расширении сферы действия данной главы НК РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по всему тексту гл. 31 НК РФ.

При достижении гражданами пенсионного возраста сразу же встает масса вопросов, касающихся льгот. Льготы для пенсионеров весьма разнообразны, но данная статья посвящена подробному описанию и разъяснению льготы по земельному налогу. Будут освящены самые часто задаваемые вопросы, такие как:

Основные понятия и определения;

Кто попадает под действие льгот (полный перечень);

Льготы для пенсионеров при уплате земельного налога;

Порядок обращения и получения льготы;

Действия при отказе в предоставлении льготы.

Четко, подробно и шаг за шагом наша статья даст ответы на каждый из вопросов. Конечно, можно углубиться в штудирование Налогового Кодекса РФ, но официальный язык закона не так прост. Формулировки, уточнения, дополнения и прочие нюансы из законодательства мы разъясним вам буквально «на пальцах». Итак, приступим.

Основные понятия и определения

Чтобы понимать, с чем имеем дело, разберемся, что означает земельный налог. В Налоговом кодексе РФ этому вопросу посвящена глава 37. Для уплаты земельного налога, в первую очередь необходимо знать его кадастровую стоимость, этот вопрос решается на федеральном уровне, а сам налог устанавливается уже местными властями. То есть территория, на которой расположен участок земли, которым вы владеете и за который необходимо уплачивать земельный налог, принадлежит ближайшему муниципальному образованию (то есть городу). Также кадастровая стоимость по-другому называется налоговой базой, пусть вас не пугают такие слова при обращении в налоговый орган.

Плательщиком земельного налога признается такое лицо, которое владеет участком земли бессрочно, по праву собственности или же по праву наследования. Такие лица обязаны платить налог на землю. Освобождаются от уплаты налога частично или полностью лица владеющие землей по договору аренды или при пользовании землей безвозмездно (срок определенный, конечный). Кроме того, льготники, о которых мы поговорим ниже.

Категории льготников по земельному закону, установленные законодательством РФ

На этот раз нас будет интересовать статья Налогового Кодекса под номером 395. Именно она регламентирует категории граждан, которые могут получить льготу при уплате земельного налога. Перечитывать статью можно долго, а тем более вникать в нее, но большей частью она касается организаций, а не физических лиц. Лишь пункт номер 7 касается физических лиц, но попасть в их категорию весьма проблематично, ведь там упомянуты лишь народы Крайнего Севера, Дальнего востока, а также другие малочисленные народы.

Обратим пристальное внимание на один нюанс, который гласит, что база налога на земельный участок (то есть сумма, с которой и будет исчисляться налог) может быть уменьшена на 10000 рублей. Именно этот аспект имеет прямое отношение к физическим лицам. Наша статья посвящена освещению темы «льготы пенсионерам», поэтому будем искать в списке такую категорию. Итак, граждане, которым положены льготы по уплате земельного налога:

  1. 1. Полные кавалеры ордена славы и Герои РФ и СССР;
  2. 2. Инвалиды, имеющие Ι или ΙΙ группу инвалидности (ΙΙ группа учитывается, если была получена до 01.01.04г.);
  3. 3. Граждане, имеющие свидетельство об инвалидности с детства;
  4. 4. Граждане, здоровье которых пострадало в результате действия радиации на таких объектах как Чернобыльская АЭС, производство «Маяк», Семипалатинск и Теча.
  5. 5. Граждане, здоровье которых пострадало вследствие участия в ядерных испытаниях средств вооружения, а также при ликвидации последствий радиоактивных аварий;
  6. 6. Граждане, получившие диагноз «лучевая болезнь», как следствие участия в ядерных испытания, либо учениях, а также при ликвидации последствий аварий.

Список довольно обширный, но об интересующей нас категории граждан (пенсионерах), увы, ни слова. Но не стоит отчаиваться на данном этапе статьи. Далее мы разберем, как и на каких основаниях, пенсионеры могут получить льготы по уплате земельного налога.

Льготы для пенсионеров при расчете суммы земельного налога

Как было описано выше, прямого указания в НК РФ на льготы для пенсионеров нет. Но это следует лишь из основной части закона. Следует обратить внимание на важный для нас нюанс в пункте 2 статьи 387 НК РФ. Там говорится о том, что местные власти муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, предоставляют льготы на местном законодательном уровне для определенных категорий граждан на свое усмотрение. Поэтому, следует в первую очередь нужно лично обратиться в налоговый орган по вашему месту проживания и потребовать у них полный перечень граждан, которым положены льготы при оплате земельного налога конкретно для вашего региона (города).

Это объясняется довольно просто. Земельный налог имеет местный характер, а следовательно суммы, получаемые налоговой инспекцией после уплаты налога идут прямиком в местный бюджет. А значит ставки сроки и порядок уплаты, в том числе и категории граждан, которым положены льготы, утверждаются местной администрацией.

В итоге получаем, что льготы федерального масштаба для пенсионеров не положены, но на местном уровне очень часто такие льготы устанавливаются местными властями. Отрицательный момент в том, что льгот может не быть вовсе, а например, в соседнем городе они есть. Поэтому еще раз заостряем ваше внимание на необходимости изучения местного законодательства, а именно категорий граждан, которым положены льготы по уплате земельного налога. Если же вам «не повезло» с местом проживания, то придется платить налог в полной мере.

Например, пенсионеры г. Санкт-Петербурга освобождаются от уплаты земельного налога полностью на один земельный участок площадью до 25 соток. Для получения льготы необходимо только предъявить пенсионное удостоверение. Аналогичные льготы имеют и пенсионеры городов Томск, Ростов-на-Дону.

Пенсионерам г. Новосибирска предоставлена льгота по земельному налогу в размере 50 %.

А вот пенсионеры городов Москвы, Красноярская, Уфы от уплаты земельного налога не освобождаются.

Как узнать, положены ли в конкретном субъекте льготы пенсионерам по уплате земельного налога? Для этого необходимо обратиться на сайт Налоговой службы, выбрать регион проживания и в разделе "Имущественные налоги и льготы " посмотреть о наличии льгот по уплате.

Порядок получения льгот и необходимые для этого документы

Перечень граждан, которым положена льгота при уплате земельного налога устанавливается на местном уровне, с этим мы разобрались. Теперь же коснемся вопроса, как и куда обращаться, если льгота вам все-таки положена, чтобы ее получить. Предлагаем вам следующий порядок действий:

  1. 1. Личное обращение в местную администрацию или налоговый орган с целью ознакомления с действующим местным законодательством и перечнем граждан, которым положена льгота при уплате земельного налога. Важно помнить, что закона постоянно меняются или «обрастают» поправками и дополнениями, поэтому, если в текущем году вам не положена льгота, то это не значит, что вас не могут включить в данный перечень, например, в следующем году.
  2. 2. Предположим, что вы имеете право на льготу, значит следующий шаг – это обращение в налоговую инспекцию. С собой захватите следующий комплект документов: пенсионное удостоверение, паспорт гражданина РФ, документы на земельный участок (в том числе документ о праве собственности на него). Помимо этого, вам дадут бланк заявления в специально установленной форме для его заполнения, после чего примут пакет документов к рассмотрению и утверждению (возможно отказу). Важно помнить, что даже если льгота вам положена по закону, то до момента личного обращения она не будет предоставлена.

Также учитывайте и такой момент, как срок подачи документов. На местном уровне сроки устанавливаются местными же органами власти.

Что делать, если вы попадаете под действие льготы, но вам ее не дали?

В случае отрицательного решения по вашему заявлению, то вы можете подать жалобу на действия или бездействие налогового органа, которое повлекло за собой нарушение ваших прав. Для этого необходимо лично или через представителя обратиться в тот же налоговый орган, чьим действием вы недовольны с жалобой, в которой кроме обычных пунктов ФИО, данные паспорта, место проживания и прочее, необходимо указать: суть вашей претензии, обжалуемый вами акт, указать основания для подачи жалобы, а также свои требования. Важно, чтобы жалоба была принята в том же отделении налоговой службы, в котором вам и отказали.

Жалоба будет направлена в порядке подчиненности в вышестоящий орган. Способ подачи жалобы либо через канцелярский отдел налоговой, либо по почте.

kodeks.systecs.ru

Статья 387 НК РФ. Общие положения

СТ 387 НК РФ .

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

Комментарий к Ст. 387 Налогового кодекса

На основании статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм такой платы является земельный налог.

Статья 387 НК РФ устанавливает общие положения относительно установления земельного налога.

Земельный налог является местным налогом, поэтому он устанавливается НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Изменение и отмена земельного налога также производится на основании НК РФ и нормативно-правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге также действуют законы данных субъектов РФ, на основании которых помимо НК РФ производится установление, взимание, изменение и прекращение земельного налога на территориях городов федерального назначения.

К примеру, на территории города Москвы действует Закон г. Москвы от 24.11.2004 N 74 «О земельном налоге».

Поскольку земельный налог является местным, представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального назначения самостоятельно в нормативно-правовых актов устанавливают налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, но только в тех пределах, которые закреплены в НК РФ.

Необходимо обратить внимание, что положения абзаца 2 пункта 1 и абзаца 2 пункта 2 комментируемой статьи действуют в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

При этом положения абзаца 1 пункта 2 девствуют в редакции Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

Данные изменения обусловлены включением в состав Российской Федерации нового субъекта — города федерального значения — города Севастополя.

Может возникнуть вопрос: имеет ли право муниципальное образование или город федерального значения отменить льготы по земельному налогу, которые не предусмотрены НК РФ, но были введены на территории такого муниципального образования или города федерального значения актом законодательного (представительного) органа?

Обратимся на этот счет к официальным разъяснениям Минфина России.

В письме Минфина России от 08.08.2012 N 03-05-06-02/55 разъяснено, что представительные органы муниципальных образований не вправе отменять налоговые льготы по земельному налогу, установленные в гл. 31 «Земельный налог» Кодекса.

При этом обращаем внимание, что на основании пункта 2 статьи 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В этой связи Минфин России отмечает: если представительным органом муниципального образования было принято решение о предоставлении льготного налогообложения по земельному налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, то данное решение может быть отменено новым решением представительного органа муниципального образования.

В письме Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/527, в свою очередь, рассмотрен вопрос об установлении льготных ставок по земельному налогу в отношении земельных участков, расположенных на территории г. Севастополя. По данному вопросу Департамент финансового ведомства указал, что решение вопросов, связанных с установлением льготных налоговых ставок в отношении земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, относится к компетенции Законодательного собрания города Севастополя.

Также данными нормативно-правовыми актами муниципальные образования и города федерального назначения могут устанавливать льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» не применяется, за исключением статьи 25.

В данную статью не вносились изменения с 2004 года.

В пункте 2 комментируемой статьи не определено, к одному или нескольким земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, может применяться налоговая льгота в форме установления размера необлагаемой земельным налогом суммы. Поскольку ограничения не установлено, то можно сделать вывод о том, что данная налоговая льгот а подлежит применению ко всем земельным участкам, принадлежащим налогоплательщику, но находящимся в границах одного муниципального образования или города федерального назначения, на территории которых данная льгота введена.

В письме ФНС РФ от 26.11.2007 N СК-6-11/ «О земельном налоге» разъяснено, что законодательно не определено, что налоговая льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленная представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), может применяться при исчислении земельного налога только в отношении одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику и расположенного на территории соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Учитывая изложенное, при установлении представительным органом муниципального образования для категорий налогоплательщиков, определенных пунктом 5 статьи 391 Кодекса, дополнительной налоговой льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, распространяемой на все земельные участки, принадлежащие налогоплательщику и находящиеся на территории муниципального образования.

Данная позиция, изложенная в письме, является актуальной, так как правовое регулирования данного вопроса не изменилось.

В судебной практике не сложилось какой-либо проблемы относительно применения статьи 387 НК РФ.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

П 2 ст 387 нк рф земельный налог льготы

1. Земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса, применяется нормативная цена земли.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. N 319 нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Земельный налог относится к местным налогам.

В соответствии с п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Так, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 «О земельном налоге» (далее - Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74).

А в г. Санкт-Петербурге действует Закон Санкт-Петербурга от 23 ноября 2012 г. N 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге».

В соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Отметим, что с 1 января 2015 г. абз. 1 п. 2 ст. 387 НК РФ (в ред. Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц») предусматривает, что, устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. положениями гл. 31 НК РФ особо предусматривается, что земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ не только в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, но и в Севастополе на основании законов указанных субъектов Российской Федерации. Он вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Соответствующие изменения о расширении сферы действия данной главы НК РФ внесены Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» по всему тексту гл. 31 НК РФ.

© 2016-2017 Налоговый кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям НК РФ.

www.sovmultik.ru

Статья 387 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

1. Земельный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.